Фестиваль белая вежа. Международный театральный фестиваль «белая вежа

В нынешнем году, путём профессионального отбора экспертный совет сформировал обширный репертуар – в фестивале с 8 по 17 сентября 2017 г. примут участие драматические, кукольные, площадные, музыкальные и пластические театры из 14 стран мира: Беларуси, Венгрии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Польши, России, Украины, Финляндии, Чехии, Эстонии.
В программу фестиваля включено 29 спектаклей от 29 театральных коллективов.
П оказ спектаклей состоится на 11 языках : белорусском, русском, украинском, а так же на литовском, македонском, хакасском, венгерском, грузинском, финском, польском и татарском языках в сопровождении субтитров на русском.
Постановки пройдут на 5 площадках города : в большом и малом залах Брестского академического театра драмы, в Областном общественно-культурном центре, Брестском театре кукол и на площади Ленина.
Большую часть программы фестиваля составляют драматические постановки, среди которых :
«Пинская шляхта» Национального академического театра имени Янки Купалы, Беларусь;
«Альбом» Рижского русского театра имени Михаила Чехова, Латвия;
«Ремус» Городского театра «Миниатюра», Польша;
«Джут» Северо-казахстанского областного русского драматического театра имени Н.Погодина;
«Исповедь» Македонского национального театра;
«Синдром или Кого воспеваешь?» Батумского государственного драматического театра имени И.Чавчавадзе, Грузия;
«Боб знает» театра ФЕРТЪ (РТШ), Эстония;
«Ненормальная» Ровенского областного академического музыкально-драматического театра, Украина;
«Туй (Мещанская свадьба)» по пьесе Бертольда Брехта Альметьевского татарского городского драматического театра и др.
Спектр драматических постановок широко представлен произведениями русских классических авторов :
Московский театр юного зрителя сыграет спектакль «Скрипка Ротшильда» по рассказу А.П.Чехова.
Постановка – лауреат премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник».
В спектакле примет участие народный артист Российской Федерации Валерий Баринов;
Театральная студия «Theaomai» (Вильнюс, Литва) воплотит на сцене другое произведение Чехова – драму «Иванов»;
Государственный русский драматический театр имени А.П.Чехова (Кишинев, Молдова) выступит с постановкой «Бесприданница» по пьесе А.Н.Островского;
Моноспектакль «Ангелы Достоевского» по мотивам рассказов и романов великого русского философа представит актриса из Литовского русского драматического театра (Вильнюс);
Ещё один моноспектакль «Печальные песни из сердца Европы», в котором отразится трагическая история героини романа «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой, предложит нашему вниманию театральная компания sadsongskomplex:fi из Хельсинки (Финляндия).
Среди трех заявленных в программе фестиваля моноспектаклей один принадлежит Брестскому академическому театру драмы - авторское произведение «Дорожка моя» исполнит лидер этно-трио «Троица» Иван Кирчук.
Фестивальная афиша 2017 года богата экспериментальными драматическими постановками и спектаклями по современной драматургии :
Театральная компания Дануб Бенд Театр Вац (Вац, Венгрия) представит яркую и запоминающуюся постановку «Ивонна, принцесса Бургундская» по драматургии великого польского писателя авангардиста Витольда Гомбровича;
«Клауд театр» из Польши обещает удивить зрителя технически-сложной и зрелищной постановкой «Короткий образ всего»;
Остросюжетный спектакль «Опиум» по пьесе современного белорусского драматурга новой волны Виталия Королева сыграет коллектив Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» (Минск, Беларусь).
Деньги на эту постановку были собраны в рамках краудфандинговой компании при активной поддержке зрителей;
Гости из московского театра «СТУДИЯ.projekt» попытаются распутать болезненные взаимоотношения «отцов и детей» в спектакле «Дочка» по мотивам рассказов Захара Прилепина;
А коллектив «Такой театр» из культурной столицы - Санкт-Петербурга
погрузится в размышления о внутренних противоречиях человеческой души. Ведь постановка «Билли Миллиган» основана на реальной биографии человека, в котором соседствовало больше двадцати личностей…
Музыкальные, музыкально-хореографические спектакли:
«Суд» по рассказу Акутагавы Рюноскэ Хакасского театра драмы и этнической музыки, Хакассия;
«Весна священна ли...» на музыку Игоря Стравинского Белорусского государственного молодежного театра.
На площади Ленина зрители смогут увидеть три уличных представления:
8 сентября - «Высокие мечты» Театра V.O.S.A, Чехия.
9 сентября - «Золотой Век» или Триумф «Deus ex machina» Пластического театра «ИнЖест», Беларусь;
14 сентября - «Поезд из Львова» Львовского академического театра «Воскресиння», Украина;
Начало показов в 21.00.
Работы восьми творческих коллективов из Беларуси станут участниками нынешнего форума:
Национальный академический театр имени Янки Купалы откроет фестивальную программу 8 сентября в 18.00 в Б/зале БАТД спектаклем «Пинская шляхта»;
Белорусский государственный молодежный театр представит балет «Весна священна ли...»;
Гродненский областной драматический театр примет участие в фестивале с фантастической постановкой «451° по Фаренгейту»;
Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» сыграет спектакль «Опиум»;
Пластический театр «ИнЖест» порадует брестчан уличной постановкой «Золотой Век» или Триумф «Deus ex machina»;
Поклонников кукольных представлений ждет встреча с героями спектаклей «Синяя-Синяя» Могилевского областного театра кукол и «Жеманницы» Брестского театра кукол;
Брестский академической театр драмы – представит моноспектакль по материалам белорусского фольклора «Дорожка моя».
Гость фестиваля - спектакль с участием Александра Балуева (Россия) «ВДВ. Всем добрый вечер!». Показ состоится 17 сентября в 18.00 в Б/зале БАТД.

