Кто такой писатель чудаков. Чудаков Александр Павлович: биография, творчество и интересные факты. «Ложится мгла на старые ступени»

, Казахская ССР

Гражданство:

СССР, Россия

Дата смерти: Супруга: К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Алекса́ндр Па́влович Чудако́в (2 февраля , Щучинск , Казахская ССР - 3 октября , Москва , Россия) - российский филолог, литературовед и писатель , специалист по творчеству А. П. Чехова . Был женат на литературоведе и общественном деятеле Мариэтте Чудаковой .

Биография

Чудакову принадлежат литературоведческие работы: «Поэтика Чехова» (1971, английский перевод - 1983), «Мир Чехова: Возникновение и утверждение» (1986), «Слово - вещь - мир: от Пушкина до Толстого» (1992). Помимо этого, он опубликовал более двухсот статей по истории русской литературы, готовил и комментировал сборники произведений В. Б. Шкловского , Ю. Н. Тынянова .

Чудаков умер 3 октября 2005 года от травмы головы, полученной при неизвестных обстоятельствах .

Напишите отзыв о статье "Чудаков, Александр Павлович"

Примечания

Литература

  • Бочаров С. Г. // НЛО : журнал. - 2005. - № 75 .
  • Соловьёва Т. // Вопросы литературы : журнал. - 2015. - № 2 .

Ссылки

  • в «Журнальном зале »
  • Кузечкин А.

Отрывок, характеризующий Чудаков, Александр Павлович

Отворились дверцы. Слева была вода – река большая, справа было крыльцо; на крыльце были люди, прислуга и какая то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда! – и княжна очутилась в передней перед старой женщиной с восточным типом лица, которая с растроганным выражением быстро шла ей навстречу. Это была графиня. Она обняла княжну Марью и стала целовать ее.
– Mon enfant! – проговорила она, – je vous aime et vous connais depuis longtemps. [Дитя мое! я вас люблю и знаю давно.]
Несмотря на все свое волнение, княжна Марья поняла, что это была графиня и что надо было ей сказать что нибудь. Она, сама не зная как, проговорила какие то учтивые французские слова, в том же тоне, в котором были те, которые ей говорили, и спросила: что он?
– Доктор говорит, что нет опасности, – сказала графиня, но в то время, как она говорила это, она со вздохом подняла глаза кверху, и в этом жесте было выражение, противоречащее ее словам.
– Где он? Можно его видеть, можно? – спросила княжна.
– Сейчас, княжна, сейчас, мой дружок. Это его сын? – сказала она, обращаясь к Николушке, который входил с Десалем. – Мы все поместимся, дом большой. О, какой прелестный мальчик!
Графиня ввела княжну в гостиную. Соня разговаривала с m lle Bourienne. Графиня ласкала мальчика. Старый граф вошел в комнату, приветствуя княжну. Старый граф чрезвычайно переменился с тех пор, как его последний раз видела княжна. Тогда он был бойкий, веселый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким, затерянным человеком. Он, говоря с княжной, беспрестанно оглядывался, как бы спрашивая у всех, то ли он делает, что надобно. После разорения Москвы и его имения, выбитый из привычной колеи, он, видимо, потерял сознание своего значения и чувствовал, что ему уже нет места в жизни.
Несмотря на то волнение, в котором она находилась, несмотря на одно желание поскорее увидать брата и на досаду за то, что в эту минуту, когда ей одного хочется – увидать его, – ее занимают и притворно хвалят ее племянника, княжна замечала все, что делалось вокруг нее, и чувствовала необходимость на время подчиниться этому новому порядку, в который она вступала. Она знала, что все это необходимо, и ей было это трудно, но она не досадовала на них.
– Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню, – вы не знаете ее, княжна?
Княжна повернулась к ней и, стараясь затушить поднявшееся в ее душе враждебное чувство к этой девушке, поцеловала ее. Но ей становилось тяжело оттого, что настроение всех окружающих было так далеко от того, что было в ее душе.
– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.

