Кванто квинтовый круг тональностей определения. Квинтовый круг тональностей для гитары. Как от разных звуков исполнить одну и ту же музыку в миноре

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно - 2 лада).

Настало время перейти непосредственно к тональностям.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная тональность, и наоборот, а называются они так потому, что имеют одинаковый набор знаков альтерации (диезов или бемолей) в гаммах. Если говорить по простому, то гамма - звукоряд, те ноты которые в данных тональностях «приемлемы» (конечно это не всегда так, но в более тяжелые случаи мы углубляться не будем). Откуда они получаются? Все очень и очень просто. На картинке с пианино можно увидеть формулы для минора и мажора. Что они значат? Принято считать что нот семь, вот и у нас в гамме будет 7 нот. Как известно на примере все лучше понимается

Допустим мы хотим построить мажорную гамму от ноты C и узнать какие в данной тональности аккорды, и найти параллельную ей минорную тональность. Легко!

Берем формулу мажорной тональности М=т+т+пт+т+т+т+пт:

  1. С+т=D
  2. D+т=E
  3. E+пт=F
  4. F+т=G
  5. A+т=B
  6. B+пт=C

В итоге получили гамму до-мажора: C D E F G A B . Как оказалось в ней у нас знаков нету. Точно так же мы сделаем для минорной тональности только уже по формуле для минора m=т+пт+т+т+пт+т+т (проделайте для закрепления сами с любой тональностью), и, если составить минорные гаммы для разных нот, то получится что минорная гамма от ноты ля, так же не имеет знаков. Как вы уже наверное догадались, ля-минор и будет являться параллельной тональностью для до-мажора. Так же на данном примере можно заметить интересное свойство: что бы узнать параллельную минорную тональность для мажора, надо вычесть от тоники (главной ноты, в честь которой называется тональность, в нашем случае C) 1.5 тона, и наоборот, прибавить к тонике минорной тональности 1.5 тона.

Для закрепления рассмотрим быстрый пример

Построим мажорную гамму от ноты соль(G):

  1. G+т=A
  2. A+т=B
  3. B+пт=C
  4. С+т=D
  5. D+т=E
  6. E+т= !внимание! F# (надеемся вы поняли почему)

Получили гамму: G A B C D E F# . Отняли от ноты G 1.5 тона и получили параллельную минорную тональность em . Посмотрите теперь на квинтовый круг. Все сошлось?) Видите как все просто, и никакой магии.

По анологии делается и для всех других тональностей.

В завершении осталось рассказать как же понять аккорды от каких нот в гамме будут являться мажорными а какие минорными.

Каждая нота в гамме имеет свою ступень. С 1 по 7 . Так вот, если расписать их по ступеням (для примера вазьмем С-мажор, а-минор) получим:

ступени: 1 2 3 4 5 6 7 или для минора 1 2 3 4 5 6 7

ноты: C D E F A B C A B C D E F G

Нота на первой ступени всегда главная и называется тоникой. Далее по старшинству идут ноты на 4 и 5 ступенях - субдоминанта и доминанта соответственно. Аккорды, построенные от данных ступеней всегда будут такими же как и аккорд построенный от тоники, т.е. C-мажор, F-мажор, G-мажор, или: a-минор, d-минор, e-минор. Аккорды построенные от других ступеней будут всегда противоположными.

Ну и на последок, для тех кто не сдался и осилил все до конца, пример для тональности G-мажор.

ступени: 1 2 3 4 5 6 7

ноты: G A B C D E F#

  1. ступень - G-мажор
  2. ступень - a-минор
  3. ступень - b-минор
  4. ступень - C-мажор
  5. ступень - D-мажор
  6. ступень - e-минор
  7. ступень - F#-мажор

Вот и все! Успехов в обучении!

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.

В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.

При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Сколько всего в музыке тональностей?

В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар .

Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), из этих 14 семь тональностей будут мажорные, а семь, соответственно, минорные. Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.

