Высказывания поэтов и писателей о композиторах. Месть Гайдна, шутки Баха, нетерпимость Бетховена: забавные случаи из жизни великих композиторов. Борис Владимирович Асафьев о Бахе

Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Первый учёный, который создал систему философии, которая охватывает все стороны жизни и развития человека.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.

Барт Карл (1886-1968)

Швейцарский теолог*. Будучи государственным служащим в Германии, отказался принести присягу на верность Гитлеру. Написал труд в 13 томах «Церковная догматика**».

Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта.

* Теолог - человек который изучает и излагает учение о Боге, пишет об этом сочинения.

** Догматика - раздел богословия, в котором изложены основные правила какой-либо религии.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)

Русский писатель и критик.

В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Выдающийся русский невропатолог, физиолог, психолог, академик. Указал на экономические условия как на причину распространения душевных заболеваний, ставил вопрос о воспитании у подростков трудовых навыков.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

Великий русский писатель.

«Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»

Дворжак Антонин (1841-1904)

Чешский композитор, дирижер.

Оркестр - это народ, а квартет - это семья.

Державин Гавриил Романович (1743 – 1816)

Русский поэт. Занимал высшие государственные должности.

«…музыка представляет предметы невидимые... изображает одно чувство сердечное и ничего телесного изобразить не может».

Диккенс Чарльз (1812-1970)

Английский писатель.

Неприметное, но несомненное влияние музыки на человека – прививает гуманные вкусы и стремления, рассеивает предрассудки, насаждает человечность и благожелательность.

Дога Евгений Дмитриевич

Композитор. Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, академик.

Я часто смотрю с сожалением на людей, которые не понимают, где можно найти источник хорошего состояния духа и вообще хорошего настроения. Ведь в музыке, в литературе, вообще в искусстве столько энергии, столько еще неизведанных ощущений, эмоций, сил, возможностей.

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1987)

Композитор, педагог, просветитель, народный артист СССР. Автор множества произведений. Разработал систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Любой музыкальный образ - это образ человека. В каждом музыкальном образе есть частица жизни.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Русский писатель, историк. Создатель «Истории государства российского».

Небесная музыка! Наслаждаясь тобою, возвышаюсь духом и не завидую ангелам. Кто докажет мне, что душа моя, удобная к таким святым, чистым, эфирным радостям, не имела в себе чего-нибудь божественного, нетленного? Сии нежные звуки, веющие, как зефир, на сердце мое, могут ли быть пищею смертною, грубого существа?

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1649-1716)

Выдающийся немецкий математик, дипломат и философ.

Ничто так не приятно для чувств, как созвучность в музыке, а для разума – созвучность природы, по отношению к которой первая – лишь малый образец. Музыка – это имитация универсальной гармонии, вложенной Богом в мир.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

Российский и французский биолог. Лауреат Нобелевский премии.

Музыка - это сфера, в которой человеческое искусство стало неизмеримо выше природы.

Платон (428 до н.э.-348 до н.э.)

Крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной философской школы – Академии, которая просуществовала 1000 лет. Основоположник идеалистического направления в философии. Был олимпийским чемпионом по борьбе.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

Руссо Жан-Жак (1712-1778)

Французский писатель и композитор.

Одна только мелодия - источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.

Величайшее из чудес музыки, воздействующей лишь движением, - это её способность передавать им даже образ покоя. Сон, ночное безмолвие, уединённость и даже тишина принадлежат к числу музыкальных картин.

Сухомлинский Василий Александрович

Выдающийся педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Музыка - могучий источник мысли.

Музыка - могучее средство самовоспитания.

Шекспир Уильям (1564-1616)

Английский драматург и поэт.

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Что б не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота.

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем души.

Его движенья

Тёмны как ночь и как Эреб* черна его приязнь.

Такому человеку не доверяй.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Первый русский учёный мирового уровня, химик, физик, геолог, поэт.

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют.

Попов Виктор Сергеевич (1934-2008)

Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского Хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, художественный руководитель Академии хорового искусства (с 2009 имени В.С.Попова), Народный артист СССР, лауреат премии Президента РФ, профессор.

Свешников Александр Васильевич (1890-1980)

Хоровой дирижёр, Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического русского хора СССР, основатель и художественный руководитель Московского государственного хорового училища, профессор.

Один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре.

Струве Георгий Александрович (1932-2004)

Композитор, хормейстер, просветитель. Создатель системы массового обучения хоровому пению.

Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере.

пение, особенно хоровое, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881)

Русский писатель и мыслитель.

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Великий немецкий композитор, органист, педагог.\

Цель музыки – трогать сердца.

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Немецкий композитор, пианист.

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

Иоганнес Брамс (1833 – 1897)

Немецкий композитор, пианист, дирижер.

Писать музыку не трудно, труднее всего - зачёркивать лишние ноты.

Клод Дебюсси (1862 – 1918)

Французский композитор, представитель музыкального импрессионизма.

Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой.

Н.А.Римский – Корсаков (1844-1906)

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

« Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

Георгий Свиридов (1915 – 1998)

Советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР.

«Музыка исцеляет душу людей, делает их сильными и мудрыми».

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.

«Моцарт - это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления». (Д.Шостакович)

Жорж Бизе (1838 – 1875)

Французский композитор периода романтизма, автор знаменитой оперы «Кармен».

«Не существует никаких родов музыки, кроме двух - хорошей и дурной».

Дмитрий Шостакович (1906-1975)

Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР.

«Могуче время, взрастившее такой талант. Но могуч и талант, выразивший такое время. Творчество Шостаковича - это музыкальная эмблема ХХ века». (Т. Хренников)

На протяжении многих веков музыка живет в сердцах людей, заставляет нас творить, дарит вдохновение и помогает раскрывать в себе новые таланты. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки – ничуть не меньше, чем звезд на небе.

Для каждого из нас музыка – это частичка души, что-то, что невозможно описать словами. Но есть и те, кто нашли подходящие буквы и создали высказывания, удивительно четко отражающие суть музыки. Возможно, что-то из мыслей великих умов совпадет и с Вашими ощущениями и эмоциями?

Высказывания о музыке великих композиторов

"Музыка - народная потребность".
"Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств".
"Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия".
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец" (Людвиг ван Бетховен).


"Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой" (Вольфганг Амадей Моцарт).

"Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед.
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках" (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).


"Цель музыки - трогать сердца" (Иоганн Себастьян Бах).

"Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу" (Петр Ильич Чайковский).

"Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная" (Фридерик Францишек Шопен).

"Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль" (Рихард Вильгельм Вагнер).

"Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейше, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел.
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура" (Антон Григорьевич Рубинштейн).


"Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем" (Роберт Шуман).


Высказывания о музыке великих философов


"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения" (Платон).


"Музыка облагораживает нравы.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души" (Аристотель).


"Без музыки жизнь была бы ошибкой" (Фридрих Ницше).


"Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике" (Готфрид Вильгельм Лейбниц) .


"Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе" (Ральф Уолдо Эмерсон).

Высказывания о музыке великих русских писателей


Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия" (Александр Сергеевич Пушкин).


"Музыка - высшее в мире искусство".
"Музыка - это стенография чувств".
"Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение" (Лев Николаевич Толстой).


"Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках" (Иван Сергеевич Тургенев).


"Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают" (Владимир Федорович Одоевский).


"Высказывания о музыке великих зарубежных писателей
Где музыка ― плохого быть не может!" (Мигель де Сервантес).


"Музыка - поэзия воздуха.
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе!" (Жан Поль Рихтер).


"Музыка - это мыслящий шум" (Виктор Мари Гюго).


"Музыка глушит печаль" (Вильям Шекспир).


"Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его" (Ромен Роллан).


"Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою" (Бертольд Ауэрбах).


"Музыка - универсальный язык человечества" (Генри Уодсуорт Лонгфелло).


"Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле" (Стендаль).


"Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими" (Жорж Санд).


"Музыка - язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она - тонкие пальцы воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья" (Халиль Джебран).


"Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом" (Жермена де Сталь).


"Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие" (Томас Карлейль).


"Высказывания о музыке других известных личностей
Музыка - истинная всеобщая человеческая речь" (Карл Юлиус Вебер).


"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств" (Василий Александрович Сухомлинский).


"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой" (Уолтер Хорейшо Патер).

"Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде" (Василий Осипович Ключевский).

"Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием" (Владимир Васильевич Стасов).

"Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья " (Владимир Михайлович Бехтерев).

Конечно же, о музыке было сказано гораздо больше прекрасного. Может быть. Мы упустили Вашу любимую цитату или Вам есть, что сказать самому? Коллектив музыкальной школы «Виртуозы» с трепетом ждет Ваших собственных высказываний, а также будет признателен за ценные дополнения по теме «Великие умы – о музыке»!
Хотя… «Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре», ― сказал американский музыкант Дэвид Бирн.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - источник радости мудрых людей. (Сюнь-Цзы)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Бетховен)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)

Музыка - народная потребность. (Людвиг Бетховен)

Величие искусства яснее всего проявляется в Музыке . (Иоганн Вольфганг Гете)

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию , у нас изменяется душевное настроение . (Аристотель)

Музыка - это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

Музыка - это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем.

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Рубинштейн)

Великие умы последующих поколений о Бахе

Поколения, последовавшие непосредственно за Бахом, настолько позабыли его, что позже его в полном смысле слова пришлось открывать вновь. Только в кругу его непосредственных учеников память о нем жила более долгое время. Первым биографом Баха был Форкель. Данные относительно его жизни он получил еще непосредственно от сыновей Баха. Работа Форкеля, насчитывающая 98 страниц, была названа им «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Для патриотических почитателей настоящего музыкального искусства. Лейпциг, 1802». Эту книгу он посвятил барону ван Свитену, который был большим почитателем Баха, другом Гайдна и Моцарта и доброжелателем Бетховена.

Написанная Форкелем биография Баха заканчивается следующими словами: «И этот человек, величайший композитор и величайший исполнитель музыкальных произведений, который когда-либо существовал и, по всей вероятности, будет существовать, был немцем. Гордись им, родина, гордись, но и будь достойной его!»

Рохлиц, первый из известных музыковедов, уяснивший все величие Баха, писал о внезапно вспыхнувшем в 1800 году интересе к композитору: «Вращающееся колесо истории на один миг подняло на самую высокую точку славного Себастьяна Бахал Но он убежден, что время подлинного возрождения Баха еще не наступило, потому что «круговорот событий после более или менее кратких перерывов снова выносит на поверхность те главные направления, которые определены великими человеческими умами».

Моцарт получил возможность познакомиться с искусством Баха у барона ван Свитена. Он писал: «Каждое воскресенье я хожу к барону ван Свитену; мы играем там исключительно только Генделя и Баха. Сейчас я как раз составляю себе коллекцию из фуг Баха, причем в нее входят произведения как Себастьяна, так и Эммануила и Фридемана». Рохлиц сообщает, что через бывшего ученика Баха кантора церкви св. Фомы, Долеса, Моцарт познакомился в Лейпциге с мотетом Баха Споем господу новую песнь; «Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его произведениям; по крайней мере, мотеты, которые никогда не были опубликованы, были ему незнакомы. Но едва хор пропел первый такт, как он взглянул вверх, потрясенный; еще несколько тактов и он закричал: «Что это такое?» Как будто вся его душа сосредоточилась в слухе. Когда хор умолк, он с радостью воскликнул: «Это опять что-то такое, на чем можно учиться!» Ему рассказали, что в школе, где Себастьян Бах был кантором, еще хранят и берегут, как святыню, полное собрание его мотетов. «Очень правильно! вот славно! закричал он. Покажите-ка мне их!» Так как партитуры этих песен не было, он попросил дать ему выписанные отдельные голоса. Для тихого наблюдателя было подлинной радостью смотреть, с каким рвением Моцарт сел и разложил листки вокруг себя, держа их в обеих руках, на коленях, на всех ближайших стульях; он забыл все на свете и не встал с места, пока тщательно не просмотрел все, что было из творений Баха. Он попросил себе копии и бережно хранил их».

Бетховен уже признавал выдающееся значение Себастьяна Баха по сравнению с другими представителями этой семьи. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Его нужно звать не Бах – (ручей), а море». В другой раз он сказал: «Старые? Среди них гениями были только немцы Гендель и Бах». Бетховен познакомился с фугами Баха уже через своего боннского учителя Христиана Нефе. По свидетельству его ученика Черни, он целиком знал наизусть «Хорошо темперированный клавир».

В Берлине больше всех интересовался искусством Баха дирижер «Лидер-тафель» Цельтер, друг Гёте. Он даже сумел заразить этим своего великого друга Гёте и своего ученика Мендельсона. 9 июля 1827 года он пишет Гёте, что Бах «композитор самого высокого ранга». «Взвесив все, что свидетельствовало бы против него, нужно сказать: лейпцигский кантор божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».

Он не забывает также добавить:

Ты задал мне работу:

Я извлек тебя из тьмы забвения…

Цельтер рассказал Гёте забавную историю с портретом Баха, находившимся в собственности бывшего ученика Баха, известного музыкального теоретика Кирнбергера: «У Кирнбергера был портрет его учителя Себастьяна Баха, которым я часто любовался; он висел в комнате между двух окон на колонне, над роялем. Однажды какой-то зажиточный торговец полотном из Лейпцига, который видел Кирнбергера, когда тот, еще воспитанником школы св. Фомы, с пением проходил мимо лавки его отца, приехал в Берлин и решил почтить визитом теперь уже известного Кирнбергера. Но едва лейпцигский бюргер сел, как вскочил, закричав: „Господи, боже мой! Да ведь это наш кантор висит, Бах! Этот портрет есть и у нас в Лейпциге, в школе Фомы. Очень грубый, должно быть, человек был. Вишь, какой тщеславный глупец, приказал нарисовать себя в таком роскошном бархатном одеянии!» Кирнбергер спокойно встал, обхватил со спинки свой стул, поднял его обеими руками и замахнулся им на гостя, закричав, сначала тихо, потом все громче: „Марш отсюда, собака! Вон отсюда, собака!» Бедный добропорядочный лейпцигский бюргер, до смерти перепугавшись, бросился за своей шляпой и палкой, обеими руками схватился за дверь и выбежал на улицу. Кирнбергер снял картину, вытер с нее пыль, приказал вымыть стул филистера и снова повесил картину на старое место, прикрыв ее платком. И если кто-нибудь спрашивал, что означает этот платок, он отвечал: „Да оставьте, уж наверное за ним что-нибудь есть!» Этот случай послужил поводом к распространению слуха, что Кирнбергер помешался».

