Что за люди которые любят джаз. Музыка и личность. Джаз: от любви до отвращения - один шаг

Труба и саксофон легендарного джазмена Майлза Дэвиса: для кого-то предметы поклонения, для кого-то ничего не значащие дудки...

Ни один из других музыкальных жанров не заставляет людей высказываться так резко против - или резко за. Но почему? Страстный любитель джаза с одной стороны и меломан, не переносящий этот жанр, с другой - два музыкальных критика рассказали сайту BBC Culture о своих чувствах к джазу.

Почему я люблю джаз

Майк Хобарт, джазовый критик газеты Financial Times

Первым музыкальным стилем, ударившим меня под дых, был рок-н-ролл. Литтл Ричард, Элвис Пресли – ну, вы понимаете. Но скоро этот стиль стал размываться, из него ушла энергия. И вот тогда друг дал мне послушать альбом Ray Charles at Newport, записанный живьем на джазовом фестивале в США - и я снова был потрясен.

Дело было в начале 1960-х, я тогда был тинейджером и жил на севере Лондона. Когда я услышал тостинг Рэя Чарльза и Маржи Хендрикс в песне , и как Дэвид Ньюман рубил блюз на саксофоне, я понял, что попал. Я погрузился в джаз из-за того ощущения жизни и души, которые он дарил мне, стимулируя и мозг, и тело.

Я до сих пор помню первый джазовый концерт, на который я сходил: ансамбль Хамфри Литтлтона играл в лондонском клубе Marquee. Атмосфера на этом мероприятии меня просто поразила. Меня учили, что музыку либо читают с нотного листа, либо учат наизусть. Но в данном случае все было в руках музыкантов: они придумывали на ходу. Позднее я понял, что это и есть импровизация - великая коллективная эстетика джаза, творящая порядок в движении.

Это еще одна замечательная особенность джазового стиля: он и по сей день поднимает вопросы о порядке и хаосе, структуре и случайности. Но импровизация джазовых музыкантов остается для многих слушателей чем-то непостижимым, несмотря на то, что именно импровизация лежит в основе человеческого общения. Никто ведь не выходит на пару пива с приятелем, заранее написав сценарий дружеской болтовни.

Почему джаз улучшает настроение? Потому что сама эта музыка - в лучших ее проявлениях - дерзка, богата и неистощимо изобретательна. Не могу даже представить себе, каково было бы вдруг лишиться возможности вновь послушать масштабную элегию Майлза Дэвиса Sketches of Spain или прочувствовать страстную перекличку контрабаса и саксофона на альбоме Mingus Presents Mingus (оба они были записаны в 1960 году). И я знаю, что и через десять лет буду слушать тройной альбом Epic, вышедший 5 мая и переполненный огнем и энергией саксофониста Камаси Вашингтона. Он работал с такими музыкантами, как джазовый пианист Маккой Тайнер и рэпер Мос Деф, но еще месяц назад я о нем ничего не слышал.

Я не перестаю удивляться людям, которые считают, что джаз живет где-то в своем отдельном мире. В списках сессионных исполнителей на мейнстримовых концертах нередко всплывают джазовые имена - как оно всегда и было. Ну да, им, как и всем остальным, нужно зарабатывать деньги. Но в этом и смысл: они погружаются в другие стили, чтобы пополнить свой джазовый арсенал - точно так же, как их арсенал в свою очередь дополняет поп, хип-хоп или R&B.

На протяжении большей части истории джаза у этого стиля не было своих отдельных образовательных учреждений. Однако сейчас он признан первым по-настоящему американским направлением искусства. Я слышал, как барабанщик Арт Блэйки рассказывал об этом аудитории на концерте в начале 1980-х; в тот вечер молодой Уинтон Марсалис был его трубачом. Сейчас Марсалис - художественный директор джазового оркестра в нью-йоркском Линкольн-центре, это единственный в США джазовый ансамбль, постоянно приписанный к какому-либо учреждению.

Та самая импровизация, которая составляет кровь и плоть джаза: на сцене Чик Кориа и Гэри Бертон

Марсалис, над склонностью которого постоянно напоминать о старых джазовых традициях нередко подшучивают, очень много пишет и концертирует, сотрудничая с музыкантами других жанров. Он целиком и полностью привержен идее образования. Благодаря ему и его единомышленникам обучение джазу теперь формализовано во всем мире, и сотни высококвалифицированных джазовых музыкантов ежегодно получают музыкальные дипломы. Некоторым критикам это не нравится: они считают, что музыка у таких исполнителей технична, но лишена развития. Но опять-таки, если взять лучших представителей этого стиля (а ориентироваться стоит только на лучших), то мы увидим, что современный джаз - от межкультурного фьюжна до острого авангарда - полон энергии и изобретательности.

Почему я не переношу джаз

Джастин Мойер, колумнист Washington Post

Джона Колтрейна я любил до тех пор, пока… не возненавидел его.

Когда я был еще пацаном, никто из моих знакомых уже не слушал джаз. Джаз, как динозавры, существовал когда-то давно, это был такой забытый жанр, имена из которого иногда всплывали в журнале Rolling Stone - когда рок-гитаристы претенциозно заявляли, что хотели бы играть как саксофонисты Чарли Паркер или Орнетт Коулман. Джаз уже давно не популярен, и его никто не покупает: альбом Майлза Дэвиса Kind of Blue, самый успешный джазовый диск в истории, в Соединенных Штатах был продан тиражом в четыре миллиона экземпляров. А альбом Аланис Мориссетт Jagged Little Pill - тиражом в 15 миллионов.

Мне, как подростку, жившему под Филадельфией, без машины и почти без денег, было непросто проникнуться Колтрейном в ту доинтернетовскую эпоху. Он умер в 1967 году, за десять лет до того, как я родился. Меня кто-то подвез до музыкального магазина, я наугад взял с полки одну из его кассет, внимательно изучил краткую аннотацию на вкладыше этого переиздания и стал слушать его музыку опять и опять, играя в Nintendo. Так я постепенно начинал лучше понимать его сложные композиции, вроде Giant Steps. Бежать этот марафон я взялся добровольно, и на его финише в качестве приза меня ждала любовь к Джону Колтрейну.

Джон Колтрейн: гений техники

Но у меня возник вопрос: а так ли он на самом деле хорош?

Колтрейн, безусловно, гений техники, тут вопросов нет. Говорят, он упражнялся по 12 с лишним часов в день. Но по мере продвижения от довольно сдержанных к куда более буйным , а перед самой смертью - к сложному фри-джазу , его музыка теряла традиционную западную гармонию, структуру и ритм. Это меня не беспокоило - Колтрейн мне нравился во всех вариантах. Однако кажущаяся хаотичность его поздней музыки заставила меня подвергнуть сомнению то, что я слушал до этого.

На самом ли деле (1959 год) - прекрасная, меланхоличная колтрейновская баллада, посвященная его первой жене - несет в себе какой-то смысл, подобно прозе Эрнеста Хемингуэя, поэзии Гвендолин Брукс или песен Пи Джей Харви? Или, несмотря на всю красоту этой композиции, она на самом деле - лишь блестящая обертка без начинки? Может, Колтрейн просто дудит, создавая неистовые звуки, которые на самом деле ничего не означают?

Эти сомнения не помешали мне изучать джаз в университете и играть его – довольно паршиво - самому. Но на третьем десятке джаз начал вызывать у меня некую панику. Слушая, к примеру, (1964 год), некогда мой любимый диск Колтрейна, я начинал замечать, что эта музыка звучит просто как набор нот.

Я понимал, что Колтрейн пытался сказать с эстетической точки зрения - у меня музыкальный диплом, в конце концов, - но все его старания казались бессмысленными. Альбом A Love Supreme с его полусырой духовностью был случайно прекрасным, как горная цепь или спираль ДНК. Конечно же, классический квартет - Колтрейн плюс пианист Маккой Тайнер, контрабасист Джимми Гаррисон и барабанщик Элвин Джонс - звучал как мощное природное явление, но природа эта была к человеку равнодушной. А другие музыканты, которыми я восхищался - Телониус Монк, Сан Ра и даже Элла Фитцджеральд, - казалось, просто придумывали свои песни прямо во время исполнения.

Элла Фицджеральд, одна из икон джазового вокала

Ну конечно, именно так оно и было! Это же был джаз, импровизационная магия, называемая "уникально американской", и его статус священной коровы меня раздражал. Музыка, увековеченная в музеях, на почтовых марках и в документальных фильмах, звучала самодовольно. Она была ленивой, самоуверенной, почивающей на лаврах, греющейся в лучах былой славы, с которой я разминулся на десятилетия. Бах, по крайней мере, потрудился записать свою музыку нотами. Какой был смысл слушать Take the A Train, или Giant Steps, или кудахтающие (1966 год), если этот носитель не содержал информации?

Поэтому я решил воздерживаться от джаза. Миллиарды людей живут полноценной жизнью без Джона Колтрейна - значит, мог и я. Я променял джаз на музыкантов, которые, как мне казалось, говорили больше меньшими средствами: Джон Ли Хукер, The Shangri-Las, Кул Киф, Black Flag, Le Tigre, Big Freedia. Когда я пытался разъяснить мое отношение к джазу в разговоре или в печати, я подвергался насмешкам. В прошлом году статья на эту тему, которую я , вызвала сотни комментариев и писем от ненавистников, в том числе . Люди, которые, как я подозревал (или знал наверняка), были меньше осведомлены о музыке, чем я, упрекали меня в необразованности, в том, что я якобы слушал не тот джаз. Их аргументы были абсурдны: "Я знаю, что ты не любишь маринованные овощи, но ты ведь не пробовал мой любимый маринад".

Король блюза Би Би Кинг. Некоторые считают джаз чрезмерно усложненной версией блюза

Другие же считали мою позицию слишком вычурной: "Ну не любишь ты джаз. И что тут такого?" Хороший вопрос. Возможно, потому, что я некогда любил джаз так сильно, я теперь чувствую себя обязанным задавать о нем жесткие вопросы, чтобы понять, почему он мне разонравился. Или же я наивно полагаю, что размышления одного культурного критика способны выдвинуть джаз на первый план. Возможно, однажды я скажу: "Джона Колтрейна я любил до тех пор, пока его не возненавидел - а потом полюбил опять".

Надеюсь, что так оно и будет. Ненавистником быть грустно.

Джаз, как принято считать - «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать - нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз - это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.

Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж - ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы - а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.

И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет - слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!

Take 5

Брубек - один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.

Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий - «Time Further Out».

Song for My Father

Редкой трогательности композиция - посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший - то это мой отец».

Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом - обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.

My Favorite Things

Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал , которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» - кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера - он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года - красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.

В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.

Girl from Ipanema

Стоит сказать одно: с этой песни началась мировая слава босановы. , но, в общем, отец боссы Антониу Карлос Жобим и тенор-саксофонист Стен Гетц так хорошо спелись, что альбом с «Девушкой из Ипанемы» получил «Запись года» на «Грэмми» в 1965.

А песню эту вы все, конечно, сто раз слышали. Но теперь знайте - это серьезная музыка, босса плюс кул-джаз - от мастеров!

Waltz for Debby

Все лучшее (и худшее) человек делает для родных и близких. Не исключение Билл Эванс, выдающийся пианист стиля «кул», написавший трогательный «Вальс Дебби» для своей племянницы. Пьеса впервые появилась как сольная фортепианная на дебютном альбоме Эванса «New Jazz Conceptions» (1957). Несколько лет спустя - уже в версии трио, на концертном альбоме «Waltz for Debby» (1962). В этой аранжировке пьесу все и играют.

Autumn Leaves

Да, еще один кавер поп-песни, но зато какой песни! «Осенние листья» (Les Feuilles mortes, 1945) Владимира Космы и Жака Превера - классическая любовная баллада. И вроде все джазмены ее пели-играли, но саксофонист Кэннонболл Эддерли сделал для своего альбома «Somethin’ Else» (1958) нечто особенное. Аранжировка - шагающий бас, сиплая труба Майлса Дейвиса - усилили щемящую ноту просто донельзя!

So What

Но если уж «So What» не зайдет - то вы просто бесчувственная скотина. Простите, это описка, я хотел сказать - попробуйте «My Funny Valentine » в его же исполнении (альбом «Cookin" with the Miles Davis Quintet»).

В общем, джаз - это не страшно. Страшно, когда джаза нет.

Я люблю утро первого сентября. Когда приходит пора идти в школу. Мама с папой всегда осыпают меня подарками. В этот раз они купили мне фонарик и торжественно преподнесли со словами, что ученье – это свет! Папа также вручил набор юного слесаря и сказал такую фразу, что труд сделал из обезьяны человека.

Еще папа купил мне хорошего Шварцнеггера – его портрет, где он – с одним выпученным глазом.

– Кумиры есть кумиры, – сказал папа, – надо же курить им фимиам.

А мама – ботинки остроносые, тряпичные, в каких только ходят толстые тети. Я надел, а они оказались пришиты друг к другу суровой ниткой. Папа разрезал нитку ножницами и сказал:

– Ну, широким шагом в пятый класс!

Тут вдруг выяснилось, что мама не удлинила мне школьные брюки. И за минуту до выхода я стоял у двери, как говорится, в «брючках дудочкой и по колено». Плюс ослепительно-белая рубашка с желтым пятном на груди. Это мой родной двоюродный брат Рома вечно все испакостит, а потом мне дает.

Носки у меня полосатые, как у клоуна, хотя мой любимый цвет серый, черный и коричневый.

– Черт, что ж это несчастья все меня преследуют? – говорю я.

– Да ладно тебе, – говорит папа, – на одежду внимание обращать! Не мужское это дело. И дал мне букет увядших георгин – он их заблаговременно приобрел позапозавчера. И как раз сегодня они завяли.

– Ну и ну, – говорю, – у тебя, пап, я вижу, нервов нету. Оказался бы на моем месте.

– Нет, – сказал папа, – не хочу я на твоем месте, не хочу быть десятилетним. Подрастал-подрастал…

Один Кит меня понимает. Он, конечно, отправился вместе с нами.

У подъезда нас ждал Рубен. Его папа Армен вообще не купил никакого букета, поэтому Рубен нес в подарок учителю чучело ежа.

– Он жил-жил, – решил объясниться Рубен, чтоб никто не подумал, что это он его укокошил, – жил-жил, а потом состарился и умер. Своей смертью.

– Ну, Рубен, – говорит моя мама, – замолчи, не терзай нам сердце.

А Кит страшно разволновался, увидев ежа. Он, наверное, подумал, что еж – это кошка. Он всех кошек гоняет, охотится. Наверное, думает, что это соболи или хорьки. Рубен говорит:

– Андрюха! У тебя ботинки как у Ломоносова. Ломоносов идет в школу учиться.

У Рубена хорошо с ботинками, его мама любит ходить в обувной магазин. А моя мама не любит. Она говорит:

– Я не создана для того, чтобы ходить в обувной магазин.

– А для чего же ты создана? – спрашиваем мы с папой.

– А ни для чего! – отвечает она. – Меня ни для чего невозможно приспособить.

Идем. Тучи разогнало, солнце золотое, небо синее-синее. Как я люблю праздник Первого сентября! На школьном дворе играет веселая музыка – так дух поднимает! Старые лысые десятиклассники жмут друг другу руки. Все наши в сборе – Вадик Хруль, Сеня – узенькие глазки, Фалилеев, который в любую непогоду ходит без шапки в расстегнутой куртке. И никто ему не скажет:

«Запахни куртку, Фалилей!»

