Что делали наши предки летом. Как жили наши предки. Рассвет в жизни

Наши предки славяне в далекую старину пришли на территорию Европы из Азии. Поселились славяне по нижнему течению великого Дуная. Тут и климат хороший, и земли плодородные. Не ушли бы наши предки из тех мест, но их начали теснить другие народы. Разделились наши предки на несколько территорий:

  • Часть славян осталась жить на Дунае. От них пошло начало сербов и болгаров.
  • Другая часть племени ушла на север. Тут нашли свое начало моравы, поляки и словаки.
  • Еще часть народа ушла к притокам Днепра и дала начало русскому народу, который и является нашим предком.
  • Полянами стали называться те славяне, которые жили в полях возле среднего течения Днепра.
  • Появились и древляне, которые расселились в лесах возле могучей реки Припять.
  • Появились другие различные племена славян. Например, родимичи, полочане, северяне.

Хозяйство славян

Как жили наши предки славяне, когда пришли на разные территории Европы? Когда наступила стужа, предки наши задумались о том, как сделать себе более крепкий и теплый кров. Шалаши, которые были ими построены, они начали обмазывать глиной. А те племена, которые поселились возле лесов, решили строить избы из бревен. Среди жилищ славяне делали очаги, чтобы развести огонь. Дым, который шел от огня, уходил в дыру на крыше или же в стене. Столы и различная утварь были сделаны из дерева.

Ненастье и низкая температура заставили славян сделать и теплую одежду себе. В лесах жили различные пушные звери. Чтобы поймать быстрого зайца или хитрую лисицу, сделал человек лук и острые стрелы. Таким орудием можно и птицу в небе догнать, и зайца быстрого в поле.

Конечно, в те далекие времена не было хорошего оружия у предков наших. Но у них все же были и стрелы, и лук, и копья с острыми наконечниками.

Занятия наших предков

Чем же занимались славяне, как жили наши предки, для того чтобы иметь еду, культуру?

Славяне любили земледелие. Выращивали предки наши просо, гречиху, лен. Обрабатывали они плодородные Южные земли. Чтобы засеять их, славяне тратили три года на обработку новой почвы:

  • 1 год: вырубка деревьев;
  • 2 год: все деревья сжигали, а золу оставляли для повышения плодородности земель;
  • 3 год: засев и сборы урожая.

По истечении трех лет эта земля теряла свою плодородность, поэтому в обработку брали новые участки. Главными орудиями труда славян были топор, соха, мотыга, цепи, борона.

На Юге также расположилось много плодородной почвы. Засев на каждом участке длился около трех лет, затем участки меняли на новые земли. Тут орудием предков стали рало, соха и деревянный плуг.

Предки наши славяне занимались скотоводством. Разводили тут и свиней, и коров, и лошадей, и волов. Рыболовство и охота были одним из важнейших занятий на то время.

Славяне питались грубой пищей, а иногда и вовсе сырой:

  • мясо животных;
  • рыба;
  • молоко.

Искусство славян

Искусство не обошло стороной наших великих предков. Они умели вырезать на дереве различные образы, раскрашивать их. Музыка была одним из самых любимых видов искусства. Славяне делали различные музыкальные инструменты и учились на них играть:

  • гусли;
  • волынки;
  • дудки.

Славянская грамота

Что можно познать еще о том, как жили наши далекие предки? Грамоты они не знали, но имели сведения о хронологии и арифметике. Многосложное счисление не было загадкой для предков. Славяне наблюдали за временами года и дали им 12 названий так, как это сделали римляне.

Правление у славян было народным, а затем трансформировалось в «аристократическое». В правители выбирали военных вождей, а затем уже и бояр, князей, панов и королей.

Язык у славян был довольно грубым в своем звучании. У восточных предков наших язык был общий очень долгое время. Эти славяне стали прародителями русских, белорусов и украинцев. После влияния различных факторов, язык начал изменяться. Новые слова образовывались из общих, либо же переосмысливались старые выражения, а некоторые слова были заимствованы.

Славянская религия

Как жили наши предки в религии? До конца Х века славяне были язычниками и поклонялись силам природы и душам усопших предков.

Главным божеством у всех славян был бог-громовержец Перун. Представляли его высоким, черноволосым и черноглазым мужчиной с золотой бородой. В правой руке он держал лук, а в левой – колчан с острыми стрелами. По древним поверьям Перун мчался по небу в своей колеснице и пускал огненные стрелы.

Было много почитаемых богов у предков наших славян:

  • Стрибог – бог ветра;
  • Дажбог – божество солнца;
  • Велес – покровитель стад;
  • Сварог – бог неба и отец всех божеств.

О том, как жили наши далекие предки, может рассказать и их верование в будущую загробную жизнь. Покойников славяне закапывали в землю, но были случаи, когда их сжигали. С умершим человеком в могилу и на костер клали его утварь, пожитки, оружие. Если славянин был воином, то его боевого коня также клали рядом. Наши предки верили в то, что умершие снова воскреснут, и там им понадобиться все то, что сопутствовало их жизни на земле. После ритуала погребения были организованы тризны – пиры.

