Какие проблемы ставит носов в рассказе кукла. Сочинение по рассказу Носова "Кукла" по плану

Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. И. Носову «Кукла».

Цели:

образовательные:

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа е. И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие:

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающая среда:

соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование. Презентация (приложение № 1 ). Рабочая тетрадь. Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Ход урока.

2 слайд .

Сегодня на уроке познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Носова.

Е. И. Носов - родом из курских мест, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.

1. Задание : прочитайте статью учебника (стр.168 – 170), найдите ответ, что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя?

Ответы учащихся .

«Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…».

«Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».

3 слайд .

2. Что вы узнали о писатели?

Корреспондент.

Фронтовик.

Заядлый рыбак.

Любитель ночёвок у костра.

Учитель.

Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…».

4 слайд .

Словарная работа, выявление непонятных слов. (Работа с устаревшими словами).

  1. Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.
  2. Буравить – сверлить.
  3. Быстрина –ускоренное течение с водоворотами.
  4. Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.
  5. Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления.
  6. Глупиться – издеваться.
  7. Гукать – издать глухой звук.
  8. Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.
  9. Донная (тина) – находящаяся на дне.
  10. Дурнишник – род однолетних трав.
  11. Задубелые (пальцы) – закоченевшие.
  12. Куга – болотное растение (камыш).
  13. Меляк – нарост загрязнений на реке.
  14. Перемёт – рыболовная снасть с крючками.
  15. Сиж – шалаш на льду.
  16. Фугас – заряд взрывчатого вещества.

5 слайд.

3. Создание проблемной ситуации.

Как вы понимаете тему урока: «Люди и куклы».

Слушаю предположения ребят. Обобщаем высказывания.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение,

сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости.

Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, - таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам прочитать, пережить и обсудить.

Критик В. Чалмаев подчёркивает: «…для Носова самые смелые представления о прекрасном – в современном человек, природе, в родной истории …».

6 слайд.

Евгений Носов любит родную природу. В рассказе много пейзажных зарисовок.

4. С какой целью писатель создаёт эти картины? Приведите примеры из текста.

Выводы .

С одной стороны автор показывает торжество природы, подчёркивая величие природы России. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично ….» С другой – последствия безрассудной деятельности человека к окружающей среде.(« В грязном придорожном кювете валялась кукла…»).

5. Как называется такой приём в литературе?

Контраст как основной художественный приём. (антитеза).

7 слайд .

6. Какими вы видите героев рассказа? Расскажите о них.

Рассказчик (повествование ведётся от 1 лица) и перевозчик Акимыч. Любили рыбалку, природу. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце. Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.

8 слайд.

7. Рассказчик – наблюдательный человек. По какому поводу он говорит: «Зачем же далеко в историю забираться?»

  1. «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом».
  2. «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…».

Уродливое отношение людей к живой природе. Автор заставляет нас почувствовать вину за трагическое её состояние.

9 слайд.

8. Изменение на реке сказались на жизни героев?

«Подхожу и не верю глазам… невдомек глупому (гусаку), что…недавно под ним было шесть-семь метров чёрной кипучей глубины».

«Глядя на зарастающую реку…И даже удочек не разматывай! Не трави душу.»

«Гляжу шалаш твой сожгли».

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…».

9. Как бы вы назвали этот поступок? Баловство, шутка, бессердечность?

10 слайд.

10. Сравните рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского ?

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

Учитель. Человек и кукла ПОХОЖИ!?

11. Подумайте, о чём сказал Р. Гамзатов ?

Глаза у нас намного выше ног,

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.

11 слайд.

12. Что заставило человека поступить по - варварски?

Нравственное падение человека. Душевная неполноценность людей. Всё вспоминаем, что было раньше!? Люди утратили вечные ценности: доброта, бережное отношение ко всему живому, умение оценивать свои поступки, самое страшное, приобрели наслаждение в наглости. Как сказал Ф. Бекон : « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».

12 слайд.

13. Как герои объясняют истоки зла?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…». «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Носов говорит об ответственности взрослых за судьбу детей.

13 слайд.

14.Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? Работа с текстом.

  1. «А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
  2. «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.»
  3. «Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
  4. «Сколько мимо прошло учеников!»
  5. «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…

Писатель поднимает проблему воспитания детей в семье. Безразличие, равнодушие, пошлость взрослых ко всему окружающему. Рядом с этим и дети.

Задумайтесь!

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

Восточная мудрость.

14 слайд.

15. Почему сердце комом сжимается у Акимыча?

«…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…»

«Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…».

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

15 слайд.

16. Прочитаем описание похорон куклы. Какие выводы о личности Акимыча можно сделать, прочитав данный отрывок?

Он переживает за всё.

17.Что бы вы сделали, если такой герой повстречался вам на пути?

16 слайд .

18. «Всего не закопать…». О чём это?

Акимыч не может спокойно воспринимать жестокость, равнодушие. «Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью…, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное…».

«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи».

Акимыча застал «возле шалаша за тайным рыбацким делом…».

19. Почему герои дорожат тишиной?

Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.

20. Вернёмся к началу урока. (Гиперссылка ). Что вы можете добавить по проблеме урока. В чём убеждает нас писатель?

Это поучительная история: для чего дана нам жизнь: способны ли молодые сохранить духовные ценности.

17 Слайд. Многие известные люди размышляли о смысле жизни , и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы, стихотворения. Созвучны ли эти мысли нашему разговору?

У ночи – мрак,

У листьев – шум,

У ветра свист,

У капли – дробность,

А у людей – пытливый ум

И жить упорная способность.

  1. Л.Мартынов.
  1. Смысл жизни.

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Сергей Островой .

18 слайд. Рефлексия.

Продолжи…

  1. Хорошая жизнь-это…
  2. Самое главное в жизни….
  3. Нельзя прожить без…
  4. Я люблю природу…
  1. «Жить – значит действовать». А. Франс
  1. «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали
  2. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

Домашнее задание.

Творческая работа.

Как вы понимаете цитату

Ты понял жизни цель:

Счастливый человек,

Для жизни ты живёшь.

А. С. Пушкин.


Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла... Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла - это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать...»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта»... Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить-добрые или злые. И кукла, и погибающая природа - все это на совести человека.

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:

    выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

    показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

    формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

    воспитывать у обучающихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

Ноутбук, проектор;

Презентация. Аудиозапись

ХОД УРОКА.

I стадия «Вызов»

Сегодня мы начнем наш урок со стихотворения, давайте внимательно послушаем его. (Кашутина Алена) (1 слайд)

(Чтение стихотворений в сопровождении фонозаписи «Русские колокола»)

1 мин.

Константин Случевский

«Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (о небрежном отношении людей к окружающим, о бездушии, о жестокости)

- А какие звуки вы услышали во время чтения стихотворения? (тревожная, набат)

(2 слайд)

(НАБАТ - удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

2) о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь).

А вот о каком призыве звучит колокол сегодня, мы ответим с вами в конце урока.

II стадия «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». (3 слайд)

Какие цели поставим перед собой?

2 мин.

(попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения)

И начнём с сообщения о жизни писателя.

(Выступление подготовленного ученика)

5 минут

II . Рассказ о писателе (сообщение подготовленного ученика)







III . Аналитическая работа по тексту.

Ребята, понравилось ли вам произведение Евгения Ивановича Носова «Кукла»? Какие чувства и эмоции вызвало?

Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено, прежде всего, тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых люде.

Ребята, на доске вы видите слова, которые вы встретили в тексте, смысл этих слов не совсем понятен. Послушаем Плотникову Елену.

(4 слайд)

2 мин.

Ыгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

1 мин.

И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.
(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом» ).

Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла».

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описание пейзажа. («Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 2 группы.

К

5 мин

ласс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

(Обучающиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.)

Карточка для 2 группы

(Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

О чем заставляет задуматься нас автор, сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? (Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое ее состояние).

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.)

V . Работа по тексту рассказа.

Давайте попробуем составить словесный портрет Акимыча. Каким вы его себе представляете.

(ответы детей)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно»)

Как вы думаете, что значат слова автора «ранен бескровно?

(То есть он был контужен. Это общее поражение организма взрывной волной. Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи, до сложнейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно, в моменты сильнейших переживаний стресса он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент встречает автор героя)

Найдите описание Акимыча в момент их встречи.

(С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило»)

Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает красоты природы вокруг? Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?

(«Шел молча и споро…», «сдавленно обронил»).

Прочитайте описание куклы.

Какое чувство вызвал у вас этот эпизод?

А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то, как вы относитесь к этому?

Носов описывает куклу как человека, докажите это примерами из текста.

(подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком «миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо.

Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной.

Именно об этом стихотворение В.Тушновой «Кукла». Я попросила Даниила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Послушаем.

(чтение стихотворения)

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого.

Что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. («А люди идут мимо… и заговорит он теперь не скоро»).

Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте .

(Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение. (слайд 5,6)

(слайд 7 Объяснение)

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его.

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…» Как вы понимаете эти слова?

(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

(слайд 8)

Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу.

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

(Жестокость, безответственность)

А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).

Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению. В подтверждение этих слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

(звук колокола)

Ответьте на вопрос: к чему призывает нас тревожный звук колокола?

(не быть равнодушными, быть добрее, бережнее относиться к природе)

У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол , принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами . Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

III . Рефлексия:

Закончите предложение.

Я понял(а), что…

Подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Домашнее задание:

написать письмо людям от имени куклы

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

План ответа группы:

Предложенная нам для анализа пейзажная зарисовка наполнена _________ __________________________________________________________________._______, _________ краски вызывают чувство ____________, ____________, пробуждают воспоминания __________, и лишь __________________________________________________________________напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.

__________________________________________________________________ довершают ___________ картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

План ответа группы:

Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски _____________, ___________, ______________. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: _______________ ___________________________________________________ ___________ и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – усиливают _____________, _________________ представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В.Тушнова «Кукла».

Много нынче в памяти потухло,

А живет безделица, пустяк:

Девочкой потерянная кукла

На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

Низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

И рвалась из материнских рук,-

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь,

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

И разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

Дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

Это не игрушка, не пустяк,-

Это, может быть, обломок детства

На железных скрещенных путях

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ. (4 слайд)

Родился 1 января 1925г в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла.. .Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой» .
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла - это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать... »
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта».. .Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить - добрые или злые. И кукла, и погибающая природа - все это на совести человека.

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

Вот в этом рассказе перед нами предстает обыкновенный служивый человек Акимыч. Он идет по дороге и его внимание привлекает сломанная кукла в грязи. Показывая нам ее, автор рассказа заставляет нас задуматься о самом чисто и откровенном в жизни, что кукла здесь не просто игрушка, с которой играют, а потом кладут в долгий ящик для другого поколения, а является олицетворением человека. Кукла не просто сломанная, она изуродованная сигаретами, с выдавленными глазами, без ног, головы и частично волос.

Акимыч увидев ее и подняв, решается похоронить ее в земле как человека. Ведь для него кукла подобно живому существу, он воспринимает ее не как вещь, а как что-то живое и родное. Акимыч в рассказе кажется нам человеком, тяжело воспринимающий людские горести, а ведь он прошел войну, видел кровь, убийства и слёзы. Он видел мучения и издевательства надо людьми, и ему не понятно как и кому надо издеваться над столь дорогой некоторым людям вещью. Его сентиментальность и жалость к этой кукле заставляет задуматься не только об отношению к дорогим вещам, но так, же к людям, к животным и окружающей нас природе.

Проблема увядания природных ресурсов так же представлена в этом рассказе. Из-за халатности людей она погибает и исчезает. Высыхают реки, вырубают деревья, убивают животных. Жестокость здесь показана не только к людям, но и к родной природе и очень остра.

Прочитав рассказ, ты понимаешь, насколько рассказ груб и немилосерден, и понимаешь как же жесток этот мир. Насколько все быстротечно и не обратимо. О том как любые родные места погибают и никому об этом дела нет.

Ты начинаешь задумываться о правильности своих действий. Ведь только нам решать жить ли по совести или нет, творить добрые дела или портить окружающий нас мир.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

  • Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір

    Но на нашей планете ходит много достойных людей, которыми можно назвать идеальными. Это те, кто каждый день спасает людям жизнь: врачи, пожарники, спасатели

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».