Ф м достоевский был деятелем. Псевдоним достоевского в соционике и что он означает. Другие варианты биографии

Господь говорит апостолам, что Евангелие учреждает Царство Божье. Разве существовало когда-нибудь царство, в котором не было детей? Как оно могло бы развиваться без них? Иисус говорит нам, что дети допускаются в Царство Божье. И не только отдельные дети как исключение допускаются в него, но "таковых есть Царствие Божие".

Я не намерен уходить в сторону от прямого смысла этих слов или высказывать предположение, что Он имел в виду, будто Царство Божье состоит из тех, кто уподобился детям. Очевидно, Он говорил о тех детях, которые стояли в тот момент перед Ним - о младенцах и маленьких детях: "Ибо таковых есть Царствие Божие". В каждом царстве есть дети. Есть дети и в Царстве Христа. Я не уверен, что Джон Ньютон был не прав, заявив, что большинство тех, кто находится сейчас в Царстве Божьем, - дети. Когда я думаю об огромном количестве умерших младенцев, заполнивших небесные улицы, меня безмерно радует мысль, что, несмотря на то что поколение за поколением люди умирали в неверии и без покаяния, бесчисленные множества детей после смерти устремлялись на небеса, спасенные милостью Бога и оправданные Кровью Христа, чтобы петь хвалу Господу пред Его вечным троном.

"Ибо таковых есть Царствие Божие". Они задают тон и являются отличительной особенностью Царства; это скорее царство детей, нежели взрослых.

Наш Господь говорит, что войти в Царство Божье можно лишь приняв его: "...кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Лук.18:17). Мы не войдем в Царство Божье, решив какую-то глубокую проблему или избавившись от чего-то внутри себя. Мы войдем туда, приняв в себя нечто тайное. Мы войдем в Царство, когда оно войдет в нас: оно принимает нас, когда мы принимаем его. Следовательно, если для того, чтобы войти в Царство Божье нужно путем усилий и размышлений удалить грех из человеческого разума, тогда очень мало детей смогут войти в него. Но вход в него зависит от чего-то, что нужно просто принять на веру.

Таким образом, дети могут войти в него. Те дети, которые уже достаточно созрели, чтобы согрешить и получить прощение по вере, должны слушать Евангелие и таким образом войти в Царство Божье. Они в состоянии сделать это с помощью Духа Святого. В этом нет сомнения, ибо огромное количество детей уже сделало это. Я не могу сказать, в каком возрасте дети могут познать Христа, но это происходит гораздо раньше, чем некоторые могут себе представить. Мы видели и знали детей, которые представляли множество доказательств того, что они приняли Христа и поверили в Него в самом раннем возрасте. Некоторые из них умерли с торжеством, другие проживут благотворной жизнью, многие из них превратились в мужчин и женщин и стали почетными членами церкви.

Мы знаем, что младенцы попадают в Царство Божье, потому что убеждены: все представители человечества, умершие в младенчестве, являются избранниками Божьей милости и участниками искупления, совершенного нашим Господом Иисусом. Что бы ни думали некоторые люди, весь дух и тон Слова Божьего, как и суть Самого Бога, убеждают нас, что те, кто покидает этот мир в младенчестве, спасены.

Хорошо, но в силу чего они попадают в Царство Божье, ведь мы тоже можем получить его таким же образом? Конечно же, дети не получают Царство Божье ни своим рождением, ни кровью, так как в Евангелии от Иоанна четко сказано, что Божьи чада рождаются не от крови и плоти. Упраздняются все привилегии, связанные с происхождением, и ни одно дитя не входит в Царство Божье только потому, что родители его были набожными людьми. Ни перед одним ребенком не закроются двери Царства потому лишь, что его предками были атеисты или идолопоклонники. Я глубоко убежден, что дитя магометанина или католика, буддиста или каннибала, умершее в младенчестве, так же будет спасено, как и дитя христианина. Не может быть спасения по крови или по рождению, потому что законы Евангелия не признают его. Если дети спасены, в чем мы твердо уверены, они должны быть спасены лишь волей и милостью Божьей, потому что Он сделал их Своими собственными.

Дети, рожденные в Китае или Японии и умершие в младенчестве, так же спасены, как и те, что родились и умерли в Англии или Шотландии. Дети темнокожих матерей, младенцы из крааля готтентотов или вигвама краснокожих индейцев так же получают спасение, которое не зависит от внешних обрядов или от мистической власти священников. Они вознесены в Небесное Царство щедрой и суверенной милостью Бога. Тогда в силу чего они спасены? За свои дела? Нет, ведь они не успели еще ничего сделать. За свою природную невинность? Нет, потому что если бы эта невинность позволила им войти в Царство Небесное, ее было бы достаточно, чтобы уберечь их от боли и смерти. Если на них не лежит в какой-то степени грех, то почему же они страдают? Грех, который им приписывают и из-за которого они умирают, разубеждает нас в том, что они попадают на небеса по праву невинности. Они умирают из-за грехопадения Адама. Грустные последствия рождения в семье падших родителей.

