Рассказ уездный лекарь. Уездный лекарь. Иван Сергеевич Тургенев

Все под богом ходим Устар. Никто не гарантирован от чего-либо опасного, непредвиденного; всё может произойти, случиться с каждым. [Семёнов: ] , Иван Иваныч, твоего отца и благодетеля не стало. Всем горе, а тебе, чай, вдвойне. [Биркин: ] Что ж? Все под Богом. Слезами не поможешь! Всех мёртвых не оплачешь! (А. Островский. Козьма Захарьич Минин-Сухорук). - Так-то, мой друг маменька! Все мы под Богом ходим! сегодня и здоровы, и сильны, и пожить бы, и пожуировать бы, и сладенького бы скушать, а завтра… (Салтыков-Щедрин. Господа Головлёвы).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Все под богом ходим" в других словарях:

    все мы под Богом ходим - (иноск.) зависим во всем от Бога. (Он в жизни и смерти волен все умрем.) Ср. Смотри ж у меня неровен час, все под Богом ходим, как вдруг пошлет Господь смертный час, ты... Груню без меня не обидь. П.И. Мельников. В лесах. 1, 10. Ср. Все под Богом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Все мы под Богом ходим. - Все мы под Богом ходим. См. БОГ ВЕРА …

    Устар. Никто не гарантирован от чего либо опасного, непредвиденного; всё может произойти, случиться с каждым. [Семёнов:] Ну вот, Иван Иваныч, твоего отца и благодетеля не стало. Всем горе, а тебе, чай, вдвойне. [Биркин:] Что ж? Все под Богом.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Все мы под Богом ходим - Всѣ мы подъ Богомъ ходимъ (иноск.) зависимъ во всемъ отъ Бога. (Онъ въ жизни и смерти воленъ всѣ умремъ.) Ср. Смотри жъ у меня неровенъ часъ, всѣ подъ Богомъ ходимъ, какъ вдругъ пошлетъ Господь смертный часъ, ты... Груню безъ меня не обидь. П. И … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. - Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. См. ВЕРА ИСПОВЕДАНИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ПОД Толковый словарь Даля

    ПОД - муж. пол, низ, земь, настилка долу, подошвенная выстилка, дно. Под водоема, устланное, убитое дно, пол. | Под, в избе крестьянской, жернов угол, кутник, куть, род нар, помост в углу наискось против дверей, где спят женщины и где бывают ручные… … Толковый словарь Даля

    Бог - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

    БОГ - [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова

    ходи́ть - хожу, ходишь; несов. 1. Обладать способностью, быть в состоянии двигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном). Солдаты совсем обессилели. Некоторые не могли ходить. Пушкин, История Пугачева. Пантелей Прокофьевич только что начал… … Малый академический словарь

Спросите человека, зашедшего в храм поставить свечку, зачем он туда пришёл. В большинстве случаев услышите в ответ: чтобы попросить Божией помощи. В чём? Тут все скажут разное: исцелиться от болезни хочу, чтобы в семье всё было мирно, работу хорошую найти хочу, замуж хочу, успеха в бизнесе хочу… Нормальные желания, вполне понятные. Только вот не всегда они исполняются. Хотя Господь всемогущ, бесконечно добр и всё может совершить, что нам на пользу, но нет, не совершает… Почему так?

Священное Писание говорит о том, что Бог создал наш мир «из ничего». На первый взгляд, это утверждение выше человеческого понимания. Но в нашем мире существует аналогия процессу Творения, проясняющая картину.

Господь Бог в Символе веры называется Творцом, а по-гречески – Поэтом неба и земли. Весь наш мир был сотворён словом Божиим. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», – пишет апостол и евангелист Иоанн (Ин. 1, 1-3 ).

Наши земные поэты и писатели тоже творят словом миры. Существуют нематериальные миры, созданные «из ничего» мыслью Достоевского и Толстого, братьев Стругацких, и Толкиена… Где? В нашем сознании, наверное. Но это не мешает множеству людей играть в гномов и эльфов. А кто из мальчишек не рубился на деревянных шпагах под возглас «один за всех и все за одного!»?

«Мои мысли – не ваши мысли» (Ис. 55, 8 ), – говорит Господь. Его мысли, облечённые в слова, становятся реальностью, претворяются в материю, формирующую и весь окружающий мир, и нас самих. В этом, кстати, нет ничего невероятного с позиций современной физики. Энергия («ничто» для человека, поскольку невидима), будучи «сконденсированной», по словам учёного Вернера Гейзенберга, образует материю.

Представим себе, что Господь «придумал», «сочинил» наш мир, в том числе и людей, и «записал» его в материи. Получилась такая своеобразная «книга», в которой мы с вами персонажи и должны по законам жанра подчиняться воле Автора. Может ли Иван Карамазов уйти в монастырь, а Шерлок Холмс жениться? Нет, их жизненные пути жёстко фиксированы писателями.

Но Господь Своих «действующих лиц» по-настоящему любит, и поэтому Он даёт нам свободу. Свободу сойти с того персонального пути, который Он промыслил для каждого из нас. Пути, ведущего человека к спасению, в вечную жизнь после земной смерти.

Для каждого человека Бог проложил дорогу, наиболее подходящую именно для него. Но мы, вслед за прародителями Адамом и Евой, заявляем: хочу управлять своей жизнью самостоятельно. И сворачиваем с личной кратчайшей тропинки или на шоссе успешности и высокого социального статуса, или на магистраль комфорта и удовольствий, или на аллею тихих семейных радостей, или на просеку самосовершенствования… Проваливаясь по дороге в тинные болота грехов – не без этого.

Всё дело в нашей самости. Наши желания часто не соответствуют тому, что Господь промыслил о нас. И тогда даже самая настойчивая просьба не приведёт к исполнению желания. Автор не переписывает Книгу нашей жизни. Но персонаж может выйти из подчинения и начать писать собственную книгу. И тут же у него появляются хвостатые «соавторы». Бесы, радостно ухмыляясь, исполнят желания человека, уверенного в том, что «человек хозяин своей судьбы». Такие «клиенты» очень подходят для выполнения основной бесовской задачи – не позволить людям соединиться с Богом.

Просить чего-то у Господа вовсе не запрещено. Наоборот, Господь Сам говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7 ). Неправедно настаивать на своём хотении, требовать от Бога исполнения своих желаний. Даже если эти желания кажутся вам вполне благими, они могут не согласовываться с Божией волей.

Как узнать, чего просить можно, а чего не стоит? Как познать волю Божию о себе? Это, может быть, самый сложный вопрос, который встаёт перед человеком. Господь Сам открывает человеку Свою волю о нём, наше дело – научиться её видеть.

Общая для всех воля Божия открывается нам в Евангелии. Поэтому регулярное чтение Евангелия – первое дело для православного человека.

Частную волю Божию о себе самом человек часто пытается узнать от духоносного старца или за неимением такового у ближайшего священника. Хорошо, если священник соответствует ожиданиям, а если нет, то не остаётся другого выхода, как учиться действовать самому. Как? Например, по слову епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, «если нам предстоит что-то сделать и мы не знаем, так поступить или нет, во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны… мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений. И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать». И ещё он же: «Воля Божья узнаётся исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается - верим, что нет».

Самое душеполезное – стать послушным инструментом в руке Божией, не противиться Его воле: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39 ). И самый, наверное, важный совет даёт нам Евангелие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и… всё приложится вам» (Мф. 6, 33 ). Чем ближе человек к Богу, тем меньше он просит о земном. «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею» (свт. Филарет Московский).

Человек настолько верит Богу, что ничего не просит, кроме исполнения Его воли в своей жизни. Так верила Пресвятая Богородица, когда, будучи трёхлетним ребёнком, оставила за спиной Своих родителей и радостно вошла в Храм Господень.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.
См. ВЕРА - ИСПОВЕДАНИЕ

  • - Я его и пальцем не тронул...
  • - зависим во всем от Бога. Ср. Смотри ж у меня - неровен час, все под Богом ходим, как вдруг пошлет Господь смертный час, ты... Груню без меня не обидь. П.И. Мельников. В лесах. 1, 10. Ср. Все под Богом...
  • - Ср. Пустить на племя или назначить на убой. Ср. Мы несем едино бремя, Только жребий наш иной; Вы - назначены на племя, Я - назначен на убой. Д.В. Давыдов. Даме, при отъезде на войну...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Всѣ мы подъ Богомъ ходимъ зависимъ во всемъ отъ Бога. Ср. Смотри-жъ у меня - неровенъ часъ, всѣ подъ Богомъ ходимъ, какъ вдругъ пошлетъ Господь смертный часъ, ты... Груню безъ меня не обидь. П. И. Мельниковъ...
  • - Не всѣхъ коли, хоть одного на племя пусти. Ср. Пустить на племя, или назначить на убой. Ср. Мы несемъ едино бремя, Только жребій нашъ иной; Вы - назначены на племя, Я - назначенъ на убой. Д. В. Давыдовъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. Никто не гарантирован от чего-либо опасного, непредвиденного; всё может произойти, случиться с каждым. Ну вот, Иван Иваныч, твоего отца и благодетеля не стало. Всем горе, а тебе, чай, вдвойне. Что ж? Все под Богом...
  • - Разг. Экспрес. Очень хочется, любопытно. - Если где хорошо, так это у нас в Москве… Матушка, белокаменная, златоглавая, хоть бы одним глазком посмотреть на тебя! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Мир судит один...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не всех коли: хоть одного на племя пусти...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - С Богом хоть за море...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Хоть плюнь, хоть дунь, хоть чихни, хоть кашляни...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Волг. О множестве маленьких детей. Глухов 1988, 116...

    Большой словарь русских поговорок

"Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем." в книгах

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Как ни смотри, хоть так хоть этак…» Как ни смотри, хоть так хоть этак, Но все равно сорвется с губ: - Сей Ювенал в сатире туп, А в эпиграммах он не едок! 1955 г. 13 мая.

Хоть с земли, хоть с воды…

Из книги Самолеты нашей судьбы автора Маркуша Анатолий Маркович

Хоть с земли, хоть с воды… Свою «летающую лодку» молодой инженер Вадим Шавров задумал еще во второй половине двадцатых годов. Строить машину начали втроем - сам Шавров, инженер Виктор Коровин и механик Николай Фунтиков. Все элементы будущего летательного аппарата

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет”

Из книги Фрикономика [Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями] автора Левитт Стивен Дэвид

6 Идеальные родители, часть II, или “Что имя? Роза пахнет розой, хоть назови ее, хоть нет” В которой мы взвешиваем важность первого официального акта родителя - выбора имени для ребенка. Мальчик по имени Победитель и его брат Неудачник… Самые черные и самые белые имена…

Становление одним с Богом

Из книги Интеграция души автора Рэйчел Сэл

Становление одним с Богом Если ум спокоен, можно настраиваться на то или иное без навешивания ярлыков. Это называется непосредственным восприятием. Сейчас вместо того, чтобы думать: «Вот дерево. Это дуб. На нем растут желуди, а летом у него темно-зеленые листья и так

Хоть бы одного вывезти!

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Хоть бы одного вывезти! На пути в Гижигу нам поработать пришлось, даже жарко стало. Прилетели в Гижигу, там нет грамотных авиационных людей, которые могут принять самолет. В телеграмме мы просили, чтобы аэродром был в тысячу метров. Они приготовили честно такой аэродром.

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия

Из книги автора

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Хоть бы сестру завели под видом горничной или врача под видом одного из полковников - все-таки человеку 72 года!

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Хоть бы сестру завели под видом горничной или врача под видом одного из полковников - все-таки человеку 72 года! На следующее утро, четвертого, кому-то пришла в голову идея, нет ли вдобавок ко всему инфаркта миокарда. Из больницы прибыла молодая врачиха, сняла

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…»

Из книги Чтоб знали! Избранное (сборник) автора Армалинский Михаил

«Хоть с какой пиздой, хоть со старой…» Хоть с какой пиздой, хоть со старой, хоть с Прасковьей или с Саррой. Женщины, годные лишь для ебли (на остальное – глаза ослепли), рвутся заполучить кольцо - у своей пизды стоят на посту. Женщины – все на одно лицо, только разные на

Веруем: в руку или в голову?

Из книги Критика нечистого разума автора Силаев Александр Юрьевич

Веруем: в руку или в голову? Вера в добрую волю невидимых рыночных рук - предельно безвольна, вера в организующее начало рацио - глубоко

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве

Из книги Повелительное наклонение истории автора Матвейчев Олег Анатольевич

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Борьба с пьянством всегда неэффективна, хоть при Рузвельте, хоть при Горбачеве Прежде всего, надо обратиться к нашему великому опыту «Сухой закон» в России заслуживает особого внимания. Впервые ему предшествовали трехлетние дебаты в Государственной Думе,

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ!

