Как составить характеристику героя произведения. Как писать сочинение характеристика литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)

Всем привет! Сегодня с вами я, Эльвира Барякина, и “Справочник писателя”.

Я расскажу вам об очень интересном литературном приеме: как представить героя и не потратить на это большое количество сил, слов и читательского времени.

Обозначаем персонажа

Для начала нам надо обозначить героя. Например, мы можем сказать, что в комнате сидит начальник пограничной заставы, и у читателей в головах сразу же сложится определенный образ. Это произойдет потому, что за самим определением “начальник заставы” тянется целый шлейф деталей, которые мы знаем из книг, фильмов и пр.

Обозначаем среду, в которой оказался персонаж

Например, мы можем поместить начальника пограничной заставы в его рабочий кабинет.

Нужны ли нам подробности - как именно выглядит эта комната? Наверное, нет. Самое важное - это описать свет и запахи. Например, комнату может заливать полуденное солнце, а воздух может пахнуть нагревшейся пылью. И больше уже не требуется ничего объяснять - образ и так создан.

Несвойственное действие или предмет

Как нам показать характер персонажа? Для этого существует хитрый трюк: мы можем дать герою предмет, который не вяжется с его образом, или заставить делать что-то ему несвойственное.

Пусть начальник заставы смотрит мультики: мол, ностальгия человека обуяла.

Новый персонаж

Вводим еще одного персонажа, и реакция первого героя как раз и будет определять его характер.

Допустим, в кабинет начальника заставы входит подчиненный. Указываем, какие отношения существуют между ними: плохие, хорошие, с какой-то особой спецификой и т.п.

Реакция героя

Теперь рассмотрим варианты действий начальника заставы:

* Выключить телевизор и принять важную позу. Так поступит человек, для которого важно, какое впечатление он производит.

* Оставить телевизор включенным - как есть. Так поступит человек, которому без разницы, что о нем подумает подчиненный.

* Смутиться и торопливо переключить на первый попавшийся канал - и ошибиться. Допустим, начальник хотел включить новости, а попал на порнофильм. Показываем реакцию на ошибку: начальник паникует, и в сюжете появляются комические нотки.

В любой из вышеперечисленных ситуаций начальник будет показывать себя совершенно по-разному: это будет другой характер и другое мироощущение. То есть реакция на внешние вызовы - даже самые незначительные - определит, что из себя представляет данный персонаж.

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis nulla fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует , что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания . Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из средств характеристики литературного героя . Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой - веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери - молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное - труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

Профессия, занятия;

Цель в жизни;

Уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

Внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

С помощью портрета;

В речевой характеристике героев;

Через поступки героев;

С помощью предыстории и биографии героев;

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

Профессия, занятия героя;

Цель в жизни;

Уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

Отношения с окружающими людьми;

Внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

С помощью портрета;

В речевой характеристике героя;

Через поступки героя / героев;

С помощью предыстории и биографии героя;

Через окружающую обстановку;

Через характеристику других действующих лиц;

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

3. Что отличает двух героев.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

В умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

В эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

В социальном (материальном, профессиональном) плане;

В отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

6. Ваше отношение к данным персонажам.



Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

I. Вступление. Место героя в произведении.

II. Главная часть. Характеристика героя.

1. Возраст героя, его социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.

4. Поведение и поступки героя.

5. Как герой относится к окружающим.

6. Как относятся окружающие к герою.

7. В чем особенности его внутренних переживаний.

10. Какие черты личности героя выявляются в произведении.

III. Заключение. Ваше отношение к герою.

Обновлено: 2012-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме