Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Притча о воскресении Лазаря в структуре романа «Преступление и наказание

- Где тут про Лазаря? - спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
- Не там смотрите… в четвертом Евангелии… - сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
- Найди и прочти мне, - сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.

Для Достоевского в каждом из нас, как в склепе, тлеет друг Христов . За каменной стеной, заваленный камнем – и все же еще живой, не могущий до конца умереть – ибо друг Христов – это образ самого бессмертного Христа.

На ряде икон, изображающих воскрешение Лазаря, мы видим, что Лазарь и Христос имеют один лик. Христос может воскресить Лазаря, потому что Он одновременно – и внутри склепа, заваленного камнем, – и вовне. Христос воскрешающий взывает к Своему Образу в друге своем, в том, который своим путем и своей волей может только умереть. Но воскреснет, поднятый воззвавшей к нему извне волей Христовой, а изнутри воздвигнутый ответившим этой воле Его образом.

Каменная стена, заваливший проход камень – это наше отдельное Я, повторившее грех праотцев, пожелавшее обособленного бытия. Наше Я, заслонившее нас от внешнего мира крепостной стеной и заключившее образ Божий внутри нас в тюремную камеру, могильный склеп. Наше Я, отделившее нас и от того, что вовне, и от того, что внутри нас.

Адам и Ева, пожелавшие быть сами по себе, как боги, оказываются в позиции , потребовавшего от отца своей части наследства. И Господь такое наследство им дает, «проклиная» – то есть отделяя от Себя в их владение землю, закручивая ее законами сохранения вещества и энергии ради возможности автономного бытия. Так все человечество, все мироздание становятся Лазарем в склепе, ибо отделенное от всего тело, питающееся само собой, – это и есть тело тлеющее, разлагающееся, живущее в длящейся смерти, принимаемой за закон жизни.

«Преступление и наказание» с этой точки зрения – лишь ответ на «Записки из подполья», на страстный вопль «подпольного», раздавшийся там: «Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило» (5, 105-106). «Подпольный» видящий, что эту каменную стену формируют «законы природы», все же не может, по образцу других, смириться с невозможностью преодолеть ее – обрекающую наш мир на отдельность и автономность, обрекающую нас на смерть. В одном из его высказываний каменная стена, опоясывающая мироздание, прямо сожмется до размеров склепа: он будет говорить о том, что «человек природы и правды» легко мирится с каменной стеной – а «человек природы и правды» – «l’homme de la nature et de la vérité» – это надпись на гробнице Руссо, определившего себя похожими словами в своей «Исповеди».

Начало истории Лазаря у Достоевского полагает неожиданное заключение подпольного «на вечную тему» о том, «что даже и в каменной стене как будто чем-то сам виноват» (5, 106). Вспомнивший о том, что каменная стена, отделяющая человека и мироздание от Бога, от жизни вечной есть то, что формируется, поддерживается и обновляется его грехом, вспомнивший о своей ответственности – лишает каменную стену иллюзорной неприступности.

Иллюзорной – потому, что неприступность каменной стены, однажды возведенной для охраны свободы воли пожелавшего отдельности человека, была разрушена пришествием Христовым. Потому мы и читаем в Псалтири: «Богом моим прейду стену» (Пс 17, 29).

Так в стене появляется пролом, проход. Дверь. Сам Христос – дверь, отворенная нам, выход из недр того склепа, которым каждый из нас становится для себя самого; дверь, открывшаяся, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 9-10).

Но уважающий нашу свободную волю Господь не рушит стену, оставляя за нами нерушимое право завалить проход своим грехом, как камнем, вновь заключить себя в обособленное от Бога бытие.

Обособленное от Бога бытие – бытие отрезанного пальца. Какое у отрезанного пальца бытие – кроме тления?

Раскольников, заваливая награбленное камнем, – заваливает себе тем же камнем выход из склепа.

Христос медлит?

Материал по теме


Для меня всегда было загадкой, почему коммунисты оставили в школьной программе Достоевского, да еще выбрали «Преступление и наказание». Ну ладно, Пушкин, у которого христианские мотивы звучат прикровенно. Но вот Достоевский...

И в «Преступлении и наказании», и в 11 главе Евангелия от Иоанна есть один странный эпизод. Он исключен Достоевским из того, что слышит читатель в Сонином чтении – именно потому, что он включен им непосредственно в ход романа, вписан в путь жизни Раскольникова. Извещенный о болезни Лазаря Иисус не идет сразу к нему, но медлит два дня (Ин 11, 6), и только узнав внутри Себя о смерти его, идет к его гробу вместе с учениками.

