Александра толстая кем приходится льву толстому. Толстой алексей константинович, классик русской литературы. Толстой А.Н. Приключения Буратино, или Золотой ключик

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Прошло время - записали его в солдаты; оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:

Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь - все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж - будет у нее приданое; а коли бог сына даст да войдет он в большие года - будет и ему в тех деньгах подспорье немалое.

Попрощался с женою и пошел в поход, куда было ведено. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами - солдатскими сыновьями.

Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.

Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.

Говорит один брат другому:

Долго ли нас колотить да щипать будут? Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится; что ни наденем, все товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.

И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они - полно терпеть! - как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцов, и посадили в острог.

Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.

Они, - говорит, - не виноваты: не зачинщики!

Выросли два Ивана - солдатские дети и просят у матери:

Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.

Мать дала им пятьдесят рублей - по двадцати пяти на брата - и приказывает:

Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.

Хорошо, родимая!

Вот отправились братья в город, пришли на конную, смотрят - лошадей много, а выбирать не из чего; все не под стать им, добрым молодцам!

Говорит один брат другому:

Пойдем на другой конец площади; глядь-ка, что народу там толпится - видимо-невидимо!

Пришли туда, протолкались вперед - у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.

Что твоим жеребцам цена будет? - спрашивает Иван - солдатский сын у хозяина.

Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.

Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.

Хозяин усмехнулся:

Смотри, коли головы не жаль!

Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат - к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть - куда? Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят...

Братья ударили их коленками в грудь - цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.

Вот чем хвастался? Да мы этих клячей и даром не возьмем.

Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появилися? Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.

Сжалились "над хозяином Иваны - солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом - жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.

Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:

Ах, братец, что ж это мы наделали? Старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся. Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:

Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.

Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?

В город на ярмарку; хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.

Как же быть? Нешто подарить вам по лошадке?

Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!

Ну пойдемте!

Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:

Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с Богом, владейте на здоровье!

Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.

Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:

Что, детушки, купили себе по лошадке?

Куда же вы их дели?

Возле избы поставили.

Ах, детушки, смотрите - не увел бы кто!

Нет, матушка, не таковские кони: не то что увести - и подойти к ним нельзя!

Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:

Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне. На другой день просятся сыновья у матери:

Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.

Ступайте, родимые!

Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.

Сделай, - говорят, - нам по сабельке.

Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!

Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.

Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!

Нечего делать - пошли добрые молодцы домой и головы повесили. Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.

Здравствуйте, младые юноши!

Здравствуй, дедушка!

Куда ходили?

В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.

Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?

Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!

Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!

Приходят домой, мать спрашивает:

Что, детушки, купили себе по сабельке?

Купить не купили, даром получили.

Куда же вы их дели?

Возле избы поставили.

Смотрите, как бы кто не унес!

Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.

Мать вышла на двор, глянула - две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:

Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне!

Наутро Иваны - солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:

Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.

Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с Богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.

Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду - не свищу, а наеду - не спущу!

Сели добрые молодцы на коней и поехали. Близко ли, далеко, долго ли, коротко - скоро сказка сказывается, не скоро дело делается - приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: "Кто вправо поедет, тот царем будет"; на другом столбу написано: "Кто влево поедет, тот убит будет".

Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать? Коли обоим по одной дороге пуститься - не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево - никому помереть не хочется!

Да делать-то нечего - говорит один из братьев другому:

Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться? А ты поезжай направо: авось Бог даст - царем сделаешься!

Стали, они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если смерть приключится; при такой беде ехать мертвого разыскивать. Разъехались добрые молодцы в разные стороны. Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства.

В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.

Увидал царь Ивана - солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством. Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.

В некое время стал он на охоту собираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле - два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. "Надо, - думает, - поберечь до поры до времени; не ровен час - понадобятся".

А брат его Иван - солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали. Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство - прямо в столичный город. В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются. Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:

Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?

Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя... Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье - змею на съедение. Иван - солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна - на железной цепи прикована. Увидала она витязя и говорит ему:

Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!

Не бойся, - красная девица, авось подавится.

Подошел к ней Иван - солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части" словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.

Красная девица послушалась, стала на море смотреть.

Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося - из синя моря змей выходит, в гору подымается. Царевна разбудила Ивана - солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:

Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку - тебе ж легче будет!

Врешь, проклятый змей! Не проглотишь - подавишься! - ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.

В то время призвал царь водовоза.

Ступай, - говорит, - на взморье, собери хоть царевнины косточки.

Водовоз приехал к синему морю, видит - царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.

Что ты делать собираешься? - спрашивает царевна.

