Рассказ о бедных людях по истории. Ф.М. Достоевский "Бедные люди": описание, герои, анализ произведения. Макар Алексеевич Девушкин

Внутренний мир «маленького человека», его переживания, проблемы, разочарования, но, в то же время, и духовное развитие, нравственная чистота - вот что волнует Фёдора Михайловича, поднявшего тему трансформации личности в тяжелых жизненных обстоятельствах. Возврат самоуважения через помощь к другому обездоленному существу, сохранение личностной целостности вопреки невзгодам - об этом заставляет задуматься переписка двух не очень счастливых людей.

История создания

Весной 1845 года редактирование текста продолжается, вносятся окончательные поправки. В первых числах мая рукопись готова. Григорович, Некрасов и Белинский выступили первыми читателями, а уже в январе 1846 года «Петербургский сборник» познакомил с романом широкую общественность. В 1847 году выходит отдельное издание.

Стилистические изменения добавлялись Достоевским и позже, при подготовке собраний его сочинений.

Исследователи творчества писателя считают, что у многих персонажей «Бедных людей» были прототипы.

Анализ произведения

Описание произведения

Бедный чиновник решает помочь дальней родственнице, находящейся в непростом положении. Он не жалеет для неё ни собственных средств, ни времени, ни добрых советов, ни ласковых слов. С благодарностью принимает Варя помощь, отзываясь теплотой и сердечностью. Во взаимоотношении двух обездоленных людей, ставших опорой друг для друга, открываются лучшие стороны обоих.

В финале Варвара принимает решение выйти замуж за нелюбимого помещика Быкова, чтоб обрести социальный статус и финансовое благополучие.

Главные герои

Центральных персонажей в романе двое: одинокий Макар Девушкин и юная сирота Варенька Добросёлова. Раскрытие их характеров, особенностей и недостатков, взглядов на жизнь, мотивов поступков происходит постепенно, от письма к письму.

Макару 47 лет, 30 из которых он занимается малозначительной работой за мизерное жалование. Служба не даёт ему ни морального удовлетворения, ни уважения коллег. У Девушкина высокие амбиции, он не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Неудачные попытки создать престижный образ в глазах окружающих ещё больше понижают самооценку титулярного советника. Но под застенчивостью и неуверенностью главного героя скрывается большое сердце: встретив нуждающуюся девушку, он снимает для неё жильё, пытается помочь материально, делится душевным теплом. Принимая искреннее участие в судьбе Вари, ощущая свою значимость, Девушкин растёт в собственных глазах.

Варвара Добросёлова, потерявшая родных, столкнувшись с подлостью и предательством, также всей душой тянется к доброму человеку, посланному ей судьбой. Доверяя собеседнику подробности своей жизни, Варя, в свою очередь, с сочувствием и сердечностью относится к сетованиям чиновника, поддерживает его морально. Но, в отличие от Макара, девушка более прагматична, обладает целеустремленностью и внутренней силой.

(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург )

Формат романа в письмах, представленный Достоевским, обладает отличительной чертой: мы слышим прямую речь героев, их отношение к окружающей действительности, их собственную оценку происходящих событий, при этом субъективное мнение автора отсутствует. Читателю предлагается самому разобраться в ситуации и сделать выводы относительно характеров и поступков персонажей. Мы наблюдаем развитие двух сюжетных линий. Тождественность отчеств героев намекает на схожесть их судеб. При этом, если Добросёлова остается по ходу повествования на одном и том же уровне, то Девушкин духовно растет, преображается.

Безденежье и невзгоды не разрушили самого главного в душе «маленького человека» - способности к состраданию, милосердию. Возросшее самоуважение, пробуждающееся самосознание ведёт к переосмыслению своей и окружающей жизни.

В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба."Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.

Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, и не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. "Некому и приглядеть за ней", – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.

"Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю".

Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.

– Эй, соседка! – крикнула Жанна. "Уж не случилось ли что", – подумала она и толкнула дверь.

В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла Фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко. Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. "Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!"

Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.

"Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?.." И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.

Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.

Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:

– Вот и я, Жанна!

– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.

– Ну, уж ночка! Страх!

– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?

– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут без меня делала?

Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.

– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я... Сидела шила... Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.

– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!

Оба помолчали.

– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.

– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки... Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать...

Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.

– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!

Но Жанна не двигалась с места.

– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?

– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.

В 1846 году впервые был опубликован роман "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание его мы предлагаем читателю. Работа над ним велась в 1844-1845 гг. В жанре эпистолярного романа было написано произведение "Бедные люди" Достоевского.

Макар Алексеевич Девушкин

47-летний Макар Алексеевич Девушкин служит мелким канцелярским чиновником (писарем) в департаменте Петербурга. Жалование у него небольшое, поэтому он занимает всего лишь часть общей кухни в квартире дома, находящегося недалеко от Фонтанки. Дом этот "капитальный" и добротный, однако Девушкин вспоминает свое предыдущее жилье, "не в пример лучше" нынешнего. Что же заставило титулярного советника ухудшить свои жилищные условия? Основная часть его жалования уходит на оплату дорогой и приличной квартиры, которая находится во дворе этого же дома. В ней проживает Доброселова Варвара Алексеевна, дальняя родственница чиновника 27 лет.

Взаимоотношения Макара и Вареньки

Сиротой является Варенька из произведения "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание взаимоотношений ее с Макаром сводится к тому, что тот покровительствует Вареньке из лучших побуждений, считая, что он единственный, кто может заступиться за эту девушку, хотя совсем рядом живут дальние родственники. Для того чтобы не скомпрометировать Вареньку частыми визитами, он находит выход для постоянного общения с ней. Им стала переписка. Макар Алексеевич и Варенька, оба тонкой душевной организации натуры, которые нуждаются в душевном тепле и сопереживании, переписываются друг с другом при первой возможности. В этих письмах (31 - от Девушкина и 24 - от Вареньки) рассказывается вся полугодовая история их взаимоотношений в произведении "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание их мы сейчас опишем.

Первые письма Макара

Безоглядным счастьем пронизаны первые письма Макара. Весна на улице, душу и сердце чиновника заполняют "приятные", "затейливые" мысли. Он очень рад возможности заботиться о девушке, и на ум его волей-неволей приходят "нежные мечтания". Девушкин экономит, стараясь пустить любую лишнюю копейку на благо существования Вареньки.

История Вареньки

Финансовой и духовной поддержке этой девушки способствуют и ее грустные письма, в которых Варенька рассказывает во всех красках о несчастии своей жизни. Она родилась и выросла в деревне, в доме управляющего помещичьей усадьбой. Отец вскоре остался без жалования и места, поэтому семейство было вынуждено перебраться в Петербург. "Сердитый", "тоскливый", "гнилой" город совсем не впечатлил 14-летнюю Вареньку. На семью вскоре посыпались проблемы со всех сторон. Отец Вареньки умер, не сумев пережить постоянных неудач. Пришлось отдать дом за долги. Варенька с матерью поселились у Анны Федоровны, дальней родственницы. Мать девушки много работала для того, чтобы не быть обузой.

Занятия со студентом

Для повышения образованности Варенька занималась со студентом, который жил в этом же доме. Петр Покровский (так звали его) болел чахоткой. Он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Девушка его боготворила, считая "достойнейшим", "добрейшим человеком". В пансион к Анне Федоровне Петра поместил помещик Быков, ее близкий знакомый.

Чем же продолжается история Вареньки, героини романа "Бедные люди"? Краткое содержание далее рассказывает о том, что ее со студентом сблизили образовательные занятия. Когда мать Вареньки от непосильной работы заболела и слегла, они вместе проводили время у ее постели. Многому научилась Варенька у Петра. Девушка полюбила чтение. Неожиданно пришло новое горе: не сумев победить свою болезнь, студент умер. Бессердечная Анна Федоровна решила забрать все его вещи в счет устройства похорон. Отец юноши все-таки взял несколько книг, которые ему удалось унести. Он плакал, бежал за гробом, а книги падали прямо в грязь у него из рук...

