Кто считается основоположником реализма в литературе. Критический реализм в литературе XIX века. Европейские и американские писатели-реалисты

Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.

Истоки

Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.

Яркие представители философского направления того времени, такие как Дидро и Руссо, оглядываются и замечают, что вокруг царит бедность, грязь, неподобающие условия труда и повышенная смертность. В этой реальности они черпают свое вдохновение. Новый стиль начинает становиться популярным.

Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.

Девятнадцатый век

Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.

Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.

После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.

Новизна реализма

Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.

Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.

Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.


За долгие годы писатели впервые не просто описывали события, но еще и старались понять, что движет персонажами, в каких социальных условиях они проживают.

Ушедшее время

Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.

Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.

С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.

Россия

Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

Искусство было тесно связано с политикой. Когда Чернышевский повел за собой демократов, оно преобразилось. Критический реализм обрамили в новые цвета.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Реализм в живописи

Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.

Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический быстро стал любимым течением всех жителей страны.

В 1863 году возникла "Санкт-Петербургская артель художников", а в 1970 г. была переименована в "Товарищество передвижных художественных выставок". В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.

Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.

Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.

В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.

Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Новый стиль складывался в нестабильных условиях революций, коренных изменений в мировосприятии народов и стран, формируя основные черты реализма.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Главные темы стиля

Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.

Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.

Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.

Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.

Яркие представители заграничной литературы того времени - Шиллер и Гете - поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.

Феодальное общество само по себе приходит в упадок, становится пережитком прошлого.

Герой того времени

Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.

Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.

После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.

Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема - весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.

Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.

Теперь не физическая, а моральная красота доминирует. Трудолюбие приобретает романтический оттенок.

Критический реализм в России

Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.

Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.

Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».

Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение - «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.

Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.

Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.

Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.

Судьбой незначительных людей занимается Достоевский. Он описывает трагичность и нелегкость жизни малоимущих. Достоевский переворачивает и будоражит общественность тем, что описывает судьбы людей, о которых стараются забывать. Писатель все же надеется на то, что в будущем люди смогут стать более нравственными. Добро обязательно победит зло.

Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои - правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.

Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.

Реали́зм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму .

Общие сведения

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой является то, что регистрация реалий - роман и фотография являются предпочтительными по сравнению с картиной художника, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование черт внешнего мира само по себе никогда не представлялось целью искусства. По возможности верное воспроизведение действительности дополняется творческой самобытностью художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоят рутина, традиция , академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, когда известны популярные образцы художественного мышления, происходит подражательное творчество, работа по шаблону.

Это - обычные черты устоявшейся школы, какой бы она ни была. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы , которая отражает ряд завоеваний истинного реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символами нереального искусства. Достаточно напомнить, что знаменитые три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю , но потому лишь, что давали возможность сценической иллюзии. Как писал Лансон , «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевских правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии».

Глубокий внутренний реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. Существует точка зрения, что всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией реализма. На самом деле они представляют собой лишь противостояние рутине, художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески , от «Илиады » до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории реализма: она совпадает с историей искусства . Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в умении осознать и смелости изобразить подробности, которые оставались незамеченными художниками прежних дней или пугали их несоответствием с догматами. Таков был романтизм , такова конечная форма реализма - натурализм .

В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев , до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм » (1846) .

Европейские и американские писатели-реалисты

  • О. де Бальзак («Человеческая комедия »)
  • Стендаль («Красное и черное »)
  • Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста »)
  • Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна »)
  • Дж. Лондон («Дочь снегов », «Сказание о Кише», «Морской волк », «Сердца трех », «Лунная долина »)

Русские писатели-реалисты

  • Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов », повести «Капитанская дочка », «Дубровский », «Повести Белкина », роман в стихах «Евгений Онегин »)
  • М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени »)
  • Н. В. Гоголь («Мертвые души », «Ревизор »)
  • И. А. Гончаров («Обломов »)
  • А. С. Грибоедов («Горе от ума »)
  • А. И. Герцен («Кто виноват? »)
  • Н. Г. Чернышевский («Что делать? »)
  • Ф. М. Достоевский («Бедные люди », «Белые ночи », «Униженные и оскорбленные », «

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

(Алексей Яковлевич Волосков "За чайным столом" )

Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

(Журавлев Фирс Сергеевич "Перед венцом" )

Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.

Реализм в русской литературе XIX века

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

(Павел Федотов "Разборчивая невеста" )

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

Реализм в русской литературе XX века

(Николай Петрович Богданов-Бельский "Вечер" )

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

(Борис Кустодиев "Портрет Д.Ф.Богословского" )

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

(Жюльен Дюпре "Возвращение с полей" )

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

(Роберт Кохлер "Забастовка" )

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.

Реализм (лат. вещественный, действительный ) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Общие признаки:

  1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»), либо в 30-х гг. XIX века («собственно реализм»).

Первыми выдающимися образцами русской литературы этого направления стали работы позднего А.С. Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе): историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин»; а также М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени») и Н.В. Гоголя (роман «Мертвые души»).

В России Д. Писарев был первым, кто широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» , до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год).

Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX—XX вв.:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства XIX—XX вв.: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский, А.И. Солженицын и многие другие.

Дополнительно:

I. Общий характер реализма

II. Этапы реализма:

  • А. Реализм в литературе докапиталистического общества
  • Б. Буржуазный реализм на Западе
  • В. Буржуазно-дворянский реализм в России
  • Г. Реализм революционно-демократический
  • Д. Пролетарский реализм

II I . Библиография (литература о реализме)