Архив рубрики: Французские легенды. Французская мифология

Святой Колумбан и олень

Французская легенда

Однажды святой Колумбан, любивший уединенные места, прогуливался в густой лесной чаще. Там он нашел труп убитого волками оленя — и этого оленя готовился сожрать гигантский медведь. Святой человек подошел к медведю и приказал ему есть оленя так, чтобы не повредить шкуру, потому что она нужна была братьям из монастыря, чтобы переплетать жития святых и делать себе обувь. Медведь подчинился. Вернувшись в монастырь, Колумбан приказал братьям пойти в лес и, когда медведь закончит свою трапезу, взять оленью шкуру и принести её в монастырь.

Капитан и команда «Летучего Голландца»

Французская легенда
«Рассказы боцмана Пипи», 1832

Сперва жестокому капитану Вандербекену на «Летучем Голландце» прислуживал лишь один матрос - дьявольское создание. У него была грубая и бугристая, как у моржа, шкура; кошачья морда и козлиные рога на голове. Но потом его команду начали пополнять негодные матросы: например, те, кто трусил во время боя или те, кто воровал у товарищей.
Попасть на борт «Голландца» - незавидная судьба; там никогда не останавливается работа. Несясь в центре бури, адский корабль постоянно меняет курс и команде приходиться безостановочно карабкаться по мачтам и бегать от борта к борту. И никакого отдыха, никакой еды, никакого питья: только голод, жажда, усталость, бессонница и страх. А для тех, кто ленится - у шкипера есть плеть-девятихвостка с острыми лезвиями, крючьями и акульими зубами на ней. И это длится вечно - срок контракта на «Летучем Голландце» составляет двадцать пять миллионов лет.
Рассказывают, что иногда капитан «Летучего голландца» делает визит на борт встретившегося корабля. Во время такого визита провизия портится, а вино скисает. Матросы же впадают в умопомрачение: они кричат, хохочут, дерутся, а некоторые даже прыгают в море с мачт.
Ничуть не лучше, если он передаёт на борт встречного судна письмо: тогда или капитан сходит с ума и разбивает судно о рифы, или корабль попадает в смерч, который его переворачивает.

Рассказ боцмана Пипи о «Летучем Голландце»

Французская легенда
«Рассказы боцмана Пипи», 1832

Когда-то давно жил один капитан, который не верил ни в Бога, ни в святых -вообще ни во что. Был он, как говорят, из Голландии. Неизвестно, к какому он был приписан порту, но это и не имеет значения; суть в том, что однажды он из этого порта отплыл на юг. Плавание продолжалось хорошо аж до мыса Доброй Надежды; а там поднялся ужасный ветер. Как описать этот ветер? Он срывал рога у быков, выворачивал с корнем деревья и разрушал дома. Корабль был в опасности - и все, кто был на борту, просили капитана:
- Господин капитан, прикажите повернуть в порт! Мы погибнем, если останемся в открытом море, а у нас нет даже капеллана, который отпустил бы нам грехи…
Но капитан в ответ только смеялся. Он напевал похабные песенки, богохульствовал (только это было бы достаточно для того, чтобы молния испепелила корабль вместе с капитаном), дымил трубкой и прихлёбывал из кружки пиво так спокойно, как будто сидел за столом кабачка в Антверпене. Команда чуть ли не на коленях умоляла его переждать бурю в ближайшем порту, но капитан упорно стоял на своём - он хотел плыть дальше, да ещё и под всеми парусами в придачу. Так корабль и плыл, гонимый бурей, под всеми парусами. Такелаж превратился в лохмотья, ветер сломал мачты - а капитан только смеялся; и смех его становился всё громче.
Матросы пытались связать его и запереть в трюме - но он направлял пистолет в голову любому, кто пытался к нему приблизиться. И вдруг тучи расступились и с неба на палубу спустилась гигантская фигура. Всех обуял сверхъестественный страх и лишь капитан спокойно продолжал курить трубку. Он даже шляпы не снял!
- Капитан, - произнесла фигура - а вы упрямец.
- А вы не особо-то вежливы. - ответил капитан - Я вас сюда не приглашал и мне ничего от вас не нужно. Покиньте мой корабль, а не то я разряжу свой пистолет вам в голову.
Огромный старик - а это был старик с длинной седой бородой - ничего не ответил. Он только пожал плечами. Капитан сплюнул, поднял пистолет и выстрелил - но пуля, вместо того, чтобы размозжить старцу голову, каким-то образом пробила капитану руку. Он перехватил пистолет другой рукой и замахнулся на старика - но рука отказалась ему повиноваться и бессильно обвисла. Тогда он стал осыпать неуязвимого гостя проклятиями и ругательствами.
- Замолчи, несчастный! - прервал его старец - Отныне ты обречён на вечное плавание: без отдыха, без возможности бросить якорь, стать на рейде или пришвартоваться в порту. У тебя не будет ни пива, ни табака. Твоим питьём будет желчь; а вместо трубки ты будешь держать в зубах прут из раскалённого железа. У твоих матросов будут рога на голове, тигриные морды и кожа, как у моржей.
Капитан фыркнул, но старец продолжал:
- Твоё плаванье будет бесконечно. Ты не сможешь заснуть, когда захочешь спать - как только ты закроешь глаза, острый клинок вонзится в твою печень. Ты радовался, видя страх в глазах твоих матросов - и ты будешь внушать матросам страх…
Капитан улыбнулся, но улыбка эта была больше похожа на оскал.
- Ты будешь нестись под всеми парусами по всем морям. Ты никогда больше не узнаешь отдыха - и ты никогда больше не увидишь спокойного моря. Буря будет наполнять твои паруса; и твой корабль, мчась впереди с урагана, будет предвестником несчастья для всех, кто его увидит.
- Аминь! - воскликнул капитан и расхохотался.
- А когда наступит конец времён - сам дьявол явится за тобой и собственноручно бросит тебя в адский огонь.
- Плевать. - ответил капитан.
Старец исчез в облаке из света, а вместе с ним исчезли матросы и пассажиры. Капитан остался на корабле - с новой командой. И что, вы думаете, он сделал? Опять разразился проклятиям!
С тех пор «Летучий Голландец» со своим капитаном и бороздит моря - всегда окруженный штормовыми волнами.
Никто точно не знает, как «Летучий Голландец» выглядит - он меняет свою раскраску тринадцать раз за день (это ему ничего не стоит - ведь краску ему выдают со складов ада); так же он когда захочет может менять количество и оснастку мачт.

