Что использовали при создании памятника кутузову

В скульптурной композиции представлены 26 фигур офицеров, солдат, ополченцев - участники боевых действий против французов. Они воплощают образы конкретных исторических лиц, передавая портретное сходство с героями 1812 года. Среди них генералы П.И.Багратион, А.П.Ермолов, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, партизан и поэт Д.В.Давыдов. Надпись на постаменте гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812-го года».

Михаил Кутузов

Михаил Илларионович Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов) - генерал-фельдмаршал, один из величайших русских военачальников. Он родился в семье военного инженера, учился в Артиллерийской и инженерной школе. Командовал ротой в Астраханском пехотном полку, был адъютантом ревельского генерал-губернатора. В 1770 году был переведен в 1-ю армию и принимал участие в русско-турецкой войне под началом Александра Васильевича Суворова. Тогда он принял участие в решающих сражениях при Ларге и Кагуле и за отличие в боях был произведен в премьер-майоры. В 1772 году перешел во 2-ю Крымскую армию. В Крыму Кутузов был ранен в висок и правый глаз, после чего несколько лет лечился за границей. Вернувшись в Россию, вновь служил в Крыму, в войсках Суворова. Чин генерал-майора он получил в 1784 году.

В Русско-турецкой войне 1787–1791 годов Кутузов охранял юго-западные границы, участвовал в боях под Очаковом, потом под Аккерманом, Бендерами. Отличился при взятии Измаила и был произведен в чин генерала-поручика, а также назначен комендантом этой крепости.

Помимо талантов военачальника, который постоянно разрабатывал новые тактики и маневры, Кутузов проявлял недюжинные дипломатические способности. В 1792-м он как чрезвычайный посол в Турции разрешил в пользу России ряд важных вопросов и значительно улучшил взаимоотношения с этой страной. Не менее успешно он провел дипломатическую миссию в Пруссии: привлек Берлин на сторону России против Франции. Также некоторое время Кутузов был военным губернатором - литовскими и петербургским. В 1802 году, попав в опалу, он ушел из армии, однако уже спустя три года вернулся - был назначен главнокомандующим одной из армий, направленных в Австрию против Наполеона. Как раз тогда Кутузов предпринял знаменитый стратегический ход: сначала отступательный марш-маневр от Браунау к Ольмюцу, затем разгром Мюрата под Амштеттеном и Мортье под Дюренштейном, и, в итоге, вывел войска из окружения, чтобы дождаться подкрепления и перейти в контрнаступление. Однако союзные армии перешли в наступление сразу и в Аустерлицком сражении потерпели неудачу, ответственность за которую была возложена на Кутузова.

После этого он был направлен сначала военным губернатором в Киев, два года спустя - командиром корпуса в Молдавскую армию, и вскоре стал ее главнокомандующим. В ходе очередной русско-турецкой войны Кутузов сумел заключить выгодный для России Бухарестский мирный договор 1812 года, обеспечив безопасность юго-западных границ.

К началу Отечественной войны 1812 года Кутузов был начальником Петербургского ополчения, потом Московского, и наконец, в ходе боевых действий был назначен главнокомандующим всей русской армией. Превосходящим силам противника Кутузов пытался противопоставить маневрирование и оборону, сохраняя боеспособность армии до накопления резерва для контрнаступления. Получив небольшое подкрепление, дал сражение под Москвой, при Бородино, исход которого позволил переломить ход войны, хотя армии и пришлось оставить столицу. Наполеону был закрыт путь в южные районы, а русские войска срочно пополнялись за счет ополчения и смогли перейти к активным действиям, в то время как французы все больше ослабевали от частых столкновений с партизанами и сурового климата. В итоге Наполеон ушел из Москвы и вынужден был отступать по прежде разоренной им же Смоленской дороге. Французские войска были разгромлены на реке Березина, уцелевшие части бежали к границе.

Кутузов был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени и получил титул светлейшего князя. Однако его здоровье было подорвано, и вскоре, в 1813 году, он скончался в Силезии. Его тело было забальзамировано, отправлено в Петербург и погребено в Казанском соборе.

Памятник полководцу

Спустя сто лет, в 1912 году, Кружок ревнителей памяти Отечественной войны поднял вопрос о сборе средств на памятник Кутузову в Москве. Через год был собран Кутузовский комитет из числа членов Военно-исторического общества под председательством генерала Д. Зуева. Его фонд формировался при штабе Московского военного округа, сбор пожертвований продолжался более трех лет, однако средств оказалось недостаточно, а вскоре начавшаяся революция и гражданская война отложили этот вопрос уже до окончания Великой отечественной войны в 1945 году. В 1962 году, после открытия на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва», было решено установить памятник Кутузову именно там. Выступая спустя 11 лет на его открытии, скульптор Томский подчеркивал, что это памятник не только одному из величайших российских полководцев, но и пламенному патриотизму всего народа.

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным. Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы. Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс. После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова. В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта. На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский». Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника М. И. Кутузову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

23 сентября 1818 года, Александр Первый выпустил царский рескрипт. В нем он выразил свое желание воздвигнуть в Санкт-Петербурге два памятника великим полководцам, фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Но осуществилось желание Александра лишь по прошествии 19 лет.

Конкурс на лучшие проекты был объявлен уже Николаем Первым в 1829 году.

Место для установки также выбирали долго и тщательно. Кроме самого Орловского, в этом процессе участвовали также создатель Исаакиевского собора, архитектор Огюст Монферран и Оленин, президент Академии художеств.

После долгих поисков и споров, было решено установить их возле Казанского собора, прямо напротив колоннады.

Подошли к вопросу максимально ответственно, а из Италии для этой цели даже были вызваны считавшиеся лучшими скульпторы Гальберг и Орловский. Последний и представил на конкурс работы, признанные лучшими.

Забегая вперед, скажем, что, как показало время, этот выбор был единственным самым правильным.

Оба памятника заметно подчеркнули мемориальное значение Казанского собора. Кроме того, что скульптор сумел добиться максимального портретного сходства, он еще и необыкновенно правдоподобно раскрыл суть характеров обоих фельдмаршалов.

Кутузов в исполнении Орловского стремительный и одухотворенный, Барклай-де-Толли – грустный и задумчивый.

Немало споров вызвали и постаменты. Предложенный Монферраном красный мрамор и бронзовые барельефы были встречены неодобрением со стороны Орловского.

По его мнению, фигуры должны были стоять на более строгих и менее пышных основах.

Орловский предложил северный гранит.

Накладные бронзовые буквы, предложенные Монферраном для надписей, скульптор также отверг, сославшись на непрочность такого исполнения. Орловский решил высечь буквы на камне. Более того, он убедил принять его сторону и императора, сославшись, в первую очередь, на экономичность своего варианта исполнения пьедесталов.

Николай Первый сначала согласился, но затем изменил свое решение и выбрал третий вариант, предложенный архитектором Стасовым, который оказался более, чем втрое, дешевле предложенных ранее.

Гранитные пьедесталы было поручено изготовить Самсону Суханову по проекту Стасова. Готовы они были весной 1837 года.

Сами памятники отлили немного раньше.

Скульптура Кутузова была сделана в 1835 году, а фигура Барклая-де-Толли появилась на год позже, потому что первая попытка отливки оказалась неудачной.

Ученика и соратника великого Суворова, Орловский изобразил в образе победителя французской армии.

Полководец стоит в мундире, поверх которого – плащ. Правая рука сжимает обнаженную шпагу, а левая – жезл фельдмаршала. У ног – знамена поверженных наполеоновских войск.

Фигура Барклая-де-Толли более спокойна и задумчива. Устремленный вдаль взгляд, опущенная левая рука, сжимающая маршальский жезл.

В мае 1827 года на площади возле Казанского собора, с помощью 165 человек подняли фигуру Кутузова, а в июне того же года – Барклая-де-Толли.

После открытия, памятники пользовались такой популярностью, что их, во избежание нежелательных инцидентов, пришлось обнести чугунной оградой. Позже эта ограда была заменена на металлические тумбы с цепями.

