Музыкальная зарубежная культура 19 века. Модернизм в музыке. Как общество отнеслось к появлению этой оперы


Министерство сельского хозяйства РФ
Московский Государственный
Агроинженерный университет им. В.П. Горячкина
Дмитровский филиал

Факультет: «Автомобили и автомобильное хозяйство»

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ: «Расцвет музыкальной классики России в 19 веке»

Выполнил студент группы 21-А/10 Валиев А.А.

Преподаватель: Макеев А.И.

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Русская музыкальная культура первой половины ХIХ века
1.1 Развитие музыкальных жанров
1.2 Творческий гений М.И. Глинки
2. Музыкальное искусство пореформенной эпохи (вторая половина ХIХ века)
2.1 Творчество П.И.Чайковского. Вершины музыкального романтизма
3. Музыкальная культура «серебряного века» (1890-е годы – 1917год)
3.1 Новое направление в русской духовной музыке
3.2 Путь к «мистерии» А.Н. Скрябина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом развития ее в России.
Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, труд и борьба за свободу, надежды и мечты о лучшей жизни.
Русские композиторы бережно собирали и изучали народные песни. Балакирев, Лядов, Римский-Корсаков составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано.

Неизмеримо богатство русской музыки. На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран и в постоянном взаимодействии с другими видами художественного творчества. Вот почему, обращаясь к изучению истории русского музыкального искусства имперской эпохи, неизбежно приходится сочетать одновременно несколько аспектов ее рассмотрения.
Русская музыка – важнейшая часть русской культуры. Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру, она ярко отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта.
В то же время русская музыка – великая страница мировой культуры, важнейшее звено в общей цепи исторического развития музыкального мышления, в рождении и смене стилевых течений в европейском музыкальном искусстве. Ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным, а имело всегда глубокое международное значение. И к моменту ее классического расцвета сама широта интернациональных связей стала яркой национальной чертой русской музыки, обеспечившей не только ее мировое признание, но и ведущую роль во всемирном прогрессе музыкальной культуры.
Русская музыка – одна из ведущих славянских культур. С культурой других славянских народов она связана со временем своего зарождения, возникнув, как и все они, из музыки древних славян. Поэтому глубокие интонационные взаимоприкосновения выступают здесь особенно ярко, о чем свидетельствует, особенно начиная с 17 столетия, широкое использование в творчестве русских композиторов мелодики украинского, белорусского фольклора, фольклора южных и западных славян, а также процесс становления различных профессиональных жанров.
Понятие «история музыки» множественно по своим слагаемым. Ее изучение не может ограничиться рассмотрением творчества композиторов и музыкального фольклора. Немаловажную роль играет общественная функция музыкального искусства в жизни государства, степень развития исполнительской культуры и научной мысли о музыке, уровень эстетического восприятия музыкального искусства отдельными социальными группами, состояние музыкального просвещения и образования.


1. Русская музыкальная культура первой половины 19 века

1.1 Развитие музыкальных жанров

Первая половина 19 века была временем расцвета городской бытовой песни и бытового романса. Вместе с ростом городов и развитием общественного уклада городской жизни обогащалась и русская городская песня, впитывая широкое, разностороннее содержание. Она оказывала глубокое воздействие на творчество русских композиторов и находила своеобразное претворение в лирике мастеров русского романса – Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Варламова, Гурилева. В песне-романсе – самом распространенном и доступном из всех жанров музыки – наглядно осуществлялась связь между творчеством композиторским и народным. Композиторы первой половины 19 века обильно черпали материал из бытовых песен. В то же время их собственные песни прочно входили в быт и становились народными, как, например, «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева, «Колокольчик» Гурилева.
Городская песня начала 19 века богата по содержанию и разнообразна по жанрам. Ее творцы чутко отзывались на все окружающее: ни одно крупное событие русской действительности не осталось незамеченным, не отраженным в песне. Отечественная война 1812 года породила ряд новых солдатских песен – героических, походных, шуточных, сатирических. В них высказалось глубокое, проницательное отношение народа к большим событиям современности. Особенно популярной в жестокий век аракчеевщины становится рекрутская песня. Песни о тяжелой солдатской доле, о разлуке с семьей, о безвестной смерти воина на чужбине были созвучны общественным настроениям того времени. В них находили выход тяжелые думы и настроения декабристских лет, думы о подневольной доле народа и о трагических судьбах простых людей.
Эпоха декабристов положила начало развитию революционной песни в России. Большие заслуги в этом отношении принадлежат деятелям декабристского движения – Рылееву и Бестужеву. Традиции революционной песни, заложенные поэтами-декабристами, были подхвачены и развиты их современниками. Темы свободолюбия и протеста, борьбы против социального гнета глубоко проникли и в бытовую песню.
На основе народно-бытовой песенной лирики зарождалось и развивалось богатое и многообразное романсовое творчество композиторов первой половины 19 века. Как и в предшествующем столетии, вокальная лирика раннего 19 века чутко отзывалась на эстетические потребности и запросы различных социальных групп. Романс «высшего», аристократического круга (преимущественно французский), романс дворянского салона средней руки, романс в кругах литературной интеллигенции и, наконец, песня-романс широкой разночинной демократической среды – далеко не однородные явления. Русский романс, как и русская поэзия, развивался под воздействием передовых идей, питавших русскую культуру. Уже в первой четверти 19 века романсовая лирика прошла большой путь развития – от сентиментального романса, еще не порвавшего с традициями 18 века (Козловский, Жилин, Кашин), до глубоких, психологически насыщенных произведений Алябьева.
Развитие инструментальной культуры первой трети 19 столетия характеризуется явным преобладанием тенденций камерности, проявляющихся и в творчестве, и в формах бытового музицирования. Искусство камерного исполнительства нашло плодотворную почву в условиях русского быта, когда увлечение музыкой начало захватывать все более широкие слои общества. Любительские музыкальные вечера, квартетные собрания, концерты в учебных заведениях и частных домах в немалой степени содействовали росту и процветанию камерного творчества, тогда как исполнение крупных симфонических произведений, естественно, было в то время более сложной задачей.
На протяжении первой половины 19 века в русской музыке появилось немало камерных ансамблей самых разнообразных жанров. Среди них – струнные квартеты, сонаты для струнных смычковых или для духовых инструментов с сопровождением фортепиано, ансамбли для струнных и духовых инструментов различного состава (в том числе, например, такой редкий вид ансамбля, как квартет для четырех флейт Алябьева, 1827). Далеко не все эти произведения достигают подлинно профессионального уровня, однако лучшие из них прокладывают путь к созданию русской камерной классики, к творениям Глинки, Чайковского, Бородина.
Другое значение в музыкально-общественной жизни приобрела фортепианная музыка. Тесно связанная с условиями домашнего быта, доступная для самых широких кругов любителей, она более гибко откликалась на новые требования растущей национальной культуры. Прослеживая эволюцию русской фортепианной музыки на протяжении первой половины 19 века, нельзя ограничивать ее достижения областью сольных произведений. В основе развития фортепианной культуры лежало взаимодействие всех жанров камерной музыки, включая романс и камерный ансамбль. В тесном слиянии с вокальной, песенной традицией формировались такие ценные качества фортепианной школы, как выразительная напевность, мягкость и теплота лирического тона, щедрая мелодическая насыщенность фактуры и тематизма. В сфере же камерного ансамбля складывались традиции блестящего, виртуозного концертного стиля. Нельзя не отметить, что именно в жанре фортепианного ансамбля (где ведущая роль принадлежала, как правило, пианисту) ярче всего проявила себя камерная музыка глинкинского периода.
Особое место в творчестве старших современников Глинки занимала симфоническая музыка. Развитие крупных симфонических форм в первых десятилетиях 19 века по-прежнему тесно связано с оперой, театральной традицией. В условиях сравнительно слабо развитой концертной жизни оркестровая музыка, естественно, не успела еще выйти на самостоятельный путь развития. Однако она по-своему убедительно отразила художественную эволюцию русского искусства этой поры. В жанре программной увертюры к оперному или драматическому спектаклю русские композиторы сумели осуществить интересные, смелые замыслы. Яркие по оркестровке и выразительные по тематизму увертюры Козловского, Давыдова, Алябьева и Верстовского подготовили симфонические принципы Глинки. В них отразился большой путь, пройденный русской музыкой от классицизма 18 века через «неистовую романтику» к реалистическому симфонизму «Сусанина», «Камаринской» и «Руслана».

