Ф денис иванович как он умирал. Фонвизин: биография

Родился будущий писатель в семье статского советника в 1745 году. Отец сам научил читать первенца ещё в раннем детстве, отдал Дениса в гимназию. Образ отца Денис Фонвизин воплотил в положительном герое комедии «Недоросль» Стародуме. Как и герой комедии, отец Дениса Фонвизина был правдив.

Денис Фонвизин с 10 до 15 лет учился в гимназии, открытой при Московском университете. По окончании гимназии юноша год учился на философском факультете университета, а потом попал в Петербург. Там Денис Фонвизин получил должность переводчика в Коллегии иностранных дел и стал делать чиновничью карьеру (дослужился до статского советника).

Первые литературные опыты

Ещё в Москве Фонвизин перевёл с немецкого басни датского просветителя Хольберга, с французского трагедию Вольтера «Альзира или американцы», с латинского «Метаморфозы» Овидия. В Петербурге он познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. Вскоре Фонвизин стал членом кружка вольнодумцев-просветителей. Он пишет первые оригинальные произведения, которые носили сатирическую направленность.

Комедия «Бригадир» была написана в 1766-1767 гг., поставлена в 1770, а опубликована только после смерти автора. Есть легенда, что после премьеры «Бригадира» князь Потёмкин сказал: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

Комедия «Бригадир»

Для «Бригадира» Фонвизин долго подыскивал сюжет на материале русской жизни. Комедия начинается с того, что две семьи помещиков решают поженить своих детей: Ивана, приверженца всего французского, и Софью. Это комедия характеров, каждое действующее лицо – определённая маска. Сам бригадир говорит только о военном деле, советник – только о вопросах права. Жена бригадира интересуется только хозяйством, а жена советника, мачеха Софьи, помешана на любовных романах.

Действие пьесы происходит в доме советника, типичном для той эпохи, поэтому зрители чувствовали себя героями пьесы.

Комедия Фонвизина по форме классицистическая, по идее просветительская. Причина нравственного уродства героев в воспитании. Первым воспитателем Ивана был кучер-француз, мать его баловала. Сам бригадир в конце признаётся, что нужно было сына отдавать на военную службу, тогда был бы толк. Положительные герои, Софья и влюблённый в неё Добролюбов, таковы только потому, что просвещены и нравственны.

Карьера

В 1777-1778 гг. Фонвизин жил во Франции. Писатель сравнивает жизнь во Франции и у себя на родине в «Записках первого путешественника».

Размышление об улучшении общественной жизни вылилось в «Рассуждение о непременных государственных законах», написанное для будущего императора Павла. Фонвизин считал, что в государственном управлении необходимо создать «фундаментальные законы», которые неукоснительно должны соблюдать все, начиная от монарха. Крепостное право необходимо смягчить, чтобы избежать нового бунта.

В 1781 г. была написана комедия «Недоросль». Это был период политической реакции на подавление бунта Пугачёва. Корнем всех зол писатель считал положение, при котором один человек может угнетать другого рабством. Выход из кризиса Фонвизин искал в просветительских реформах.

В 1782 г. Фонвизин вышел в отставку. Его сатирические произведения вызвали негодование Екатерины II, поэтому не печатались. Последние годы тяжело больной писатель сочинял автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которая осталась незаконченной. Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году.

Комедия «Недоросль»

Премьера состоялась в 1782 г. в Петербурге и прошла с большим успехом, в 1783 г. комедию сыграли в Москве.

Герои этой комедии просветительского классицизма – образы-маски. Софья и Милон добродетельны, Правдин прям и благороден, Скотинин невежествен. Стародум воплощает просвещённого автора, Митрофан – заносчивого неуча, Простакова – слепо любящую мать.

Герои «Недоросля» наряду с отрицательными чертами наделены положительными. Митрофан ленив, но остроумен, Простакова глупа, но по-другому сына любить не умеет, и в финале её искренне жаль.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Фонвизина Дениса Ивановича

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 14.04.1745 (03.04.1745 по старому стилю). Мальчик продолжил род рыцарей von Wiesen, имевший ливонское происхождение и обрусевший окончательно и бесповоротно.

Детские и юношеские годы

Начальное образование маленький Денис получил от своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, занимавшего в ревизион-коллегии чиновничью должность. Продолжил он своё обучение сначала в гимназии, открытой при Московском университете, а окончив её, поступил в Петербургский университет на факультет философии, где в период 1759-1762 годов был студентом. Ещё будучи гимназистом, Фонвизин в 1756-59 годах играл в труппе университетского любительского театра под руководством Михаила Матвеевича Хераскова, а позднее стал играть уже в труппе профессионального Публичного театра. В студенческую пору Денис познакомился с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, дебютировал юноша и на поприще литературы, начав с деятельности переводчика. Фонвизин занялся переводами вплотную, став студентом в столичном Санкт-Петербурге в 1760 году, куда их отправили вместе с братом как одних из лучших выпускников гимназии.

Фонвизин в 1761 году, выполняя заказ одного книгопродавца, переложил на русский язык несколько басен Людвига Хольберга, знаменитого датско-норвежского писателя, творившего на немецком языке. Всего Денисом Ивановичем в ту пору было переведено больше двух сотен различных басен, роман французского священника-филолога Жана Террасона, трагедия крупнейшего французского философа-просветителя Франсуа Мари Аруэ, писавшего под псевдонимом Вольтер, огромный поэтический труд «Метаморфозы», созданный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном. Любимым писателем молодого Фонвизина был в то время Жан-Жак Руссо. Параллельно с занятиями переводческой деятельностью Денис начал заниматься написанием собственных сочинений, которые носили сатирический характер.

Начало государственной службы

После окончания университета Денис Иванович Фонвизин сначала служил переводчиком в иностранной коллегии, а затем в 1763 году его перевели на службу во дворцовую канцелярию к статскому советнику Ивану Перфильевичу Елагину, который заметил и оценил перевод вольтеровской трагедии, сделанный молодым литератором. Работая при Иване Перфильевиче, Денис Иванович не оставлял ставшей уже привычной переводческой деятельности. Фонвизин сблизился в то время с литературным кружком поэта и переводчика князя Фёдора Алексеевича Козловского. Начинающий литератор создал первую самостоятельную работу под названием «Послание к слугам моим...». Первая комедийная пьеса «Корион» была написана Фонвизиным в 1764 году. Затем молодой драматург почти четыре года (1766-69) писал свою ставшую известной комедию «Бригадир». Хотя она была опубликована только в 1786 году, но эта работа положила начало новому для Российской империи жанру комедии нравов, ведь русские авторы в подавляющем большинстве создавали до этого исключительно комедии характеров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Уход с госслужбы

В 1769-82 годах Фонвизин служил сначала секретарём, а позднее стал близким доверенным лицом графа Никиты Ивановича Панина. На этой должности Денис Иванович окунулся в мир большой политики, познакомился лично с мастерами закулисных игр. Фонвизин в 1777 году покинул Россию, довольно долго жил во Франции, где старался вникнуть в процессы, происходившие в этом государстве, одновременно он много думал о судьбах своей родины, пытался увидеть путь, позволявший вывести на европейский уровень российскую социально-политическую жизнь.

В связи с опалой графа Панина Фонвизину пришлось в 1782 году уйти в отставку. Денис Иванович занялся в 1782-83 годах написанием работы под названием «Рассуждение о непременных законах государства» на основании собственных идей и идей графа. Данная работа была предназначена для графского воспитанника , ставшего впоследствии императором . Она вошла в анналы национальной русской публицистики как одно из лучших сочинений в этом жанре.

Пик творчества, достигнутый Денисом Ивановичем Фонвизиным, пришёлся на 1883 год, когда была опубликована его комедия – знаменитый «Недоросль», вызвавшая, как и «Бригадир», большой резонанс в просвещённом российском обществе.

Последние годы жизни

Здоровье Фонвизина после того, как писатель оставил госслужбу, было подорвано. У Дениса Ивановича начался частичный паралич, но он по-прежнему целиком посвящал себя литературе. Царствовавшая в то время препятствовала его творческим замыслам. Она наложила, в частности, личный запрет на издание журнала под редакцией Фонвизина, затем запретила собрание его сочинений в пяти томах. Денис Иванович создал в конце жизни несколько драматических произведений, написал немало журнальных статей, начал трудиться над автобиографией... Она так и осталась незавершённой. Фонвизин уезжал в 1784 году и 1785-м лечиться в Италию, в 1787 году пытался поправить в Вене заметно пошатнувшееся здоровье. У четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Пришлось также фактически свернуть занятия литературой. Смерть настигла писателя 12.12.1792 (01.12.1792 по старому стилю). Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище, располагавшемся на территории Александро-Невской лавры.

Денис Иванович Фонвизин, знаменитый русский писатель, яркий представитель литературной эпохи Екатерины II , родился 3 апреля 1745 года в Москве. Он происходил из старинного немецкого дворянского рода, который при Иване Грозном выехал из Лифляндии (барон Петр фон Висин; фамилия эта писалась еще в середине XIX в. раздельно: фон Визин, и лишь позже установилось слитное написание). До 10-летнего возраста Фонвизин воспитывался дома. Отец его, человек хотя и не слишком образованный, сам обучал своих восьмерых детей. По учреждении в Москве университета Фонвизин-отец отдал в открытую при нем дворянскую гимназию двух старших сыновей, Дениса и Павла. В гимназии Денис был на прекрасном счету; он неоднократно получал награды, дважды выступал на публичных актах с речами на русском и немецком языках. В 1758 г. молодой Фонвизин в числе лучших учеников был отвезен в Петербург для представления покровителю университета, И. И. Шувалову , и императрице Елизавете . Великолепие двора и, в особенности, театральные представления произвели на мальчика ошеломляющее впечатление. В 1759 г. Фонвизин был «произведен в студенты», а через 3 года, 17-ти лет от роду, закончил свое университетское образование.

Университет в это время только еще устраивался, и на первых порах в его организации было много недостатков, однако Фонвизин, как и его товарищи, вынес из него и культурные интересы и достаточные знания как в науках, так и в иностранных языках. В эти годы начала творческой биографии Фонвизина Московский университет был наиболее заметным центром литературной жизни в России. Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова , с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова . Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер». Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761). В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей. В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка). Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать.

Денис Иванович Фонвизин

Кончая университет, Фонвизин оказался сержантом гвардии Семеновского полка, на службе в котором он, по обычаю того времени, числился еще с 1754 г., т. е. с 9-летнего возраста. Военная служба не могла заинтересовать его, и при первой возможности, воспользовавшись приездом двора и правительства в конце 1762 г. в Москву, он устроился в коллегию иностранных дел переводчиком с окладом по 800 р. в год, и тогда же был отправлен с почетным поручением в Шверин. В 1763 г. вместе с двором Фонвизин переехал в Петербург, а уже в октябре того же года перешел на службу к «кабинет министру» у принятия адресованных императрице челобитных, И. П. Елагину, получившему потом (с 1766 г.) в свое ведение и управление театрами. Быстрые шаги Фонвизина на служебном поприще объясняются в значительной мере его литературными успехами и светскими талантами. С самого раннего детства начала проявляться в его характере необыкновенная живость. С годами в нем развилась та способность видеть все вещи с их смешной стороны, тяга к острословию и иронии, которая не оставляла его до конца биографии. Его эпиграммы, остроумные и злые замечания о людях ходили в обществе. Этим он нажил себе много приятелей, но и немало врагов. Среди последних был секретарь Елагина, небезызвестный драматург В. И. Лукин , вражда с которым делала службу Фонвизина очень трудной.

В Петербурге литературное творчество Фонвизина продолжилось. Он перевел в 1763 г. роман Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора», продолжал переводить «Сифа». В это время он сошелся с кружком молодых людей, увлеченных доктринами французских философов-просветителей и проповедовавших атеизм . Фонвизин отдал дань этому увлечению; следы религиозного скептицизма остались в написанной в эту эпоху сатире («Послание к слугам»; может быть, к этому же времени относится басня «Лисица-Казнодей» и некоторые другие стихотворные пьесы, дошедшие до нас в отрывках). Впрочем, довольно скоро Фонвизин отрекся от сомнений и вновь стал религиозным человеком, каким был в отцовском доме и университете. В 1764 г. Фонвизин поставил на сцену свою стихотворную переделку комедии Грессе «Сидней», озаглавленную им «Корион». Это был образец «склонения на наши нравы», т. е. вольного перевода с перенесением действия в Россию и соответственным изменением бытовых деталей, имен и т. д. Таков был рецепт для писания комедий у группы Елагина, в которую входили Фонвизин и Лукин. «Корион» имел сомнительный успех; противники системы переделок были недовольны им.

Спасаясь от столкновений с Лукиным в более или менее продолжительных отпусках в Москву, Фонвизин в одну из таких поездок закончил своего знаменитого «Бригадира ». По возвращении его в Петербург (1766) комедия сделалась известной в обществе; автор, мастерски читавший ее, был приглашен прочесть ее императрице, а затем в целом ряде вельможных домов. Успех был небывалый. «Бригадир» был поставлен на сцену и в течение долгого времени не сходил с нее. Фонвизин сразу сделался одним из корифеев литературы; его превозносили похвалами, сравнивали с Мольером . Пожиная лавры на поприще драматургии, Фонвизин не оставил и других родов литературного творчества. В 1766 г. он издал свой перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному» (с прибавлением Юсти; пер. с нем.), в котором доказывалось, что государство и само дворянское сословие заинтересованы в том, чтобы дворяне занимались торговлей. В 1769 г. вышел его перевод сентиментальной повести Арно «Сидней и Силли» и перевод обширного произведения Битобе «Иосиф» (2 тома).

В том же 1769 г. Фонвизин, недовольный медлительностью своей карьеры и охладевший к Елагину, перешел на службу в коллегию иностранных дел к Н. И. Панину , при котором состоял до самой смерти последнего. На этой службе Фонвизин выдвинулся. Он усиленно работал, вел переписку с русскими посланниками в Западной Европе, помогал Н. И. Панину во всех его начинаниях. Усердие Фонвизина было вознаграждено; когда в 1773 г. Панин получил при женитьбе своего воспитанника, великого князя Павла Петровича , 9000 душ, он подарил из них 1180 душ (в Витебской губ.) Фонвизину. В следующем году Фонвизин женился на вдове Е. И. Хлоповой (рожд. Роговиковой), принесшей ему значительное приданое.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

В 1777 г. Фонвизин уехал для поправления здоровья жены во Францию; оттуда он писал обширные письма сестре своей Ф. И. Аргамаковой и брату своего начальника, П. И. Панину; он подробно описывал свое путешествие, нравы и обычаи французов. В остроумных и ярких набросках он изображал разлагающееся общество предреволюционной Франции. Он верно чувствовал приближение грозы и видел безумие, охватившее страну перед катастрофой; кроме того, многое ему не нравилось потому, что он не хотел и не мог отказаться при оценке чуждой ему культуры от своих, российских, помещичьих понятий. К своим письмам Фонвизин относился как к настоящему литературному труду; это видно хотя бы из того, что он вводил в них многие замечания, заимствованные у французских и немецких публицистов и географов.

