Мультфильм для самых маленьких учимся говорить. Учимся говорить

С рождением ребенка наша жизнь меняется кардинальным образом. Мы ждем, когда малыш начнет ползать, смеяться, произносит определенные звуки и т.п. Но особый восторг вызывают первые детские слова, хотя зачастую дети сами не понимают, что сказали. Ведь до определенного возраста все произносимые ребенком слоги - это всего лишь набор подслушанных и повторяемых звуков. Однако со временем речь ребенка усложняется и примерно в возрасте 1,5-2 года она изобилует коротенькими предложениями, в основном бытового характера - дай попить, хочу есть и т.п.

В возрасте 2-3 лет дети должны уже говорить небольшими фразами. Конечно, подобного рода рамки развития весьма условны. Например, один ребёнок может уже в 1,3 разговаривать как 2-летний, а некоторые лишь к трем годам начинают произносить осмысленный слова. И вот тут как раз следует четко понимать, почему ребенок не разговаривает: просто не хочет (встречаются и такие молчуны) или у него развивается патология речевого развития. Последнее уже требует консультации специалистов.

Так как же поступить родителям: пустить все на самотек и ждать, когда малыш сам начнет что-то понимать, а затем и говорить. Или же помочь ему быстрее освоиться с новым для него умением. Но тогда, как научить ребенка разговаривать, не причинив ему вреда?

Развиваем речь ребенка с рождения. Учимся говорить

Речь необходима детям для их полноценного развития. И развивать ее необходимо уже с момента рождения, постоянно общаясь с ребенком. Впрочем, сегодня врачи уверяют, что начинать процесс обучения речи следует еще в утробе матери, примерно с 15-ой недели беременности, когда дети начинают реагировать на звук.

Стадии развития речевого поведения ребенка

Все дети развиваются по-разному. Но стоит понимать, если ребенок отстает в речи больше чем на один возрастной период - пришла пора обратиться к логопеду. Не надо думать, что все произойдет самостоятельно. Ребенок только тогда научится говорить, когда его родители создадут для него все необходимые предпосылки для развития речи.

1 период: 0-6 месяцев

Когда ребенок родился - он учится познавать мир вокруг себя. У него обостряются все чувства, в том числе и слух, который играет не последнюю роль в обучении речи. В течение первых месяцев малыш вслушивается в звуки, а затем пытается на них реагировать, в основном, улыбаясь.

В 3-4 месяца дети уже пробуют воспроизвести услышанное, конечно, чаще всего на своем «детском» языке. Но, тем не менее, эти звуки являются первым проявлением речи. И уже ближе к полугоду ребенок должен не только «агукать», но и понимать смысл слов, произносимых взрослыми.

2 период: 6-12 месяцев

В данный возрастной период у детей закладываются такие процессы как умение слышать и повторять. Малыш должен уже понемногу начинает концентрировать свое внимание на предмете (книжке, песенке и т.п.). Основным упражнением для развития речи является повторение: родителями необходимо многократно произносить звуки и слова, чтобы ребенок мог без труда их запомнить. В это же время формируется пассивный запас словаря ребенка, который в будущем поможет ему легче справиться с новыми словами.

3 период: 1-1,5 года

В возрасте от года до полутора важно научиться разговаривать с ребенком не сюсюкая, а «по-взрослому». Таким образом дети учатся произносить слова правильно, не коверкая их до неузнаваемости. Впрочем, даже если малыш пытается на своем языке называться те или иные предметы, людей или животных, родителям ни в коем случае не следует поддаваться подобному поведению свой крохи.

В этот период важно по возможности способствовать расширению словарного запаса ребенка. Необходимо использоваться несложные фразы и постепенно закреплять сказанное. Например, сначала сказать: это шар - шар красный - шар красный и круглый - шар катится. В конце ребенок поймет полностью всю фразу и, если произнести ее целиком - малыш должен либо взять этот шар, поиграться с ним или принести его родителям.

4 период: от полутора до трёх лет

Если ребенок в возрасте до 3 лет шепелявит, искажает услышанное, а его запас слов (как активный, так и пассивный) менее 200 единиц (отдельных слов или их частей), следует обратиться за помощью к специалистам.