1.2 Творческий гений М.И. Глинки

Творчество Глинки имело особое значение для развития русской национальной культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения, а потому – явлением единственным, исключительным, неповторимым.
Глинка стал родоначальником новой эпохи русского искусства. Он выступил не только как завершитель пройденного этапа, но и как открыватель новых путей. Он не только обобщил лучшие художественные традиции прошлого, но и дал новый поворот всему развитию русской музыки.
В основе всей деятельности Глинки лежит та действенная идея патриотизма, которая в условиях декабристского периода была неразрывно связана с понятием истинной народности. Глинка вошел в наше сознание, прежде всего как певец русского народа. Искусство Глинки питалось истоками народного творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской композиторской школы 18 и начала 19 века. К искусству Глинки ведут и русский монументальный хоровой стиль a cappella, и ранняя русская опера, и бытовая песня-романс, и народно-песенная традиция в жанрах инструментальной музыки 18 века. Разумеется, что все эти элементы у Глинки переплавились в новое качество более совершенного, классического стиля. Ему первому удалось придать русской профессиональной музыке широкий размах, силу идейного содержания и совершенство художественных форм. Новое содержание искусства Глинки связано, прежде всего, с новым пониманием важнейшего принципа русской композиторской школы – принципа народности. Композитору принадлежат замечательные слова: «…создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Народность у Глинки – это глубокое и разностороннее отображение жизни народа, его мировоззрения и характера, его исторического опыта.
В своем понимании народности композитор был чужд национальной ограниченности. Один из самых передовых, глубоко мыслящих художников эпохи романтизма, он живо интересовался искусством различных народов, их бытом и нравами, их языком. В его музыке широко отражены и песни Востока, и грация польского танца, и темпераментная испанская пляска, и пленительное bell canto итальянских мелодий. Такая широта восприятия в творчестве Глинки является типичной чертой русской классической школы.
Проблема народности в сознании Глинки была нераздельно связана с требованием правдивого отражения жизни, с реалистическим методом творчества. И здесь композитор поднялся на ступень выше своих предшественников. Преодолевая бытовой реализм 18 века, он пришел к эстетическим принципам высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности. Особое значение в творческом методе Глинки приобретает проблема мастерства. Никто из его предшественников не уделял так много внимания вопросам художественной формы, архитектоники, композиции. Любое произведение Глинки привлекает цельностью и стройностью формы, точностью и ясностью музыкального выражения.
Национальное искусство Глинки не принадлежит ни классицизму, ни романтизму, оно тем более не является простой суммой классицистических и романтических элементов. Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. В совершенстве овладев высоким мастерством, он выработал свою систему эстетических взглядов, опирающуюся на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи. Этой системе и подчинен стиль Глинки.
Глинка оставил после себя огромное бесценное наследие потомкам – свои произведения, в которое входят оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»; «Камаринская», «Вальс-фантазия» и другие симфонические произведения; более 70 романсов; камерные инструментальные ансамбли и фортепианные произведения.
Роль Глинки в русском музыкальном искусстве велика. Только с его творчеством русская музыка вышла на путь широкого, монументального, общенародного искусства.

2. Музыкальное искусство пореформенной эпохи (вторая половина 19 века)

Исторический период 60-80 гг. 19 века принято называть пореформенным – в 1861 году царским указом было отменено крепостное право, что повлекло за собой либерализацию русской общественной жизни. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке.
Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности. Народнические позиции характерны для мировоззрения многих композиторов, уверовавших в мессианскую роль русского народа, в торжество его исторического духовного подвига. Музыка отразила весь спектр напряженных нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы.
Жанровое своеобразие русской музыки тесно связано с « литературоцентризмом», характерным для художественной культуры пореформенной эпохи. Порожденный эстетикой реализма, он выразился в приоритетной роли слова, художественного и публицистического. Ведущим жанром музык в это время является опера – историческая, эпическая, лирическая, драматическая. Продолжают развиваться и другие синтетические музыкальные жанры – романс, песня. Вокальная музыка пополняет собой «музыкальную энциклопедию» русской поэзии, обогащая ее социально-обличительными и лирико-психологическими образами.
Инструментальная музыка этой эпохи также тяготеет к реалистической сюжетности, к конкретике литературного первоисточника. Это выразилось, в частности, в том особом значении, которое приобретает у русских композиторов программная инструментальная музыка. Она черпает из всей мировой литературы (от традиционных пушкинских текстов до сочинений Шекспира), переосмысливая их с позиции современности.
Кульминацией в развитии инструментальной музыки стало создание русской многочастной симфонии, свидетельствующее о высокой зрелости отечественного симфонизма – лирико-драматического (у П.И.Чайковского), эпического (у А.П.Бородина). Получили развитие и другие виды симфонической музыки – инструментальные концерты (А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков), увертюры, фантазии, симфонические картины.
Приметой многожанрового расцвета музыки становится рождение классического русского балета, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается симфоническими средствами.
Развитие музыкальной культуры не могло не отразить две основные тенденции, значимые для русского национального менталитета. Первая из них связана с ускорением темпа европеизации музыкальной жизни, с радикальными сдвигами в концертной практике, исполнительстве, образовании. Было организовано Русское музыкальное общество (РМО), открыты первые консерватории в Петербурге и Москве.
Вторая тенденция русской музыкальной культуры пореформенной эпохи была ближе «почвенническим» общественным взглядам. Так, центром музыкальной жизни Петербурга стал кружок музыкантов, возглавляемый М.А.Балакиревым. Он вошел в историю как Новая музыкальная школа, или «Могучая кучка». Кружок составили начинающие композиторы, не получившие профессионального образования и нашедшие в М.А. Балакиреве своего главного наставника: Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Эстетические позиции «кучкистов» сформировались на почве радикальных народнических идей, подкрепленных богатым опытом развития отечественной музыки предшествующих лет, творчеством М.И. Глинки и А.С.Даргомыжского. Члены «Могучей кучки» считали, что национальное искусство произрастает из народного творчества, и путь русского композитора связан с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов.

