Ревизор гоголь что такое хлестаковщина. Что такое хлестаковщина в комедии ревизор сочинение рассуждение

Всем доброго дня! Зовут меня Оксана, и я мама не слишком усердного школьника, которому недавно дали задание написать сочинение на тему «что такое хлестаковщина». Помаялся мой сынок с изложением мыслей и пришел ко мне за помощью, за подробным разъяснением понятия. Сочинение мы вместе написали, а потом решили вместе, и написать эту статью в помощь другим школьникам и их родителям. Статья кратко отвечает на вопрос о том, что же это за такое явление - хлестаковщина, как появилось понятие и когда уместно его употребление.

Определение и происхождение понятия «хлестаковщина»

«Хлестаковщина» - понятие, которое пришло в русскую речь из бессмертной комедии Гоголя – «Ревизор». Что такое хлестаковщина можно понять, изучив личность и характер главного героя произведения – Ивана Александровича Хлестакова.

Господин Хлестаков - это человек безобидный, но пустой, не имеющих никаких целей и серьезных интересов в жизни. Все его занятия заключаются в праздном кутеже и флирте с прекрасными дамами. Он ничему не научился ни в детские годы, ни служа в канцелярии. Его служба ему нравится приглашениями на обед к начальнику и раболепием тех, кто ниже его по чину. Жизнь Хлестакова пуста, но он не признается в этом, ни самому себе, ни окружению. Поэтому он с увлечением сочиняет о себе и своей жизни самые нелепые небылицы. По воле судьбы и случая, будучи принят за столичного ревизора Хлестаков активно использует ситуацию в своих целях. И тупое ограниченное общество городка Н не может вывести наглеца на чистую воду, веря всем его выдумкам и не смея им возразить.

Изучив характер главного героя комедии классика можно прийти к выводу, что хлестаковщина – это бесцельное и бесполезное проматывание жизни, наглость, эгоизм, пустословие и бахвальство. Общество, окружающее Хлестакова столь же лицемерно, как и он сам. А потому понятие «хлестаковщина» используется для описания бюрократического окружения главного героя и применимо и для современных реалий.


Термин «хлестаковщина» актуален в современном мире: он метко и емко описывает бюрократию политиков в некоторых государствах, а потому комедия классика остается едкой сатирой на систему даже в 21-м веке. Надеюсь, наше краткое изложение на тему того, кто такой Хлестаков и хлестаковщина поможет вам лучше понять и само определение, и вызовет желание перечитать одно из лучших произведений русской классической литературы.

«Ревизор» - произведение Николая Васильевича Гоголя, написанное в первой половине XIX века. Главный герой комедии - Иван Александрович Хлестаков, благодаря которому появилось такое понятие, как «хлестаковщина».

Рассмотрим подробнее образ самого Ивана Александровича и попробуем разобраться, какие черты его характера стали основополагающими для хлестаковщины.

Следует заметить, что в Хлестакове уживаются две черты, противоположные друг другу. Он умеет подольститься. Это хорошо видно из его разговоров с трактирным слугой, когда он здоровается с ним, обращается к нему «братец» и «любезный», справляется о его здоровье, но все это с одной лишь целью - получить обед, не расплачиваясь. А, получив этот самый обед, он бранит слугу и трижды называет того дураком. Из этого становится ясно, что Хлестаков умеет приспосабливаться к определенной ситуации, используя при этом нужные действия.

Сам того не осознавая, он становится взяточником. Ему и в голову не приходило, что он получает взятку, у него даже не возникает об этом мысли. Почему и зачем «благородный человек» одолжил ему денег, Хлестакову безразлично. Для него важно лишь то, что теперь он сумеет раздать долги и как следует поесть. Очевидно, что завтрак в богоугодном заведении не воспринимается им как «подмазывание», он с искренним, даже немного детским удивлением спрашивает: «Что, у вас каждый день бывает такой?» А на следующий день он радостно говорит: «Люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса». Но ввиду своей глупости и поверхностности он как раз не замечает очевидного - ему угождают «из интереса».

Можно предположить, что, будь на месте Хлестакова человек более сообразительный, то всего этого каламбура могло бы и не быть. Потому что то, что тебя так тепло и радостно принимают в чужом городе, при том, что ты весь в долгах и только и делаешь, что проигрываешься в карты и разбрасываешься пустыми обещаниями, наведет на сомнения и подозрения любого нормального, думающего человека. Сразу возникнет вопрос: а может быть, меня с кем-то перепутали? И если его зададут не прямо, то как-то хитростью попробуют это узнать.