Александр Павлович ЧУДАКОВ
(1938-2005)

Гибель Саши Чудакова потрясла читающую… не одну Москву и не одну Россию: звонят из Петербурга, Новосибирска, Гамбурга. Потеряли не только большого филолога и недавно явившегося нам писателя - это было явление современной русской жизни.
Александр Павлович чувствовал себя человеком академическим и хотел держать традицию не только отцов - филологических дедов. Он на них равнялся в собственной филологии, он разговаривал с ними годами и разговоры эти за ними записывал. Есть книга, которую мало кто видел, - она отпечатана в Сеуле, когда А.П. там несколько лет преподавал, в количестве 10 экземпляров - «Слушаю. Учусь. Спрашиваю. Три мемуара». Разговоры с Бонди, В. В. Виноградовым и Виктором Шкловским, которые шли на протяжении многих лет и записывались в тот же день. Разговоры, населенные людьми и событиями за полвека - с 20-х до 70-х годов. Своей пытливой активностью А.П. связывал эпохи.
Последнее дело, которое он не успел совершить-завершить, - мемуарная книга таких разговоров. Сверх имен, уже названных, - с М.М. Бахтиным и Лидией Гинзбург. Не успел, как хотел, но сеульская книжка есть, и она должна быть переиздана в количестве, большем десяти экземпляров.
Не успел - странно это сказать, когда две недели назад говорили с ним весело об онегинском «бобровом воротнике». А.П. написал о нем исследование по случаю нового замысла - тотального, как он его называл, комментария к «Евгению Онегину» (курс лекций на эту тему он несколько лет читал). Все мы (почти) «предполагаем жить» и легкомысленно не собираемся умирать - А.П. как будто был таким в особенной степени. Какая-то бодрая, можно даже рискнуть сказать - оптимистическая нота его отличала, с постоянной настроенностью на новое дело - и гибель его в сознание не умещается. Именно гибель - не просто смерть. Столько было в нем жизни, с каким же шумом она из него ушла…
Анекдот из не столь уже недавнего прошлого: в самом начале перестройки мы были с ним в Амстердаме, и вот в студенческом клубе тамошний студент, узнав, что с ним рядом сам Чудаков, автор той самой «Поэтики Чехова», так обалдел, что никак не мог иначе это выразить - он сказал: «Позвольте вам предложить сигарету с марихуаной». Саша сказал тогда, что в первый раз понял, что такое слава.
Но, может быть, сказанное о бодром оптимизме - это внешнее впечатление? «И все они умерли» - заключительная глава романа-идиллии Александра Чудакова, названного блоковской строкой. Герой романа, личный герой, в последней главе погружен в мысль о смерти, и первоначальное название романа было - «Смерть деда». Не только для меня роман стал открытием. Мемуариста Чудакова я знал, писателя не подозревал. А филолога с его излюбленной темой предметного мира в литературе (с тем самым бобровым воротником) я стал узнавать, читая роман. Сколько в нем предметного мира - не литературного, а вынесенного из детства, биографического. Бесчисленные подробности быта ссыльного населения в городке на границе России и Казахстана, где провел свое военное и послевоенное детство автор.
А вообще роман - исторический. Не только картина эпохи в обилии подробностей, но свидетельство. Свидетельство о том, как русская жизнь сохранялась внутри советской в той полуссыльной среде, о которой я не знаю другого такого литературного свидетельства.
Дед-священник - первое и последнее слово романа. «Дед был очень силен». В первой главе в армреслинге он кладет руку кузнеца. Я видел, как Саша работает ломом - лед колет. Видел, как он строит дом своими руками. Дом (дача) вышел трехэтажный, готический, как собор. Одна знакомая, увидев его, сказала: «Автопортрет».
Высокий, тяжелый, большой человек - этот образ входил и в работу филолога. Мощь физическая, наверное, передавшаяся от деда-священника. Александр Чудаков мог стать профессиональным пловцом - знаменитый послевоенный пловец и тренер Леонид Мешков склонял его на эту карьеру. Не пошел - пошел в филологи.
Три года назад мы были в Михайловском и много плавали в приятно чистой Сороти. Он, конечно, отрывался и великодушно дожидался. Выйдя же из воды, облачался в белый костюм и галстук и делал доклад. Таков был стиль-человек.
Сергей Бочаров, 06.10.2005
("Новая Газета"
)

    Фрагмент из романа "Ложится мгла на старые ступени":

    В этой стране, чтобы выжить, все должны были уметь делать всё.
    Огород деда, агронома–докучаевца, знатока почв, давал урожаи неслыханные. Была система перегнойных куч, у каждой - столбик с датой заложения. В особенных сарайных убегах копились зола, гашеная известь, доломит и прочий землеудобрительный припас. Торф, привозимый с приречного болота, не просто рассыпали на огороде, но добавляли в коровью подстилку - тогда после перепревания в куче навоз получался особенно высокого качества. При посадке картофеля во всякую лунку сыпали (моя обязанность) из трех разных ведер: древесную золу, перегной и болтушку из куриного помета (она стояла в огромном чане, распространяя страшное зловоние). Сосед Кувычко острил: пельмени делают из трех мяс, а у вас лунки из трех говн, намекая на то, что перегной брали из старой выгребной ямы и зола тоже была экскрементального происхождения - продукт сжигания кизяка. Другие соседи тоже смеялись над столь сложным и долгим способом посадки картошки, простого дела, но осенью, когда Саввины на своем огороде из–под каждого куста сорта лорх или берлихинген накапывали не три–четыре картофелины, а полведра и некоторые клубни тянули на полкило, смеяться переставали.
    Про приусадебные участки друг друга знали все - кто что сажает, какой урожай. Обменивались сведениями и семенами; в горячую пору, если кто заболевал или кого взяли на фронт, помогали вскопать огород, вырыть картошку. Огород был всем и для членов колхоза “Двенадцатая годовщина Октября”, которым по трудодням платили какую–то чепуху (от колхозницы Усти я и услыхал частушку про советский герб: “Хочешь жни, а хочешь куй - все равно получишь...”), и для учителей, зарплаты которым не хватало, и для ссыльных, которых в любой момент могли уволить. После службы, после колхоза все копались на своих огородах до темноты; заборов не было - только межа; подходили, здоровались, разговаривали, опершись на вилы–четырехрожки (мягкую землю картофельных делянок лопатой не копали). И - работа до седьмого пота; вся любовь к земле, полю, пашне, вся древняя поэзия земледельческого труда переместилась на огород.

Алекса́ндр Па́влович Чудако́в (2 февраля 1938, Щучинск, Казахская ССР - 3 октября 2005, Москва, Россия) - российский филолог, литературовед и писатель, специалист по творчеству А. П. Чехова .

В 1960 году окончил филологический факультет МГУ. С 1964 года работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ, Литературном институте. Доктор филологических наук (1983). После 1987 года читал курс русской литературы в европейских и американских университетах. Состоял в Международном Чеховском обществе.

Чудакову принадлежат литературоведческие работы: «Поэтика Чехова» (1971, английский перевод - 1983), «Мир Чехова: Возникновение и утверждение» (1986), «Слово - вещь - мир: от Пушкина до Толстого » (1992). Помимо этого, он опубликовал более двухсот статей по истории русской литературы, готовил и комментировал сборники произведений В. Б. Шкловского, Ю. Н. Тынянова.

В 2000 году в журнале «Знамя» был напечатан роман Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», который был выдвинут на Букеровскую премию в 2001 году. За этот же роман в 2011 году писатель получил посмертно премию «Русский Букер десятилетия». Премия фонда «Знамя» 2000.

Чудаков умер 3 октября 2005 года от последствий тяжелой травмы головного мозга, полученной при невыясненных обстоятельствах. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

Вдова - литературовед и общественный деятель Мариэтта Чудакова.

Журнал «Афиша» с помощью четырёх десятков писателей, критиков и журналистов выбрал 100 лучших романов, написанных в новом столетии, в 21–м веке и вышедших на русском языке. Когда просмотрела этот список, стала грустно, как много непрочитанного. В этом огромном списке увидела книгу, о которой хотелось сказать давно, порекомендовать тем, кто не успел прочитать. Произведение называется «Ложится мгла на старые ступени», автор – Александр Павлович Чудаков.


Александр Павлович известный литературовед, исследователь творчества А.П.Чехова. Работы Чудакова принесли ему признание не только в нашей стране, но и далеко за её рубежами. Достаточно назвать монографии «Поэтика Чехова», «Мир Чехова: возникновение и утверждение».

Александр Павлович Чудаков, приехав в юности в Москву из далёкого Щучинска Казахской ССР, сразу же поступил в МГУ, не смотря на огромный конкурс. После МГУ была аспирантура, работа в Институте мировой литературы, преподавание в МГУ, в 1983 году защита докторской диссертации. Александр Павлович – учёный с мировым именем, его блестящие лекции по истории русской литературы могли слышать не только российские студенты, но и студенты европейских и американских университетов. К сожалению, жизнь и творческая карьера Александра Павловича трагически оборвались в октябре 2005 года.

К счастью, писатель успел написать, пожалуй, главную книгу своей жизни. Вначале роман был опубликован в 2000 году в журнале «Знамя» в№№10, 11. Позднее, в 2012 году вышел книгой в издательстве «Время» в количестве 5000 экземпляров и раскуплен в три рабочих дня. Феноменальный случай.

Не очень люблю громкие эпитеты, но эту книгу я бы назвала гениальной. Русское литературоведение в лице Белинского снабдило нас термином: «энциклопедия русской жизни». Критик это определение адресовал пушкинскому «Евгению Онегину», роману Чудакова оно тоже подходит. Панорама российской, точнее советской истории проходит перед читателем. Многое мы узнаём и о жизни царской России из рассказов деда и бабушки главного героя – Антона.

В романе много героев и событий, не смотря на то, что основной сюжет произведения крутится вокруг маленького городка Казахстана – Чебачинска. Здесь живёт семья Антона, от лица которого ведётся повествование, это семья по-настоящему интеллигентных русских людей. Особенную симпатию, а то и восхищение, вызывают дед и бабушка: Леонид Львович и Ольга Петрова Саввины. Она из дворян, выпускница Института благородных девиц, её муж из семьи священников. Ольге Петровне довелось в молодые годы присутствовать на балу, который посетили царь и императрица. Прошли десятилетия, но Ольга Петровна в точности помнила их наряд и украшения. Она была носителем уникальных знаний о тончайших правилах этикета, ловко управлялась с огромным количеством столовых предметов, которые использовала даже в казахстанской провинции. В то же время Ольга Петровна умела: шить, вязать, ювелирно класть заплаты, ухаживать за домашним скотом, заниматься огородом, а готовила так, что ей не было равных.

Дед в свою очередь тоже обладал огромным количеством знаний, был первым, а возможно, и главным учителем своего внука. В книге Леонид Львович занимает центральное место, человек большой порядочности и воспитания, качеств, которые сегодня, во многом утрачены. В то же время как и супруга дед не чуждался никакой работы, мог и дом построить, и коня запречь. Эти мудрые люди вовремя поняли, что в неспокойные советские годы надо уезжать из Москвы. Что они и сделали, заменив столицу на Чебачинск.

О тех, кто не по своей воле оказался в глухой казахстанской провинции, автор тоже пишет. Это и сосланные кулаки из Сальских степей, которые оказавшись на казахстанском чернозёме с обилием соснового леса, обстроились добротными пятистенками. В начале 30-х в Чебачинск начали поступать политические. А дальше можно только перечислять. Дворяне, привлечённые по Шахтинскому делу, платоновскому, делу славистов. Кроме этого вне группировок: музыканты, шахматисты, актёры, журналисты и просто любители рассказывать анекдоты. С Дальнего Востока привезли корейцев, перед войной латышей, поляков, немцев. В начале войны в курорт Боровое, в восемнадцати километрах от Чебачинска, эвакуировали часть Академии наук. Уже в годы войны выгрузили в голой степи чеченцев и ингушей, которые к местным условиям не привыкли и не смирились. У местного населения было много конфликтов с представителями этих национальностей.

Все социальные слои общества предстают перед читателем, когда он погружается в текст романа. Чёткого сюжета в книге нет, это своего рода калейдоскоп новелл. Новеллы, одна на другую нанизывает рассказчик – Антон Стрёмухов. Это его воспоминания, в которых из мира детства он переносится в юность, затем снова в детские годы, потом в зрелую самостоятельную жизнь. В каждом периоде его воспоминания задерживаются на каком-то человеке или событии, и следует интереснейший рассказ. Вот он вспоминает родительский дом, в котором часто по вечерам пели, это были романсы, народные песни, совсем для сегодняшнего уха неизвестные. В семье Антона много читали, а у него так и вовсе была всепоглощающая жажда чтения, к тому же феноменальная память. Он помнил огромное количество стихов и другого книжного текста.

Книгу нельзя назвать автобиографической, но многое в ней связано с тем, что происходило в жизни автора. Многие страницы романа посвящены школьным товарищам и педагогам. Учитель немецкого был родом из Германии и, чтобы привить ученикам любовь к языку, разучил с ними гимн СССР по-немецки. Ученики так вошли во вкус, что начинали и заканчивали урок гимном, а могли начать петь и в его середине. Бедный Роберт Васильич уже не знал, как этому противостоять, но отменить гимн было бы антисоветским поступком.

Математику преподавала Ольга Алоизиевна, начинавшая с Лившицем и Ландау, но в 1934 –м попавшая в высыльную волну. Это она была автором математических олимпиад. В быту об Ольге Алоизиевне было известно, что утром она ела манную кашу на воде, а вечером – кислое молоко с сухарём. Ходила в одном и том же пальто. Когда в 60-е годы она умерла, на книжке у неё оказалось 75 тысяч, которые она завещала местному детдому.

В период школьного детства главного героя романа много разговоров велось о шпионах. Мальчишки в классе Антона страстно мечтали обнаружить хотя бы одного. На эту роль идеально подходил учитель физики Баранов, живший до Чебачинска в Харбине. Он был очень импозантен, носил серую тройку японского шевиота. Антон и его друзья установили за физиком непрерывную слежку. В последствии выяснилось, что он таки был завербован разведкой, только не зарубежной, а советской.

У Чудакова масса таких историй, интереснейших, пронизанных юмором. Каждый педагог был фигурой, со своей незаурядной биографией. Так, английскому Антон учился у мадам Вильсон, которая была знакома с писательницей Лилиан Войнич.

Много в книге историй о Великой Отечественной. Они рассказаны автором не пафосно, а представлены от лица чебачинцев – участников войны. Жители городка, где практически все знали друг друга, собирались у одного из домов и до ночи вспоминали. Это и личный опыт, и своё понимание общеизвестных событий. Поверьте, истории необычные, есть смешные, а есть страшные.

Из войны автор снова возвращается в современность. Чего стоит вставная новелла о дяде Василии Илларионовиче. Василий Илларионович работал на золотодобывающих рудниках и обладал уникальным чутьем на месторождения золота. Правда, перед тем как проявить в очередной раз свой талант, он прочитывал массу литературы, но каждый раз разведку золота обставлял театрально. Он работал на двух рудниках, получал огромные по тем временам деньги и мог, приезжая в Москву, в несколько вечеров их потратить. Как это происходило в одном из ресторанов Москвы колоритно рассказывается в романе. Вот маленькая деталь: по заказу дяди оркестр весь вечер играл танго «Брызги шампанского».

Есть в книге рассказы очевидцев о всемирно известном Вольфе Мессинге и его фантастических по непостижимости опытах. И сюжет о известном только герою романа графе Шереметьеве. Граф был из знаменитых Шереметевых, но предусмотрительно вставил в фамилию мягкий знак, чтобы уцелеть при советской власти. На его ужинах собирались такие же бывшие как он «осколки» царской России. Только на этих приватных собраниях гости могли быть сами собой. Говорили о политике, литературе, философии, за каждым чувствовалась порода.

Когда читаешь книгу, возникает некое ностальгическое чувство по многому безвозвратно ушедшему. Об этом говорит в романе и сам автор, вспоминая, например, чтения вслух в доме родителей Диккенса, Толстого, Чехова. Александр Павлович пишет: «Когда у Антона подросла дочка, он пытался устроить такие же семейные чтения, и позже – когда появилась внучка. Но не получилось ни тогда, ни потом – что-то ушло безвозвратно, и нельзя было повторить даже такую простую вещь».

