Что значит исход. Как делать ставки на исход матча? Двойной исход в ставках: что это такое

Во Второй книге Моисея под названием «Исход», рассказывается о том, как этот великий пророк организовал исход евреев из Египта, произошедший во второй половине II века до н. э. Первые пять книг Библии тоже принадлежат Моисею и описывают удивительные истории и божественные чудеса ради спасения еврейского народа.

Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне

Основоположником иудейской религии, законником и первым еврейским пророком на земле был Моисей. Многих совершенно не зря интересует, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Дабы понять всю суть происходящего, для начала нужно ознакомиться с самим сюжетом этой истории. Моисей (библейский персонаж) сплотил все колена народа израильского и вывел его к земле Ханаанской, обещанной Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Именно на него Бог возложил эту непосильную ношу.

Рождение Моисея

С вопросом о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, стоит разобраться очень подробно. История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его заслуг перед Египтом, обеспокоенный тем, что народ Израилев множится и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и принуждает его к непосильному физическому труду. Но народ все равно крепнул и увеличивался. И тогда фараон приказал бросать в реку всех новорожденных мальчиков-евреев.

В это время в одной семье из племени Левина женщина родила младенца, она положила его в корзину с обработанным смолою дном и пустила по реке. А его сестра стала наблюдать, что же дальше будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав детский плач в тростнике, нашла ребенка в корзине. Она сжалилась над ним и забрала его к себе. Сестра его тотчас подбежала к ней и предложила найти кормилицу. С тех пор родная мать стала ему кормилицей. Вскоре мальчик окреп и стал дочери фараона, как родной сын. Она дала ему имя Моисей - потому что вытянула его из воды.

Моисей взрослел и видел, как тяжко трудятся братья его Израилевы. Как-то раз он увидел, как египтянин бьет бедного еврея. Моисей, осмотревшись по сторонам, чтобы его никто не увидел, убил египтянина и закопал его тело в песке. Но в скором времени обо всем узнал фараон, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых - Сепфора - стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Ханаанская земля

Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. На протяжении многих лет трудностей и лишений израильтяне не раз корили и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к скитаниям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в чтобы завоевать ее. Дойдя до ее границ, они расположились возле Моисею было на то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самый верх горы, он увидел землю обетованную, и в полном уединении он преставился перед Богом. Теперь обязанность вести народ на обещанную землю Бог возложил на Иисуса - сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей. И уже всем было неважно, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Теперь они тридцать дней оплакивали смерть пророка, а потом, переплыв через Иордан, они начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее. Их мечты о земле обетованной сбылись.

Даже новичок должен понимать, что такое исход в ставках. Это самый популярный формат в букмекерских конторах. Когда-то очень давно игроки могли поставить лишь на победу одной из команд или же спрогнозировать ничью. Сегодня вариантов ставок более, чем достаточно.

Что такое ставки на исход в футболе?

Любой футбольный поединок может закончиться по одному из трех сценариев:

  • Побеждает первая команда (П1);
  • Побеждает вторая команда (П2);
  • Ничья (х).

Игрок ставит на один из возможных вариантов исхода. Если ставка на исход матча сыграет, игрок побеждает и получает вознаграждение. Если итог указан неверно, считается, что игрок проиграл, а значит и потерял поставленные деньги. В широком смысле расчет итогов матча – основная миссия любого типстера.

Двойной исход в ставках: что это такое?

Ставки на футбол по типу «двойной исход» - это ставки, которые позволяют удовлетворить сразу два итога конкретного футбольного матча . Например, игрок может поставить на победу первой команды (П1) или ничью (Х).

Двойные исходы в ставках на спорт еще называют вторыми шансами. Беттер, отдавая предпочтение именно такому формату взаимодействия с букмекерами, пытается хоть как-то подстраховаться. Здесь также важна стратегия ставок на исход, а также умение работать с коэффициентами на выигрыш.

Важный нюанс: подобные ставки возможные не только в футболе, но и во многих других видах спорта, где по окончанию игры может быть спрогнозировано только три варианта концовки спортивной схватки.

