Кто написал крейцерову сонату роман. Отношение к детям. Отношение к женщине

О роли литератора в жизни общества Николай Алексеевич Некрасов размышлял очень часто, о чём говорят его произведения. Например, стихотворения «Поэт и гражданин» или «Блажен незлобивый поэт».

Из этих двух произведений, первым появилось в 1852 году стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Написано оно было сразу после смерти Гоголя. И хотя имя Гоголя не вспоминается, в тексте чётко просматриваются лирические отступления из «Мёртвых душ».

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.

Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности. Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

«А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?»

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни - славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели - донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Анализ стихотворения

Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:

«И современники ему
При жизни памятник готовят...».

Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:

«…чей благородный гений
Стал обличителем толпы»

Такой поэт не ставил себе цель - понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.

Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.

Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.

Послесловие

Вопрос, который Никрасов поднял в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» проходит красной полосой через всё произведение.

Что лучше?

Спокойная писательская жизнь, на темы, заданные существующей властью, с признанием, достойными гонорарами, с благодарными отзывами. Работая в таком режиме, не придётся делать работу над ошибками, ведь стихи не несут никакого раздражающего фактора. Описание простых бытовых ситуаций, немного каждодневного юмора - всё просто в таком творчестве.

Или удел поэта-бунтаря, со всеми вытекающими последствиями, где есть место притеснению, негативу, открытой критике. Где цензоры, подчиняющиеся властям, постоянно видят угрозу существующему строю и готовы в любую минуту к опале.

Рассуждая на тему «правильности» поэта, Некрасов, бесспорно, думает и о своём месте в литераторском искусстве. Будучи достаточно известным писателем, редактором журнала, сумевшим найти свою нишу в то непростое время, его порой охватывали сомнения в правильности выбранного пути. Мысли, об идеальном поэте, о своём месте в среде литераторов, были частыми гостями в голове Николая Алексеевича.

В своих рассуждения писатель приходил к выводу, что литературно-общественное мнение во многом помогает народным массам. От этого его стихи приобретали особую окраску, где при помощи завуалированных приёмов, он старался донести до читателя наиболее острые проблемы. И это ему удавалось.

Блажен незлобивый поэт Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания . Произведение "Блажен незлобивый поэт" (1852 г.) Н. А. Некрасов написал в связи со смертью Н. В. Гоголя.

В "Мертвых душах" есть авторское отступление, представляющее собой размышления Гоголя в защиту т. н. "гражданского" направления в литературе. Некрасов полностью разделял эти взгляды, направленные против представителей "чистого искусства".

В произведении Некрасова образ поэта-обличителя символизирует собой Гоголя, а в более широком смысле - поэта гражданского направления. Под "незлобивым поэтом", скорее всего, подразумевается В. А. Жуковский.

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.

3. Основная тема произведения - сущность литературной деятельности. Некрасов однозначно поддерживает поэта-обличителя. Но при этом он ни в чем не упрекает "незлобивого поэта". В каком-то смысле автор даже завидует тому, "в ком мало желчи, много чувства". "Миролюбивая лира" дает ощущение безмятежности и покоя, в отличие от "пытки творческого духа" у сторонников гражданской лирики.

Воспевая только любовь и красоту природы, "незлобивый поэт" проживет долгую счастливую жизнь, пользуясь всеобщим почетом и уважением. Однако за рассуждениями Некрасова скрывается тонкая ирония. Она проявляется в замечании о власти поэта над толпой.

В русской поэзии "толпа" традиционно несет в себе отрицательный смысл. Всякий, хоть сколько-нибудь уважаемый себя поэт, со времен Пушкина пренебрежительно относился к подобной власти над темным и глупым сборищем людей.

Подготовка прижизненного памятника для "незлобивого поэта" - откровенная насмешка Некрасова по поводу чрезмерного самомнения сомнительных кумиров толпы. Более подробно автор останавливается на судьбе поэта-обличителя. Он не скупится на описании всех трудностей его творческого пути. Симпатия Некрасова к этому герою становится сразу заметна.

"Благородный гений" такого творца не приносит ему никаких благ. Его путь сопровождается "дикими криками озлобленья". Поэт-обличитель непонятен толпе, потому что "проповедует любовь... словом отрицанья". При жизни ему не суждено добиться признания. Оценить творчество гения смогут лишь после его смерти.

4. Композиция . Произведение делится на описания представителя "чистого искусства" (4 строфы) и поэта-гражданина (6 строф).

5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все произведение построено на антитезе. На первом плане противопоставляются образы главных героев ("спокойное искусство", "миролюбивая лира" - "обличитель толпы", "карающая лира"), на втором - бескорыстный подвиг поэта-обличителя и реакция общества ("благородный гений", "высокое призванье" - "хулы", "врагов суровых").

Большую роль играют разнообразные метафоры ("пытка творческого духа", "уста вооружив сатирой"), олицетворения ("сочувствие... ласкает", "преследуют хулы"), сравнение ("как ропот волн").

7. Главная мысль произведения. Некрасов доказывает, что творчество ради "чистого искусства" обладает лишь временной показной ценностью. Только твердая гражданская позиция делает творчество действительно важным и ценным, хотя признание заслуг поэта-обличителя приходит к нему всегда слишком поздно.

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Практически всё стихотворение автор «нахваливает» доброго поэта, но вот это преувеличение в описании его «хороших» качеств и поступков создаёт комический эффект. И тут же контраст с тем «злым» поэтом, которым и был сам Николай Алексеевич, показывает, на чьей стороне правда.

Главное достоинство добренького поэта в том, что он для всех удобен. Его ничто (особенно несправедливость, которую обличал сам Некрасов) не волнует, не раздражает. Он не очень умен, ведь от ума рождаются сомнения, а их у него нет. Живётся ему прекрасно, он ко всем добр – его все любят. Он даже властвует над толпой, каждый рад его похвалить, ему помочь. Памятник ему готов, как говорится, при жизни.

Понятно, что ничего принципиально нового он не создаёт, жизнь не меняет. Творческие муки ему тоже неизвестны. И всё это его осознанный выбор, так как этот поэт любит покой, а сатиры боится. Никаких конфликтов, скандалов или ссылок – такой поэт живёт спокойно и богато.

В середине стихотворения с «но» начинается описание настоящего поэта, которое до этого читатель мог уловить только через отрицание. Говорится, что судьба не щадит этого обличителя. Он показывает людям их ошибки, грехи. Конечно, это вызывает раздражение и ненависть. (Но и врач должен иногда сделать больно, чтобы пациенту стало лучше.) Поэт сам ненавидит, сам вооружается против толпы. У него трудный путь, его все ругают, живёт он в бедности. Он весь в сомненьях – то верит, то нет в свою избранность, мучается. И всё-таки, своей злостью и разрушением он несёт в мир любовь. Некрасов повторяется, преувеличивает, мол, уже каждое слово такого поэта создаёт ему врагов. И они могут быть не только глупцами, которые просто не понимают творческую личность, но и умными людьми, которые видят в нём угрозу для их мира.

В стихотворении продолжает нарастать напряжение. Главного героя уже проклинают со всех сторон… Но вот в последних строках – снова перелом и контраст. Увидев труп настоящего поэта, люди понимают, сколько он сделал для них. Они поймут его любовь через всю ту ненависть к их недостаткам.

Стихотворение несколько устарело по лексике («желчь», «чужд», «сей»), но по смыслу ещё очень актуально. В нём много силы, возмущения, гнева, но в то же время понимания жизни, улыбки и мудрости.

Вариант 2

Есть известная фраза, которая называет поэта в России чем-то больше нежели просто поэтом. Однако, такое утверждение верно практически всегда, ведь настоящий поэт всегда представляет собой нечто большее. Такой человек не просто владеет строки и складывает рифмы, он рифмует различным образом саму суть бытия, жернова его ума отделяют зерна от плевел, а огненный взор испепеляет невежество и дисгармонию.

Безусловно, для каждого настоящего поэта характерным типом рассуждения является рефлексия, оценка своего внутреннего мира и своего положения в обществе. Вообще поэтам свойственно отстраняться от действительности и наблюдать за сутью бытия. Поэтому не составляет труда посмотреть и на себя со стороны.

