Кто написал алиса селезнева. Алиса селезнева о силе улыбки, строгих родителях и работе на радио

Который дал нам Алису, предоставил сразу несколько дат на выбор, без всякого указания на то, какая из них точна. Можно предполагать (и мы предполагаем), что Алиса родится в 2070 году. Никаких весомых аргументов этому мы привести не можем. Это сформированное ощущение коллектива поклонников, основанное на дате из книги « ». Возможно, оттого, что эта книга сталкивает будущее и прошлое наиболее зримо, и потому датировка тут особенно важна, как элемент противопоставления двух миров.

Однако число рождения известно доподлинно – 17 ноября. На этот счет даже существует произведение под названием « ».

До школы воспитывалась, в основном, отцом, по причине постоянных командировок матери, и (очевидно, специальная модель домработника-воспитателя). До школы посещала детский сад.

В школе специализируется на космической биологии. Причина специализации – профессия отца (космозоолог) и детские увлечения животными. Занимается научной работой на школьной , расположенной на Гоголевском бульваре. Имеет несколько научных работ.

Проживает в центре Москвы. Район проживания – ближайшие к Арбату улицы. Местожительство Селезневы меняли, по-видимому, один раз. До этого проживали в районе, расположенном ныне между Грузинским валом и Садовой улицей.

Алисa Селезнёва совершила (вместе со своим отцом и самостоятельно) несколько космических путешествий в пределах нашей Галактики с научными и авантюристическими целями. В ходе которых были произведены научные открытия и оказана значительная помощь органам охраны правопорядка Галактики. Сотрудничество с указанными органами осуществляет постоянно и с неизменным успехом. также несколько раз совершала путешествия во времени (в прошлое), как на так и на других планетах, по большей части, в несанкционированном порядке.

Дать четкое определение характера затруднительно. В ней сочетаются не сочетаемые в обычном человеке черты. Прежде всего, целеустремленость и способность всегда добиться нужного результата. Любознательность и авантюристичность. Обостренное чувство справедливости и сострадание к другим вплоть до самоотречения. Ироничность и остроумие. Проникновенный взгляд на вещи и особое чувствование другого человека, обеспечивающее ей взаимопонимание с любыми разумными существами, кроме самых бессердечных. Мягкость и тонкость в обращении, обеспечивающие взаимопонимание с неразумными, кроме самых безмозглых. Любовь к окружающему миру и умение наслаждаться этим миром. Чувство равновесия и правильно осознанной меры. Четкое понимание собственных возможностей и собственной силы.

Внешность: описана, как высокая, худощавая, спортивная девочка-подросток с короткими волосами «золотого» (русого, соломенного) цвета и голубыми глазами. Чрезвычайно обаятельна. Располагает к себе с первого взгляда.

У нас 10 комментариев на запись “Алиса Селезнёва”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. On 22.08.2008, cronosecurity said:

    Старые комментарии:

    =============================================

    # On 20.08.2008, cronosecurity said:

    Цветом выделены запятые, которые мне показались ненужными, и всякие мелочи, которые, возможно, требуют редактирования.

    Данные о числе повестей можно подправить после проверки.

    В “стиле регуляции характера” и “эмоциональном портрете” я ничего не понял, но мне кажется, что сведения об “эмоциональном портрете” можно подсократить.

    # 2 On 20.08.2008, Pinhead said:

    А как же характер описать, если об эмоциональном портрете не говорить?!
    Относительно количества, естественно, писал не поня. Надо уточнять.

    # 3 On 20.08.2008, Pinhead said:

    Вводные слова выделяются запятыми, так что запятые правильные. В остальном — поправлю. Несогласованности в предложении о стиле регуляции нет, так как это так и называется. Оперативный, разновидлности планирования. Есть еще другая разновидность.

    # 4 On 20.08.2008, cronosecurity said:

    Тогда получается очень много вводных слов.

    Впрочем, “также”, например, может быть и союзом (я так и подумал, что это союз) — тогда запятые не нужны. “В основном” тоже не похоже на вводное слово, так как от дополнения “отцом” к нему можно задать вопрос “в какой степени? насколько?”.

    # 5 On 20.08.2008, Pinhead said:

    Это интонационные тонкости. Всё дело в том, как это звучит. Это звучит так, что интонационно должно отделяться. Впрочем, это дурацкий спор. Я оставил, но если уж придут и скажут — убери нафиг, настаивать не буду.

  2. On 25.08.2008, A.Lapin said:

    около 18 полноценных повестей? Значит, еще 20 повестей — неполноценные. Список в студию! (у меня соотношение тех что нравятся / не нравятся примерно такое же. Или тут речь об объёме произведений?)
    А вообще в Алисиане у Булычева я насчитал 38 повестей (не считая переработок из более ранних (остров ржавого лейтенанта/Ржавый фельдмаршал) и газетных вариантов (Планета 5-4), но с учетом переработок из собственных рассказов и повестей из других циклов), один сборник рассказов, 9 отдельных рассказов, часть из которых была переработана в повести, или включена в состав повестей, а часть — скомпонована позже в 2 сборника, 5 повестей «Из серии для детей младшего возраста», и один рассказ «не про ту Алису» (Разум для кота).

», «Гостья из будущего » и «Алиса знает, что делать! ». Алиса - девочка, живущая в Москве в конце XXI века .