Также стоит учесть, что в ставках на исход матча во внимание принимается только результат, зафиксированный в период основной игры . Если был овертайм, дополнительное время, серия пенальти и итоги существенно изменились, на выигрышность ставки это никоим образом не повлияет.

ИСХОД, -а, м. 1. Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на ис- ходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть; спец.). Ладейныйи. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический u. будущего построения. * Дать исход чему - дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе- о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе.

ИСХОД - книги

ИСХОД - слова близкие по значению

  • ИСХОДИТЬ (2) , -ожу, -бдишь; несов. 1. (1 и 2 л. не употр.), из чего или от кого-чего. Происходить, иметь источником. Сведения исходят...
  • ИСХОДИТЬ , -ожу, -одишь; -оженный; сов., что. Ходя, побывать во многих местах. И. все окрестные леса.
  • СТРАШИТЬ , -шу, -шишь; несов., кого (что). Пугать, вызывать страх. Страшит исход болезни.
  • ВЫХОДИТЬ , -ожу, -одишь; -оженный; сов., что (разг.). То же, что исходить. В. все опушки, все тропинки.
  • ИСКОЛЕСИТЬ , -ешу, -есишь; -ешенный (-ен, -ена); сов., что (разг.). Изъездить, а также исходить. И. всю округу.
  • ПРЕДПОСЫЛКА , -и, ж. 1. Исходный пункт какого-н. рассуждения. Исходить из правильных предпосылок. 2. Предварительное условие чего-н....
  • УДАЧА , -и, ж. Успех, нужный или желательный исход дела. Большая у. Нам во всем у. Желаю удачи!
  • БЕЗЫСХОДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна (книжн.). О горе, печали: не имеющий исхода, конца. Безысходная тоска, II сущ безысходность, -и, ж.
  • ЛЕТАЛЬНЫЙ , -ая, -ое; -лен, -льна (спец.). То же, что смертельный (в 1 знач.). Л. исход. II сущ. летальность, -и, ж.
исход

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

исход

исхода, м. (книжн.).

    Движение, выход откуда-н. (устар.). Исход евреев из Египта.

    Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. В исходе (книжн.) - к концу чего-н. В исходе дня. быть на исходе (книжн.) - приближаться к концу, быть близким к полному израсходованию. День уже на исходе. Патроны были на исходе.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

исход

    Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода.

    Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на ис- ходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть; спец.). Ладейныйи. (в шахматах).

    Начало, исходный момент, исток. Логический u. будущего построения. * Дать исход чему - дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе- о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

исход

ИСХОД ("Книга исхода") вторая книга Пятикнижия.

Исход

вторая книга Пятикнижия.

Википедия

Исход

Исход (, Yetsi’at Mitzrayim, Y"ṣiʾath Miṣrayim, - библейское предание о порабощении евреев в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай, заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в книге Исход).

Среди ученых и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания.

Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах. В христианстве предание оказало влияние на теологию некоторых движений. Ранние протестанты обратились к преданию об исходе, убегая от преследований в Европе. Аболиционисты и участники движения за гражданские права в США ссылались на исход как прообраз освобождения негров из рабства и прекращения дискриминации по расовому признаку. Католические богословы, разрабатывавшие теологию освобождения, апеллировали к исходу, обличая политическое притеснение и призывая к правосудию в Южной и Центральной Америке.

Исход (фильм, 1968)

«Исход » - советско-монгольский художественный фильм 1968 года.

Исход (Остаться в живых)

«Исход» - финал первого сезона американского телесериала « Остаться в живых ». Включает в себя 23-ю, 24-ю и 25-ю серии. В нём нет центрального персонажа, а показаны флешбэки разных героев, в основном о том, что они делали перед полётом в Лос-Анджелес. При первом показе в США серия была разделена на две части: обычной длительности и сдвоенную. В некоторых вариантах сериала все три серии объединяют в одну, и получается финал длительностью около двух с половиной часов. На DVD в России все три серии были изданы отдельно под названиями, соответственно, «Исход - Часть 1», «Исход - Часть 2» и «Исход - Часть 3».