Все очень раздались вширь, вымахали. Жаль, нас не видит наш учитель по физкультуре. Это был настоящий учитель. Он так многому нас научил. От него мы узнали, что лучший в мире запах – это запах спортзала. А самая лучшая радость – это радость мышечная. Самая большая мечта у него была – пройти вместе с классом по Красной площади: все с лентами, флагами, обручами, впереди он в широких белых штанах, в майке, а на груди написано «Динамо», и его воспитанники сзади идут. В этом году он бросил школу и ушел в рэкетиры.

Остальные все в сборе наши любимые учителя.

Трудовик Витя Паничкин в черном костюме. Рукава прикрывают его мозолистые кисти рук. Он всю жизнь полирует указки. Сам и вытачивает, и обтачивает, и шлифует. О его жизни мы знаем очень мало. Знаем только одно: когда Вите проверили ультразвуком сердце, у него сердце оказалось как высохщий лимон.

Виталий Павлович по русскому и литературе. Учитель, что называется, от Бога, весь в черных волосиках с головы до пят. Возит нас каждый год на экскурсию на Лобное место. Чтобы мы знали и любили историю нашей страны.

Что это там за маленькая клетчатая тетечка? А, это англичанка!

– Уйдите с собакой! – кричит она моей маме с Китом. – Дети и собака – вещи несовместные! Как гении и злодейство!

Она добрая, но строгая и очень некультурная. «The table, the table», а сама в носу ковыряет. Весь нос искрутила. А все на нее серьезно смотрят. И в кабинете английском всегда чем-то пахнет – то ли кислым арбузом, то ли тухлым помидором. Невозможно сидеть! А она окно не открывает, хотя на улице теплынь…

Люблю праздник Первого сентября! Море цветов, чучело ежа… Приветственные речи!

– Дорогие дети! Пусть школа будет для нас родным домом.

Дорогие родители! Ваши дети в надежных руках!

– Дорогие первоклассники! Сейчас звонок зальется, смолкнут голоса, и у вас, малыши, начнется жизни новая полоса!

– Дорогие взрослые! Вы знаете, какое сейчас напряжение с вещами! Могут войти посторонние и украсть вещи ваших детей.

– Счастья вам, дорогие друзья!

– Хорошо, да? – спрашивает у меня папа.

– Очень хорошо, – говорю я ему.

– Но вообще-то ты рад, – говорит он, – что мы тебя родили?

– Конечно, – отвечаю, – я вам так за это благодарен.

– Не стоит благодарности, – великодушно говорит папа.

И тут я не выдержал и заплакал.

– Ты что? – все меня стали спрашивать. – Чего ты???

А я плакал то, что кончилось лето.

Крокодил

Я и Рубен – мы всё время смеёмся. Нам, когда мы с ним вместе, ужасно хохотать хочется.

– Вот и дружите всегда и не ссорьтесь, – сказал нам наш классный руководитель Сергей Анатольевич. – Станете такие два старичка – «ха-ха-ха» да «хи-хи-хи» – надо всем заливаться. А сейчас, – говорит, – у меня к нашему третьему «Г» серьезное дело. Будем выдвигать кандидатов в пионеры. И не просто выдвигать, а приводить причину почему.

Рубен выдвинул меня. Если б он меня не выдвинул, то бы и я его не выдвинул. Так что он меня выдвинул.

Я выдвигаю Андрюху Антонова, – сказал Рубен, – за то, что он редко дерётся, средне учится и не обижает маленьких детей.

Я покраснел и стал улыбаться.

– Кто «за»? – весело спросил Сергей Анатольевич.

Косолруков говорит:

– Я против. Я Андрюху давно знаю, мы с ним ходили в один детский сад. У него есть отдельные недостатки.

– Нет у него недостатков, – угрожающе сказал Рубен.

– У Андрюхи недостатков хоть пруд пруди, – не дрогнул Косолруков.

Трудно Косолрукову не вести себя самодовольно. Он везде первый – и в учёбе, и в труде. Он даже вёл записи, кто первый ученик класса, кто второй… И себя везде ставил первым.

– Объяснись, – попросил Косолрукова Сергей Анатольевич.

Стояла ранняя весна. Сергей Анатольевич начиная с апреля ходил в сандалиях на босу ногу. На выдвижение в пионеры явился он в новых брюках – прямо из ателье. Брюки Сергея Анатольевича оглушительно шуршали, стояли колом, кругом оттопыривались ложные карманы! А на спинке учительского стула висела тряпичная сумка в цветок, откуда выглядывали старые брюки Сергея Анатольевича – голубые, сто раз залатанные и зашитые его мамой.

– Дело прошлое, – сказал Косолруков. – Когда нас с Антоновым сдали в младшую группу, он сразу оторвался от масс.

– Как это ему удалось? – удивился Сергей Анатольевич.

– А он удрал! – говорит Косолруков. – Главное, несётся по улице. За ним нянечки, воспитательница, врачиха, мама Андрюхина, Андрюхин папа! А он бежит и отстреливается!..

29/03/01, Jonson
потому что в названии этого направления в конце две буквы Z.. почему почему - нравится просто, acid jazz лучше катит, но джаз тоже еще ого-го. хотя у нас в стране он и галимо представлен, а может просто места надо знать..