Тяготы, выпавшие на долю Вареньки

Многие тяготы выпали после этого на долю Вареньки из романа "Бедные люди". Краткое содержание их следующее. Анна Федоровна все время корила приживалок за нахлебничество. Мама Вареньки вскоре умерла, и девушка осталась одна. "Добродетельная" родственница "выставила счет" ей, объявив о больших убытках, понесенных из-за присутствия в ее доме нежданных родственников. Посчитав, что сводничество Вареньки с помещиком Быковым, своим другом, - единственная возможность окупить их, Анна Федоровна решила осуществить задуманное. Помещик лишает невинности девушку, однако той удается сбежать.

Варя в письмах к Макару сокрушается, что родственница ее пытается узнать, где она проживает. Девушка надеется, что Макар Алексеевич, единственная ее опора, защитит ее от козней коварной родственницы. Настолько гложет Вареньку печаль, что она на нервной почве заболевает и проводит в беспамятстве целый месяц. Макар Алексеевич продает свой новый вицмундир для того, чтобы поддержать здоровье девушки.

Положение главного героя на службе

Тяжелое положение Девушкина на службе далее описывает Достоевский ("Бедные люди"). Содержание ответных писем Вареньки, в которых он рассказывает о своей жизни, - источник, из которого мы узнаем об этом. Главный герой жалуется, что его воспринимают со смехом на службе, придумывают разные обидные эпитеты: "тихонький", "добренький", "смирненький". И мундир его не тот, и сапоги, и фигуру, и волосы следовало бы переделать. Насмехаются, что Макар уже 30 лет занимается перепиской документов. Он не понимает этих насмешек. Варенька является единственной отдушиной для Макара. Он пишет застенчиво и радостно, что его будто домом и семейством благословил Господь. А вот слога своего немного стесняется Макар, герой, которого создал Ф. М. Достоевский ("Бедные люди" - первый роман писателя).

Жилище Макара, его подарки Вареньке

Он описывает девушке свое жилище, которое характеризует как трущобу: длинный, грязный, темный коридор с "остро-услащенным", "гнилым" запахом. Неудивительно, что чижики в нем так и мрут. По левую сторону - сплошь двери, а за ними проживает разный люд. Это чиновник с семьей, учитель-англичанин, картежники-французы. Как "сущую ведьму" характеризует Девушкин хозяйку квартиры.

Он рассказывает, что лишь "для удобства" ютится в уголке кухни, ведь напротив нее находится окно Вареньки. Главный герой бывает очень счастлив, когда ее "миловидное личико" мелькает за окошком. Он якобы копит и откладывает деньги. Хотя, конечно, за перегородкой дешевле, и главный герой может даже позволить себе чай с сахаром. Макар купил для милой Вареньки горшки с геранью и бальзамином. Девушкин отправляет Варе помимо письма фунт конфет.

Девушка восхищена цветами, однако корит Макара за растраты. Варенька осознает, что ради этого Девушкину приходится отказывать себе во всем. Хозяйка квартиры как-то проболталась ей, что Макар Алексеевич раньше жил намного лучше. Девушка иронически охлаждает пыл главного героя с его подарками и заботами: недостает лишь стихов. Макар сконфужен, он объясняет, что его "одушевляла" лишь отеческая приязнь. Девушкин 10 июня везет Вареньку на прогулку на острова для того, чтобы она отдохнула на свежем воздухе.

Преследования Анны Федоровны

Вернувшись домой, героиня пишет очередное письмо, в котором благодарит за совершенный променад, однако сообщает, что опять больна, так как промочила ноги. Девушкин обещает ее проведать и принести Вареньке книгу. Та снова пытается образумить его просьбой не тратить столько денег на нее и купить лучше новый вицмундир. Ведь нельзя же ходить в таком рванье. Варенька рассказывает, что родственница ее узнала, где она живет, и зовет ее обратно. Она обещает уладить все с Быковым. Однако девушка непреклонна. Она сообщает Анне Федоровне, что ей хорошо живется здесь под защитой Макара.

Знакомство Макара с литературой

Главный герой польщен тем, что в нем нуждаются. Он рассказывает девушке, что восхищается литературой и часами проводит время у Ратазяева, его соседа, в компании сочинителей, которые приходят к нему. Варенька негодует, узнав, какие книги рекомендует Ратазяев Макару. Она присылает ему почитать "Станционного смотрителя" Пушкина. Макар в восторге от этого произведения, он отмечает, что чувствует точно так же, как описано в книге. Варенька 6 июня знакомит Девушкина с "Шинелью" Гоголя, и Макар в этот же день ведет в театр Вареньку.

Опасения Вареньки из произведения "Бедные люди"

Краткое содержание по главам описывает лишь основные события, поэтому не будем подробно останавливаться на впечатлении, произведенном на главного героя классической литературой, и продолжим описывать сюжет. Девушка сообщает, что Федора, хозяйка квартиры, может ее устроить гувернанткой в семью помещика, однако она сомневается, следует ли идти. У девушки плохой кашель, она боится, что умрет. Варя просит Девушкина беречь деньги и прекратить посылать ей конфеты. Она пишет, что вышила ковер, за который дают 50 рублей ассигнациями. Поэтому она сможет сама заплатить Федоре за жилье сумму, которую задолжал Макар. Кроме того, Варенька сошьет Девушкину жилетку, а себе - новое платье.

Макар подбадривает девушку, говорит, что она вовсе не больна, а всего лишь бледная и немного похудела. Он просит не идти в гувернантки, поскольку для главного героя "полезность" ее состоит в "благотворном влиянии" Вареньки на его жизнь.

Безденежье и пьянство Макара

Макар в начале июля остается совсем без денег. Он занял жалованье вперед, однако и это не спасает. Все чаще постояльцы дома насмехаются над взаимоотношениями Макара с Варенькой. А тут еще девушка сообщает, что один офицер, ее сосед, делал ей недвусмысленное предложение.

Краткое содержание рассказа "Бедные люди" продолжается тем, что Макар в отчаянии запил. Он 4 дня не появляется ни на службе, ни у Вареньки. Главного героя находят на улице в нетрезвом виде. Полицейские приводят его домой. Кроме того, он ходил к офицеру выяснять отношения, однако тот лишь спустил его с лестницы. Девушка сокрушается, что принесла Макару такие несчастья. Она просит его, невзирая на пересуды, продолжать приходить к ней обедать. В безденежье и пьянстве Девушкина проходит август. Макар с начала месяца безуспешно пытается занять под проценты. Новые ловеласы посещают Варвару, уже от ее дальней родственницы. Макар в отчаянии хочет переехать куда-нибудь с ней, однако снова запивает. Девушка безутешна. Она посылает ему 30 копеек серебром, оставшиеся у нее.

Наступление осени

Искреннее сочувствие вызывают главные герои, которых описал Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание по главам, к сожалению, не может передать трогательного тона их писем. Читая их, понимаешь, как трудно приходилось честным и скромным труженикам в то время. Варя пишет 5 сентября, что осень наконец наступила. А она очень ее любила, когда жила в родной деревне. На лоне природы было красиво осенью. Огненное закатное небо, чистое озеро с деревьями на берегу, опавшая листва и поднимающийся над водой белый пар... А когда осень поздняя, завершаются крестьянские работы. В преддверии зимы все замирает. Варя пишет, что ощущение близкой смерти не покидает ее. Федора ушла куда-то, а в комнате кто-то ходит, однако девушке не страшно: письма отвлекают ее. Варенька также сообщает, что продала шляпку и платье, однако вырученных денег уже почти не осталось. Хорошо, что Девушкин дал 2 рубля Федоре: она хотя бы какое-то время не будет упрекать за неоплаченную квартиру.

У Макара формируется слог

Главный герой пишет, что гулял в вечерних раздумьях по беспорядочной и грязной набережной Фонтанки. А на Гороховой, расположенной по соседству, - богатые магазины, роскошные дамы, дорогие кареты. Он размышляет о том, почему труд вознаграждается так низко, а множество неработающих богачей довольны и сыты? Девушкин горд этими рассуждениями. Он замечает, что с недавнего времени у него формируется слог. У главного героя обнаружили описку в документе, и его ожидало наказание. Однако, посмотрев на жалкий вид Макара, генерал даже дал ему 100 рублей. Главного героя грызет совесть за его недавнее вольнодумство. С помощью этих денег ему удается погасить долги. Девушкин воспрял духом и живет надеждой на светлое будущее. Однако отнюдь не счастливый финал готовит своим читателям Ф. М. Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание дальнейших событий заставляет читателя искренне сочувствовать Макару и Вареньке. То, что происходит, было закономерно в российской действительности того времени, в которой многих "маленьких людей", подобных Девушкину и Вареньке, ожидала похожая судьба.

