Мой любимый диктор. Почти родные голоса. Павел Петров – скрипач, артист и диктор

Добавлено пользователем administrator 04.01.2016 в 07:00.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

Ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театровБлудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

-------------------
1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
  2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
  3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
  4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
  5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
  6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
  7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.

Ее имя известно нескольким поколениям донских телезрителей и радиослушателей, а ее красивый голос можно узнать из тысячи. Именно она в прямом эфире рассказывала о важных событиях региона, а простые люди обращались к ней с просьбой увеличить пенсию или устроить ребенка в сад. Сегодня легенда областного телевидения и радиовещания Розалия Пучковская отмечает юбилей.

Первых дикторов областного телевидения было немного, их знали в каждом доме. Среди легенд донского экрана и она - Розалия Пучковская. Её манера общаться со зрителем, всегда завораживала. Первопроходец, трудоголик, профессионал. Всё это - она. Но в кадр ее привёл случай.

Розалия Пучковская начинала работать техником-электромехаником. Как-то её попросили установить микрофоны в студии. «Десять, девять, восемь, семь», - произнесла она. Присутствующих в студии поразили и голос, и лицо. Но быть просто красивым для диктора на телевидении всегда было мало. Нужно быть грамотным, безупречно владеть мастерством, постоянно учиться. Розалия Савельевна Пучковская, вспоминают мэтры, вечерами после прямых эфиров приходила в студию, садилась к микрофону и читала тексты - как чужие, так и свои. Её становление как диктора происходило на глазах режиссёра Эвелины Экономиди.

«Её голос ложился на микрофон ну просто идеально. Тут же сказали: включите свет, поставьте камеру. Посмотрели - сидит красивая девушка. И мы сказали: «Розочка, давайте будем пробоваться на диктора!», - вспоминает режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

Бархатный голос, неповторимый тембр - это дар, который даётся от Бога. Если правильным ударениям, логике интонации, дикции можно научиться, то этому, говорит Людмила Чаус, звукорежиссёр радио Дон-ТР, проработавшая с Розалией Савельевной 30 лет - никогда!

»Когда она садилась за микрофон, она преображалась, ей нравилась эта работа, и слушатель, мне кажется, это слышал. Мне запомнились передачи, которые мы вели на «Маяке» - «При свечах». Она приходила нарядная, это была передача о музыке классической, где мы давали самые популярные оперы, оперетты, рассказывали о композиторах« , - говорит звукорежиссёр телерадиокомпании «Дон-ТР» Людмила Чаус.

На телевидении Розалия Пучковская вела программу «День Дона», на радио была не только информация, но и тематические программы, даже проза и стихи.

»Один читает хорошо, красиво, прекрасно. Но нет вот этого, что исходит изнутри. Изнутри у Розы исходила её доброжелательность, её отношение к людям, её любовь к работе, это всё всегда исходило в эфир«, - говорит режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

У неё не мало учеников. Ныне многие из них - известные в стране журналисты и ведущие. Помимо мастерства они сумели перенять у лучшего диктора то самое стремление и напористость, благодаря которым Розалия Пучковская стала звездой эфира.

У диктора ГТРК «Дон-ТР» Светланы Пашковой. В нашей телерадиокомпании она проработала 47 лет. На протяжении всего этого времени она побывала едва ли не в каждом доме жителя Ростовской области. Мечтала стать артисткой и даже поступала в театральное училище, но сложилось так, что сцене она предпочла новости и, похоже, не пожалела.

Эти глаза, улыбку и голос знают тысячи жителей Дона. Светлана Пашкова — одна из первых дикторов ростовского телевидения — родилась в 1941 году. Детство вместе с семьей провела в оккупации. После войны мечтала стать летчицей, но позже оставила эту затею и занялась искусством.

«Стала посещать драмкружок, после чего захотела стать артисткой. Окончив школу, поехала в Москву поступать в театральное училище. Однако с первого раза она не поступила и вернулась в Ростов», — рассказывает сын Светланы Пашковой Дмитрий Черничкин.

Был 1958 год, в городе тогда объявили набор дикторов. В коридоре телестудии выстроилась длинная очередь статных красавиц, среди них была и 17-летняя девчушка с косичками.

«Смотрим одну женщину, другую. Все они не подходят — не смотрятся и говорят не так, как надо. И тут садится девочка, которая сразу заговорила великолепным голосом, она прекрасно смотрелась», — вспоминает режиссер ростовского телевидения с 1958 по 1989 годы Эвелина Экономиди.

Так началась ее карьера, она провела тысячи радио- и телеэфиров. Вела все ответственные трансляции и главную новостную программу «День Дона». Коллеги отмечают высокий профессионализма Светланы Васильевны. Однажды во время эфира прямо над ней взорвался осветительный прибор, Пашкова даже не вздрогнула и невозмутимо продолжила читать текст.

«Заканчивается выпуск. Смотрим, на полу и на столе горящие осколки. Они расплавили пол. Мы все были удивлены. Это, конечно, суперпрофессиональный человек», — отмечает телеоператор ГТРК «Дон-ТР» Леонид Ковалевский.

«Светлана Васильевна была молода, красива, обаятельна, очень умна, рассказывала всегда какие-то невероятно интересные истории, мы ее слушали, открыв рот. Работать с ней было одно удовольствие», — говорит режиссер ГТРК «Дон-ТР» Людмила Скворцова.

В телерадиокомпании Светлана Пашкова проработала 47 лет. Блистала на экране, а в жизни оставалась скромным человеком и никогда не пользовалась народной славой себе в угоду. Вот и сегодня, 4 апреля, юбилей отмечает за кадром, в узком семейном кругу. Светлане Пашковой 75 лет, она по-прежнему хороша и любима зрителями.