Гёте услышал «Хорошо темперированный клавир» в исполнении бернского органиста Щютца. 21 июня 1827 года он писал об этом Цельтеру: «У меня было такое чувство, будто вечная Гармония беседовала сама с собой, как это было, вероятно, в груди Господа перед сотворением мира. Так оке волновалась моя смятенная душа, я чувствовал, что у меня нет ни ушей, ни глаз, ни других органов чувств, да в них и не было необходимости».

Вследствие счастливой случайности недавно в одном экземпляре хоралов Баха была обнаружена подлинная рукопись стихов Гёте.

Среди тех, кто в первой половине XIX века неустанно и успешно боролся за искусство Баха, на первом месте стоит Роберт Шуман. «С течением времени источники все больше сближаются» – писал он. – Например, Бетховену не нужно было изучать все то, что изучал Моцарт, Моцарту не нужно было изучать все то, что изучил Гендель, и Генделю того, что изучал Палестрина, потому что уже каждый из них впитал в себя наследство предшественников. Есть только один неисчерпаемый источник Иоганн Себастьян Бах!» В 1836 году Шуман писал: «Однажды вечером я пошел на лейпцигское кладбище, чтобы посетить место успокоения одного великого человека, в течение долгих часов я искал, но нигде не нашел надписи „И. С. Бах»… . Когда я поинтересовался у могильщика, он покачал головой относительно моей неосведомленности, и сказал: „Бахов много было!» По пути домой я думал, как поэтично действует случай! Чтобы не нужно было думать о преходящем прахе, чтобы образ банальной смерти не преследовал нас повсюду, случайность разбросала его прах по всему свету, чтобы я после этого мог представить его себе только в великолепной одежде, сидящим с выпрямленным корпусом перед органом. Звучит инструмент, публика благоговейно взирает на него снизу вверх, а сверху вниз на него, быть может, смотрят ангелы…».

В начале 30-х годов Шуман пишет в своей музыкальной газете: «Мир должен узнать что-то, причем чем скорее, тем лучше. Ибо можно ли поверить, что в нотных шкафах берлинской консерватории, которой старый Целътер завещал свою библиотеку, заботливо хранятся в рукописях еще по крайней мере семь таких концертов и, кроме того, бесчисленное количество произведений Баха? Лишь очень немногие знают об этом; однако эти рукописи находятся там, это совершенно точно. И вообще, не настало ли время и не было бы полезно, если бы немецкая нация однажды решила собрать воедино и издать все произведения Баха? Нам нужно подумать об этом. Быть может, эпиграфом к этому изданию следовало бы поставить слова одного специалиста, который высказывается об этом предприятии на 76-й странице этой же книжки „Нового Журнала», а именно: „Вы хотите издать произведения Себастьяна Баха, что очень приятно моему сердцу, привязанному большой любовью к могучему искусству отца гармонии, поэтому я желаю только как можно скорее увидеть это издание в книжных лавках».

В 1839 году Шуман пишет в одной из своих статей: «Одним из путей продвижения вперед является изучение других великих личностей. Для опровержения этого положения приводят в пример Моцарта и утверждают, что гений не нуждается в этом, но кто мог бы сказать, сколько создал бы еще Моцарт, если бы он изучил Баха во всем его величии? Какой стимул дал ему Гайдн, и насколько больший стимул должен был бы дать ему Бах!»

Шуман дает удачную параллель известной и ставшей притчей во языцех критики Шейбе, написанной им в адрес Баха, когда пишет: «Если кто-либо, однако, должен быть извлечен из забвения, то следует обеспечить нечто вроде бессмертия критикам Бетховена, а именно тому из них, который в 1799 году предвещал на 151 странице „Всеобщей музыкальной газеты»: « Если бы господин Бетховен не отрекался от самого себя и следовал велению природы, то тогда при его таланте и прилежании он, наверное, мог бы создать для нас много ценного для инструмента, который… и т. д.». Аналогия с критикой современника Баха, Шейбе, просто поразительна. «Этот великий человек, – говорил Шейбе, – мог бы стать предметом изумления народов, если бы в нем было больше приятности, если бы высокопарность и хаотичность не лишали его произведения естественности и если бы он не омрачал их красоту своим чрезмерным искусством. Он судит по своим пальцам, поэтому произведения его чрезвычайно трудно играть; он хочет, чтобы певцы и музыканты выделывали своим горлом и на инструментах то, на что он был способен на своем клавире. Это, однако, невозможно… Короче: он в музыке то же, чем был когда-то господин фон Лоэнштейн в поэзии. Высокопарность увела обоих от естественности к искусственности, от величественности к темноте; у обоих можно только дивиться тяжелому труду и чрезвычайным усилиям, которые, однако, затрачены напрасно, потому что они везде противоречат трезвому рассудку».

Карл Мария фон Вебер писал в 1821 году: «Личность Себастьяна Баха, собственно говоря, даже в своей строгости была романтичной, что является подлинно немецким качеством; это, может быть, противоречит гораздо более античному характеру величия Генделя. Стиль его великолепен, блестящ и роскошен. Нужного впечатления он достигал удивительным сплетением ведущих голосов и образуюшимся благодаря этому особому ритму, переплетающемуся дальше в искусном контрапункте; из них его величественный дух построил настоящий готический храм искусства, хотя до него менее великие умы погрязали в искусственной выспренности, сухости, потому что искали внутреннюю жизнь искусства в самой форме и, конечно, ничего не находили …».

Рихард Вагнер, великий завершитель стремлений Вебера, также высказался о Бахе весьма характерно. В статье «Что такое немец?» он пишет: «При стремлении обрисовать своеобразие, силу и значение немецкого одной несравненно характерной картиной, следует глубоко и разумно рассмотреть то почти необъяснимое, загадочное явление, которое представлял собой Себастьян Бах, это чудо музыки. Он является историей внутренней жизни немецкого духа в тот ужасный век, когда немецкий народ почти выродился. Посмотрите на эту голову в бессмысленном французском парике, на этого мастера, который в качестве то бедного кантора, то органиста скитается по мелким городишкам Тюрингии, названия которых мы уже почти позабыли, мучается на жалких должностях и остается столь безвестным, что понадобилось почти целое столетие, чтобы спасти его произведения от забвения; даже в музыке он столкнулся с художественной формой, которая внешне была совершенной картиной его эпохи сухой, жесткой и педантичной, как будто в ноты вписали парик и косицу. Но посмотрите теперь, какой мир создал непостижимо великий Бах из этих элементов! Я ссылаюсь только на творения, ибо их богатство, величественность и всеобъемлющую значимость невозможно описать никакими сравнениями».

Ференц Лист считал Баха своим соотечественником. По свидетельству его ученика А. Гёллериха, свое убеждение он выразил следующими словами: «Бах был моим соотечественником, ведь он тоже происходил из Венгрии, как потомок переселившегося из Братиславы в Эйзенах пекаря Иоганна Баха. Но это не влияло на его контрапункты».

Достоверность этого высказывания подтверждает и другой ученик Листа, А. Страдаль:

«Лист упорно верил, что И. С. Бах был венгром по происхождению. К этому выводу он пришел, изучая структуру некоторых тем Баха и многие элементы украшения, встречающиеся в его произведениях; Лист считал, что в „Хорошо темперированном клавире» можно найти прямо народные венгерские песни. Поэтому в своей фантазии и фуге „В-А-С-Н» для рояля он использовал в конце фуги венгерский поворот».

Но красноречивее всех высказываний были интерпретации Листом произведений Баха. Расскажем об этом словами Вагнера:

«Великий Ференц Лист удовлетворил мое желание услышать Баха, он сыграл мне четвертую прелюдию и фугу из „Хорошо темперированного клавира». Я очень хорошо знал, чего можно ожидать от Листа, когда он сядет за рояль, но того, что услышал, не ожидал бы от самого Баха, как тщательно ни изучал бы его. Но именно в этом случае я мог видеть, что значит откровение по сравнению со всяким изучением! Исполнением одной этой фуги Лист открыл мне Баха, так что теперь я уже точно знаю, какое место занимаю после него; с тех пор я могу полностью оценить его и растворить в непоколебимой вере все мои заблуждения и сомнения относительно Баха».

Иоганн Брамс выразил свое безмерное уважение к Баху в следующих словах:

«Если бы вся музыкальная литература Бетховен, Шуберт, Шуман исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха я был бы безутешен».

Что Шопенгауэр не оставил никаких высказываний относительно искусства Баха, было замечено еще Альбертом Швейтцером. В отличие от него Ницше в письме к Ронде пишет относительно Баха: «Эту неделю я трижды слушал „Страсти по Матфею“ божественного Баха, каждый раз все с тем же чувством безмерного восхищения. Для людей полностью отучившихся от христианства это произведение звучит как Евангелие: это музыка отрицания желания, однако без аскетизма».

Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий Владимирович

Смена поколений После «Дворянского гнезда» литературный авторитет Тургенева стремительно возрос. Вспоминали, что молодые писатели один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали приговора. Высокопоставленные светские особы и знаменитости всех

Из книги Романтика неба автора Тихомолов Борис Ермилович

Преемственность поколений Больше всех меня порадовал Денисов. Он сразу прочувствовал самолет, его реакцию на движение рулей и установил свой режим полета, такой же спокойный и ровный, как его собственный характер. Уже на пятый или шестой день полета он самостоятельно

Из книги Трудные дороги автора Андреев Геннадий Андреевич

Для будущих поколений То светлое я зыбкое чувство, возникшее в арестантском вагоне из чего-то неуловимого, скоро прошло. Здесь, в тюрьме, как могло бы оно удержаться?В этой тюрьме старого промышленного города мы застряли. В большой общей камере, - с одной стороны

Из книги Летят за днями дни... автора Лановой Василий Семенович

Герой поколений Роман Николая Островского «Как закалялась сталь» удивительный, это произведение особой, уникальной судьбы. Что другое сравнится с ним по своей значимости для многих поколений молодежи?! Он стал нашей современной классикой, потому что все здесь замешано