Обратите внимание на их трогательный взгляд, когда эти дорогие крошки, перенося страдания, кажется, спрашивают: "За что мы переносим такую боль?" Мы смотрим на них с глубочайшей печалью, потому что ничем не можем им помочь, и задумываемся о таинственных связях, которые объединяют человечество в его падении и горе.

Муки умирающего ребенка - это доказательство грехопадения Адама и его последствий. Дорогие малютки вновь живут, потому что Иисус умер и воскрес опять, а они пребывают в Нем. Они ушли из жизни, если иметь в виду земную жизнь, за грех, который не совершали, но они также живут вечно благодаря праведности, к которой не имеют никакого отношения, равной праведности Иисуса Христа, искупившего их грехи. Мы знаем мало, но предполагаем, что они пережили возрождение, прежде чем вошли в Небесное Царство, потому что рожденное от плоти есть плоть, а для того чтобы войти в духовный мир, они должны получить рождение от Духа. Но какими бы они ни были, очевидно, что дети входят в Царство Божье не силой интеллекта или воли или благодаря своим заслугам, а благодаря щедрой милости, не имеющей никакого отношения к тому, что они совершили или почувствовали. Точно так же и вы попадете в Царство Небесное щедрой милостью, а вовсе не властью или заслугами своими. Вы попадете туда исключительно милостью Божьей, как если бы вы никогда не жили праведной жизнью и не имели ни единой добродетели.

А теперь мы должны подумать о других детях, о тех, кто вышел из младенческого возраста и способен совершить настоящий грех, познать Христа и обратиться к Нему. Многие из них вошли в Царство Небесное по вере. Ну, а если они получили Царство Божье, то и мы должны его получить. Как получают его дети? Ребенок воспринимает весть Евангелия со смирением, с простой верой и духовностью. Дети не во всем для нас пример, потому что совершают ошибки, которых мы должны избегать, но в одном следует подражать им - в том, как они получают Царство Божье.

Как получает его ребенок? Прежде всего, со смирением. В нем достаточно смирения, чтобы не иметь предрассудков. Возьмите ребенка и расскажите ему об Иисусе Христе Спасителе, и если Бог благословит рассказ о смерти Иисуса на кресте, ребенок поверит в Него, он получит Царство без всяких ложных представлений и понятий, с которыми надо было бы бороться взрослому. Многие люди приходят послушать проповедь Евангелия, убежденные в том, что Иисус Христос всего лишь человек. Они не могут избавиться от этого предубеждения и, таким образом, не воспринимают Господа Иисуса Христа. Другие люди приходят послушать Слово Божье, памятуя все, что они слышали или читали о язычестве, ереси и богохульстве. Какую могут они извлечь пользу от проповеди, пока это хранится в их памяти? Некоторые из тех, кто приходит в церковь, переполнены чувством гордости и самоуверенности, другие убеждены, что духовенство способно лишь на козни и интриги, третьи же придают значение лишь обрядам и церемониям. Если бы мы могли убрать весь этот хлам из каждой души, тогда была бы какая-нибудь надежда, а пока это большая преграда.

У ребенка же, слушающего историю о любви Бога через Иисуса Христа, нет этих предрассудков, которые мешали бы ему слушать. Вполне вероятно, он даже и не подозревает о тех пороках, которые изобрел человек, и он благословен в своем неведении. Довольно скоро он узнает грех, но теперь смиренно впитывает Слово и молится:

"Добрый Иисус, кроткий и нежный, Взгляни на меня, малыша! Пожалей наивного ребенка, Не допусти, чтобы погибла моя душа. Освобождение от предвзятого мнения - вот в чем мы крайне нуждаемся. Именно так, как верит ваш маленький мальчик или маленькая девочка, должны верить и вы. Это единственный способ для пастуха и ученого мужа, философа и крестьянина. Дитя принимает Христа смиренно, потому что не мечтает о заслугах или преимуществах. Я не по мню чтобы мне когда-нибудь встретился ребенок, которому пришлось бы преодолевать чувство гордости и самоуверенности, чтобы прийти ко Христу.

Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.

Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» - неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.

В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).

Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.

Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям

Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.

Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), - говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце - последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.

Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели

Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в … Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1-4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.

Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.

Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь - путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.

Можно ли взрослому человеку чему-то научиться у ребенка?

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Библия. От Матфея 18:2-4 ).

Действительно, как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?

Вера

Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей.

Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование.

В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует.

Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Библия. От Луки 1:37 ).

Откровенность и искренность

В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне.

Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими - теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает:

«Надейтесь на Него (Бога. — Ред. ) во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалтирь 61:9 ).

Дети не злопамятны

Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», - однажды сказал Спаситель.

Привязанность и покровительство

Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним.

О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Библия. Исаия 49:15 ).

Обратитесь

Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали - оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Библия. К Евреям 11:6 ).

Еще на пути в Капернаум ученики Христовы спорили между собой: кто из них больше в Царстве Небесном? Господь не хотел в присутствии посторонних обличать их в честолюбии; но когда Он снова выказал Свое особенное внимание Петру, повелев ему уплатить чудесным статиром подать на храм и за Себя, страсть честолюбия снова заговорила в них. В ТО ВРЕМЯ , – говорит святой Матфей, – УЧЕНИКИ ПРИСТУПИЛИ К ИИСУСУ И СКАЗАЛИ: КТО БОЛЬШЕ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ? «Стыдясь, – говорит святитель Златоуст, – обнаружить страсть, которой недуговали, они не говорят прямо: «Почему Ты отдал Петру преимущество над нами? Неужели он больше нас?» Еще стыдились. Спрашивают неопределенно: «кто больше?» Когда Иисус оказывал предпочтение троим из них, в них не обнаруживалось ничего подобного; а когда честь предоставлена одному только, они опечалились». Им припомнилось при этом и то, как Господь ублажал Петра за исповедание, припомнилось и великое дерзновение Петрово ко Господу. «Нечто человеческое действовало в учениках, – говорит святитель Златоуст, – но ты размысли и о том, во-первых, что они и теперь ничего земного не ищут; во-вторых, что они после оставили и эту слабость, и взаимно друг другу уступили первенство. А мы не можем возвыситься и до погрешностей их; не спрашиваем о том, кто больше в Царствии Небесном, но – кто больше в царстве земном, кто богаче, кто сильнее».

Что же Господь? Он уже показал им пример самоуничижения, когда согласился на уплату не полагающейся с Него подати; и теперь, желая нагляднее показать необходимость смирения для Своих истинных учеников, Он раскрывает их совесть и отвечает не на слова их, а на их чувствования. ИИСУС , ПРИЗВАВ ДИТЯ (по преданию, это был святой Игнатий Богоносец), ПОСТАВИЛ ЕГО ПОСРЕДИ НИХ И СКАЗАЛ: вы доискиваетесь, кто больше, и спорите о первенстве; а Я говорю вам: кто не будет ниже всех, тот недостоин Царствия Небесного. ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ , ЕСЛИ НЕ ОБРАТИТЕСЬ от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию, если не перемените своих ложных мнений о Моем Царстве, если не оставите тщеславных надежд на почетные места в этом Царстве И если НЕ БУДЕТЕ КАК ДЕТИ , – не возрастом, а сердечным расположением, – если не будете так же смиренны и простосердечны, так же беззаветно преданы воле Божией, как дети, то не только не займете высшего места, но и вовсе НЕ ВОЙДЕТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ . Господь указал ученикам Своим на дитя, в полном смысле свободное от страстей, дитя, чуждое гордости и тщеславия, зависти и сварливости, дитя, украшенное многими добродетелями, как то: простосердечием и незлобием, смирением и спокойствием, дитя, которое ни одной из этих добродетелей не гордится; свойство высокой мудрости – обладать добродетелями и не гордиться ими. «Когда мы, – говорит святитель Златоуст, – не имеем этих добродетелей, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы хвалили, хотя бы наказывали, хотя бы чествовали, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». Божественное смирение Иисуса Христа не позволило Ему в наставлении о смирении указать на Свой собственный пример. С нежной любовью обнимая дитя, Господь продолжал: ИТАК , КТО УМАЛИТСЯ , КАК ЭТО ДИТЯ , будет считать себя хуже и ниже других, ТОТ И БОЛЬШЕ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ . Что дитя имеет по природной своей чистоте и невинности, того вы достигайте подвигом самопонуждения, самоотречения, отсекая свои страсти и злую волю. Мне так любезно смирение и простосердечие, что не только если вы сами будете таковы, то получите великую награду, но даже если И КТО ПРИМЕТ ОДНО ТАКОЕ ДИТЯ ВО ИМЯ МОЕ , кто с любовью ради Меня примет верующего в Меня, будет ли это на самом деле дитя, или же уподобившийся дитяти в простоте и смирении сердца последователь Мой, – кто поможет ему в том, в чем он имеет нужду, не из личной выгоды, а только потому, что он – Мой ученик, христианин, тот МЕНЯ ПРИНИМАЕТ , а от Меня получит награду; а кто Меня принимает, тот принимает пославшего Меня Отца.

Но если так высоко ценю Я смирение и простосердечие, то столь же строго накажу и тех, которые этих смиренных и простосердечных обижают, соблазняют или склоняют ко греху; А КТО СОБЛАЗНИТ или обидит ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ , не детей только, но и всех ВЕРУЮЩИХ В МЕНЯ в простоте сердца, ТОМУ ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ , такому соблазнителю, ЕСЛИ БЫ ПОВЕСИЛИ ЕМУ МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ НА ШЕЮ , тяжелый верхний мельничный жернов, который может приводиться в движение только ослом, И ПОТОПИЛИ ЕГО ВО ГЛУБИНЕ МОРСКОЙ . «Не сказал Господь: жернов будет повешен на шею его, но что лучше было бы вынести это наказание, и этим показывает, что несчастного ожидает другое жесточайшее зло: если то несносно, то тем более последнее. Видишь ли, какая ужасная угроза? Видишь ли, как Он до основания ниспровергает высокомерие, как внушает домогающимся первенства везде искать последнего места? Подлинно, нет ничего хуже высокомерия! Оно лишает нас самого обыкновенного благоразумия и совсем делает безумными. Ибо, если бы кто, будучи не выше трех локтей, усиливался быть выше гор и считал себя таковым, если бы он стал вытягиваться, как будто бы был выше вершин холмов, то мы не стали бы искать другого доказательства его безумия. Так, когда ты увидишь надменного человека, который считает себя лучше всех, и за безчестие ставит жить вместе с простыми людьми, не ищи другого доказательства в подтверждение его безумия» (свт. Иоанн Златоуст). Взирая Своим Божественным всеведением на мир, во зле лежащий и грехом обуреваемый, Человеколюбец Господь с глубокой скорбью восклицает: ГОРЕ МИРУ ОТ СОБЛАЗНОВ! «Будучи Богом, – говорит святитель Златоуст, – сделался для тебя человеком, принял на Себя образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил ничего, что нужно было бы еще сделать. Но поскольку все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, как больной, который не захотел повиноваться предписаниям врача своего! Но там нет никакой пользы от сожаления, а тут служит врачевством уже и то, что Иисус Христос предсказывает будущее и сожалеет о мире». «Часто бывает, что тем, для которых безполезно было наше убеждение, – говорит блаженный Феофилакт, – мы доставляем пользу, когда начинаем плакать о них, и они приходят от этого в чувство». Если бы люди, от которых происходят соблазны, решились не делать зла, то и соблазнов не было бы; но поскольку эти люди предались злу и впали в болезнь неисцелимую, то Спаситель, провидя, что они не захотят исправиться, говорит: ИБО НАДОБНО ПРИДТИ СОБЛАЗНАМ , всегда были и будут соблазнители и соблазняемые.

Но почему же Господь не уничтожает соблазны? для чего попускает их? На это святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Для чего же уничтожать их? Для тех ли, которые получают от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Люди добродетельные не только не терпят от соблазнов вреда, но еще получают величайшую пользу. Таковы были Иов, Иосиф и все праведники. Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего скоро восстанавливают: они учат его осторожности и делают неуловимым. Если и при множестве врагов и искушений мы безпечны, то что бы было, если бы мы жили в безопасности? Итак, прийти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости». Если бы зло было необходимо, то Иисус Христос не сказал бы: НО ГОРЕ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ , ЧЕРЕЗ КОТОРОГО СОБЛАЗН ПРИХОДИТ ; ему, как слуге диавола, грозит страшное наказание. А если ты хочешь избежать соблазна, то Господь показывает тебе и путь, как избежать: ЕСЛИ ЖЕ РУКА ТВОЯ , – говорит Он, – ИЛИ НОГА ТВОЯ СОБЛАЗНЯЕТ ТЕБЯ , ОТСЕКИ ИХ И БРОСЬ ОТ СЕБЯ; ЛУЧШЕ ТЕБЕ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ БЕЗ РУКИ ИЛИ БЕЗ НОГИ , НЕЖЕЛИ С ДВУМЯ РУКАМИ И С ДВУМЯ НОГАМИ БЫТЬ ВВЕРЖЕНУ В ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ; И ЕСЛИ ГЛАЗ ТВОЙ СОБЛАЗНЯЕТ ТЕБЯ , ВЫРВИ ЕГО И БРОСЬ ОТ СЕБЯ; ЛУЧШЕ ТЕБЕ С ОДНИМ ГЛАЗОМ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ , НЕЖЕЛИ С ДВУМЯ ГЛАЗАМИ БЫТЬ ВВЕРЖЕНУ В ГЕЕННУ ОГНЕННУЮ , в муку вечную. Спаситель говорит здесь не о членах тела, но о друзьях и сродниках, которые дороги нам как наши собственные члены. Прекрати дружбу с людьми нечестивыми, как бы ни были они тебе любезны. Ничего не жалей, откажись от всего, что препятствует тебе в деле спасения, как бы тебе это ни было больно и прискорбно. Без тяжких жертв, без самоотречения и подвигов не войти в Царство Небесное...