Дау

Бретонская легенда

В этой части Бретани, которую мы знаем как Финистер, а римляне назвали рогом Галлии, из чего некоторые выводят название Корнуэлл, в V веке правил король по имени Градлон. Он принадлежал к тем вождям клана пиратов и завоевателей, кто защищал бретонцев от завоевателей германцев, и получил титул конана, или короля всей Арморики. Он был еще молодым человеком, когда совершил путешествие на Британские острова, где воевал с камбрейцами против саксов. Он доходил до земель пиктов и скотов. Из своей последней поездки на север Градлон привез черного коня и рыжую женщину. Лошадь по кличке Морварк была замечательной и верной. Единственными людьми, которым животное позволяло садиться на себя, были королева Мальгвен и король Градлон. Когда чужие лишь прикасались к коню, он начинал брыкаться. Его шею покрывала великолепная грива, а черные, умные, почти человеческие глаза притягивали взгляд. Иногда казалось, что из его ноздрей вырывается пламя, и некоторые отступали в страхе. Не менее верной и прекрасной была королева севера. На голове королевы сияла золотая диадема, ее белые, как снег, руки закрывала кольчуга из стальных колец, а золотые завитки ее волос ниспадали на латы насыщенно-голубого цвета, который был бледнее и тусклее голубизны ее сияющих глаз. Ценой какого подвига, какого преступления, какого предательства досталось такое сокровище королю? Никто этого никогда не узнает. Говорят, что Мальгвен была волшебницей, ирландской Сенес или скандинавской сказительницей-Сагой и что она отравила своего первого мужа, чтобы последовать за арморикским вождем. Она счастливо правила сердцем Градлона. Но как только он стал правителем Корнуэлла, Мальгвен внезапно умерла, оставив своему королю лишь маленькую дочь, родившуюся в море во время их приключений. Девочку звали Дау.

Когда все честные французы спокойно разъезжали в серьезных автомобилях квадратной формы с крыльями, «радиаторами», багажниками и даже, подножками, в их уютные кузова стали просачиваться смутные будоражащие слухи: в логове CITROEN замышляют что- то ужасное.

Спать спокойно стало нельзя. Напуганный незабвенным двухлошадным утенком народ с тревогой вглядывался в будущее. В нервном ожидании проходили месяцы. Слухи появлялись один другого невероятнее. Измотанные французы лишались аппетита, затягивали пояса и начинали откладывать на черный день. Ждали чего-то пострашнее марсианских треножников. Утренние газеты били по нервам криками: «Такого еще не было!» А что там и правда есть и когда ОНО появится, не знал никто.

И вот, когда страна уже приблизилась к всеобщей истерии, этот час стал знаменит: ноябрь 1956 года. Salon de Paris. Газеты вперебивку печатали шпионские картинки будущих премьер, они еще больше взвинчивали нервы. Накануне Салона LAuto Journal напечатал первое фото. Это было нечто космическое - UFO в варианте для Земли - на колесах! И хотя это был один из предварительных вариантов в общих чертах, но и он разорвал бомбу над Парижем. Теперь уже все только и ждали открытия салона, сон пропал окончательно.