В 1770-х годах Фонвизин писал и печатал немного («Каллисфен», «Та-Гио или Великая Наука», «Слово на выздоровление Павла Петровича» 1771 г., «Слово похвальное Марку Аврелию » 1777 г.). Но с начала 1780-х годов у него вновь начинается подъем творческой энергии. Все произведения этого этапа его биографии представляются плодом глубоких размышлений на темы политические, моральные, и педагогические. Еще в «Похвальном слове Марку Аврелию» Тома, переведенном Фонвизиным, и в некоторых других его произведениях более ранней эпохи виден его интерес к вопросам государственного устройства и политики. Затем, по поручению Н. И. Панина и, без сомнения, под его руководством, Фонвизин составляет проект реформ, необходимых для процветания России. В этом проекте говорится и об освобождении крестьян, об ограничении самодержавия и т. д. За границей Фонвизин изучает не только философию, но и юридические науки: государственный строй и законодательство Франции. В 1782 г. в «Собеседнике Любителей Российского Слова» появляются его «Вопросы», в которых он смело указывает на недостатки государственной и придворной жизни России; вместе с «Вопросами» были напечатаны ответы на них императрицы Екатерины , которая была настолько недовольна дерзостью Фонвизина, что ему пришлось печатно извиняться перед нею. В том же журнале была помещена «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», статья, в которой Фонвизин протестует против пренебрежительного отношения к занятиям литературой; сам он считал, что писательство это один из полезных и возвышенных способов служить отечеству и человечеству. К этому же периоду биографии Фонвизина относятся: «Опыт Российского Сословника», отрывок словаря синонимов, в котором к заимствованиям из словаря французских синонимов Жирара присоединены оригинальные сатирические выпады, «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» и, наконец «Недоросль».

Если в «Бригадире» Фонвизин дал лишь галерею комических типов и ряд сатирических выпадов, не комментированных при помощи отвлеченных рассуждений и не окрашенных тенденцией, то в «Недоросле» (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы) перед нами законченный цикл идей как излагаемых отдельными персонажами, так и явствующих из самого действия. Пагубность невежества, проистекающее отсюда злоупотребление крепостным правом, моральный и умственный упадок дворянства, – составляют главные идейные стержни комедии. Фонвизин требует от дворянина прежде всего сознательности, трудолюбия и преданности идее чести, которую он считает основой благосостояния общества. В области педагогии он, согласно западным учениям того времени, утверждает первенство морального воспитания перед сообщением конкретных знаний, полагая, что ученый злодей опасен не менее невежды. Развитие своих взглядов Фонвизин подкрепляет яркой сатирой на быт провинциального дворянства; достается попутно и двору с его интригами, ложью, подхалимством и тому подобным. «Недоросль» был поставлен в 1782 г. в Петербурге в бенефис И. А. Дмитревского, игравшего Стародума . Успех был полный, потрясающий; Фонвизин был на верху славы. Несмотря на сопротивление московской цензуры, он добился постановки комедии и на московском театре, и с тех пор она не сходила со сцены в течение многих десятилетий и до сих пор пользуется репутацией лучшей русской комедии XVIII столетия.

Это был последний творческий успех Фонвизина. В 1783 г. умер Н. И. Панин, и Фонвизин немедленно вышел в отставку с чином статского советника и пенсией по 3000 р. в год. В 1784 – 1785 гг. он путешествовал по Западной Европе; много времени он провел в Италии, где закупал, между прочим, предметы искусства для заведенного им в России вместе с купцом Клостерманом торгового дома; так Фонвизин практически осуществлял идею «торгующего дворянства». Из-за границы Фонвизин снова писал длинные литературные письма сестре. По возвращении в Россию Фонвизина поразил паралич, лишивший его употребления левых руки и ноги и отчасти языка. Последующие годы – это годы угасания. Фонвизин видел в своей болезни наказание за грехи и заблуждения молодости и путешествовал в поисках исцеления. Продолжать литературное творчество ему не удавалось. В 1788 г. он подготовил ряд сатирических статей для предположенного к изданию журнала «Стародум или друг честных людей», но цензура запретила приступить к изданию; по-видимому, «Вопросы», проект реформ, а быть может, и некоторые места «Недоросля» не были забыты правительством; даже мысль Фонвизина перевести Тацита встретила неодобрение власти. Незадолго перед смертью Фонвизин написал небольшую комедию «Выбор гувернера» и начал писать автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Он умер 1 декабря 1792 г.

Блестящий талант, большой ум и широкая начитанность дают нам право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи . И в частной жизни он был острословом, насмешником. Щеголь, любитель живописи, поэзии, театра, а также и хорошего стола, в молодости стремившийся изо всех сил к чиновной карьере, под старость занявшийся спасением души, хитрый, но честный человек, он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции того времени.

