Самые красивые трёхстишья, написанные российскими школьниками по мотивам классических японских хокку. Рисуем и сочиняем хокку

Красота поэзии чарует практически всех людей. Не зря говорят, что музыка сможет укротить даже самого свирепого зверя. Вот и красота творчества западает глубоко в душу. Как же различаются стихотворения? Чем так притягательны японские трехстишия хокку? И как научиться воспринимать их глубокий смысл?

Красота японской поэзии

Свет луны и хрупкая нежность утреннего снега вдохновляют японских поэтов на творения трёхстиший необычной яркости и глубины. Японское хокку - это стихотворение, отличающееся лиричностью изложения. Кроме того, оно может быть незаконченным и оставлять простор для фантазии и глубокомысленных размышлений. Стихи хокку (или хайку) не терпят торопливости или резкости. Философия этих творений души направлена прямо в сердца слушателей и отражает потаённые мысли и тайны сочинителя. Простой народ очень любит создавать эти короткие поэтические формулы, где нет лишних слов, а слог гармонично переходит из народного в литературный, продолжая развиваться и порождать новые поэтические формы.

Появление национальной стихотворной формы

Оригинальные стихотворные формы, столь знаменитые в Японии - пятистишия и трёхстишия (танка и хокку). Танка буквально трактуется как короткая песня. Изначально так называли народные песни, появившиеся на заре японской истории. В танка вытеснили нагаута, которые отличались излишней длиной. В фольклоре сохранились эпические и лирические песни вариативной длины. Спустя много лет японское хокку отделились от танки в период расцвета городской культуры. Хокку вмещает всё богатство В истории поэзии Японии были периоды как расцвета, так и упадка. Бывали и такие моменты, когда японское хокку могло исчезнуть вовсе. Но за большой период времени стало очевидно, что краткие и ёмкие стихотворные формы - это необходимость и актуальная потребность поэзии. Такие формы стихов сочинять можно быстро, под бурей эмоций. Свою горячую мысль можно вложить в метафоры или афоризмы, сделав запоминающейся, отразив ею похвалу или укор.

Характерные черты поэзии Японии

Японская поэзия хокку отличается своим стремлением к лаконичности, сжатости форм, любовью к минимализму, что присуще японскому национальному искусству, которое универсально и может с равной виртуозностью создавать минималистичные и монументальные образы. Чем же так популярно и привлекательно японское хокку? В первую очередь это сжатая мысль, отражённая мыслями простых граждан, настороженно относящихся к традициям классической поэзии. Японское хокку становится носителем ёмкой идеи и больше всего откликается на запросы растущих поколений. Красота японской поэзии - в изображении тех предметов, которые близки каждому человеку. Она показывает жизнь природы и человека в гармоничном единстве на фоне смены времён года. Японская поэзия - силлабическая, с ритмикой, основанной на чередовании количества слогов. Рифма в хокку неважна, но первична звуковая и ритмическая организация трехстишия.

Размер стихотворений

Только непросвещённый думает, что этот оригинальный стих не имеет никаких параметров и ограничений. Японское хокку имеет устойчивый метр с определённым количеством слогов. В каждом стихе их свое количество: в первом - пять, во втором - семь, а в третьем - всего семнадцать слогов. Но поэтическую вольность это никак не ограничивает. Настоящий творец никогда не будет считаться с метром в достижении поэтической выразительности.

Малый размер хокку даже европейский сонет делает монументальным. Искусство писать японское хокку заключается именно в умении выражать мысли в сжатой форме. В этом отношении хокку имеет сходство с народными пословицами. Основные отличия таких пословиц от хокку кроются в жанровых признаках. Японское хокку - это не назидательное изречение, не меткая острота, а поэтическая картина, оформленная в нескольких штрихах. Задача поэта - в лирическом волнении, полёте воображения и детальности картины. Хокку японское примеры имеет даже в произведениях Чехова. В своих письмах он описывает красоту лунных ночей, звёзд и чёрных теней.