Появления персонажа

Впервые Алиса появилась на страницах книг в 1965 году , когда в ежегодном альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы о ней под общим названием («Девочка, с которой ничего не случится»).

Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры. Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко - архитектор . Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.

Книги об Алисе Селезнёвой были переведены на десятки иностранных языков. Наряду с книгами выпущены также диафильмы, два советских и два российских мультфильма, три советских и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы Селезнёвой. Пик популярности и известности персонажа пришёлся на вторую половину 1980-х годов , после выхода телефильма Гостья из будущего .
Образ Алисы и поныне востребован в кино - к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Образ персонажа

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв , директор московского зоопарка будущего - Космозоо . Автор многих печатных трудов (в частности, книги «Звери дальних планет»), постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва . Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада . Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Характер Алисы импульсивный, энергичный и предприимчивый. Взрослых она постоянно удивляет своей детской непосредственностью, находчивостью и бесстрашием. Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных. В паре со сверстниками - особенно Пашкой Гераскиным и аналогичными персонажами - Алиса, напротив, часто играет роль скептика и уравновешенного, спокойного члена команды. Алиса честна, уверена, что «если можно не врать - лучше не врать», однако считает допустимым проявление хитрости в отношении родителей или других взрослых, если есть основания думать, что взрослые помешают осуществлению планов из-за своей чрезмерной заботы о благополучии и безопасности детей.

Дата рождения

Произведения, в которых действует Алиса Селезнёва, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключения своей героини. Можно заметить, что в большинстве случаев время действия в книгах об Алисе отстоит от момента написания книги приблизительно на 100-110 лет вперёд, соответственно, и дата рождения Алисы, которой в большинстве книг от 9 до 12 лет, «плавает». Так что вопрос о дате рождения Алисы однозначного ответа не имеет. Если же попытаться учесть все многочисленные хронопутешествия Алисы, соотношение её реального биологического возраста и календарных дат становится ещё более запутанным.

Касательно месяца и числа всё более-менее однозначно:

  • «Родилась Алиса 17 ноября » - с этой фразы начинается повесть «День рождения Алисы ». Точнее - 17 ноября, во второй половине XXI века.
  • В повести «Остров ржавого лейтенанта » действие происходит в начале летних каникул (апрель-июнь) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть она должна бы родиться во второй половине марта - первой половине апреля. Однако, согласно рассказу «Второгодники», действие которого происходит незадолго до событий «Острова ржавого лейтенанта», биологический возраст Алисы имеет разницу минус полгода относительно земного календаря из-за рассинхронизации каналов между хронопотоками при несанкционированном перемещении Алисы в прошлое. Так что если считать, что в «Острове…» назван биологический возраст девочки, то дату рождения 17 ноября (с учётом того, что она прямо названа автором) можно считать не противоречащей прочим указаниям на возраст.

Что касается года рождения, то всё гораздо менее определённо. Год рождения Алисы неизвестен, так как в произведениях Кира Булычёва ни разу не упоминается непосредственно. Упоминающиеся в различных книгах даты позволяют вычислить несколько вариантов. Основные прямо указанные в книгах привязки к хронологии сводятся к следующему:

  • Повести «Путешествие Алисы » и «День рождения Алисы» в сочетании дают вполне определённую дату рождения Алисы. В первой повести 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф «прекрасной землянке», а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет. Следовательно, дата рождения Алисы - 17 ноября 2065 года.
  • Часть действия повести «Сто лет тому вперёд », происходящая в будущем, начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Если считать, что родилась она осенью, то это была осень 2070 года.
  • Как уже говорилось выше, события «Острова ржавого лейтенанта » происходят в летние каникулы 2089 года, и Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть дата рождения приходится на 2080 год (либо, с учётом «пропущенного» полугода, на 2079).

Исследователь биографии Алисы Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, предложил приблизительную хронологию приключений Алисы (в некоторых случаях сдвинув указанные в книгах годы, так как они противоречат друг другу) и привязал события, происходившие в книгах, к следующим датам будущего:

  1. Девочка, с которой ничего не случится : 2083-2086
  2. Заповедник сказок : весна 2087
  3. Козлик Иван Иванович : весна 2087
  4. Путешествие Алисы : лето 2088
  5. Второгодники : осень 2088 - весна 2089
  6. Ржавый Фельдмаршал : июнь 2089
  7. День рождения Алисы : осень 2089
  8. Лиловый шар : зима 2089-2090
  9. Пленники астероида : июль 2090
  10. Миллион приключений : весна - лето 2091
  11. Сто лет тому вперёд : апрель 2092
  12. Узники «Ямагири-Мару» : весна 2092
  13. Конец Атлантиды : весна 2092
  14. Гай-До : июль 2092
  15. Город без памяти : август 2092
  16. Алиса и крестоносцы : сентябрь 2092

Год рождения Алисы по этой хронологии - 2079-2080.

Алиса в представлении художников

Классической рисованной реализацией образа Алисы Селезнёвой стал вариант Евгения Мигунова , хотя он несколько отличался от исходного, авторского: высокая девочка со светлыми волосами у Булычёва превратилась в невысокую и русоволосую у Мигунова. В варианте Мигунова всячески подчёркиваются детские признаки, а спортивность авторского образа компенсируется динамичностью рисунка. Булычёв не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как «мигуновскую», и называл художника своим соавтором.

Мигуновский образ стал своего рода образцом, на который делают похожими свои варианты многие другие иллюстраторы, а также в некоторой степени повлиял на мультипликационный вариант Натальи Орловой в мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты », в котором впервые в отечественном кинематографе появился образ Алисы. Прототипом Алисы для художницы-постановщицы послужила семилетняя дочь Екатерина Семёнова (а прототипом капитана Зелёного - муж Тенгиз Семёнов) .
В 2009 году на экраны вышел отечественный полнометражный мультипликационный фильм «День рождения Алисы », роль которой озвучила Яся Николаева . Образ Алисы в нём очень похож на образ из мультфильма «Тайна Третьей Планеты ». В мультфильме в качестве камео роль капитана космического корабля озвучила Наталия Гусева (Мурашкевич) , исполнившая роль Алисы Селезнёвой в фильме «Гостья из будущего ».

Наследие

Библиография

Фильмография

  • «Тайна третьей планеты » (1981) - рисованный мультфильм (голос Алисы - Ольга Громова)
  • «Гостья из будущего » (1984) (в роли Алисы Наташа Гусева)
  • «Лиловый шар » (1987) (в роли Алисы Наташа Гусева)
  • «Остров ржавого генерала» (1988) (в роли Алисы Катя Прижбиляк)
  • Узники «Ямагири-мару» (1990) - кукольный мультфильм
  • «Záhada tří kapitánů» (Тайна трёх капитанов) (1990) - чехословацкий телесериал (в роли Алисы - Клара Яндова)
  • «Dziewczynka, której nigdy nie zdarzy się nic złego» (Девочка, с которой ничего не случится) (1994) - польский телеспектакль (в роли Алисы - Ягода Стах (Jagoda Stach)) .
  • «День рождения Алисы » (2009) - полнометражный мультфильм (голос Алисы - Ярослава Николаева)
  • Приключения Алисы. Пленники трех планет (не закончен) - (в роли Алисы - Дарья Мельникова).
  • Алиса знает, что делать! (2012) - мультсериал с приключениями Алисы Селезневой , в основу которого положено произведение Кира Булычева «Путешествие Алисы ».

Компьютерные игры

  • «Тайна Третьей планеты» (2003) - платформер .
  • «Путешествие Алисы» (Step Creative Group , 2005) - квест .
  • «Алиса и космический дракон» (2006) - квест .
  • «Тайна Третьей планеты. Алиса и лиловый шар» (2009) - квест .

См. также

Напишите отзыв о статье "Алиса Селезнёва"

Примечания

Литература

  • Сергей Лобов // Мир фантастики . - 2009. - № 7 . - С. 115-119 .
  • Подольный Р. В стране чудес: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Лит. обозрение. - 1975. - № 1 - С. 47-48.
  • Поликовская Л. Миллион приключений: [Рец. на кн.: Миллион приключений] // Дет. лит. - 1983. - № 7. - С. 56-57.
  • Ревич В. Дети как дети: [Послесл. к кн.: Девочка из будущего] // Булычев К. Девочка из будущего … и другие повести. - Кишинев: Лумина, 1984. - С. 613-620.
  • Ревич В. Сегодня - с высоты будущего: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Лит. газ. - 1975. - 4 июня (№). - С. 4.
  • Ревич В. Третья Алиса и третья планета: [Предисл. к кн.: Тайна третьей планеты] // Булычев К. Тайна третьей планеты. - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1983. - С. 2.
  • Ревич В. Третья Алиса и третья планета: [Предисл. к кн.: Тайна третьей планеты] // Булычев К. Тайна третьей планеты. - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1984. - С. 2.
  • Семибратова И . Давайте помечтаем!: [Рец. на кн.: Девочка с Земли] // Дет. лит. - 1983. - № 11. - С. 19-22.
  • [Без подп.] Die unwissenden Barbaren: [Рец. на кн.: Лиловый шар] // Volksstimme (Magdeburg). - 1987. - 25 июля.

Ссылки

Фан-сайты

  • Официальный сайт мультфильма «Алиса знает, что делать! »

Статьи и передачи

  • - Журнал «Мир Фантастики »
  • Телестудия Роскосмоса .

Отрывок, характеризующий Алиса Селезнёва

Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.

Селезнева. Актриса, сыгравшая эту роль, и вовсе никому не знакома. А ведь каких-то тридцать лет назад героиня известного советского фильма была кумиром миллионов подростков. Ею восхищались, ее любили, на нее ровнялись. Сегодня ее место в умах юных почитателей фантастики заняли Супермен, Человек-паук и другие замысловатые герои.

«Гостья из будущего» — фильм, покоривший юные сердца

Советские телезрители смогли оценить пятисерийную фантастическую картину «Гостья из будущего» в 1985 году, когда она впервые вышла на экран. Съемкой занимался который до этого снимал только фильмы для взрослой аудитории. Идея попробовать себя в новом жанре пришлась ему по душе, и он решил снять кинокартину, основанную на повести «Сто лет тому вперед» писателя-фантаста

Нехватка средств на создание декораций не помешала снять прекрасное кино. Актриса Алисы Селезневой и актер, сыгравший Колю Герасимова, сразу полюбились юным зрителям. Их обаяние и актерское мастерство, наряду с талантом режиссера и сценариста, сыграло огромную роль в успехе картины.

Необычный сюжет

Фильм повествует о том, как 11-летний московский школьник, которого удачно сыграл Алеша Фомкин, случайно находит машину времени и попадает в 2084 год. Немного погуляв по будущему, мальчик возвращается в настоящее, но уже не один. Вслед за ним в 1984 год отправляются два космических пирата и серьезная и рассудительная девочка Алиса Селезнева (актриса и ее героиня имели схожие характеры).

Весь сюжет закручен вокруг миелофона — приспособления будущего, позволяющего читать чужие мысли. Чудо-устройство оказалось у Коли, а пираты, имеющие способность менять свой облик, всяческими способами пытаются завладеть ним, конечно же, не для благих целей. Коля намерен вернуть миелофон его законной владелице Алисе, но постоянные препятствия мешают ему сделать это.

Как выбирали Алису Селезневу

Множество юных школьниц мечтали сыграть главную роль в фильме «Гостья из будущего», однако лишь одна из них натолкнула Павла Арсенова на мысль, что именно так должна выглядеть пришедшая из будущего Алиса Селезнева. Фамилия актрисы, идеально вписавшейся в эту роль, — Гусева, имя — Наталья. Кстати сказать, это была первая роль девочки в кино.

Сначала Наталью отобрали за ее дикторский голос для участия в коротком ролике. Затем режиссер «Гостьи из будущего» заметил ее необычные внешние данные и актерские способности. Запомнившаяся многим под именем Алиса Селезнева актриса была внутренне похожа на свою героиню, поэтому на съемочной площадке, по ее словам, ей почти не приходилось играть.

Неожиданная популярность

После выхода фильма на экран, актриса Алисы Селезневой стала настоящей знаменитостью. Вокруг нее то и дело толпились в школе, ей не давали прохода на улице, и даже дома она не могла расслабиться: для того чтобы подсматривать за ней, мальчишки залезали на деревья около ее дома, ее также караулили под подъездом.

Наталья и не подозревала, какой ажиотаж вызовет ее героиня, Алиса Селезнева. Актриса, фото которой то и дело пестрило в прессе, совсем не искала такой славы. Она была скромна от природы и слава не испортила ее.

Жизнь после «Гостьи из будущего»

После великолепной игры в роли Алисы Наталью звали сниматься и в других картинах. От некоторых она отказалась по той причине, что не хотела испортить образ своей полюбившейся многим героини. Учась в школе, она снялась еще в нескольких фильмах, после чего решила добиваться успехов на другом поприще.

Наталья посвятила свою жизнь биотехнологии, работала в научно-техническом институте. Позже она стала руководителем компании, выпускающей тест-системы для диагностики инфекционных болезней. Девушка никогда не мечтала быть актрисой, зато биология ее привлекала с раннего детства. Она очень любила мир природы, ее интересовали всякие жучки и паучки.

Взрослая Алиса Селезнева, актриса из которой все-таки не состоялась, и сегодня привлекает к себе внимание, правда уже не юных поклонников. Из интереса к прошлой славе ее часто приглашают на различные передачи, у нее берут интервью. Уже взрослой Наталья сыграла несколько мелких ролей, но возвращаться в киноискусство полностью она не желает. Видимо, она так и останется для всех обаятельной голубоглазой гостьей из будущего, Алисой Селезневой.

Отличница

Наташа родилась в семье не имеющего к кино никакого отношения. Ее мама была врачом, а отец - рабочий. Да и сама девочка никогда не видела себя актрисой. Ее интересы лежали совершенно в другой области. С детства девочка обожала всех ползающих, летающих и просто шевелящихся насекомых. Их мир она познала раньше, чем мир людей. Родители утром высаживали ее на клумбу, и Наташа могла часами копошиться со своими букашками до тех пор, пока кому-нибудь из старших не приходило в голову покормить ребенка. Трудное слово "энтомолог" она научилась выговаривать одним из первых.

Когда Наташе исполнилось семь лет, семья переехала из подмосковного Звенигорода в столицу. По планам родителей единственная дочь должна была учиться в хорошей школе. И, разумеется, быть отличницей. Наташа мечтала поступить в МГУ на биологический факультет. Всегда знала, что это очень сложно, но старалась изо всех сил: химию с биологией сдавала на одни пятерки, участвовала во всех школьных и районных олимпиадах.

По характеру Наташа была крайне застенчивым, стеснительным и тихим ребенком. По ее словам, она испытывала большую неловкость при необходимости спросить у незнакомого человека, который час.

Но однажды тихая, спокойная жизнь девочки закончилась…

«Гостья из будущего»

Однажды в 1983 году в класс, где училась Наташа, пришел режиссер с Киностудии им. М. Горького. Он попросил учительницу отпустить на студию девочек, которые хорошо читают стихи. Так как Наташа была одной из лучших учениц, то, вполне естественно, что выбор пал на нее. В результате девочка снялась в 10-минутной короткометражке «Опасные пустяки» по заказу ГАИ.


На озвучании той ленты ее заметил режиссер Павел Оганезович Арсенов, искавший героиню на главную роль Алисы Селезневой в детской фантастической картине «Гостья из будущего». Наташа с детства любила фантастику, а книгу Кира Булычева «Сто лет тому вперед» прочитала за два года до этого, и, как она признается, «болела этой книжкой, всем пересказывала». Поэтому неудивительно, что девочка сразу согласилась на эту роль. Если бы она тогда знала, что ее ждет!

Роль Алисы Селезневой была, как будто, создана именно для Наташи. Девочка настолько органично вписалась в нее, что сегодня, читая произведения Булычева, вряд ли кто представляет эту героиню как-то иначе. Сама же Наташа утверждает: «Я ничего не изображала, была сама собой, и никаких актерских сложностей на площадке не испытывала. Просто жила своей жизнью».


Однажды Наташа собралась лично исполнить каскадерский трюк с выпадением из окна, как ей показалось, элементарный. Но Арсенов запретил: «Сиди и не выступай! Посадишь синяк, и 100 человек месяц не смогут работать, пока не заживет!»


Большинство детей, попадая на съемочную площадку, забрасывали учебу. Вспомните Ингу Ильм, Диму Баркова… С Наташей Гусевой все произошло совершенно наоборот. Девочка, боясь отстать от школьной программы, постоянно таскала с собой учебники и тетрадки. Как только выдавалась свободная минутка, она, даже не переодеваясь, раскладывала их прямо на коленках и принималась за решение логарифмов и вычисление корней.

Вячеслав Невинный, игравший в картине пирата Весельчака У, как-то спросил у нее: «Наташка, скажи честно, ты в этом хоть что-нибудь понимаешь?» «Мне очень стыдно, но я все понимаю», - ответила девочка. После чего Невинный поставил ей диагноз: «Понятно, не наш ты человек, не «киношный».

Надо сказать, что с Невинным Наташа Гусева по настоящему сдружилась. Нередко в свободную от съемок и наук минуту они с удовольствием играли в «Балду» - игру, в которой Вячеслав Михайлович, – просто виртуоз.

А вот с ребятами, занятыми в фильме, особой дружбы у Наташи не завязалось: почти все девчонки пробовались на главную роль и, понятно, не воспылали любовью к удачливой сопернице, а мальчишки были заняты собой. Романтик Коля Герасимов на самом деле был увлечен другой девочкой, эпизодическим персонажем Леной Домбазовой…

Сумасшедшая популярность

И был успех. Да такой, который вряд ли настигал голливудских «суперстар». Наташина героиня Алиса Селезнева стала кумиром всех подростков. По иронии судьбы у скромной, худенькой девочки небольшого роста в один момент появились тысячи поклонников. Жизнь ее полностью изменилась. Волей-неволей пятнадцатилетней Наташе пришлось откликаться на новое имя, раздавать автографы по дороге в школу и разыгрывать образ совсем другой девочки.

Вспоминает Наташа Гусева: «Ой! Было что-то ужасное! На самом деле я была совершенно к этому не готова. К этому массовому обожанию, которое на меня обрушилось. Поклонники у меня были на лестничной клетке. Они висели у меня на деревьях под окнами. Один просто с бутербродами стал жить у меня под дверью. Родители были в страшном шоке! Им мерещились просто кошмарные истории, снились ужасные сны, с похищениями родной дочери...»

Для Наташи наступила просто кошмарная жизнь. Выбраться из квартиры стало для нее большой проблемой. Поклонники-«алисоманы» были везде и в любое время суток! У девочки выработалась другая походка. Она все время ходила с опущенной вниз головой, прятала глаза: по макушке ее мало кто узнавал.

А письма! Количество писем, приходивших после фильма просто не подавалось никакому счету. То есть приходили они действительно мешками. Адреса были самые фантастические, вплоть до "Москва, Гусевой Наташе". На почте всю корреспонденцию складывали и раз в две недели привозили Гусевым целую тележку тысячи в три-четыре писем.

Наташа рассказывает: «Письма были в таких количествах, что я при всем желании, при всем уважении к своим поклонникам, я не могла их прочитать. То есть я честно, после окончания уроков, садилась их читать, но потом я подключила к этому родителей, друзей. Просто это невозможно было, не в состоянии, не то что отвечать, а просто даже прочитать все это количество».

До сих пор у Наташи дома хранится коллекция забавных и смешных писем, а еще одна коллекция несколько лет хранилась на студии Горького.

А вот про такой забавный случай рассказывает мама Наташи: «Школа, десятый класс, вовсю идет подготовка к экзаменам, и тут Наташу вызывает директор школы и говорит, что ей нужно явиться в райком комсомола. Зачем, почему - не ясно, но быть надо срочно. В метро я ей делаю краткую политинформацию об обстановке в мире, быстро повторяем устав комсомола. Приезжаем, а там, на подоконнике, стоит парень из Челябинска и в ультимативной форме требует показать ему Наташу, иначе он выпрыгнет из окна. Кстати, недавно прислал письмо: живет сейчас где-то на Дальнем Востоке, женился, жена у него похожа на Наташку».

В то время настоящую поддержку Наташе оказал ее родной класс. Она рассказывает: «Соученики стали моими лучшими друзьями. Мальчишки сразу все влюбились, хотя до фильма и внимания никто не обращал. Они несколько лет сопровождали меня всюду, оберегали от алисоманов, которые не давали прохода».