Таблицу всех используемых музыкантами в практике тональностей вместе с их знаками можно скачать , распечатать и пользоваться ей как шпаргалкой.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Квинта в этой схеме – самый главный . Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот был рождён самой природой.

Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.

Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).

Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье . Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение в круге только по квинтам и ни разу не упоминали кварты. Так при чём же тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «кварто-квинтовый круг»?

Дело в том, что кварта является квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.

Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:

Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же:

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм в музыке – это совпадение элементов по звучанию, но разность их по названию, написанию или обозначению. Энгармонически равными могут быть простые ноты: например, до-диез и ре-бемоль. Энгармонизм характерен и для интервалов или аккордов. А в данном случае мы будем иметь дело с энгармонически равными тональностями , соответственно, звукоряды гамм этих тональностей также будут совпадать по звучанию.

Как мы уже отметили, такие совпадающие по звучанию тональности появляются на пересечении диезной и бемольной ветвей квинтового круга. Это тональности с большим числом знаков – с пятью, шестью или семью диезами или бемолями.

К энгармонически равным относят следующие тональности:

  • Си мажор (5 диезов) и До-бемоль мажор (7 бемолей)
  • Параллельные названным соль-диез минор (5 диезов) и ля-бемоль минор (7 бемолей);
  • Фа-диез мажор (6 диезов) и Соль-бемоль мажор (6 бемолей);
  • Параллельные им ре-диез минор и ми-бемоль минор с таким же количеством знаков;
  • До-диез мажор (7 диезов) и Ре-бемоль мажор (5 бемолей);
  • Параллельные этим строям ля-диез минор (тоже 7 диезов) и си-бемоль минор (5 бемолей).

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, квинтовым кругом можно пользоваться как удобной шпаргалкой для выучивания всех тональностей и их знаков.

Во-вторых, по квинтовому кругу можно легко определить разницу в знаках между двумя тональностями. Для этого достаточно просто посчитать сектора от исходной тональности до той, с которой мы сравниваем.

Например, между Соль мажором и Ми-мажором разница в три сектора, и, значит, в три знака. Между До мажором и Ля-бемоль мажором разница в 4 бемоля.

Разницу в знаках нагляднее всего показывает квинтовый круг, поделённый на сектора. Для того чтобы изображение круга было компактным, тональности в нём можно записывать с помощью :

Наконец, в-третьих, по квинтовому кругу мгновенно можно установить «ближайших родственников» той или иной тональности, то есть определить тональности первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходная тональность (параллельная) и в соседних с каждой стороны.

Например, для Соль мажора такими родственными тональностями будут считаться ми минор (в том же секторе), а также До мажор и ля минор (соседний сектор слева), Ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

К более подробному изучению родственных тональностей мы ещё вернёмся в будущем, тогда и узнаем все способы и секреты их розыска.

Немного об истории квинтового круга

Никто точно не знает, когда и кем был изобретён кварто-квинтовый круг. Но ранние описания похожей системы содержатся ещё в рукописи далёкого 1679 года – в труде «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Его книга предназначалась для обучения церковных певчих. Круг мажорных строёв он именует «колесом весёлой мусикии», а круг минорных – колесом «мусикии печальной». Мусикия – это слово переводится как «музыка» со славянского.

Сейчас, конечно, этот труд представляет интерес, главным образом, как исторический и культурный памятник, сам по себе теоретический трактат уже не отвечает требованиям современности. Однако можно сказать, что с тех пор, квинтовый круг закрепился в практике обучения и вошёл почти во все известные отечественные учебники по теории музыки.

Дорогие друзья! Если вопросы по теме квинтового круга ещё себя не исчерпали, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье. На прощание предлагаем вам послушать немного хорошей музыки. Пусть сегодня это будет знаменитый романс Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок» (стихи поэта Николая Кукольника). Певица — Виктория Иванова.

Квинтовый круг помогает удобно запоминать музыкальную гармонию и изучать Он позволяет эффективно выучивать лады и ключевые знаки, поэтому понимание принципа его работы чрезвычайно важно для всех студентов, осваивающих музыкальную теорию.

Понятие кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг - это особая система расположения по степени родства, то есть отличия по количеству знаков одной от другой различных тональностей. В графическом виде он наглядно изображается в виде схемы замкнутой окружности, в которой с одной - правой - стороны находятся по восходящему квинтовому ряду тональности с диезами, а с левой - по нисходящему ряду - с бемолями.

Если осуществлять по часовой стрелке движение по квинтовому кругу, первая ступень (тоника) последующих мажорных тональностей будет отстоять вверх от предыдущих на интервал, равный пяти ступеням, то есть на чистую квинту. При этом в ключе всегда будет прибавляться один знак - диез. В направлении против часовой стрелки нисходящий интервал также будет составлять 3,5 тона. При этом в каждой последующей тональности будет увеличиваться количество бемолей.

Для чего используется эта система?

Кварто-квинтовый круг тональностей применяется для определения количества знаков (диезов, бемолей) при ключе. Также его используют для поиска родственных тональностей и определения степени их близости. К родственным тональностям первой степени относятся мажоры и миноры, отличающиеся от исходной на один знак альтерации. Также к ним относятся находящиеся в круге по соседству, параллельные к ним и к исходной. Чем ближе друг к другу в круге находятся тональности, тем выше степень их родства. В том случае, если между ними имеется больше трех-четырех шагов, значит, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен ("24 прелюдии") и И. С. Бах ("Хорошо темперированный клавир"). В XIX-XX веках он нашел отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовался в трансформированной форме, которая называется (для построения аккордов использовалась не только квинта, но и кварта).

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Итак, давайте разберемся, как "работает" квинтовый круг и каким образом добавляются знаки альтерации в разных тональностях. Принцип действия системы таков: сначала берется одна исходная тональность. Нам известна ее тоника. Для определения первой ступени следующей тональности отсчитаем пять нот вверх. Тоника родственной тональности будет находиться на пятой ступени исходной, то есть на ее доминанте. Таким образом, интервалом для вычислений служит квинта. Именно из-за использования пяти ступеней для определений тональностей квинтовый круг и получил свое название. Теперь рассмотрим Правило таково: они переносятся из исходной тональности в последующую, плюс к ним (к шестой ступени) добавляется один знак - диез.

Давайте рассмотрим тональность до-мажор, в которой не имеется знаков альтерации (диезов и бемолей). Ее тоникой является нота до, а доминантой - соль. Поэтому, согласно принципу работы квинтового круга, следующей тональностью будет выступать соль-мажор (иначе G-dur). Теперь определимся со знаком альтерации. В полученной родственной тональности ступенью №6 является фа. Именно на ней и будет диез. Для определения следующей тональности от соль отложим вверх интервал, равный пяти ступеням. Ее доминантой является ре. Это означает, что следующая тональность будет ре-мажор (D-dur). В ней уже будет два знака альтерации: из предыдущей тональности (фа-диез) и присоединяющийся на шестой ступени до-диез. По аналогии можно найти и все остальные тональности. При определении той, что имеет при ключе семь знаков, круг энгармонически замкнется.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности - фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности - с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 мажорных тональностей. У каждой из них имеются родственные минорные. Вы можете увидеть это на квинтовом круге, представленном на рисунке выше. Гамма родственной тональности минорной строится на тех же самых звуках, что и мажорная. Но она начинается с другой ноты. К примеру, родственные тональности без знаков альтерации до-мажор и ля-минор строятся на простых звуках. В C-dur устойчивыми звуками выступают до, ми и соль. Они составляют мажорное тонические трезвучие.

