Рисунок по представлению. на уроках ИЗО в общеобразовательной школе. Работа по представлению

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи определяются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования: действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях определенные образы. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием с натуры, рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Рисование с натуры , оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

В старой русской школе на первых этапах обучения рисованию часто заменяли живую натуру рисунком-оригиналом, сделанным хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи были образцово решены. Учащиеся, копируя оригинал, подражали мастерам, учились правильно пользоваться материально-изобразительными средствами и усваивали «образцовые» приемы изображения. Такой способ рисования по оригиналам имеет место и в практике обучения воспитателей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Образы представлений менее конкретны и полны, чем образы восприятий, а потому и рисунки, сделанные по представлению, имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие зависят от условий формирования образа. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Рисование по представлению тоже развивает поразительные способности.

Рассказывают, что художник Рейнольдс подолгу беседовал с человеком, который заказывал ему портрет, пытливо наблюдал его не один час, а потом оставался один. Портрет мастер писал по представлению. Как-то один из посетителей его мастерской случайно оказался между художником, пишущим портрет, и пустым помостом. Тут же раздался возглас: «Не загораживайте мне модель». Оказывается, Рейнольдс так отчетливо представлял себе облик человека, что продолжал его «видеть», и писал портрет, постоянно переводя взгляд на то место, где уже никого не было.

Рисунок по памяти

Некоторые путают работу по памяти и рисунок по представлению. Оба способа рисования имеют общую основу: изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует.

Но в рисунке по памяти стараются его воспроизвести в том же положении и освещении, в котором он наблюдался. В рисунке по представлению художник свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что необходимо по замыслу.

В этом легко убедиться на собственном опыте: казалось бы, свою комнату вы знаете как собственные пять пальцев, но попробуйте нарисовать по представлению хотя бы один или два предмета из ее обстановки! Вы сразу же почувствуете необходимость взглянуть на натуру. В чем-то будете не уверены, возможно, и общую форму не сможете смело нарисовать, не говоря уж о деталях. Требуется опора в натуре. Становится понятным, почему мастера говорят: «нарисуй раз со сто и будет просто».

Даже в рисовании с натуры, если оно ведется творчески, присутствует момент рисования по памяти. Ведь в то время, пока взор художника с натуры переведен на рисунок, работа идет по памяти, отражая не только то, что подметил он в постановке, в природе, но и впечатления, переживания, преломление виденного в сознании и душе рисующего. Не случайно советуют ставить мольберт не прямо перед натурой, а боком к ней, с левой руки, чтобы и этим продлить время на переживание увиденного и не давать себе рисовать, как на стекле.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

По представлению — важная составляющая архитектурного рисунка. Такой наиболее адекватен творческому процессу зарождения архитектурного замысла, по крайней мере, до того момента, когда он получит свое выражение в чертежах и макетах. по представлению позволяет архитектору легко переносить на лист свои самые смелые фантазии, постепенно формировать все более реальные образы, свободно лепить объем, играть формами, конструктивными и декоративными элементами.

… я намереваюсь, с Божьей помощью, изложить то немногое, что я изучил, хотя многие из вас и отнесутся к этому с презрением. Но меня это не тревожит. Ибо я хорошо знаю, что легче разругать любую вещь, нежели сделать лучшую. Я же хочу изложить это все без утайки, наипонятнейшим образом, насколько это в моих силах.

В рисунке по представлению перед вами нет натуры, которая могла бы выручить в нужный момент, подсказать верное решение. Основа такого рисунка — не натура, а знания. Вопреки достаточно распространенному мнению, надо сказать, что знания никогда не препятствовали свободному и вольному творческому процессу, скорее, наоборот — таким препятствием является их отсутствие или недостаточное количество. Так писал об этом А. Дюрер: «…И сила знаний изгонит неверное из твоего произведения и предохранит тебя от ошибок, ибо ты заметишь их, и благодаря твоим знаниям ты без промедления закончишь свою работу, не сделав ни одного напрасного штриха или мазка. И быстрота эта достигается благодаря тому, что тебе не надо долго обдумывать, ибо голова твоя полна знаний. Поэтому произведение твое покажется искусным, красивым, сильным, свободным и прекрасным, и всякий похвалит его, ибо в нем есть правдивость» (А. Дюрер, с. 196).

Источником знаний, необходимых для рисунка по представлению, кроме книг по рисунку и учебных пособий, может стать внимательное изучение окружающего нас мира, который начинающий рисовальщик реализует через рисунок с натуры. Рисуя с натуры, мы изучаем предмет — его конструкцию, функцию, назначение. Эти знания расширяют наше понимание окружающего мира, формируют иной, более глубокий взгляд на, казалось бы, обыденные вещи. «Сперва мы рисуем то, что видим; затем то, что знаем; наконец, мы видим то, что знаем» (Р. Б. Хейл, с. 47).