Предзнаменования для славян тоже играли большую роль. Считалось, что боги посылают разные приметы, чтобы люди узнали будущее. От этого верования пошел обычай гадания. Люди, которые знали толк в предзнаменовании и гадании, носили имена волхвов, ведунов, ведьм и кудесников.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы думаете, что люди в прошлом были менее эксцентричными, чем нынешнее поколение, то вспомните их моду и традиции - там найдется немало удивительного.

сайт составил небольшой список того, что наши предки считали нормальным, и выяснил, что мы с вами не такие уж странные.

Первый и второй сон

Европейцы, жившие в Средние века, практиковали то, что в наше время называют двухфазным сном . Первый сон начинался с закатом солнца и длился примерно до полуночи, затем люди просыпались и бодрствовали 2–3 часа. Кто-то в это время молился или читал, а другие общались с домочадцами или соседями. Затем наступало время второго сна, который продолжался до восхода солнца.

Живые будильники

Knocker-up , или человек-будильник, - это профессия, которая существовала с конца XVIII века до 1920 года. В обязанности таких людей входило пробуждение тех, кто должен был отправиться на работу. «Будильники» стучали в окна своих клиентов палками или стреляли в них горохом из духовой трубки. Не совсем ясно, кто будил самих knocker-up, но есть версия , что они вовсе не ложились спать до работы.

Платья для мальчиков

Начиная с XVI века и примерно до 1920 года мальчиков до определенного возраста (4–8 лет) было принято одевать в платья , и это никого не смущало. Вероятно, основной причиной этого была дороговизна одежды, а платья было легче шить на вырост. Традиция не миновала даже семью Николая II - на фото его сын царевич Алексей в платьице, похожем на те, что носили его сестры.

Чопины

Чопины , также известные как цокколи и пьянелли, - вид обуви на платформе, высота которой могла достигать 50 см. Неудивительно, что носившим эти туфли требовалась помощь слуг, чтобы в буквальном смысле не пасть жертвой моды. Впрочем, носили чопины не только из стремления к красоте, а еще и для того, чтобы не испачкать одежду в уличной грязи.

Кровопускание от всех болезней

Боязнь водных процедур

В Средние века в некоторых странах считалось, что вода приносит человеку лишь болезни, а вшей называли «божьими жемчужинами». Эти убеждения разделяли и монархи. Изабелла Кастильская гордилась тем, что в своей жизни мылась только дважды: при рождении и перед свадьбой. Как-то кавалер обратил внимание на ее грязные руки и ногти, на что королева ответила: «О, видели бы вы мои ноги!»

Посмертные фотографии

Еще один обычай , который в наше время выглядит если не жутко, то как минимум очень странно. Но в XIX веке это был способ сохранить память об ушедших близких. Как правило, усопшим перед фотографированием придавали «живой» вид: усаживали в естественных позах и рисовали им глаза на закрытых веках - так же, как на этой фотографии.

Радиоактивные продукты и косметика

В начале XX века радиация воспринималась людьми как исключительно положительное явление, чем не преминули воспользоваться мошенники: в продаже появились косметика, продукты и напитки, обогащенные радием и торием, радиоактивные сувениры и даже приборы для насыщения воды радиоактивными элементами.

Увы, не обошлось без жертв: атлет Эбен Байерс выпивал огромные дозы напитка Radithor, в результате чего скончался. «Уолл Стрит Джорнал» отреагировал на это печальное событие ехидной заметкой: «Вода с радием отлично ему помогала. До тех пор, пока у него не отвалилась челюсть».

Героин как лекарство от кашля

Удивительно, но 100 лет назад героин считался безвредной альтернативой морфину и продавался в аптеках как лекарство от кашля. Причем его рекомендовали даже детям. Впоследствии было выяснено, что героин превращается в морфин в печени, и в 1924 году его использование было запрещено, однако в

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.

Что означает ваша фамилия? Федосюк Юрий Александрович

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий. Для историка они особенно интересны, по ним можно дополнить представление о занятиях и профессиях далеких предков, в особенности же получить представление о профессиях ныне забытых и неизвестных.

Из представителей этого рода фамилий больше всего у нас, пожалуй, Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.

Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны

Наехали тарханы,

Подмосковные купцы,

Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧАСТЬ III. КАМЕННЫЕ ПРЕДКИ: ЗАСТЫВШИЙ СОН На острове Пасхи… тени ушедших строителей все еще владеют землей… воздух дрожит от стремлений и энергии, которая была и которой больше нет. Что это было? Почему так случилось? Кэтрин

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители автора Кемпбелл Сьюзен

Наши духовные наставники - предки Духи «предков», по описанию целителей, похожи на ангелов-хранителей. Мне нравились истории, которые рассказывали целители, однако до тех пор, пока я сама не пережила ясные сновидения, я считала «предков» просто красочной особенностью

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мось и Пор - предки людей Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии («братства»), которые могут обмениваться женами: это Мось (Мощ) и Пор. У них свои священные символы и ритуалы. Люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Боги и предки Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович