Как объяснить выражение без вины виноватые. Без вины виноватые. Смотреть что такое "Без вины виноватые" в других словарях

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами, - учил нас старый Маркс. А идею, в свою очередь, можно навязать массам, если она овладела не таким уж и большим количеством тех, кто имеет возможности для навязывания. Навязать даже в том случае, когда интересам и даже чаяниям этих самых масс она вовсе не соответствует. Дело техники; а уж на современном-то техническом уровне необходимое минимальное количество тех самых, кто имеет возможности, становится всё меньшим и меньшим. Да и к качеству идеологизаторов, к уровню их, запросы куда меньшие. Я уже писал об этом года четыре назад:

В этой же работе условно выделены три этапа достижения информационного доминирования: создание ядра, создание среды и создание атмосферы. Подробнее об этом, опять же, . Интересно наблюдать, как крамольная вирусная идея, запущенная, быть может, много лет назад, десятков, сотен иногда, овладевает обществом. Сейчас, впрочем, все процессы ускоряются. И какие же разные антропологические типы задействуются при этом!

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами

В оригинале: Теория становится...

Первоисточник - статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818-1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского: доказательство применительно к данному лицу. Имеется в виду, что теория должна. отвечать непосредственным интересам и потребностям каждого человека, к которому она обращена. (- Сост.), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным -значит понять вещь в ее корне (radix в переводе с латинского «корень». - Сост.). Но корнем является для человека сам человек... ».

Иносказательно о силе идей, которые становятся убеждениями многих социально активных людей.

  • - см. Институт археологии АН...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Синдром передней грудной стенки...

    Большой медицинский словарь

  • - соглашение между работником и предприятием, конкретизирующее обязанностиадминистрации и работника по обеспечению сохранности имущества предприя тия, вверенного работнику, а также устанавливающее полную...

    Финансовый словарь

  • - "...Матрица): все компоненты материальной системы, за исключением аналита..." Источник: " ГОСТ Р ИСО 15193-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские для диагностики in vitro...

    Официальная терминология

  • - "...Объекты материальной культуры - имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения и предметы, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты и т.д......

    Официальная терминология

  • - институт Академии наук СССР, см. Археологии институт Академии наук...

    Большая Советская энциклопедия

  • - В оригинале: Теория становится.....
  • Словарь крылатых слов и выражений

  • - см. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. НЕПРАВДА -...
  • - вопрос о том, когда что-л. будет подготовлено, сделано; ответ не по существу...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - См. ВЕРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУЕВЕРИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Тогда мне губы лижи, когда они горьки, а когда сладки - и сам оближу...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - прил., кол-во синонимов: 1 меркантильный...

    Словарь синонимов

"Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами" в книгах

Когда скамья становится шкафом

Из книги Мебель своими руками автора Онищенко Владимир

Когда скамья становится шкафом Часто в небольшом помещении, например в детской комнате, требуется много места, чтобы разместить самые различные предметы. В этом нашем предложении мы рассмотрим вариант некоего симбиоза небольшого стеллажа и удобного места для сидения.

КОГДА ПРОФЕССИЯ СТАНОВИТСЯ ИСКУССТВОМ

Из книги Знакомьтесь: МУР автора Полубинский Вениамин Иванович

КОГДА ПРОФЕССИЯ СТАНОВИТСЯ ИСКУССТВОМ Налет на инкассаторов. «Шутники». Охотники за орденами. «Иллюзионисты»Фирменный магазин «Обувь» на Зарайской улице был последней торговой точкой на маршруте бригады инкассаторов. Они уже объехали несколько магазинов поменьше и

Когда приоритетом становится все

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Когда приоритетом становится все Я считаю, что у людей предпринимательского типа (E) больше всего проблем с реализацией своих решений. Предприниматели желают усидеть на двух стульях. Они хотят сразу всего: заработать максимально много денег и при этом вести максимально

Когда тренер становится инструктором

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Когда тренер становится инструктором Необходимость исполнять роль инструктора может встать перед тренером в одной из следующих ситуаций. Линейный менеджер не обладает навыками инструктора и обращается к вам за помощью. Линейный менеджер не обладает достаточным

Когда эго становится больше, чем бизнес

Из книги Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений автора Шмитт Бернд

Когда эго становится больше, чем бизнес По мнению некоторых бизнес-психологов, нарциссисты, которые любят ставить шоу, будут хорошими лидерами, главным образом, во времена крутых перемен. У них есть эго, чтобы двигаться вперед в неясных обстоятельствах. Их самообожание

Когда сон становится кошмаром

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Когда сон становится кошмаром Основные жизненные кризисы, такие как смерть, развод, смена места работы, наполнены важными символами, которые, если их правильно интерпретировать, могут в большинстве случаев избавить нас от страданий.Ситуации нашей жизни, напоминающие

+++ ГРААЛЬ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНОЙ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛОЙ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Из книги Блаженные часы с Пречистой автора Блаженный (Береславский) Иоанн

ГРААЛЬ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНОЙ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛОЙ ВО ВСЕЛЕННОЙ 18.10.2005 Красные СкалыПремудрость:Дитя Мое, Я могла бы лично, как преображенная Мария, указать тебе пятнадцать, и в Премудрости 1500 причин, по которым Сладчайший Агнец превышенебесной любви не смог излить её на

1. Велизарий в Равенне. - Нечестный поступок его с готами. - Тотила провозглашается королем в 541 г. - Его быстрые успехи. - Поход его на юг. - Он овладевает Неаполем. - Письмо к римлянам. - Он идет на Рим. - Он овладевает Тибуром. - Вторая осада Рима готами летом 545 г. - Велизарий возвращается в И

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Велизарий в Равенне. - Нечестный поступок его с готами. - Тотила провозглашается королем в 541 г. - Его быстрые успехи. - Поход его на юг. - Он овладевает Неаполем. - Письмо к римлянам. - Он идет на Рим. - Он овладевает Тибуром. - Вторая осада Рима готами летом 545 г. -

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами

автора Серов Вадим Васильевич

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами В оригинале: Теория становится...Первоисточник - статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818-1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила

Когда идея овладевает массами, она становится материальной силой

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Когда идея овладевает массами, она становится материальной силой см. Идея становится материальной силой, когда она овладевает

Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами см. Идея становится материальной силой, когда она овладевает

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ УПРАЖНЕНИЯ 6 МЕДИТАЦИЯ Наполнение тела силой алмазной силой Духа

Из книги Око настоящего возрождения автора Левин Петр

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ УПРАЖНЕНИЯ 6 МЕДИТАЦИЯ Наполнение тела силой алмазной силой Духа 1. Нужно встать как можно более прямо, руки свободно опущены вдоль тела, стопы параллельны на небольшом расстоянии друг от друга. Стопы очень твердо стоят на земле, вес тела равномерно

Когда попадаю в стесненные обстоятельства, моя молитва становится искренней и горячей, а когда обстоятельства устраиваются то я охладеваю

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Когда попадаю в стесненные обстоятельства, моя молитва становится искренней и горячей, а когда обстоятельства устраиваются то я охладеваю священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряТо, о чем Вы пишите, есть наша общечеловеческая немощь, которую Господь

9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея")

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея") Оба этих термины принадлежат раву Куку. У него есть специальная книга, которая называется "Ле-маалах едиот бэ-Исраэль" о эволюции идей в еврейском народе. И в этой книге он описывает следующим образом

Глава 1497: Слова обращения к Аллаху (, произносимые в том случае, когда человеком овладевает) скорбь.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1497: Слова обращения к Аллаху (, произносимые в том случае, когда человеком овладевает) скорбь. 1985 (6346). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, овладевала скорбь, он

Без вины виноватые

Без вины виноватые
Выражение имеет фольклорные корни, и в русской литературе оно впервые встречается в пьесе (действ. 5, явл. 3) «Недоросль» (1781) Дениса Ивановича Фонвизина (1744-1792):
Правдин. Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии...
Простаков. Без вины виноват!

Широкую популярность выражение получило благодаря пьесе «Без вины виноватые» (1884) Александра Николаевича Островского (1823- 1886).
Употребляется: применительно к людям, безосновательно обвиненных в чем-либо.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Без вины виноватые" в других словарях:

    - «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», СССР, Мосфильм, 1945, ч/б, 98 мин. Мелодрама. По одноименной драме А.Н.Островского. Первая роль в кино Владимира Дружникова. Лидер советского проката (1945, 1 место) 28.91 млн. зрителей. В ролях: Алла Тарасова (см. ТАРАСОВА… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые Жанр: пьеса

    Без вины виноватые … Википедия

    Без вины виноватые (спектакль, 1993) Без вины виноватые Жанр комедия Основан на пьесе Без вины виноватые А. Н. Островского Режиссёр Пётр Фоменко Актёры … Википедия

    Без вины виноватые: Без вины виноватые произведение Елены Ивановны Бларамберг (Апрелевой) издавшей его в «Вестнике Европы» в 1877 году под псевдонимом Ардов Е.. Без вины виноватые произведение А. Н. Островского (1881… … Википедия

    Без вины виноватые (фильм, 1945) Без вины виноватые Жанр драма Режиссёр Владимир Петров Автор сценария Владимир Петров В главных ролях … Википедия

    - «Без вины виноватые» (1883) пьеса А.Н.Островского, классический образец мелодрамы. В связи с этой пьесой правомерно говорить и о внутрижанровом синтезе, поскольку в структуре пьесы сочетаются черты комедии, реалистической бытовой и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые Жанр комедия Основан на пьесе Без вины виноватые А. Н. Островского Режиссёр … Википедия

    Фильм РусНаз = Без вины виноватые Изображение = Режиссёр = Владимир Петров Жанр = драма Сценарист = Владимир Петров Актёры = Алла Тарасова Владимир Дружников Композитор = Николай Крюков Страна = СССР Год = 1945 Компания = Мосфильм Время = 92 мин… … Википедия

Книги

  • Без вины виноватые , Островский Александр Николаевич. С именем А. Н. Островского связана новая эпоха в истории национальной драматургии: он открыл на сцене особый мир, неизвестный до этого русскому театру. В многообразии типов и судеб, бытовых и…
  • Без вины виноватые , Островский А.. С именем А. Н. Островского связана новая эпоха в истории национальной драматургии: он открыл на сцене особый мир, неизвестный до этого русскому театру. В многообразии типов и судеб, бытовых и…

Выражение получило особую популярность в связи с пьесой "Без вины виноватые" (1884 г.) русского драматурга Островского Александра Николаевича (1823 - 1886). Сюжет этой пьесы таков - в маленький провинциальный городок приезжает на гастроли известная актриса, бежавшая когда-то отсюда из-за несчастной любви. Много лет назад она вынуждена была оставить своего незаконнорожденного сынишку на воспитание чужим людям. Потом выясняется, что ее сын умер еще маленьким. В этом городке ей встречается бесшабашный пьяница, молодой симпатичный актер. Известная актриса начинает принимать активное участие в судьбе молодого человека, который оказывается ее сыном.

По пьесе были сняты фильмы - "Безъ вины виноватые", Глеб Панфилов, Россия, 2008, "Без вины виноватые", Петров В.М., СССР, 1945

Еще раньше выражение применил (1745 - 1792) в произведении «Недоросль», 1781 г. (действ. 5, явл. 3):

"П р а в д и н. Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии...

П р о с т а к о в. Без вины виноват !"

Примеры

"Ей нужен я, а не квартира. Да что говорить? - вздохнул Орлов. - Я слышу только бесконечные разговоры, но не вижу выхода из своего положения. Вот уж воистину без вины виноват ! Не назывался груздем, а полезай в кузов. Всю свою жизнь открещивался от роли героя, всегда терпеть не мог тургеневские романы и вдруг, словно на смех, попал в самые настоящие герои."