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

ХОТЬ СТОЙ, ХОТЬ ПАДАЙ! Провожал друзей на Киевском вокзале.До отхода поезда оставались считанные минуты. По сумрачному подземному переходу неслись мы, не разбирая пути. На повороте в поле зрения попала молодая женщина с малышкою в оберемке. И негромкое:- Подайте копеечку

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Если у тебя нет любви, то хоть поклоны делай, хоть молитвы твори, - толку не будет Пойми, бесполезно сделать сто поклонов и не почувствовать ничего… Лучше сделай только двадцать поклонов или пятнадцать, но с чувством и любовью ко Господу, в сообразовании с Его

9. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке. 10. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми - как мертвые. 11. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке. 10. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми - как мертвые. 11. Все мы ревем, как медведи, и

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna

Из книги автора

Хоть смейся, хоть плачь, а это машина для шутов Nissan Juke 1.6 DIG– T Tekna Меня до сих пор удивляет Ford Scorpio, потому что ведь однажды кто-то пришел на важное совещание и сказал: «Смотрите все, вот как это будет выглядеть».Почему никто из присутствовавших не сказал: «Ты шутишь?» –

"Записки охотника - Уездный лекарь"

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. Жар меня томил; я предвидел бессонную ночь и рад был поболтать с добрым человеком. Подали чай. Пустился мой доктор в разговоры. Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно. Странные дела случаются на свете: с иным человеком и долго живешь вместе и в дружественных отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души; с другим же едва познакомиться успеешь - глядь, либо ты ему, либо он тебе, словно на исповеди, всю подноготную и проболтал. Не знаю, чем я заслужил доверенность моего нового приятеля, - только он, ни с того ни с сего, как говорится, "взял" да и рассказал мне довольно замечательный случай; а я вот и довожу теперь его рассказ до сведения благосклонного читателя. Я постараюсь выражаться словами лекаря.