Ознакомиться с программой фестиваля и приобрести билеты на спектакли можно с 11 июля:
- в театральной кассе, режим работы: вторник-воскресенье с 14.00 до 20.00.
- на сайтах КВIТКI.by и ByСard.by;
- у театральных представителей по тел.: МТС 797-63-42, 723-92-37, 725-68-06, 725-29-83, 220-75-71, 754-70-54.

Один из крупнейших и престижнейших фестивалей, проходящих в Западном Полесье Белоруссии .

Фестиваль проводится с октября 1996 года. Назван в честь Белой Вежи в Каменце , где на протяжении первых лет существования проходило открытие фестиваля. Директор фестиваля и художественный руководитель - Александр Козак.

В фестивале принимают участие не только драматические, но и кукольные, а также танцевальные коллективы со всего мира, представляющие различные театральные школы. «Белая Вежа» помогает молодым коллективам развивать театральное мастерство, навыки драматургии, режиссуры и актёрского искусства.

На фестивале принято обсуждать спектакли, проводить круглые столы и различные театроведческие конференции .

За более чем двадцать лет существования фестиваля в нём участвовали коллективы из 57 стран. Всего было показано более 550 спектаклей .

Примечания

Белгородская забава

Белгородская забава - международный фестиваль мастеров кукол, организуемый Белгородским театром кукол. Проводится с 1995 года в Белгороде.

Брест

Брест (белор. Брэст, также Берас(ь)це др-рус. Берестье, польск. Brześć) - город на юго-западе Белоруссии, административный центр Брестской области и Брестского района.

Территория города - 146,12 км². На 1 января 2018 года население города составило 347 576 человек.

Расположен в юго-западной части области, при впадении реки Мухавец в Западный Буг, у государственной границы с Польшей. Крупный железнодорожный узел, речной порт на Мухавце, важный узел автодорог.

Впервые упомянут как Берестье в Повести временных лет под 1019 годом, хотя под 980 годом в ней упоминается ещё Берестово: «на Берестове, в селци, еже зооуть ныне Берестовое». По году первого упоминания, Брест - пятый город на территории нынешней Белоруссии, раньше упомянуты только Полоцк (862), Витебск (974), Туров (980) и Волковыск (1005). За свою историю город много раз разрушался и менял свою государственную принадлежность. С 1991 года по сегодняшний день входит в состав Респу́блики Белару́сь.

Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома) - по состоянию на конец ноября 2017 года - Александр Степанович Рогачук.

Подольская кукла

Подольская кукла (Международный фестиваль театров кукол «Подольская кукла», укр. Подільська лялька) - международный фестиваль театров кукол, проводимый с 1999 года раз в два года в Виннице. Организатор фестиваля: Винницкий областной академический театр кукол «Золотой ключик» - один из старейших на Украине и Национальный союз театральных деятелей Украины.

Цель фестиваля - расширение международных культурных связей через искусство кукольников, ознакомление зрителей с культурой других стран и донесение многообразия и богатства культурных традиций разных народов.

В состав жюри входят не только известные на Украине и в России искусствоведы, но и «маленькие винничане» - учащиеся общеобразовательных школ. Основной критерий - «волнует действо или не волнует».

Идея фестиваля созрела на совещании в кабинете Минкультуры Украины, где директор винницкого театра Михаил Байдюк с присущей ему уверенностью и рассудительностью сообщил, что созрела мысль создать региональный фестиваль театров кукол. Изложил концепцию будущего фестиваля и увлек ею своих коллег, приведя сразу и расчеты затрат. Решили проводить фестиваль раз в два года.

Татьяна Орлова (Беларусь):

– Я на правах одного из старейшин брестского фестиваля могу сказать, что было и что стало. 22-й фестиваль «Белая Вежа» почти не изменил свой формат, здесь та же широкая палитра, которая была заявлена в первые годы: драма, куклы, пластика, перфомансы, уличные спектакли и шокирующие эксперименты. Все это было и есть на фестивалях «Белой Вежи» и не бывает иногда на других. Чаще всего столько охватить не удается.

На фестивале очень широкая география. В этом году представили 27 спектаклей из 15 стран мира. Трудно сказать, какое государство не доехало до Бреста (за время существования фестиваля – прим. авт. ).

Сравнивая прошлое и настоящее, скажу, что нынешний фестиваль стал намного экономнее. И это объяснимо. Напомню, что название «Белая Вежа» пошло от Каменецкой башни, фестиваль обычно начинался там. Мы выезжали, это был большой праздник для Каменецкого района. Это была очень интересная работа театров в естественных декорациях, если можно так сказать. Еще на прошлых фестивалях перекрывали улицу Ленина. По ней шли оркестр, артисты на ходулях, ростовые куклы. В общем, была яркая манифестация, которая стягивала к театру весь город. Честь и хвала руководству, которое в трудных нынешних условиях сумело провести фестиваль. И, я думаю, дальше у них тоже будет получаться.

Режиссер спектакля «Иванов» (театральная студия Theaomai, Вильнюс) Сильва Кривицкене получила диплом за лучшую режиссуру

Я составила для себя короткий список спектаклей, которые мне показались лучшими: «Скрипка Ротшильда» (Московский театр юного зрителя, Россия – здесь и далее прим. авт. ), «Опиум» (Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», Минск – Беларусь), «Иванов» (Театральная студия Theaomai, Вильнюс – Литва), «Боб знает» (Театр Фертъ, Таллин – Эстония), «Ангелы Достоевского» (Русский драматический театр Литвы, Центр современной музыкальной коммуникации, Вильнюс – Литва), «Золотой век, или Триумф deus ex machine» (Пластический театр «ИнЖест», Минск – Беларусь), «Ненормальная» (Ровенский областной академический музыкально-драматический театр, Украина), «Дорожка моя» (Брестский областной театр драмы), «Синяя-синяя» (Могилевский областной театр кукол, Беларусь).


Пластический театр «Инжест» (Минск, Беларусь) был отмечен дипломом за развитие языка пластического театра

Команда фестиваля работала хорошо. Но, если в городе есть фестиваль, это праздник для города и большое событие для театра, который проводит фестиваль. Мы видели, как работает организационная команда, но ничего не можем сказать о сегодняшнем дне Брестского театра драмы. Мы не видели, какой он сегодня и как влияют многочисленные фестивали на развитие театра.