Исход (роман)

«Исход» - роман- бестселлер американского писателя Леона Юриса. Именно этот роман принёс его автору мировую известность.

Роман описывает исторические события от еврейских погромов в России в конце XIX века до середины XX века - создания Государства Израиль. Основной темой романа является возвращение евреев на историческую родину и борьба за создание собственного государства. В центре повествования - история любви американской медсестры и еврейского подпольщика, оказавшихся в гуще событий.

Роман был переведен на 50 языков, его суммарный тираж превысил 7 млн экземпляров. В русском переводе роман был выпущен в 1973 году в Иерусалиме.

Исход (значения)

Исход :

  • Исход - массовый выход евреев из Египта, описанный в Книге Исход.
  • Книга Исход - вторая книга Торы и Библии.
  • Исход - исторический роман американского писателя Леона Юриса, 1958 год.
  • Исход - поэма на уэссекском диалекте древнеанглийского языка.
  • Исход - корабль, перевозивший нелегальных еврейских эмигрантов в Палестину в конце 1940-х годов.
Фильмы
  • Исход (фильм, 1960) - экранизация одноимённого романа Леона Юриса, США, 1960 год. Режиссёр - Отто Премингер.
  • Исход (фильм, 1968) - героико-приключенческий фильм, СССР - Монголия, 1968 год. Режиссёры - Анатолий Бобровский, Жамьянгийн Бунтар.
  • Исход (фильм, 1990) - советский фильм Олега Урюмцева.
  • Исход (фильм, 1997) - короткометражный фильм Стива МакКуина.
  • Исход (фильм, 2007) - гонконгский фильм Хо-Чунг Панга.
  • Исход: Цари и боги - американский фильм Ридли Скотта.
  • Исход - финал первого сезона американского телесериала «Остаться в живых».

Исход (судно)

«Эксодус» или «Исход-1947 » - один из многих кораблей, которые пытались нелегально доставить еврейских беженцев в Палестину, находившуюся в то время под британским мандатом.

Первоначально имел название «Президент Уорфильд», построен в 1928 г., рассчитан на 400 пассажиров. В конце 1946 г. был приобретен Хаганой для переправки еврейских беженцев в Палестину. Покинул берега Франции 11 июля 1947 года с 4 515 пассажирами на борту. Большинство из них были беженцами, оставшимися в живых после Холокоста, у которых не было разрешения на въезд в Палестину от мандатных властей. Кораблём командовали капитан и комиссар Хаганы.

Через два дня после отплытия по приказу Хаганы капитан сменил название на «Exodus - 1947» («Исход - 1947»)

После выхода из французских территориальных вод порта судно стали сопровождать шесть британских военных кораблей. 18 июля, в 40 км от территориальных вод Палестины, «Исход-1947» был атакован сопровождавшими его кораблями. Пассажиры оказали активное сопротивление поднявшимся на борт британским солдатам, и по ним был открыт огонь. Было убито три пассажира, многие получили ранения. Захваченное судно было доставлено в порт Хайфы.

В связи с переполненностью, в которые ранее направлялись нелегальные еврейские эмигранты, английский министр иностранных дел Эрнест Бевин принял решение отправить захваченных пассажиров «Исхода-1947» обратно во Францию. Депортируемых разместили на транспортных кораблях Runnymede Park, Ocean Vigour и Empire Rival в антисанитарных условиях, в железных каютах без окон и без элементарного проветривания. Перед отправкой им сообщили, что их везут на Кипр.

31 июля корабли прибыли в недалеко от Марселя. В знак протеста против депортации пассажиры отказались подчиниться приказу сойти на берег. Из-за сильной жары среди них начались болезни. Информация о происходящем попала в прессу и стала известной всему миру. Через три недели стояния в порту англичане сообщили беженцам, что если они не сойдут с кораблей, их отправят в Германию. 22 августа три корабля покинули Порт-де-Бук, 28 августа прошли Гибралтар и ещё через неделю прибыли в Гамбург, находящийся в Британской зоне оккупации (:en:Allied Occupation Zones in Germany#British Zone of Occupation).