Интервал между тоникой и третьей ступенью является большой терцией. При первой ступени в ноте A звуки ля, до и ми формируют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью получается равным 1,5 тонам (малая терция). Это делает a-moll минорной тональностью. Ля-минор и до-мажор являются параллельными: тоника первого отстоит на малую терцию вниз от тоники второго. Важной их характеристикой является одинаковое число знаков альтерации. К примеру, соль-минор и си-бемоль-мажор содержат при ключе два бемоля, а ми-минор и соль-мажор - один диез. В параллельных тональностях применяется одинаковый звукоряд, поэтому мелодия, звучащая в мажорном ладе, может достаточно легко трансформироваться в минорный, и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. "А мы просо сеяли"). Таким образом, если мы опустим тоники всех мажорных тональностей на терцию малую вниз, то получим минорный квинтовый круг. На рисунке показаны знаки альтерации, которые имеются в каждой диезной и бемольной минорной тональности.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели квинтовый круг и узнали, что он представляет собой систему расположения всех тональностей, учитывающую степень их родства. Благодаря энгармонизму в музыке круг замыкается, формируя диезные и бемольные, мажорные и минорные тональности. Зная принцип работы системы, можно легко построить любые аккорды и узнать количество знаков альтерации в ладу.

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.

Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг

Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.

Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона

Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает , что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.

Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные

Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит , что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными . Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.

Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.

Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.

Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.

Именно со степенью родства связано то, что эти две последовательности аккордов часто используются в поп-музыке и джазе:

  • E7, A7, D7, G7, C
«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.

Появление квинтового круга было связано тем, что музыкантам была нужна универсальная схема, которая бы позволяла быстро выявлять соотношение тональностей и аккордов. «Если вы поймете принцип работы квинтового круга, то сможете без труда играть в выбранной тональности – вам не придется мучительно подбирать правильные ноты», – заключает Гейл Грейс.

December 26th, 2014 , 05:24 pm

Квартово-квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей, или, как его ещё называют, квартово-квинтовый круг - в теории музыки это схематическое изображение последовательно расположенных тональностей.

Этот схематический рисунок даёт представление об очерёдности гамм. Принцип его действия основан на постепенном добавлении знаков при ключе по мере прохождения этого круга. Следует запомнить ключевое слово «квинтовый». На этом интервале основаны построения в квинтовом круге мажорных тональностей.

Берём за исходную точку ноту до (C). До мажор находится в вершине круга и не имеет ключевых знаков.

Далее от ноты до в сторону повышения звука выстраиваем по квинтам ноты.
Для построения интервала «чистая квинта» от исходной точки рассчитываем пять ступеней или 3,5 тона. Первая квинта: до-соль. Значит, соль мажор - это первая тональность, в которой должен появиться ключевой знак, естественно диез и естественно он будет один.

Дальше строим квинту от соль - соль-ре. Получается, что ре мажор - это вторая тональность от исходной точки в нашем круге и в ней уже два ключевых диеза. Аналогично вычисляем количество диезов во всех последующих тональностях.

Кстати, для того чтобы узнать, какие именно диезы появляются при ключе, достаточно один раз запомнить так называемый порядок диезов: 1-й - фа, 2-й - до, 3-й - соль, далее - ре, ля, ми и си - тоже всё по квинтам, только от ноты фа. Следовательно, если в тональности один диез, то это будет обязательно фа-диез, если два диеза - то фа-диез и до-диез.

Опустившись вниз диаграммы и двигаясь дальше по кругу диезы сменяются бемолями.
Фа диез и соль бемоль занимают одну позицию в диаграмме, также они идентичны по звучанию и являются одной клавишей — и в нотных текстах, и в нотном стане. В музыкальной терминологии они энгармоничны.

Для получения бемольных тональностей аналогичным способом выстраиваем квинту, но следуя по окружности против часовой стрелки — справа налево, то есть в направлении понижения звуков.

Примем за исходную тонику ноту до, ведь в до мажоре нет знаков. Итак, от до вниз или как бы против часовой стрелки строим первую квинту, получаем - до-фа. Значит, первая мажорная тональность с бемолем при ключе - это фа мажор. Дальше строим квинту от фа - получаем следующую тональность: это будет си-бемоль мажор, в котором уже два бемоля.

Порядок бемолей, что интересно, это тот же порядок диезов, но только прочитанный зеркально, то есть наоборот. Первый бемоль будет - си, а последний - фа.