На фестивале были и творческое разнообразие, и душевная гармония. Я их прочувствовала.

Анна Жук (Россия):

– Я первый раз на фестивале. Главные мои претензии были к русской программе. Помимо блистательного Кама Гинкаса (режиссер спектакля «Скрипка Ротшильда» – прим. авт. ), были представлены два молодых коллектива из Москвы и Санкт-Петербурга. На мой взгляд, спектакли «Дочка» («Студия.project», Москва – прим. авт. ) и «Билли Миллиган» (Такой театр, Санкт-Петербург – прим. авт. ) случайные. Они никаким образом не освещают ситуацию в России.

Москва большая, там большой выбор искусства, и, к сожалению, это сыграло в минус Москве. Совсем не значит, что если стоит географическая локация Москва или Санкт-Петербург, коллектив достоин присутствия на фестивале. Я вижу уровень фестиваля и вижу, что ни одна международная программа не была составлена случайно. Если нет уверенности, что это фестивальный спектакль, его лучше не привозить. Мне кажется, что необходимо кураторство русской программы, потому что программа остальных стран очень достойная.


Такой театр из Санкт-Петербурга представил спектакль «Билли Миллиган»

Программа очень свободная: нет критерия драматического, нет критерия жанрового. В такой свободе существовать сложнее, чем в четких определенных границах. Иногда четкая концепция спасает фестиваль. Но при этом не предоставляет больших возможностей, в отличие от свободной программы.

Я хочу сказать о спектаклях, которые стали событиями для меня. Это «Опиум» Александра Марченко, это целая полифония художественная. Режиссер поработал с современной драматургией так, что я впервые увидела спектакль, который для меня в новой драме поднялся до такого уровня. Это литовский «Иванов» очень важного молодого коллектива. Это «Краткая история Вселенной» (Клауд театр, Вроцлав – Польша – прим. авт. ), спектакль на уровне мирового современного искусства. И, конечно, моноспектакль «Ангелы Достоевского». Актриса Бируте Мар – признанный художник.

Список, который я составила, интернационален. Для меня это главная установка фестиваля. «Белая Вежа» – это интернациональность, и это не на уровне провинциальности.

Этери Кекелидзе (Эстония):

– Я несколько лет подряд принимаю участие в «Белой Веже» и вижу, как реалии сегодняшнего дня, воля и мысли людей, которые сегодня болеют общечеловеческими проблемами, отражаются в театре. Появился достаточно сильный социальный нерв. Это было заявлено в первый день. В спектакле «Синяя-синяя» говорили о судьбе одного человека, о судьбе нации, о судьбе страны, о судьбе человечества через одного человека. Польский спектакль «Краткая история Вселенной» говорил просто о судьбе человечества, уже размышляя на уровне глобального пространства, где создается галактика. Тема продолжилась в, к сожалению, неудачном спектакле «451° по Фаренгейту» (Гродненский драматический театр, Беларусь – прим. авт. ). Но тема была настолько острой, что критики потом развивали спектакль и додумывали за режиссера, какие посылы он не открыл. Были «Грустные песенки из сердца Европы» (Театральная компания sadsongskomplex:fi, Хельсинки – Финляндия – прим. авт. ). Тут все в названии заявлено вообще.


Спектакль «Синяя-синяя» Могилевского областного театра кукол названа лучшим моноспектаклем фестиваля

Спектакли очень разные. Но, на мой взгляд, театр, который всегда интересовался жизнью человеческого духа, судьбой человека в самых разных ее аспектах, начинает приносить боль общенациональную, боль общечеловеческую, боль общемировую. Мне кажется, эта тема будет развиваться, потому что появляется такая вещь, как терроризм. Мы это увидели в грузинском спектакле («Синдром, или Кого воспеваешь?», Батумский профессиональный государственный драматический театр им. Илии Чавчавадзе – прим. авт. ).