Варенька уезжает

Описывая краткое содержание романа "Бедные люди", мы подошли к финалу. Вареньку все-таки находит Быков и делает ей предложение. Ему необходимо завести детей для того, чтобы лишить родственника наследства. Если девушка откажет, Быков женится на богатой купчихе. Героиня соглашается, понимая, что лишь это может ей вернуть честное имя. Девушкин сражен наповал, но все-таки помогает Вареньке собраться в дорогу. В прощальном письме девушка сетует на то, что Макар, "единственный", "бесценный", "добрый", остается совсем один. Тот в отчаянии. Он сообщает, что работал оттого, что поблизости жила Варенька. Девушкин со своим сформировавшимся слогом остается один. Он размышляет о том, "по какому праву" ломают "жизнь человеческую".

Следует отметить, что в русской литературе есть не только роман, но и рассказ с названием "Бедные люди" (Лев Толстой). Краткое содержание произведения Достоевского мы описали. Если же вас интересует рассказ Толстого, отметим, что по объему он очень небольшой, поэтому вам не составит труда прочесть его в оригинале. В нем говорится о Жанне, которая ждет возвращения своего мужа, рыбака, каждый день и никогда не уверена, что он вернется. Таково краткое содержание рассказа Толстого "Бедные люди" в двух словах.

Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
произведение В.Гюго?
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго

1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
2. Что такое, по­вашему, доброта?
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
(Составление кластера)
Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
учащийся работает со словарём Ожегова.
Запись на доске: Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
­ Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Творческая история рассказа
­ Какие чувства у вас вызвал рассказ?
­ Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
литература, 1983. Т. 15)
"Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову­
Посадову 3 марта 1905 г.Ч
Чтение фрагмента стихотворения Гюго
Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
передается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка)
­Почему выбрали именно эти эпизоды?
­ Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
 Ожидание мужа.
 Смерть соседки.
 Добрый поступок.
­Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:




прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности
прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе
и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­
Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу

­ Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
­ Какую страшную картину увидела Жанна?
­ Раздумывала ли она, как ей поступить?
­ Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям.
­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
­ Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­
мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери.
­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она ­ мать. У неё своих
пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
­ О чём думает потом? Мысли о муже.
­ Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
ним.
­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся. А у ребяток все нет
обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
- Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­то
скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он

меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
задумывается и долго сидит у кровати”
­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай же
скорей! Но Жанна не двигалась с места. ­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
­ А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
­ Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
­ Какое название предложили бы вы?
Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
доброта (Л.Н.Толстова и др.)
Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
РАБОТА В ГРУППАХ


Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности.
Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
«В бурю» 1872г.

1
2

Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и на
репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

1
2
3

Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Неаполитанского залива» (1842)

Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

­ Актуальна ли тема рассказа в наше время?
­ Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение.
Высказывания Л.Н.Толстого:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Вопросный план
1. Что такое доброта?
2. Какие поступки можно считать добрыми?
3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
Пример сочинения
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­то
причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
важны, только у доброго человека они могут быть.
К сожалению, по­настоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
способен на такой серьезный поступок.
Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
содержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
вещей.
В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила

бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечение
в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Добро – ключ к Миру.

Некоторые мемуаристы предполагали, что замысел «Бедных людей» возник у Достоевского еще в годы учения в Инженерном училище . Но в январе и ноябре 1877 г. Достоевский дважды заявил в «Дневнике писателя», что «Бедные люди» были начаты в 1844 г. «вдруг», «в начале зимы», и эти свидетельства нужно признать более достоверными. Как видно из письма Достоевского к брату от 30 сентября 1844 г., последний до этого был знаком лишь с его драматическими замыслами, и сообщение о работе младшего брата над романом должно было явиться для М. М. Достоевского неожиданным.