В завершении книги две главы посвящены родителям главного героя, они так и называются: «Мама», «Отец». Родители были педагогами, с ними связано столько светлых воспоминаний, что не вызывает сомнений, Чудаков пишет о своих родителях. В целом, потому как автор пишет об отчем доме, становится понятно, какое огромное значение в формировании человека имеет семья. Книга вообще несёт большой нравственный воспитательный заряд, это не в словах, в общей атмосфере романа. Возможно, поэтому автор определил жанр книги как роман – идиллия. Что ещё очень важно, книга написана прекрасным русским языком, так сейчас пишут очень редко. Да и если подумать, по – иному и не мог написать человек, столько лет посвятивший изучению творчества А.Чехова и выросший в образованной семье.

О талантливой книге писать сложно, пересказать невозможно, да и не нужно. Анализировать тоже сложно, она вся соткана из человеческих историй и судеб, за которыми история страны. Книгу просто надо читать.

В 2011 году роман – идиллия «Ложится мгла на старые ступени» был удостоен премии «Русский Букер десятилетия».


Войтинская Е. Е.

Это книга памяти незабвенного Александра Павловича Чудакова. Его внезапная гибель уже семь с лишним лет тому назад потрясла тогда читающую не только Москву и не нашу одну Россию, но весь большой гуманитарный мир, и читатели книги увидят, что мы до сих пор не можем с этой гибелью примириться и даже как бы в нее поверить. Саша исчез тогда на самом своем подъеме, на развороте новой научной и писательской жизни. Столько было уже за плечами сделанного и столько лишь начато, к продолжению и развитию чего он полностью был готов. В его тогдашние 67 лет это была не смерть, а именно гибель. Гибель, какая в сознание не умещается. Великолепный филолог, историк литературы только что неожиданно для многих его читателей явился сильным писателем. Но роман естественно вырос из его филологических, научных занятий и интересов, филолог естественно обернулся прозаиком. И вот мы утратили того и другого в один роковой момент. Потеря была научная и литературная – но прежде всего утрата была человеческая. Потому что на наших глазах из нашего мира исчез на редкость свободный внутренне человек, проживший счастливую и красивую жизнь. Это истинно было явление современной нашей русской жизни и нашей культуры – Александр Павлович Чудаков.

Что составило эту памятную книгу? Она открывается биографией, написанной Мариэттой Омаровной Чудаковой совместно с Ириной Евгеньевной Гитович для филфаковского энциклопедического словаря биографий литературоведов, еще не вышедшего в свет. Здесь, в биографии, освещается история семьи Чудаковых, рассказано о том самом деде его, послужившем прототипом центрального героя будущего романа. Речь здесь идет и о многолетнем человеческом и писательском дневнике А. П., ведшемся им почти каждодневно и оставленном нам как одно из его произведений. Из ранних записей в дневнике еще нашего исторического 1956 года мы узнаем о его писательском замысле и можем видеть, насколько издалека созревал роман. Восемнадцатилетним второкурсником была задумана «История моего современника» и его будущая структура – «используя автобиографический материал, но не давая своего портрета», – и замысел созревал затем для осуществления через сорок лет. Дневник за многие годы огромен, и полное наше знакомство с ним еще впереди; но солидная часть его подготовлена с личными комментариями М. О. Чудаковой и напечатана ею как «приложение» в последнем издании романа А. П., признанного жюри премии Букера лучшим русским романом первого десятилетия XXI века (Ложится мгла на старые ступени. М., 2012. С. 501–636). В настоящей книге эта публикация воспроизводится в расширенном виде. В 1970 году состоялась встреча А. П. с Михаилом Михайловичем Бахтиным, разговоры с которым о Чехове и о своей «Поэтике Чехова» он записал на многих листках, собираясь включить их в книгу мемуаров о своих великих учителях; этот материал («Бахтин о «Поэтике Чехова»») был подготовлен и опубликован М. О. Чудаковой в 13-м выпуске «Тыняновского сборника» (2008. С 595–603); для настоящей книги текст расширен. В нашем сборнике авторская запись разговора с М. М. Бахтиным о Чехове и о «Поэтике Чехова» сопровождается примечанием, составленным автором этих вступительных заметок. Бахтинские записи дополняют подготовленную сейчас к изданию мемуарную книгу о разговорах А. П. на протяжении многих лет с крупнейшими филологами ХХ века, ставшими ему научными и личными учителями, – С. М. Бонди, В. В. Виноградовым и В. Б. Шкловским. Наконец – стихи А. П., которые он писал всегда и собрал их в целую книгу – «Веселый волк», осуществив ее домашнее издание в четырех экземплярах, но и после книги он не переставал писать стихи, а в ту же книгу тогда же начал включать и свои стихотворные инскрипты – дарственные надписи друзьям, какие он всегда писал в стихах, превратив их в особый жанр, где чудаковский шутейный юмор единственным образом сочетался с серьезными темами. Избранные стихи и инскрипты А. П. Чудакова также присутствуют в настоящей книге. Часть их вошла в стихотворный сборник, другие возникали позже отдельно. Публикуются также и записи к подготовлявшемуся филологом-писателем роману; темы литературно-творческие соединяются здесь с волновавшими его темами общественно-политическими.

Слово самого Александра Павловича, таким образом, открывает книгу. Дальше – мемуары о нем его друзей и читателей, слово любви к нему («Память»). Частью этого мемуарного слова были прямые отклики на его гибель, появившиеся в разделе «In memoriam» в журнале «Новое литературное обозрение» (2005, № 75 и 2006, № 77) и в «Тыняновском сборнике», большой же частью это воспоминания-отклики более поздние, датируемые днем уже настоящим. Одна статья – о романе Чудакова Андрея Немзера – еще при жизни автора была написана и напечатана; мы вводим ее сюда же, в посмертное. Саша тогда же ее оценил и написал в своей дарственной Немзеру: «автору самых точных слов об этом сочинении». Жизнь Александра Павловича и живой его образ отражены в многочисленных фотографических материалах, а также в некоторых автографах. Это тоже Саша – его почерк, его живая рука.

Многие из составивших книгу материалов предоставлены для нее М. О. Чудаковой и М. А. Чудаковой, многие, особенно в личной части («Слово Александра Чудакова») сопровождаются личными комментариями Мариэтты Омаровны; ею же в основном подобран вошедший в книгу фотографический материал.

С. Бочаров

Мариэтта Чудакова, Ирина Гитович

Биография

Чудаков Александр Павлович (1938, г. Щучинск Кокчетавской области – 2005, Москва). Родился в семье учителей. Его отец, Павел Иванович Чудаков, выпускник истфака МГУ, был родом из Тверской губернии – из села Воскресенского Бежецкого уезда. В 20-е годы вся его семья – родители, пятеро их сыновей и единственная дочь – жила в Москве, на Пироговке. Дед Ч. по отцовской линии, Иван Чудаков, происходивший в далеком прошлом из однодворцев, но росший уже в крестьянской семье, был из артельных тверских мужиков – золотильщиков церковных куполов (в такую артель по понятным причинам набирали только самых честных). Семейная легенда о смерти деда, знакомая Ч. с детства, вошла впоследствии в его роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени»:

Когда взрывали храм – тогда делали это, еще не скрываясь – дед пошёл смотреть. Его уговаривали остаться дома – не послушался. Видел, как в три секунды осел с неба к земле Храм; с Каменного моста была видна как раз та часть большого купола, которую десять лет золотил он. <…>

После взрыва дед слёг, болел, долго не могли определить чем; через год выяснилось – рак. В семье были уверены – от этого.

Могил его и его жены в Москве не осталось; обстоятельства этого также описаны в романе-идиллии:

…Антон любил ходить по отцовским местам, о которых слышал столько раз, что, казалось, он уже здесь бывал: по Усачёвке, скверу на Пироговке, вдоль стены Новодевичьего монастыря. На Новодевичьем кладбище были похоронены дед с бабкой по отцовской линии. Но когда перед войной дядья как-то собрались посетить могилы, на их месте они увидели ровную заасфальтированную площадку. В конторе возмущенным сыновьям показали затертый номер «Вечерней Москвы», где в уголке было несколько петитных строчек о реконструкции кладбища, в связи с чем родственников таких-то участков просят в месячный срок и т. д. Но дядьям газета на глаза не попалась: Василий Иванович был уже под Магаданом, Иван Иваныч, отовсюду уволенный, обивал пороги в поисках работы, Алексей Иваныч, специалист по горным машинам, уехал от греха подальше куда-то на шахты, а отец Антона – в Казахстан.