Я благодарна «Белой Веже», потому что вижу белорусский театр и он меня все время удивляет. Я выделила для себя спектакли, которые были на уровне открытия. Я не говорю о «Скрипке Ротшильда» и Бируте Мар, потому что давно о них знаю. Для меня были открытием «Опиум», «Иванов», «Синяя-синяя» и «Дорожка моя». Последний спектакль сделан без претензии, но настолько пронзительно человеческий. Театр вывел на сцену этого уникальнейшего человека, и теперь не только любители концертов и фольклора идут сюда. Могут прийти любители театра и открыть для себя то, о чем они, может быть, не задумывались.

На «Белой Веже» всегда представлена реальная, непридуманная картина театра.

Фото: Вадим ЯКУБЕНОК, Татьяна ГАПЕЕВА

ХХIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БЕЛАЯ ВЕЖА»
состоится в Бресте с 11 по 16 сентября 2018 года

Фестиваль «Белая Вежа» - одно из важнейших культурных событий города Бреста, уже больше двадцати лет этот форум способствует развитию театрального искусства в нашей Республике. Из года в год творческие коллективы из разных уголков мира собираются в Городе над Бугом. На сцене Брестского театра драмы и других театральных площадок они представляют как театральные традиции своих стран, так и современные мировые тенденции в развитии сценического искусства и драматургии.

В 2018 году путём профессионального отбора экспертный совет сформировал разноплановую репертуарную афишу. В фестивале примут участие драматические, кукольные, пластические, а также детские и юношеские театры из 10 стран мира:.

В программу фестиваля включено 25 спектаклей от 24 театральных коллективов.

Показ спектаклей состоится на 8 языках: белорусском, русском, украинском, польском, а также на английском, арабском, армянском, литовском в сопровождении субтитров на русском языке.

Постановки пройдут на 5 площадках города: в большом и малом залах Брестского академического театра драмы, в Областном общественно-культурном центре, Брестском театре кукол и в кинотеатре «Беларусь».

Значительную часть программы фестиваля составляют драматические постановки, среди которых:

    «Ревизор» Национального академического театра имени Янки Купалы (Беларусь): современный взгляд на классическую комедию Николая Васильевича Гоголя;

    «Плаха» Подольского драматического театра (Россия);

    «Одесские рассказы» Литературного театра Олега Попова (Санкт-Петербург, Россия);

    «Последняя игра» Театральной компании «Итран» (Алжир);

    «Записки из подполья» Театральной студии «Theaomai» (Вильнюс, Литва);

    «London» Мирнинского театра (Мирный, Республика Саха, Россия);

    «Калека с острова Инишмаан» Ровенского областного академического украинского музыкально-драматического театра (Украина);

    «Лебединая песня» Капанского театра (Армения);

    «Невольницы» Брестского академического театра драмы (Беларусь).

Также по традиции представлены моноспектакли:

    «Маргарет» Театральной компании Пипа Уттона (Фрум, Великобритания). Пип Уттон - создатель целой серии моноспектаклей об известных исторических личностях от Чарльза Диккенса до Уинстона Черчилля. Спектакль «Маргарет» посвящён «железной леди» Маргарет Тэтчер;

    «Пиковая дама» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва, Россия). Народный артист и Лауреат Государственной премии России Евгений Князев известен широкому зрителю по сериалу «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» и кинофильму «На Верхней Масловке». На фестивале он представит «Пиковую даму», одну из самых загадочных и мистических повестей Александра Сергеевича Пушкина.

Отличительной особенностью фестиваля «Белая Вежа» всегда было большое разнообразие представленных видов и жанров театрального искусства. Кроме драматических постановок в этом году будут представлены спектакли театра кукол:

    «Пансион «Belvedere» Белорусского государственного театра кукол (Минск, Беларусь). Спектакль поставлен итальянским режиссёром Маттео Спьяцци, который знаком зрителям фестиваля по спектаклю «Viva Commedia!» Национального академического драматического театра имени Максима Горького. Этим спектаклем открывалась программа юбилейного XX фестиваля Белая Вежа;

    «Игра времени» Театральной компании «Куклы Давида Зуазолы» (Мадрид, Испания). В спектакле будет представлено 7 историй, поставленных семью режиссёрами из семи разных стран света от Колумбии до Тайваня. Кроме того, все куклы, которые использует Давид Зуазола, сделаны из экологических переработанных материалов;

    «Каляки-Маляки» и «Как погиб Гуска» Киевского академического театра кукол (Украина). «Как погиб Гуска» - спектакль по пьесе известного украинского драматурга, который стал одной из центральных фигур украинской художественной жизни 20-х годов прошлого века, Николая Кулиша.