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

Скорее всего (даже если отнести возникновение первых мыслей о романе к более раннему времени) Достоевский приступил вплотную к работе над «Бедными людьми» в январе 1844 г., вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака . Проработав над романом весну и лето 1844 г. и считая в этот момент свою работу близкой к окончанию, Достоевский 30 сентября решился наконец раскрыть свою тайну брату, которому писал: «У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме «Eugenie Grandet». Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я наверно уже и ответ получу за него. Отдам в «О<течественные> з<аписки>», (Я моей работой доволен) <…>. Я бы тебе более распространился о моем романе, да некогда…».

Однако надежда окончить и даже отдать в редакцию роман к 14 октября не осуществилась, и интенсивная творческая работа над ним продолжалась до начала мая 1845 года. Д. В. Григорович , поселившийся с Достоевским осенью (в конце сентября) 1844 г на одной квартире, так вспоминает о происходившей у него на глазах работе над «Бедными людьми»: «Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Я мог только видеть множество листов, исписанных тем почерком, который отличал Достоевского: буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные <…> Усиленная работа и упорное сиденье дома крайне вредно действовали на его здоровье…».

24 марта 1845 г. Достоевский писал о романе брату: «Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать: переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензировать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться <…> Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная. Есть, впрочем, ужасные недостатки».

Роман имел не менее двух черновых редакций, первая из которых, законченная в ноябре 1844 г., была в декабре коренным образом переработана. Вторая редакция подверглась в феврале-марте 1845 г и позднее, после ее переписки набело, в период с середины марта по начало мая, новым исправлениям. Лишь к 4 мая 1845 г роман был наконец закончен. В этот день Достоевский сообщал брату: «Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и, ей-богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрогиваться». Здесь же Достоевский писал, что намерен отдать роман в «Отечественные записки», а затем перепечатать его на свой счет отдельным изданием.

Окончив в конце мая 1845 г. переписку романа набело, Достоевский прочитал его Григоровичу «в один присест и почти что не останавливаясь». «Восхищенный донельзя» и понявший, насколько роман Достоевского был выше того, что «сочинял до сих пор» он сам, Григорович, который незадолго до этого напечатал свой первый очерк «Петербургские шарманщики» в программном сборнике писателей «натуральной школы» – альманахе Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1844), передал рукопись «Бедных людей» Некрасову, рекомендовав ее для задуманного последним нового альманаха. Не отрываясь, они ночью вместе прочли «Бедных людей», закончив чтение под утро, и вдвоем прибежали в четыре часа утра к Достоевскому, чтобы под свежим впечатлением прочитанного сообщить ему о своем восторге и о принятии романа Некрасовым для альманаха. На следующий день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!», вызвавшими в первый момент естественное недоверие критика. Однако после чтения «Бедных людей» недоверие это рассеялось, и Белинский, встретив вечером Некрасова, «в волнении, просил сразу же привести к нему автора «Бедных людей», которого при первом свидании, состоявшемся на следующий день, горячо приветствовал. Еще до личного знакомства с Достоевским, утром того же дня, Белинский заявил Анненкову, рекомендуя ему «Бедных людей» как произведение «начинающего таланта»: «…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит». Художническую «бессознательность», непосредственную силу таланта молодого Достоевского Белинский отметил, по воспоминаниям писателя, и при первом свидании с ним: «Он заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то <…> что это вы такое написали! <…> Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали? <…> А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, – да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Мы, публицисты и критики, только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертой, разом в образе выставляете самую суть, чтоб ощупать можно было рукой, чтоб самому нерассуждающему читателю стало вдруг все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..»». (Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4).

Высоко оцененный Белинским и Некрасовым роман Достоевского 7 июня 1845 г. был передан Некрасовым цензору А. В. Никитенко (которого он просил взять на себя цензуру «Петербургского сборника») с просьбой просмотреть рукопись «хоть к сентябрю месяцу». В письме к цензору Некрасов попутно рекомендовал ему роман как «чрезвычайно замечательный».

Готовя в 1847 г. роман для отдельного издания, Достоевский подверг его стилистической правке и сократил длинноты, отмеченные в первопечатном тексте Белинским и другими критиками. Авторской стилистической правке (менее значительной) роман подвергся также в 1860 и 1865 гг. при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.