Я нож точу, тебя резать хочу!

Царевна заплакала:

Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.

Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!

Нечего делать - согласилась. Поехали во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником. Вот как проснулся Иван - солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:

Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорите, нет ли чего нового?

Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась и сказывает:

Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, к той стреле было письмо привязано от Другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.

Иван - солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:

Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать?

Не бойся, красная девица!

Только успел сказать, летит на него лютый змеи, огнем палит, смертью грозит.

Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился, и опять залег на три дня, на три ночи. Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:

Зачем нож точишь?

А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.

Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.

Иван - солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.

Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:

Третий змей появился, прислал к царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.

Иван - солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синю морю.

На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:

Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается - тотчас разбуди меня, молодца.

Царевна начала на море глядеть... Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося - из синя моря змей выходит, в гору подымается. Стала царевна будить Ивана - солдатского сына, толкала, толкала - нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку: от того богатырь проснулся, побежал к своему коню, а добрый конь на пол-аршина под собой земли выбил копытами. Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и воскликнул:

Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!

Врешь, проклятый змей, подавишься.

Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.

Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу.

Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.

Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить?

Что ты делаешь? - спрашивает царевна.

Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.

Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам. А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать - выдать за него замуж меньшую царевну.

Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван - солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими-играми забавляются.

Меньшая царевна глянула на Ивана - солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, вскочила из-за стола, взяла его - за руку и говорит отцу:

Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасныя; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!

Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана - солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.

Пока все это деялось с братом Ивана - солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий. Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить? Глядь - на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают. Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.

Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто - нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.

Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, - и говорит ему:

Хлеб-соль, Иван-царевич!

Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.

Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.

Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал. Как услыхала это красна девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном - солдатским сыном.

Вздумал Иван - солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит - весь платок в крови. Сильно он запечалился:

Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!

Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко - приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич и охоту, да так и сгинул - назад не бывал. Иван - солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг - олень с глаз пропал; смотрит - на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван - солдатский сын застрелил уток, приехали в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.

Вдруг является к нему красная девица:

Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?

Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!

Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.

Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.

Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.

Иван - солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:

Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича! Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.

Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.

Тут Иван - солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящей и живой; взбрызнул брата целящей водою - плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой - царевич встал и говорит:

Ах, как же долго я спал!

Отвечает Иван - солдатский сын:

Век бы тебе спать, если б не я!

Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван - солдатский сын и пустил ее на волю вольную.

Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван - солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Род Толстых

Всемирную славу роду Толстых доставил граф Лев Николаевич Толстой, писатель, автор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», ряда повестей, пьес, рассказов. Биография Льва Николаевича читателю знакома со школьных лет, и мы о нем далее говорить не будем. Однако отметим, что род Толстых дал несколько писателей.

В середине прошлого века известностью пользовался граф Алексей Константинович Толстой - автор повести «Князь Серебряный», драматической трилогии об Иване Грозном и двух последующих царях. Он вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми писал пародийно-сатирические произведения под псевдонимом Козьма Прутков.

Не меньшей известностью пользовался спустя полвека Алексей Николаевич Толстой, советский писатель, академик Академии наук СССР, автор романов «Хождение по мукам», «Петр I», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и др.

Лев Николаевич Толстой

Писателями (но не столь знаменитыми) были также Дмитрий Николаевич, Михаил Николаевич и Лев Львович Толстые.

Несколько графов Толстых были государственными деятелями. Александр Петрович Толстой был обер-прокурором Синода (должность, приравненная к министерской). Он был близким другом Н. В. Гоголя, в его доме Гоголь жил последние месяцы своей жизни, там он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».

Дмитрий Андреевич Толстой также был обер-прокурором Синода, затем министром народного просвещения (при царе Александре II), министром внутренних дел (при царе Александре III). Иван Матвеевич Толстой был министром почт и телеграфов (при царе Николае I). Иван Иванович Толстой был министром сельского хозяйства (при царе Николае II). Петр Александрович Толстой, генерал от инфантерии (второй чин по Табели о рангах), был членом Государственного Совета.

Петр Андреевич Толстой был генерал-кригскомиссаром (начальником службы снабжения). Александр Петрович и Андрей Андреевич Толстые дослужились на военной службе только до чина полковника (шестой чин по Табели о рангах). А Федор Андреевич Толстой, состоя на гражданской службе, стал тайным советником (третий чин по Табели о рангах).

Другие Толстые нашли свое призвание в иных направлениях: Федор Петрович - живописец, скульптор и медальер, профессор и вице-президент Академии художеств; Иван Иванович - археолог и нумизмат, вице-президент Императорского археологического общества; Феофил Матвеевич - композитор; Юрий Васильевич - историк, был вице-губернатором.

Александр Данилович Меншиков

Все перечисленные выше представители рода Толстых жили довольно-таки давно, уместно тут вспомнить кого-нибудь из нынешних Толстых. Автору довелось встречаться с Никитой Алексеевичем Толстым, сыном писателя Алексея Николаевича. Н. А. Толстой увлекся научной деятельностью, стал физиком, был профессором Технологического института, затем университета. На экзамены приходил с большой коробкой шоколадных конфет, которыми угощал студентов. Говорил, что так он снимает у студентов стресс. Двоек и троек не ставил: то ли конфеты помогали, то ли экзаменатор был мягкосердным. В конце жизни вдруг увлекся политикой, заразил этим и своего сына Михаила, вместе они стали депутатами Верховного Совета страны, ратовали за радикальные реформы.

Однако рассказ о роде Толстых было бы правильнее начать с того представителя рода, кто впервые получил титул графа. Петр Андреевич Толстой жил во времена Петра I. Вначале он был сторонником Милославских в их борьбе с Нарышкиными. Но когда царевна Софья была заточена в монастырь, П. А. Толстой начал служить царю Петру I верой и правдой. Он был назначен послом в Турцию, где турки дважды сажали его в тюрьму. Время было непростое: Россия с Турцией воевали десятилетиями, доверие между странами отсутствовало. Не было единства и внутри русского посольства, на посла П. А. Толстого в Москву писали доносы. Царь Петр I не принимал эти доносы в расчет, но к Толстому относился все-таки настороженно, помня о былой его приверженности Милославским.

Полное доверие у царя П. А. Толстой приобрел после того, когда смог вернуть в Россию из далекой Италии царевича Алексея, сбежавшего туда от грозного отца. Толстой убедил царевича, что надо покаяться - и царь-батюшка смилуется. Но когда царевич Алексей вернулся в Петербург, его приговорили к смерти за измену. А П. А. Толстой стал начальником Тайной канцелярии и графом Российской империи.

При царице Екатерине I граф П. А. Толстой назначается членом Верховного тайного совета («верховником»), т. е. фактически управляет государством вместе с А. Д. Меншиковым, Ф. М. Апраксиным и др. Но через два года царем стал Петр II, сын убитого царевича Алексея. Человек, привезший несчастного царевича из Италии в Россию, должен быть наказан: Петра Толстого лишают графского титула и ссылают в Соловецкий монастырь, где он и умирает через два года. И лишь в 1760 г. царица Елизавета (дочь Петра I и Екатерины I) возвратила потомкам А. А. Толстого графский титул.

А закончим это повествование рассказом о самом сумасбродном из рода Толстых - Федоре Ивановиче. Однажды он отправился в кругосветное плавание с адмиралом И. Ф. Крузенштерном и от скуки или из озорства перессорил поголовно всех офицеров и матросов. Он так досадил адмиралу, что тот, обычно спокойный и выдержанный, высадил Федора Ивановича на одном из Алеутских островов. Пришлось графу несколько лет прожить в обществе дикарей, они ему сделали фантастическую татуировку по всему телу. Вернувшись в Москву, Толстой (которого с тех пор стали называть Американцем) неизменно хвастался своей татуировкой. Но никаких достойных занятий для себя он не находил. От безделья, скуки и злобы стал дуэлянтом. По совершенно вздорным поводам вызывал людей на дуэль, а те из чувства ложной гордости не могли отказаться. Граф за короткий срок убил на дуэлях 11 человек. Составил список-синодик, куда записывал фамилии убитых им людей. Впрочем, во время дуэли он ведь и сам подставлял свою грудь под пистолет. Формально дуэль в России уже давно была запрещена, но фактически некоторые дворяне вопросы чести (как они ее понимали) решали на дуэли.

Потом Федор Иванович едва не покончил с собой из-за невозможности заплатить огромный карточный долг. Его спасла любящая его цыганка Авдотья Тугаева, которая внесла требуемую сумму денег. Граф Федор женился на цыганке. У них было 12 детей, которые все, кроме двоих дочерей, умерли в младенчестве. Когда умирал очередной ребенок, отец вычеркивал в своем синодике одну фамилию и сбоку писал слово «квит». Одиннадцатый ребенок, дочь Сарра, у которой были несомненные поэтические способности, умерла в возрасте 17 лет. Федор Иванович вычеркнул из синодика последнюю фамилию, сделал последнюю запись «квит» и с облегчением вздохнул: он расквитался за всех убитых на дуэлях. Последний его ребенок, дочь Прасковья, прожила 64 года, над нею рок не тяготел.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.1 автора Акунин Борис

От толстых к тонким 3.01.2011Хочется начать год с чего-нибудь по-кроличьи мягкого и пушистого. Например, с рассуждения о женской красоте.Вот несколько самых легендарных красавиц европейской истории. Смотрим, любуемся. Диана де Пуатье, повелительница сердца Генриха

Из книги Любовь к истории автора Акунин Борис

ОТ ТОЛСТЫХ К ТОНКИМ 3.01.2011Хочется начать год с чего-нибудь по-кроличьи мягкого и пушистого. Например, с рассуждения о женской красоте.Вот несколько самых легендарных красавиц европейской истории. Смотрим, любуемся. Диана де Пуатье, повелительница сердца Генриха

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Семейная легенда графов Толстых Это было в 37-м году. Но когда – осенью или зимой, не могу припомнить… Скорее то, что мы ехали на колесах… отец ехал сзади в коляске и нас по переменкам – это была большая радость – брали к нему. Помню, что мне досталось въезжать в Москву в

Из книги Стиляги автора Козлов Владимир

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Волшебник Андерсен Наталья Толстых Он всю жизнь был неугомонным, непрактичным мечтателем, страстным любителем неожиданностей и перемен, великодушным и откровенным другом. А еще умел увидеть жемчужину даже в сточной канаве.НачалоБудущий сказочник Ганс Христиан

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Рай для толстых мужчин в очках Дорога из Лицзяна в Дали идет среди полей – сначала террасных на склонах гор, а затем обычных, равнинных. На тех и на других убирают урожай, скирдуют солому, разбрасывают удобрения преимущественно женщины. Мини-тракторами, мулами и иными

Льва и двух Алексеев имеются родственные связи. Они все произошли от дворянского рода Толстых, корни которого в Германии. В 14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь , а стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое , которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.

Существуют сомнения относительно того, является ли Алексей Толстой графом и имеет ли он отношение к знаменитому роду Толстых. В своих мемуарах Роман Гуль утверждает, что Алексей Толстой не являлся биологическим сыном Николая Толстого. Однако изданная в 2006 году биография писателя, написанная Алексеем Варламовым, ставит под сомнение данную точку зрения.

По мнению автора биографии, Гуль негативно относился к Алексею Толстому и мог умышленно искажать факты. При этом Варламов утверждает, что Александра Леонтьевна, мать Алексея, поклялась на исповеди, что фамилия настоящего отца её ребёнка – Бостром. Однако впоследствии Александра Леонтьевна поняла: сыну намного выгоднее носить фамилию Толстой. Так началась многолетняя тяжба, целью которой должно было стать получение Алексеем титула, отчества и фамилии графа Толстого. Тяжбу удалось успешно завершить только в 1901 году.

Возможно, будущий писатель действительно не имел никакого отношения к роду Толстых. По свидетельствам очевидцев, мать Алексея на момент его рождения уже жила отдельно от своего законного супруга, однако обратилась к царю с письменным прошением присвоить её сыну титул, фамилию и отчество Николая Толстого.

Алексей Толстой родился в 1882 (по другим сведениям – в 1883) году. Официально отцом писателя до сих пор считается граф Николай Александрович Толстой. Александра Леонтьевна Толстая (урождённая Тургенева) была писательницей и состояла в родстве с декабристом Николаем Тургеневым. Родители Алексея расстались ещё до его рождения. Александра Леонтьевна ушла к А. А. Бострому. Именно поэтому происхождение Алексея Николаевича нередко ставится под сомнение многими исследователями. До 17 лет будущий писатель носил фамилию своего неофициального отчима (возможно, отца). Бостром и Александра Леонтьевна так и не смогли заключить официальный брак.

Детство Алексея прошло в имении Бострома. В конце 1890-х годов будущий писатель переезжает вместе со своей матерью. Реальное училище Алексей окончил в Сызрани. Затем был переезд в Самару. В 1905 году юноша был отправлен на Урал в город Невьянск на практику. В то время он учился в Петербургском технологическом институте. Поездка принесла молодому человеку множество новых впечатлений, которые он впоследствии описал в своей книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания».

В годы Первой мировой войны Алексей Толстой работал военным корреспондентом. Будущему писателю доводилось совершать рабочие поездки в Англию и Францию. После Октябрьской революции Толстой вынужден был эмигрировать, отправившись сначала в Константинополь, затем в Берлин, а потом в Париж. В 1923 году он смог вернуться на родину. В начале 1930-х годов Толстой вместе с несколькими другими писателями посетил знаменитый Беломорско-Балтийский канал. Алексей Николаевич стал одним из авторов книги об этом канале в 1934 году. В течение двух лет, с 1936 по 1938, Толстой возглавлял Союз писателей СССР, заняв место умершего Максима Горького. Незадолго до начала Великой Отечественной войны писатель стал академиком АН СССР.

Алексей Толстой был одним из авторов обращения Молотова-Сталина. В обращении лидеры Советского Союза призывали вспомнить опыт доблестных предков: Минина, Пожарского, Невского, Суворова, Кутузова. Впоследствии писатель становится членом Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Толстой присутствовал на знаменитом Краснодарском процессе.

Алексею Николаевичу не суждено было дожить до победы. Его не стало в конце февраля 1945 года. В связи с кончиной великого писателя был объявлен государственный траур.

Толстой был настолько популярен, что именно ему приписали авторство самого известного порнографического рассказа начала ХХ века – «Баня». Существует также версии о том, что рассказ написал Лев Толстой. Возможно, «Баня» была написана после революции в качестве реакции на запрет освещения половой жизни в советской литературе.

Творчество Толстого

Несмотря на то, что писателю некоторое время пришлось жить за границей, Толстой никогда не имел намерений навсегда покинуть родину. После своего возвращения он написал сатирическую повесть, в которой отразил все свои переживания, связанные с вынужденным пребыванием на чужой земле. Алексей Николаевич становится одним из соавторов романа «Большие пожары». Произведение публиковалось в журнале «Огонёк».

Своё отношение к революции писатель выразил в своей трилогии «Хождение по мукам», написание которой растянулось почти до конца его жизни: с 1922 по 1941 годы. Толстой считал, революция и большевизм – это лучшее, что могло случиться с русским народом, так как именно большевики помогли простому человеку понять, на что он на самом деле способен. Новая идеология, по мнению автора, привела не только к улучшению качества жизнь простых рабочих и крестьян, но заставила угнетённых почувствовать себя полноценными гражданами своей страны.

История русского народа всегда привлекала внимание великого советского писателя. С 1929 по 1945 Толстой работал над романом «Пётр I», который так и остался незаконченным. В романе автор укоряет самого необычного царя в истории России. Реформы Петра были слишком жёсткими. Царь европеизировал дворянство, оставив крестьян простыми русскими людьми. В результате, произошло разделение общества: хозяева и господа перестали понимать друг друга.

Малоизвестную повесть «Хлеб» автор посвятил обороне Царицына (Волгограда) в нелёгкие годы гражданской войны. В своём произведении Толстой попытался посмотреть на гражданскую войну глазами соратников Сталина. Именно в этот период, полагает автор, началось зарождение культа личности великого вождя. Особое внимание в повети уделено воюющим сторонам.

Алексею Толстому хорошо удавались не только описания истории. Не одно поколение советских ребят с интересом читало «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлиту». Цель научной фантастики Толстого – не увести человека от реальности, а заставить поверить в то, что окружающий мир намного шире, чем кажется на первый взгляд. То, что является фантастикой сегодня, станет реальностью уже завтра. Некоторые произведения писателя, в том числе и «Гиперболоид инженера Гарина», были подвергнуты серьёзной переработке.

Военные годы – последний период творчества Толстого. В эти несколько лет жизни писателем было создано огромное количество статей, очерков и зарисовок о героях Великой Отечественной войны. Одним из самых известных произведений периода становится очерк «Родина».

Характерная черта произведений, написанных в военные годы, это обращение к русской традиции и фольклору. Толстой вспоминает «Слово о полку Игореве». Гитлер весьма остроумно сравнивается с волком. Нередко писатель обращается и к истории России, вспоминая Кутузова и Невского, славные победы над Мамаем. Писатель отмечает, что, несмотря на некоторую бесшабашность, русский народ способен забыть о многом в трудные для страны дни, оставить личные заботы и служить Родине. «Русская смётка» помогает жителям одной из самых больших стран на планете достойно выйти из любой непростой ситуации. Толстой уверен, что Гитлер непременно должен потерпеть поражение. Выиграть у такого смышлёного народа, проявляющего «упорство в драке», просто невозможно. Писатель полностью не согласен с теми, кто считает русский народ отсталым в духовном плане. Толстой полагает, что русские постоянно стремятся к «моральному совершенству».