В фестивальной афише 2018 года будут представлены также экспериментальные постановки с оригинальными жанровыми определениями:

    Танцевально-драматический спектакль «Казанова. Генриетта. Венеция» Даугавпилсского театра (Латвия);

    Спектакль-импровизация в стиле РОК «Играем Шекспира!» Театра-студии «Струна» (Новосибирск, Россия);

    «Книга Книг: живые гравюры» Театральной мастерской «Студиозы» и Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь). Пластический спектакль основан на гравюрах Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.

В фестивальной программе XXIII «Белой Вежи» будет два значительных и уникальных нововведения. В форуме примут участие детские и юношеские театральные коллективы из России, Украины и Беларуси. Таким образом Брестский театр драмы оказывает поддержку начинающим артистам, даёт им возможность почувствовать себя настоящими профессиональными творцами. В афишу вошли:

    Танцевально-драматическая шоу-программа «Наша жизнь - большой сценарий» Образцового театра-студии «Параллель» (Барановичи, Беларусь);

    «Тараканище» Театральной студии СНАМИ (Брест, Беларусь);

    «Воскресная тоска» Детско-юношеского драматического театра-студии «ДУЭТ» (Санкт-Петербург, Россия);

    «Маугли» Народного детского театра «Сорванцы», Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества (Украина);

    «Свитезянка» по произведениям Адама Мицкевича Театра «Каприс» (Лапы/Белосток, Польша). Жанр постановки - театр поэзии и сценического движения.

Также у зрителей будет уникальная возможность увидеть спектакли лондонских театров на экране кинотеатра «Беларусь» благодаря проекту TheatreHD. Показы TheatreHD проходят более чем в 35 городах России, а также в Украине и Казахстане. В спектаклях заняты звёзды мировой величины. Ранее подобные показы в Республике Беларусь проводились только в столице:

    «Гамлет» Проект National Theatre Live, Постановка Sonia Friedman Productions на сцене театра «Барбикан» (Лондон, Великобритания). Главную роль в спектакле исполнил Бенедикт Камбербэтч, известный по ролям в сериале «Шерлок», а также в фильмах «Игра в имитацию», «Шпион, выйди вон!», «Доктор Стрэнж» и другие;

    «Кар Мен» театра Sadles’ Wells (Лондон, Великобритания). Действие балета по мотивам знаменитой оперы Бизе перенесено из табачной фабрики в американскую автомастерскую-забегаловку 60-х годов прошлого века.

Три зарубежных коллектива, участвующие в «Белой Веже-2018», уже хорошо знакомы брестской театральной публике. В прошлые годы специальными дипломами критиков были отмечены:

    Сильва Кривицкене из Театральной студии «Theaomai» (Вильнюс) за лучшую режиссуру в спектакле «Иванов» на фестивале 2017 года;

    Пип Уттон в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Чарли Чаплина в моноспектакле «Чаплин» на фестивале 2016 года;

    Нина Николаева в номинации «Лучшая женская роль» за роль Старухи Анны в спектакле «Последний срок» Ровенского областного академического украинского музыкально-драматического театра.

Работы семи творческих коллективов из Беларуси станут участниками нынешнего форума:

    Национальный академический театр имени Янки Купалы откроет фестивальную программу 11 сентября спектаклем «Ревизор». В спектакле представлен современный взгляд на классическую комедию Николая Васильевича Гоголя. События пьесы перенесены из уездного городка в белорусскую глубинку, а все герои говорят на трасянке;

    «Мой папа - птиц» Брестского театра кукол (Беларусь);

    «Пансион «Belvedere» Белорусского государственного театра кукол (Минск, Беларусь);

    «Книга Книг: живые гравюры» Театральной мастерской «Студиозы» и Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь);