Личная драма Софьи и ее причины (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова. Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» - на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.

Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и "наложила его" на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.

Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.

И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина - «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.

Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».

Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.

Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!

Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.

Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.


Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов - любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.

Софья - основной сюжетный партнёр Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлёк героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.

В характере Софии есть качества, резко выделяющие её среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в её пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...». Тем не менее, София знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение, чтобы отомстить бывшему возлюбленному.

В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают её одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убеждённой в том, что Чацкий - совершенно нормальный человек.

София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит её в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров).

София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.

Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его чёрствым и бессердечным: «Не человек, змея». София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть своё безразличие к нему: «На что вы мне?».

София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдаётся любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь - своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.

София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии её любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать, не стоите вы их...». София осознаёт самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остаётся и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой её характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль.

Чацкий, отсутствовавший три года, возвратившись, замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась - и внутренне, и внешне, и по отношению к нему, Чацкому. Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи:

Удивлены? И только? Вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели.

Ни на волос любви! Куда как хороши!

В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжешыл лнни5 Чацкий-Софья и Чацкий - фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию "и награжденья брать и весело пожить, Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених - Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что "он малый с головой", но в службе не видит смысла.

Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понять. Что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него. Таким образом, частная линия (Чацкий-Софья) осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи - своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы.

Однако образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусов-ском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает (отец замечает - ей сна нет от французских книг), свободна от предрассудков в любви.

Эта девушка поневоле симпатична. В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, она сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно.

Все же Софья дитя фамусовского общества. Все лучшие качества ее характера не могут получить развития в нем. Поэтому Софья оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека.

В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии.

Личная драма Софьи и ее причины. А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов комедии является образ Софьи, поскольку он не только объединяет многие сюжетные линии,

но и влияет на цельность композиции всего произведения.
Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал “жалчайшее созданье” Молчалин.
Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаимопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой.
Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами - множество примеров неблаговидного поведения типичных представителей фамусовского общества, которые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она французские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наделяет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превращается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, качества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала (“уступчив, скромен, тих”, “враг дерзости”).
Тот факт, что “дружбу всех он в доме приобрел”, стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и любят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), приобретает в глазах Софьи особый вес и значение.
Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Софьи. Именно в любви раскрываются многие качества девушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и уважение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства.
Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких интересов, затмевает весь мир:
Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Ради него девушка готова на самопожертвование, поскольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят:
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть
бранят.
Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодобрительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи неприятие, обиду, беспокойство. За “злословие” Чацкого, когда-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии.
Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается:
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного…
Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице:
…любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоинство от предательства Молчалина:
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их…
Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы:
Не продолжайте, я виню себя кругом…
Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесследно, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: “Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми”. Ей обеспечено осуждение общества, возможно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела честного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней - хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению