Разновидности японские ворота тории в интерьере. Японские тории - птичий насест. Ворота, пережившие ядерный взрыв

Тории - ритуальные врата, устанавливаемые перед синтоистскими святилищами, имеют особое значение для японцев. Но эти врата не символ удачи или счастья. Тории символизируют границу между миром земным и миром сакральным. В Японии считается, что через эти священные ворота души умерших улетают в мир иной. Сакральный мир называется у японцев "ками ".

Ворота "птичий насест"

Традиционно тории (в переводе с японского это слово означает "птичий насест") представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок. Обычно они состоят из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название "касаги", а нижняя, расположенная сразу под ней, называется "нуки". Касаги так и переводится "верхняя перекладина, балка", а нуки - "балка, поперечная рейка". К сожалению, никакого более поэтического перевода здесь нет… Тории - один из самых узнаваемых знаков Страны восходящего солнца. Ну, а уж встающие прямо из воды тории святилища Ицукусима - самые известные и большие.

Тории - ворота чисто символические

В древние времена их сооружали из дерева (часто драгоценных пород), красили в красный цвет и украшали иероглифами или сдержанным узором. Устанавливают их обыкновенно вблизи синтоистских храмов. Часто у храма есть не одни такие ворота, а несколько. Чем их больше, тем лучше: ворота жертвуют храму в честь каких-либо событий верующие синтоисты. В одном из храмов Киото (храм Фусими Инари) есть целая галерея тории, потому что считается, что человек, добившийся успеха, должен обязательно пожертвовать храму тории. В этой галерее красные ворота установлены почти вплотную другу к другу и образуют длинный проход, устроенный так, чтобы через щели между ними просвечивало солнце.

Ворота на "тот свет" или символы удачи?

Может быть тории чем-то и напоминают наши западные триумфальные арки, но только смысл у них совершенно другой. Ни о каком триумфе они не говорят. Их назначение символизировать границу между миром обыкновенным и сакральным. То есть, пройдя под тории, ты можешь оказаться в мире ками - божественных сущностей, населяющих окружающий человека мир. А можешь и не оказаться, это уж зависит все от тебя! Обозначая вход и выход, тории равны любой трансформации, любому переходу. Поэтому считается, что когда в них входит солнце, то через них уходят души предков. У японцев бытует поверье - птицы садятся на перекладину и, улетая, уносят души умерших людей.

Тории в Японии символизируют удачу, а связано это с легендой об их происхождении. Якобы однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории - деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры. Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов, выманивших своим криком богиню Аматерасу. Но есть и другая легенда, согласно которой бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил на ворота своем храме метелку - символ удачи, связанный с культом петуха, и вот с этих-то пор такие ворота и начали строить у храмов.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Из описаний в Кодзики Моноготари, первом дошедших до наших дней литературном памятнике Японии, явствует, что да - в самом начале это были всего лишь два столба с верхней поперечиной без крыши. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

"Плывущие ворота"

Впрочем об этих тории разговор особый, потому что это самые узнаваемые тории в Японии. Их построили в 1875 году из камфорного дерева. Высота ворот - 16 метров и, как и другие, они сложены из двух вертикальных столбов и двух горизонтальных перекладин. Тории с моря открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят на некотором расстоянии от храма и - на территории залива. И в этом, возможно, и состоит их главное очарование. В вечерние часы можно видеть, как заходящее солнце садится в пологую чашу верхней перекладины тории. Каждый раз во время прилива тории оказываются в воде, и именно такими их обычно и фотографируют. Когда же начинается прилив, то, кажется, что это не воды бегут через ворота, а сами тории плавно скользят по поверхности вод.

Известности этих тории способствует и то, что святилище Ицукусима - не из обычных. Это одна из самых важных святынь в Японии и, прежде всего, потому, что на остров Миядзима, целиком занятый монастырем и храмом, веками не пускали простолюдинов, тогда как сегодня сюда запрещено привозить собак. На священном острове нет захоронений: здесь никогда не рождались и не умирали люди. Кроме деревянных построек, соединенных галереями, остров известен еще пятиярусной пагодой, "Залом тысячи циновок", и домом, построенным в воде на сваях. Но главная достопримечательность святилища Ицукусима, его туристический символ - вот эти самые "плавающие тории", самые большие и знаменитые тории в стране.

Не просто ворота, а символы статуса

Интересно, что даже обыкновенные ворота в Японии всегда служили не только для ограничения входа на территорию, но и указывали на социальное положение семьи, живущей за ними. В древней столице Хэйан, ныне городе Киото, знатные аристократы соревновались в возведении роскошных ворот на улицах города. Ну и, конечно, особой красотой славятся ворота в императорском дворце. Тем не менее, хотя дома с воротами и являлись привилегией только лишь высшей знати, но со временем эта планка все больше снижалась, хотя даже в 17 - 18 веке мелкой буржуазии запрещалось иметь ворота, а простолюдины получили право беспрепятственно сооружать их только с начала 19 века. В наши дни ворота не несут такой яркой социальной значимости, но их вид по-прежнему может многое рассказать об их владельце.

В некоторых храмах набожных прихожан всячески поощряют дарить храму тории, и расценивают это как знак особого внимания, ну, а на дарителя в этом случае, естественно, нисходит благодать. Но места в Японии мало, земля дорогая, поэтому их часто, как в случае с храмом бога риса Инари в Киото, возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Зато вы вполне можете встретить тории где-нибудь в чаще леса, куда и дороги-то нет, одна только узенькая тропинка. Считается, что если именно с вами такое случилось, то это означает особую милость ками, хотя есть и другая точка зрения, что ками специально привели вас в столь уединенное место к воротам между нашими мирами, чтобы вы в тишине могли поразмыслить о суетности бытия и, возможно, в чем-то исправить свое поведение.

Эмблема навсегда

Раньше тории всегда делались из бревен, но затем дерево заменили камнем и даже металлом, а в последнее время в их конструкции все чаще используют железобетон . Существует более двадцати различных видов тории, различающихся по конструкции. Большинство из них названы в честь тех храмов, рядом с которыми они построены. Например, есть Исэ-тории, Хатиман-тории из храма Ивасимидзу Хатиман, Мива-тории из храма Омива и т. д. Можно добавить, что тории, как символ удачи, часто изображали и на японских фамильных гербах-монах, а также во времена самураев они красовались на их флагах нобори и сасимоно, служивших для опознавания на поле боя. В любом случае тории для японцев это "эмблема навсегда"!

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

Праздники:
музыкальный фестиваль Кангэнсай - июль-август
священные представления Дзин-Но - 16-18 апреля
демонстрация старинных придворных танцев Бугаку - 2,3, 5 января

(правильнее - ицукусима) - одно из трех самых знаменитых мест вЯпонии, которые славятся потрясающими пейзажами.

Остров расположен в Японском внутреннем море (Сэто найкай). На острове Миядзима воздвигнут храм Ицукусима, один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков, и одна из самых известных достопримечательностей Японии ворота синтоистского храма (тории ), стоящие посреди океана, пройти под которыми можно только во время отлива. Каждому, прошедшему под тории должна улыбнуться удача и счастье.

Неподалеку от храма располагается один из древнейших в Японии буддийских монастырей – Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн. Рядом с ним находится 5-ти ярусная пагода (16век), а также Зал тысячи татами.

До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова.

Дословно Миядзима означает Остров храма, и это вполне справедливо, поскольку здесь воздвигнут храм Ицукусима - один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков. В нынешнем виде он был перестроен в XII в. стараниями клана Тайра, когда один из его военачальников был обожествлен здесь. Ицукусима посвящен трем дочерям одного из главных божеств синтоистского пантеона - Сусаноо. Все они считаются покровительницами мореплавателей. Основное, поднятое на сваи, строение храма стоит на самом берегу, и во время прилива оно как бы плывет на поверхности моря. Многочисленные его залы соединены галереями-мостиками, которые ведут к открытой площадке, где исполняются ритуальные танцы.

Ворота ТОРИ

Создающие один из трех самых впечатляющих видов страны (Нихон санкэй), тории святилища Ицукусима как бы плывут в воде. (Другой выдающейся достопримечательностью считается песчаная коса Аманохасидате). Полководец Тайра-но Киёмори возвел первые тории в воде залива в 12 в. Настоящее сооружение восходит к 1875 г и имеет высоту 16 м. Четыре столба (ёццуаси) обеспечивают устойчивость ворот. Ярко-красные ворота - тории - вынесены далеко в море. Пройти под этими воротами можно только во время отлива. Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Тысячи японцев и иностранных туристов приезжают на остров, чтобы попытать удачу. Вместе с "плывущим" храмом тории производят незабываемое впечатление.

Святилище Ицукусима дзиндзя

Посвящено трем морским богиням, дочерям синтоистского бога Сусаноо, было основанов 593 г, во время регентства императрицы Суйко. Окончательный вид оно приобрело в 1168 г при Тайрано Киёмори (1118-1181), великом предводителе клана Хэйкэ (Тайра) и предпоследнем правителе эпохи Хэйан. Здание святилища с пристроенными крытыми коридорами знаменито своими соломенными крышами и ярко-оранжевыми резными деревянными деталями. Возведенное на сваях прямо над морем, во время прилива оно как будто плывет по воде. Это действительно выдающийся пример храмовой архитектуры периода Хэйан. Ряды бронзовых фонариков свисают с карнизов; когда они зажигаются по праздникам вместе с каменными фонарями, возникает просто магический эффект. Знаменитые ворота тории высотой 16 м находятся в 160 м от святилища. Они сооружены из камфорного дерева и в 1875 г были перестроены в 8-ой раз. На территории святилища находится установленная еще в 16 в сцена театра Но, которая используется в священных представлениях Дзин-Но (16-18 апреля).

Сокровищница

Хранит ценную коллекцию (около 4000 предметов), 130 из которых имеют статус Важного культурного достояния или Национального сокровища: веера, мечи, доспехи, маски и собрание знаменитых свитков с сутрами, некогда принадлежавших клану Хэйке.

Пятиэтажная пагода

На расположенном над святилищем холме высится Годзюното, пятиэтажная пагода, построенная в 1407 г. Рядом с ней находится Сэндзёкаку, "павильон тысячи татами", сооруженный в 1587 г.

Храмы Дайгандзи и Дайсёин

Этот храм отвечал за содержание Ицукусима дзиндзя до 1868 г, когда синто-буддисты были объявлены вне закона. Самый важный храм в Миядзиме - Дайсёин, он находится выше по склону к юго-западу.

Гора Мисен

С подступающих к самому морю невысоких гор открывается замечательный вид не только на отражающийся в воде храм, но и островки почти всегда затянутого легкой дымкой Внутреннего моря. Венчает остров гора Мисэн, к которой ведут две нитки фуникулеров. Подъем на одном (1100 м) занимает около 9 минут, а на другом (500 м) - 3 минуты. Каждые 60 секунд уплывают вагончики фуникулеров. В пути можно любоваться девственной природой Миядзимы. С горы Мисэн виден не только весь остров, но и огни Хиросимы - города, знающего, что такое война и мир.
По склону горы проходит также несколько природных троп. Пешком подъем займет около 90 мин.

Обезьяний парк (Мисэн Яэнкоэн)

По набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долина кленов) бродят всегда рассчитывающие на угощение олени и почти ручные мартышки. На острове расположено отделение Японского центра по изучению обезьян, в котором исследуется жизнь этих животных в природных условиях. привезли и расселили здесь в 1962 г. Похоже, им понравилось на Миядзиме.

Расположен на высоте 530 м, возможно вы не увидите обезьян - они прячутся в лесу, но будьте готовы к тому, что животные могут напасть на туриста, если его движения слишком резки. Существует 2 правила общения с обезьянами: не смотреть им прямо в глаза и не кормить их. У самой вершины расположилось несколько маленьких храмов, среди которых есть, говорят, и построенный монахом Кукаем (774-835), основателем буддийской секты Сингон.

Добраться до Миядзимы можно довольно быстро: 30 мин на комфортабельном поезде или маршрутном такси и еще 10 мин на пароме от . Приехать в город можно после полудня, но здесь так много интересного, что лучше посвятить осмотру целый день. Остаться на ночь - большое искушение, но гостиницы недешевые.

Дословно с японского языка это слово переводится как место жительства птицы, чуть менее буквально - птичий насест. Почему так, я не знаю, но по всей видимости эта пара голубей точно в курсе.

И когда я взялся писать этот пост и, вооружившись словарем, выяснил перевод слова на русский язык, я совершенно ясно понял, почему, при виде меня, фотографирующего сидевших на створе ворот голубей, пятеро или шестеро японцев из проходивших мимо (была толпа, какой-то праздник) тут же повыхватывали свои камеры и тоже начали снимать этих птиц. Вообще, тории это один из узнаваемых во всем мире симоволов современной Японии, и по-моему узнается также, как красный круг на белом фоне или суси. Синтоизм это национальная японская религия, которая очень глубоко и тесно связана с обычаями, культурой и вообще всем укладом жизни японцев, начиная с незапамятных давнишних времен и до наших дней. Каждое святилище, как правило, посвящено какому-то конкретному божеству ками (神), которых имеется превеликое множество. Считается, что перед входом в храм или в воротах могут появиться ками и часто эти места украшаются плотными толстыми жгутами из рисовой соломы. Как минимум одни ворота тории располагаются перед входом в синтоистское святилище - храм или алтарь. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории трудно усмотреть, где же находится сам храм. Но, если начать проходить сквозь ворота, можете быть уверены, вы непременно в него уткнетесь. Ворота можно встретить повсюду - в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья или на вершине горы. Невообразимо огромные, средние и даже небольшие садовые воротца, ведущие в персональный алтарь хозяев. Мне кажется, что именно в синтоизме кроются корни исключительной суеверности японцев, склонность ко всяким обрядам на деньги, удачу, здоровье, талисманам, манэки нэко и т.д. Очень часто на верхней части довольно высоких ворот лежит большое число камней среднего размера - как их туда кладут, я не знаю, но это явно один из способов напомнить о себе божеству. Еще я читал, что в Японии принято людям, которые закончили какое-то серьезное большое дело, пожертвовать храму тории. Вообще, большинство изваяний, постаментов и статуэток на территории японских храмов ставятся в честь пожертвователей. Обычно, где-то внизу можно прочитать имя и фамилию жертвователя. При чем для каждого предмета есть своя цена. Пожертвования начинаются примерно с 500 долларов и заканчиваются ценой хорошей квартиры. Учитывая масштабность ворот, я думаю, размер пожертвования должен быть как минимум 50 000 долларов (но думаю, что больше). Что из себя представляют тории внешне я описывать не стану, а просто приглашаю посмотреть серию фотографий.


Оригинальный пост .
UPD По настоятельной просьбе mihairu :
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.
Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - "ками".

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..