В порту Гамбурга английские власти, применив силу, высадили беженцев с кораблей и переправили в лагеря для перемещённых лиц в Поппендорф и Амштау. В течение двух недель лагеря охранялись британскими войсками, потом британские солдаты ушли, оставив лагеря в руках людей «Хаганы», которые выдали беженцам поддельные документы, чтобы те смогли свободно перемещаться. Позже эти беженцы были переправлены в Израиль.

Депортация беженцев - пассажиров «Исхода» широко освещалась прессой и вызвала бурю протестов во многих странах мира и в самой Великобритании. Журнал « Life » посвятил этой теме крупную публикацию, иллюстрированную множеством фотографий. Реакция на скандал с «Исходом» стала дополнительным фактором, повлиявшим на решение Великобритании передать вопрос о Палестине в компетенцию ООН.

История «Исхода» в сильно искажённом виде легла в основу одноименного романа « Исход » Леона Юриса.

Исход (фильм, 1960)

«Исход» - художественный драматический фильм продюсера и режиссёра Отто Премингера, снятый по мотивам одноименного романа Леона Юриса.

Фильм рассказывает о событиях 1947 года - на корабле « Исход », а также о борьбе евреев за независимость в подмандатной Палестине и создании Государства Израиль. В центре сюжета - история любви американской медсестры и еврейского подпольщика.

Исход (поэма)

Исход - поэма на уэссекском диалекте древнеанглийского языка. Она является стихотворным переложением 13 и 14 глав библейской Книги Исход и поэтому получила условное название «Исход» (Exodus). Сохранилось 589 строк поэмы. Поэма является классическим образцом героического религиозного эпоса: Моисей описан, как германский вождь, которого окружают «князья» (eorla); хищные птицы и волки пророчат гибель войску фараона: Волки в ярости, Мрачные звери боя, во мраке пели, Песнь погребальную войску вослед - Пророча многим скорую гибель .

По мнению некоторых специалистов, текст поэмы использовался в мистериях во время пасхальных богослужений.

Примеры употребления слова исход в литературе.

Необходимо, однако, иметь в виду, что при отмене наркотика и исчезновении симптомов абстиненции переносимость этого средства быстро падает, и наркоман, возвращаясь к наркотизации, снова начинает с небольших доз, ибо прием прежней большой дозы может вызвать в таком случае сильное отравление вплоть до смертельного исхода .

Только к исходу суток аврал завершился, противогазы были сняты, и мне было предложено снова провести контрольные измерения.

Ведь когда пришел к еврейскому пророку Елисею слуга заболевшего Адада, Азаил, чтобы спросить об исходе болезни, то Елисей посоветовал не сообщать царю ничего дурного.

Поисковики чувствуют, что силы на исходе , но, каждый год возвращаясь в Аджимушкай в поредевшем составе, работают.

К исходу дня англичане овладели большей частью позиций противника в Сиди-Баррани.

И хотя очевидно, что Андриканис выполнил постановление межпартийного суда, Таратута остался недоволен исходом дела и продолжал Андриканису угрожать.

Две неприятности со смертельным исходом заставили их быть осторожнее и прислушиваться к полупонятным объяснениям анса Бруна: так пареньки нарекли Рудольфа.

Если ее не лечить специальными антигенами - летальный исход через сто часов.

Наши Евангелия сложились уже на исходе апостольского века, поэтому Павлово наследие есть самый ранний из известных нам письменных документов Церкви.

Да и исход сражения трудно предугадать заранее: сухопарый Майер выглядел жалким сморчком по сравнению с атлетически сложенной фрау Беленке.

Эта скованность определяет видимые формы, принимаемые болезнью в организме больного: образ, каким она там распределяется, проявляется, прогрессирует, разрушая ткани, движение или функции, вызывая видимое на аутопсии поражение, запускает в том или ином месте проявления симптомов, провоцирует реакции, и, тем самым, направляется к благоприятному или фатальному исходу .

К исходу 20 августа войска 40-й и 47-й наших армий подошли к Ахтырке с севера и северо-запада, глубоко охватив левый фланг группировки противника, наносившей контрудар.

