Астафьев г. Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам. Тема войны в произведениях писателя

Биография и эпизоды жизни Виктора Астафьева. Когда родился и умер Виктор Астафьев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Виктора Астафьева:

родился 1 мая 1924, умер 29 ноября 2001

Эпитафия

«Сибирская осень чиста и невинна.
Суровую мощь Енисей распростер.
Поспела калина, пылает калина
В усадьбе Астафьева, словно костер!
А горечь калины уже сладковата.
Плоды от мороза сочнее еще.
Какая утрата! Какая утрата!
Невосполнимо пространство ее…»
Из романса на стихи Нины Гурьевой памяти Астафьева

Биография

Его девизом было «ни дня без строчки!» До самой смерти Астафьев был полон замыслов - на бумаге и в сердце. Биография Виктора Астафьева - это непростая история жизни талантливого и сильного человека, пережившего множество потерь. Но это не помешало ему стать по-настоящему народным писателем.

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (сейчас это Красноярский край), где сегодня работает целый мемориальный комплекс писателя. Дом бабушки Астафьева - часть этого комплекса, именно бабушка воспитывала мальчика после того, как его отца посадили, а мама утонула, отправляясь к мужу на свидание. Позже с новой семьей отца Виктор переехал в Игарку, но вскоре мачеха решила спихнуть с себя обузу в виде ребенка и Астафьеву пришлось бродяжничать. Литературный талант Астафьева первым заметил преподаватель школы-интерната, куда попал мальчик. После интерната Астафьев поступил в училище в Красноярске, а затем ушел на войну добровольцем, где был несколько раз тяжело ранен. Состояние здоровья Астафьева, увы, не позволяло ему получить квалифицированную работу, и он пытался кормить свою семью, как мог: работал грузчиком, плотником, даже мойщиком мясных туш.

Однажды в Чусовом Астафьев попал на занятие литературного кружка, это его так вдохновило, что он написал рассказ за одну ночь, а потом еще несколько лет проработал в газете «Чусовский рабочий». Уже в 1953 году вышла его первая книга с рассказами, затем последовали романы, книги для детей, очерки. В 1958 году его приняли в Союз писателей РСФСР - после выхода его романа «Тают снега». Оттуда же Астафьева отправили на литературные курсы в Москве, где он проучился два года. Этот период принес писателю большую известность, а его проза за это время достигла своего лирического расцвета. Дальше последовали долгие годы плодотворной работы Астафьева - многочисленные рассказы, пьесы, романы, повести, в которых писатель часто обращается к своему детству, к местам, в которых жил, воспоминаниям о войне, размышлениям о жизни и о стране. Читатели особенно любили Астафьева за его живой литературный язык и за его талант - так реалистично отображать русский быт. Когда в конце 90-х годов вышло собрание сочинение Астафьева - оно заняло 15 томов!

Смерть Астафьева наступила 29 ноября 2001 года. Причиной смерти Астафьева стал инсульт, который он перенес в апреле и после которого так и не смог оправиться. Похороны Астафьева прошли 1 декабря в Овсянке, на родине писателя. Могила Астафьева находится на Майской пашне - в трех километрах от Овсянки, там же, где похоронена его дочь Ирина.

Линия жизни

1 мая 1924 г. Дата рождения Виктора Петровича Астафьева.
1942 г. Уход Астафьева добровольцем на фронт.
1945 г. Демобилизация в звании рядового, отъезд на Урал, женитьба на Марии Корякиной.
1948 г. Рождение дочери Ирины.
1950 г. Рождение сына Андрея.
1951 г. Работа в газете «Чусовский рабочий», публикация первого рассказа.
1953 г. Выход первой книги Астафьева «До будущей весны».
1958 г. Принятие Астафьева в Союз писателей СССР.
1959-1961 гг. Учеба на Высших литературных курсах в Москве.
1962 г. Переезд в Пермь.
1969 г. Переезд в Вологду.
1980 г. Переезд в Красноярск.
1987 г. Смерть дочери Астафьева, Ирины.
1989-1991 гг. Народный депутат СССР.
1994 г. Присуждение Астафьеву независимой премии «Триумф».
1995 г. Присуждение Астафьеву Государственной премии России за роман «Прокляты и убиты».
29 ноября 2001 г. Дата смерти Астафьева.
1 декабря 2001 г. Похороны Астафьева.