2.1 Творчество П.И. Чайковского

Вершины музыкального романтизма.
Творчество П.И.Чайковского вобрало и сфокусировало всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей; оно запечатлело диалектику естественных порывов к счастью и невозможность изменить трагическую сущность земного Бытия.
Гений Чайковского сформировался в пореформенную эпоху. Он был свидетелем высокого подъема и упадка народнического движения в русской культуре, современником композиторов «Могучей кучки».
Стиль музыки Чайковского сложился в контексте нетрадиционных представлений композитора о природе национальной самобытности. В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский фольклор не был для него универсальным источником, первоосновой музыкального языка. С помощью обобщенных, опосредованных народно-песенных интонаций Чайковский воплотил национальный образ «русскости», России, российскую действительность в ее современной многогранности. Поэтому композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к «интонационному словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире.
Феномен творчества Чайковского как явления глубоко русского заключается в том, что композитор, воплощая личное, сумел выразить общезначимое, рассказывая языком музыки о своих душевных переживаниях – подняться на уровень обобщения философских и нравственных идей, которые являются ключевыми в культуре России. Среди них болью написанный в сердцах и умах современников вопрос, гениально сформулированный Ф.М. Достоевским: все ли человеку дозволено(?), а также извечные проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. С отечественными культурными традициями музыку Чайковского роднит ненавязчивое «учительство», изнутри идущее сострадание к людям, сочувствие их немощам и горестям, иначе говоря, истинный гуманизм в общечеловеческом его понимании.
Не менее органично произведения Чайковского вписываются и в достижения европейского искусства, в стилистику романтизма. Чайковский полагал, что «европейская музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит что-нибудь свое на общую пользу». Привносить "свое", не чужеродное «общему» композитор всегда считал важной задачей, никогда специально не заботясь о собственной оригинальности. Поэтому он говорил самобытным, но в то же время универсальным музыкальным языком, восприняв романтизм именно как общую художественную идею.
Романтическое мироощущение открыло безграничные возможности для проявления лирического дара композитора. Лучшие страницы его сочинений окрашены в эмоциональные тона, придающие музыке характер исповедального высказывания.
Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк. В его наследии десять опер («Евгений Онегин», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Пиковая дама» и др.), три балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, более десяти оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области Чайковский был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные жанры, композитор находил возможности для их обновления. Он создал лирико-драматическую оперу, симфонию-трагедию, обогатил одночастную программную увертюру и симфоническую поэму, а также явился основоположником русского симфонизированного балета, концерта-симфонии.
Творчество Чайковского оказало огромное влияние на современников. Его имя уже тогда ассоциировалось с величайшими представителями русской культуры. В последующие десятилетия ни один из музыкантов не миновал воздействия мощного симфонизма Чайковского и его оперного стиля. Художественное и гуманистическое значение его музыки особенно актуализировалось во второй половине 20 века. На фоне глобальных экологических катастроф, войн, разрушений и духовных кризисов все более сбываются слова композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

3. «Серебряный век» в русском музыкальном искусстве (1890-е гг. – 1917)

Конец 19 и начало 20 века были для русской музыки порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство данного исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами.
Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Среди «традиционалистов», у которых движение к новому совершалось без разрыва с накопленным опытом, выделяются имена представителей петербургской школы, ближайших последователей Н.А.Римского-Корсакова, - А.К.Глазунова и А.К.Лядова. Московскую школу достойно представляет С.И.Танеев, а также менее известные, но одаренные авторы – А.С. Аренский, В.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов.
Но уже в 1900-е гг. в русской музыке выдвигается блестящее поколение молодых композиторов, относящихся к великим творцам «серебряного века». В их искусстве сказалось обновление мироощущения, драматизм и накал страстей «эпохи рубежа веков», вольное парение в ее стилевом многоголосии. Музыка заговорила образами символизма (А.Н.Скрябин), неоклассицизма (Н.К.Метнер), неоромантизма (С.В. Рахманинов), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев), свободно сочетая язык всех стилей.
Музыкальное искусство «серебряного века» было новаторским по своей сути. Открытия Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева в области лада, гармонии, формы способствовали становлению новой образности и средств художественной выразительности в музыке 20 века.

3.1 Новое направление в русской духовной музыке

Эпоха рубежа 19-20 вв. явилась подлинным «духовным ренессансом» русской церковной музыки. Хоровые сочинения, созданные в период примерно с середины 1890-х по 1917г., относятся к так называемому Новому направлению в отечественном богослужебном музыкальном искусстве. Это направление было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок. Среди них были музыканты петербургской и московской композиторских школ. Всех их объединила одна общая идея – идеализация подлинных церковных напевов, претворение их в нетто музыкально-возвышенное, сильное своей выразительностью и близкое русскому сердцу типичною национальностью.
Обращение к истокам, к практике знаменного пения Древней Руси становится сутью Нового направления. На первый взгляд, подобный церковно-певческий « неоклассицизм» вполне гармонирует с магистральной линией развития искусства того времени, с устремленностью к возрождению моделей прошлых культур. Однако музыка Нового направления – это совершенно особая ветвь художественного творчества «серебряного века», поскольку она выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной практикой с ее строгим каноном и светским искусством концертного предназначения. Сочинения приверженцев этого течения связаны не только с литургическим текстом (что часто встречается в музыке 20 века), но с конкретным богослужением, что позволяло включать многие произведения в церковную службу. Новый стиль в духовной музыке развивался быстро и плодотворно. Композиторы внимательно изучили старинные распевы, пытаясь на их основе выделить принципы гармонизации церковных мелодий.
Предтечами Нового направления были Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, духовная музыка которых относится еще к пореформенному периоду. Позднее наиболее значительные силы музыкантов сосредоточились в стенах московского Синодального училища, поэтому храмовую музыку «серебряного века» нередко называют «школой Синодального училища». Крупнейшими представителями этой школы был директор Синодального училища С.В. Смоленский, протоиерей В.М.Металлов, а также А.В.Преображенский. Среди московских композиторов, принадлежавших к новому направлению, - С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский и другие. В Петербурге крупнейшими его представителями были Н.Н. Черепнин и С.В.Панченко.

3.2 Путь к «мистерии» А.Н.Скрябина

Одним из самых ярких представителей искусства «серебряного века» в пору его бурного цветения является Александр Николаевич Скрябин. На протяжении многих десятилетий отечественное музыкознание далеко неоднозначно оценивало его творчество – цензурные соображения не позволяли исследователям раскрыть сущностные стороны музыки русского гения, официально нареченного «идеалистом - мистиком».
и т.д.................

Трусова А.А. Развитие русской музыкальной культуры в 19 веке // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №6. – С. 4-9

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В 19 ВЕКЕ

А.А. Трусова

Краснояружской СОШ №2

(Россия, пгт . Красная Яруга)

Аннотация. В статье рассматривается музыкальная культура 19 века, ее основные направления. Проводятся исследование влияния быта на содержание произведений, кул ь туры русского романса, элегии, песни. Осуществляется оценка композиторов и их прои з ведений на примере . Детально рассмотрен романс Ча й ковского «Евгений Онегин».

Ключевые слова. Музыкальная культура, композитор, вокальное произведение, романс, элегия, бытовая песенная лирика, музыкальный театр .

19 век – время подъема русской муз ы кальной культуры. В ее развитии в начале 19 века выделяют 2 этапа, разграниченные событиями 14 декабря 1825 года – первый период Отечественной войны, вызревание декабризма и второй период – последека б ристский. На идеологии декабристов в ы росло творчество Пушкина, Грибоедова; осуществился решающий сдвиг в области музыки: наступает подъем романсовой л и рики, впервые появляются романтические оперы, формируется новый жанр романса-монолога.

Музыкальная жизнь России первой п о ловины 19 века протекала в условиях п о мещичьего крепостнического государства, которое не заботилось о музыкальном о б разовании. Развитие национальных тво р ческих сил тормозила ориентация на З а пад. В дворянском быту был установлен поверхностный взгляд на музыку как «у с лаждение слуха». Занятие музыкой как профессией считалось несовместимым с достоинством дворянина. Поэтому муз ы канты-профессионалы, вышедшие из дв о рянской среды, официально именовали себя «любителями». В первом десятилетии 19 века концертная и театральная жизни приносят первые успехи. Важными муз ы кальными центрами становятся лицеи, университеты, пансионы, а также литер а турно-художественные кружки. Большие заслуги в развитии русской музыкальной культуры принадлежат музыкантам, в ы шедшим из среды крепостной интеллиге н ции Д.Н. Кашину и С.А. Дегтяреву. В Ро с сию приезжали гастролеры с Запада, кот о рые вели здесь активную концертную жизнь. Однако, в связи с особыми соц и альными условиями крепостнической Ро с сии, их концерты не были доступны для широкой публики. Все это возмещалось домашним бытовым музицированием, о х ватившем города, поместья и усадьбы. Привычным явлением в домашнем обих о де становятся музыкальные инструменты: скрипка, арфа, фортепиано, гитара. Муз ы кальные собрания устраиваются не только в аристократических кругах, но и в среде мелкопоместного дворянства, чиновников и мещан. Собираясь по вечерам, любители музыки составляли небольшие ансамбли, играли и пели под аккомпанемент, беря за основу русскую народную песню, которая разрабатывается в виде вариаций, сольных песен или дуэтов. В такой атмосфере скл а дывался и развивался самый распростр а ненный и любимый всеми жанр того вр е мени – вокальная лирика, а также каме р ная инструментальная музыка, камерный анс амбль, смычковое и фортепианное и с полнительство. 19 век стал веком подъема русской культуры, а именно музыкального искусства.

В данной работе, автором более по д робно рассматривается быт провинциал ь ного и столичного дворянства того врем е ни именно с точки зрения музыкального искусства и его проявление в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Это произведение занимает центральное место в творчестве композитора и дает полное представление об идеалах и нравах людей, живших в начале 19 века.

В «Евгении Онегине» герои живут и действуют в обстановке русской действ и тельности того времени. В произведениях дается широчайшая картина жизни Ро с сии: общественно-политическая, эконом и ческая и, в том числе, культурная обст а новка.

Песня и романс

Первая половина 19 века была врем е нем расцвета бытовой песни и бытового романса. Русская городская песня, впит ы вая широкое, разностороннее содержание, обогащалась вместе с развитием городской жизни. В самом распространенно м жанре музыки – песне-романсе – осуществлялась связь между композиторским и народным творчеством. Композиторы брали матер и ал из бытовых песен. В то же время их собственные песни входили в быт, стан о вясь народными, как, например, «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева , «Колокольчик» Гурилева . Отечественная война 1812 года положила начало новым песням – героическим, походным, суто ч ным, сатирическим и популярной рекру т ской песне. Они получили широкое ра с пространение в народе, так как были по л ны скрытого протеста, позволяющего п о нять настроение декабристских лет. Числу любимых городских произведений пр и надлежат «Сторона ль моя, сторонушка», «Не белы снеги », «Не кукушечка во сером бору». Цензура запрещала печать песен, в которых отражалось противостояние с а модержавию. Но именно поэтому они и г рали важную роль в становлении револ ю ционного сознания русског о общества.

Большие заслуги в появлении револ ю ционной песни принадлежат деятелям д е кабристского движения – Рылееву и Бе с тужеву. В созданных ими песнях проявл я ется сатира, вызов самодержавию: «Царь наш, немец прусский», «Ах, где те остр о ва», «Ты скажи, говори, как в России цари правят». Традиции революционной песни, позднее были развиты их современниками. Глубоко проникли в бытовую песню и в творчество русских поэтов пуш кинской поры темы свободолюбия.

Большую популярность в городском быту приобретает украинская песенная лирика, а также цыганская песня, любимая во всех слоях русского общества. В песнях «детей вольности» люди видели проявл е ние смелого человеческого чувства. Ц ы ганские хоры (в состав которых, помимо певцов, входили гитаристы и плясуны) и с полняли русские народные песни в пр и вычной им темпераментной манере.

На основе бытовой песенной лирики развивалось насыщенное романсовое творчество. Расцвету романсовой лирики сопутствовал высокий подъем русской п о эзии. Творчество Жуковского, Пастушк о ва , Баратынского, Дельвига и особенно Пушкина создало благотворную почву для развития русского романса. Романс чутко отображал стилистическую эволюцию русской поэзии, ее образный покой и т е матику, которая позднее (в пушкинскую эпоху) очень углубляется и становится б о лее содержательной.

Вокальная лирика соответствовала всем эстетическим нормам и потребностям ра з личных социальных групп. За достаточно большой срок романсовая лирика развив а ется от сентиментального романса до пс и хологически насыщенных произведений.

В русский музыкальный обиход вошел термин «романс» только в 19 веке. Романс – лирическое вокальное произведение с инструментальным аккомпанементом. В это же время формировался близкий к фольклору, жанр вокальной камерной м у зыки – «русская песня», который разв и вался благодаря огромному влиянию и н тереса к народному творчеству. Поэтому «русские песни» композиторов Алябьева , Варламова, Гурилева стали народными – так поэтично и тонко были претворены в них черты народной песенной лирики.

Пушкинская эпоха вызвала поток р о мансового творчества. Поэтому сочинение песен и романсов в этот период – повс е дневное явление, как в столичном, так и в провинциальном дворянстве. Это спосо б ствует возникновению анонимных люб и тельских романсов бытового характера. Именно этот, простейший на первый взгляд, жанр положил основу развития и н теграционного принципа русской мелодии, ее стиля и языка. Постепенно в романсе выработалась стройная классическая фо р ма. Двухчастная форма – один из ее на и более распространенных видов.

Мелодия русского бытового романса типически вокальна , имеет плавность и широкую интонационную мягкость, что указывает на связь с народно-песенными истоками. Еще одной характерной особе н ностью жанра бытового романса является присутствие внутрислоговых распевов, мягких окончаний фраз, а также наличие томных хроматизмов.

Особое значение в русской музыке 20-30 — х годов приобретает характерный жанр лирико-философского романса – элегия – романс-размышление. Ее основным отл и чием являются такие факторы, как разм е ренный ритм и сосредоточенное выраж е ние чувств. Романс этого жанра сложились под влиянием философских стихотворений Пушкина, Жуковского, Баратынского.

Стремление к яркости и определенн о сти национального колорита все чаще пр о является в вокальной лирике 30-х годов, что является явственным примером поя в ления новых романтических тенденций, также связанных с поэзией. Композиторы стремятся воплотить в песни типические черты характера и быта различных нар о дов. Благодаря этому появляются новые разнообразные типы национально-жанрового романса: испанские серенады, итальянские баркаролы, восточные песни, героические романсы в ритме марша или полонеза. Особенно наглядным примером романтического влияния на музыкальные произведения, увлечения таинственной фантастикой, образами старинных легенд и преданий 20-х годов является жанр ба л лада, как своеобразная повествовательно-драматическая песня, выходящая по х а рактеру выразительных средств за рамки камерно-бытовой романсовой лирики. Сложная по композиционному постро е нию баллада являлась прототипом разве р нутого драматического монолога в св о бодной форме. Ее содержание требовало от певца ясного, и, главное, выразительн о го текста; мрачно-фантастическая сюж е тика находила яркое отражение в жив о писно-изобразительных средствах акко м панемента.

Традиционный жанр застольной песни, соприкасавшийся с боевыми (походными), занимал очень значимое место в бытовом репертуаре столичных и, особенно, пр о винциальных дворян. Застольные песни были изложены в форме куплетов, отлич а лись напевом солиста и припевом хора.

Если посмотреть на проявление жанра бытового романса в опере Чайковского «Евгений Онегин», то уже в первой карт и не первого действия мы можем наблюдать за сценой бытового музицирования .

Усадьба Лариных. Вечереет. Из дома доносится пение Татьяны и Ольги. Звучит их дуэт (« Слыхали ль вы за рощей глас ночной / Певца любви, певца печали?»). В этом дуэте прослеживаются все главные черты, характерные для бытового романса. Во-первых, мелодия: специфически в о кальна , в ней слышны народно-песенные истоки, присутствуют внутрислоговые распевы, которые подчеркивают пла в ность, томные хроматизмы и мягкие око н чания. Во-вторых, форма этого романса – куплетная. В-третьих, романс передает сентиментально-лирическое настроение. В-четвертых, оркестр, сопровождающий дуэт, создает эффект звучания фортепиано и арфы, что свойственно для бытового м у зицирования .

Культура русского романса оказала н е сомненное воздействие на развитие ру с ской классической оперы. В связях быт о вой песенной традиции кроется одна из причин широкой доступности русской классической оперы.

Инструментальная музыка

В первой трети 19 века в формах быт о вого музицирования преобладает тенде н ция камерности, что дает этому искусству почву для развития в условиях русского быта всех слоев общества (в особенности дворян). Камерное творчество быстрыми темпами набирало обороты и процветало. Этому способствовало появление конце р тов в учебных заведениях, любительские музыкальные вечера и другие проявления этого искусства в повседневной жизни. Камерное творчество 19 века в свою оч е редь подразделяется на две основные те н денции: разработка народно-песенного н а ционального материала и применение классических принципов, основанных на общеевропейских традициях.

Первая тенденция развивается и нах о дит полное выражение в вариациях (как известно, вариации являются излюбленной музыкальной формой того времени). Что касается метода общеевропейского кла с сического инструментального стиля, то он находит свое проявление и развивается в основном в произведениях циклической формы – сольных сонатах и камерных а н самблей.

Многие произведения, основанные на подлинных народных мелодиях, открыто выражают «фольклорный» характер, как, например, вариации на народные темы и з вестного скрипача Г.А. Рачинского.

В сложнейшем жанре струнного кварт е та, оценить который может лишь профе с сионально подготовленная музыка, поя в ляется, «академичное» направление. Св и детельством этого являются квартеты Ве р кольского и Ласковского .

Фортепианная музыка, тесно связанная с музыкально-общественной жизнью, с условиями быта дворян и прочих классов, приобретает совершенно другое значение; В своих истоках русская фортепианная м у зыка связана с вокальными жанрами песни и бытового романса. Специфика русского пианистического стиля на ранней стадии определяется широкой напевностью. Этот стиль, подобно романсу, прежде всего, складывался в сфер е лирических настро е ний (так как мягкий и напевный звук фо р тепиано ассоциировался с лиризмом, с тонким ощущением и с томным, романт и ческим состоянием души).

В 15-30-е годы русской фортепианная музыка достигает пика; виртуозный блеск, рост исполнительской техники и профе с сионального мастерства свидетельствую об этом. Все большую роль пианистич е с кий стиль играет в быте дворян.

Смена стилистических направлений, несомненно, отразилась во всех направл е ниях искусства. В начале 19 века произв е дения русских авторов еще несут на себе печать эпохи классицизма. В них выраб а тывается установленный жанр точных классических вариаций с превосходством фактурного развития. Новые романтич е ские тенденции, появляющиеся в творч е стве композиторов старшего поколения, открыто проявились в русской фортепиа н ной музыке 20-30-х годов.

Возрастает и усиливается жанровый диапазон фортепианной музыки, появл я ются новые, свойственные романтическ о му направлению того времени, жанры – ноктюрн, баркарола, колыбельная, прел ю дия, экспромт. Свой отблеск в русской м у зыке эпохи романтизма нашел ход поэт и зации и идеализации бытового танца (Ш у берт, Шопен). Несмотря на то, что танец утрачивает прикладное значение, в на и лучших идеалах фортепианной миниат ю ры он приобретает утонченно-лирический облик (вальсы Грибоедова).

Заметный перелом, вызванный усиле н ным ростом разных форм музицирования (бытового и концертного), наблюдается в 19 веке. Особое значение в искусстве з а нимает симфоническая музыка и ее формы – симфонии, симфониетты, увертюры, сюиты, концерты, симфонические поэмы, фантазии, рапсодии, легенды, каприччио, скерцо, различные симфонические танцы, вариации, попурри и т.д., которые неп о средственно вплотную связаны с оперой и театральной традицией. Оркестровая м у зыка не вышла на самостоятельный путь из-за незначительной развитости концер т ной жизни, но отразила эволюция русского творчества той эпохи. Яркие по оркес т ровке и выразительные по тематизму увертюры Козловского, Давыдова подг о товили симфонические принципы Глинки. В них проявился тернистый путь, который преодолела русская музыка от классици з ма 17 века через «неистовую романтику» к «реалистическому симфонизму».

Инструментальная музыка звучала на балах в виде различных танцевальных жанров. В начале 19 века торжества, балы открывались польским танцем – полон е зом, позже на его смену пришел менуэт.

Один из распространенных бальных танцев – вальс – пользовался в 20-е годы репутацией непристойного, даже вульга р ного танца. Он противо по ставлялся уст а новленным строгими нормами классики танцам и являлся «модным и молоде ж ным». Вскоре он был «запущен» на балы Европы, как дань новой эпохе. Мазурка была в эпицентре всеобщего внимания на балах и означала его кульминацию. Ос о бенностью этого танца наблюдалась те н денция многочисленных причудных фигур и мужского соло. Котильон – вид кадрили – один из заключающих бал танцев. И с полнялся на мотив вальса и изображал с о бой «танец-игру», являлся самым непр и нужденным, разнообразным и шаловл и вым танцем.

У Чайковского в «Евгении Онегине» в первых картинах второго и третьего де й ствий инструментальная музыка первой половины 19 века представлена в виде танцевальных жанров.

Второе действие. Бал в доме Лариных. Празднуются именины Татьяны. Действие открывается вальсом. Молодежь танцует, среди них Онегин и Татьяна. Пожилые гости в это время сидят группами и разг о варивают, наблюдая за танцующими. Это подтверждает, что вальс в те времена я в лялся молодежным танцем. Позже Онегин с Ольгой танцуют танец французского происхождения – котильон. Чайковский осознано выбрал для этой сцены «шало в ливый танец». В нем присутствует момент, когда дама садиться на колени к своему партнеру. Не удивительно, что Ленский приревновал свою возлюбленную: «Ах! Что такое! Глазам не верю! Ольга! Боже, что со мной!»; это и послужило поводом для развития дальнейших роковых соб ы тий. На закате торжества, как и положено, звучит мазурка.

В третьем действие на балу у одного из петербургских сановников гости танцуют полонез. Этот танец свидетельствует о том, что бал только начался, а также по д черкивает возвышенный характер праз д ника. На этом балу звучат также два экос е за – весёлый парно-групповой танец быс т рого темпа, в двудольном размере (при Петре I назывался «английским танцем»).

Процесс развития инструментальной культуры первой половины 19 века, как видно из нашего обзора, протекал нера в номерно. Резкий сдвиг произошел в дека б ристский период 20-х годов. Как и в др у гих жанрах, сдвиг этот был закономерен.

Музыкальный театр

Начало 19 века – эпоха больших, р е шающих сдвигов в истории русского теа т ра. В годы Отечественной войны, дека б ризма театр сохраняет свое просветител ь ское значение и мощно расширяет свое влияние на русское общество. Он прик о вывает к себе внимание широких кругов зрителей, становится объектом литерату р ных дискуссий и споров.

Самовыражается на сцене театра 1800-1810-х годов героико-патриотическая те н денция. Идут трагедии на русские истор и ческие сюжеты, которые затрагивают па т риотические чувства зрителей. Особым успехом пользовались французские «оп е ры спасения» (о событиях французской революции 1789 года) композиторов М е гюля и Лесюера .

В комедийных жанрах, таких, как ком е дии, водевили и комические оперы затр а гивались глубочайшие вопросы совреме н ности. Очевидным проявлением в соц и альном обществе 20-х годов становится театральная критика. Одними из самых ярчайших критиков этого времени были Гнедич , Катенин , Кюхельбекер. В теа т ральном «резерве» 10-20-х годов было достаточно и пустых пьес. Позднее, в 30-40 годы значительное место отводилось пьесам официально-монархического с о держания.

С такими отрицательными тенденциями русского театра активно боролись русские писатели и критики. Центральная роль в этой борьбе принадлежит Белинскому. Со своими сторонниками, он видел в театре гениальное, грандиозное преобразующее искусство – мир правды и поэзии, которые возвышают сущность человека. Белинский призывал к разработке народного русского театра – театра «действительной жизни». Все это оказало влияние на развитие м у зыкального театра. Вместив в себя разли ч ные стили и направления – классицизм, сентиментализм и романтизм, русская опера пришла к реалистическому искусс т ву Глинки.

19 век ознаменован поисками идеала оперного театра, привычной непостоянн о стью жанров и форм; и только Глинки смог урегулировать эту задачу и найти ее решение – создать русскую классическую оперу.

Заключение

Исходя из моей работы, можно сделать вывод, что новый взгляд на фольклор, п о явление новых структурных и жанровых форм, обращение к художественно-выразительным приемам других видов и с кусства – все это обусловило высокую р е зультативность развития музыкальной культуры первой половины 19 века.

Музыкальная культура того времени служит неиссякаемым источником вдо х новения и по сей день. Свойственные ей черты нашли свое продолжение в творч е стве таких композиторов, как Чайковский, Глазунов, Лядов и Рахманинов. Именно поэтому я обратилась к опере Чайковского «Евгений Онегин»; в ней он использует традиционные формы интересующего нас времени (различные инструментальные жанры и показывает сцену домашнего м у зицирования ). Это вносит в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелища. Вся опера «Евгений Онегин» связана с природой русского романса. По выраж е нию Б.В. Асафьева, «романсное, как лир и ческое высказывание, проникает собою каждую из «лирических сцен».

Библиографический список

1 . Келдыш, Ю.В. История русской музыки. Т. 3. – М.: МУЗГИЗ, 1954. – 531 с.

2. Комиссарская, М.А. Русская музыка XIX века. М.: Изд-во Знание, 1974. – 208 с .

3. Соболева, Г. Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980. – 112 с .

4. Петру ганская , Р. И. Музыка и поэзия. – М.: Знание, 1984. – 56 с .

DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE IN THE 19 CENTURY. SONG AND ROMANCE. MUSICAL THEATRE

A.A. Trusova

Krasnoyaruzhskaya school №2

(Russia, Krasnaya Yaruga )

A bstract . The article considers the musical culture of the 19th century, its main directions. A study is being made of the influence of everyday life on the content of works, the culture of the Russian romance, elegy, and song. The composers and their works are evaluated by the example of Alyabyev , Varlamov , Gurilev . Tchaikovsky’s romance «Eugene Onegin » is considered in d e tail.

Keywords . m usical culture, composer, vocal work, romance, elegies, everyday song lyrics, mus i cal theater.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями. В своей поэме Пушкин, как известно, свернул масштабы классической эпопеи, порой пародируя ее стиль: «Я не Омер... Он может воспевать один обеды греческих дружин»; Глинка же пошел по иному пути -- при помощи колоссального картинного «разбухания» его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки -- прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, т.е. романтическое начало.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России 19 века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины -- повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства». Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. Для «лаборатории» поисков Чайковского характерно то, что он использует в опере традиционные формы, вносящие в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелищности. В своем стремлении создать «интимную», но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от эпического тона повествования Пушкина и увел роман от сатиры и иронии в лирическое звучание. Вот почему на первый план в опере выступила лирика внутреннего монолога и внутреннего действия, движения эмоциональных состояния и напряженности.

Транскрипт

1 тр. 1 из:04 Культура здесь и сейчас САЙТ О ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ моим Учителям посвящаю Русская музыка 19 века: периоды, стили, жанры, школы Опубликовано автором admin Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно до годов, и после. До эпоха раннего романтизма, или «до глинкинская», после в русской музыке наступает классический период. I период. «До глинкинская» эпоха. В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, в живописи О.А. Кипренский и К.П. Брюллов. В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

2 тр. 2 из:04 Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были: «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»). запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»). камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»). Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль легкая пьеса с куплетами.в музыкальной культуре России 19 века были особенно популярны водевили А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты») и Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»), однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевиль для бенефиса какого-нибудь актера.

3 тр. 3 из:04 В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты обращение к эпохальному прошлому). II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка. С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал: «В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор». Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество

4 тр. 4 из:04 невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин) были её настоящими поклонниками. В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России. III период. Вторая половина 19 века. Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения. Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания, в Петербурге создается бесплатная музыкальная школа, основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах. Становятся популярными новые музыкальные жанры симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского). Композиторские школы.

5 тр. 5 из:04 Также в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы. Первая Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка». В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа. Вторая московская школа; возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие. Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «Могучей кучки» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное они относились к разным временным эпохам. Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший», Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему». Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не

6 тр. 6 из:04 причисляли себя ни к той, ни к другой школе. Исполнительское искусство. Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение 19 века. До этого распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения. Музыкальные инструменты. Одно из главных изобретений 19 века механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты например, туба и флейтапикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России. Подведем итог. В музыкальной культуре России 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и русских композиторов признал и начал уважать весь мир. Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость -

7 Русская <музыка> <19> <века>: периоды, стили, жанры, школы Стр. 7 из:04 поделитесь!


Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 349 с углублѐнным изучением английского языка Красногвардейского района г.санкт-петербурга Трёхуровневая контрольная работа

Задания для проведения промежуточной аттестации по музыке в 7 классе Билет 1 1. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? 2. Как называется песня в исполнении хора или ансамбля

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные У учащихся будут сформированы: - мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; - чувство уважения к народной песне,

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Однако существует любопытный документ из фондов дирекции императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на десятилетия вперёд.

Музыка 2 класс (ч в неделю - 34 ч) Пояснительная записка Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной

Митрофаненкова И. А., учитель музыки и МХК первой категории Лошницкой районной гимназии Урок музыки в 5 классе Тема урока:. «Могучая кучка». Цель: формировать знания учащихся о классической музыке; познакомить

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по делам культуры Директор МБУ ДО «Дом мэрии г.череповца детства и юношества «Дом знаний» И.Н.Лобанов Н.Н.Хазова 2016 г. 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о VII-ом Всероссийском

Развитие музыкального искусства в России В древние времена пение и музыка были включены в исполнение разных ритуалов, сочетались с эпической поэзией и танцами. Уже с 9 в. развивалось многоголосное церковное

6 класс Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) немецкий композитор, представитель эпохи барокко. В творчестве Баха представлены все современные ему жанры, кроме оперы. И.С. Бах непревзойденный мастер полифонии.

«Классика школьникам» Мы предлагаем новые программы концертов для школьников и гимназистов. Основываясь на филармонических традициях XX века, мы отказались от академических штампов наши концерты проходят

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 3 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность: - совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности

МБОУ Супоневская средняя общеобразовательная школа 2 Тестирование по музыке за 1 полугодие 2015-2016 учебного года в 6 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д Критской. Цель работы: выявить уровень усвоения

Музыка Древней Руси Музыка Древней Руси была преимущественно церковной. С XII века в церковный обиход вошло так называемое пение, от слова «знамя», что означает. Эти напевы были и сочинялись. Исполнялись

Раздел «Россия Родина моя!» 1. Послушайте фрагмент. Как называется это произведение и кто его автор: А. А. Вокализ С. Рахманинов Б. Романс Г. Свиридов В. Концерт 3 С. Рахманинов Г. Мертвое поле С. Прокофьев

Календарно-тематическое планирование на 2013 2014 учебный год «Музыка 4 класс», авторы: В. О. Усачева, Л. В. Школяр из расчѐта 1 час в неделю (34 ч.) п/п Тема урока. Страницы учебника. I четверть (9 ч.)

П/п Разделы учебной программы темы уроков и Колво час. По календ дата Факт. Средства обучения Характеристика основных видов деятельности 3 Мелодия. 2 Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. 2.09

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств Завитинского района Календарные планы по предмету Музыкальная литература Первый год обучения Первый год

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы "Детская музыкальная школа имени М. М. Ипполитова-Иванова" «Утверждаю» директор О.В.Черезова приказ

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета "МУЗЫКА" для 5-7 классов разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ г. Мурманска «Средняя

2 Дата проведения уро Тема Характеристика основных видов деятельности По плану Фактич. ка 1. 3.09 Мелодия. Различать особенности русской народной песни, уметь определять жанры, выразительно исполнять народные

ТЕСТЫ «Романтизм» 7 кл. 1 1. Романтизм художественное направление в европейской и американской культуре конца А) XII века. Б) XVI века В) XVIII.века 2. В музыке романтизм сформировался в А) 1786 году Б)

41 IV класс (34 ч) Россия Родина моя (3 ч) Мелодия. Ты запой мне ту песню Что не выразишь словами, звуком на душу навей Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛУГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО Институт культуры и искусств ПРОГРАММА профильного вступительного испытания по специальности «Музыкальное

II класс (34 ч) Россия Родина моя (3 ч) 19 Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 2 Рассмотрено на МО учителей истории и обществознания Протокол 1 от 28.08.2015г. Согласовано на заседании МС Протокол 1 от 28.08.2015г.

Класс: 5 Часов в неделю: Всего часов: 35 I триместр. Всего недель 0,6 всего часов. Тематическое планирование Предмет: Музыка урока Раздел, тема урока Раздел: Музыка как вид искусства «Музыка и литература».

«УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО МГУДТ В.С. Белгородский 2016 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Приложение к рабочей программе по музыке для 7 класса 2014-2015 Промежуточная аттестация в форме тестирования Пояснительная записка к КИМу для проведения промежуточной аттестации учащихся 7 класса по музыке

9 ноя 2013. Презентация к уроку по музыке (8 класс) по теме: Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму». Проверка знаний учащихся биографии знаменитых русских писателей: Ломоносова, Пушкина,.

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе типовой программы по «музыкальной грамоте и слушанию музыки», Благонравовой Н.С. Рабочая программа рассчитана на 1-5 классы. На музыкальную

Утверждаю: и.о. директора государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования края «Краснодарский колледж -Корсакова» февраля 2016 г. 129-П А.Н. Иванова Приемные

«Старинной песни мир» ПЕСНИ ФРАНЦА ШУБЕРТА Подготовила учитель музыки Бахматкова Л.Б. Романтизм это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: «Музыка: 5-9 классы», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва: Просвещение,

ОГЛАВЛЕНИЕ I. КОМПОЗИТОРЫ В ПЕТЕРБУРГЕ М. И. Глинка 1. Блиц-опрос... 3 2. Вспомните, кто это... 3 3. Жанры музыкальных произведений... 4 А. С. Даргомыжский 4. Блиц-опрос... 4 5. Вспомните, кто это... 5

Раздел «В музыкальном театре» 1. Напишите автора оперы «Руслан и Людмила». А. М. Глинка Б. Н.А. Римский-Корсаков В. П.И. Чайковский Г. Л. Ван Бетховен 2. Назовите литературное произведение легло в основу

Пояснительная записка Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы

П/п Наименование разделов и тем Календарно -Тематическое планирование Музыка 6 класс (34 часа) Характеристика деятельности учащихся. Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе «Программы по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ (4 класс) Тест 1 1.Что такое «вокализ»? а) хоровое произведение б) песня в) песня без слов 2.Кто написал «Вокализ» а) Мусоргский М.П. б) Рахманинов С.В. в) Чайковский П.И. 3. Какова национальность

ЦЕЛЬ: Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. ЗАДАЧИ: 1.Изучить влияние путешествий по странам Европы на творчество композитора. 2.Выделить

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 4» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» для 1-4 классов Пояснительная записка Рабочая программа

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ 9» / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016 г. Рабочая программа учебного предмета «Музыка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Музыка класс 9 Программу разработал: Маслова Наталья Александровна 2015-2016 учебный год Пояснительная записка Музыка 9 класс Рабочая программа по музыке для основной школы

П/п Тема урока Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс) Колво часов тема I полугодия: Музыка и литература 7 четверть.. Что роднит музыку с литературой... Вокальная музыка. 3. 3. 4. 4. 5. 5.-

30 Продолжение III класс (34 ч) Россия Родина моя (5 ч) Мелодия душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающего 5 класса, которому рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1» «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Гимназия 1» по УВР Числова Г.А. «29» августа 2016 г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия 1»

Творчество А.С. Пушкина в романсах Хорев С.А. Что такое романс? Романс (от испанского romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Романс" возник в Испании

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для VII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения, программы для общеобразовательных

Д.Г.Башкирова М.И. ГЛИНКА ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ, НАРОДНОСТИ В ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ «Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Нялинское имени Героя Советского Союза Вячеслава Федоровича Чухарева» ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП

В 2016 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 185 лет комедии А.С. Грибоедова «ГОРЕ ОТ УМА». Нельзя изучать жизнь и творчество ГРИБОЕДОВА, не обращаясь к ПУШКИНУ. В их судьбе и творчестве много поразительных совпадений, порой

Календарно тематическое планирование по предметной линии «Музыка» в рамках УМК «Система Л.В. Занкова» в 4 классе 1 час в неделю - 34 часа в год. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство

Урока Тема урока Колво часов Характеристика деятельности обучаемого РОССИЯ - РОДИНА МОЯ. (3 часа) Дата проведения урока по факт. плану. Мелодия. Урок-беседа. Урок изучения и первичного 2. Здравствуй, Родина

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Аннотация к рабочей программе по музыке 5 класс. Программа по музыке 5 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Она включает

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североонежская средняя школа» Утверждаю Директор школы Е.Р. Катрич 30 августа 2016 год Рабочая программа по предмету «Искусство. Музыка» для 7 а,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 городского округа Лосино-Петровский Утверждено приказом директора МБОУ СОШ 4 от Рабочая программа по музыке базового

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «музыка» 1-4 класс (ФГОС) 1.Планируемые результаты освоения музыки В результате

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (ФГБОУ ВО «ОГИК») ФАКУЛЬТЕТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа 1» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 2-4 классы 2016 год 1 Пояснительная записка Программа

Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Особенно привлекали внимание многих композиторов, писателей, художников музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской. Большим успехом у публики пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер И.Штраус.
В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы А.А.Алябьева («Соловей»), А.Е.Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица мете г...» и др.), (романсы, песни в народном стиле - «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая...» А.Л.Гурилева).
Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был А.Н.Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила» (1835), а также нескольких музыкальных баллад и романсов («Черная шаль» и др.). В операх и балладах А.Н.Верстовского сказалось влияние романтизма. В опере «Аскольдова могила» отражалось характерное для романтического искусства обращение к историческим сюжетам и эпосу, который фиксировал представление народа о своем прошлом.
Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов - Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. можно было только на основе глубокого освоения народно-национального мелодизма с одновременным его преображением в русле основных завоеваний европейской музыкальной культуры. Эта работа началась еще в XVIII в. (Е.Формин,
Ф.Дубянский, М.Соколовский) и с успехом продолжалась в первые десятилетия XIX в. А.Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки.
М.И.Глинка (1804-1857) принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления Глинка получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки. В конце 20-х - начале 30-х XIX в. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, в том числе такие романсы, как «Ночной зефир» (стихи А.С.Пушкина, 1834), «Сомнение» (1838), «Я помню чудное мгновенье...» (1840). Выдающимся событием в музыкальной жизни России явилась постановка в 1836 г. оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В лице костромского крестьянина Ивана Сусанина композитор показал величие простого народа, его мужество и стойкость. Новаторство Глинки состояло в том, что представитель русского народа, русский крестьянин стал центральной фигурой музыкального повествования. Народно-героический пафос получил яркое воплощение на основе виртуозной техники и большого разнообразия вокально-инструментальных партий. Опера «Жизнь за царя» стала первой классической русской оперой, которая положила начало мировому признанию русской музыки. Великосветское общество довольно сухо встретило оперу, но истинные ценители искусства восторженно приветствовали спектакль. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский и др.
Вслед за первой оперой Глинка написал вторую - «Руслан и Людмила» (1842) по сказке А.С.Пушкина. На стихи Пушкина Глинка написал ряд замечательных романсов, и поныне пользующихся широкой известностью. Романс «Я помню чудное мгновенье» убеждает, насколько музыкальный стиль Глинки был близок пушкинской лирике. Глинка явился автором инструментальных пьес, симфонической поэмы «Камаринская».
Трудно переоценить вклад Глинки в развитие русской национальной музыки. Глинка - родоначальник жанров отечественной профессиональной музыки. Он создал национальную русскую оперу, русский романс. Глинка был первым русским музыкальным классиком. Он был основоположником национальной школы в музыке.
Другим замечательным композитором был А.С.Даргомыжский (1813-1869) - ученик М.И.Глинки. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Русская интеллигенция приветствовала оперу Даргомыжского
«Русалка», где изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем. Это произведение было созвучно общественным настроениям предреформенной эпохи. Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере Даргомыжского «Каменный гость» появился вмоа-зительный мелодичный речитатив. Декламационная форма пения оказала большое влияние на последующее развитие русской оперы.