Печенеги, Балаклея и, нанося главный удар на участке Василецково, Семеновка, иметь задачу: прорвать оборону противника и стремительным ударом 199, 277 и 278 сд, 156 тбр, 22 тк и другими частями усиления в направлении Граково к исходу первого дня выйти на рубеж 133,8, 129,2, Граково, 148,8,150,3, 149,8, Вербовка.

На исходе ночи Ромашкин облюбовал тихую балочку, выставил охрану, а остальным приказал ложиться спать.

Почему такой работой занимается не федеральное правительство, начавшее войну, результатом которой всегда бывает беженский исход , и, значит, несущее ответственность за ее последствия, -- а ингушское правительство?

Предыстория

Евреи попали в Египет вслед за Иосифом , когда он стал фактическим правителем страны: по его приглашению в Египет отправилась вся его семья в количестве 67 человек. Если это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта гиксосами , то может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии: египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов были уничтожены после их изгнания.

Пленные азиаты. Барельеф из храма в Абу-Симбеле, построенного при Рамзесе II

После переселения благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени их численность стала быстро расти. Но со сменой фараона отношение египтян к пришельцам меняется, израильтяне попадают в рабство.

При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, стали крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности народа, им было издано повеление убивать родившихся еврейских мальчиков. В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моше (Моисей).

Подготовка к Исходу

Моше был чудом спасён от гибели и младенцем попал в руки дочери фараона Батьи. Так он был воспитан при царском дворе в качестве приёмного внука фараона, но не забыл своего еврейского происхождения.

В зрелом возрасте Моше, опасаясь наказания за убийство египетского надсмотрщика, бежал из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров , в Мидьян , где после 40 лет пастушеской жизни он получил от Бога повеление вернуться в Египет и, забрав оттуда свой народ, поставить их на служение Богу.

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божьего, Моше потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя для доказательства божественности требования чудеса - т.н. десять казней египетских : каждое "чудо" сопровождалось страшными бедствиями для египтян, ведь в ответ на эти требования фараон еще более отягощает работы израильтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח - миновал): ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Исход

Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил евреев, и выходит в погоню за ними, через неделю его армия настигла их у Чермного, или Красного, моря , где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Странствия евреев по пустыне

С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моше и Аарона. Моше вынужден по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ маной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню.

На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение с амалекитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай . В разразившейся битве израильтяне одерживают победу благодаря Моше, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу .

Синайское откровение

Преодолев все препятствия, спустя семь недель после Исхода народ подходит к горе Синай (отождествляемой по разным данным с горой Хорев, Сас-Сафсафех или Сербалом), где Моше удостаивается откровения Яхве. Здесь Бог открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во всеуслышанье оглашает Десять Заповедей , в которых объявляет Себя единым Богом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм .

Возвратясь с горы, Моше записывает все сказанное ему Богом и читает народу. Потрясенный увиденным и услышанным, народ восклицает: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» . Моше совершает торжественную церемонию заключения союза (Завета) между Яхве и еврейским народом и вновь поднимается на гору, где получает Скрижали Завета .

Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Леви (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны - потомки Аhарона , призванные осуществлять само священнослужение.

Золотой Телец

Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета - кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моше. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моше на горе. Люди теряют веру в Моше и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).

Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моше и народом, освобожденным им от рабства. «Мошепоставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моше выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моше, доколе он не входил в скинию» .

Моше вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моше спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моше закрывает лицо покрывалом .

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной , то есть к Ханаану .

Дальнейшее странствие

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной , появлением воды из скалы и многими другими.

Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана . Там с вершины горы Нево Моше окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Йехошуа бин Нуна , умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейская критика

Проблема исторической достоверности Исхода - один из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории. Единственным источником является библейское повествование, на котором основываются все более поздние литературные традиции. В египетских источниках Исход не упоминается, хотя некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством историчности основных моментов библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах 2 тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков (ср. Исх. 1:11) на полях, на строительстве и на производстве кирпича.

Уже в эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев антисемитски настроенные греческие историки (Манефон , Лисимах Александрийский) пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов , либо как удаление из страны прокаженных.

Со 2-й половины 19 в. некоторые ученые (например Ю. Вельхаузен) отрицают историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте, но большинство исследователей признает историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, - если только на самом деле он не пережил подобной травмы.

Хронология Исхода

1. Традиционная религиозная точка зрения опирается на 430 лет , которое евреи, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова , а с другой стороны это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме . Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Но эта дата является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала эпоха Судей и царствование его отца - царя Давида . Даже только эти два периода в совокупности превосходят упомянутые 480 лет, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан , что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо - ок. 1145 г. до н. э.

2. Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон , Иосиф Флавий), так и некоторые исследователи-египтологи начала XX века. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Яакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 430 лет египетского плена, мы получаем ок. 1300 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта.

3. Подавляющее большинство ученых относило Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет. В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э - времени правления Рамсеса II. .

Такая датировка подтверждается современной археологией. Так надпись Мернептаха , преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).

Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.

Проведённый недавно радиоуглеродный анализ несколько сдвинул датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности. Тем самым дата исхода, на 40 лет раньше даты первых пожаров во взятых ханаанских городах, состыковалась с датами событий в Древнем Египте.

Возможные маршруты Исхода

Маршрут Исхода

Кратчайший путь из Египта в Ханаан - «дорога земли Филистимской», идущая вдоль побережья Средиземного моря. В Библии, однако, сказано, что «Бог не повел их [то есть израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она» (Исх. 13:17), но провел их более долгим и трудным путем. Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном.

Место перехода через море

Согласно Торе, израильские племена, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур (Исх. 15:22). Расположившись станом в Рефидим, израильтяне сразились с амалекитянами (Исх. 17:8–13), а оттуда направились к горе Синай, с которой связаны кульминационные события Исхода. Далее выходцы из Египта двинулись через пустыню Паран к Кадеш-Барнеа , а оттуда - к Моаву . Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14). Задержавшись некрое время у горы Хор, израильтяне вышли к границе Эдома (Чис. 20:14), обошли Эдом и Моав и проникли в Башан , а затем повернули к югу, на плато Моав.

Реконструкция пути израильских племен из Египта в Ханаан наталкивается как на проблему идентификации упоминаемых в Библии мест, так и на противоречивые утверждения в самой Библии. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования израильтян от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам.

Согласно так называемой гипотезе северного пути , израильтяне, выйдя из Питома и Раамсеса, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое они перешли (в Торе Ям-Суф - «Тростниковое море») - это одна из лагун в северной части современного Суэцкого канала или к востоку от него (озеро Танис): вокруг этих лагун растет тростник и дуют сильные ветры (Исх. 14:21).

Оттуда израильтяне повернули на юго-восток к Кадеш-Барнеа, в районе современной Кусеймы. На этом пути израильтяне прошли гору Синай, и, следовательно, она должна находиться между указанными лагунами и Кадеш-Барнеа. Большинство ученых, придерживающихся гипотезы северного пути, отождествляют гору Синай с Джабал-ал-Халал к западу от Кадеш-Барнеа.

Согласно другой точке зрения (гипотеза центрального пути ), израильтяне двигались от Гошена в Нижнем Египте на юго-восток; Тростниковое море - это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. Перейдя Тростниковое море, израильтяне повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а оттуда - на северо-восток к Кадеш-Барнеа.

В рамках этой гипотезы гора Синай должна быть идентифицирована либо с Джабал-Синн-Бишр (около 50 км к юго-востоку от современного города Суэц), либо с Джабал-Яаллак, расположенной к юго-западу от Бир-ал-Хасана. Некоторые исследователи полагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к Эцион-Геверу , и помещают гору Синай в Мидианских горах к востоку от Эйлатского залива или в районе горы Сеир к востоку от Аравы (ср. Исх. 3:1; Втор. 33:2; Суд. 5:4–5). В этом случае Кадеш-Барнеа следует искать на границе Эдома (ср. Втор. 1:2,19).