Памятные места

1. Село Овсянка, где родился и где похоронен Астафьев.
2. Профессиональное училище № 19 в Красноярске им. Астафьева (бывшее ФЗО-1), где учился писатель.
3. Дом-музей Астафьева в Чусовом, где писатель жил и работал после войны.
4. Литературный институт им. М. Горького, где Астафьев учился на Высших литературных курсах.
5. Дом Астафьева в Перми, где он жил в 1960-х годах и где сегодня установлена мемориальная доска писателю.
6. Мемориальный комплекс Астафьева в селе Овсянка, в который входят музей Астафьева, дом бабушки писателя Екатерины Потылициной и часовня.

Эпизоды жизни

Первая дочь супругов Астафьевых умерла еще малышкой. Это были тяжелые времена, сразу после войны, все голодали, продовольственных карточек не хватало. Дочке просто было нечего есть, а у мамы пропало молоко. Позже родилась дочь Ирина, которую Астафьеву, увы, тоже пришлось потерять, когда у нее у самой уже было двое детей, - Ирина скончалась от сердечного приступа. Внуков Астафьевы забрали к себе и воспитывали как родных детей.

Своему однополчанину Ивану Гергелю Астафьев писал после перенесенного инсульта, что иногда испытывает настоящее отчаяние. «Если б водился дома пистолет, оборвал бы все эти мучения, ведь жить-то не могу», - сетовал Астафьев. Больше всего он переживал, что не может писать - пробовал надиктовывать на диктофон, но получался словно чужой текст.

Завет

«Пусть имя моё живёт до тех пор, пока труды мои будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал».


Документальный фильм с Виктором Астафьевым «Всему свой час»

Соболезнования

«Его кончины можно было ожидать, и все-таки она неожиданна. Смутно верилось: может быть, он удержится и на этот раз, и на этом, уже смертном, рубеже. Но, видно, есть предел и астафьевскому жизнелюбию и упорству. Это был настоящий солдат - битый, стреляный, неунывающий, веселый и печальный, сердечно добрый и по-настоящему злой, порой грубый. Все в нем было. Он цеплял читателя, что называется, за живое. Не все его принимали, и это естественно, - он был ни на кого не похож в нашей прекрасной литературе о былой страшной войне. Ведь, кроме общей, война у каждого была еще и своя».
Константин Ваншенкин, поэт

«Ушел в вечность Виктор Петрович Астафьев, оставив за спиной такую короткую и такую долгую жизнь. Жизнь тяжкую до мученичества. И радостную до самозабвения. Жизнь, полную ароматов трав и цветов, прекрасной музыки, поэзии и творчества. И он смог своим уходом нравственно превзойти всех нас - красноярцев, не сумевших защитить, уберечь больное сердце писателя от грязи злоречивых СМИ, от душевной помраченности депутатов. И прости нас, Господи, и упокой душу усопшего раба твоего Виктора в селениях праведных, даруй ему Царствие небесное и вечный покой, он много потрудился на этой земле. А для нас, оставшихся здесь, эта утрата - невосполнимая…»
Геннадий Фаст, настоятель Успенского храма города Енисейска

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.


В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.


В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.


В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».


В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.


В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».


А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.


Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.


Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.


Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией . Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

Библиография

  • 1953 – «До будущей весны»
  • 1956 – «Васюткино озеро»
  • 1960 – «Стародуб»
  • 1966 – «Кража»
  • 1967 – «Где-то гремит война»
  • 1968 – «Последний поклон»
  • 1970 – «Слякотная осень»
  • 1976 – «Царь-рыба»
  • 1968 – «Конь с розовой гривой»
  • 1980 – «Прости меня»
  • 1984 – «Ловля пескарей в Грузии»
  • 1987 – «Печальный детектив»
  • 1987 – «Людочка»
  • 1995 – «Так хочется жить»
  • 1998 – «Веселый солдат»

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Родился в деревне Овсянка Красноярского края. Родители: отец — Пётр Павлович Астафьев, мать — Лидия Ильинична Астафьева (Потылицина).

1935 г. — вместе с отцом и мачехой переезжает в Игарку.

Образование:

1941 г. — окончил школу-интернат (7 классов).

1942 г. — окончил железнодорожную школу ФЗО № 1 на станции Енисей. Недолгое время проработал составителем поездов на пригородной красноярской станции Базаиха.

Армия:

Осенью 1942 г. — ушёл добровольцем в действующую армию.

С 1 мая 1943 по 18 сентября 1944 гг. — воевал на Брянском, Воронежском, Первом Украинском фронтах. Воинская специальность: разведчик подразделения связи артиллерийского дивизиона.

С 18 сентября 1944 по 25 ноября 1945 гг. — из-за тяжёлого ранения служит в нестроевых частях.

В 1945 году женится на военнослужащей Марии Корякиной.

Трудовая деятельность:

Осенью 1945 г. — приезжает на Урал, на родину жены — в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области.

1948-1951 г.г. — работает дежурным по вокзалу ст. Чусовская, плотником в литейном цехе вагонного депо ст. Чусовская, кладовщиком и слесарем в артели «Металлист», разнорабочим (вахтёром) на колбасном заводе. Оканчивает среднюю школу.

В феврале-марте 1951 года в семи номерах газеты «Чусовской рабочий» публикуется первый рассказ Астафьева — «Гражданский человек» («Сибиряк»).

1951-1955 гг. — работает литературным сотрудником в газете «Чусовской рабочий». В Пермском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов для детей «До будущей весны». Напечатаны: «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».

1959-1961 гг. — учёба в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М.Горького. Написаны повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».

1962-1969 гг. — писатель с семьёй живёт в Перми и Быковке. Работает собкором Пермского областного радио. Здесь написаны «Кража», «Пастух и пастушка». Начаты «Последний поклон» и «Затеси».

1969-1980 гг. — писатель с семьёй живёт в Вологде и Сибле. Здесь пишет «Оду русскому огороду», публикует рассказы, позднее вошедшие в «Царь-рыбу». Начата работа над «Зрячим посохом» и продолжена — над «Последним поклоном».

1980-2001 гг. — живет в Красноярске и Овсянке. Здесь написаны «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат», многие рассказы. Завершена книга «Последний поклон». Создан фонд им. В.П.Астафьева. С 1996 года проходят литературные встречи в русской провинции.

С 1989 по 1991 год народный депутат СССР от Союза писателей СССР.

29 ноября 2001 года скончался от инсульта. Похоронен в деревне Овсянка на кладбище рядом с могилой дочери Ирины.

Награды:

Герой Социалистического Труда (1989). Награжден орденами Красной Звезды, Дружбы народов, Ленина (1989), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999); медалью «За отвагу». Государственная премия РСФСР (1975), Государственные премии СССР (1978, 1991), премии «ЛГ» (1987), журналов: «НС» (1976, 1988), «Москва» (1989), «НМ» (1996) премия «Триумф» (1994), Гос. премия РФ (1995), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1997), премии «За честь и достоинство таланта» (1997), еженедельника «Лит. Россия» (2000), им. Ю.Казакова (2001; посмертно). Пенсия Президента РФ (с 1995).

Почетный гражданин Игарки и Красноярска.

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).