Античная литература. Особенности античной литературы, определившие облик жанров

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История зарубежной литературы

Понятие об античной литературе (дополнения)

1. Общая характеристика античной литературы

Под термином античная литература подразумевают литературы Древней Греции и Рима. Древнегреческая литература начинает формироваться с 8 века до н. э., а римская - с середины 3 века до н. э.

Древнегреческая цивилизация воспринимается европейцами как определенное начало начал, так как ее отголоски присутствуют во всех сферах современной жизни; именно в ней возникли основные гуманитарные константы, архетипы образов и сюжетов, крылатые выражения и т.д. Таким образом, прослеживается непрерывная и постоянная связь древнегреческой цивилизации и культуры с современным миром. Римская же литература служила передаточным звеном между древнегреческой и западноевропейской литературами. Такая “посредническая” роль выпала на долю римской литературы в силу ее собственных специфических качеств, отличающих римскую литературу от древнегреческой и делающих ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и Классицизма 16-17 вв. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях. Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий интерес к античности, вызванный, в частности, тем, что сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом.

Обе литературы прошли определенные, схожие этапы развития, но римская литература прошла их быстрее. Развиваясь позже Древней Греции, Рим очень часто находил у греков готовые ответы на свои идеологические запросы. Мировоззрение и идеологические формы, вырабатывавшиеся в Греции на разных этапах ее исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества - римского - в соответствующие моменты его развития. “Заимствование” у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и в философии, в искусстве и в литературе. Но, “заимствуя” у греков, римляне уже с самого начала отбирали заимствуемое в связи со своими идеологическими запросами и с местной культурной традицией, приспособляли к своим потребностям и развивали соответственно специфическим особенностям своей истории.

Несмотря на однотипность обеих литератур, соответствующих одному и тому же этапу в развитии человеческого общества (а именно - рабовладельческому строю), несмотря на далеко идущую зависимость более молодой римской литературы от ранее развившейся древнегреческой, римская литература не является простой копией с греческого оригинала и имеет специфические особенности.

Классическая древнегреческая литература относится к периоду становления античного общества и к той ступени его развития, которая может быть охарактеризована как “полисный период”. В Риме дело обстоит иначе. Расцвет римской литературы, ее золотой век, приходится на время разложения римского полиса и возникновения империи, то есть на более позднюю ступень в развитии античного мира. Новому общественному этапу соответствует иная фаза в отношениях общества и индивида, более суженная проблематика, но более высокий уровень личного самосознания. Золотой век римской литературы не знает тех широких и сложных вопросов, которые стояли перед греческой общественной мыслью аттического периода, но он дает гораздо более глубокое изучение субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания, хотя в более узкой и ограниченной сфере.

С другой стороны, римская литература в целом уступает классической древнегреческой литературе и в степени раскрытия действительности, и в силе художественной конкретности. Ставя перед собой более сложные художественные задачи, она разрешает их гораздо более отвлеченно. В литературе уже клонящегося к упадку римского общества времен империи очень заметны тенденции к лживой идеализации действительности или к обнажено-натуралистическому ее изображению; обстановка империи нередко стесняет и самую свободу художественного творчества.

Римская литература в лучших проявлениях нередко представляет собой творческую переработку всего того, что давала древнегреческая литература разных периодов.

В нашем восприятии древнегреческая и римская литературы равнозначны, но в различные периоды отношение к ним менялось. В Средние века под действием религии общество стремилось забыть культуру Античности и уничтожить ее наследие. В эпоху Возрождения стремились восстановить римскую литературу: она считалась первичной, так как еще не были найдены тексты древнегреческой литературы. Позднее, когда были обнаружены древнегреческие произведения, римская литература стала считаться копией древнегреческой. В наше время обе литературы воспринимаются как равноценные в своих культурных достижениях.

2. Периодизация древнегреческой литературы

2.1 Архаический период

Архаический период (до начала V в. до н. э.) - появляются основные зачатки народной литературы, формируется мифология. Зарождается авторская литература - эпос: героический (Гомер) и дидактический (Гесиод); возникают и формируются эпические жанры. Начинает развиваться лирика.

2.2 Аттический период

Аттический (классический) период (V-IV вв. до н. э.) также называют веком Перикла - Афины становятся культурным центром Древней Греции - объединения равноправных полисов.

Древнегреческая литература достигает своего наивысшего развития. Поэты-трагики (Эсхил, Софокл, Эврипид) формируют каноны трагедии и греческого языка. Начинает развиваться комедия (Аристофан) и монологическая лирика (Сапфо, Пиндар). Формируются драматические (комедия и трагедия) и лирические жанры. Именно этот период именуют золотым веком греческой литературы.

Все литературные произведения пишутся поэтическим языком, в основном используется гекзаметр. Проза используется только для составления различных документов бытового характера.

2.3 Эллинистический период

Эллинистический период (конец IV - конец I в. до н. э.) - новый прорыв в развитии литературы вследствие походов Александра Македонского. В ходе своих завоеваний Северной Африки и Малой Азии (до Индии) Александр Македонский прививал в завоеванных странах греческий язык и культуру, которые считал эталонными. Это привело не только к созданию империи, но и к формированию эллинистического мира.

Для данного периода характерно: 1) многократное увеличение количества греческих писателей (так как таковыми считались все, кто писал на греческом языке); 2) резкое расширение проблематики произведений (так как в нее включалось все то, что интересовало завоеванные народы).

Новым культурным центром становится Александрия Египетская, где строится Александрийская библиотека - наиболее значительное собрание книг Древнего мира. Для формирования библиотеки создаются заметки, аннотации. Каталоги - появляется библиотечное дело, зарождается филология. Первым филологическим произведением является “Поэтика” Аристотеля, который, кроме того, был учителем Александра Македонского.

В течение этого периода наибольшее развитие получает поэзия, а именно александрийская поэзия - определенный этап развития лирической поэзии. Развивается поэтическая наука, предпринимаются попытки создать определенный эталонный жанр, что приводит к появлению новых стихотворных размеров, новой тематики и проблематики. Появляется рифма. Александрийская поэзия являлась эталоном до середины Средневековья, до появления качественно нового явления - рыцарской любовной поэзии.

2.4 Римский период

Римский период (с конца I в. до н. э.) - завершающий период древнегреческой литературы, ее упадок. Греция окончательно завоевана Римом и становится провинцией, что приводит к деградации греческой литературы и культуры. Невозможно назвать ни одного поэта, равного представителям предыдущих периодов.

Последняя вспышка древнегреческой литературы - греческий роман - прозаические произведения авантюрно-эротического характера с фантастическими элементами (Гелиодор, Ксенофонт, Лонг).

2.5 Уникальность древнегреческой литературы

1. Древнегреческая литература развивалась и достигла высот (стала эталонной) без какого-либо известного значительного внешнего влияния. Все литературные достижения других цивилизаций были сделаны на основе предыдущих наработок, о которых нам известно. Древнегреческая цивилизация, насколько нам известно, является первой в Европе, и нет информации о ее культурных связях (и значительном внешнем влиянии) с цивилизациями Востока (до походов Александра Македонского). Таким, образом, древнегреческая литература не имела никаких внешних связей, самостоятельно формировалась и достигла определенных высот, а именно - стала эталонной.

2. Именно в Древней Греции появился театр, и сформировались каноны драматического искусства.

3. В древнегреческой литературе сформировались все основные жанры, виды и роды литературы.

4. Древнегреческая культура, литература и цивилизация стали фундаментом европейской и мировой цивилизаций.

3. Периодизация римской литературы

3.1 Древнейший период

Древнейший (догреческий) период (до середины III в. до н. э. - начало эпохи республики) - до появления в Риме литературы по древнегреческому образцу. Благодаря периоду национального литературного развития, латинский язык обрел ту приспособляемость к различным видам творчества, которую он проявляет уже у первых писателей, выступивших с литературными произведениями, составленными по древнегреческим образцам или под их влиянием.

Возникают и развиваются все основные виды поэзии и прозы. Ранняя римская поэзия (в том числе песни о деяниях героев) исчезла во времена распространившегося подражания древнегреческой литературе. В прозе положено начало историографии и красноречию.

Несмотря на раннее развитие письменности, не сохранилось практически никаких произведений римской литературы этого периода.

3.2 Архаический период

Архаический период (III-I вв. до н. э.) - ранняя римская литература развивается под влиянием Древней Греции. Войны с древнегреческими городами ознакомили римский народ с высоким уровнем культурного развития эллинов, а также привели в Рим, в качестве пленных, немало греков с литературным образованием. Одним из них был Ливий Андроник, который, занимаясь в Риме преподаванием греческого и латинского языков, в качестве учебной книги перевел на латынь поэму Гомера “Одиссея”, что является первым известным примером перевода. Вследствие этого появился интерес к изучению греческой литературы.

Энний составляет поэтическую историю римского народа “Анналы”, написанную гекзаметром, который становится неизменным стихом эпической поэзии в Риме. Он же распространил в Риме воззрения греческой философии посредством многочисленных трагедий и стихотворных философских трактатов.

Паллиата - комедия плаща - ранняя римская комедия, которая появилась в III-II вв. до н. э. на основе древнегреческих произведений. В комедиях плаща сохранялся греческий сюжет и греческие персонажи, действие происходило где-то в Греции, а актеры были одеты в греческие костюмы.

Тогата - комедия тоги - римская комедия II-I вв. до н. э., в которой действуют уже не греки, а римские персонажи, в местном костюме и с латинскими именами. Действие тогаты происходит в Италии, на улицах маленьких латинских городков.

Контаминация - широко распространенный в римской литературе прием, применявшийся при обработке древнегреческих комедий, который состоял в том, что в переводимую пьесу привносились интересные сцены и мотивы из других комедий.

3.3 Классический период

Классический период (I в. до н. э. - I в. н. э.) - в римской литературе появляется стремление, не прекращая изучение древнегреческой литературы, быть по возможности национальной не только по содержанию, но и по форме.

Век Цицерона - золотой век римской прозы. Бурно развиваются историография и красноречие; Марк Туллий Цицерон в своих речах формирует каноны литературного латинского языка. Появляется римский вид литературы - сатира, впоследствии получивший широкое и разностороннее развитие. Распространяется система массовых зрелищ.

Век Августа (начало эпохи империи) - золотой век римской поэзии. Широко распространены литературные кружки с целью пропаганды идеологических основ нового строя (Меценат). Вергилий и Гораций справедливо считаются главными представителями всей римской поэзии, не столько даже по творческой силе своего огромного поэтического дарования, сколько по классической завершенности своих произведений и по необычайному влиянию на всю последующую литературу. Вергилий создает поэму “Энеида” - высшее достижение римского эпоса.

3.4 Серебряный век

В течение серебряного века (I-II вв. н. э.) литература Римской империи под влиянием стеснявших и искажавших ее развитие политических условий заметно клонится к упадку, несмотря на обилие писателей. Стесняемая в свободе своего развития, она стала мельчать в своих задачах, терять оригинальность и быстро истощаться.

Основной чертой поэзии этого периода является риторический колорит. Литературное слово начинает терять естественность выражения и пытается заменить недостаток серьезного содержания стремлением к чисто внешнему эффекту, изысканностью оборотов, искусственностью пафоса и блеском остроумных сентенций. Так как не было потребности в великих ораторах (и красноречие в целом исчезло за ненадобностью), то повсеместно стала активно развиваться декламация, приемы которой старательно применялись в эпических произведениях и трагедиях. Трагедия, имея дело с речами и действиями мифологических персонажей, давала неограниченный простор искусственному пафосу, замысловатым сентенциям и всяческой декламации. Именно в таком стиле написаны трагедии Сенеки - единственные примеры римской трагедии, которые дошли до наших дней.

Самое видное явление римской поэзии того времени - сатира - также не избегла тлетворного влияния риторских школ. Но риторические средства не были в ней бесцельными упражнениями в декламации, а являлись более или менее целесообразными орудиями литературного искусства, призванными усилить впечатление и наиболее ярко отобразить чудовищные картины реальной жизни (например, время деспотического правления Нерона или Домициана).

Литераторы серебряного века, достаточно крупные, самобытные, в мастерстве, масштабности, глубине поставленных проблем уступают своим предшественникам, таким, как Вергилий, Гораций и Овидий. Писатели уже в меньшей степени зависимы от греческого влияния, развивают римские самобытные художественные формы. Значимым фактором стал приход в литературу людей из провинции (Сенека, Лукан, Квинтилиан, Марциал, Апулей). Политическая проблематика отходит на второй план. Возросло внимание писателей к проблемам этики, к поведению человека, которое рассматривалось сквозь призму философии стоицизма, столь популярной в императорском Риме. Характерными становятся жанры мифологической поэмы и трагедии. Углубляется искусство психологической характеристики и портрета. Появляются крупные прозаические произведения (такие, как “Сатирикон” Петрония, а позднее - “Золотой осел” Апулея), насыщенные бытовыми деталями и подробностями, дающие весьма неприглядную картину жизни Римской империи, пораженной нравственным кризисом.

3.5 Поздний императорский период

античный литература римский древнегреческий

Поздний императорский период (II-VI вв. н. э.): после серебряного века производительная сила римской литературы иссякает, наступает неспособность создать что-либо жизненное, преобладает склонность к сухому знанию и педантической учености, а в поэзии - к бездушному стихосложению.

Во II в. н. э. Рим утратил свое влияние литературного и культурного центра, а провинции начинают вести свою собственную литературную деятельность. Вследствие этого упадок приходит и в сам язык: происходит переход в вульгарную, а затем - в варварскую латынь Средних веков. Можно назвать лишь несколько поэтов, написавших десяток произведений правильным живым латинским языком.

Римская литература погибла от истощения сил (как и сама Римская империя), находясь перед этим, по крайней мере, 3 века в агонии.

Начиная с конца II в. н. э., когда уже резко обозначился упадок языческой литературы, возникает латиноязычная христианская литература, которая по своему происхождению, духу и задачам представляет совершенно иную литературную область, совершенно не связанную с литературой Древнего Рима.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2008

    Общественная жизнь и особенности литературы "серебряного века" Римской империи: взлет и возвышенный пафос декламационно-риторического стиля. Период упадка империи - классицистическая реакция, обличение абсолютизма; возникновение моральной философии.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Характеристика основных периодов развития греческой литературы. Черты эпического стиля гомеровских поэм. Разновидности греческой лирики классического периода. Особенности трагедии Эсхила и аттической комедии. Любовная тема в творчестве римских поэтов.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.

    реферат , добавлен 20.11.2002

    Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Анализ литературы Древней Греции: классический и александрийский период. Особенности литературы Древнего Рима, драматурги Андроник и Невий, поэты Лукреций Кар, Катулл, Гораций. Этапы развития античной философии, исследования Милетской и Элейской школ.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Античная греческая литература - трагедия и комедия, оргиастические и миметические элементы культа Диониса; карнавальные обряды, народный балаган, мифологическая пародия. Национально-освободительное движение и формирование новогреческой литературы.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе . Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос , лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом , магией , религиозным культом , ритуалом . Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература » к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра . Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман , предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр , большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман » как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма - V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос , созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств - по полисным временам (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия , идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба , Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил , Софокл и Еврипид - для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение . Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики ») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой : среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры , метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией , философией , политикой , моралью , ораторским искусством , судопроизводством , без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга . Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности , они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле .

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса . Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии , в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права , которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии , республики , сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады » и «Одиссеи » Гомера (8 - 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид , Архилох , Солон , Семонид, Алкей , Сапфо , Анакреонт , Алкман , Пиндар , Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 - 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил , Софокл , Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография - Геродот , Фукидид , Ксенофонт ; философия - Гераклит , Демокрит , Сократ , Платон , Аристотель ; красноречие - Демосфен , Лисий , Исократ). Её центром становятся Афины , что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии , театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского . В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. - 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах , Феокрит , Аполлоний) и творчеством Менандра .

Древнеримская литература

Основная статья: Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 - 1 век до н. э.), когда творили Плутарх , Лукиан и Лонг в Греции, Плавт , Теренций , Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа , обозначенный именами Вергилия , Горация , Овидия , Тибулла , Проперция (1 век до н. э. - 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 - 3 века), представленную Сенекой , Петронием , Федра , Луканом , Марциалом , Ювеналом , Апулея .

Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью . Евангелия , созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи , латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских - английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

См. также

  • История литературы
  • Древнеримская литература
  • Античная культура
  • Античная эстетика

Литература

Использованная литература

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. - М.: Наука, 1983. - 584 с. - С.: 303-311.
  • Шалагинов Б. Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - С.: 12-16.
  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи; перевод с русского. - М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. - М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. - М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. - М., 1967.
  • Парандовский Я Мифология / Перевод с польского. - М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. - М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. - М., 1989.
  • Содомора А Живая античность. - М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы / Перевод с русского. - М., 1959.

Введение

Античная литература (от лат. Antiquus - древний) - литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к 1 тысячелетию до н.э. и началу 1 тысячелетия н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

1. Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

2. Эстетика античной литературы

2.1. Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

2.2. Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

2.3. Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщенных фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

2.4. Стихотворная форма

Определенной связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространенность стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

2.5. Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъема 6 - 5 века до н.э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха крупных государств - по полисным временам (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

2.6. Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

2.7. Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т.п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

2.8. Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьезный характер, присутствие всех членов общины и их символическая участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственный цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

3. Идейное наполнение и ценности

3.1. Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространенные во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего идеал активного, деятельного, влюбленного в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле .

3.2. Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили ее в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали ее в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

3.3. Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

4. Этапы античной литературы

Античная литература пережила пять этапов.

4.1. Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 - 7 век до н.э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 - 6 век до н.э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография - Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия - Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие - Демосфен, Лисий, Исократ). Ее центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н.э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н.э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связан с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н.э. - 1 век н.э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

4.2. Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

    этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 - 1 век до н.э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;

    «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н.э. - 1 век н.э.)

    литературу поздней античности (1 - 3 века), представленную Сенекой, Петронием, Федра, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулея.

Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских - английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

5. Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у нее православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешел в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

Литература

7.1. Использованная литература

    Гаспаров М.Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. - М.: Наука, 1983. - 584 с. - С.: 303-311.

    Шалагинов Б.Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - С.: 12-16.

    Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Нечего; перевод с русского. - М., 1976.

    Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. - М., 1993.

    Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. - М., 1936; 1968.

    Кун М.А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. - М., 1967.

    Парандовский Я Мифология / Перевод с польского. - М., 1977.

    Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.

    Подлесная Г.Н. Мир античной литературы. - М., 1992.

    Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. - М., 1989.

    Содомора А Живая античность. - М., 1983.

    Тронский И.М. История античной литературы / Перевод с русского. - М., 1959.

    Античная литература, поэзия и философия

    Тронский «История античной литературы»

    Александр Иванович Белецкий «Античные литературы»

Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в н.э.

Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия . В целом античная литература исполненнаягероики и реализма . Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут…

Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в. до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов» , где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красоту и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное, как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея» и «Илиада», входящие в Троянский мифологический цикл, которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила , уроженца Афин, участника греко-персидских войн. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедииЭсхила «Персы», «Скованный Прометей », большую популярность имела трагедияСофокла «Антигона». А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н.э. былафинянин Аристофан (пъеса«Птицы»).

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
Гесиод «Труды и дни»

Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.
Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).

Периодизация античной литературы

Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов :
1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.
2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.
3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.
4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э . После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.

Особенности античной литературы

1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим . Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.

2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни , а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.

3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству , становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».