Гипотеза южного пути идентифицирует Тростниковое море с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (хотя тростники там не растут). Перейдя Тростниковое море, израильтяне следовали в южном направлении вдоль восточного побережья Суэцкого залива. В этом случае гора Синай должна находиться в южной части Синайской пустыни (Ср. I Ц. 19:8), что соответствует христианской традиции, отождествляющей гору Синай с Джабал-Сирбал, Джабал-Катарина или Джабал-Муса. От горы Синай израильтяне повернули на север к Кадеш-Барнеа (возможно, через Эцион-Гевер).

Карта Дельты по Геродоту

Проведённое американским учёным Карлом Дрюсом исследование позволило построить математическую модель образования сухого участка дна под влиянием длительного сильного ветра с востока. По данным Дрюса, это произошло в месте впадения в Средиземное море существовавшего в древности восточного рукава дельты Нила.

Он рассчитал действие сильных восточных ветров на воду озера Танис и получил в точности описанную в Торе картину - обнажённое дно, которое вновь покрылось водой через несколько часов. Это сильный аргумент в пользу "северного пути".

Маршрут движения из Кадеш-Барнеа

Из Кадеш-Барнеа, где израильтяне оставались некоторое время (Втор. 1:46), были посланы разведчики в Ханаан (Чис. 13:17–26) и предпринята попытка вторжения в него, закончившаяся поражением израильтян в столкновении с амалекитянами и ханаанеями (Чис. 14:40–45; Втор. 1:43–44). Относительно пути из Кадеш-Барнеа к плато Моав в Библии имеются две различные версии. Согласно одной (Чис. 33), израильтяне, прибыв в Кадеш-Барнеа через Эцион-Гевер, повернули на восток к Пунону в Эдоме (Чис. 33:42); пройдя затем через плато Моав , они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона» (Чис. 33:43–48).

Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадеш-Барнеа к Эдому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли (Чис. 20:14–17); получив отказ, они миновали Эдом и Моав (Чис. 21:4; Суд. 11:18) и достигли восточной границы Моава (по-видимому, пройдя через Эцион-Гевер). Там они нанесли поражение царю аморреев Сихону и царю Башана Огу (Чис. 21:21–35) и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона» (Чис. 22:1).

Среди исследователей принято мнение, что эти две версии отражают происшедшие в разные времена передвижения различных племенных объединений израильтян («колен Лии» и «колен Рахили»). Первая версия повествует о движении одной группы племен, которое могло произойти не позднее конца 14 в. – начала 1З в. до н. э., когда заиорданские царства находились в процессе образования и не могли силой воспрепятствовать проходу израильтян. Вторая же версия описывает скитания другой группы, которая столкнулась с уже консолидировавшимися царствами, способными преградить кочевым племенам путь в свои земли.

Эта гипотеза позволяет в некоторой мере согласовать между собой обе даты Исхода - 14 в. (царствование Аменхотепа-Эхнатона) и 13 в. (царствование Рамсеса II). Указанная в Библии цифра шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших из Египта (Исх. 12:37), по-видимому, представляет собой фольклорно-типологическое число, обозначающее необозримое множество.

См. также

Образ Моше и его религиозная революция

Историческая традиция связывает исход из Египта, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моше (Моисея).

Согласно библейскому преданию, Моше рос и воспитывался в египетской среде. На связь Моше с Египтом указывает не только его имя (египетское мос[е] - `сын`), но и описываемая Библией, в полном соответствии с исторической действительностью, обстановка двора фараона; интересно отметить, что египетские исторические реалии и имена встречаются исключительно в цикле повествований о Моше.

Вместе с тем очевидно, что предание о Моше содержит ряд фольклорных элементов, роднящих его с легендами о рождении и детстве героев в эпосах других народов Древнего Востока. При этом, однако, существует возможность установить те черты личности Моше, которые определяют его место в национально-исторической традиции еврейского народа: Моше-пророк-вождь и Моше-законодатель.