Но опять же это при условии, что мы имеем дело не с Хлестаковым. Ему это и в голову не пришло, он все принимает как должное. Другого от него ожидать было бы неправильно - Гоголь слишком ярко рисует нам его образ, чтобы у нас зародились сомнения на этот счет.

Характерной и наиболее значимой чертой Хлестакова является лживость, с помощью которой он заставляет трепетать местных чиновников перед его заурядной персоной. Однако, несмотря на никчемность, у него хватает ума выйти победителем, оставив в дураках и городничего, и его приближенных.

Наверное, Хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что «зло» было наказано, а Хлестаков удалился победителем. Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников. И вполне вероятно, что его игра будет успешной. Где гарантия того, что городничие, бобчинские и добчинские, хлоповы есть только в описанном Гоголем городе N? Как раз наоборот - писатель показывает нам, что из таких город состоит Россия.

Хлестаков пуст, но все его понятия и взгляды сформированы тем самым строем, который порождает городничих и держиморд. Вот почему он ведет себя в чрезвычайных обстоятельствах пьесы в точности так же, как мог бы вести себя настоящий ревизор: распекает, берет взятки, всем лжет о своей жизни. В пустоте Хлестакова, как в огромном зеркале, отражаются многие явления породившей его эпохи. И потому понятна ошибка чиновников, принявших «маленького» человека за высокопоставленное лицо. В том-то и дело, что Хлестаков одновременно и пустышка, и светский человек. Такова сложная двойственность этой роли.

Итак, Хлестаков - главное лицо, смех - главное положительное лицо. Видимо, Гоголь таким приемом хотел донести до каждого из зрителей мысль о его личной ответственности за происходящее с ним и вокруг него, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хоть он и настоящий. И пока его нравственные устои зрителям неизвестны, главным лицом комедии остается Иван Александрович Хлестаков. В его образе Гоголь высмеивает простоту, душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное.

Оно было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. Его окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своих целей, общество, где преклонялись перед богатством.

Хлестаковщина - это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а явление, которое его породило. Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени.

По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д. Важно, что преодоление хлестаковщины в самом себе можно считать одним из основных путей самосовершенствования.

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья. Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам. Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф».

Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.

Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим. Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни. Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».

Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.

Тест по произведению

– чрезмерное хвастовство, позерство, безоглядная ложь и болтливость.

Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина.

Хлестаков и Хлестаковщина:

В 1935 году Н. В. Гоголь заканчивает свою комедию «Ревизор», в котором читатель знакомится с персонажем, чье имя вскоре станет нарицательным — Хлестаков.

Даже если вы никогда не читали произведение Николая Васильевича, узнав трактовку понятия «хлестаковщина», вы без особого труда сможете догадаться, что представлял собой этот персонаж.

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник — рассеянный, глупый, азартный и совершенно бесхитростный и легкомысленный тип. Приехав в один из провинциальных городов, его по ошибке принимают за ревизора — высокопоставленного чиновника, наделенного особой властью.

Подобное стечение обстоятельств позволило характеру Хлестакова проявить себя во всей «красе». Взятки, заигрывания, лесть и прочие проявления внимания, которые демонстрировали «низшие чины» перед Ревизором — все это воспринималось Хлестаковым как должное. Большинство людей, опасаясь ответственности, поспешили бы скорее заявить, что случилась ошибка и он совсем не тот, за кого его приняли. Но чувство ответственности Иван Александровича тонуло во лживом упоении, не успевая проявить себя никаким образом.

Хлекстаков демонстрирует нам врожденный актерский талант. Талант, поглощающий человека настолько, что он едва ли осознает притворность своих действий. Ложь, в которую верит сам лжец, возникает настолько непринужденно, что и окружающие люди не оказались неспособны подвергнуть её сомнению. Ложь, граничащая с абсурдом. Ложь ради лжи, совершенно необоснованная, непомерная, но простая и наивная; безудержное бахвальтсво и безотчетное хвастовство. Вот она — .

В наши дни:

Данное социальное явление, как и сами хлестаковские типажи, имеют место быть и в наше время. В этом нет ничего удивительного. Несмотря на материальное развитие человечества, природа самого человека не потерпела сколь-нибудь серьезных изменений. Мы по-прежнему нет-нет да и встречаем современных Хлестаковых и по-прежнему лебезим перед власть имущими, теряя способность критического восприятия, и презумпируя им право завладеть нашим рабским доверием.

Все течет, все меняется?

Все мы имеем возможность наблюдать самые невообразимые трансформации поведения простого чиновника (который мнит себя совсем не простым), во время визитов проверяющих служб или высокого начальства. Параллели с героями гоголевской комедии напрашиваются сами собой. Любые, самые изощренные методы сокрытия собственного бездействия и некомпетентности идут в ход. Из года в год.

Вот уж 160 лет кануло в лету, а пьеса «Ревизор» не теряет своей актуальности. Почему? Ответ находиться на поверхности — стоит лишь выглянуть в окно.

Возможно, вам будет интересно:

Если вы не прогуливали в школе уроки по обществознанию, то, безусловно, знаете, что такое право. В противном случае, советуем прочитать эту статью. Правом называют систему общеобязательных норм и правил поведения, установленных правительством, исполнение которых обеспечивается силой государственного убеждения. Признаки права: Системность; Формальная определенность. То есть, правомерность закрепляется в каком-либо источнике (например, закон); Нормативность права. Означает, что право представляется нормами; Государственная обеспеченность. Право не может действовать…

Харизмой принято считать наделенность какого-либо человека, символа или института определенными свойствами сверхъестественности, исключительности, оригинальности, выделенности или святости. Харизма – это нечто неуловимое в человеке, притягивающее к нему остальных. Своеобразный магнетизм, который вызывает симпатию у окружающих. Еще более 100 лет назад, изучая феномен успешности известных личностей, социолог Макс Вэбер установил, что все эти люди обладают определенными чертами характера, позволяющие им вести за собой целые армии поклонников…

Благодаря интернету мир изменился необратимо. В нашей жизни появились новые явления, для обозначения которых пришлось изобретать абсолютно новые слова. Возьмем, к примеру, флешмоб. Чтобы объяснить, что такое флешмоб, для начала крайне важно обсудить понятие смартмоба. Смартмоб (в переводе с английского smart mob – умная толпа) – это термин, который придумал писатель и социолог Говард Рейнгольд в 2002-м году. Хотя само явление, естественно, появилось намного раньше. В…

Бутират - жаргонное название натрия оксибутирата (Natrium oxybutyricum). Применяется в качестве анестезиологического средства, обладает противошоковыми, снотворным и успокоительным действием. Улучшает циркуляцию крови в организме, процесс метаболизма, а также, обладает общим миорелаксирующим действием. Внешне напоминает обычную соль - кристаллический порошок белого цвета, легкорастворимый в воде или спирте. При употреблении бутирата в средних дозировках - вызывает чувство эйфории, сравнимое с алкогольным или при употреблении "экстази". Повышает сексуальное влечение, человек испытывает…

Оригинальным и необычным гоголевским персонажем является мелкий чиновник из Петербурга. Хлестаков стал обобщенным образом и ярким представителем бюрократического общества. Соответственно, хлестаковщина - это особое явление в российском бюрократическом строе. Поэтому и гоголевское произведение «Ревизор» является лучшим творением гениального и талантливого автора. Такого произведения драматургия еще не знала.

Исследователи гоголевской комедии заметили, что на ее страницах нет ни одного положительного героя. А ведь большая часть персонажей - это чиновники, которые не только сами берут взятки, но ради сохранения своего места не прочь и сами дать. Все чиновники уездного города глупы и невежественны, их жизнь пуста и бессмысленна. Но и народ представлен автором не в самом лучшем свете: невежество простого народа и страх перед всеми и перед всем.

Главным героем автор делает Ивана Александровича, подчеркнув его особенность. Но тогда в чем состоит эта особенность? Что же такое хлестаковщина? Название это появилось от фамилии основного персонажа гоголевской комедии. Рассмотрим образ Хлестакова в комедии. Иван Александрович молод, живет в Петербурге и занимает самую мелкую должность в чиновничьем сословии. Вскоре читатель узнает о нем, что он может легко прокутить любую сумму денег, но при этом он еще и плутоват. Он всегда нуждается в деньгах.

Хлестакову повезло в том, что он попадает в уездный город как раз в то время, когда чиновничье уездное сословие ожидает приезда настоящего ревизора и очень этого боятся. Проверяющий должен проверить положение государственных дел в городе, а они все находятся в запущенном состоянии. Но Хлестакова чиновники смогли удивить, когда начинают предлагать ему деньги, оказывать почести, которых он даже раньше не знал, и окружают вниманием. Но понимая, что его принимают за кого-то другого, петербургский чиновник решает использовать ее так, чтобы ему самому было выгодно.

