Музеем истории религии и атеизма казанский собор. Из истории музея. Экскурсии в Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии (ГМИР) является единственным учреждением в России, да и по всему миру подобных мест мало. Собираемая годами коллекция до сих пор пополняется со всех уголков мира. В одном заведении собрано более 200 тысяч экспонатов.

Музей истории религии Санкт-Петербурга

Основание музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге условно разделяется на два этапа: заложение основ и традиций научной, просветительной, экспозиционной и исследовательской работ и восстановление фонда после войны.

История основания

Президиум Академии наук СССР 7 сентября 1930 года выдвинул инициативу об открытии подобного заведения. Уже 26 апреля 1931 года идею поддержала Центральная избирательная комиссия СССР. Первым директором и учредителем музея религии был известный этнограф и историк тех времен - Владимир Германович Тан-Богораз.

Все свое время существования (до 2000 года) музей религии находился в Казанском соборе на Невском проспекте. Первая коллекция была создана из экспонатов других музеев, в частности, Эрмитажа и Кунсткамеры.

Учреждение задумывалось как площадка для изучения и анализа религий. Первые сотрудники проводили серьезную научную работу, а не только хранили экспонаты.

К началу войны была собрана богатейшая экспозиция, состоящая из ценных и редких реликвий основных ветвей религии и отдельных направлений внутри них. Хранилась там и внушительная коллекция книг по религиоведению и соответствующей истории. Во время войны сотрудники заботились о сохранности экспонатов, у них даже получалось организовать несколько выставок.

В послевоенные годы шло восстановление и пополнение музея, он стал известен и за пределами СССР. В то время активно создавались экспозиции по религиям отдельных стран. Много энергии и сил в укрепление позиций учреждения вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель - В.Д. Бонч-Бруевич, проживавший в Москве и руководивший музеем прямо оттуда.


Современное положение

В 2000 году ГМИР переехал на новое место. В России впервые после почти векового перерыва комплекс разместился в специально оборудованном и приспособленном для музейных нужд здании. Сотрудники по-прежнему изучают памятники культурного наследия и ведут экспозиционно-выставочную деятельность.

Новыми направлениями их работы стали:

  1. Создание просветительских и музейно-педагогических программ.
  2. Создание актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.
  3. Участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона.

Проблематика достаточно сложна, но в нейтральном пространстве музея профессиональная работа сотрудников позволяет знакомиться с религией на доступном языке. Основная задача специалистов - научить уважать историю и культуру различных народов, воспитать осознанную толерантность по отношению к разным конфессиям и этническим группам.


Музейные экспозиции

ГМИР с самого начала своей истории постоянно пополнял свою коллекцию. Многие экспонаты хранятся с самого открытия, но часть из них составляют экспозиции, созданные буквально несколько лет назад.

Постоянные

Сегодня в музее религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

  • история русского православия;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;
  • ислам;
  • архаические верования и обряды;
  • религии Древнего мира: политеизм;
  • религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;
  • возникновение христианства.


Детский отдел

Отдел «Начало начал» - это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, дополняющее постоянную экспозицию музея религии. Использование только копий и муляжей предметов является его важной особенностью. Таким образом, детям спокойно разрешают брать все вещи в руки, рассматривать их и исследовать.

Сочетаются обозреваемый контент программы и интерактивная форма подачи материла с помощью мультимедийной системы и игровых технологий. В ноябре 2011 года отдел «Начало начал» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ. В настоящее время представлены две интерактивные программы: «Андрокл и лев» и «Собака по имени Тигр».


Фонды экспонатов

Экспозиции разделены на пятнадцать фондов, объединяющих в себе более узкие комплексы.

Архаические и традиционные верования

Вещественные и изобразительные памятники, которые характеризуют архаические и традиционные верования народов России, ближнего зарубежья, коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании.

Коллекции традиционных верований и входящие в них экспонаты:

  1. Коренных народов Сибири и Дальнего Востока: различные атрибуты обрядов и сибирского шаманства.
  2. Народов Поволжья: ритуальная утварь и музыкальные инструменты, жреческие одеяния, приношения духам, амулеты.
  3. Народов Кавказа: жреческие костюмы, жертвоприношения из святилищ, материалы обрядности новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
  4. Русских и белорусов: святочные маски, ритуальное печенье, купальские венки, куклы-кукушки, птицы-гулюшки, материалы по погребально-поминальной и свадебной обрядности.
  5. Народов Индонезии и Меланезии: сумки для священного риса, жезлы и жреческие гадательные книги, меланезийские скульптурные изображения предков, корабль мертвых.
  6. Индейцев Америки: шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты.
  7. Народов Африки: маски, скульптуры, вооружение.
  8. Археологические раскопки средневекового Пятницкого могильника города Мурома (IX–XI века). Включает бронзовые украшения и железное оружие.


Религии ранних цивилизаций

Разделы собрания фонда соответствуют их делению по исторической, культурной и религиозной принадлежностям.

  1. Нумизматическая (VI-V вв. до н. э. - IV в. н. э.).
  2. Археологическая (VI в. до н. э. - XIII в. н. э.).
  3. Скульптура.
  4. Отдельный комплекс экспонатов составляет гипсовая скульптура XIX-XX вв., переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Государственного Эрмитажа.
  5. Графика.
  6. Произведения западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв. на античные сюжеты.


Православие

Основная часть собрания - памятники XVII-XX веков, специфику определяет многообразие иконографического материала.

Коллекции и комплексы экспонатов:

  1. Иконы конца XVII — начала XVIII вв.
  2. Иконы мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
  3. Масляная живопись.
  4. Печатная графика.
  5. Гравированные и литографированные лубки.
  6. Оригинальная графика.
  7. Акварельные старообрядческие рисунки XVIII-XIX вв.
  8. Советские плакаты и карикатуры 1920—1940-х гг.


Ислам

Собрание фонда включает предметы культа, графику, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Они представляют догматику, обряды, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам. Основная часть экспонатов датируется XVIII-XXI вв.

Коллекции:

  1. Предметы культового назначения.
  2. Произведения декоративно-прикладного искусства и предметов быта.
  3. Религиозные настенные хромолитографии, изданные в Казани в конце XIX — начале XX вв.
  4. Религиозные плакаты и «народные картинки» из стран зарубежного Востока.
  5. Амулеты и обереги.
  6. Женские украшения с религиозными символами.
  7. Живописные и графические произведения русских и советских художников.
  8. Гравюры к русскому переводу книги Д′Оссона «Полная картина Оттоманской империи».


Иудаизм

Различная ритуальная утварь и графика, в том числе из действующих синагог. Хронологические рамки фонда: XVIII — начало XX в.

Комплексы:

  1. Свитки Торы.
  2. Предметы, составляющие неотъемлемую часть облачения сефер Торы, и праздничная ритуальная утварь из металла.
  3. Деревянные футляры для мезузы.
  4. Тфилины.
  5. Еврейские почтовые открытки.
  6. Графики.


Религии Востока

В собрании представлены памятники истории и культуры буддизма, синтоизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Хронологические рамки собрания: II-XXI вв.

Комплексы:

  1. Археологические раскопки буддийского культового центра Кара-Тепе II-IV вв. н. э.
  2. Японские свитки XVII-XIX вв. с изображениями буддийских персонажей.
  3. Индуистские и буддийские ритуальные маски мистерии Цам.
  4. Буддийские танки (иконы) XVIII-XX вв.
  5. Буддийские скульптуры XVIII-XX вв.
  6. Буддийская ритуальная утварь XVIII-XX вв.
  7. Музыкальные инструменты, используемые в буддийских ритуалах.
  8. Многофигурная композиция «Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи».
  9. Китайские народные картины (лубки) XVIII-XIX вв. академика В. М. Алексеева.
  10. Китайские скульптуры XIX в. из капы.
  11. Хромолитографии конца XIX — начала XX вв. с изображением персонажей индуистского пантеона.
  12. Индуистские скульптуры XVIII-XIX вв. из собрания Ф. М. Плюшкина.
  13. Ритуальные предметы XX-XXI вв., полученные в дар от Международного научного общества «Синто» (Япония).
  14. Японские домашние киоты XVIII-XIX вв.


Религии Запада

Включает в себя живопись, скульптуры, графику, а также церковную утварь и детали облачения священнослужителей стран Западной Европы.

Комплексы:

  1. Итальянская живопись.
  2. Испанская живопись XV-XX вв.
  3. Живопись Северной Европы (Германии, Нидерландов, Фландрии и Голландии).
  4. Немецкие и французские скульптуры XIV-XVI вв.
  5. Скульптуры XVII-XX вв.
  6. Графика.
  7. Декоративно-прикладное искусство.
  8. Нумизматика (от Средних веков до XX в.).
  9. Медали.
  10. Западноевропейские витражи (XVI — конец XIX в.).


Другие фонды

Все фонды представлены захватывающими экспозициями в стенах музея. Само здание разделено на секторы, поэтому посетители постепенно передвигаются от залов, посвященных первобытным религиям, к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается и соответствует коллекциям. В некоторых комнатах играет музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент гости.

Остальные фонды:

  1. Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей, в основном из серебра).
  2. Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические документы и сборники).
  3. Декоративно-прикладное искусство в православии (в основном предметы, составляющие убранство православных церквей и храмов).
  4. Изобразительное искусство в православии (графика и живопись Русской православной церкви).
  5. Редкие книги (в основном богословского содержания).
  6. Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов и другой текстиль).
  7. Филателия (почтовые марки почти из всех стран, изображения в религиозной тематике разных эпох).
  8. Фонотека-мультимедиа (музыка и видеозаписи).
  9. Фототека (фотографии за последние 150 лет с изображением различных святилищ, предметов для осуществления религиозных обрядов, образа жизни народов разных вероисповеданий и т. д.).


Библиотека музея

Отдел книжных фондов был создан в 1932 году. В настоящее время библиотека насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам атеизма и религии, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объеме представлена литература по различным конфессиям и наукам (история, философия, этнография и т.д.).

Коллекции книг

Основу собрания составляют книги, переданные следующими организациями и частными лицами:

  1. Запасной фонд Библиотеки Академии наук СССР.
  2. Фонд общевузовской библиотеки (бывшей Университетской).
  3. Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве.
  4. Рабочий антирелигиозный университет (Ленинград).
  5. Политехнический институт.
  6. Институт истории.
  7. Синодальная библиотека.
  8. Исаакиевский собор.
  9. Экспедиции, закупки, дары частных лиц.
  10. Церкви, монастыри, прекратившие свое существование.
  11. Часть книжного фонда Императорского православного палестинского общества.
  12. Книги из личных библиотек В.Д. Бонч-Бруевича, Б.Я. Рамма, А.Н. Никольского, протоиерея И.Н. Четверухина и др.

Систематический каталог ведется с тридцатых годов и развивается вместе с библиотекой. Он составлен на высоком профессиональном уровне, что дает возможность быстрого составления библиографии по всем профильным темам.

Библиотека хранит следующие типы и виды изданий:

  • книги (священные тексты, справочные издания, монографии, сборники статей);
  • брошюры;
  • альбомы;
  • каталоги выставок;
  • периодические издания на разных языках.

Книжное собрание фонда включает в себя издания XVII -XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки:

  • издания Библии Всемирного и Российского Библейских обществ;
  • масонская литература;
  • богословская дореволюционная периодика;
  • собрания Трудов Духовных семинарий и Академий;
  • религиозно-философские издания второй половины XIX – начала XX в.;
  • старообрядческая литература;
  • антирелигиозная литература 1920—1930-х гг.;
  • труды сотрудников музея;
  • книги на европейских языках «Rossica».


Возможности посещения

Библиотека музея религии начала экспонировать тематические книжные выставки, раскрывающие богатство и разнообразие наших фондов. Запись производится на основании письма-заявки, которое должно быть завизировано руководством организации, где работает/учится потенциальный читатель.

Библиотека музея религии является уникальным специализированным книжным собранием и обслуживает следующие категории людей:

  • специалистов (научных и музейных сотрудников, преподавателей, журналистов и др.);
  • студентов и аспирантов ВУЗов;
  • представителей различных религиозных организаций и конфессий.

При нахождении в ГМИР следует проявить уважение и соблюдать некоторые правила, чтобы избежать поломки или полного разрушения экспонатов.

Как добраться

Фактический адрес учреждения: 190000 Санкт-Петербург, улица Почтамтская, 14/5. Это рядом с Исаакиевским собором в Адмиралтейском районе.

Добраться в городе можно следующими способами:

  1. Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Спасская, Садовая, Сенная площадь, Адмиралтейская.
  2. Автобусы: № 3, 6, 22, 27.
  3. Троллейбусы: № 5, 22.
  4. Маршрутные такси: № 169, 306, № 6, 62, 350.

Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее нужно перейти дорогу и следовать прямо вдоль желтого здания. Вход расположен слева от знаменитой арки почтамта.


Режим работы и стоимость билетов

При ознакомлении с расписанием обратите внимание, что касса закрывается на час раньше закрытия музея.

Режим работы:

  • часы работы - с 10:00 до 18:00;
  • постоянная экспозиция - с 10:00 до 17:30;
  • временные выставки - с 10:00 до 17:30;
  • касса - с 10:00 до 17:00;
  • выходной день - среда;
  • первый понедельник месяца - социальный день (бесплатный вход для всех категорий посетителей).

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса (в рублях):

  • для иностранцев - 300;
  • для россиян и жителей СНГ - 150;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов - 200;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) - 100;
  • студентам России и СНГ - 50;
  • билет для иностранного школьника - бесплатно;
  • школьникам России и СНГ - бесплатно;
  • пенсионерам - 50.

Указанные категории билетов дают право однократного посещения постоянной экспозиции и временных выставок музея религии. Билет действителен для одноразового посещения музея в течение одного дня. Возврат неиспользованного билета возможен только в день его приобретения и при наличии самого билета. Срок действия электронного входного билета (для всех категорий посетителей, без экскурсионного обслуживания), приобретенного через Интернет-сайт музея, действителен 30 дней со дня выбранной даты.

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
  2. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  3. Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы.
  4. Неработающие инвалиды I и II групп.
  5. Дети дошкольного возраста.
  6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  7. Воспитанники детских домов и школ-интернатов.
  8. Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи.
  9. Сотрудники музеев РФ.
  10. Члены ICOM.

Для получения скидки необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (студенческий билет, паспорт гражданина РФ, пенсионное удостоверение и т. п.). В противном случае работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости.

Стоимость групповых посещений (в рублях):

  1. Группы от 6 человек доплата - 80, для англоговорящих - 100.
  2. Группа до 5 человек стоимость на всю группу - 1 200 для русского языка, для английского - 2 300.

К дополнительным услугам относится разрешение на фотосъемку и прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000). В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит - за это требуется доплатить еще 200 рублей. Съемка на мобильные телефоны также оплачивается заранее. Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом.


Видео

В данном ролике представлен один из репортажей, посвященный музею.

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней. Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

а также иконы, многие из которых были написаны Н.С. Емельяновым. (По его картонам были изготовлены мозаики В.А.Фролова, украсившие наружные стены собора Спас на крови).

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны»,
блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых,
«Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников. Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж».
В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.
Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом. Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества». Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга. (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от ст. метро Горьковская).

В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи. В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова).
Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии

  • Взрослые – 200 руб.
  • Студенты — 80 руб.
  • Пенсионеры – 85 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий.

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г. ), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея исто­рии религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Второй этап истории Музея (1944 – 1960 ) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции», «Религии Китая», «Естествознание и религия», многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954 – 1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963) – фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение.

Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем оттуда. В 1944 году заместителем директора по научной работе стал М.М. Шахнович (1911–1992) – известный историк религии и свободомыслия, обладавший глубокой эрудицией, обширным опытом и замечательными организаторскими способностями, под его началом и при его непосредственном участии осуществлялась вся деятельность МИР с 1944 по 1960-е гг. В разные годы сотрудничали с Музеем, консультировали, публиковали статьи в музейных изданиях, или были членами Ученого совета Музея такие замечательные ученые как И.Д. Амусин, П.И. Борисковский, Б.Л. Богаевский, С.Н. Валк, А.Х. Горфункель, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, С.Г. Лозинский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский, М.Э. Матье, В.И. Рутенбург, А.В. Предтеченский, В.Я. Пропп, А.Б. Ранович, В.В. Струве, А.П. Окладников, Б.И. Шаревская, В.О. Шаскольский и др.

В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го года Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.

С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.

Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.

Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч.

Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.

Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.