Ее успех был беспрецедентным: к вечеру было сделано 12 000 заказов, а к концу салона - 80 000! Ее стрелы перелетели океаны и даже пробили черную стену железного занавеса, поразив многие заточенные там сердца.

Лефевр сделал логический шаг к боксер-мотору. Были 6-цилиндровые прототипы воздушного и водяного охлаждения, но на подготовку производства уже не хватало ни времени, ни денег: их поглотила очень дорогая гидравлика. Только через 13 лет подобный мотор выпустил Porsche. Главный моторконструктор Вальтер Беккия (Walter Becchia) предложил свой вариант модерного рядного двигателя с двумя верхними валами и тремя клапанами на цилиндр)!), однако было уже поздно. Пришлось адаптировать старый двигатель IICV с новой головкой конструкции Мориса Сэнтура (Maurice Sainturat). Пять различных прототипов от D-2 до D-7 подвергаются беспощадным «пыткам» на дорогах и улицах. Нередко Лефевр и Буланже сами садятся за руль.

Тем временем у Фламинио Бертони созревают первые прототипы кузова. Бертони происходит из Италии, он - скульптор, архитектор, художник, стилист. Он приехал в Париж в 1923 году, в 30-х создал неповторимый дизайн Traction Avant и могут работать совместно. У Лефевра и Бертони это получалось вполне, их объединяла великая идея авангардного автомобиля. И им удалось повернуть ход эволюции автомобильного сознания по дороге, которую указывал им космос.

Как любое другое видное европейское первенство, французская Лига 1 за годы существования обзавелась собственным флером из легенд. Но если в Англии «много денег», в Германии «много забивают», а в Италии «играют по-умному», то большинство мифов о Le championnat проходят по сугубо отрицательному ведомству..

1. У «Лиона» нет конкурентов

Многолетняя гегемония «Лиона» породила миф о том, что на внутренней арене OL непобедим, а достойных конкурентов нет, не было и не будет. Прошлогодний триумф «Бордо» в этой связи рассматривался – вне Франции – как нечто среднее между случайностью и следствием перестройки, затеянной Клодом Пюэлем на «Жерлане». И все же не зря многие верят, что грядущая титульная гонка обернется конфронтацией и – экс-игроков той самой сборной Франции, ныне тренеров «Марселя» и «Бордо» соответственно. Нет слов, укрепился нынешним летом «Лион» мощно. Но мы еще посмотрим, как он будет выглядеть без голов Карима Бензема и стандартов Жуниньо. И как поведет себя Пюэль, если команда слабо стартует, и на «Жерлан» обрушится глыба общественного давления.

2. После отъезда Карима Бензема в Лиге 1 не осталось приличных форвардов

Отчаливший в «Реал» Бензема в свой последний французский сезон даже не сумел стать лучшим бомбардиром чемпионата. Обставил его , 23-летний парень с умопомрачительно меткой правой, начисто стерший из памяти фанов «Тулузы» фамилию «Элмандер». Другой любопытный персонаж – , краучеподобный форвард ПСЖ, купленный во второй лиге и более чем достойно распорядившийся наследством Паулеты – футболкой с девятым номером. Есть еще нападающий «Осера» , во втором круге стрелявший прямо-таки очередями (ему, правда, придется пропустить месяц-другой из-за травмы). Грозится набрать былую форму , в отместку свистевшим на него болельщикам «Сент-Этьена» переметнувшийся в стан «Лиона». Ну и Кавенаги, как же без него.

3. В Лигу 1 не едут суперзвезды

Игроки мирового класса этим летом в принципе никуда не хотят ехать, кроме Испании – не бросать же все и концентрироваться на трансляциях примеры. В любом случае, даже если звезды во Францию не ездят, там они в больших количествах зажигаются – процесс, наблюдать за которым в иной день сильно приятнее, чем за очередными перемещениями Лионеля Месси меж защитников «Хетафе».

4. Из Лиги 1 трудно попасть в сборную

Распечатка последнего созыва Les Bleus сообщает, что место Патрика Виейра в заявке на ближайший отборочный матч получил дебютант – вездесущий центрхав, изрядно поспособствовавший тому, что в минувшем сезоне «Тулуза» пропустила меньше всех. Также в основе французской команды числятся опорник «Лиона» , новая версия Зинедина Зидана по имени , а также кипер . Где-то между «стартом» и лавкой обитают Андре-Пьер Жиньяк, полузащитник «Бордо» Алу Диарра, форвард «Ниццы» Реми и еще два вратаря – Манданда из «Марселя» и жирондинец Карассо. Вспомним также, что еще на ЧМ-2006 в составе Франции блистал представитель «Марселя» Рибери плюс лионцы Абидаль с Малуда – и обозначенный вопрос можно считать закрытым.