Осип - слуга главного героя, первым смекает о том, что Хлестакова принимают за другого и предлагает своему барину использовать эту ситуацию, а не стараться объяснить окружающим реальную картину вещей. Но Ивану Александровичу эта ситуация с каждой минутой нравится все больше, и он начинает уже лгать, рассказывая о том, какая значащая он фигура в петербургских кругах. Его ложь настолько убедительна, что чиновники боятся его. И в конце комедии Хлестаков становится победителем над чиновниками, так как он покидает город, оставив чиновников ни с чем.

Образ основного персонажа характерен для многих гоголевских героев. Они все не умеют правильно выражать свои мысли, их речь бессвязна, постоянная ложь присутствует в их репликах. Да и ситуация, которая происходит с чиновниками, смешна и похожа чем-то на наваждение. Ведь случилось невозможное: опытный городничий случайно принимает мелкого чиновника за солидного ревизора. Но ведь не только городничий себя так ведет. Весь город несет взятки и подарки случайному проезжающему чиновнику, принимая его за ревизора.

Образ главного героя нетрадиционен для русской литературы. Интрига гоголевской комедии состоит в том, что плут и обманщик не ставит перед собой никакой цели. Особенно не было его целью обмануть каких-то чиновников уездного города, которых он раньше и не знал даже. Но критики гоголевского произведения заметили, что главный герой может быть и неплохим человеком, ведь он не берет взятки открыто, а просит дать ему деньги взаймы. Но вот то окружение, в которое он попал, хотели видеть в нем взяточника, поэтому-то общество городничего так усиленно их ему и предлагали. Комизм всего произведения Николая Гоголя состоит в том, что простодушие и огромная глупость конфликтуют с хитростью и плутовством.

Основной персонаж не имеет в характере ни ума, ни какой-то фигуры, которая бы внушала власть, он не хитер, но неожиданно получает в свои руки удачу и успех. А чиновники, получается, сами себя наказывают. Но не только в обмане чиновников играет сам Хлестаков. Помогает обмануть и провести их мелкому петербургскому чиновнику и страх. Именно он помогает интриговать весь комедийный сюжет, но и всеобщий страх позволяет развивать конфликт в произведении. Страх не позволяет чиновникам уездного города правильно и адекватно взглянуть на эту ситуацию и разоблачить обманщика. Ведь в своем вранье заезжий «ревизор» заходит очень далеко. Поэтому так легко они путают правду и ложь.

Но ложь есть не только в речи Хлестакова, также точно лгут и городничий, и другие чиновники этого города. Они все пытаются рассказать о своем хозяйстве лишь только с положительной стороны, и это не соответствует действительности. Но больше всего неправды из уст главного героя выливается в доме городничего, особенно на приеме, где Хлестаков пытается показать себя важной особой. Из его слов можно узнать, что он занимает такую высокую должность, которая позволяет ему часто посещать царский дворец. С каждым словом его персона вырисовывается все точнее и обман растет. Вскоре он уже даже не главнокомандующий, а управляющий департаментом, без которого совсем никак обойтись.

Поэтому множество курьеров уже разыскивают его по стране, чтобы он смог управлять своим департаментом. Но на деле-то он простой переписчик документов. А он рассказывает своему новому окружению, что даже солдаты отдают ему честь и ему лично доставляют суп из самого Парижа. И в этом обмане «ревизора» уже сложно остановить, так как его каждая фраза преувеличивает действительность еще больше. Даже в собственных глазах и мыслях он вырастает. Он пытается соблазнить не только дочь чиновника, но и даже его жену. И поначалу всего этого действия он робко просит взаймы денег, а в конце комедии он практически уже требует деньги.

Но и исчезновение Хлестакова происходит так, словно исчезает какой-то мираж. Ведь никто не знает, да и автор об этом не упоминает, куда же он отправляется теперь. И заканчивается комедия немой сценой, которая показывает, в какой шок впадают чиновники. Здесь символичен мотив наказания и наступления справедливости, ведь в город приезжает настоящий ревизор и требует к себе городничего. И во всей комедии понятно отношение самого автора к этой ситуации: боль за то, что в России процветают такие пороки, как взятки и чинопочитание, жадность и трусость, ничтожность интересов и подлость, на которые способны люди, чтобы достигнуть своей цели. Это и породило в русском обществе и литературы хлестаковщину.

Понимая, что он сам ничего изменить не может, Николай Гоголь пытался привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в российском обществе, а герои его комедии помогли ему в этом.