04/04/01, Jonson
я тут что, в гордом одиночестве джаз люблю?

13/05/01, jazzzz
нет, ещё я его люблю почему-то... а, даже знаю, почему.. просто стильно - все слушают acid jazz, а я - настояший... тум-турум-тум-тум....

28/08/01, Ёрник
Вечная музыка. Умрёт попса, умрёт рэйв, но джаз будет играть вечно. Это не просто музыкальный стиль, это образ жизни. Это мироощущение. Отдельные глупые люди считают, что джаз-- это "не моднааа". Мне такие мнения безразличны. Да, я oldfashioned, и мне это нравится. Джаз-- это моя музыка, и меня не переубедить. Я люблю джаз. DIXI.

09/11/01, taktil
сначала я не знала, что люблю его.. но в одну бессонную(как обычно)ночь по радио "станции" ничего вразумительного не включали, и я решила пощелкать по каналам... вот там я его и встретила. когда я узнала по какой частоте его включают я просто в ступор вошла - радио "маяк". такое радио в трезвом уме не послушаешь.. но потом я его постоянно начала слушать по ночам. а больше всего мне нравится композиция "take 5" в исполнении дядечки, имени которого я не знаю, на саксе..фа-а-у! это оч. хорошая музыка.. а еще обажаю с женским вокалом, но не со скрипящим старческим, а с ровным..красивым.. а вот диксиленд ненавижу..но это уже в другую колонку..))

09/11/01, STEROID
Вот это приятно слушать и даже очень. Мелодия просто льётся. Профессиональная музыка. В Джазе я лично не чего не рублю. Но вот Петрович хорошо играет на саксе. Он гениальный джазмен. Я видел его однажды, он играл "Кресного отца". Заслушаться можно:-) Просто вдохновил Володин папаша-то.

14/11/02, Fly
Только что был на джазовом концерте - там два пианиста просто зверски импровизировали. Вообще страх. Я понял, что всё, что я слушаю, немного примитивно, правда и до джаза я ещё не дорос, как выясняется...))) Но лабали просто дико. Я и не знал, что так пальцы умеют бегать. Джаз форева

09/12/02, FAGOSHA
ДЖАЗ это класс! Свобода мысли и свободное воплощение этих же мыслей. Очень интеллектуальная музыка. Это просто потрясающе....... хороший джазз! Он заставляет тебя думать но в тоже врямя расслабляет.Только люди одаренные музыкально могут ее по-настоящему понимать.... И эйсид джазз тоже здорово!

09/12/02, пьяной
Раньше я не воспринимал джаз соверершенно, но вот однажды с похмелья мы нашли Армстронга, включили и... счас до сих пор все его слушаем с кайфом. Как расслабляет - это что-то!

16/02/03, Jonson
Джаз это очень добрая музыка. Он должна пробуждать только положительные качества человеческой души. Если человек действительно любит Джаз, ему не к чему чего-то ненавидеть.

01/04/03, KH
Потому что это живая и приятная музыка, заставляет меня мыслить, и зачастую помогает это делать, она способна выражать чувства, и эмоции, радоваться и грустить вместе со мной. Это мживая музыка, и как всё живое у неё есть душа, характер, эмоции. Я уважаю и горячо люблю эту музыку.

09/04/03, Jonson
Считаю джаз венцом эволюции музыки. Конечно полно других качественных направления и стилей, но классический джаз это все-таки фигура высшего порядка. Несмотря на то, что люблю я пожалуй больше всего acid house, джаз - это все-таки вершина музыкального айсберга. Вот уж на что действительно не жаль тратить деньги.

28/05/03, Жизель
Я люблю джаз за то ощущение свободы, свежее дыхание, которое он дает мне. Можно напевать под нос или петь во весь голос и пританцовывать при этом - все равно. Можно взять любую мелодию и дать ей вторую жизнь. А эти смещенные акценты, свинг!!! Лучше этого ничего быть не может!

16/10/03, Varyliss
"Венец эволюции", "свежее дыхание", "вторая жизнь мелодии"... Как точно все выражено! Были возражения, что джаз - "музыка толстых", но ведь и классическая музыка раньше не для бедных была! Для кого она писалась? Для сиятельнейших персон! А сейчас только безнадежно отсталый человек будет что-то тявкать против классики. Зло как-то у меня получается... Я же хотела выразить свое восхищение этой изящной, легкой, непринужденной, ни к чему не обязывающей музыке! Чувство собственного достоинства, раскованности - такие ощущения не покидают меня, когда я слушаю джаз, особенно при ЖИВОМ исполнении.

04/11/03, Лобстеrrr
Джаз (а это в основном музыка импровизаций) - это самый настоящий полет души, даже более яркий, чем в роке. Очень чувственная это музыка. И инструменты обычно классные подбираются. Пианино, саксофон, ударные, перкуссия всевозможная. Про джаз я могу много хорошего написать. А еще могу высылать композиции Луи Армстронга, Дэйва Грюссина и иже с ними.

12/12/03, ugly_jud
Это легкая, приятная для восприятия музыка, так почему бы ее не любить. Под джаз замечательно расслабляться и ни очем не думать, а под медленный джаз, т.е. блюз классно заниматься любовью... Вот, кстати, сегодня я купила как раз диск Майлза Девиса, так хорошо слушается.

24/02/04, Джост
Джаз - хорошая музыка. Добрая, душевная... Но заменимая, как и всё на этой земле!

07/04/04, Jonson
Я слушаю джаз лет 7-8 и за это время он мне не только не надоел, а наоборот - стал нравится еще больше. И вообще я не разделяю когда люди то одно слушают, то абсолютно другое. Джаз это навсегда. Впрочем посмотрим на меня еще лет через восемь.

12/04/04, Роман Сергеевич
Я люблю джаз потому что это самая интересная музыка в мире. Если сравнить джаз с тем же роком то мы увидим насколько акустичнее звучит верхний басс в стандарте DB.Джаз это даже не музыка а картина которую каждый день дорисовывают.Я узнал, что джаз не любят козероги (90%).Джаз рулит.

07/06/04, Ленивец
Джаз - это музыка, которую можно слушать когда угодно и в любом настроении. А ещё это очень ритмичная музыка. А ещё в джазе просто замечательные ударные и бас. Пожалуй, достаточно...

21/06/04, Jonson
Руки прочь от Джаза! Ненавидьте свою соседку по площадке Зину, а джаз трогать не надо. Джаз эволюция музыки, верх эволюции, по крайней мере до 70-80 годов. Но там дальше пошла просто параллель другая, и на это параллели есть свои вершины вплоть до наших дней. Если вы хотите что бы из вашего ребенка вырос настоящий Человек, приучайте к Джазу с первых дней.

30/08/04, Авангард
Я джазовый басист...учился на джазовых стандартах. Теперь же слушаю и играю авангардный джаз,таких исполнителей как Дон Черри,Орнетт Коулмен,Долфи и ранние композиции Джона Колтрейна... так же моим вниманием не обделены и наши исполнители,в особенности такие как Алексей Козлов и Олег Киреев В джазе импровизация прежде всего,Ранний БиБоп и Мэйнстримовский Диксилэнд уже не актуальны!!! Любить джаз это одно,а вот жить им совсем другое. Я ЖИВУ ДЖАЗОМ!

11/09/04, РомаН
Потому что Джаз - живая музыка, за игрой всегда чувствуется ЧЕЛОВЕК и его настроение. И если на концерте (ибо слушать надо именно вживую, по возможности конечно) музыканту не нравится что он играет или просто не идет - музыки не будет, а вот если наоборот - то тогда ЧУМА! На джазовых музыкантов кроме того еще и интересно смотреть. Потому что джаз весьма разнообразен, не скован разными рамками - коммерцией (ибо много интересных проектов, совершенно не массовых), музыкальными жанрами - ибо можно в произведение включить и вой шамана и японскую флейту и просто звук ложки по кастрюльке и...

11/09/04, Jude
Особенно 50-60х. Это так мило, так неимоверно романтично, так глубоко и в то же время изящно... Майлз Дэвис, Чэт Бейкер, Стан Гетц.. Они были не просто музыкантами, а проффесионалами, мастерами... Джаз играют только те,кто умеют играть, а потому никаких ляпов и промахов, всё слаженно и точно, мелодия захватывает, а угадать, как она развернется, чрезвычайно сложно, но если получается - чувствуешь себя по меньшей мере Богом:)

26/09/04, Talita
Раньше я слушала музыку, но не слышала...Джаз открыл мне уши и единственное слово - свобода...У нас в Одессе прошел Джаз-карнавал и я только пришла с заключительного концерта - ощущение, будто весь негатив из меня выдул ветер свободы - джаз,....Спасибо...

01/09/05, Натусик с работы
Вот недавно и я стала приверженцем этого стиля в музыке. Что-то непохожее на остальное, безумно личное, открытое и честное. Разжигает любопытство, заставляет вслушиваться в эту музыку души, восхищаться и предаваться ностальгии. Безмятежные, яркие, сильные, тихие - все эти звуки сплетаются воедино. Получается что-то, от чего не так просто отказаться. Что подстегивает. Что побуждает. Что просто дает минуты отдыха

05/10/05, олли
джаз-действительно музыка под хорошее настроение. когда я с предками езжу в альпы кататься на горных лыжах, я сразу представляю себя героиней "серенады солнечной долины"! гленн миллер, джордж гершвин - это настоящй джаз! я играю и импровизирую на пианино - это незабываемые ощущения-быть на одной волне с музыкой. джаз это отдельная эпоха,это образ жизни.

18/02/06, AveMariaAmen
Потому что эта музыка плоти и крови моей. Иногда мне кажется, что я в своей прошлой жизни была джазовой певицей. Да и в этой жизни лет с 17 исполняю джаз, естественно на английском языке. Меня даже звали в джазовую школу, но я училась на вечернем и не смогла воспользоваться предложением, а теперь жалею. Люблю всякие импровизации. Собираю коллекции джазовых исполнителй. И мне всегда больше нравился джазовый вокал, чем инструментовки.

20/05/06, Nubarron
Музыку надо слушать для сохранения (или улучшения) настроения. Слушать мрачный металл и ходить чернее тучи - ради чего? А джаз... иногда сложный, иногда ленивый, иногда весёлый, а порой и грустный, но всегда он приносит что-то положительное. Лично я предпочитаю инструментальный (без слов) джаз с саксофонными соло, например, Fausto Papetti. Джаз всегда помогал мне выучить большие объёмы текста. Под джаз хорошо расслабляться или даже планировать будущее. Но - увы! - в музыке я почти полный (толстый?) ПРОФАН, и дальше своих любимых композиторов, исполнителей и ранее обожаемых мною групп это искусство представляю себе смутно, не говоря уже об участии: знаю пару-другую аккордов на гитаре, и всё. Предоставим же счастье говорить о музыкальных направлениях профессионалам и меломанам!

27/05/06, Кадuмий
Очень красивая и сложная музыка. Предпочитаю как-то больше обыкновенный классический джаз без особых авангардистических вплетений и проч. Один из немногочисленных стилей, разбавлять, селекционировать и смешивать с другими который лично я считаю кощунством. Хотя разбираюсь я в джазе еще хуже чем в политике...

07/06/06, Spitfire
Хе, сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст((: Я люблю джаз по одной махрово субъективной причине того, что весь стиль строится на импровизации. Нерафинированное, естественно текущее настроение складывается удивительным образом в стройный музыкальный ряд. Ничего лишнего. И все как на духу. Это ценнО(: Вот сейчас меня на этот пост вдохновляют Элла Фицжеральд и Луи...) И еще джаз-это чисто вечерний стиль. Ведь "как вечерами любится лениво! Как чувство страсти, истомясь, освобождает плоть под пиво, у глотки только не спросясь" (с) моЁ=) Хех, весь этот джаз...

03/09/06, Хьюман
Мне очень не понравилось достаточно необоснованное мнение пользователя Cosmic Man о том, что Джаз невозможно любить, а положительные мнения о нем могут высказывать только те, кто любят США и слепо хвалят все, что ими созданно. Можно не любить культуры, но любить определенные ее проявления или наоборот, кстати говоря. Например, при всей любви к Франции можно не любить звук аккордеона, а при всей любви к итальянской культуре достаточно привратно относиться к Спагетти. также и с Джазом. Например я считаю Джаз свободной, легкой, воздушной музыкой со множеством вариаций, прекрасно подходящей для отдыха. Так уж совпала, что я принимаю достаточно неплохо американскую культуру и в основном. Но... музыка ведь вне политики. Даже возмущаясь американскими ценностями можно с удовольствием слушать джаз, блюз, Фрэнка Синатру, смотреть фильм "Серенада Солнечной Долины" и так далее.

03/09/06, Принцесса Гадюка
А я джаЗЗ люблю. МНЕ нравится такая музыка... прямо чувствуешь себя в далеких - далеких гангстерских годах в дорогущем меху (хоть я мех не одену НИКОГДА), курящей сигарку и пускающей дым кольцами. а рядом такой гангстер с револьвером в руках. МА - РА-ЗМ =)

Иногда, задав себе очень простой вопрос, вдруг обнаруживаешь, что ответ на него отнюдь не лежит на поверхности. Вопрос о любви к джазу интересует меня очень давно. В нем - один из ключей к пониманию того, как и почему джаз развивался.
Джаз немыслим без слушателя и его обратной связи. Значит, исполнитель не может игнорировать факт любви/нелюбви его музыки аудиторией. То есть, своей любовью мы развиваем джаз - значит, анализ этого развития невозможен без нашего самоанализа. Итак, за что Я люблю джаз? Но прежде - какой джаз я люблю? И когда полюбил? Люблю: Монка, Мингуса, Долфи, Коулмана, Паркера, Гиллеспи, Клиффорда Брауна (очень!), Макса Роуча, Каунта Бейси (особенно - малые составы 30-х - 40-х), Билли Холидей (обожаю, включая Lady In Satin), Сиднея Беше, Коулмена Хокинса, а еще - почти весь Blue Note 60-х (долго перечислять), отчасти - Колтрейна, отчасти - Дейвиса, да и много чего еще. Не люблю - Оскара Питерсона, Эллу Фитцджеральд, All Stars Луиса Армстронга, почти весь Pablo (долго перечислять), фьюжн (не путать с фри-фанком), Дэйва Брубека, Кита Джарретта после 1975 г., ECM-овщину и FMP-вщину.
Но ведь, что характерно, те, кого не люблю - тоже "свои". Тоже джаз, и я готов их принять в гораздо большей степени, чем другую музыку. Будучи перед выбором: слушать Оскара Питерсона или любую классику - почти всегда предпочту первое. Более того, были случаи в жизни (вроде военных сборов), когда, лишенный возможности слушать то, что хочу, я ловил себя на симпатиях к Гленну Миллеру. Почему, спрашивается?
С чего же все началось? Когда я действительно полюбил джаз? Наверное, с Jumping At The Woodside Каунта Бейси. Я еще не был способен отличить на слух саксофон от трубы - но парящий над оркестровыми риффами Лестер "Президент" производил просто магическое впечатление. Так же, как и тяжелое, бугированное вступление самого Каунта на ф-но под тарелки Джоунса: "тата- тата -тата -тата" вверх-вниз два раза.
До этого я слышал, наверное, много музыки. То есть, родители водили в консерваторию (безнадежно испорченные воскресенья дважды в месяц), какая-то попса звучала вокруг, в доме были записи и классики и рок-н-ролла (Элвис был точно), немножко Синатры - кстати, он трогал до глубины души, Strangers in The Night, Over and Over и все такое, но ничто не побуждало начать систематически любить музыку, слушать, собирать, изучать. Все изменил простенький фильм "Мы из джаза", я вдруг нашел своего рода "лейбл" для музыкального течения, которое мне интересно - "джаз".
Увы, музыкальным образованием я не оказался обременен. Попытки научить самого себя играть на гитаре (по пособию В. Молоткова) привели лишь к знанию о том, чем септаккорд отличается от тердецим и где в них искать пониженные ступени. На слух я этого все равно не воспринимаю и могу воспроизвести даже простейшую мелодию лишь методом "тра - та- та". Говорили мне, правда, что у меня есть чувство ритма (я и рад верить), но все равно синкопу если и чувствую, то на нотной бумаге не изображу. И все-таки - люблю джаз, думаю о нем, собираю диски, пытаюсь что-то исследовать. Зачем, почему? Почему у меня мурашки бегут по спине от Confirmation Паркера или Giant Steps Колтрейна или Haitian Fight Song или Green Dolphin Street Долфи-Хаббарда или Round Midnight (к которой даже слова сочинял)?
В первую очередь меня захватывает звук - точнее разнообразие звуков, тембров, текстур, меняющихся, переливающихся всеми оттенками. Колоссальный диапазон - от чистоты девичьего голоса до бензопилы с плохо отрегулированным карбюратором - может встретиться на протяжении одной пьесы у одного солиста. Причем у "великих" варьирование тембра, чистоты и объема звука - не просто игра, но мощнейший инструмент эстетического воздействия на аудиторию, коммуникации с ней.
Джаз способен выразить любые человеческие сиюминутные эмоции. Этим-то он для меня и отличается от академической музыки. Академикам дела нет до моих чувств, они навязывают мне свои. Мне предписывается пройти через определенный эмоциональный сценарий (как говорил Кейдж о симфониях Бетховена: первую половину произведения он расстраивает слушателя, вторую успокаивает, в итоге приводя в исходное состояние). В классике мне предлагается сопереживать композитору, джаз сопереживает мне. Причем сопереживает "здесь и сейчас", джаз не претендует на жизнь вне времени и пространства, а ведь именно в этом состоит сверхзадача классического произвдения - "стать бессмертным".
Джаз - музыка сиюминутности, и это постоянно подчеркивается ритмом, свингом. Я не верю в джаз без свинга, кстати, весь настоящий джазовый авангард (готов взойти на костер с фразой "ECM (и Ян Гарбарек, пророк его) - не джаз!") свингует, и это нетрудно почувствовать. (Еще в сторону: никак не могу понять почему считается, что нельзя получать совершенно гедонистическое удовольствие от Art Ensemble of Chicago). В джазе нельзя абстрагироваться от течения времени, наоборот, оно выпячивается, выталкивается на передний план (опять-таки - отличие от классики, где, в идеале, слушатель должен полностью погрузиться в музыку и забыть, что есть что-то помимо нее). Для меня это - ритм жизни: мне отведен достаточно короткий (причем неизвестно, насколько короткий) срок, и хочется ощутить каждую его секунду.
По-моему, в принятии джаза, любви к нему - та же мотивация, что в любви к модернизму в литературе, живописи, театре. Разрушение "башни из слоновой кости", создаваемой классическим искусством. Признание того, что человек живет в мире и не вечен.
Пафос Просвещения состоял в том, чтобы силой интеллекта подняться над миром, достигнув псевдо-бессмертия. Этот пафос романтизм довел до крайности - идея посмертного признания "гения", отвергнутого при жизни "толпой".
Модернизм (например - Джойс, Гессе) возвращает гения на землю, вновь делая его человеком, открытым для простых радостей жизни. Сами эти радости перестают быть "низкими". В культуре 20-го века человек вновь может не стесняясь есть, развлекаться, наслаждаться - и слушать джаз.
Джаз - музыка не-гениев. Джазовый музыкант, как бы велик он ни был, сходит со сцены и готов выпить виски с посетителем бара. Причем у меня лично это внутреннее ощущение современности и доступности любимых музыкантов возникло совершенно спонтанно, еще до того, как я узнал что-либо об особенностях джазовой жизни или джазового бизнеса. Для меня Клиффорд Браун - почти ровесник (сейчас), и мне несложно вообразить себя в компании, скажем, Эрика Долфи - причем не для разговора о джазе, а просто - пива попить. Может ли кто-нибудь представить себя пьющим пиво с Рахманиновым? Классический композитор или музыкант - небожитель. Джазмен - a guy next door.
Можно сказать, что все это - опрофанивание искусства. Очень многие любители джаза видели свою миссию как раз в том, чтобы "поднять" его и его музыкантов, сделать джазменов "творцами" в европейском смысле слова. Нужно ли это джазменам? Не знаю. Точно знаю, что как слушатель я этого не хочу. Мне кажется, что это приведет к концу джаза (если уже не привело): потеряв двунаправленность коммуникации, он потеряет свою сущность.
Вот такой поток сознания. Под Эрика Долфи с Херби Хэнкоком.