Из книги Клан Ельциных автора Гранатова Анна Анатольевна

РУБЕЖ ЭПОХ И ПОКОЛЕНИЙ Таня покоряет МосквуВ то время пока Елена Ельцина устраивала свою жизнь с летчиком Валерием Окуловым, в семье Бориса и Наины подрастала вторая дочь, Татьяна. Она была младше своей сестры на три года и заметно отличалась от Елены по-мужски

Из книги Рассказы и повести автора Хайко Леонид Дмитриевич

Глава первая. Человек живёт памятью. Авиация - это преемственность поколений Как поётся в песне «Есть только миг между прошлым и будущим и именно он называется жизнь». У каждого из нас этот миг, в земном измерении свой. У одного он длиннее, у другого короче, в котором

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

Из книги Анатолий Тарасов. Битва железных тренеров автора Раззаков Федор

Тихонов и смена поколений В чемпионате СССР, который завершился в мае 1980 года, все оставалось неизменным: ЦСКА снова стал чемпионом, обогнав столичное «Динамо» на 13 очков (80 против 67), а «Спартак» на целых 19 очков. Гегемония ЦСКА, где были собраны лучшие игроки страны,

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

Связь поколений Матера – деревня старая, и в имени ее есть материнство и матерость, древняя сила. Но Распутин не любит специальной символики, которая плохо ладит с «солнцем простоты», и название деревни скорее более повседневного свойства.Года три назад в Сибири на

Из книги Роковые женщины советского кино автора Раззаков Федор

Актриса всех поколений Галина Польских родилась в Москве 27 ноября 1939 года. Своих родителей она практически не помнит: во время войны, когда ей было всего три года, отец погиб на фронте, а в 1947 году от малокровия умерла и мама. Старшего брата Галины, Виктора, взяла к себе мать

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

В ИЗВЕЧНОЙ СМЕНЕ ПОКОЛЕНИЙ СТИХИ СОРОКОВЫХ ГОДОВ «К бессмертью человек давно стремится…» К бессмертью человек давно стремится, Жизнь смыслом наделить желает он, Не веря в то, что он на свет родится, Природою на гибель осужден. Высокий ум, не знающий предела, В разладе с

Из книги Помяловский автора Вальбе Борис Соломонович

«В извечной смене поколений судьбой гордиться мы должны…» В извечной смене поколений судьбой гордиться мы должны. Мы - современники сражений дотоль неслыханной войны. И хоть удел наш - боль разлуки, хоть нами кинут край родной, Хотя гнетет нас бремя скуки и серость

Из книги Миллиардеры [История крупнейших финансовых династий] автора Яшуньский Гжегож

В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ Ранняя и трагическая смерть Николая Герасимовича усугубила интерес к его творчеству. Сейчас же после его смерти стали печататься в разных журналах его неопубликованные и неоконченные произведения. В 10-й книге «Современника» 1863 года появляется

Из книги Главная тайна горлана-главаря. Книга 1. Пришедший сам автора Филатьев Эдуард

Восемь поколений Первый Дюпон прибыл из Франции в Америку в 1800 году. Случаю было угодно, чтобы он после длительного путешествия высадился на побережье Соединенных Штатов как раз 1 января, открыв новую страницу в летописи семьи и, как оказалось позже, в истории

Из книги Почему плакал Пушкин? автора Лацис Александр Александрович

Встреча поколений 28 января 1918 года московская газета «Мысль» оповестила читателей:«В квартире поэта А. имел место интересный поэтический вечер, на котором присутствовали как представители состарившихся уже течений – Бальмонт, Иванов, Белый и др., так и «дерзатели»,

Из книги автора

За гранями поколений Одной из примет, одной из косвенных улик может оказаться год рождения. Как правило, за гранями соседних поколений соперничество заметно теряет остроту. Впрочем, есть, пожалуй, исключение: ежели соперник моложе – еще сильнее свербит обида

Нефрит является символом силы, превосходства и совершенства; он способен обеспечить удачу как в рабочих делах, так и в любви: это особенно важно, поскольку парень-Дева зачастую избегает делать первые шаги для построения отношений с противоположным полом. Известно свойство этого камня реагировать даже на незначительные изменения в настроении своего владельца: он сразу же начнет изменять цвет и обретать более темные оттенки.

Натуральный жемчуг в первую очередь предназначен для обеспечения финансового благополучия и стабильности. К тому же он положительно скажется на характере представителей данного знака зодиака, значительно смягчив его. Однако использовать этот природный талисман необходимо крайне осторожно, поскольку он не подходит для слабохарактерных людей или лиц, испытывающих неуверенность в себе.

Сердолик – это еще один подходящий камень для Девы, он сделает представителей данного знака зодиака более удачливыми в любви. Среди других положительных воздействий можно отметить благотворное влияние на особенности характера, помощь в организации дел и правильном распределении времени, защиту от сглаза и различных колдовских чар.

Малахит – это очень сильный талисман для Девы, он позволит избавиться от мнительности и научит более доверительному отношению к окружающим людям, а также добавит своему владельцу недостающей решительности. Он благотворно воздействует на нервную систему, снимая психическое напряжение и избавляя от скопившейся отрицательной энергии, что является хорошей профилактикой возможных депрессий.

Топаз желтого цвета может подойти людям творческим, поскольку он будет стимулировать многие скрытые способности. К тому же данный камень позволит избавиться от излишней раздражительности, сделав своего владельца гораздо более приветливым, общительным и внимательным к окружающим людям. Дополнительно он развивает у человека сосредоточение, что делает его более наблюдательным и позволяет проявлять внимание к различным деталям и мелочам.

Аметист многие астрологи называют универсальным драгоценным камнем, поскольку он подходит подавляющему большинству знаков зодиака и Дева в этом плане не является исключением. Он представляет собой наиболее дорогостоящую разновидность кварца, которая ценится человеком с древнейших времен. Первые упоминания об аметисте были встречены еще в Священном Писании.

Агат – это еще одна разновидность кварца, которая встречается в самых разных цветовых решениях.

Лазурит является непрозрачной разновидностью минерала, которая очень хорошо подходит Девам, особенно мужчинам. При выборе данного камня не стоит забывать о том, что отличается повышенной степенью хрупкости, поэтому требует бережного отношения.

Также не стоит забывать, что данному знаку зодиака хорошо подходят украшения, например, серьги, изготовленные из различных пород дерева.

У Девы имеются и определенные камни, для которых характерна зодиакальная несовместимость, от ношения их в качестве талисманов и амулетов следует воздержаться.

Все такие разновидности и причины отказа от них рассмотрены ниже:

  1. Рубин представляет собой самый неподходящий драгоценный камень: его ношение не сулит знаку зодиака Дева ничем хорошим, поскольку он лишь усугубит сложный характер и будет способствовать накоплению отрицательной энергетики.
  2. Турмалин негативно сказывается на характере Дев , а также способен спровоцировать большое количество неприятных ситуаций, в которые они будут попадать.
  3. Обсидиан противопоказан по тем же причинам, что и турмалин.
  4. Перламутр и лабрадор являются нежелательными вариантами , как и любые другие разновидности блестящих камней, поскольку они противоречат врожденной скромности и провоцируют возникновение внутренних конфликтов.

Подводя итоги, можно отметить, что Девам подходят такие интересные камни, как аметист, агат, лазурит и многие другие разновидности.

Однако при осуществлении выбора необходимо учитывать ряд нюансов, среди которых особенности темперамента, дата рождения и пол, что позволит подобрать наиболее сильный и действенный талисман.

Несомненно, жемчуг - это тот камень, который необходимо иметь при себе каждой Деве-предпринимателю. Этот камень способен немного смягчить жесткий характер человека, позволит наладить ему хорошие отношения с сотрудниками и партнерами. Оберег способен притянуть удачу в любых финансовых делах и даже способствует продвижению по карьерной лестнице.

Стоит помнить, что помочь жемчуг может только тем, кто уверен в себе, в своих силах. Если этот камень попадет к неуверенной в себе Деве, то ничего хорошего он не принесет новому владельцу. Не стоит использовать жемчуг, если сфера деятельности связана с туристическими поездками и детьми.

Девы – крайне педантичные и самые занудные натуры из всех знаков Зодиака. Перфекционисты до мозга костей. В процессе выполнения задания Девы замучают всех, в том числе и себя, но работу выполнят в срок и самым наилучшим образом.

Девы от природы умны и остроумны, у представителей этого знака нет проблем с памятью. При этом у них есть стремление ежедневно пополнять багаж своих знаний. Этому знаку достаточно трудолюбия, чтобы покорять вершины, и хватает скромности, чтобы об этом умалчивать.

Девы крайне консервативны. Они с огромным нежеланием меняют свои привычки и планы. Представители этого знака обладают редкой практичностью, порицают лень, беспорядок, непунктуальность и не любят тратить свое время впустую.

Представители знака Девы считают, что приятнее и, самое главное, полезнее проводить время в одиночестве, хотя они умеют интересно общаться.

Среди достоинств Девы такие качества, как практичность, благоразумие, образованность, честность, любовь к знаниям, умение сочувствовать, трудолюбие и остроумие. Как недостатки можно обозначить завышенные требования к себе и окружающим, привередливость, мелочность, категоричность, скупость, раздражительность и порой выходящий за рамки дозволенного консерватизм.

Девы первой декады (с 24 по 2 сентября) подчинятся Солнцу. Гармония с окружающим и личное спокойствие у этих представителей знака превыше всего. Девы первой декады консерваторы: перемены в жизни – не их стихия. Для Дев первой декады походят камни: яшма, лунный камень, сердолик, лазурит, агат, горный хрусталь, авантюрин, аметист, малахит и нефрит.

Девам, дата рождения которых с 3 по 11 сентября, управляет Венера. Основная ценность этих людей – собственный внутренний мир, и они неустанно сражаются за его неприкасаемость. Камни скрытных и кротких Дев второй декады: рутиловый кварц, халцедон, гелиотроп, хризопраз, жадеит, сардоникс, жемчуг, цитрин и оникс.

Оберегаемые Меркурием, Девы третьей декады (с 13 по 23 сентября) молчаливы и застенчивы. Преодолеть свою пассивность и, зачастую, лень, представителям этого знака помогут такие камни, как: изумруд, хризолит, сапфир, гранат и топаз.

Придать Девам человечности, немного сумасшествия и безрассудства способен нефрит. Нефрит – камень силы и совершенства во всем. Этот камень подарит представителям знака Девы успехи в любви и удачу в делах. Нефрит очень чутко реагирует на колебания настроения своего владельца – при малейшем изменении камень темнеет.

Жемчуг сумеет привнести в жизнь Дев финансовую стабильность и благополучие. Этот камень смягчит жесткий и неподатливый характер представителей данного знака зодиака. Однако Девам с этим камнем необходимо быть аккуратнее: неуверенным в себе, слабым людям этот камень принесет только беды. Жемчуг не следует носить тем представителям знака, чья деятельность связана с путешествиями и детьми. Жемчуг поможет людям, чья профессия связна с риском и людям, имеющим бизнес.

Сердолик издавна служит символом, оберегом, талисманом счастливой любви. Представителей знака Девы этот камень способен сделать добрее, благодушнее и милосерднее, а также поможет развить интуицию. Сердолик защитит от зависти и сглаза, убережет от влияния темных сил. Этот камень поможет грамотно организовать свою деятельность так, чтобы избежать ненужной траты времени.

На Руси камень малахит считался символом исполнения желания. Девам этот камень окажет помощь в избавлении от мнительности и нерешительности, а также в освобождении от накопившейся отрицательной энергии. Малахит способен успокоить нервную систему и поспособствовать снятию напряжения после трудного рабочего дня.

Людвиг ван Бетховен - один из гениальных композиторов, творивших в эпоху классицизма. Его произведения ценятся во всем мире, некоторые очень легко узнать. Кто не слышал "Лунную сонату"? Композитор обладал довольно непростым характером, у него была очень сложная судьба. он создавал гениальную музыку, до нас дошли и некоторые высказывания композитора. Довольно интересно узнать, что же говорил Бетховен о музыке.

Краткая биография

Композитор родился 16 декабря 1770 года в Бонне. С самого детства ему приходилось нелегко: отец, заметив музыкальную одаренность сына, старался сделать из него "второго Моцарта" - ребенка-гения. Людвиг рано потерял обоих родителей и уже в 17 лет был вынужден взять на себя обязанности главы семьи, содержать младших братьев.

К сожалению, это событие не стало последним ударом судьбы. В 26 лет молодой композитор, музыкант начал терять слух. И все же это не помешало ему продолжать заниматься музыкой.

Знаковым событием в жизни композитора стала и Великая французская буржуазная революция 1789 года. Людвиг ван Бетховен горячо принял идеалы революции... а их крушение после разгрома Наполеона Бонапарта стало для него новым потрясением. И все же в эпоху классицизма творили удивительные люди. Никакие жизненные трудности не могли сломить композитора, не могли прервать его творческий процесс.

За свою жизнь композитор написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 32 сонаты для фортепиано, оперу и многое другое.

Цитаты Бетховена

Возможно, именно благодаря тому, что Бетховен был вынужден общаться с помощью письма, мы можем прочитать немало его высказываний. Несомненно, многие цитаты посвящены любимому занятию композитора.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

Музыка — народная потребность.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек.

Из цитат Бетховена о музыке можно увидеть, как высоко ценил музыкальное искусство композитор, возвышая его даже над мудростью и философией. И ведь действительно, еще Иоганн Себастьян Бах доказал, что музыка - философский вид искусства, она способна раскрывать серьезные, "вечные" вопросы.

Часть высказываний можно отнести не только к музыке, но и ко всему искусству в целом.

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

Развитие искусства и науки всегда было и останется лучшей связью между самыми отдаленными народами.

Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?

Только артисты или свободные ученые несут свое счастье в самих себе.

Судьба композитора не была простой и это также выразилось в его цитатах. Философские мысли немецкого композитора могут научить многому, даже современных людей.

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.

Сердце — вот истинный рычаг всего великого.

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий.

Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды.

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелек мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки.

И, безусловно, такую непростую жизнь нельзя прожить без юмора. Несколько выражений композитора довольно забавны.

Только чистый сердцем может сделать хороший суп.

Одному немецкому композитору:

Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку.

  • Людвиг ван Бетховен никогда не называл свою сонату № 14 "Лунной". Это сделал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году
  • Когда композитор осознал, что потеря слуха неизбежна, он решил свести счеты с жизнью. Сохранился документ - завещание композитора. Но сочинение симфонии № 3 заставило композитора передумать.
  • Бетховен не слышал многих своих гениальных произведений, например 9-ю симфонию.
  • Внутренний слух композитора был просто удивительным - сочинять гениальную музыку, не слыша ее, почти невозможно. У композитора был особенный рояль с более громким звуком, а также он пытался "услышать" музыку через колебания - для этого он зажимал в зубах карандаш и прикасался им к инструменту.