Семь бед. Семь бед — один рестор. Семь — магическая цифра

Главный столичный храм поражает не только своим масштабом, но и количеством мифов и легенд, которыми окутана его длинная и очень непростая история

На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа… Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.

«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор

Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах. Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг , известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия). Проект, одобренный Александром I , изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.

Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.


Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон .

Проклятие игуменьи

На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».

Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.

И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.


Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.

Впереди планеты всей

Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго. В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину , Коминтерну и Советскому Союзу. Придуманная Борисом Иофаном , бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.

Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.


Разборки обломков длились почти полтора года. Уникальный мрамор пошел на отделку столичного метрополитена (называются такие станции, как непосредственно «Дворец Советов» - сегодня «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», сегодняшняя «Театральная»), скамьи нашли свое пристанище на «Новокузнецкой». Каменные плиты с именами героев войны 1812 года частично использовали для отделки и реставрации зданий, частично – раскрошили и посыпали ими дорожки в парках и скверах. Колокола переплавили, смытое с них с помощью химикатов золото пошло на нужды страны. Рассказывали, что часовню-алтарь выкупила у большевиков супруга президента США Рузвельта и подарила Ватикану – но проверить это впоследствии не удалось.

«…а теперь – срам»


Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.

Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.

После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.

Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.

А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».


На своем месте

О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство. Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон. Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.


27.02.2018

Храм Христа Спасителя - самый большой православный храм в Москве. Грандиозное сооружение, полностью уничтоженное и впоследствии восстановленное в первоначальном виде на историческом месте. Его строительство дважды становилось знаменательным событием в истории Москвы - в XIX в. и в конце XX в. Перечислим самые интересные факты о Храме Христа Спасителя, которые нам известны.

  1. Поводом к сооружению Храма стала победа в Отечественной войне 1812 года.
  2. Поскольку окончание войны пришлось на Рождество - 26 декабря, то и храм освятили в честь этого великого праздника.
  3. Конкурс проектов провели в 1814 году, и в нем победил художник Карл Магнус Витберг - швед, масон и лютеранин, родившийся в Санкт-Петербурге и впоследствии принявший православие.
  4. По первоначальному проекту храм имел высоту 240 м, огромную колоннаду, рядом размещались памятники полководцам, монархам, пантеон погибшим.
  5. Местом для возведения постройки выбрали Воробьевы горы - там, где ранее находилась царская резиденция - Воробьевский дворец.
  6. Строительство началось 12 октября 1817 года, прошло 7 лет, а первый этап так и не был завершен.
  7. В растрате денег обвинили Витберга (он руководил стройкой, но не имел опыта в такой работе). Суд над ним и другими начальниками длился 8 лет и закончился крупным штрафом обвиняемого и ссылкой в Вятку.
  8. В 1831 году император Николай I лично выбрал новый проект для храма в русско-византийском стиле авторства архитектора Константина Тона, конкурсов больше не проводилось.
  9. Место на Волхонке также определил император, а все существовавшие строения были куплены и снесены, чтобы расчистить площадку. В их числе - Алексеевский женский монастырь, переведенный в Красное село.
  10. Первый камень для закладки собора привезли с Воробьевых гор, где все еще находилась заброшенная первая стройка.
  11. Активное строительство началось в августе 1837 года и символично пришлось на 25-ую годовщину Бородинского сражения главного сражения той войны, которой и посвятили храм.
  12. Однако после торжественного открытия опять возникла пауза на два года, после чего работы уже пошли активно и заняли в общей сложности более 40 лет.
  13. Екатерининский канал - гидротехническое сооружение, соединявшее реки Волгу и Москву через их притоки - Сестру и Истру, соответственно, было запланировано еще Петром I, а реализовано только в 1826-1850 гг., вероятно, как раз для удобной доставки гранита и мрамора на для строительства храма.
  14. Освящение храма состоялось в 1883 году уже в присутствии императора Александра III.
  15. После освящения храм стал центром культурной религиозной жизни города, здесь отмечались разнообразные праздники и знаменательные даты, как православного календаря, так и военные, и монаршей семьи.
  16. Летом 1931 года было принято решение и подписан указ о сносе храма для освобождения площадки под строительство грандиозного Дворца Советов - здания для заседаний Верховного Совета СССР и других административных и торжественных мероприятий.
  17. Попытка разобрать здание успехом не увенчалась, в результате 5 декабря 1931 года его взорвали, причем взрывов было два - после первого здание устояло.
  18. Еще полтора года ушло на разбор руин.
  19. Дворец Советов все-таки начали строить в 1937 году, но помешала война. Металлические части конструкции пришлось потратить на противотанковые ежи, а затем разобрать и остальные части фундамента. Окончательно от идеи строительства отказались в 1956 году.
  20. С 1960 по 1994 годы на площадке действовал открытый бассейн «Москва», оборудованный системой подогрева и потому круглогодичный.