Необходимые элементы творчества японских поэтов

Способ сотворения японских трёхстиший требует максимальной активности сочинителя, полной погружённости в творчество. Сборник хокку невозможно просто пробежать глазами, не заостряя внимания. Каждое стихотворение требует вдумчивого прочтения и философского размышления. Пассивный читатель не сможет прочувствовать импульс, заложенный в содержание творения. Лишь при совместной работе мыслей читателя и творца рождается подлинное искусство, подобно тому, как взмах смычка и дрожание струны рождают музыку. Миниатюрный размер хокку вовсе не облегчает задачу творцу, ведь это означает, что в малое количество слов нужно вместить необъятное, а на пространное изложение своих мыслей просто нет времени. Чтобы не излагать смысл торопливо, в каждом явлении сочинитель ищет кульминацию.

Герои японских хокку

Многие поэты выражают свои мысли и эмоции в хокку посредством передачи главной роли конкретному объекту. Некоторые поэты отражают народное мировоззрение с любовным изображением малых форм и утверждением их права на жизнь. Поэты заступаются в своих творениях за насекомых, земноводных, простых крестьян и господ. Поэтому японские трехстишия хокку примеры имеют с социальным звучанием. Акцент на малых формах позволяет нарисовать картину большого масштаба.

Красота природы в стихах

Японское хокку о природе сродни живописи, так как нередко становится передачей сюжета картин и источником вдохновения художников. Иногда хокку - это особый компонент картины, который подаётся в качестве каллиграфически оформленной надписи под ней. Ярким примером подобной работы считается трехстишие Бусона:
"Цветы сурепки вокруг. На западе гаснет солнце. Луна на востоке встает".

Описываются широкие поля, покрытые желтыми цветами сурепки, кажущиеся особенно яркими в лучах заката. Огненный солнечный шар эффектно контрастирует с бледностью восходящей луны. В хокку нет подробностей, демонстрирующих эффект освещения и палитру красок, но зато предлагается новый взгляд на картину. От поэта зависит группировка основных элементов и деталей картины. Лаконичная манера изображения роднит японское хокку с цветной гравюрой укиё-э:

Льет весенний дождь!
По пути беседуют
Зонтик и мино.

Это хокку Бусона является жанровой сценой в духе гравюры укиё-э. Смысл его - в беседе двух прохожих под весенним дождём. Один из них прикрыт зонтом, а второй одет в соломенный плащ - мино. Особенностью этого хокку является свежее дыхание весны и тонкий юмор, близкий к гротеску.

Образы в стихотворениях японских поэтов

Поэт, который создаёт японское хокку, часто отдаёт предпочтение не зрительным, а звуковым образам. Каждый звук наполняется особым смыслом, чувством и настроением. В стихотворении может быть отражён вой ветра, стрекот цикад, крики фазана, пенье соловья и жаворонка, голос кукушки. Так запоминается хокку, описывающее целый оркестр, звучащий в лесу.

Жаворонок поет.
Звонким ударом в чаще
Вторит ему фазан.
(Басё)

Перед читателями не возникает объёмной панорамы ассоциаций и образов, зато пробуждается мысль с определёнными направлениями. Стихотворения напоминают монохромный рисунок тушью, без лишних деталей. Лишь несколько умело подобранных элементов помогают создать гениальную в своей лаконичности картину поздней осени. Ощущается предветренная тишина и грустная неподвижность природы. Лёгкий контур образа тем не менее обладает повышенной ёмкостью и завораживает своей глубиной. И даже если в стихотворении описывается только природа, то чувствуется состояние души поэта, его болезненное одиночество.

Полёт воображения читателя

Привлекательность хокку кроется в обратной связи. Только эта стихотворная форма позволяет обладать равными возможностями с сочинителями. Читатель становится соавтором. И может руководствоваться своим воображением в обрисовке образа. Вместе с поэтом читатель испытывает печаль, разделяет тоску и погружается в глубину личных переживаний. За долгие века существования старинные хокку не стали менее глубокими. Японское хокку скорее не показывает, но намекает и подсказывает. Свою тоску об умершем ребёнке поэт Исса выразил в хокку:

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же...

Роса при этом является метафорой бренности жизни. Буддизм учит краткости и эфемерности человеческой жизни и её малой ценности. Но всё же отец не может смириться с утратой близкого человека и не может относиться к жизни, как философ. Его молчание в конце строфы говорит больше слов.

Недоговорённость в хокку

Обязательным элементом японского хокку является недоговорённость и возможность самостоятельно продолжить линию творца. Чаще всего стих содержит два значимых слова, а остальное - это формальности и восклицания. Все лишние детали отбрасываются, оставляя голые факты без прикрас. Поэтические средства подбираются весьма скупо, так как при возможности не используются метафоры и эпитеты. Бывает и так, что японские стихи хокку являются но при этом прямое значение кроется в подтексте.

Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой!

Басё написал это стихотворение в момент расставания с домом своего друга и чётко передал все эмоции.

Японская позия хокку была и остаётся новаторским искусством, принадлежащим простым людям: купцам, ремесленникам, крестьянам и даже нищим. Искренние чувства и естественные эмоции, присущие каждому человеку, роднят представителей самых разных сословий.


Несколько лет назад российский Центр охраны дикой природы провёл неожиданный конкурс в поддержку акции «Марш парков» - детям предложили попробовать себя в написании хокку - японских трёхстиший, отражающих многообразие и красоту дикой природы и иллюстрирующих отношения природы и человека. Участие в конкурсе приняли 330 школьников из различных областей России. В нашем обзоре подборка стихов победителей конкурса. А чтобы дать представление о классических хокку, мы приводим наиболее близкие по тематике произведения известных японских поэтов XVII-XIX века в переводе Марковой.

Классические японские хокку


Срезан для крыши камыш.
На позабытые стебли
Сыплется мелкий снежок.

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.


Долгий день напролёт
Поёт – и не напоётся
Жаворонок весной.

Эй, мальчик-пастух!
Оставь же сливе немного веток,
Срезая хлысты.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
Вот высший подвиг цветка!


Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.

В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок!


На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Конкурсные хокку российских школьников


У озера в горах
Черношапочный сурок.
Ему хорошо.
Виолета Багданова, 9 лет, Камчатская область

Сон-трава цветёт
Словно пламя синее
Под солнцем весны.
Екатерина Антонюк, 12 лет, Рязанская область


Грустят тюльпаны
Ждут улыбку солнца
Полыхнёт вся степь.
Эльмира Дибирова, 14 лет, Республика Калмыкия

Кровавое поле,
Но не было битвы.
Сарданы расцвели.
Виолетта Засимова, 15 лет, Республика Саха (Якутия)

Маленький цветок.
Маленькая пчёлка.
Рады друг другу.
Серёжа Стремнов, 9 лет, Красноярский край


Ландыш
Растёт, радует, лечит.
Чудо.
Яна Салеева, 9 лет, Хабаровский край

Слепни кусают лося.
Он им дарит
Полную радости жизнь.
Дмитрий Чубов, 11-й класс, г. Москва

Печальная картина:
Раненого оленя
Добивает бравый охотник.
Максим Новицкий, 14 лет, Республика Карелия


Трактор, подожди,
Гнёздышко в густой траве!
Дай взлететь птенцам!
Анастасия Скворцова, 8 лет, г. Токио

Маленький муравей
Столько полезного сделал Тому,
кто его раздавил.
Юлия Салманова, 13 лет, Республика Алтай

У японцев, как известно, свой особый взгляд на многие вещи. В том числе и на моду. Тому подтверждением .

То, что я называю рисунком хокку - рисунком одного вздоха - является медитацией, активной медитацией, которая может быть очень глубокой. В этом и есть отличие активной медитации: да, мы погружаемся в себя, но делаем это, чтобы что-то дать миру снаружи. Мысль, намерение, стремление всегда направлено на кого-то. Отдавать - значит дарить любовь и благодарность матери, отвечая на ту любовь, которая шла от нее, вознаграждать ее за то, что ты всегда чувствовал себя любимым, отвечая ей тем же чувством. Медитация, направленная внутрь, успокаивает разум, но не открывает сердце. Подумать, что ты благодарен - недостаточно. Нужно открыто это проявлять. Нужно дарить благодарность.

Чтобы понять, что у человека есть душа, он должен найти духовность в ком-то другом. Ищите ее в хокку, затем в себе. Оцените его совершенство, абсолютно не связанное с технической стороной, по которой судят лишь бездушные люди. Вместо этого, найдите совершенство в Духе, который создал его, которым являетесь Вы.

Хватит оценивать, достаточно ли хорош ваш рисунок. Рисунок исходит от вашего Совершенства, а поэтому может быть лишь выражением духовности, то есть вас самих. Вы рисуете хокку не с целью стать добродетельным, но осознать, что вы уже им являетесь. Посмотрите на последнюю нарисованную вами картинку и поймите, что в ней заключено Благо, которое останется с ней навсегда, потому что было рождено вашей Добродетелью.

Вы - Бог; вы - Совершенство. Научитесь доверять Музе. Просто позвольте ей проникнуть в вас, не бойтесь. Вы - Бог; вы - Совершенство. Позвольте же всей любви, которая есть в вас, вылиться в мир. Я думаю, это один из самых простых способов узнать свою музу и научиться ей доверять. Без доверия нет любви, ведь любить - значит доверять, даже когда ты наиболее уязвим.

Восприятие картины

Каждая картинка - это капля росы, отражающая мир в другом ракурсе, это квинтэссенция вашей сущности, выражение внутреннего Я. Каждый рисунок - эпитафия, выражение божественности. Вы можете пока этого не осознавать, но постепенно вы поймете, что цель таких рисунков - осознать свое божественное начало. И каждый рисунок - это проявление божественности, которую несете в себе вы.

Одной из причин наших страданий является то, что мы не хотим смотреть внутрь себя, ведь там может оказаться грех или зло. И поэтому мы мечтаем слетать на луну, отправиться в любое путешествие, вместо того, чтобы совершить самое дивное открытие из всех - заглянуть в сердцевину нашей сущности. И страх этого приключения основан на заблуждении, потому что внутри нас только Благодетель и Совершенство, потому что мы сами - воплощенная Любовь. С каждым рисунком хокку мы становимся на шаг ближе к этой сердцевине, ближе к величию, подаренному нам при рождении.

Посмотрите на картинку перед вами. Осознайте, что это проявление Духа, Божественности, которые живут в вас и в каждом из нас. Научитесь уважать свои рисунки, каждый в отдельности. Почувствуйте движение ваших глаз, скользящих по рисунку - ощутите их танец. Пройдитесь пальцами по нарисованной картинке, понаблюдайте, как их движение превращается в танец. Посмотрите внутрь себя, и вы увидите Музу, без перерыва танцующую танец любви. Полюбуйтесь тем, что вы создали - впитайте любовь вашего творения, пришедшую через вас. Ведь вы и есть Любовь, вы - Красота, вы - Совершенство.

Как поступить с рисунком

Не надо хранить свои картины. Если то, что вы создали, улучшает жизнь и дарует любовь, то это - такое же величайшее творение, как любая картина Рембранта или Дюрера или Тернера. Основная цель искусства, истинная причина его существования именно в этом. Иначе, как бы идеально оно ни было выполнено в техническом плане, это всего лишь украшение.

Не надо хранить свои картины, и уж точно не стоит вешать их в рамку на всеобщее обозрение. Важен не конечный продукт, но процесс поиска, вспышки отчаяния и воззвания к музе той Души, которая дала ему начало. Если вы согласитесь отдать все это другому человеку, вы должны быть уверены, что он будет использовать ваше творение, чтобы почерпнуть вдохновение для собственного духовного поиска. Вы всегда должны помнить, что цель рисунков хокку, переданных в мир через вас - улучшение жизни. А улучшать ее - значить развиваться духовно.

Как рисовать

Очень важно создавать эти рисунки с закрытыми глазами. Разница потрясет вас. Меня всегда изумляет, насколько тогда прекрасными получаются картинки и как идеально расположены линии на странице - их баланс безукоризнен. На листе царствуют мир и гармония, сплетенные в совершенном расположении. Сами линии безупречны, а окружности свободные и завершенные. У нас бы не получилось создать такую картину с открытыми глазами, потому что открытые глаза крадут свободу взгляда.

Когда люди первый раз пробуют нарисовать такую картинку, они не могут поверить в то, что создали, или, правильнее сказать в то, что позволили сотворить своей музе. В линиях нет неровностей, они нарисованы идеально прямо. Когда глаза закрыты, ваше эго уходит на задний план, а муза властвует. Вы концентрируетесь на сиюминутном порыве, на танце вашей руки. Вы не возвращаетесь мыслями назад и не смотрите в будущее, вы просто существуете здесь и сейчас. Вы сливаетесь в единое целое с карандашом, и тогда рождается Настоящее.