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он - человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 - секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи. Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе. В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе. Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга. Писатель улучшил свой русский литературный язык и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины. В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762. Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта. Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами. Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы. Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена. Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах. Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни. Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру. Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей - взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой. Двадцатичетырехлетний Фонвизин...

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Сатирик и драматург Фонвизин (Фон-Визин) Денис Иванович родился 3(14).IV.1744 или 1745 г. в Москве в дворянской семье, умер 1(12).XII.1792 г. в Петербурге . Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дворян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимназического курса был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и определился на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего театрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в особенности дружит с выдающимся актером И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Панине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777-78 совершил путешествие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энциклопедистом Д"Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «триумфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.

В 1784-85 ездил лечиться за границу - в Италию, а в 1786-87 в Австрию, но поездки эти не принесли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру пробудился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас литературных опытов писателя является перевод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдельным изданием - в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к получению удовольствия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1-4 ч., 1762 -1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассуждение Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Метаморфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, - писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. - Острые слова мои носились по Москве ... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе людей, отгонял их от себя и словами и пером. Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли...» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихотворные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Петербург. В «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворений». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпиграмма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не послание, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бытия. Большого мастерства достиг он в обрисовке слуг, ответы которых на заданный им вопрос выявляют индивидуальные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «вольтерьянство» Петрушки не выдуманы сатириком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и настроениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего колоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Однако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталистических отношений в России сопровождалось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно поэтому, что Фонвизин, наряду с резким сатирическим изображением русского крепостнического уклада, с большой остротой показывает в своем «Послании к слугам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоотношения. Жизненная сила и обличительная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оценку Белинского , утверждавшего, что «забавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», поставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин , И. П. Елагин, Б. Е. Ельчанинов), - задачу создания русской национально-бытовой комедии путем «склонения на паши правы», т. е. переделки, произведений западноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила комедия французского поэта Грессе «Сидней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутствовавшее во французском тексте действующее лицо - крепостного крестьянина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия - «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792-1795). По справедливому выражению современника, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в наших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей русской драматургии XVIII века явилась комедия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содержащееся в этой пьесе обличение «злонравия» помещиков-крепостников, благодаря остроте художественно-сатирического обобщения, с невиданной ранее выразительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недоросле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства» (М.Горький, История русской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению комедия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обузданию крепостников. «Недоросль» -комедия социально-политическая, поскольку заключенный в ней подтекст направлен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления крепостничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки воспринимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только посредством декларативных сентенций, произносимых положительными персонажами, но и в живых, запоминающихся образах. Одни из них заострены до гротеска, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в почти животную, примитивную и безрассудную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно неминуемо превратить его в тирана-крепостника, подобного матери. Отрицательным персонажам, согласно законам драматургии классицизма, противопоставлены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремился избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отражение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Недоросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С особенным мастерством индивидуализирована опять-таки речь сатирических действующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках драматургических правил классицизма. Однако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мотив сочувствия «страждущему человечеству») и реалистические тенденции вели к преодолению условностей классического комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии - «Бригадир» и в особенности «Недоросль» - оказали исключительно большое влияние на дальнейшее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедов а, называя их «истинно общественными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние... выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Недоросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначавшийся для наследника русского престола, трактат этот должен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаворитизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идейной направленностью «Недоросля». Впоследствии, сокращенный и переработанный применительно к условиям общественной борьбы конца 10-х - 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей творческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатирических в своей основе. Таковы:

«Опыт российского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-российского языка»),

«Челобитная российской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой общественный резонанс получили «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады против внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раздражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати первую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, - «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой благочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестящих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века - «Всеобщая придворная грамматика». Материалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати только в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатирические произведения, но и письма - замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, является басня «Лисица-казнодей» (напечатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монархам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это время своего наивысшего общественно-политического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глубокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в русской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В суждениях А. Бестужев а, Пушкин а, Гоголя, Герцен а подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драматургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гончаров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щедрин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По определению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» («История русской литературы», с. 25).

«Недоросль» - единственная русская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.