5. Во Франции мало забивают

907 мячей, забитых в 380 матчах сезона-2008/09, дают средний голевой коэффициент 2.26. Это и впрямь наименьший результат среди главных европейских первенств – в Англии минувшая кампания завершилась на отметке 2.48, а в Испании с Германией – в районе 2.9. Более того, коэффициент снизился по сравнению с сезоном-07/08 – тогда голеадоры Лиги 1 забивали в среднем 2.29 гола за игру. Обвинить в случившемся позвольте прежде всего «Лион» с «Греноблем». Первые завершили сезон с крайне скромным по своим меркам показателем в 52 мяча – на 22 меньше, чем в позапрошлом году. Вторые же, поднявшись прошлым летом из Лиги 2, решили, что секрет выживания в элите – бескомпромиссная оборонительная тактика; по итогам сезона «Греноблю» было позволено остаться, однако 24 гола за сезон – цифра в любом случае печальная. Выздоровление , формальное завершение лионской перестройки, приезд во Францию с и ряд других факторов дают, однако же, надежду, что в новом сезоне сделать состояние «на низах» в Лиге 1 станет несколько сложнее.

6. В Лиге 1 нет интересных тренеров

Поправить репутацию французского тренерского цеха, изрядно пострадавшего от деятельности Раймона Доменека, собираются уже названные Дешам с Бланом. Поруливший «Монако» и «Ювентусом» Дидье призван заменить соблазненного нефтяными миллионами Эрика Геретса и превратить, наконец, «Марсель» из призеров в победители. Что касается Лорана, то в его грядущем повышении до тренера сборной после ЧМ-2010 сомневаются немногие (точно не Дешам) – кому не интересно посмотреть, как будущий наставник Les Bleus отстаивает чемпионский титул? Любопытная фигура обосновалась в тренерском кресле «Ренна» – 47-летний , прошлогодний номинант премии «Тренер года», два сезона подряд добывавший скромной «Ницце» вписку в топ-10. за пятачок сколотил весьма приятную команду в городе Валансьене, за что был призван ПСЖ на место скандалиста ле Гуэна. Не забудем и о , от которого в Лионе ждут чего-то невообразимого.

7. Клубы Лиги 1 качественных игроков охотнее продают, нежели покупают

Трансферная деятельность одних лишь французских грандов свидетельствует об обратном. «Бордо» заполучило все права на Йоанна Гуркюффа, «Марсель», помимо Лучо Гонсалеса, подписал Фернандо Морьентеса и Габриэля Хайнце. Отдельный разговор – «Лион»: если верить transfermarkt.de, то по состоянию на прямо сейчас масштаб закупок команды – пятый в Европе. Нынешним летом на «Жерлан» уже перебрались прославившийся в «Порту» Лисандро Лопес, движущая сила прошлогоднего «Лилля» бразилец , форвард «Сент-Этьена» Бафетимби Гомис и левый защитник Алу Сиссоко из «Порту», объект пристального интереса, на минуточку, «Милана» (общая стоимость затрат – 72,5 миллиона евро).

8. Каждые два года розыгрыш французского первенства приостанавливается из-за Кубка Африки

Полтора года назад четыре верхних дивизиона страны командировали на первенство черного континента 55 игроков – не так уж и много. Конечно, в основе почти любой команды Лиги 1 найдется по одному-другому незаменимому африканцу, но вообще французская делегация на КА не так уж превысила, скажем, английскую (42 человека). Да и молодым европейским талантам в этот период показать себя становится сильно проще. В общем, красоту и содержание на время главного турнира Африки Le Championnat определенно не теряет.

9. Русские футболисты во Франции не приживаются

Алексей Смертин скрепил полузащиту «Бордо», а Александр Мостовой предугадал свои испанские подвиги яркой игрой за «Страсбур», однако на этом список заигравших в последние лет пятнадцать в Лиге 1 россиян и впрямь обрывается. Игорь Яновский неплохо стартовал в ПСЖ, но с каждым сезоном получал все меньше времени. Не блистал в Париже и Сергей Семак. Игорь Добровольский угодил в «Марсель» накануне скандального сезона-92/93, толком не играл и следующим летом поспешно вернулся в «Динамо». Дмитрий Сычев и Руслан Пименов среди легенд французской лиги тоже не значатся. Александр Панов, только придя в «Сент-Этьен», получил тяжелую травму, футболист Юрий Газзаев угодил в неприятную историю с липовыми паспортами, а футболист Константин Сарсания после полутора лет в «Лансе» и «Дюнкерке» решил вообще завязать с футболом и подался в агенты

10. На игру по-прежнему больно смотреть

А вот с этим, увы, не поспоришь.