В годы блокады оба памятника оставили на местах. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

В 1912 году был образован комитет по сбору денежных средств на памятник Кутузову. Правда, комитет был создан только через год. А сбор средств начался в тот же период, только надвинувшаяся Гражданская война и другие события заставили надолго забыть о вопросе установки памятника. В 1945 году исполнилось двести лет знаменитому Кутузову, в тот период решили установить памятник Кутузову на Бородинском поле, в Москве. Было представлено на рассмотрение несколько проектов, в итоге решили установить памятник, представленный скульптором Томским Н.В. находится на Манежной площади.

Художник работал над монументом примерно тридцать лет. В результате в 1973, 6 июля состоялось торжественное открытие памятника. Это произошло в 160-летие с момента смерти великого полководца. Конная статуя Кутузова была изготовлена из бронзы, она возвышается из 26 фигур, которая представляет собой целую монументальную группу. Также на постаменте была сделана надпись, увековечивающая память об этом великом человеке. Постамент окружают фигуры, которые состоят из трех групп - это военачальники, партизаны и солдаты, что в целом вполне символично.

На бронзовой скульптуре полководец изображен в парадном мундире, сидящем верхом на коне. Как будто Кутузов осматривает поле боя. Скульптурная композиция из 26 фигур представляют собой участников военных действий против французов, среди них - ополченцы, солдаты и офицеры. Интересным моментом является то, что фигуры являются воплощением конкретных исторических лиц. Можно увидеть на этих скульптурах портретное сходство с участниками 1812 года. К примеру, здесь можно узнать черты генералов Ермолова А.П., Багратиона П.И, Раевского Н.Н., Платова М.И, поэта Давыдова Д.В. и, конечно, фигуры партизан. Памятник Кутузову является одним из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.

Немного истории

Полководец Кутузов получил высший боевой орден Георгия первой степени, а также он был поощрен титулом светлейшего князя. К сожалению, в этот момент его здоровье сильно пошатнулось, что привело к его смерти в 1813 году в Силезии. Тело полководца забальзамировали, затем его отправили в Петербург и похоронили в Казанском соборе. Но памятник Кутузову задумали установить только через сто лет после его смерти. При этом сбор пожертвований длился свыше трех лет, только этих средств было мало. Кроме того, как мы уже выше сказали, ряд обстоятельств отложили осуществления этого замысла.

После установки памятника через одиннадцать лет, сам скульптор Томский говорил, что памятник Кутузову посвящен не только величайшему российскому полководцу, также речь идет о пламенном патриотизме российского народа. Интересно, что с давних времен известна традиционная композиция памятника Кутузову на коне. Ведь Михаила Илларионовича сложно представить без всех полководческих регалий. Его облик говорит о старом и грузном человеке, который был изранен в сражениях. Он официально идеализирован, практически в торжественном духе. Хотя все же в натуре этого великого полководца остается мудрость и вера в российский народ, а также спокойное достоинство победителя. также обязателен для посещения.

Многофигурная композиция, которая состоит из 26 фигур, каждая из которых отличается высотой в три метра. Они поражают посетителей разнообразными жестикуляциями, позами, атрибутикой, сюжетными ситуациями и отдельными изображениями одежды. Монумент отличается своей гармоничностью и отлично выглядит со всех сторон. Каждый турист, приезжающий в Москву, обязательно выделяет время, чтобы увидеть этот величественный ансамбль с памятником Кутузову.

Адрес: СПб, ул. Казанская д.2

Как добраться: Выйти из станции метро "Гостинный двор" на канал Грибоедова. Перейти Невский проспект наискосок по направлению к Казанскому собору и выйти к скверу перед храмом. Памятник Кутузову находится с левой стороны сквера, а памятник Барлаю-де-Толли - с правой.

До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.

Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.

Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив - фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая - сжимает шпагу, у ног Кутузова - свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.

Место установки памятников - Казанский собор , не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.

В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.

С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:

Барклай-де-Толли и Кутузов
В 12-ом году морозили французов.
А ныне благородный росс
Поставил их самих без шапок на мороз.

Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.

Барклай-де-Толли говорит:
-У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
-Вот аптека, полегчает.

Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.