В какой-то момент вы почувствуете, что ваши знания об изучаемом предмете позволяют изобразить его без натуры, по представлению. Дальнейшие упражнения дадут возможность не просто изобразить предмет по представлению, но сделать это с любой точки и в любом повороте. Настойчиво практикуясь в таком рисунке, вы сможете легко и убедительно рисовать и существующие объекты, и рожденные вашим воображением, что поможет вам в обучении архитектурному искусству, а в будущем позволит легко творить и общаться с коллегами по профессии.

Такая логичная и естественная последовательность согласуется с методикой обучения рисунку по представлению и со структурой этой книги. Сначала — рисунок простых геометрических тел с изучением их конструкций, пропорций, последовательности построения, а также законов перспективы, затем — рисунок предметов на основе геометрических тел, а также рисунок простых геометрических тел в движении, в различных ракурсах и поворотах. И только потом — рисунок воображаемых объектов.

Обучение рисунку по представлению потребует от вас внимания, усердия, прилежания и, что очень важно, — постоянной практики. Ведь ваши знания должны обязательно подкрепляться упражнениями, постоянно возрастающими умениями и, наконец, мастерством. Как писал А. Дюрер: «Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний, также как и знания остаются скрытыми при отсутствии навыка» (А. Дюрер, с. 196), и еще: «Тот, кто никогда не учился раньше этому искусству и хочет почерпнуть начала из этой книжечки, должен прилежно читать ее и научиться понимать прочитанное, и должен брать понемногу и хорошенько упражняться в этом до тех пор, пока не сумеет все это делать, и только потом браться за другое. Ибо понимание должно расти вместе с навыком, так, чтобы рука могла исполнять задуманное. Из этого вырастет со временем твердость знаний и навыка. Ибо они должны быть вместе и одно без другого ничего не стоит» (А. Дюрер, с. 195).

Теперь, когда вы хорошо представляете тот путь, что лежит перед вами, и все же решились сделать первый шаг, мы пожелаем вам удачи.

Рисунок по представлению в теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. Осмоловская О.В., Мусатов А.А.

2-е изд., доп. - М.: 2012 - 3 46 с.

Учебное пособие "Рисунок по представлению" предназначено для всех, кто начинает осваивать архитектурный рисунок - прежде всего для абитуриентов и студентов младших курсов архитектурных вузов. Пособие разработано на базе программ и методик кафедры "Рисунок" МАрхИ и содержит теоретические основы архитектурного рисунка, собранные из разрозненных источников и дополненные новейшими разработками педагогов кафедры "Рисунок", а также практические задания. Последовательное выполнение заданий позволит учащемуся овладеть техникой архитектурного рисунка и приобрести основные навыки как в изображении отдельных геометрических тел, так и составленных из них композиций.

Формат: pdf

Размер: 59,1 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Часть I НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 7
Раздел 1. РИСУНОК ПРЯМЫХ ЛИНИЙ 7
Задание 1. Рисунок прямых линий 7
Задание 2. Рисунок параллельных прямых линий 9
Задание 3. Рисунок прямых линий «отточки кточке» 9
Задание 4. Деление прямых линий на равные отрезки 10
Задание 5. Деление углов на равные части 11
Задание 6. Рисунок линейного орнамента 11
Раздел 2. РИСУНОК КРИВЫХ ЛИНИЙ 12
Задание 7. Рисунок кривых линий 12
Задание 8. Рисунок кривых линий по опорным точкам 12
Задание 9. Рисунок орнамента на основе окружности 14
Задание 10. Чертеж эллипса 14
Задание 11. Рисунок эллипсов 16
Часть II ПЕРСПЕКТИВА КВАДРАТА И ОКРУЖНОСТИ 19
Раздел З. ПЕРСПЕКТИВА 19
Задание 72. Схема перспективного изображения 20
Раздел 4. РИСУНОК КВАДРАТА И ОКРУЖНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ 24
Задание 13. Рисунок квадрата в перспективе 24
Задание 14. Рисунок квадрата, описанного вокруг окружности в перспективе 26
Часть III ПЕРСПЕКТИВА ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 29
Раздел 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КУБА И ЧЕТЫРЕХГРАННОЙ ПРИЗМЫ 30
Задание 15. Перспективный рисунок куба 31
Задание 16. Рисунокдевяти кубов 40
Задание 17. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов по плану и фасаду во фронтальной и угловой перспективах 40
Задание 18. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов в перспективе 44
Задание 19. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов и четырехгранных призм в перспективе 46
Раздел 6. ПЕРСПЕКТИВА ПИРАМИДЫ И ШЕСТИГРАННИКА 48
Задание 20. Линейно-конструктивный рисунок пирамиды 48
Задание 21. Линейно-конструктивный рисунок шестигранной призмы 51
Раздел 7. ПЕРСПЕКТИВА ЦИЛИНДРА, КОНУСАИШАРА 58
Задание 22. Линейно-конструктивный рисунок цилиндра 58
Задание 23. Линейно-конструктивный рисунок конуса 60
Задание 24. Сечение цилиндра и конуса плоскостями, параллельными основаниям 62
Задание 25. Сечение конуса параллельными плоскостями, перпендикулярными его основанию 66
Задание 26. Рисунок цилиндров разного диаметра, поставленных друг на друга 68
Задание 27. Линейно-конструктивный рисунок шара 70
Задание 28. Сечение шара параллельными плоскостями 74
Задание 29. Рисунок шара, стоящего на кубе 76
Задание 30. Рисунок куба, описанного вокруг шара 79
Часть IV ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК 82
Раздел 8. ТОН. НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 82
Задание 31. Штриховка тональных пятен 90
Задание 32. Штриховка плоских фигур 93
Задание 33. Тональная шкала, выполненная в технике штриховки 93
Задание 34. Тушевка плоских фигур 93
Задание 35. Штриховка в технике «широкого штриха» 97
Задание 36. Плоскостная композиция из многоугольников 97
Раздел 9. СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 101
Задание 37. Тональный рисунок куба 103
Задание 38. Тональный рисунок четырехгранной и шестигранной призм 106
Задание 39. Тональный рисунок пирамиды 108
Задание 40. Тональный рисунок цилиндра 110
Задание 41. Тональный рисунок конуса 112
Задание 42. Тональный рисунок шара 114
Задание 43. Тональный рисунок ступенчатого конуса 115
Задание 44. Тональный рисунок освещенных поверхностей 116
Задание 45. Тональный рисунок теневых поверхностей 116
Задание 46. Тональный рисунок композиции из четырех кубов 116
ЧастьV ВРЕЗКИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 122
Раздел 10. ПРОСТЫЕ ВРЕЗКИ 123
Задание 47. Врезка куба и четырехгранной призмы. Основной принцип построения врезок 123
Задание 48. Врезка куба и пирамиды 129
Задание 49. Врезка куба и шестигранной призмы 134
Задание 50. Врезка куба и цилиндра 140
Задание 51. Врезка куба и конуса 149
Задание 52. Врезка шара и куба по заданным ортогональным проекциям 155
Задание 53. Куб и шар с общим центром 158
Задание 54. Врезки шара и куба, когда секущие плоскости куба не проходят через центр шара 161
Раздел 11. СЛОЖНЫЕ ВРЕЗКИ 171
Задание 55. Наклонное сечение шестигранной призмы 171
Задание 56. Врезка двух шестигранных призм 173
Задание 57. Наклонное сечение пирамиды 177
Задание 58. Врезка пирамиды и шестигранной призмы 177
Задание 59. Наклонное сечение цилиндра 181
Задание 60. Врезка цилиндра и шестигранной призмы 184
Задание 61. Врезка пирамиды и цилиндра 192
Задание 62. Наклонное сечение конуса 203
Задание 63. Врезка конуса и шестигранника 205
Задание 64. Врезка конуса и пирамиды 210
Задание 65. Наклонное сечение шара 214
Задание 66. Врезка шестигранной призмы и шара 217
Часть VI КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ 221
Раздел 12. КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В МАрхИ 222
Задание 67. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел 265
Задание 68. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел на основе «сетки» 265
Часть VII РИСУНОК ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В ДВИЖЕНИИ 284
Раздел 13. ПОВОРОТЫ ВОКРУГ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РЕБРА 284
Задание 69. Повороты куба вокруг горизонтального ребра 284
Задание 70. Повороты пирамиды вокруг горизонтального ребра 295
Раздел 14. ПОВОРОТЫ ВОКРУГ ВЕРТИКАЛЬНОГО РЕБРА 302
Задание 71. Повороты куба вокруг вертикального ребра 302
Задание 72. Повороты четырехгранника и пирамиды вокруг вертикального ребра 305
Часть VIII РИСУНОК АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ОСНОВЕ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ 310
Раздел 15. АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ 311
Задание 73. Рисунок балясины 311
Задание 74. Рисунок дорической капители 314
Задание 75. Рисунок вазы 320
Задание 76. Рисунок ионика 326
Раздел 16. ГЕОМЕТРИЗИРОВАННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 331
Задание 77. Рисунок архитектурных схем 331
Задание 78. Винтовая лестница 337
БИБЛИОГРАФИЯ

Рисунок по представлению

Натюрморт и композиция из геометрических тел

Ф. Н. Глущенко

© Ф. Н. Глущенко, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Настоящее пособие призвано помочь студентам художественных и архитектурных учебных заведений, а также тем, кто хочет самостоятельно овладеть техникой рисунка, ускорить усвоение учебных программ. Работа насыщена универсальным материалом, она содержит в себе подробные пошаговые уроки рисунка и другую полезную информацию. Думается, она вызовет профессиональный интерес у архитекторов, дизайнеров, художников, а также преподавателей дисциплины «Рисунок».

Столь широкий диапазон рекомендуемого внедрения обусловлен тем, что в основу работы положено построение постановок методом геометрического анализа. Или, как его еще называют – архитектурным методом, ошибочно приписываемым только архитектурной школе, правда, ею более всего распространяемым. В действительности предлагаемому методу уже более 80 лет, и настоящая работа опирается на прочный научный фундамент таких трудов выдающегося художника и педагога П. Я. Павлинова, как «Графическая грамотность» и «Каждый может научиться рисовать», продолжателей его дела – архитекторов-педагогов Тихонова С.В, Демьянова В. Г., Подрезкова В. Б. (учебник «Рисунок». М. 1983 г.) и ряда других.

Аналитический подход, давно доказавший свою высокую эффективность в освоении предмета, который П.Я.Павлинов называл объективным, описательно-показательным, стоит в оппозиции к подходу, обычно практикуемому художественными школами и училищами – его сторонники призывают всецело довериться натуре и интуиции, по сути не анализируя изображаемое, а «выражая» с позиций субъективного восприятия. В эпиграфе книги «Каждый может научиться рисовать» автор привел слова французского философа Д. Дидро (1713-1784): «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». А сам Павлинов отмечал, что не каждый рисующий человек может стать художником, как и не всякий владеющий грамотой – стать писателем, но пояснить мысль посредством рисунка «должен уметь и инженер, и педагог, и научный работник».

Однако сопротивление архитектурному методу выразилось не в нежелании людей приобщаться к «прекрасному» как таковому, его встретили именно предлагаемые пути овладения предметом. Иначе говоря, наблюдаемая конфронтационная позиция многих школ «нейтрализует» естественную тягу учащихся к овладению более эффективными методами познания мира, единым языком, известным с давних времен, но преподносимым многими педагогами как малоэффективный.

Геометрический анализ в учебном довузовском рисунке является главным инструментом в формировании у учащегося объемно-пространственного мышления. Такой подход ставит своей целью за полгода-год не только объяснить основы рисунка, но научить мыслить «комплексно», подразумевая под этим умение сопоставлять перспективные виды, наблюдаемые в натуре, с ортогональными проекциями, дающими объективное полное о них представление. А ведь такой рисунок будет не только красив, выразителен, но и точен, а значит всесторонне полезен.

Стандартный курс изучения рисунка в архитектурных классах, благодаря которым и был во многом распространен сам аналитический (геометрический, объективный) подход в рисовании, начинается с таких упражнений, как изображение кубов в пространстве («перспективы»), несложных и сложных врезок (например, куб, врезанный в куб; шар, врезанный в призму с некоторым смещением шара по одной из координат), и заканчивается такими заданиями, как голова, интерьер, экстерьер (городской пейзаж).

Курс архитектурного рисунка делит на два условных этапа задание «объемная композиция из геометрических тел», являющееся предметом рассмотрения данной работы. Первый этап ставит своей задачей научить абитуриента воспринимать окружающее как совокупность пространственных геометрических объемов и аналитически работать с ними. Второй этап – научить пользоваться полученными на первом этапе знаниями. Второй этап является логичным продолжением первого; лучше всего это можно проследить в таких постановках, как натюрморт с включением геометрических тел, непосредственно в постановке архитектурной детали (розетка, ионик, ваза, капитель), интерьере и завершающем курс городском пейзаже. Рисование обязательных в художественных и архитектурных вузах постановок – головы, фигуры – также не является оторванным от общего процесса познания мира через геометрических анализ, и также «проверяется», строится, как и при работе с любой геометрической формой.

Наше пособие в основном будет посвящено первому этапу. Определенная отрешенность от натуры, оторванность от функции, от назначения предмета исследования, от «первого впечатления» – позволяет рисующим более осознанно выполнять работу и, как следствие, более эффективно создавать образ, который всегда индивидуален.

Глава 1. Проблемы проверки и самопроверки учебного упражнения «Композиция из геометрических тел»

Перед преподавателем художественной школы, колледжа, вуза часто встает вопрос – какой рисунок считать наиболее достоверным. Когда работа идет с натурой, ответ кажется очевидным. Тогда как в рисовании по представлению ответ дать не только сложно, но и сама постановка вопроса кажется лишенной смысла. Любой рисунок может быть «красивым по-своему», и все зависит только от того, кто его оценивает. На сегодняшний момент нет никаких общепринятых или, по крайней мере, общеизвестных правил, чтобы оценить работу по объективным критериям, наличию и отсутствию ошибок. Все на первый взгляд ошибки, или наоборот, преимущества являются вкусовыми, именно общепринятыми, но часто спорными, а порой просто вредными для самого процесса – когда очевидные ошибки построения компенсируется внешним прилежным видом рисунка. Это поставило перед педагогами задачу – сформулировать критерии оценки. Такие часто фигурирующие в оценках «ошибки», как «кривые линии», «небрежность», «невнимательное отношение к работе», выглядят особенно неубедительно, когда речь идет о серьезном экзаменационном испытании, от которого зависит зачастую профессия испытуемого.

Первые попытки сформулировать общие правила в построении геометрических тел привели к еще большим «разночтениям» ввиду того, что они не были сформулированы до конца и носили характер скорее рекомендательный. Оправданием таких «сырых» методик было то, что рисунок не является областью начертательной геометрии. Это справедливо отчасти; основа рисунка, его «главная формула», о которой будет сказано ниже, в третьей главе, не является обязательной в построении и проверке, например, в начертательной геометрии; но в основе своей, когда речь заходит о самопроверке или когда встает необходимость добиться наибольшей точности изображаемой постановки, неизбежно требует знания именно в этой области.

Но такие инструменты, как построенная линия горизонта, использование прототипов геометрических тел в натуре, переходные упражнения вроде натюрморта, интерьера, экстерьера, отдельные специальные семинары, разъясняющие основы перспективного изображения, чаще не дают необходимого эффекта. Работа обязана быть не только «достоверной» в «видимой» части, не только убедительной с первого взгляда, к чему, как предполагает стандартная методика, ученик приходит с опытом, но и быть точной, полезной для освоения смежных, сопрягаемых курсов, таких как промышленное и архитектурное проектирование, черчение, бумажное моделирование, дизайн и т. п.

Иными словами, нынешний композиционный рисунок даже в ведущих профильных вузах представляет собой довольно сложную геометрическую конструкцию, не лишенную часто и сложного авторского сюжета – то есть одной из целей самого упражнения, но не имеет под собой базы, основанной на реальном представлении о пространстве. Следовательно, все «надстройки» в виде внедрения нестандартных геометрических фигур непосредственно в само условие задания «сложных» сечений – бессмысленны, пока не сформулирован ответ на ключевой вопрос – что может отвечать за точность и «достоверность» в пространстве плоскости, фигуры, тела. А отсюда: точность размеров, пропорций, перспективы и, в конечном счете, убедительность общего впечатления от работы.

В практике при анализе и проверке работы применяется квадрат с вписанной в него окружностью: квадрат помогает оценить глубину, также модульный квадрат помогает определить пропорции фигур, а окружность «помогает» самому квадрату быть достоверным. Казалось бы, эти два взаимосвязанных приема вполне могут сформировать должный рисунок, но положение осложняется тем, что трехмерное пространство не обеспечивает той свободы, которая возможна в изображении двухмерного пространства. Трехмерное пространство требует конкретных знаний. Например, нарушение последовательности выполнения рисования квадрата куба, когда эллипс вписывается в квадрат, а не наоборот, ведет к тому, что «ожидаемая» окружность оказывается «в плане» овалом, а не окружностью, вытянутой по ширине или высоте. Эта ошибка легко выявляется посредством построения боковых и верхних проекций. Ошибка возникает вследствие «случайного» поворота оси эллипса, вписанного в квадрат, расположенного на предметной плоскости, Такой квадрат, как и всю композицию в целом, всегда проще начать заново, чем пытаться исправить в ней первую, фундаментальную ошибку. Иными словами, если квадрат не является квадратом, тогда вне всяких сомнений куб не будет кубом, а отсюда призма призмой, пирамида пирамидой, и количество ошибок будет равняться количеству геометрических тел.

Сараева Н.П.

учитель ИЗО

Рисование с натуры, по памяти и по представлению

на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

В современном мире искусство не утратило сво­его значения в области воспитания подрастающего поколения, в развитии художественного вкуса и восприимчивости прекрасного в окружающей жизни.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен забот­ливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обес­печен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью под­готовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот живет по своим осо­бым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и слож­ность изобразительного искусства.