Другие работы в кино

Успех «Гостьи из будущего» совершенно не вскружил голову Наташе. От всенародной славы девочка испытывала не удовольствие, а напротив, неудобства и страшный испуг. Ей очень хотелось, чтобы все это скорее закончилось. Актрисой она себя в будущем по-прежнему не видела. Родители при этом часто пугали дочь: «Вот не будешь учиться, станешь артисткой!», и Наташа вовсю старалась.

Тем не менее, в нескольких фильмах она все же еще снялась. Да и как было отказаться, когда режиссеры наперебой предлагали девочке одну главную роль за другой. За спортивной драмой «Гонка века» (1986), где Гусева, впрочем, сыграла эпизодическую роль, последовала картина все того же Павла Арсенова «Лиловый шар». Вновь зрители могли наблюдать приключения их любимой Алисы Селезневой, на этот раз спасающей человечество от вируса вражды.

Затем Наташа снялась в мелодраме Дмитрия Михлеева «Воля вселенной». На главные роли в этой картине претендовало более трех тысяч ребят, но утверждены были Наташа Гусева и Слава Ильющенко, которые и сыграли школьников Лену и Диму.

Биолог

По окончании школы перед Наташей не возникало вопроса кем быть. «Актерская профессия, несмотря на непрерывные съемки, меня не увлекла. Я никогда не мечтала о сцене и славе, мне это неинтересно совсем. Не мое это!» - признается Наташа. Она, наконец, смогла осуществить свою детскую мечту – заниматься изучением биологии.

Наташа поступила в Институт тонкой химической технологии на отделение «биотехнология». Учась на первом курсе, она отвергла главную роль в фильме «Авария - дочь мента», объяснив это так: «…там ведь есть сцена изнасилования. И меня мало волнует, что на экране будут показывать не мое обнажённое тело, а дублерши. Не хочу марать светлый образ Алисы. Очень важно, чтобы героиня, которую мне предлагают играть, понимала жизнь так же, как и я». После этого, ей пришлось отклонить еще пару, новых русских ролей с голыми сценами.

Личная жизнь

На съемках фильма «Воля вселенной» в Минске Наташа познакомилась со своим будущим мужем. Денис, заочно влюбленный в Алису Селезневу, всячески искал встречи со своим идеалом. Сначала он решил устроить конное похищение. Долго уговаривал в цирке, что бы ему дали белого коня, но из этого ничего не вышло.

Тогда юноша придумал оригинальный ход. В гостиничный номер Наташи доставили коробку из-под телевизора «Горизонт», сообщив, что на ее имя на Главпочтамте получена бандероль. Коробку доставили трое парней в форме, так что Наташа ничего не заподозрила, хотя очень удивилась и, как она сама признается, несколько напугалась. Девочка решила не открывать ее до прихода бабушки. Какого же было ее удивление, когда из коробки вдруг появился юноша.

Вспоминает Денис Мурашкевич: «…когда я вылез, Наташка сильно, конечно, перепугалась. Вот. У нее были глаза еще больше. Я не знал, что могут быть больше – больше!»

А вот как описывает свое состояние Наташа: «В первый момент я не столько была напугана, сколько у меня было чувство такого разочарования. Мне казалось я такая осторожная, такая вот уже многоопытная. Знаю, как с поклонниками обращаться... Он вылез из коробки, сказал: «Я твой подарок! Вот, как бы, используй по назначению...» Я была действительно в состоянии шока. Как по назначению использовать такого большого, огромного дядю, я не знала. (Смеется) Честно говоря, через пять минут, когда я отошла, я хотела так его осторожно и бережно выпроводить за дверь, так, тактично. Когда я ему об этом намекнула, он сказал: «Ну ты что! Посмотри на меня». А был ноябрь месяц, шел на улице дождь, а он был в рубашечке, в джинсиках, в носках. Даже без ботинок. Он говорит, ну ты же не настолько, вот, злая девочка...»

Вскоре пришла бабушка и сложившуюся ситуацию оценила с должным юмором. Увидев, что парень веселый, все в порядке, стала поить его чаем… Некоторое время Наташа с Денисом встречались, а потом поругались и расстались на несколько лет.

Вот одно из стихотворений Наташи, сочиненное ею в 1992 году:

"Не пара он тебе, не пара," -

мне трезвый разум говорит.

Но одинокая гитара

В моей душе слезой звучит.

Себя за слабость ненавижу:

"Позор! Так сопли распустить!"

Его я больше не увижу -

Что ж, надо мне его забыть.

Но все же дождик вслед за мною

Разводит сырость на окне

И плачет скрипка за стеною

(А может, ноет дрель в стене).

Ну хватит с жиру мне беситься.

Жизнь даст сама на все ответ.

В аквариуме шевелится».

Мохнатый Мурик – птицеед».

Отслужив в армии, Денис пришел домой к Наташе и услышал от ее мамы, что его любимая девушка вышла замуж. Почему же будущая теща обманула его? Ей казалось, что это совсем не тот человек, который подходит ее дочери. Как она ошибалась!

Расстроенный юноша уехал из Москвы. «Зачем мешать счастью любимой женщины, скажем так, или девушки мечты» - объяснил он позже свой поступок. А три года спустя, Денис случайно увидел в газете интервью с Наташей, из которого было понятно, что его любимая девушка не замужем, и никогда замужем не была. Он сразу же ей позвонил, сказал, что приедет, и уже на следующий день стоял у нее под дверями.

Денис вспоминает: «Был чудодейственный день, она не могла не впустить. Было четырнадцатое февраля, День Святого Валентина. И она меня впустила, и я, как-то так... Мы четырнадцатого и пятнадцатого были вместе, а шестнадцатого решили пожениться».

За эти годы Денис, влюбленный в Алису, понял, что Наташа совсем другая, непохожая на свою героиню, и полюбил реальную девушку. Оказалось, что у них еще и общие жизненные интересы. Наталья Гусева рассказывает: «Денис - фельдшер, очень любит водиться со змеями, а я обожаю пауков, тараканов. Когда он за мной ухаживал, то подарил шикарного большого богомола! Я была в полном восторге».

Сегодняшняя жизнь Алисы Селезневой

После окончания учебы Наталья устроилась работать в Институт эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Она рассказывает: «Знаете, я до сих пор не расстраиваюсь, что решила стать биотехнологом, закончила институт по этой специальности. В фирме, где я раньше работала, меня очень ценили. Предлагали даже во Францию ехать на стажировку. Могла бы сейчас гулять по Парижу. Но, видно, не судьба. В тот же день, когда нужно было подписывать договор, я узнала, что беременна. Долго не могла объяснить начальнику, почему хочу погубить свою карьеру. Потом расплакалась и выдала, что жду ребенка. А сейчас, глядя на Алеську, не могу и представить, что бы я без неё и делала».

Свою дочь Наталья назвала Алесей. «Это имя напоминает мне образ Алисы Селезнёвой», - признается она. Когда Наталья лежала в роддоме после появления на свет дочки, под окнами палаты среди зимы расцвел куст. Соседки выглянули в окно: «Ну, Наташ, это только твой сумасшедший мог сделать! Ни один нормальный не стал бы розы веревочками к кусту привязывать».

Наталья Гусева (теперь уже Мурашкевич) признается, что очень счастлива в браке: «Жить с Денисом весело и интересно. Мы с ним и с парашютом пробовали прыгать, и на водных лыжах кататься по большим волнам. Правда, первый прыжок мой не совсем удался. Меня сдуло ветром из-за слишком маленького веса. Пришлось долго болтаться в воздухе, а муж с другом прыгали, пытаясь поймать меня за ногу».

Той всенародной популярности у Натальи Гусевой уже нет, но зрители по-прежнему любят и помнят Алису Селезневу. До сих пор после очередного показа «Гостьи из будущего» в ее квартире, раздаются звонки. Мальчишки каким-то чудом узнают номер телефона и спрашивают Алису. Периодически Наталью приглашают на различные передачи, встречи со зрителями. В Интернете ей посвящаются сайты, сделанные с огромной любовью к актрисе. Наталья удивляется этому – как ее до сих пор помнят? Наверное это удивительно только ей. Потому что тот, кто хоть раз посмотрел фильм «Гостья из будущего», никогда не забудет Алису Селезневу – девочку с огромными ясными глазами.

Игорь Селезнёв , мать - архитектор Кира Селезнёва

Али́са И́горевна Селезнёва - главная героиня цикла детских фантастических книг Кира Булычёва «Приключения Алисы » и их экранизаций и производных работ, таких, как «Тайна Третьей Планеты », «Гостья из будущего » и «Алиса знает, что делать! ». Алиса - девочка, живущая в Москве в конце XXI века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Актеры из Фильма "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО" 30 ЛЕТ СПУСТЯ

    ✪ Алиса Селезнева / Эксклюзивное Интервью / Starперцы / Русские перцы

Субтитры

Появления персонажа

Впервые Алиса появилась на страницах книг в 1965 году , когда в ежегодном альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы о ней под общим названием («Девочка, с которой ничего не случится»).

Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры. Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко - архитектор . Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.

Книги об Алисе Селезнёвой были переведены на десятки иностранных языков. Наряду с книгами выпущены также диафильмы, два советских и два российских мультфильма, три советских и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы Селезнёвой. Пик популярности и известности персонажа пришёлся на вторую половину 1980-х годов , после выхода телефильма Гостья из будущего .
Образ Алисы и поныне востребован в кино - к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Образ персонажа

Алиса - единственный ребёнок в семье. Отец - знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв , директор московского зоопарка будущего - Космозоо . Автор многих печатных трудов (в частности, книги «Звери дальних планет»), постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать - известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва . Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада . Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Характер Алисы импульсивный, энергичный и предприимчивый. Взрослых она постоянно удивляет своей детской непосредственностью, находчивостью и бесстрашием. Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных. В паре со сверстниками - особенно Пашкой Гераскиным и аналогичными персонажами - Алиса, напротив, часто играет роль скептика и уравновешенного, спокойного члена команды. Алиса честна, уверена, что «если можно не врать - лучше не врать», однако считает допустимым проявление хитрости в отношении родителей или других взрослых, если есть основания думать, что взрослые помешают осуществлению планов из-за своей чрезмерной заботы о благополучии и безопасности детей.

Дата рождения

Произведения, в которых действует Алиса Селезнёва, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключения своей героини. Можно заметить, что в большинстве случаев время действия в книгах об Алисе отстоит от момента написания книги приблизительно на 100-110 лет вперёд, соответственно, и дата рождения Алисы, которой в большинстве книг от 9 до 12 лет, «плавает». Так что вопрос о дате рождения Алисы однозначного ответа не имеет. Если же попытаться учесть все многочисленные хронопутешествия Алисы, соотношение её реального биологического возраста и календарных дат становится ещё более запутанным.

Касательно месяца и числа всё более-менее однозначно:

  • «Родилась Алиса 17 ноября » - с этой фразы начинается повесть «День рождения Алисы». Точнее - 17 ноября, во второй половине XXI века.
  • В повести «Остров ржавого лейтенанта » действие происходит в начале летних каникул (апрель-июнь) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть она должна бы родиться во второй половине марта - первой половине апреля. Однако, согласно рассказу «Второгодники», действие которого происходит незадолго до событий «Острова ржавого лейтенанта», биологический возраст Алисы имеет разницу минус полгода относительно земного календаря из-за рассинхронизации каналов между хронопотоками при несанкционированном перемещении Алисы в прошлое. Так что если считать, что в «Острове…» назван биологический возраст девочки, то дату рождения 17 ноября (с учётом того, что она прямо названа автором) можно считать не противоречащей прочим указаниям на возраст.

Что касается года рождения, то всё гораздо менее определённо. Год рождения Алисы неизвестен, так как в произведениях Кира Булычёва ни разу не упоминается непосредственно. Упоминающиеся в различных книгах даты позволяют вычислить несколько вариантов. Основные прямо указанные в книгах привязки к хронологии сводятся к следующему:

  • Повести «Путешествие Алисы » и «День рождения Алисы» в сочетании дают вполне определённую дату рождения Алисы. В первой повести 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф «прекрасной землянке», а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет. Следовательно, дата рождения Алисы - 17 ноября 2065 года.
  • Часть действия повести «Сто лет тому вперёд », происходящая в будущем, начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Если считать, что родилась она осенью, то это была осень 2070 года.
  • Как уже говорилось выше, события «Острова ржавого лейтенанта » происходят в летние каникулы 2089 года, и Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть дата рождения приходится на 2080 год (либо, с учётом «пропущенного» полугода, на 2079).

Исследователь биографии Алисы Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, предложил приблизительную хронологию приключений Алисы (в некоторых случаях сдвинув указанные в книгах годы, так как они противоречат друг другу) и привязал события, происходившие в книгах, к следующим датам будущего:

  1. Девочка, с которой ничего не случится : 2083-2086
  2. Заповедник сказок : весна 2087
  3. Козлик Иван Иванович : весна 2087
  4. Путешествие Алисы : лето 2088
  5. Второгодники: осень 2088 - весна 2089
  6. Ржавый Фельдмаршал : июнь 2089
  7. День рождения Алисы: осень 2089
  8. Лиловый шар : зима 2089-2090
  9. Пленники астероида : июль 2090
  10. Миллион приключений : весна - лето 2091
  11. Сто лет тому вперёд : апрель 2092
  12. Узники «Ямагири-Мару» : весна 2092
  13. Конец Атлантиды : весна 2092
  14. Гай-До : июль 2092
  15. Город без памяти : август 2092
  16. Алиса и крестоносцы: сентябрь 2092

Год рождения Алисы по этой хронологии - 2079-2080.

Алиса в представлении художников

Классической рисованной реализацией образа Алисы Селезнёвой стал вариант Евгения Мигунова , хотя он несколько отличался от исходного, авторского: высокая девочка со светлыми волосами у Булычёва превратилась в невысокую и русоволосую у Мигунова. В варианте Мигунова всячески подчёркиваются детские признаки, а спортивность авторского образа компенсируется динамичностью рисунка. Булычёв не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как «мигуновскую», и называл художника своим соавтором.

Мигуновский образ стал своего рода образцом, на который делают похожими свои варианты многие другие иллюстраторы, а также в некоторой степени повлиял на мультипликационный вариант Натальи Орловой в мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты », в котором впервые в отечественном кинематографе появился образ Алисы. Прототипом Алисы для художницы-постановщицы послужила семилетняя дочь Екатерина Семёнова (а прототипом капитана Зелёного - муж Тенгиз Семёнов) .

В конце апреля 2011 года в СМИ появился тизер мультсериала «Алиса в Сколково », создаваемого компанией «Базелевс ». Премьера сериала состоялась 16 ноября 2013 года на телеканале СТС.

В художественных фильмах

В телефильмах «Гостья из будущего » и «Лиловый шар » Павла Арсенова роль Алисы исполнила Наташа Гусева . Образ героини в этих экранизациях значительно дальше от книжного, чем мигуновский и качановский, как по внешности, так и по характеру. Алиса в этих фильмах - «неземная» девочка с большими глазами и тёплым взглядом, доверчивая, искренняя и открытая.

В фильме «Остров Ржавого Генерала » роль Алисы сыграла Катя Прижбиляк . Её Алиса - худенькая хрупкая девочка с серыми глазами и длинными тёмно-русыми волосами, собранными в «хвостик», - пожалуй, наиболее далёкий от мигуновских иллюстраций вариант.

В июне 2008 года стало известно о начале съёмок нового фильма об Алисе Селезнёвой - «Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет », в котором роль Алисы должна была сыграть Дарья Мельникова , однако с тех пор проект был заморожен. Но роль Алисы у Дарьи всё-таки продолжилась - Алиса заговорила её голосом в новом мультсериале «