Одежда и личные предметы якобы обнаружены в бомбоубежище под старой воздушной гаванью Илья БОГОМОЛОВ Под старым аэропортом Ростова-на-Дону, что на проспекте Шолохова, есть подземелье,
17.03.2019 Комсомольская правда Прививать будут в первую очередь всех не привитых По информации Управления информационной политики правительства Ростовской области,
17.03.2019 Панорама Пиши песни и не болтай про политику! Музыкант, актёр, совладелец лейбла "Gazgolder" и посол Чемпионата мира по футболу 2018 от Ростова-на-Дону Василий Вакуленко вызвал в очередной раз шквал негодования среди подписчиков.
17.03.2019 Панорама

Об истории ростовского радио много и интересно писал известный ростовский журналист, краевед, профессор ЮФУ Владислав Вячеславович Смирнов. На радио в разные годы работали яркие и интересные личности. У нас были свои «Левитаны», «Кирилловы», «Шатиловы», «Жильцовы». Нельзя не вспомнить легендарных ростовских дикторов Николая Андреевича Андреева (Андриасянца), Владимира Дмитриевича Андрющенко, Александра Ивановича Поповича, несравненных Светлану Пашкову, Розалию Пучковскую. Слушая речь дикторов, мы учились правильно говорить по-русски. Кстати, нынешняя звезда утреннего телеэфира на телеканале «Россия» Владислав Завьялов начинал свой путь на российское телевидение через ростовское радио. На нашем радио долгие годы диктором работал мой товарищ Павел Петров. Его называют «ростовским Левитаном». Пашу я знаю с детских лет. Он учился музыке и игре на скрипке у моей мамы, Галины Николаевне Багдыковой. Паша закончил консерваторию. Преподает в музыкальной школе, выступает с сольными концертами в Ростове и области. На радио и телевидение он вел различные передачи, в том числе и на музыкальные темы. Он рассказывал ростовским слушателям об известных музыкантах и композиторах нашего города. Первый эфир Павла Петрова на ростовском радио состоялся более двадцати лет назад. Мне приятно отметить, что мы с ним вместе провели много передач. На радио «Донская волна» около года вели ночную программу «Клуб анекдотов», а на «Эхо Ростова» делали передачи об истории нашего города. С 1992 году я принимаю участие в конкурсе «Вот, помню, был случай…» газеты «Вечерний Ростов». Мне посчастливилось бывать неоднократно призером этого конкурса. Так вот героем многих моих рассказов был Павлик Петров. Он, несомненно, очень яркий и талантливый человек. Замечательный музыкант, скрипач, ведущий, пародист и прирожденный тамада. У него тонкое чувство юмора. А еще Павлик обладает большой работоспособностью. Он может целые сутки без отдыха готовится к концерту. При этом с Петровым невозможно соскучиться. Он притягивает к себе самых интересных и необычных людей. На ростовском радио под руководством Н.М.Скребова и Е.П. Смирновой Павел Петров создал целый цикл музыкальных программ «О выдающихся исполнителях двадцатого века». Именно Петров возродил в нашем городе традицию музыкального вещания в прямом эфире. Гостями его передач были Народные артисты России Анатолий Гололобов и Надежда Карапетян, профессора Ростовской консерватории им. Рахманинова Соломон Борисович Куцовский, Анатолий Моисеевич Цукер, Крикор Дзеронович Хурдаян, Сусанна Борисовна Арабкерцева, Заслуженная артистка России Надежда Чернявская, известный оперный режиссер Ростовского музыкального театра Константин Балакин, первый баритон ереванского оперного театра Аркадий Мартиросян, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Сергей Алёхин и многие, многие другие. Долгие годы именно Павел Петров желал доброе утро ростовским радиослушателям. Он вел программу «Новый день» (она еще называлась «Утренний микрофон»). Каждый день в полшестого утра он выходил в эфир. Он первый в городе узнавал от синоптиков о погоде и сообщал ростовчанам, какой день их ждет впереди. Благодаря Павлу Петрову я познакомился со многими замечательными ведущими нашего радио и телевидения, которые ныне работают в Москве. Например, с Владиславом Завьяловым, Дмитрием Юмашевым, Дмитрием Дибровым. Я имел счастье общаться с Кириллом Серебрянниковым и Владиславом Ветровым. У Павла Петрова есть любимое высказывание: «Радио - это то, что никогда не видно. Но, заметьте, всегда очень хорошо слышно». Когда я у него спрашивал, что важно в работе радиоведущего, то он мне всегда отвечал: «Голос ведущего никогда не должен врать - это раз. Важна возможность хоть что-то изменить в этой жизни - это два. При этом быть убежденным, что за тебя это не сделает никто - это три. А вообще, радио - это очень интимный процесс жизни». Павел Петров всегда к концу эфира подводил итог всему прозвучавшему. Делал он это жестко, бескомпромиссно, но с юмором и сарказмом. Никогда не забуду, как мы с Петровым и Анной Иващенко готовили программы на медицинские темы. Сколько в них было доброго юмора. Но в то же время все эти передачи носили, прежде всего, научно-познавательный характер.
Так сложилось, что сейчас Павел Петров работает преподавателем музыкальной школе, дает сольные концерты. Он также выступает на радио, когда его приглашают. Конечно, он развивает и свои актерские способности, выступает в качестве пародиста. Нередко ведет различные концерты в нашем городе. Я знаю, что Павел Петров всегда мечтал о своих учениках. Пусть эти ученики будут не только в музыке. Думаю, что многие начинающие ведущие могут брать пример с Петрова, как с многогранно талантливого, яркого и неординарного человека.

Георгий БАГДЫКОВ.