Некрасов описывает вполне типичные трудности поэта, особенности его внутреннего мира. Стихотворение начинается со слова блажен и такое определение в дальнейшем раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Может казаться будто автор описывает разные типы поэтов, сначала такого которому по нраву «беспечность и покой», потом того, кто «питает ненавистью грудь» и «вооружил уста сатирой». Тем не менее, речь идет об одном и том же поэте, который предстает в разных ипостасях, ведь путь поэта труден и требует разной реакции. Его руки могут быть заняты и «миролюбивой» и «карающей» лирой, при этом Некрасов в заключении стихотворения подводит как бы итог этому противоречию, которое разрешает в синтезе «любил он - ненавидя».

Такая деталь является невероятно значимой, так как описывает поэта как человека великого отречения, способного выйти за рамки привычного понимания, но при этом не отвергнув высоких идеалов. Если толпа требует обличения, обличительных речей, поэт любит, ненавидя, его ненависть становится орудием любви, которая всегда остается в его душе. Различная хула и подобное не привлекают внимания поэта, равно как похвала, он всегда блажен и незлоблив.

В этом смысле мы можем легко сравнить описание, которое предлагает Некрасов с описание того как пациент может протестовать против действий доктора. К примеру, когда нужно удалить гной из тела или зашить рану, проявляется боль и пациент может быть против этого, страдать, хулить доктора. Тем не менее, доктор, понимая, как причиняет своему пациенту боль, все равно выполняет собственную миссию, для того чтобы достигнуть излечения.

Об этом пишет и Некрасов, который говорит про «враждебное слово отрицанья», которое служит для проповеди любви, подобно тому как хирургический прибор может служить для того чтобы удалить гной. Если нечто становится нарывом для человеческого бытия, поэт выступает обличителем, хотя может и совершенно не иметь сторонников, а общество может видеть больший комфорт в противоположной позиции. Конечно, в «мечте высокого призванья» отсутствует потакание личным интересам и тем более интересам толпы.

Поэт является своеобразным доктором для общества. Он пользуется разными инструментами, он восхваляем и хулим. Блажен незлобливый поэт.

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт по плану

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

  • Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя. Многие критики находят перекличку между идеей данного текста и лирическим отступлением в начале «Мертвых душ», в роли «незлобивого поэта» по мнению ряда исследователей, предстает Жуковский. Однако точных отсылок ни к тому, ни к другому из великих литературных деятелей мы не находим.

    Стихотворение является образцом гражданской лирики, написанное четырехстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, оно обличает трудности, с которыми сталкивается на своем пути истинный поэтический гений.

    Текст можно разделить на две части. В первом случае автор описывает прекрасную жизнь поэта, который находится в полной гармонии с собой и обществом. Он не поднимает животрепещущих вопросов, не указывает на человеческие пороки, тем самым обеспечивает себе блаженство, райскую жизнь, восхищенные взгляды поклонников, увековечивающих его гений еще при жизни. Но, несмотря на то, какой прекрасной является его жизнь, после смерти все труды этого поэта исчезнут бесследно.

    В идейной антитезе, подтверждающейся использованием конкретных лексических единиц (сладостный ропот молвы - дикие крики озлобления, благородный гений - обличитель страстей) Некрасов рисует иного поэта. Этот человек бунтарь по всей своей природе, он не намерен мириться с несправедливостью и не идеальностью людского общества. Он заявляет об этом открыто, порой даже в очень едкой форме, что крайне не нравиться людям. Они не восхищаются его творениями, напротив ругают его. Поэт даже считает свой труд напрасным, никому не нужным. Но все проходит, и клеймение толпы отнюдь не печалит поэта, ведь это является знаком того, что он сумел достучаться до их умов и сердец.

    Да жизнь такого поэта полна трудностей, он может оставаться непонятым ни кем до самой смерти, но после неё он непременно обретет вечную славу, благодаря своему творчеству. И, несмотря на то, что Некрасов жизнь поэта незлобного описывает с ощущением зависти, истинную симпатию он питает к поэту-изгнаннику, коим является и сам. Ведь именно такой творец способен приносить истинную пользу обществу, а в этом и только в этом и заключена миссия поэта!

    Кратко по плану

    Картинка к стихотворению Блажен незлобивый поэт

    Популярные темы анализов

    • Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты рощи голы

      Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,

    • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

      Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,

    • Анализ стихотворения Баратынского Родина

      Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

    • Анализ стихотворения Пушкина Прощание

      Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая

    • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

      Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».