Достоевский Ф.М.

"Подросток" - "- Нет, это я был причиною, - ответил он, - а вы только без вины виноваты . Вы знаете, что бывают без вины виноватыми ? Это - самые непростительные вины и всегда почти несут наказание, - прибавил он, странно засмеявшись. - А я и впрямь думал минуту, что вас совсем забыл и над глупой страстью моей совсем смеюсь... но вы это знаете. А, однако же, что мне до того человека, за которого вы выходите? Я сделал вам вчера предложение, простите за это, это - нелепость, а между тем заменить ее совсем нечем... что ж бы я мог сделать, кроме этой нелепости? Я не знаю..."

«Без вины виноватые» — пьеса (1881—1883), классический образец . В связи с этой пьесой правомерно говорить и о внутрижанровом синтезе, поскольку в структуре пьесы сочетаются черты , реалистической бытовой и . Но несмотря на это, в пьесе есть главная мелодраматическая установка: во-первых, сюжет, в котором все действие разворачивается вокруг «страдающей» героини; мотивы — несчастная мать, смерть ребёнка и предательство любимого человека. Во-вторых, характерно для мелодрамы: смена имен (в 1 акте героиню зовут Любовь Ивановна Отрадина, во 2 акте её зовут Елена Ивановна Кручинина). Разумеется, фамилии, что свойственно Островскому, говорящие: — радость и — печаль. В-третьих, счастливый конец.

История создания

Над пьесой Островский начал работать летом 1881 г., затем совершил поездку на Кавказ, где пробыл более месяца. Вернувшись из этой поездки 3 ноября, возобновил работу над пьесой. 7 декабря 1883 г. пьеса была закончена. В записке "По поводу «Правил о премиях за драматические произведения», относящейся к 1884 г., драматург о пьесе «Без вины виноватые» писал: «Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; оно писано после поездки на Кавказ, под впечатлениями восторженного приёма, какой оказывала мне публика. Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет ещё работать и давать ей художественные наслаждения, которые она любит и за которые чтит его. Потом это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождёшься» (А. Н. Островский. О театре. Записки, речи, письма, изд. «Искусство», 1941 г., стр.138).

Действующие лица

  • Любовь Ивановна Отрадина, девица благородного происхождения / Елена Ивановна Кручинина, известная провинциальная актриса.
  • Таиса Ильинишна Шелавина, девица, товарка Отрадиной.
  • Григорий Львович Муров, молодой человек из губернских чиновников.
  • Аннушка, горничная Отрадиной.
  • Арина Галчиха, мещанка.
  • Нил Стратоныч Дудукин, богатый барин.
  • Нина Павловна Коринкина, актриса.
  • Григорий Незнамов,
  • Шмага — артисты провинциального театра.
  • Иван, слуга в гостинице.
  • Миловзоров Петя, первый любовник.
  • Гости и прислуга.

Сюжет

В центре внимания Островского — характер сильной и волевой женщины, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов судьбы. Все эти годы (после 1-го акта прошло 17 лет) она жила с постоянной внутренней болью. Но она смогла выстоять, несмотря на все напасти, и реализовать себя в творчестве. Она стала известной актрисой. Всю боль, когда-то пережитую в молодости, она воплотила на сцене. Актриса стала любимицей публики. Разумеется, у неё появились и завистники. Но несмотря ни на что, она остаётся хорошим человеком, не желающим никому зла. Она всем всё прощает и помогает.

Есть в пьесе и противоположный характер — это бывший любимый человек Кручининой и отец её сына Гриши. Его фамилия Муров. Он всех обманывает и предаёт. Его, конечно, Кручинина простить никогда не сможет, он слишком много сделал ей зла.

Но в конце концов всё заканчивается хорошо: несчастная мать обретает якобы давно умершего сына. Она узнает его в актёре Незнамове по медальону. Незнамов (не знающий своего происхождения) впервые ощущает великую силу любви.

Согласно законам жанра, порок наказан, а доброта вознаграждена.

Характеры

Интересно высказывание Островского об образе Незнамова: «Незнамов для постороннего взгляда, — писал драматург, — есть ни более, ни менее, как юный трактирный герой, таким он и должен явиться перед публикой. Он, по молодости лет, не может быть ни закалённым наглецом с поднятой головой, ни мрачным человеком, потерявшим веру в жизнь и людей; он ещё многого не знает, многого не видал. Он является полупьяным, с дерзким видом; но дерзость у него стушёвана некоторым конфузом. Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы в праве говорить им грубости, но в то же время он умён и понимает, что ему ещё рано быть судьёй чужих пороков, и не может отделаться от конфуза. И в саркастической улыбке у него проглядывает румянец юности и конфуза. Когда он понял, что встретил чистую натуру, невиданную им, он остолбенел, он рот разинул от удивления; он потерялся, он ищет и не может найти тона; прежний его разговор показался ему не только дерзким, но, что ещё ужасней для него, глупым. Незнамова очень трудно играть: в нём есть и дурное и хорошее, и всё это должно проявляться и в жестах и в тоне; дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретённые в провинциальной труппе; хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, которое выражается у него, хотя и сильно, но более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее» (Островский в письмах и воспоминаниях. «Ежег. имп. театров», 1910, вып. VI, стр. 53-54).

Постановки

Премьера пьесы была показана в в 1884 году. Пьеса изначальна предназначалась Островским для московского Малого театра, роль Незнамова была написана специально для , а роль Коринкиной — для .

«Без вины виноватые» является одной из самых репертуарных пьес русского театра.

  • Первая постановка — 15 января 1884 в , в бенефис в роли Коринкиной. Остальные роли: Кручинина — , Незнамов — , Шелавина — , Шмага — , Муров — , Галчиха — , Дудукин — , Миловзоров — , Аннушка — ).

Среди последующих постановок в Малом театре: (4 марта 1908 ; реж. и исполнитель роли Дудукина — , Кручинина — , Незнамов — , Коринкина — , Шелавина — , Шмага — , Галчиха — Садовская, Муров — , Миловзоров — , Аннушка — ).

  • 20 января 1884 в (Кручинина — , Незнамов — , Коринкина — , Шелавина — Хлебникова, Шмага — , Муров — Ленский, Галчиха — Ленская, Дудукин — , Миловзоров — Каширин, Аннушка — ).

Последующие постановка в Александринском театре: (7 окт. 1910 . Кручинина — , Незнамов — Федотов, Шмага — , Коринкина — , Галчиха — Шаровьева).

  • Студия Малого театра, Москва (1930; реж. Каверин; Кручинина — , Незнамов — , Шмага — ); филиал Малого т-ра (1940; реж. и Алексеев, худ. ; Кручинина — , Незнамов — , Коринкина — , Шмага — , Дудукин — , Галчиха — );
  • (1937; реж. , худ. Гончаров, комп. ; Кручинина — , Незнамов — , позднее — , Коринкина — , Шмага — , Дудукин — );
  • (1938; реж. Чужой, худ. Константиновский и Товбин; Кручинина — Медведева, Незнамов — , Шмага — );
  • (1939; реж. Д. М. Дудников, Кручинина — Т. Якобсон, Незнамов — Д. Радлов)
  • Московский (1944; реж. , худ. ; Кручинина — , Шмага — );
  • (1948; реж. , худ. Виноградов; Кручинина — , Незнамов — , Шмага — ).
  • 1977 —
  • 1993 — « ». . Пост.
  • 2000 — . Реж. и исп. роли Кручининой — .
  • 2004 — . Режиссёр-постановщик — засл. деятель искусств России, засл. артист России Геннадий Чихачёв. Кручинина — лауреат международного конкурса . Шмага — з. р. к. Москвы Вячеслав Амосов;
  • 2005 —