Отоларинголог определит, имеются ли проблемы в развитии речевого аппарата. А логопед - поможет справиться, если вопросы касаются неразвитости мимических мышц (именно они затрудняют произношение некоторых слов).

Можно помочь ребенку и самостоятельно, например:

Отучить малыша от соски, которая способствует искривлению прикуса и затрудняет артикуляцию,

Развивать мелкую моторику, используя не только пальчиковую гимнастику, но и различные вспомогательные действия. К таковым можно отнести лепку, рисование, игры с тестом и мелкими предметами.

Учить ребенка скороговоркам, которые хорошо развивают речь.

Предварительно малыш должен выполнить нехитрую гимнастику для мышц лица:

Вытянуть трубочкой губы,

Растянуть рот в улыбке,

Надуть несколько раз щеки (и сдуть их),

По очереди произнести согласные, как можно тщательно проговаривая их.

Только после этих упражнений следует приступать к занятиям. Чтобы научить ребенка разговаривать следует постоянно комментировать свои действия, побуждая малыша также произносить новое для него слово.

В разговоре с ребенком важно смотреть ему прямо в лицо и четко проговаривать все слова, чтобы он видел артикуляцию. Звуки при этом следует произносить как можно чётче и громче, не использоваться простые слова, т.е. называть вещи своими словами (осьминог так осьминог, а не что-то другое).

Не стоит забывать о глаголах, которые помогают построить предложения. Чем раньше ребенок научится их распознавать и понимать, а в будущем и произносить, тем легче ему будет выстроить фразы. Используйте противопоставления и обозначайте признаки предметов - так вы сумеете обогатить словарный запас своего ребенка.

Есть ли причины для беспокойства

Если в районе 8-9 месяцев ребенок не понимает элементарных вещей, например, когда обращаются именно к нем или не понимает вопроса «где мама», родителям стоит насторожиться, чтобы не пропустить момент, когда справить с проблемой станет сложнее. Консультация специалиста требуется также, если малыш:

К двум годам практически не разговаривает, даже используя элементарные слова,

У него наблюдается повышенное слюноотделение (по достижению трёх лет).

Не может справиться с простой артикуляцией,

Упрощает слова (особенное, если ему уже 3-4 года),

Гнусавит, искажает слова или делает паузы, добрая воздуха,

При отсутствии собственных слов говорит фразами из мультиков или книг,

Копирует услышанное,

Становится нервным и раздражительным, когда его чему-то учат.

Родителям, чьи дети никак не могу научиться говорить, можно предложить следующее:

Отказаться от языка жестов, особенно если он используется малышом в качестве основного. Только не следует ждать, что процесс исправления будет быстрым, к тому же не все слова следует заменять жестикуляцию. Подобное будет уместно, если ребенку читают сказку или требуется проявление эмоций. В иных случаях, например, если от него требуется взять машинку или другую игрушку, жесты будут вполне уместны.

Проговаривать все совершаемые действия, чтобы ребенок слышал и понимал, что вы делаете, или хотите он него;

Не говорить одинаковыми фразами - важно чтобы дети понимали, что один и тот же предмет или действие можно обозначить по-разному;

Стимулируйте ребенка на общение - задавая вопросы, показывайте своему малышу, что ждете от него реакции. Используйте такой прием как «забывание» - в конце сказки или стихотворения недоскажите слово или фразу, и рано или поздно ваш ребенок повторит её за вас.

Постоянно занимайтесь с ребенком упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики. Заодно объясняйте, что вы (или он) делаете в данный момент. Например, кружка и стакан - расскажите ребёнку, что у них есть общего и для чего они предназначены.

Исключите просмотр телевизора. К сожалению, темп нашей жизни таков, чтоб полностью изолировать детей от просмотров мультфильмов и других детских телепередач мы не можем. Поэтому необходимо свести время за экраном к минимуму, а телевизор заменить развивающими (но не электронными) играми.

Любые занятия, направленные на развитие речи, следует проводить ежедневно, затрачивая на обучение сначала около 15 минут, а затем - до 40-50 минут. Помните, что научить ребенка говорить - задача хоть и сложная, но посильная, главное - было бы желание. Не стоит пускать все на самотек, необходимо сделать все возможное, что ребенок вырос развитой личностью, радовал вас живым умом и замечательной памятью, умел общаться и хорошо поддавался обучению.

Если ваш ребёнок ещё не разговаривает, а только произносит отдельные слоги, то не стоит раньше времени бить тревогу. Он обязательно научится, вот только помочь ему в этом могут родительская любовь и терпение. Что зависит от мамы с папой?

  1. Старайтесь говорить со своим ребёнком с самого рождения. Кто-то может подумать, что ребёнок и не поймёт смысл сказанного. Пусть для него станет знакомой ваша интонация. Со временем у него накопится словарный запас и это поможет малышу говорить осмысленно.
  2. Уберите подальше . Исследования показали, что дети, сосущие пустышку продолжительное время, начинают говорить гораздо позже своих сверстников. Плюс к этому в будущем у него могут появиться проблемы с неправильным прикусом.
  3. Не сюсюкайтесь. Говорите с ребёнком нормальным языком. По утверждению логопедов, это затрудняет развитие его речи так, что в дальнейшем его придётся заново переучивать.
  4. Улучшайте мелкую моторику рук. ― вот, что поможет усовершенствовать моторику и координацию его пальчиков. Пусть ребёнок учиться застёгивать пуговички, пытается завязать шнурки. Дайте ему пересыпать крупу (фасоль, рис) из тарелочки в тарелочку, конечно, под вашим наблюдением. Девочкам, например, можно приобрести кухонный набор (тарелки, ложки и др.), с которым они будут играть на улице, ― пересыпать туда камешки, листочки, наливать воду. С мальчиками стройте башни из тех же камешков, песка и ракушек. Ваша цель ― развить мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование речи.
  5. Чаще занимайтесь с ребёнком ― читайте сказки, заучивайте вместе стихи. Хорошо, если мама сама знает несколько несложных стишков наизусть ― их удобно разучивать на прогулке. Уделите вечером максимуму полчаса, чтобы посидеть вместе над книжками. Детям нравится слушать. Рассказывайте подробно, что изображено на рисунке. Пусть книги для малыша станут частью его режима дня.
  6. Отвечайте на все вопросы крохи, вроде «что это такое и зачем это нужно». Чтобы ребёнок научился говорить, ему мало просто «произносить» слова, он должен понимать значение предметов и явлений. К примеру, это снег. Он белый, а ещё он холодный и тает на руках. Снег бывает зимой и т.д.

Дорогие родители! Желаем вам успехов в воспитании вашей крохи! Наберитесь терпения и постарайтесь рассказать ему об окружающем мире настолько интересно, чтобы ему захотелось вас слушать вновь и вновь. А говорить ребёнок научится обязательно ― и это будет для вас самая счастливая пора!

  • первичное изучения языка — до грамматический этап (от года до двух лет)
  • понимание правильной речи, усвоение грамматики (третий год жизни)

От рождения до первого месяца младенец трудно воспринимает речь , если вокруг него очень много лишних громких звуков. Специалисты советуют общаться певуче, вежливо, выразительно, хорошо жестикулировать, когда малыш ведет себя плохо, разрешаются строгие нотки (не злобные,не истерические). Разговаривайте с ребенком даже тогда, когда находитесь не рядом, а находитесь с левой стороны от него, с правой, сзади малыша. Это помогает, развивает умение определять откуда же появляется звук и реагировать на него. Конечно в первые дни жизни малыш может только плачем поведать о том, что его что-то беспокоит, хочет кушать, нужно поменять памперс или просто скучно лежать. Внимательная мама научиться понимать своего ребенка. От одного месяца до трех улучшается восприимчивость к предметам,звукам . Кроха уже умеет улыбаться и прислушивается к голосам, вступает в “разговор”. Может испугаться резких, громких звуков, но в тоже время проявляет интерес к разной интонации вашего голоса. От трех до шести ребенок учится больше на том, что он видит. Поворачивается в сторону звука, отличает голоса родных и чужих. Обращает внимание на звуки, которые сам издает, улыбается, лепечет в одиночестве.

Видео о том, как дети учатся говорить 🙂

Учимся правильно говорить, для детей:

  • Показывайте ребенку различные предметы, животных, читайте книжки и рассматривайте картинки, слушайте музыку. Когда ребенку уже шесть — семь месяцев он старается соединять звуки похожие на нормальные слова: “дадада”, “мамам”.
  • Задавайте ребенку вопросы: “ а где ты?”, играйте с ним в “ку ку”. К девяти месяцам кроха знает свое имя и отзывается на него. Повторяет, имитирует звуки и интонацию. Понимает и пытается говорить простые слова (“да”, “нет”)
  • В годик жизни речь ребенок становится богаче, он старается сочетать свои навыки с движениями, указывает на знакомые предметы и издает подходящие звуки. Произносит несколько осознанных слов (“дай” “баба” “ляля”) Упрощает сложные для него слова. Постепенно словарный запас малыша растет. Ребенок быстро развивается, помогайте ему выговаривать сложные слова, составлять короткие предложения с ребенком нужно все время заниматься, это не должно быть, как школьный урок, а все учение должно быть не навязчивым и в игровой форме. Ходите на развивающие кружки, в бассейн, рисование, лепка, танцы — все это поможет развитию полноценной речи.

Что если ребенок “плохо говорит” ? Если у вас есть малейшие подозрения на не правильное развитие речи, посетить логопеда можно в лубом возрасте ребенка. Если кроха не всегда отзывается, когда вы его завете, растягивает слова или заикается — это повод сходить на консультацию к детскому логопеду.

Что может помешать ребенку учиться говорить?

  • негативные факторы при
  • наследственность
  • снижение слуха
  • не достаточное количество внимание ребенку
  • анатомические особенности
  • инфекции, травмы до трех лет

Плановый осмотр в три годика у логопеда покажет вам есть ли у вашего малыша речевые нарушения и сразу даст пару советов, которые помогут справиться с проблемой. Нарушение в произношение некоторых букв встречается часто, но это все поправимо и можно исправить своими силами 🙂

  • Не сюсюкайтесь с ребенком, выговаривайте буквы, говорите правильно, ведь вы являетесь примером для крохи. Малыш в возрасте трех лет может говорить на “своем” языке, который понимают только близкие, но словарный запас — не менее 300 слов.
  • Конечно все дети развиваются индивидуально, но не подгоняйте ребенка, малыш не может перепрыгнуть некоторые этапы развития. Учитесь говорить со своими детьми. Создайте благоприятную среду, уделяйте достаточное количество внимания ребенку. Укрепляйте эмоциональную связь друг с другом. Пусть этот процесс доставляет удовольствие вам и малышу и скоро вы получите самого интересного собеседника для себя.

Учимся говорить

Часто мамы деток 2-3 лет жалуются, что их малыш совсем не говорит, или говорит только «мама» и «папа», а иногда, наоборот, ребенок щебечет без остановки, но на своем «птичьем» языке, понять который могут только близкие люди . Как же научить малыша разговаривать правильно и вовремя?

Говорим с рождения

Даже если это покажется странным - учить говорить ребенка надо с рождения . Это совсем не значит, что нужно с остервенением пытаться добиться от младенца повтора скороговорки, но новорожденный должен слышать вокруг себя речь. И не просто фоном, но и адресно. Иначе как же он узнает, кто такие мама и папа?

Совсем младенцам поют песенки, читают стишки-потешки из серии «ай люли-люли», учат произносить отдельные звуки или слоги. «Скажи «а-гу»!» - приставала к моему двухмесячному сыну его бабушка. И в один прекрасный момент, еще до того, как ребенок начал переворачиваться, он произнес ей долгожданное АГУ!

Обучение разговорным навыкам - процесс постоянный. Недостаточно поговорить с ребенком двадцать минут и отложить на неделю. Для этого нужно находить время ежедневно. Это не так сложно, как может показаться. Ведь у каждой мамы кроме ребенка есть и еще хлопоты - стирка, глажка, уборка, приготовление еды. Простые повседневные обязанности, которые можно озвучивать малышу: «Сейчас мама помоет посуду, и мы пойдем с тобой поиграем».

Разговариваем в игре

Еще до года ребенку нужно показывать разные предметы, называя их своими именами. Понятное дело, что в рамках одной квартиры находится ограниченное количество предметов. Именно для этого придуманы книжки , кубики, игрушки в виде зверей и птиц, различные развивающие наборы. Не путать с мобилем - он занимает ребенка на то время, когда маме нужно заняться своим делом и она не может уделить время малышу.

Смотрим на кубики, называем предметы. Открываем малышовые книжки , там, как правило, на каждой странице по одной картинке. Называем картинку. С возрастом задача усложняется. Это уже не просто собачка - у нее есть глазки, ушки, носик и т.п.

Не сюсюкать!

Называйте вещи своими именами и следите, чтобы взрослые, которые общаются с вашим ребенком, поступали также. Обычно этим грешат бабушки, но иногда и сами мамы. Никаких «ав-авок», «бибик», «куп-куп» и т.д. Собака должна быть собакой, машина - машиной, купание - купанием.

Конечно, ребенку будет сложно воспроизводить сразу длинные слова. Сказать «ав-ав» гораздо легче, но потакать этому нельзя. Малыш должен знать, как говорить правильно и к чему надо стремиться. Это совершенно не значит, что нужно ругать ребенка , если он говорит «ав-ав». Задача родителя - направлять его в правильную сторону: «Да, это собака, она говорит гав-гав ». Проговорили несколько раз. В следующий раз можно спросить: «кто так говорит?» Сначала ответ надо будет подсказывать, потом малыш ответит вам сам.

Целые слова

Недавно столкнулась с ситуацией: девочке 2 года и 7 месяцев, логопед поставил задержку в развитии, потому что ребенок говорит слогами. Мама в шоке и возмущается: как же так, ведь она отлично понимает свою дочь, и она уже столько всего говорит!?

А все дело в том, что к этому возрасту уже пора говорить целыми словами. Когда малыш только учится произносить слова, допустимы слоги и части слов, потому что он учится. Но если мама слышит от ребенка «пата-пата!», ей ни в коем случае нельзя кивать, а следует проговорить: «Все правильно, это лопата». Соглашаясь на «пату», родители автоматически останавливают стремление ребенка говорить правильно. Зачем, если и так понятно, и все согласны?

Ребенку засчитывается, что он говорит, когда его речь понимают окружающие люди, чужие, не знающие малыша. Допустимо картавить и не выговаривать отдельные буквы, но нельзя употреблять только слоги. То есть «Масина едет по дооге» засчитается за речь, а «па гать коту» - нет, потому что в первом случае очевидно, что машина едет по дороге, а во втором только мама знает, что ребенок зовет «пойдем играть в комнату».

Как разговорить?

Случается так, что дети очень долго не говорят. Мычат, показывают пальцем, все понимают, но не говорят. Конечно, все дети разные. Кто-то в полтора года говорит предложениями, а кто-то и в два лишь отдельными словами. Мой двоюродный брат не говорил ничего кроме «мама» и «папа» до двух с половиной лет. А потом стал сразу говорить фразами, причем такими заковыристыми. Но лучше все-таки не пускать на самотек и не прикрываться особенностями ребенка. А вдруг это не особенность, а действительно уж задержка в развитии?

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно говорить и много. Читайте книжки, слушайте музыку, танцуйте под нее, пойте песенки. Завлеките малыша в чудесный мир звуков, чтобы ему самому захотелось их издавать . Стимулируйте ребенка на общение, не говорите монологом. Стройте диалоги и терпеливо ждите ответа. Притворитесь, что не понимаете мычания, что хотите услышать словом. Я своему сыну так и говорила: «Мама не понимает, что ты хочешь. Скажи словами». В результате мальчик разговаривает фразами с полутора лет.

Научить говорить - процесс долгий и трудоемкий. Главное - не опускать руки и не сдаваться. Чем усерднее вы подходите к делу, тем скорее будет отдача.