Проблемы в рассказе гамбринус. Анализ рассказа "Гамбринус" Куприна А.И

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие - проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадниксеверная столица, ставшая памятником дерзновенным замыс

В чем смысл жизни Жизнь - это бесконечный циклический процесс, принятие было, есть и будет. Но некоторые люди ассоциируют это слово со словом "существование". С одной стороны, это целесообразно, а с другой - нет! Есть даже такой философский выражение: "Надо жить, а не существовать!" Само слово "существование" у большинства людей ассоциируется с чем-то искусственным, неживым. Например, существовать может устройство, здание и т.д. А "жизнь" тяготеет больше к существ, то такое чистое и красивое, многогранное, неповторимое. Мы будем рассматривать смысл человеческой жизни. Кто сказал, что надо про

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей и чувств невозможно. В своих стихотворениях поэт выделяет все самые лучшие черты русского характера. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое родины. В «Песне о вещем Олеге» описывается историческое событие, определенная эпоха. Стихотворение было написано в 1822г., в нем автор описывает смерть великого русского князя, прославившегося св

Сочинение 7 класс.1 вариант.Для чего нужна литература? Какие цели ставят перед собой авторы, создавая свои произведения? Ответ прост и очевиден - писатели стремятся пробудить в душах читателей человеческие чувства, любовь к прекрасному, умение ценить настоящие жизненные ценности. Именно таким целям служит и рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади», в котором с первых строк ощущается трепетная любовь писателя к родной природе, ко всему безмерному миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек».Повествуя о радужном прошлом лошадей, автор заставляет нас проникнуться глубокой искренней


Обучающиеся работают в группах.

1 группа : роль музыки в рассказе (почему музыка трогает самые простые и грубые сердца рыбаков, матросов, воров) – найти объяснение в тексте, найти ключевые цитаты в тексте, рисунок Сашки.

Ответ: Цель автора - подчеркнуть душевную красоту героя, показать, что внешность не главное в человеке, а главное - его душа. Прототип Сашки - скрипач Александр Певзнер - был известен и любим в Одессе, но после появления рассказа слава его стала достоянием всей читающей России.

Похороны Александра Певзнера потом описал Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий", чем поддержал и литературную легенду и реальную память об одесском скрипаче.

Далеко не все музыканты Одессы сподобились такой славы, как, впрочем, и пивные, кабачки, рестораны, кафе.

3 группа : В чём принципиальное отличие Сашки от романтических героев изученных нами произведений, от неоромантических героев М.Горького? С кем из героев «Портрета» Н.В.Гоголя можно сравнить Сашку? Рисунок Сашки.

Ответ: Герои романтических произведений XIX века были обречены на вольное или невольное одиночество. У М.Горького к одиночеству героев ведёт индивидуализм, неистовая жажда воли, свободы любой ценой. В рассказе «Гамбринус» автор переосмысливает романтические традиции. Его герой Сашка находится в гуще людей, радует их своим искусством. Талант Сашки незамысловат, но нужен людям. Он отличается как от возвышенного, слишком далёкого от простого человека, с точки зрения писателя, искусства положительных героев «Портрета», так и от продажно-угодливой живописи Чарткова повести Н. В. Гоголя «Портрет».

4 группа : Какую проблему затрагивает идея сюжета рассказа? Рисунок Сашки. Ответ : Идея сюжета произведения затрагивает вечную пробему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено А. И. Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

5 группа : Можно ли говорить о писателе как о журналисте? Какова его гражданская позиция? Каково его отношение к герою? Образ собаки Белочки. Рисунок Сашки.

Ответ : Чуть ли не с публицистической точностью А. И. Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма А. И. Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

6 группа : Провести параллель: еврейские погромы в дореволюционной России (исторический контекст и текст данного произведения) – определение связей, рисунок Сашки.

Обучающийся даёт историческую справку, другой читает из текста: «Жи-ид! Бей жида! В кррровь!»

«Каменщик поймал собаку за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. На сапоги Сашки брызнул мозг из Белочкиной головы, Сашка отёр пятно платком».

«Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались в частные квартиры…».
Обучающиеся от каждой группы вешают рисунки с изображением Сашки на доску.

2 группа делает вывод о судьбе Сашки: его забрали в солдаты, на войну. Вернувшись домой, Сашка опять радовал всех своей игрой на скрипке. Но его неожиданно избили без всякой причины, забрали в «Бульварный участок по политическому».

Долгое время Сашку считали похороненным, но через некоторое время увидели «воскресшего музыканта», у которого «левая рука была приворочена локтем к боку, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Он стал жертвой еврейских погромов.

На доске – рисунки с изображением Сашки. Каждая группа справилась с поставленной задачей (за выполненный рисунок – 2 балла).

Герой уже не мог играть: его искалечили, но музыка Сашки вечна, так как она ведёт за собою мир, добро и свет.

В память о Сашке звучит музыка как гимн мира, музыка, которую играл сам герой рассказа. Это гимн сплочению людей, единению, духовной силе, несмотря на разные расовые отличия.

Александр Иванович Куприн - писатель-реалист, его имя - одно из самых известных и громких имен начала ХХ века. Его произведения «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Гамбринус» (краткое содержание и анализ которого будет представлен ниже) и другие вошли в золотой фонд русской литературы. Куприн был очень колоритной фигурой. Он постоянно жаждал впечатлений, поэтому часто странствовал и пробовал себя в разных отраслях, профессиях - от дантиста до грузчика.

Случаи из собственной жизни стали основой для многих произведений Александра Ивановича. Большая часть творчества писателя проникнута сочувствием к людям, которые обречены влачить тяжелую участь в убогой, косной среде. Куприн выразил это сочувствие не только в изображении жизни низших слоев общества (роман о жизни женщин легкого поведения «Яма»), но в образах страдающих, интеллигентных героев. Писатель обладал не только высшим мастерством литературного пейзажа, визуального восприятия бытия, но также и литературного характера. Речь, портрет и психологию автор прорабатывал очень тщательно - это заметно даже по глубине и сложности образов животных, о которых Александр Иванович любил писать. Повествование в зачастую обращено к экзистенциальным проблемам. Его размышления о воле к жизни, ненависти и любви, слабости и силе, отчаянии воссоздают духовный мир «маленького человека» на сломе эпох.

Драма жизни

Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок - талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.

Человек - тростник, но мыслящий

Интересный использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек - это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.

Особая магия

«Гамбринус» - рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.

Гражданская позиция

Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.

Оценка творчества

Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.

Вывески совсем не было. Прямо с тротуара входили в узкую, всегда открытую дверь. От нее вела вниз такая же узкая лестница в двадцать каменных ступеней, избитых и скривленных многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы в простенке красовалось горельефное раскрашенное изображение славного покровителя пивного дела, короля Гамбринуса, величиною приблизительно в два человеческих роста. Вероятно, это скульптурное произведение было первой работой начинающего любителя и казалось грубо исполненным из окаменелых кусков ноздреватой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая кружка со стекающей вниз белой пеной не оставляли никакого сомнения, что перед посетителем — сам великий патрон пивоварения.

Пивная состояла из двух длинных, но чрезвычайно низких сводчатых зал. С каменных стен всегда сочилась беглыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. На сводах, однако, можно еще было достаточно ясно разобрать следы занимательной стенной живописи. На одной картине пировала большая компания немецких молодчиков, в охотничьих зеленых куртках, в шляпах с тетеревиными перьями, с ружьями за плечами. Все они, обернувшись лицом к пивной зале, приветствовали публику протянутыми кружками, а двое при этом еще обнимали за талию двух дебелых девиц, служанок при сельском кабачке, а может быть, дочерей доброго фермера. На другой стене изображался великосветский пикник времен первой половины XVIII столетия; графини и виконты в напудренных париках жеманно резвятся на зеленом лугу с барашками, а рядом, под развесистыми ивами, — пруд с лебедями, которых грациозно кормят кавалеры и дамы, сидящие в какой-то золотой скорлупе. Следующая картина представляла внутренность хохлацкой хаты и семью счастливых малороссиян, пляшущих гопака со штофами в руках. Еще дальше красовалась большая бочка, и на ней, увитые виноградом и листьями хмеля, два безобразно толстые амура с красными лицами, жирными губами и бесстыдно маслеными глазами чокаются плоскими бокалами. Во второй зале, отделенной от первой полукруглой аркой, шли картины из лягушечьей жизни: лягушки пьют пиво в зеленом болоте, лягушки охотятся на стрекоз среди густого камыша, играют струнный квартет, дерутся на шпагах и т. д. Очевидно, стены расписывал иностранный мастер.

Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка — еврей, — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет. Проходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и развозчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива.

Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо — буфетчица мадам Иванова, — полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой...

На рисунке: король Гамбринус

«Гамбринус» Куприна А.И.

Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

Чуть ли не с публицистической точностью Александр Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой» . Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

Сочный и эмоциональный стиль, в котором выдержан «Гамбринус» делает этот рассказ образцом литературной экспрессии , а все предметы и события, описанные Куприным, имеют форму законченности и образуют внутреннюю логическую связь между собой.

В свое время Лев Толстой дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна. Язык «Гамбринуса» писатель назвал прекрасным, отметив его яркий тон, а М. Горький планировал присвоить автору этого рассказа почетное звание певца революции. Но Куприн после октябрьских событий в России эмигрировал за границу и уже больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях.