Бородинская панорама художник. Бородинская панорама

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения - когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную , председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов и . Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАСС
сайт oldmos.ru

Четверг, сентября 14, 2017

На этой неделе 105 лет исполнилось одному из самых внушительных шедевров русской живописи, созданному русским художником французского происхождения Францев Рубо в Мюнхене – панораме Бородинской битвы.

Специально перед этим знаковым событием и в преддверии выходных показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему туда нужно сходить.

Смотрите наш репортаж, в том числе из-за кулис —>

Как возникла панорама:

11 сентября 1912г., в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 г., в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.

На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.

Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.


Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».

Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 г. она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир.

Спустя 30 лет, в 1948 г. полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150 летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и перый соединительный шов.

Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»



В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».

Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация.

Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским.
В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».

Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей

Пять причин посетить Бородинскую панораму:

1. Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту. Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.


2. Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.

3. Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей

5.

4) В ходе празднования 105 летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы»

5) Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории.

Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.

Музей-панорама «Бородинская битва» — это, пожалуй, единственное место в Москве, и даже во всей России (а возможно и в мире), где можно увидеть в таком масштабе, в полном развороте, Бородинское сражение 1812 года.
В музее собраны коллекции: живописи, эстампа, рисунка, фарфора и др. — ознакомление с которыми позволяет прикоснуться к атмосфере начала 19 века.
Вы получите максимальное удовольствие, если хотя бы немного знакомы с историей России данного периода. А если вы собираетесь прийти в музей с детьми, приготовьтесь к тому, чтобы взять хорошего экскурсовода, так как в противном случае детям, особенно младше десяти лет, будет несколько скучно.

Мое посещение музея-панорамы «Бородинская битва» совпало с Днем бесплатных посещений музеев на Рождество.

В этот день мерзли и кутузовцы, и французы, и все, кто стоял в очереди и пытался взять музей штурмом.

Кутузов гордо возвышался над нами и молча наблюдал за происходящим.

Бравые офицеры охраняли покой полководца.

Грозные пушки, наводящие ужас на врага.

Чтобы не терять времени в очереди и немного согреться, я решила обойти вокруг музея и осмотреть местные достопримечательности.

Часовня Архистратига Михаила

Братская могила воинов — героев отечественной войны 1812 года.

«Кутузовская изба»

Бюст М.И.Кутузова

В этой избе состоялся Военный совет в Филях

Военный совет в Филях. А.Клименко с оригинала А.Д.Кившенко 1880 года 1889 год (картина из зала музея).

И вот, наконец-то, я в музее.

Горожане 1812 года встречают посетителей в просторном вестибюле музея.

Первый экспонат музея.

Великие полоководцы:

М.Б.Барклай де Толли

П.И.Багратион

Карта, представляющая Европу по новейшему разделению. А.Савинков, Санкт-Петербург. 1812 год

«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумашедших» (Александр I, Георг III и Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века Санкт-Петербург 1880-е годы.

Экспонаты музея

Залы музея

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский генерал-фельдмаршал, светлейший князь главнокомандующий Российскими армиями в 1812 году. Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца 1-го класса — самой почетной награды в Российской армии. Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. О своей награде полководец писал жене: «Теперь украшать меня уже нечем…».

Бюро из семьи Кутузовых. Россия. Конец XVIII века.

Готовальня, принадлежала М.И.Кутузову.

«Малая галерея» участников Бородинского сражения была выполнена в 1960-1970-х годах специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» группой ленинградских художников.

«Кто кого?» В.В.Мазуровский. Конец XIX начало XX века.

Солдаты и офицеры Российской армии 1812 года

Экспонаты

Часы каминные 1800 год, каска нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года, кираса нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года.

Часы дорожные. Конец XVIII века.

Атака Литовцев. Эскиз. Н.С.Самокиш. Начало XX века.

Предметы быта XVIII — XIX век.

Комплект дуэльных пистолетов с принадлежностями. 1807-1810 годы.

Походная аптечка

Каска нижних чинов тяжелой кавалерии образца 1808 года и кираса нижних чинов кирасирских полков образца 1812 года.

По красивой винтовой лестнице поднимаемся выше

Перед нами открывается великолепная панорама.

«На панораме Ф.А.Рубо «Бородинская битва», изображены события, относящиеся примерно к 10.30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года. Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семеновское – ключевом пункте позиции левого крыла Российской армии, среди полков 2-й Западной армии, обороняющих восточный склон оврага.
С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг – основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы Великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.»

«Панорама «Бородинская битва» была написана профессором Императорской академии художеств Францем Алексеевичем Рубо к 100-летнему юбилею войны 1812 года.
Живописное полотно больших размеров (длиной 115 метров, высотой 15 метров) подвешено по кругу.
Площадь между смотровой площадкой и полотном занята предметным планом, незаметно переходящим в живопись, что усиливает впечатление погруженности в пространство.
Особое освещение, сочетающее отраженный и рассеянный свет, дает ощущение залитого солнечным светом простора и высокого летнего неба над головой.
Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года.»

«Накануне Бородинского сражения (26 августа (7 сентября) 1812 года) численность регулярных войск и казаков в соединенных 1-й и 2-й Западных армиях составляла 123500 человек при 624 орудиях. К этому времени к армии присоединились части Московского и Смоленского ополчений (не более 10 тысяч человек). У Наполеона при Бородино было 136 700 человек при 597 орудиях. Наполеон был уверен, что одержит убедительную победу в предстоящем сражении, которая заставит Александра I пойти на мирные переговоры. Начавшаяся в 6 часов утра битва продолжалась 15 часов. Армии Кутузова, сохранив целостность боевого порядка, отступили на 1-1,5 километра.
Потери Великой армии составили до 38 тысяч человек убитыми и ранеными, среди них 50 генералов и один маршал. Потери российской армии составили 43 тысяч человек, в том числе 27 генералов.
Надежда Наполеона на победу, которая подарит ему «почетный мир», не сбылись: Российские войска устояли в сражении и представляли собой силу, способную продолжать войну. Предвидение Кутузова, что французов «нечем будет доканчивать» оказались верным: после Бородинского сражения российские войска, ослабленные большими потерями, вынуждены были продолжить отступление.»

Блюдо с изображением Дома Пашкова. Англия, Стаффордшир. 1820-1830 годы.

«Русская армия и жители оставляют Москву 1812 год». А.Н.Семенов, А.С.Соколов. 1958 год.

«Пожар Москвы». Неизвестный художник. Начало XX века.

Приказ начальника Генерального штаба маршала Бертье от 17 сентября 1812 года о прекращении грабежей.

Шпага французская чиновничья. Первая Империя (1804-1814 годы).

Медали. Франция. Парижский монетный двор.

Русские солдаты на привале.

Самовар походный. Конец XVIII — начало XIX века.

Псалтирь. Киевская Лавра, 1768 год.

Фляга для воды казачья, чернолощенная, переметная. Конец XVIII — начало XIX века.

Набор ампутационных инструментов (двенадцать предметов в футляре). Шотландия, фирма «Still». 1800 годы.

«Князь Кутузов отвергает предлагаемый Наполеоном через генерала Лористона мир» И.Иванов. Санкт-Петербург 1813 год.

«Калмык Ставропольского калмыцкого полка» 1812 год. М.В.Борисов 2007 год

«Уральский казак». А.О.Орловский. 1821 год

Денис Васильевич Давыдов. М.А.Ананьев с портрета Дж.Доу 1820-х годов. 1959 год

«Партизаны». Неизвестный художник. Первая четверть XIX века.

На картине с высоты птичьего полета изображен момент Малоярославецкого сражения. Через два дня 15 (27) октября Наполеон отдал приказ об отступлении на разоренную уже в ходе первого этапа кампании Старую Смоленскую дорогу.

«Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году». М.О.Микешин. 1854 год

Прибор чернильный XIX век

«Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». А.Г.Венецианов. 1813 год

«Вологодский ратник». Неизвестный художник. 1813 год

«Ретирада французских генералов». И.И.Теребенев. 1813 год

Скульптура Наполеона со съемной верхней частью (шкатулка). Конец XIX — начало XX века.

Скульптура «Французский солдат, опирающийся на лошадь». Россия. Завод Гарднера. 1880-1890-е годы.

Плакетка с шестью миниатюрными портретами членов семьи участника Отечественной войны 1812 года. Неизвестный художник. Начало XIX века

Великая княжна Екатерина Павловна. 1815 год

Медальон «Сражение при Арсис-Сюр-Об». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Медальон «Родомысл». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Бокалы с вплавленными медальонами с изображениями русских военачальников Отечественной войны 1812 года.

Прибор чернильный. Россия. 1830-е годы.

Скульптура «Русский гренадер» Конец XIX — начало XX века.

Сабля рядового и офицерская шпага.

Бородинское поле в наши дни.

Время работы
Музей работает: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг - с 10.00 до 21.00.

Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.

Санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный

Стоимость билетов:

Входной билет взрослый 250 руб, детский 100 руб., льготный 100 руб.

Экскурсионный билет
(по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00 посещение музея только с экскурсионным обслуживанием по сеансам): взрослый 400 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Комплексный»

(экскурсия по Музею-панораме, музею «Кутузовская изба» и территории историко-мемориального комплекса на Кутузовском проспекте)

взрослый 550 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Семейный»
Два взрослых и один ребенок в возрасте до 17 лет включительно приобретают один билет. Входной билет - 500 рублей
Экскурсионный билет -900 рублей

Билет «Повторный»
При предъявлении билета, подтверждающего прошлое посещение музея, предоставляется скидка 20% скидка от стоимости входного билета.

«Билет 3-го воскресенья»
Билет предоставляет право получить экскурсионное обслуживание в Музее-панораме и музее «Кутузовская изба» в дни бесплатного посещения (третье воскресенье каждого месяца). 225 рублей

Входной билет на выставку 100 руб., льготный 50 руб.

Адрес музея-панорамы:

Москва, Кутузовский проспект, дом 38

Как добраться до Музея-панорамы «Бородинская битва»:

Проезд до станции метро «Кутузовская», далее пешком в сторону Триумфальной арки или автобусами 91, 116, 157, троллейбусами 2, 7, 39, 44;
или до станции метро «Парк Победы», далее пешком в сторону Триумфальной арки.

Официальный сайт музея-панорамы www.1812panorama.ru