Раскольников, ужаснувшийся своему замыслу после сна о лошадке, обращается к Господу: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей» (6, 50). И он немедленно чувствует себя успокоенным, исцеленным, освобожденным. А дальше – он делает по пути домой лишний крюк, «небольшой, но очевидный и совершенно ненужный» (6, 50). И именно на этом лишнем пути, в момент промедления на пути домой, он слышит разговор Лизаветы с торговцами, который сокрушает его только что обретенный мир, свободу, самую жизнь: «Он вошел к себе как приговоренный к смерти» (6, 52).

И в том, и в другом случае Христос медлит , Он как бы дает человеку попытаться справиться самому, во всяком случае – не навязывает своей помощи до тех пор, пока невозможность без нее обойтись не становится очевидной. В предыдущей главе (Ин 10, 34) Он напомнит об упреке Бога, обращенном к слышащим слово Божие – и не исполняющим его: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81, 6-7). Но – как бы продолжают слова псалма евангельская глава о смерти Лазаря и «Преступление и наказание» – когда вы умрете и падете. Я приду к заваленному входу в ваш гроб. Приду не для того чтобы умереть с вами (высшее доступное прежде человеку выражение дружбы, о котором напомнит , сказавший ученикам: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16)) – но чтобы вновь вывести вас на свободу, вновь принять в число своих друзей. В какую бы бездну вы не упали – Я схожу к вам для того, чтобы вновь сделать ее небом.

«Мой Бог мне помог»

В истории о воскрешении Лазаря есть еще два странных момента.

Первый – это слезы и возмущение духовное, скорбь Иисуса, подходящего ко гробу. Он знает о смерти заранее, знает заранее и о воскресении – почему же Он плачет? Полагаю, это можно объяснить только одним образом – здесь явлено нам то истинное со-чувствие и со-страдание, когда Один буквально ощущает то, что ощущает – нет, даже не другой, но Он сам за этим завалившим вход камнем. Он сам, Его образ, скорчившийся в гниющей плоти Лазаря, но не покинувший ее, ждущий, чтобы отозваться на зов. Так образ Христов будет мучиться и болеть в Раскольникове-убийце, пока тот не воскреснет на берегу реки, несущей вечные воды и не явит в себе отчетливо Младенца-Христа .

Второй странный момент – это слова Иисуса: «отнимите камень» (Ин 11, 39). Зачем возвращающему жизнь мертвому просить соучастия людей? Не властен ли Тот, Кто властен над жизнью и смертью, убрать любое препятствие? Не подчинится ли камень Тому, пред Кем отступает смерть? Но Иисусу – и Лазарю – нужна поддерживающая вера. Засомневается сестра умершего Марфа: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин 11, 39). Так и мы всегда сомневаемся: может ли воскреснуть тот, кто, по нашему разумению, уничтожил в себе все человеческое; страшный и нераскаянный грешник? Но даже там, где умирает человек – остается страдающий Бог, Который откликнется на Свой же призыв извне.

Весь роман Достоевского о том, что без человека не спасается человек. Что вера человека нужна, чтобы Бог начал действовать. Отваливание камня как бы производится с двух сторон: нужно признание в своем преступлении от преступника – и вера в возможность его преображения и обожения от тех, кому он признается. Камень от гроба героя романа Достоевского отваливают Соня и Порфирий Петрович. Раскольникова спасает верящая в него сквозь страх и отчаяние Соня. Вспомним, между прочим, что другая героиня романа – Дуня – не сможет поверить в Свидригайлова – и он погибнет.

Накануне Своей смерти, преодоление которой выведет все мироздание из того гроба, из того уединения, в которое вверг его однажды человек, Христос выводит из гроба самого человека, не могущего одолеть им самим порожденной каменной стены иначе как с помощью Божией. Недаром и само имя Лазарь означает «мой Бог мне помог».

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., Наука, 1972–1990. Здесь и далее том и страница указываются в тексте в скобках после цитаты.

О том, как это явление происходит в тексте, можно посмотреть, например в книге: Касаткина Т. О творящей природе слова. М.: ИМЛИ РАН. 2004. С. 228-239.

Воскрешение Лазаря
(Роман «Преступление и Наказание»)

19-й век – век расцвета различных теорий и философий. На Западе сформировалась философия эгоцентризма, основу которой сформулировал Макс Штирнер в своей книге «Единственный и его достояние», широко обсуждавшаяся в русском интеллигентном обществе.
«Не ищите свободы, - декларировал Штирнер, - ищите себя самих, станьте эгоистами; путь каждый из вас станет всемогущим «я»…
Я сам решаю, имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права… Я… сам создаю себе цену и сам назначаю её…
Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни… Каков человек, таково и его отношение ко всему. «Как ты глядишь на мир, так и он глядит на тебя…»
Вывод, который я делаю, следующий: не человек мера всему, а «я» - эта мера…»
Именно этот трактат послужил основой теории Раскольникова. Сия теория в целом есть теория своеволия: «Право имею!» - равно как и теория другого персонажа Достоевского – идейного самоубийцы Кириллова. Для Кириллова своеволие, доказательство собственного «человекобожия» заключается в убийстве себя. Для Раскольникова – в убийстве другого человека. Великий человек вправе пролить кровь во имя высших целей! Сколько таких самозваных «наполеонов» даст миру век 20-й… Но зарождалась эта болезнь в 19-м, и симптомы её сразу же уловил Достоевский.
Надо сказать, что Фёдор Михайлович в совершенстве проник в душу своего героя, вжился в его образ. По ночам он ходил по кабинету и вслух проговаривал монологи Раскольникова. Он говорил так страстно, что слуга, остававшийся с ним на ночь на случай припадка эпилепсии, отказался от этой обязанности, заявив, что «барин не в себе и, кажется, кого-то убил, какую-то старуху…»
Обратимся же к личности Родиона Романовича Раскольникова. Молодой человек с амбициями, наделённый от природы подвижным умом, оказывается в чужом городе, где он никому не нужен, сама атмосфера которого давит его, где ростовщик господствует надо всеми. Оказывается в нищете, больно язвящей его гордую душу (уж это-то Достоевский знал по себе), в сознании, что единственные дорогие ему люди, мать и сестра, приносят себя ему в жертву. Что может быть нестерпимее? Часто Родион сидит в своей душной комнатушке, похожей на гроб, и в воспалённом и отчаявшемся сознании его рождается навязчивая идея об особенных людях, которым всё дозволено… Нищий студент примеряет на себя одежды Наполеона: «Вошь ли я, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею?!»
Собственно, нет ничего удивительного в появлении этой идеи. Вспомним ещё раз, какое время наступало тогда в России. Через какие-то пятнадцать лет революционером-народником будет убит Император Александр-Освободитель. Среди народников также было много студентов, страстно рвущихся из пут отведённой им судьбой серой и обыденной жизни. Лучшим средством выпрыгнуть из собственных биографий было преступление. Своеволие. Один выстрел – и ты в истории! Культ разрушения овладевал душами. Дух бунта. Бунта против Бога, против основ мирозданья.
Показательно, что Родион решается на своё страшное дело, можно сказать, из лучших побуждений. Старухиными деньгами он надеется помочь не только себе, сестре, матери, но и другим несчастным. Ведь Раскольников, несмотря ни на что, остаётся чуток к чужой беде. Вспомним, как отдал он последние деньги жене Мармеладова, вовсе посторонней ему. Но оправдывает ли цель средства?.. Душа Родиона расколота надвое: с одной стороны это человек, страдающий и сострадающий, щедрый и желающий блага, а, с другой, в его истерзанном сердце поселился уже кто-то новый, кто-то, кто начинает руководить им и диктовать безумные идеи.
Расплата за содеянное наступает почти сразу. Душа Раскольникова не может вынести груза совершённого злодеяния, груза этой страшной тайны. Он сторонится родных, он не может вынести их присутствия, точно они обличают его. Ему нужно излить кому-то душу, и для этого он избирает Сонечку Мармеладову, оттого, что она тоже преступила, значит, способна простить и понять… Сам же Раскольников сознаётся, что «слёз её просить» пришёл. И Сонечка… жалеет его. И жалость эта, любовь её смогли дать толчок к воскрешению погибшей души Раскольникова, подобно тому, как был воскрешён из гроба Лазарь… Видимо, нужно было метущейся раскольниковской душе прежде умереть, чтобы воскреснуть затем в подлинной чистоте своей!
Весь роман «Преступление и наказание» построен на принципе двойников. Большинство персонажей, в той или иной степени, являются двойниками Раскольникова, через которых раскрывается более зримо он сам, а потому обратимся к ним.
«Надобно, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» - говорит Мармеладов Раскольникову. Непременно так! Человеку нужно место, куда б не только мог прийти он, но где бы его выслушали со вниманием, осудили, быть может, но и пожалели бы, простили бы… Человек ведь не зверь дикий и в одиночку существовать не может.
Мармеладов – человек опустившийся и пропащий, сам себя презирающий. Но ведь и есть же в нём ещё остаток совести! Ведь и сам же он страдает! Но и, осудив себя бесповоротно, душа его жаждет прощения, ищет его, стучится в каждую дверь, заглядывает в безучастные лица людей и вопиет к ним: «Се человек! Я брат твой! Я подлец и ничтожество, но я человек!»
Может быть, нет на свете ничего тяжелее, чем сознание того, что идти некуда, не к кому, что никому не нужен ты, никому от тебя пользы нет, а только вред, никто не ждёт тебя и всякому ты лишь в тягость. Невыносимо таковое себя сознание! И равнодушие убивает…
Покарай да и пожалей за тем! Мармеладову не столь страшны побои и ругань жены, сколь молчание её да смиренный образ Сонечки. Сознание неискупленной вины страшно. И эта боль требует быть высказанной. И Мармеладов раскрывает душу Раскольникову. Почему бы именно ему? Или душу родственную почувствовал? Ведь пройдёт немного времени, и нищий этот студент совершит преступление не менее страшное (мысленно он уже свершил его). И тогда сознание себя изгоем, неудержимое желание вернуться к людям станет толкать его идти куда-то, к кому-то, чтобы выговориться… И пойдёт он к дочери Мармеладова всё с тем же неосознанным желанием: осуди да и пожалей затем!
Мармеладов один из двойников Раскольникова. Только ему, в отличие от Родиона, так и недостанет сил встать на путь искупления…
Другим двойником является Свидригайлов. Здесь тоже преступление и мука отчуждения, подсознательное понимание себя, как существа, выпавшего из общества, из очерченного круга, мука неприкаянности и бесприютности, невозможности высказаться. Эту муку лучше всего сформулировала Соня, обращаясь к Раскольникову: «Ну как же, как же без человека-то прожить! (…) Замучаешься!» Свидригайлов, приехав в Петербург, делает слабые попытки объясниться с Дуней, но у него не выходит и этого. Свидригайлов – крайняя, последняя стадия распада личности, гибели души. Оттого он, единственный, совершает грех самый страшный – самоубийство. Примечательно, что прежде чем застрелиться, Свидригайлов произносит: «Скажите, что в Америку уехал…» Для Фёдора Михайловича таковой отъезд был синонимом самоубийства духовного.
Любопытно, что в 19-м веке актёры обращались за помощью к двум святым – Родиону и Парфирию. И это очень важно для понимания спора Раскольникова с Парфирием Петровичем. Тут не конфликт двух противоположных мировоззрений. Тут – игра. Поединок двух таланливейших актёров, не по профессии, но по сути, двух тонких психологов, хорошо чувствующих друг друга. В этом актёрстве их духовное родство. И Парфирию Петровичу оно, пожалуй, даже более свойственно, нежели взвинченному и болезненному Раскольникову. Он исполняет свою роль, не волнуясь, играя со своим противником, как кот с мышью, зная точно: он от него психологически сбежать не может. Таким образом спор этих двух персонажей есть своеобразный спектакль, когда как подлинный конфликт, конфликт идейный разворачивается между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Фактически, она – единственный оппонент его во всём романе, единственная противоположность.
Сонечка - другая грань преступления. Она тоже преступила, но мотивы её обратны. Если преступления всех прочих вызваны гордынею, слабостью, эгоизмом, то её падение происходят по причинам противоположным: смирения, силы духа и жертвенности. Соня в своём преступлении не разрушается, но возвышается. Она, подобно отцу своему, всецело сознаёт грех свой и презирает себя. Но она сильна, ибо душа её сохранилась в чистоте. Все скорби Соня переносит смиренно, не теряя веры в Бога («Бог не попустит!»), в его справедливость. А ведь и ей приходила мысль покончить всё разом! Остановило сознание долга перед больной мачехой и её детками. «С ними-то что будет?» Не для себя живёт Соня, но для других, забывает себя ради них и приносит себя им в жертву. Не тут ли подлинное величие души? Здесь не теория лукавого разума, но одно лишь живое сострадание чистого сердца.
Соня – антипод Раскольникова. Она – его воплотившаяся совесть, и оттого так интересен разговор их, судьбоносный для обоих: спор мёртвой идеи и живой души.
Раскольников чувствует всю высоту Сонечки и неслучайно говорит ей, что сестре своей честь оказал, посадив её рядом с Мармеладовой, неслучайно становится перед ней на колени и целует ей ногу, хотя и говорит:
- Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.
Но и Сонечку пытается обратить Раскольников в свою веру:
- …Надо же, наконец, рассудить серьезно и прямо, а не по-детски плакать и кричать, что бог не допустит! Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети - образ Христов: "Сих есть царствие божие". Он велел их чтить и любить, они будущее человечество… (…)
Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!
(…)
- Представьте себе, Соня, что вы знали бы все намерения Лужина заранее, знали бы (то есть наверно), что через них погибла бы совсем Катерина Ивановна, да и дети; вы тоже, впридачу (так как вы себя ни за что считаете, так впридачу). Полечка также... потому ей та же дорога. Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?
Но Соня не поддаётся на эту человеческую «правду», человеческим умом вымышленную справедливость:
- Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? Я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?
И Раскольников сдаётся и рассказывает Соне о своём страшном злодеянии. И что же? Сонечка бросается к нему, обнимает его и… жалеет его:
- Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
- Так не оставишь меня, Соня? – с надеждой спрашивает Раскольников.
- Нет, нет; никогда и нигде! За тобой пойду, всюду пойду! О господи!.. Ох, я несчастная!.. И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О господи!
- Вот и пришел.
- Теперь-то! О, что теперь делать!.. Вместе, вместе в каторгу с тобой вместе пойду!
Но тут в Раскольникове снова просыпается бунтарь. Он не желает идти на каторгу, он не чувствует себя виновным. Он вновь пытается разъяснить Соне свою теорию:
- Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту! Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!
И Соня мгновенно понимает истинную причину не только раскольниковской теории, но всех других, ей сродных:
- От бога вы отошли, и бог вас поразил, дьяволу предал!.. Экое страдание! – и наставляет отступника на путь спасения: - Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.
«Встань и иди!» - вот, фактически, напутствие Сони, им, и своим состраданием и прощением спасает она гибнущую душу Раскольникова.

И ещё немаловажная часть романа «Преступление и Наказание» - сны Раскольникова. Вспомним один из них, к ужасу нашему, всё более и более становящийся повседневной реальностью нашей жизни:
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, - но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса…»

«…из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку. «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такой шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, - всех довезу, садись!» (…)
- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобылёнку в таку телегу запряг!
(…)
- Садись, всех довезу! – опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берёт вожжи и становится на передке во весь рост. – Гнедой даве с Матвеем ушёл, - кричит он с телеги, - а кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест! Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.
(…)
- Она вскачь-то уж десять лет поди не прыгала.
- Запрыгает!
- Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, заготовляй!
- И то! Секи её!
Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и ещё можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах с бисером, на ногах коты, щёлкает орешке и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака ледащая кобылёнка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся на неё, как горох. (…)
- Садись! Все садись! – кричит Миколка, - всех повезёт. Засеку! – И хлещет, хлещёт, и уже не знает, чем бить от остервенения».
Каждый раз, перечитывая этот эпизод из романа «Преступление и наказание» внутренне содрогаешься. И на месте этой лошадёнки вдруг явственно видна вся Россия. А мужики в красных и синих рубашках – ни есть ли это вся та озверевшая от вседозволенности шваль, завладевшая всем без исключения? Величайшим пророком был Фёдор Михайлович! Предсказал всё в точности. Пришёл пьяный, красномордый мужик, запряг лошадёнку в несдвигаемую телегу, посадил в неё приспешников своих и взревел:
- Моё добро! Засеку! Всех повезёт!
А жирующая, осатаневшая толпа в телеге гогочет, подзуживает его:
- Топором её, чего! Покончить с ней разом!
И хлещут кнутами, и шумят, и злятся, что всё никак не упадёт она…
- Моё добро! Что хочу, то и делаю!
- По морде её! По глазам секи, по глазам! – беснуются.
И шатается кобылёнка под градом ударов, а на неё уж оглоблю тащат… И подогнулись уже ноги, но стоит ещё, упрямо, не падает…
- Живуча! – злобствуют.
Да, живуча… Сначала тех, что в красных рубашках тащила из последних сил, а теперь, вот, и синие подоспели… Кто из них страшнее, ещё вопрос… Наверно, одинаково страшны и те и другие. Из одного теста леплены, одному господину служат!
- Сейчас беспременно падёт, братцы, тут ей и конец! – орут.
Кровью обливается лошадёнка, а народ кругом безмолвствует, лишь головами покачивает.
- Креста на тебе нет!
Выдюжит ли наша кобылёнка, или добьют её, как «раскольниковском сне»? «Он стоит, как будто жалея, что уж некого больше бить». Будут ли пророческими и эти строки великого писателя и провидца? Остаётся только надеяться, что нет… Ведь пока, что трепыхается савраска из последних сил…
- Папочка, папочка, что они делают?!

Примечание: Любопытно что на то время, когда был написан роман «Преступление и наказание» пришлось громкое дело студента Данилова, убившего ростовщика. Этот деятель, в отличие от Раскольникова, угрызений совести не испытывал. Роман был завершён лишь немного раньше реального преступление и в какой-то степени предугадал его.

Материал состоит из урока для 10 класса и презентации (13 слайдов).

В ходе урока анализируется эпизод "Первый визит Раскольникова к Соне", на уроке звучит притча о воскрешении Лазаря, объясняется явление юродства на Руси (на примере образа Ксении Петербургской). Рефреном проходит цитата из первого послания к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует...всё переносит..." С этой позиции трактуются образы Лизаветы и Сони. Религия в «Преступлении и наказании» является способом разрешения нравственных проблем, христианское смирение Сонечки Мармеладовой разрушает индивидуализм (эгоизм) Родиона Раскольникова и направляет его на путь искупительного страдания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь долготерпит, милосердствует…всё переносит… Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла (гл.13)

Соня Мармеладова «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое…» (Библия)

Исцеление расслабленного в Капернауме «А Раскольников пошёл прямо к дому на канаве, где жила Соня…где живёт Капернаумов портной». «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его»…Он исцелил всех больных…Он взял на себя немощи наши и понёс болезни». (Мф.,8) милосердное исцеление прощение грехов попрание гордыни

«Любовь долготерпит, милосердствует… всё переносит…»

«Наконец подошёл к ней; глаза его сверкали. Он взял её обеими руками за плечи и прямо посмотрел в её плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу. Что вы, что вы? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало ей сердце. Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

«Он понял, до какой чудовищной боли истерзала её…мысль о бесчестном и позорном её положении. Что же поддерживало её? Настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел… - Что же бы я без Бога-то была? - А тебе Бог что за это делает? - Молчите, не спрашивайте! Вы не стоите! – вскрикнула она. «Юродивая, юродивая!» - твердил он про себя.

Ксения Петербургская, святая блаженная, Христа ради юродивая Юро́дство (от слав. «оуродъ», «юродъ» - безумный) - намеренное старание казаться глупым, безумным. Юродивые Христа ради (блаженные) - подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения; «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.» (1 Кор., 1, 21).

«…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»

Сцена из Евангелия «Воскрешение Лазаря» «Был же болен некто Лазарь из Вифании…И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Тогда Марфа сказала Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой. Я есмь воскресение и жизнь…». Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: «Смотри, как он любил его». Иисус проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Марфа говорит ему: «Господи! Уже смердит: ибо четыре дня, как он во гробе». Иисус возвёл очи к небу и сказал: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал меня». И возвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон.». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…Тогда многие из иудеев, видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него.

Число 4 – притча о воскрешении Лазаря Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги представлялся мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь», - писал Достоевский младшему брату Михаилу.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…прибывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.» Первое послание к коринфянам Св.Ап. Павла, гл. 13

Предварительный просмотр:

Тема урока: «…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (по роману «Преступление и наказание»,

Соня и Раскольников.)

Эпиграф: «Любовь долготерпит, милосердствует…всё терпит…»

Первое послание к Коринфянам.

Цели урока:

Дальнейшее развитие навыка работы с текстом;

Учить анализировать эпизод и делать выводы;

Ход урока

1) Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Солнце жизни моей, Федор Достоевский» - писала после смерти мужа Анна Григорьевна Сниткина. Их брак можно назвать по-настоящему счастливым, прожили вместе 15 лет, горячо инежно любили друг друга до последнего дня. А.Г. много помогала Достоевскому: научилась вести все финансовые и издательские дела, окружила его любовью и заботой, стала для него настоящим ангелом-хранителем.

А будет ли у Раскольникова ангел-хранитель?

Что значит имя Соня?

Каков смысл фамилии «Мармеладова»?

Особое место в романах Достоевского принадлежит кротким женщинам. София – мудрость (греч.). У Достоевского мудрость Софии – «смиренномудрие» (сознание своего несовершенства, понимание того, что всё, что тебе дано, дал Господь), кротость.

«Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать».

Мармеладова – это семья-фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного эксплуататорского общества, и, «как сладок» этот мир, рисуется горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским.

2) Работа с текстом, беседа.

Каковы детали портрета Сони, раскрывающие её натуру, характер? (кроткие голубые глаза и голосок, «безответная она», худенькая, «личико бледненькое»).

Какова судьба Сони?

Во имя чего переступила Соня?

Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов).

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2)

У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит”.)

Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и верует в Бога, через эту любовь и веру поднимается до любви к Богу. «Ибо Бог есть любовь».)

3) Анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» (часть 4, гл. 4).

Что понял Раскольников о Соне? (она совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, отцу, детям, Катерине Ивановне, переступив через одну из заповедей – «не прелюбодействуй».). «Любовь всё переносит…»

Почему Раскольников не желает видеть своих родных и в то же время идет к Соне? (Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно её выбрал.).

В чьём доме живет Соня? («дом был трёхэтажный, старый и зеленого цвета». Зелёный цвет – цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. (Соня в Сибири на каторге с Раскольниковым в зеленом платке). Это дом, где живёт Капернаумов портной. Это имя не однажды встречается в романе. Оно символично.

Слайд «Капернаум»

Имя Капернаум встречается во всех четырех Евангелиях. Оно выступает в связи с такими фактами: милосердное исцеление;

Прощение грехов;

Осеяние светом истины Божией;

Попрание гордыни.

Соня говорит Раскольникову: «Хозяева очень хорошие, очень ласковые…И они очень добрые». «Любовь милосердствует». За исцелением души пришёл Раскольников к Соне.

Для чего же, по мнению Раскольникова, он идёт к Соне? (за поддержкой, оправданием). Соне не дано осуждать преступника, т.к. она себя считает «великой грешницей». Именно поэтому он оказался ей открыт. Не осуждать – это единственный способ понять человека.

Какою предстала перед Раскольниковым Соня? (работа с текстом). («видно было, что в ней ужасно много затронули, когда Раскольников в разговоре коснулся до Катерины Ивановны, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытимое сострадание…выразилось во всех чертах лица её».

Какое сердце умеет сострадать? (только любящее сердце умеет так сострадать. Любовь милосердствует.)

Бесконечное одиночество Раскольникова может быть побеждено, поглощено только таким бесконечным, «ненасытимым страданием».

Но разве с такой жалостью можно жить? Как Соня может так жить?

Раскольников начинает испытывать, что такое жалость Сони, задавать мучительные вопросы про Полечку. (ведь с ней тоже самое будет).

Как же Соня отвечает? (Бог не допустит! Её Бог защитит.)

Слайд «Раскольников поклонился Соне»

«Наконец подошёл к ней; глаза его сверкали. Он взял её обеими руками за плечи и прямо посмотрел в её плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали…Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу.

Что вы, что вы? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало ей сердце.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Как вы думаете, что в этом поклоне Раскольникова? (он отрёкся от своей «теории», не успев об этом и подумать.)

До встречи с Соней он ещё мог думать, что в себе он ошибся, а в «теории» был прав (себя не в тот «разряд» отнёс, но надо, чтоб сами «разряды» были). Теперь же он преклонился перед «всем страданиям человеческим», безразличием «человеческих существ и разрядов». Это самое начало, подступы к воскрешению, не осознанные Раскольниковым.

Перед чем кланяется человек? (кланяется перед святыней, Раскольников в бога не уверовал, но святость человеческого страдания ощутил. Целый переворот в душе, когда чужое, не своё, стало вдруг выше своего настолько, что можно перед ним преклониться.)

Мысль о спасительной силе сострадания и любви кроткая Соня очень твердо ставит перед Раскольниковым и, когда все персонажи уйдут из романа в эпилоге, Соня одна останется с преступником. «Любовь долготерпит…».

Что же помогает Соне не пасть, сострадать? Возлюбить ближнего своего? (Вера в Бога).

Соня осуждена осознать свой позор, она держится покаянного чувства, не допускает осуждения кого бы то ни было. Сострадание, любовь для Сони – вся её жизнь. «вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». Раскольников это увидел и понял. Но Соне не поверил, допустить он этого не может («он был уже скептик, он был молод, отвлечён и, стало быть, жесток»).

Почему он отказывается поверить? (она живёт в самой грязи «мира сего», но чувствует как «не от мира сего»: она сострадает, жалеет, любит. Настоящий разврат ни одною каплей не проник в её сердце.)

Раскольников, глядя на Соню, спрашивает упорно: «Как можно ей так жить? Разве так можно, как она?». Найдите в тексте размышления Раскольникова о безумии Сони.

Слайд «Юродивая»

«Он понял, до какой чудовищной боли истерзала её…мысль о бесчестном и позорном её положении. Что же поддерживало её? Настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел…

Что же бы я без Бога-то была?

А тебе Бог что за это делает?

Молчите, не спрашивайте! Вы не стоите! – вскрикнула она.

«Юродивая, юродивая!» - твердил он про себя.

Словарная работа.

Что значит «юродивая»? (безумная Христа ради).

Слайд «св. бл. Ксения Петербугская».

Почему Раскольников называет Соню «юродивой»? (её вера в Бога представляется ему безумием – с мнимой высоты закосневшего в гордыне разума).

Известны ли вам в истории христианства примеры юродства?

Святая блаженная Ксения Петербургская известна великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любовью к ближним.

Слайд «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

И Раскольников видит в Соне спасение своё. Ещё на один шаг ближе стал Раскольников к Соне. Он вдруг признал, что Бог для Сони всё делает. «Так как он на меня уповал (надеялся, верил), то я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя моё»

Раскольников берёт книгу с комода – Новый завет, или Евангелие (что значит «радостная, благая весть»).

Откуда у Сони эта книга? (от Лизаветы остался у Сони самый значительный след – «вечная книга». Убитая Лизавета – терпеливица, безгласно и беззащитно принявшая смерть. Лизавета и Соня – «обе юродивые». «…тут и сам станешь юродивым! заразительно!

Справка: «Лизавета была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, 35 лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей Алены Ивановны, работавшая на неё день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая побои». «Она бога узрит» - сказала о ней Соня Раскольникову».

4) Реализация домашнего задания.

Сцена чтения евангельского сюжета о воскрешении четырёхдневного Лазаря.

Когда человеческих слов не достаёт, чтобы пробиться к сердцу, звучит слово Божие, слово о любви Бога к человеку. Раскольников просит Соню прочитать эту сцену.

Слайд «Воскрешение Лазаря»

Сразу же Соня согласилась читать? Почему не решалась? (ей было тяжело выдавать и обличать всё своё. Он понял, что «чувства эти действительно составляли настоящую и уже давнишнюю тайну её…она и боялась чего-то ужасно, но ей мучительно хотелось прочесть…и именно ему и непременно теперь …»).

Чтение сцены.

Подумайте, какую смысловую нагрузку несет число «4». Привести примеры из текста, в которых есть число «4».

Слайд «Число «4»

Число «4» - число мирового порядка, оно имеет основополагающее значение (есть 4 времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света). Чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, т.е. через 4 дня после его нравственной, душевной смерти. («есть три вида смерти: телесная, душевная, вечная). Раскольников терпит душевную смерть, т.е. «разлучение благодати Божией от души…».

Прозвучало Божественное слово о величайшем чуде – воскрешении Лазаря после телесной смерти, 4 дня пребывавшего во гробе. Бог из-за любви к Лазарю, к человеку воскресил его. Лазарь не может воскреснуть сам, «человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф.19,26)

Историческая справка. Предание говорит, что Лазарь по воскресении своём оставался в живых ещё 30 лет. Был епископом на острове Кипр, где много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В 9 веке святые мощи праведного Лазаря были найдены в городе Китии, где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов».

Слово Божие шло из любящего, сострадающего сердца. Оно было обращено к другому человеку, который много чувствовал, перестрадал, стоял на грани, чтобы уверовать. Ведь «любовь милосердствует, долготерпит, всего надеется». Вот и Соня надеется, что Раскольников уверует. «Где двое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - говорит Христос.

Открылось ли сердце Раскольникова? (не открылось, как «мечталось Соне. Не уверовал он. «Я о деле пришёл говорить…Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!»).

Что же понимает Соня, слыша такие его слова? (он ужасно, бесконечно несчастен). «Остается свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» - говорит Раскольников.

5) Заключение .

Чтение Раскольникову сцены из Евангелия о воскрешении Лазаря далеко не случайно.

Будет ли воскрешение Раскольникова? Уверует ли он, как мечтается сострадательному, любящему сердцу Сони?

Слайд «Богородица»

Слайд «Соня и Раскольников».

Об этом нам предстоит ещё узнать в продолжении романа. А пока чтение Евангелия вызывает у Раскольникова взрыв гордыни. Он как будто вмёрз в свой грех, в свою гордыню, в своё преступление, в своё четверодневное небытие – и не может отмерзнуть. Но «любовь долготерпит, милосердствует, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».

Любовь Христа воскрешает Лазаря, а воскресит ли тепло сострадательной любви Сони Мармеладовой потерянную душу Раскольникова?

Домашнее задание.

Анализ сцен «Второй и третий визиты Раскольникова к Соне» (5 часть, 4 глава, 6 часть, 8 глава).