Далеко не последнее место в школьном преподавании изобразительного искусства отводится таким видам работ как рисование с натуры, по памяти и по представлению, выполнение которых способствует развитию возможности обучающимся видеть мир во взаимосвязи с искусством, формированию творческой личности. Учащиеся, понимающие язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимают другие виды искусства.

Различные виды творческой деятельности, освоенные учащимися, способствуют воспитанию у них отношения к изобра­зительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Рисование с натуры

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:
1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
3) анализ цвета;
4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного – двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции - расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрмор­та, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи,

которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты – следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода – рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками.
Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине: «На фоне тройки священных деревьев (ясень, орешник, дуб), обычная рябина выглядит скромно. В наших лесах это дерево, с его тонкими ветвями, резными листьями, крупными ягодами, качающееся на ветру среди могучих дубов и сосен, такой же символ магии, как и эта священная тройка.

В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.

Растущая близ дома рябина до сих пор считается хорошей приметой, и срубать ее, без крайней необходимости, не хорошо, и обращаем внимание на необыкновенную красоту этого дерева». Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года – осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу - определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о

декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных про­мыслах, специфике образно-символического язы­ка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок по­становки - это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто це­лое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, неслож­ного предмета, необходимо соблюдать определен­ную последовательность. Начинаем с изучения фор­мы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Прове­ряем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исп­равления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Первым шагом в освоении приемов изображения объемных предметов является рисование простейших геометрических тел. В начальной школе учащиеся знакомятся с геометрическими телами, усваивают навыки линейного построения. В средней школе эти знания расширяются и углубляются. Умение понимать и рисовать основные геометрические тела учащимися дает достаточно знаний для изображе­ния любого бытового предмета, которые при анализе формы обнаруживают сходство с геометрически­ми телами или состоят из их сочетаний.

Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения, а процесс изображения этих тел прост и определяется лишь несколькими частными этапами.

В пятом классе выполняется рисование «Натюрморта из геометрических тел», составленный из геометрических тел различной формы (параллелепипед, цилиндр, шар). Задание выполняется мягкими карандашами: ТМ, М, 2М. Рисование данного натюрморта преследует следующие цели:

Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;

Рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;

Понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

Развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;

Рисование от общего к деталям;

Развитие памяти, умения комбинировать детали;

Укрепление межпредметных связей (математика).

Учебная постановка направлена на познание основ перспективы, умение понимать конструкцию предметов, светотенью выявлять объем. Уроки, полученные при рисо­вании простых предметов, по­могут позже передавать любые объекты, независимо от их разме­ров и сложности. Например, зда­ния мыслятся как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов - обычно полусферы, крыши неко­торых домов напоминают трех­гранные призмы или невысокие пирамиды. Хранилища газа и воды, в большинстве случаев ци­линдры с коническими или ку­полообразными верхушками. Интерьер комнаты, мебель также имеют геометрические пропор­ции.

В шестом классе, закрепляются знания, полу­ченные на предыдущих этапах обучения. Например – «Рисование с натуры столярных инструментов» – натюрморт с рубанком и киянкой. Данное учебное занятие способствует формированию пространственных воображений, развивает умение использовать законы линейного построения рисунка.

Умение рисовать рубанок, в основе которого лежит параллелепипед, дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, который при анализе формы обнаруживает сходство с этим геометрическим телом или состоит из сочетаний нескольких параллелепипедов, в том числе - киянка.

Работа над рисунком «Рисование с натуры столярных инструментов» представляет собой последовательное решение связанных между собой основных задач.

1) Перспективное построение предметов (параллелепипеда) в угловом положении. Определение линии горизонта и двух точек схода, предопределяющее грамотное размещение предметов на листе.

2) Определение четырьмя линиями контур горизонтальной грани параллелепипеда корпуса рубанка на плоскости листа. Боковые плоскости, ограниченные вертикальными ребрами, изображаются вертикальными линиями. Затем намечается пространственное расположение и величина киянки, перспективные сокращения форм.

3) Построение сквозного рисунка каждого геометрического тела. Передача пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, хорошо передавая конструкцию предметов.

4) Определение градаций светотени, передача объема, грамотное владение штриховкой «по форме». Объясняется зависимость освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения.

Несмотря на возникающие трудности, рисование данного натюрморта интересно для учащихся, а хорошее выполнение рисунка повышает самооценку. Для получения такого изображения необходим не только жизненный зрительный опыт, но и знание перспективных закономерностей. Знание этих закономерностей поможет при изображении по памяти и по представлению объемных предметов в пространственном окружении.

Все окружающие нас предметы имеют форму. Мы различаем их по признакам этой формы. Существует установленная геометрией классификация форм. В одних случаях признаки формы предмета очень ясны, они точно укладываются в эту классификацию, в других еле заметны. Иногда формы, знакомые по классификации, образуют новые, сложные и неповторимые сочетания их в предметах. Развивая у детей восприятие и умение передавать форму предметов на плоскости, мы обращаем внимание сначала на ее ясно различимые особенности.

Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. Умение рисовать здания особенно важно для архитекторов. С простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объемного изображения, учащиеся опять встречаются при рисовании с натуры на уроке в пятом классе по теме «Наброски с натуры модели домика».

Учащиеся могут выполнить один, два наброска модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон, значит, их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его конструкции, геометрической формы и наблюдение с разных сторон.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фи­гуры челове­ка» и «Наброски с фи­гуры челове­ка, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами:

Выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);

Выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Рисование по памяти и по представлению

Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зритель­ной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствую­щих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запо­минают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и ба­зируется рисование по памяти.

В практике художественного образования сложилась опреде­ленная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использова­ния натуры. Это рисование по памяти, по представлению, по во­ображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисун­ков и набросков на основе зрительной памяти.

При рисовании по представлению изобразительная деятель­ность протекает по несколько иному принципу. Изображение вы­полняется также на основе работы памяти, с использованием зри­тельных представлений, полученных ранее в результате наблюде­ний и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбина­циях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти.

Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учеб­ной работе с учащимися. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения.

Одним из заданий, над которым работают учащиеся в пятом классе «Рисуем отгадки к народным загадкам». Знакомство с таким видом устного народного творчества как загадки учит присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивает ассоциативное мышление, любознательность, расширяет кругозор. Детям предлагается проиллюстрировать загадки, но при этом продумать композицию так, чтобы рисунок - отгадку нельзя было увидеть рядом с текстом загадки. Лист бумаги можно согнуть, как открытку. Текст загадки, описывающий художественно-выразительными средствами признаки, по которым угадывается предмет, пишется печатными буквами цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками на первой страничке. Ответ - отгадка рисуется внутри открытки. Выполнение этого задания требует от учащегося грамотного владения композицией, линией, цветом, развитого ассоциативного мышления.

В работе по представлению большую роль играют знания о действительности, ее наблюдение. Знания классифицируются, объединяются и сохраняются в памяти. Определенных знаний и наблюдений требуется и от художника – анималиста.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром в средней школе предполагает выполнение набросков и рисования животных. Особенность анималистическо­го жанра изобразительного искусства требует знать анатомическое строение, про­порции, цветовой окрас живот­ных.

Работая по темам «Рыжий кот», «Наброски домашних живот­ных», учащиеся реализуют следующие виды деятельности:

1) Анализ основных форм, частей тела животных.

2) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

3) Уточнение характерных движений.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех).

5) Изучение среды обитания.

6) Умение выполнять рисунок живот­ного с применением средств художественной выразительности.

Неправильно делают те учащиеся, которые, получив задание нарисовать животное по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В этой работе учащимся может помочь развитые память и воображение, наличие навыков и умений, которые вырабатываются в процессе последовательного многократного повторения.

Отношение к миру природы выражается в первую очередь в жанре пейзажа. Любовь к родной природе, понимание ее красоты - непременная часть патриотического воспитания человека. Чувства привязанности к родной, земле начинается именно с осознания поэзии окружающего с детства мира природы.

Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей осознания и освоения элементарных худо­жественных навыков, которые расширяются и углубляются в задачах каждого урока. Работа по памяти и представлению по выполнению пейзажа «В осеннем парке», этюда «Багрец и золото осени» позволяют учащимся совершенствовать знания о применении законов линейной и воздушной перспективы, колорита, ком­позиции.

Для более полного и яркого представления природы показываются классу репродукции картин русских художников, обращается на колорит представленных картин, потому что именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Так красно-взволнованный колорит А. Архипова и Ф. Малявина создает мажорное настроение их произведений. И наоборот: минорное настроение навевают нежно-задумчивые краски В. Борисова-Мусатова или холодный сказочно таинственный колорит М. Врубеля.

Известно, что природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничны. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению. В работе по памяти у учащихся наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто oттенками зеленого цвета, кирпичный дом - оранжево-красным, голубым и так далее.

Поэтому, учащимся рассказывается, что колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается художниками механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом.

Заканчивается беседа анализом особенностей осени и изменений в осенней природе. Школьники вспоминают свои наблюдения во время прогулок на природе и делятся своими впечатлениями. Чтение отрывков стихотворения И. Бунина «Листопад» и из произведения Г. Скребицкого «Художник - осень» закрепляют эстетические впечатления детей от осеннего парка или леса.

Рисование на тему «Пейзаж с изображением домов выше, ниже и на линии горизонта» ставит перед учащимися следующие цели и задачи: изучение особенностей изображения призматических форм, расположенных на разном уровне к линии горизонта; закрепление сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая, воздушная перспективы. В процессе работы над рисунком расширяются умения и навыки соблюдения законов фронтальной и воздушной перспективы, вводится понятие линейной угловой перспективы.

Обратить внимание на красоту движений тела человека, применить знания и умения, полученные ранее при рисовании фигуры человека с натуры, закрепить выразительность пропорций тела в движении фигур позволяет рисование на такие темы как «Спорт», «Материнство».

При рисовании по памяти и представлению на тему «Спорт» учащиеся д ля большей выразительности должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика - ее кульминационные моменты. Движение фигур может быть усилено динамичными композициями.

При анализе работ художника А. Дейнеки обращается внимание учащихся на то, что фигуры в спортивной игре никогда не располагаются на одной линии - кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше. Обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии.

Далеко не безразлично, в каком месте помещено изображение. Если в центре листа - оно будет неподвижным. Также неподвижным оно окажется и у самого края. Край листа как бы держит изображение. Предлагается подумать, куда следует поместить изображение, чтобы оно стало динамичным.

В конце беседы учащиеся должны ответить на вопрос: почему движения фигур, передающие движение спортивных игр, в работах художников так убедительны? Ответ заключается в том, что убедительно только то, что мы сами увидели в жизни. Все это создает ощущение естественности происходящего, жизненности.

Тема материнства присутствует почти в каждой программе по изобразительному искусству – важнейшая тема отношения к жизни и близкая ребенку. Она всегда проходит с особым интересом, но и довольно трудна, - здесь надо передать чувства людей через их изображение, мимику. З рительный ряд из произведений выдающихся русских и зарубежных художников, пословицы создают определенный настрой для работы. Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Учащимся трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее, эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.

Процессы изображения по представлению, могут быть различными в зависимости от своего содержания и взаимоотношений между наблюдением, и воображением, участвующими в процессе рисования. Образы представления могут быть очень далеки от предметов действительности, например сказочные: в них причудливо сочетаются признаки действительности, нарушая привычные для нас законы предметного мира. В изображении по представлению можно передавать образы далекого прошлого. Рисующий воссоздает их в своем воображении на основании знаний и представлений о материальной культуре народов, природе и жизни минувших эпох. Такой работой является рисование по представле­нию в пятом классе на тему «Старин­ный терем».

На уроке учащиеся знакомятся с изображе­нием архитектурных сооружений в картинах мастеров русской живописи, с архитек­турным ансамблем Мос­ковского Кремля. Затем учащиеся рисуют «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изучили и изображали (куб, конус, четырехгранная призма, цилиндр, шар). Таким образом, упражнения в рисовании по памяти и по представлению содействуют закреплению ранее полученных знаний, развитию зрительной памяти и пространственного мышления.

Рисование по памяти и по представлению - это рисование композиций на темы окружающей жизни. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности и цвета предметов.

Создание произведений искусства немыслимо без творческой фан­тазии, без участия памяти. Многие русские и зарубежные художники-педагоги использо­вали в своей педагогической работе с учащимися занятия рисова­нием с натуры, по памяти и представлению в качестве обязательной составной части процесса обучения будущих художников.

В повседневной работе над рисунками детям необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования с натуры, по памяти и по представлению. Умение рисовать по памяти обеспечивается знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения. В рисовании на темы - по памяти и представлению - учащиеся применяют умения , которые были выработаны при рисовании с натуры . Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз не составляется механически.

Сочинение композиционных эскизов - одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения. По тому, как учащийся справляется с заданиями по композиции, можно в известной мере судить о том, насколько эти данные у него развиты. Надо иметь в виду, что развитие способности работать «от себя» не самоцель, а необходимое условие для успешной работы, особенно по композиции, тематическому рисованию. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение рисующего, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.

Таким образом, рисование с натуры, по памяти и по представлению выполняют общие задачи:

  • совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
    освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра;
  • отработка умения выразительно выполнять рисунок;
  • развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
    свое отношение к нему;
  • развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

Завершая работу также можно сказать, что рисование с натуры, по памяти и по представлению воспитывает у обучающихся эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческое мышление, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Список литературы

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Просвещение. 1987. – 255с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». 2013. - 175 л.

3. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Под редакцией А.М. Серова. М., «Просвещение», 1975. 271 с.

Информационные ресурсы