Вы не изволите знать, - начал он расслабленным и дрожащим голосом (таково действие беспримесного березовского табаку), - вы не изволите знать здешнего судью, Мылова, Павла Лукича?.. Не знаете... Ну, все равно. (Он откашлялся и протер глаза.) Вот, изволите видеть, дело было этак, как бы вам сказать - не солгать, в Великий пост, в самую ростепель. Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник. Вдруг (мой лекарь часто употреблял слово: вдруг) говорят мне: человек ваш вас спрашивает. Я говорю: что ему надобно? Говорят, записку принес, - должно быть, от больного. Подай, говорю, записку. Так и есть: от больного... Ну, хорошо, - это, понимаете, наш хлеб... Да вот в чем дело: пишет ко мне помещица, вдова; говорит, дескать, дочь умирает, приезжайте, ради самого Господа Бога нашего, и лошади, дескать, за вами присланы. Ну, это еще все ничего... Да, живет-то она в двадцати верстах от города, а ночь на дворе, и дороги такие, что фа! Да и сама беднеющая, больше двух целковых ожидать тоже нельзя, и то еще сумнительно, а разве холстом придется попользоваться да крупицами какими-нибудь. Однако долг, вы понимаете, прежде всего: человек умирает. Передаю вдруг карты непременному члену Каллиопину и отправляюсь домой. Гляжу: стоит тележчонка перед крыльцом; лошади крестьянские - пузатые-препузатые, шерсть на них - войлоко настоящее, и кучер, ради уваженья, без шапки сидит. Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят... Вы изволите смеяться, а я вам скажу: наш брат, бедный человек, все в соображенье принимай... Коли кучер сидит князем, да шапки не ломает, да еще посмеивается из-под бороды, да кнутиком шевелит - смело бей на две депозитки! А тут, вижу, дело-то не тем пахнет. Однако, думаю, делать нечего: долг прежде всего. Захватываю самонужнейшие лекарства и отправляюсь. Поверите ли, едва дотащился. Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало - беда! Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт. В окнах свет: знать, ждут. Вхожу. Навстречу мне старушка почтенная такая, в чепце. "Спасите, - говорит, - умирает". Я говорю: "Не извольте беспокоиться... Где больная?" - "Вот сюда пожалуйте". Смотрю: комнатка чистенькая, а углу лампада, на постеле девица лет двадцати, в беспамятстве. Жаром от нее так и пышет, дышит тяжело - горячка. Тут же другие две девицы, сестры, - перепуганы, в слезах. "Вот, говорят, вчера была совершенно здорова и кушала с аппетитом; поутру сегодня жаловалась на голову, а к вечеру вдруг вот в каком положении..." Я опять-таки говорю: "Не извольте беспокоиться", - докторская, знаете, обязанность, - и приступил. Кровь ей пустил, горчичники поставить велел, микстурку прописал. Между тем я гляжу на нее, гляжу, знаете, - ну, ей-Богу, не видал еще такого лица... красавица, одним словом! Жалость меня так и разбирает. Черты такие приятные, глаза... Вот, слава Богу, успокоилась; пот выступил, словно опомнилась; кругом поглядела, улыбнулась, рукой по лицу провела... Сестры к ней нагнулись, спрашивают: "Что с тобою?" - "Ничего", - говорит, да и отворотилась... Гляжу - заснула. Ну, говорю, теперь следует больную в покое оставить. Вот мы все на цыпочках и вышли вон; горничная одна осталась на всякий случай. А в гостиной уж самовар на столе, и ямайский тут же стоит: в нашем деле без этого нельзя. Подали мне чай, просят остаться ночевать... Я согласился: куда теперь ехать! Старушка все охает. "Чего вы? - говорю. - Будет жива, не извольте беспокоиться, а лучше отдохните-ка сами: второй час". - "Да вы меня прикажете разбудить, коли что случится?" - "Прикажу, прикажу". Старушка отправилась, и девицы также пошли к себе в комнату; мне постель в гостиной постлали. Вот я лег, - только не могу заснуть, - что за чудеса! Уж на что, кажется, намучился. Все моя больная у меня с ума нейдет. Наконец не вытерпел, вдруг встал; думаю, пойду посмотрю, что делает пациент? А спальня-то ее с гостиной рядом. Ну, встал, растворил тихонько дверь, а сердце так и бьется. Гляжу: горничная спит, рот раскрыла и храпит даже, бестия! а больная лицом ко мне лежит и руки разметала, бедняжка! Я подошел... Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня!.. "Кто это? кто это?" Я сконфузился. "Не пугайтесь, - говорю, - сударыня: я доктор, пришел посмотреть, как вы себя чувствуете". - "Вы доктор?" - "Доктор, доктор... Матушка ваша за мною в город посылали; мы вам кровь пустили, сударыня; теперь извольте почивать, а дня этак через два мы вас, даст Бог, на ноги поставим". - "Ах, да, да, доктор, не дайте мне умереть... пожалуйста, пожалуйста". - "Что вы это, Бог с вами!" А у ней опять жар, думаю я про себя; пощупал пульс: точно, жар. Она посмотрела на меня - да как возьмет меня вдруг за руку. "Я вам скажу, почему мне не хочется умереть, я вам скажу, я вам скажу... теперь мы одни; только вы, пожалуйста, никому... послушайте..." Я нагнулся; придвинула она губы к самому моему уху, волосами щеку мою трогает, - признаюсь, у меня самого кругом пошла голова, - и начала шептать... Ничего не понимаю... Ах, да это она бредит... Шептала, шептала, да так проворно и словно не по-русски кончила, вздрогнула, уронила голову на подушку и пальцем мне погрозилась. "Смотрите же, доктор, никому..." Кое-как я ее успокоил, дал ей напиться, разбудил горничную и вышел.

Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел.

Однако, - продолжал он, - на другой день больной, в противность моим ожиданиям, не полегчило. Я подумал, подумал и вдруг решился остаться, хотя меня другие пациенты ожидали... А вы знаете, этим неглижировать нельзя: практика от этого страдает. Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал сильное к ней расположение. Притом же и все семейство мне нравилось. Люди они были хоть и неимущие, но образованные, можно сказать, на редкость... Отец-то у них был человек ученый, сочинитель; умер, конечно, в бедности, но воспитание детям успел сообщить отличное; книг тоже много оставил. Потому ли, что хлопотал-то я усердно около больной, по другим ли каким-либо причинам, только меня, смею сказать, полюбили в доме, как родного... Между тем распутица сделалась страшная: все сообщения, так сказать, прекратились совершенно; даже лекарство с трудом из города доставлялось... Больная не поправлялась... День за день, день за день... Но вот-с... тут-с... (Лекарь помолчал.) Право, не знаю, как бы вам изложить-с... (Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю.) Скажу вам без обиняков, больная моя... как бы это того... ну, полюбила, что ли, меня... или нет, не то чтобы полюбила... а впрочем... право, как это, того-с... (Лекарь потупился и покраснел.)

Нет, - продолжал он с живостью, - какое полюбила! Надо себе наконец цену знать. Девица она была образованная, умная, начитанная, а я даже латынь-то свою позабыл, можно сказать, совершенно. Насчет фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться. Но дураком Господь Бог тоже меня не уродил: я белое черным не назову; я кое-что тоже смекаю. Я, например, очень хорошо понял, что Александра Андреевна - ее Александрой Андреевной звали - не любовь ко мне почувствовала, а дружеское, так сказать, расположение, уважение, что ли. Хотя она сама, может быть, в этом отношении ошибалась, да ведь положение ее было какое, вы сами рассудите... Впрочем, - прибавил лекарь, который все эти отрывистые речи произнес, не переводя духа и с явным замешательством, - я, кажется, немного зарапортовался... Этак вы ничего не поймете... а вот, позвольте, я вам все по порядку расскажу.

Так, так-то-с. Моей больной все хуже становилось, хуже, хуже. Вы не медик, милостивый государь; вы понять не можете, что происходит в душе нашего брата, особенно на первых порах, когда он начинает догадываться, что болезнь-то его одолевает. Куда денется самоуверенность! Оробеешь вдруг так, что и сказать нельзя. Так тебе и кажется, что и позабыл-то ты все, что знал, и что больной-то тебе больше не доверяет, и что другие уже начинают замечать, что ты потерялся, и неохотно симптомы тебе сообщают, исподлобья глядят, шепчутся... э, скверно! Ведь есть же лекарство, думаешь, против этой болезни, стоит только найти. Вот не оно ли? Попробуешь - нет, не оно! Не даешь времени лекарству как следует подействовать... то за то хватишься, то за то. Возьмешь, бывало, рецептурную книгу... ведь тут оно, думаешь, тут! Право слово, иногда наобум раскроешь: авось, думаешь, судьба... А человек меж тем умирает; а другой бы его лекарь спас. Консилиум, говоришь, нужен; я на себя ответственности не беру. А уж каким дураком в таких случаях глядишь! Ну, со временем обтерпишься, ничего. Умер человек - не твоя вина: ты по правилам поступал. А то вот что еще мучительно бывает: видишь доверие к тебе слепое, а сам чувствуешь, что не в состоянии помочь. Вот именно такое доверие все семейство Александры Андреевны ко мне возымело: и думать позабыли, что у них дочь в опасности. Я их тоже, с своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит. К довершению несчастия, такая подошла распутица, что за лекарством по целым дням, бывало, кучер ездит. А я из комнаты больной не выхожу, оторваться не могу, разные, знаете, смешные анекдотцы рассказываю, в карты с ней играю. Ночи просиживаю. Старушка меня со слезами благодарит; а я про себя думаю: "Не стою я твоей благодарности". Признаюсь вам откровенно - теперь не для чего скрываться - влюбился я в мою больную. И Александра Андреевна ко мне привязалась: никого, бывало, к себе в комнату, кроме меня, не пускает. Начнет со мной разговаривать, - расспрашивает меня, где я учился, как живу, кто мои родные, к кому я езжу? И чувствую я, что не след ей разговаривать; а запретить ей, решительно этак, знаете, запретить - не могу. Схвачу, бывало, себя за голову: "Что ты делаешь, разбойник?.." А то возьмет меня за руку и держит, глядит на меня, долго, долго глядит, отвернется, вздохнет и скажет: "Какой вы добрый!" Руки у ней такие горячие, глаза большие, томные. "Да, - говорит, - вы добрый, вы хороший человек, вы не то, что наши соседи... нет, вы не такой, вы не такой... Как это я до сих пор вас не знала!" - "Александра Андреевна, успокойтесь, - говорю... - я, поверьте, чувствую, я не знаю, чем заслужил... только вы успокойтесь, ради Бога, успокоитесь... все хорошо будет, выбудете здоровы". А между тем, должен я вам сказать, - прибавил лекарь, нагнувшись вперед и подняв кверху брови, - что с соседями они мало водились оттого, что мелкие им не под стать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться. Я вам говорю: чрезвычайно образованное было семейство, - так мне, знаете, и лестно было. Из одних моих рук лекарство принимала... приподнимется, бедняжка, с моею помощью примет я взглянет на меня... сердце у меня так и покатится. А между тем ей все хуже становилось, все хуже: умрет, думаю, непременно умрет. Поверите ли, хоть самому в гроб ложиться; а тут мать, сестры наблюдают, в глаза мне смотрят... и доверие проходит. "Что? Как?" - "Ничего-с, ничего-с!" А какое ничего-с, ум мешается. Вот-с, сижу я однажды ночью, один опять, возле больной. Девка тут тоже сидит и храпит во всю ивановскую... Ну, с несчастной девки взыскать нельзя: затормошилась и она. Александра-то Андреевна весьма нехорошо себя весь вечер чувствовала; жар ее замучил. До самой полуночи все металась; наконец словно заснула; по крайней мере, не шевелится, лежит. Лампада в углу перед образом горит. Я сижу, знаете, потупился, дремлю тоже. Вдруг, словно меня кто под бок толкнул, обернулся я... Господи, Боже мой! Александра Андреевна во все глаза на меня глядит... губы раскрыты, щеки так и горят. "Что с вами?" - "Доктор, ведь я умру?" - "Помилуй Бог!" - "Нет, доктор, нет, пожалуйста, не говорите мне, что я буду жива... не говорите... если б вы знали... послушайте, ради Бога не скрывайте от меня моего положения! - А сама так скоро дышит. - Если я буду знать наверное, что я умереть должна... я вам тогда все скажу, все!" - "Александра Андреевна, помилуйте!" - "Послушайте, ведь я не спала нисколько, я давно на вас гляжу... ради Бога... я вам верю, вы человек добрый, вы честный человек, заклинаю вас всем, что есть святого на свете, - скажите мне правду! Если б вы знали, как это для меня важно... Доктор, ради Бога скажите, я в опасности?" - "Что я вам скажу, Александра Андреевна, помилуйте!" - "Ради Бога, умоляю вас!" - "Не могу скрыть от вас, Александра Андреевна, - вы точно в опасности, но Бог милостив..." - "Я умру, я умру..." И она словно обрадовалась, лицо такое веселое стало; я испугался. "Да не бойтесь, не бойтесь, меня смерть нисколько не стращает". Она вдруг приподнялась и оперлась на локоть. "Теперь... ну, теперь я могу вам сказать, что я благодарна вам от всей души, что вы добрый, хороший человек, что я вас люблю..." Я гляжу на нее, как шальной; жутко мне, знаете... "Слышите ли, я люблю вас..." - "Александра Андреевна, чем же я заслужил!" - "Нет, нет, вы меня не понимаете... ты меня не понимаешь..." И вдруг она протянула руки, схватила меня за голову и поцеловала... Поверите ли, я чуть-чуть не закричал... бросился на колени и голову в подушки спрятал. Она молчит; пальцы ее у меня на волосах дрожат; слышу: плачет. Я начал ее утешать, уверять... я уж, право, не знаю, что я такое ей говорил. "Девку, - говорю, - разбудите, Александра Андреевна... благодарю вас... верьте... успокойтесь".

- "Да полно же, полно, - твердила она. - Бог с ними со всеми; ну, проснутся, ну, придут - все равно: ведь умру же я... Да и ты чего робеешь, чего боишься? Подними голову... Или вы, может быть, меня не любите, может быть, я обманулась... в таком случае извините меня". - "Александра Андреевна, что вы говорите?.. я люблю вас, Александра Андреевна". Она взглянула мне прямо в глаза, раскрыла руки. "Так обними же меня..." Скажу вам откровенно: я не понимаю, как я в ту ночь с ума не сошел. Чувствую я, что больная моя себя губит; вижу, что не совсем она в памяти; понимаю также и то, что не почитай она себя при смерти, - не подумала бы она обо мне; а то ведь, как хотите, жутко умирать в двадцать пять лет, никого не любивши: ведь вот что ее мучило, вот отчего она, с отчаянья, хоть за меня ухватилась, понимаете теперь? Ну не выпускает она меня из своих рук. "Пощадите меня, Александра Андреевна, да и себя пощадите, говорю". - "К чему, - говорит, - чего жалеть? Ведь должна же я умереть..." Это она беспрестанно повторяла. "Вот если бы я знала, что я в живых останусь и опять в порядочные барышни попаду, мне бы стыдно было, точно стыдно... а то что?" - "Да кто вам сказал, что вы умрете?" - "Э, нет, полно, ты меня не обманешь, ты лгать не умеешь, посмотри на себя". - "Вы будете живы, Александра Андреевна, я вас вылечу; мы испросим у вашей матушки благословение... мы соединимся узами, мы будем счастливы". - "Нет, нет, я с вас слово взяла, я должна умереть... ты мне обещал... ты мне сказал..." Горько было мне, по многим причинам горько. И посудите, вот какие иногда приключаются вещицы: кажется, ничего, а больно. Вздумалось ей спросить меня, как мое имя, то есть не фамилия, а имя. Надо же несчастье такое, что меня Трифоном зовут. Да-с, да-с; Трифоном, Трифоном Иванычем. В доме-то меня все доктором звали. Я, делать нечего, говорю: "Трифон, сударыня". Она прищурилась, покачала головой и прошептала что-то по-французски, - ох, да недоброе что-то, - и засмеялась потом, нехорошо тоже. Вот этак-то я почти всю ночь провел с ней. Поутру вышел, словно угорелый; вошел к ней опять в комнату уже днем, после чаю. Боже мой, Боже мой! Узнать ее нельзя: краше в гроб кладут. Честью вам клянусь, не понимаю теперь, не понимаю решительно, как я эту пытку выдержал. Три дня, три ночи еще проскрыпела моя больная... и какие ночи! Что она мне говорила!.. А в последнюю-то ночь, вообразите вы себе, - сижу я подле нее и уж об одном Бога прошу: прибери, дескать, ее поскорей, да и меня тут же... Вдруг старушка мать - шасть в комнату... Уж я ей накануне сказал, матери-то, что мало, дескать, надежды, плохо, и священника не худо бы. Больная, как увидела мать, и говорит: "Ну вот, хорошо, что пришла... посмотри-ка на нас, мы друг друга любим, мы друг другу слово дали". - "Что это она, доктор, что она?" Я помертвел. "Бредит-с, - говорю, - жар..." А она-то: "Полно, полно, ты мне сейчас совсем другое говорил, и кольцо от меня принял... что притворяешься? Мать моя добрая, она простит, она поймет, а я умираю - мне не к чему лгать; дай мне руку..." Я вскочил и вон выбежал. Старушка, разумеется, догадалась.

Не стану я вас, однако, долее томить, да и мне самому, признаться, тяжело все это припоминать. Моя больная на Другой же день скончалась. Царство ей небесное (прибавил лекарь скороговоркой и со вздохом)! Перед смертью попросила она своих выйти и меня наедине с ней оставить. "Простите меня, - говорит, - я, может быть, виновата перед вами... болезнь... но, поверьте, я никого не любила более вас... не забывайте же меня... берегите мое кольцо..."

Лекарь отвернулся; я взял его за руку.

Эх! - сказал он. - Давайте-ка о чем-нибудь другом говорить, или не хотите ли в преферансик по маленькой? Нашему брату, знаете ли, не след таким возвышенным чувствованиям предаваться. Наш брат думай об одном: как бы дети не пищали да жена не бранилась. Ведь я с тех пор в законный, как говорится, брак вступить успел... Как же... Купеческую дочь взял: семь тысяч приданого. Зовут ее Акулиной; Трифону-то под стать. Баба, должен я вам сказать, злая, да благо спит целый день... А что ж преферанс?

Мы сели в преферанс по копейке. Трифон Иваныч выиграл у меня два рубля с полтиной - и ушел поздно, весьма довольный своей победой.

Иван Тургенев - Записки охотника - Уездный лекарь , читать текст

См. также Тургенев Иван - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Записки охотника - Хорь и Калиныч
Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того,...

Записки охотника - Чертопханов и Недопюскин
В жаркий летний день возвращался я однажды с охоты на телеге; Ермолай...