Идея воссоздания храма прозвучала еще в конце 80-х гг. Начались сборы пожертвований инициативной группой, но только создание специального фонда и налоговые льготы жертвователям помогли, наконец, собрать нужную сумму. Работы начались в 1994 году, а 19 августа 2000 г. восстановленный Храм Христа Спасителя вновь был торжественно освящен.

135 лет назад, 7 июня 1883 года был освящен храм Христа Спасителя. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы.

Но первоначальный проект так и не был осуществлен, а позже храм построили на Волхонке. Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя - в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

  • Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года - в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года - Рождество Христово - совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне. Заложен был храм также в день, связанный с войной, - 26 августа 1837 года, то есть в 25-ю годовщину Бородинского сражения.
  • Знаменитая увертюра П.И. Чайковского "1812 год" исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше - 20 августа 1882 года.
  • На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
  • На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

  • Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг - 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
  • Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.
  • Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
  • Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение "на отшибе" и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.

Что было на месте храма до его строительства?

На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.

  • Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
  • Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет "лужа", - так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна "Москва".
  • Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.
  • Сколько строили храм?

    • Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Торжественная закладка произошла в день 25-летней годовщины Бородинского сражения - 26 августа 1837 года, а активное строительство началось два года спустя - 10 сентября 1839 года. Строительные леса с храма были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
    • Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

    Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?

    • У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор - Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
    • На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.

    При чем здесь озеро Сенеж?

    • Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.

    Какой памятник стоял около храма?

    • В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну - Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.
    • В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.

    Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?

    Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро - "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная"), "Охотный ряд" и "Кропоткинская", а на "Новокузнецкой" установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы "Москва" и Библиотеки имени Ленина.

  • По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).
  • Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
  • Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.
    • Крупнейший православный храм в России , не менее значимый для Москвы, чем Кремль и Красная площадь.
    • Очень ценные реликвии ‒ частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы, гвоздь Креста Господня, чудотворные иконы, частицы мощей.
    • Со смотровой площадки с высоты 40 метров открывается великолепный вид на Кремль, Волхонку и Замоскворечье.
    • Патриарший музей церковного искусства рассказывает историю храма и 15-вековую историю церковного искусства.
    • В экскурсионном бюро со стороны Волхонки можно заказать экскурсию по храму.
    • Окрестности храма интересны, можно прогуляться по историческим улицам и посетить различные музеи.

    Храм Христа Спасителя — крупнейший православный храм России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и . В судьбе Храма, как в зеркале, отразилась судьба России в XIX-XX вв. Этот грандиозный храм-памятник, возведенный на берегу Москва-реки напротив Кремля, был построен в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. Он был безжалостно разрушен большевиками в эпоху , и он же был восстановлен по первоначальному проекту на народные пожертвования. Освящение храма 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

    В 1931 году храм был взорван, чтобы освободить место для нового храма новой эпохи - Дворца Советов. Эпоха, бросившая вызов всему предшествующему и настоящему, хотела воздвигнуть на века памятник самой себе: самое высокое здание в мире, увенчанный стометровой статуей Ленина. Со временем коммунисты отказались от утопии, и на месте храма был устроен бассейн «Москва» — символ сытого и «тёплого» застойного времени 1960-х - 1980-х. Потом началась перестройка, переосмысление и раскаяние за преступления прошлого, и храм, восстановленный в 1990-х гг., стал символом восстановления исторической справедливости.

    Убранство Храма

    Воссозданный Храм Христа Спасителя является копией прежнего храма XIX века. В плане это четырёхстолпный крестово-купольный храм. Стены храма украшены ажурными аркадами полуколонн и завершаются заострёнными арками-«кокошниками». Главный придел храма посвящён Рождеству Христову, два боковых придела верхнего храма - Николаю Чудотворцу и Александру Невского; нижний храм освящён в честь Преображения Господня с приделами Алексия, человека Божьего и Тихвинской иконы Богородицы. В стилобатной (цокольной) части находятся патриарший музей церковного искусства, зал церковных соборов, технические и хозяйственные помещения храма.

    На стенах храма установлены горельефы, повторяющие оригинальные скульптуры. Персонажи скульптур - святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона в войну 1812 года. На углах храма изображены легендарные эпизоды русской военной истории. На правом углу храма благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (1380 год) и даёт ему двух иноков, Пересвета и Ослябю. На левом углу храма преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от (1612 год). Скульптуры отлиты из бронзы.

    В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне храма. На воротах изображены святые небесные заступники и покровители русской земли; в арке средних ворот, в центре на престоле восседает Христос Спаситель, слева от него — апостол Пётр, справа - апостол Павел.

    Внутри храм украшен мраморными досками с описанием сражений Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1813-1815 гг.

    Ключевое украшение храма - иконы и росписи. На своде главного купола изображен Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках. На хартии написано «логос» (греч. — «слово»), на груди у старца сидит голубь - образ Святого Духа. В малых куполах изображены Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах младенца и Спаса Вседержителя, и Святой Дух в виде голубя. В парусах (основаниях главного купола) изображены три важнейшие эпизода в земной жизни Христа: Преображение, Воскресение и Вознесение; на четвертом парусе показано сошествие Святого Духа на апостолов.

    Иконостас храма необычен: он выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора с инкрустацией из драгоценных камней; часовню венчает шатровая глава с крестом. На нижнем ярусе помещены две иконы: Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы.

    Во втором ярусе справа от царских ворот находятся иконы Господних праздников, слева - Богородичных праздников. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Христа, Богородицы и апостолов; на иконах четвертого яруса изображены праотцы и пророки ветхозаветной церкви. В алтаре сохранилось 6 полотен работы художника В.П. Верещагина.

    На четырёх колокольнях храма - 14 больших и малых колоколов. Главный колокол весит 27 тонн и звучит только 4 раза в году. Пол храма набран драгоценными породами мрамора, яшмы и порфира из Италии, Франции, Греции, России.

    Православные святыни храма

    Поскольку Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Русской Православной церкви, здесь собраны очень ценные святыни: частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея; гвоздь Креста Господня; чудотворные образы Владимирской и Смоленской икон Божией Матери; частицы мощей святого князя Александра Невского, московских митрополитов Петра и Ионы. Уникальная святыня Храма - трон патриарха Тихона, хранящийся также в алтаре. Именно в этом храме в ноябре 1917 года Тихон был избран патриархом.

    В Храме также выставляют мощи, на время привезённые в Москву: так было осенью 2011 года, когда в храме был выставлен для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года, когда в храме были выставлены святые Дары волхвов и летом 2017 года — мощи Николая Чудотворца.

    Деятельность храма

    Храм Христа Спасителя - постоянно действующая православная церковь. Каждый день в ней проходят службы: по будням — в нижнем Преображенском храме, а по праздникам и воскресеньям - в верхнем Храме Христа Спасителя. В дни великих праздников - Рождества Христова и Пасхи Христовой - службу ведёт Патриарх Московский и всея Руси. Расписание богослужений можно узнать на сайте храма. Обычно исповедь начинается в 8 часов утра, после неё идёт литургия. Вечерние богослужения обычно начинаются в 17 часов.

    В храме работает экскурсионное бюро, оно находится со стороны улицы Волхонка. Там можно заказать экскурсии по храму и на его смотровую площадку, откуда, с высоты 40 метров, открывается восхитительный вид на Кремль, Волхонку, Замоскворечье.

    Музей церковного искусства в храме

    В цокольной части храма расположен патриарший музей церковного искусства. В нём две постоянные экспозиции: история Храма Христа Спасителя и история церковного искусства. На первой можно увидеть фрагменты мемориальных плит из разрушенного храма, изображения нереализованных проектов храма (работы А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Воронихина), закладную доску Храма 1839 года, небольшой колокол старого храма, несколько оригинальных икон старого храма, старинные фотографии. На второй экспозиции, которая значительно больше первой, можно познакомиться с историей пятнадцати веков церковного искусства: от погребального египетского фаюмского портрета и сирийской мозаики V-VI вв. до русских икон начала XX века. В музее собрана очень богатая коллекция икон Крита, Греции, Византии; прекрасно показана русская религиозная иконопись (Новгородская, Тверская, Владимирская школы; иконы царских живописцев Оружейной палаты, иконы XVIII- нач. XX вв.); необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем, написанная мастером Сиенской школы в XIV веке. Заканчивается экспозиция триптихом работы Виктора Васнецова (1899 год), написанным для Всемирной выставки в Париже.

    Этот музей открыт совсем недавно, в ноябре 2015 года. В отличие от соседних Пушкинского музея и Третьяковской галереи, здесь очень мало людей: видимо, москвичи и гости столицы ещё не успели понять, насколько богатый и интересный музей находится под Храмом Христа Спасителя.

    Окрестности Храма Христа Спасителя

    Храм Христа Спасителя находится в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от Кремля, на красивом берегу Москвы-реки. Отсюда, перейдя реку по пешеходному Патриаршему мосту, можно выйти в Замоскворечье, посмотреть изумительные палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной. С Патриаршего моста открывается замечательный вид на Кремль и кремлёвские соборы, Большой Каменный мост и Дом на набережной. Сойдя с моста, можно отдохнуть в Парке искусств «Музеон». А если силы ещё не покинули Вас, то можно направиться в Третьяковскую галерею - в Лаврушинский переулок, где перед Вами предстанут старые русские мастера, или в здание на Крымском валу, где Вы познакомитесь с русским искусством XX века.

    Можно погулять по историческим районам улиц Волхонки, Остоженки и Пречистенки, посетить музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где собрана крупнейшая коллекция европейского и мирового искусства - от скульптуры древнего Кипра до картин французских импрессионистов (Ренуар, Моне, Дега). Неподалёку от храма, в Малом Знаменском переулке находится международный центр-музей Н.К. Рериха - известнейшего русского художника, мыслителя и путешественника.

    История создания храма

    История Храма Христа Спасителя началась в 1812 году, когда, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I распорядился построить в Москве храм-памятник во имя Христа. Вскоре был объявлен конкурс проектов, в котором победил Александр Витберг. Архитектор выбрал местом нового храма Воробьевы горы - живописные холмы к югу от Кремля, с которых виден весь город. В его проекте легко угадывается влияние двух великих римских храмов, на которые ориентировался Витберг: Пантеона (тема ротонды) и собора Святого Петра (тема полукруглых галерей, окружающих храм). Замысел Витберга впечатляет: парадная лестница, длиной 106 метров, высота наземной части храма - 170 метров (почти в два раза выше колокольни Ивана Великого в Кремле) и полукруглые галереи, каждая длиной по 640 метров.

    12 октября 1817 года, ровно через пять лет после того, как войска Наполеона оставили Москву, совершилась торжественная зак ладка храма на Воробьевых горах. Замыслам Витберга было не суждено воплотиться: сначала работы затянулись из-за необходимости укрепления грунтов на Воробьевых горах, на этапе фундамента был исчерпан бюджет, и Витберг был отстранен от дел и обвинен в растрате.

    В 1829 году начался второй конкурс проектов Храма Христа Спасителя, в котором победил Константин Тон. Он перенёс храм с Воробьёвых гор на Волхонку; ради этого был разобран Алексеевский монастырь. По легенде, настоятельница Алексеевского монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу; её насильно сняли и тогда она прокляла храм, который будет построен на месте монастыря. Тем не менее, 11 сентября 1839 года храм был заложен, на церемонии также присутствовала императорская семья. Тон спроектировал свой храм по образцу древнерусских четырёхстолпных пятикупольных церквей, добавив килевидные закомары и пояс арочек, взятые от Благовещенского и Успенского соборов московского Кремля. Строительство храма завершилось в 1858 году; после этого началась долгая и кропотливая работа по убранству храма. К 1863 году храм был украшен снаружи скульптурными горельефами с изображением святых, над которыми работали скульпторы А.В. Логановский и П.К. Клодт. Над росписями и надписями работа шла почти 20 лет; в ней приняли участие знаменитые русские художники: Г.И.Семирадский, В.П. Верещагин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков. Собор предполагали освя тить в 1881 году, однако радостному событию помешало убийство террористами императора Александра II. Поэтому собор был освящён в дни коронации Александра III - 26 мая 1883 года. Гениальный русский композитор П.И. Чайковский написал к торжеству освящения Храма увертюру «1812 год». В церемонии освящения участвовали ветераны Отечественной войны 1812 года.

    Новый храм очень скоро стал одним из главных символом Москвы; его любили изображать на открытках с видами города, сюда приходили не только верующие, но и туристы, для которых устраивали экскурсии по храму. Интересно, что в 1918-1922 гг. дирижером хора Храма Христа Спасителя был Александр Васильевич Александров - автор музыки гимна Советского Союза и современного гимна России.

    Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
    Начало строительства: 1839 год
    Окончание строительства: 1881 год
    Архитектор: А.К. Тон
    Разрушен: 1931 году
    Построен вновь: 1994 - 1997 годах
    Высота: 103 метра
    Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
    Координаты: 55°44"40.9"N 37°36"19.1"E
    Объект культурного наследия Российской Федерации

    Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

    Вид на храм с Большого Каменного моста

    В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

    Строительство перенесли на новое место - участок возле Московского Кремля , на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

    Вид храма с Москвы реки

    В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского - 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

    С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

    Вид храма с Патриаршего моста

    В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы , и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви - в августе этого же года.

    Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

    Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

    Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

    Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

    Входные порталы храма

    Интерьеры самого большого храма России

    Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

    Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

    Скульптурная компазиция на стенах храма

    Экскурсии по храму

    Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

    Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.