Пророк

В качестве вождя и пророка Моше предстает перед нами посланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моше, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. Здесь Бог уже именуется не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем - Яхве. Недавно в науке было высказано предположение, что это весьма древнее наименование, существовавшее еще во времена патриархов и по своей грамматической конструкции сходное с аморрейскими именами, как например, Яхве-илу, означающее, согласно одной из интерпретаций, - Творец.

По словам Моше (Исх. 4:5), Бог, от имени которого он выступал, не кто иной, как Бог Авраама, Исаака и Иакова, или Бог Всемогущий. Именем этого Бога Моше требует от фараона освободить Его народ и отпустить Израиль из Египта. По библейскому сказанию, за отказ выполнить это требование на фараона и его страну обрушиваются тяжкие бедствия, известные как десять казней египетских .

Роль Моше как вождя народа особенно ярко выявляется в ситуациях, когда он сталкивался с народным возмущением и был объектом нападок. Несмотря на то, что Моше долгие годы («сорок лет», то есть на протяжении жизни целого поколения) руководил народом в скитаниях по пустыне, он сам, согласно преданию, не вступает в Обетованную землю , а умирает на горе Нево к востоку от Иордана .

Законодатель

Другая сторона образа Моше, запечатлевшаяся в историческом сознании народа, связана с его законодательной деятельностью. Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай и там был заключен завет (союз) между Богом и народом. Кульминацией этого события было возвещение десяти заповедей, высеченных на двух скрижалях завета. Сущность завета выражается в словах: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израильтяне обязываются соблюдать законы, переданные им Моше от имени Бога.

Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору; во второй излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора; в третьей перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора. Союз, заключенный между Богом и израильским народом, сходен по форме с такими хеттскими и аккадскими договорами II тыс. до н. э., что указывает на глубокую древность основной договорной формы в Израиле.

Предполагается, что древнейшая форма организации израильтян была «обществом союза», то есть объединением всех тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном. В Синайском завете израильтяне обязуются хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству . Форма этих обязательств подобна формулам, содержащимся в вассальных договорах.

По мнению некоторых историков, в частности У. Ф. Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций в Египте XIV в. до н. э. на монотеистические идеи Моше. Эти тенденции выражались в элиминации некоторой части пантеона и в стремлении укрепить авторитет одного центрального божества. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) провозгласил Атона (солнечный диск) единственным божеством всего Египта. Атон сочетал в себе функции всех остальных божеств и был, по убеждению веровавших в него, единственным творцом-хранителем всего мироздания.

Более поздняя традиция видела в Мошее законодателя, создавшего законы Пятикнижия. Эти законы собраны в трех сводах: «Книга завета» (Исх. 21–23), священнический (жреческий) кодекс (Левит) и Второзаконие (в одноименной книге). В XIX в. среди исследователей Библии преобладало мнение, что наиболее древним из этих сводов была «Книга завета», составленная в IX или VIII в. до н. э. Самым поздним считался священнический кодекс, составление которого относили к V в. до н. э. В настоящее время большинство исследователей пришло к заключению, что именно священнический кодекс, или его главные части, следует отнести к древнейшим слоям законодательства, а самым поздним сборником является Второзаконие .

Значение Исхода

Значение Исхода в эпоху Первого Храма

Исход был одним из основных мотивов исторического наследия в национально-религиозном самосознании израильтян, главным образом в Северном (Израильском) царстве. После разрушения Северного царства осознание важности Исхода как основополагающего события все более распространяется в Иудейском царстве. С обнаружением книги Второзакония в период реформы Иошияху осмысление Исхода в его широком значении становится решающим духовным фактором. Иеремия , предвещая, что в грядущем завет между Богом и Израилем будет заключен вновь, представляет картину будущего как повторение Исхода в истории: «Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», но «жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Северной и из всех земель, в которые изгнал их, - ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16:14–15).

Значение Исхода в эпоху Второго Храма

В период вавилонского пленения изгнанники из Иудеи были настолько глубоко проникнуты мировоззрением пророков (см., например, Дан. 9), что возвращение в Сион и строительство Второго храма они стремились осуществлять по образцу библейского повествования об Исходе, сооружении