Стоя аттала афинский акрополь. Стоя аттала. Музей античной агоры

Стоя Аттала в Афинах (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Задолго до нашей эры на землях Афинской агоры по велению пергамского царя Аттала была возведена прекрасная стоя. В Древней Греции здания подобного рода использовались в качестве коммерческих и общественных центров. Конструкция представляла собой нечто вроде крытого павильона, фасадная стена которого состояла из ряда колонн. При этом остальные стены оставались глухими. Стоя Аттала насчитывала два этажа и несколько десятков портиков - своеобразных арок, внутри которых размещались торговые витрины. В оригинальном виде здание просуществовало несколько веков, пока Афины не пали от варварской атаки герулов.

Имя царя Аттала Филадельфийского носит не только знаменитая афинская стоя, но и всем известный город Анталия (по старинке - Атталия).

В настоящее время мы можем видеть лишь макет стои Аттала, имитирующий древнее сооружение с максимальной точностью. Прекрасно сохранившиеся руины дали возможность ученым восстановить здание практически без погрешностей. В современной конструкции присутствует оригинальный фундамент и остатки античных колонн. Специально для реставрации стои Аттала в Пирее был открыт карьер для добычи каменной породы, схожей с оригиналом. Над восстановлением трудились почти две сотни человек, и в конце концов в 1956 г. античный памятник вновь воссиял в первозданной красе.

По окончании проекта стало очевидно, почему стои были так распространены в античной Элладе. Их конструкция идеально подходила для массовых скоплений людей. Помещения такого рода прекрасно защищали от ветра, дождя или солнца, но внутри, даже при столпотворении, никогда не ощущалось недостатка света или свежего воздуха.

Разумеется, здание восстанавливалось неспроста, а с вполне конкретной целью размещения в нем экспозиции по истории древнейшей демократии. В стое Аттала работает археологический музей Афинской агоры с богатейшей коллекцией древних артефактов. В собрании имеются античные скульптуры, портреты и украшения, предметы древнего обихода, монеты, керамические изделия, глиняные лампы и масса других объектов, найденных в процессе раскопок агоры. На втором этаже можно посмотреть макеты-миниатюры Древней агоры, в частности, храмового комплекса Акрополя и холма Пникс.

Стоа гораздо больше и величественнее других ранних зданий в Афинах . Размеры стои составляют 115х20 метров. Строительным материалом послужили пентелийский мрамор и известняк .

В памятнике использовано несколько архитектурных ордеров . Внешняя колоннада цоколя стои выполнена в дорическом ордере , а внутренняя - в ионическом . Первый ярус включает ионический ордер и пергамский интерьер. Каждый из двух ярусов имеет по два прохода. А вдоль западной стены располагается 21 комната. В каждой из них есть дверной и оконные проёмы. С каждого фронтона стои можно подняться на верхний ярус по лестнице.

История

Стоа была воздвигнута в качестве дара Афинам от пергамского царя Аттала II, который здесь когда-то учился.

В 267 году стоа была разрушена племенем герулов . Её развалины надолго стали частью оборонительных укреплений города.

Следы существования стои Аттала были обнаружены в ходе раскопок, которые проводились Греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами.

В 1950 году стоа была воссоздана Американской школой классических исследований в Афинах (англ.) русск. при поддержке Рокфеллеров в качестве Музея античной агоры.

Музей античной агоры

Большая часть экспозиций посвящена афинской демократии . Собрание музея включает в себя предметы из глины , бронзы , стекла , изваяния, монеты и надписи, относящиеся к периоду с VII по V век до н. э. , а также керамику эпох Византийской и Османской империй .

Напишите отзыв о статье "Стоя Аттала"

Литература

  • Coulton J. J. The architectural development of the Greek stoa. - Oxford: Oxford University Press , 1976.
  • Thompson, Homer A.; Frantz, Alison. . - Athens: ASCSA (англ.) русск. , 1992. - 30 p.
  • Lauter H. Die Architektur des Hellenismus. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1986. - P. 113‑132. - ISBN 3-534-09401-8.
  • Wharton, Annabel Jane. . - Chicago: University of Chicago Press , 2001. - P. 58.

Координаты :

Отрывок, характеризующий Стоя Аттала

На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!

Восстановленная в середине прошлого века Стоя Аттала, ограничивающая с востока античную – крупнейшее здание Афин. Считается прообразом современных торговых центров как по устройству, так и по организации процесса. Вмещает Музей античной Агоры с собраниями скульптуры, керамики и других предметов быта, монет и украшений. Стоя Аттала в оригинальном варианте была построена за 150 лет до нашей эры на средства правителя Пергамского царства и подарена Афинам в память о его обучении в одной из философских школ.

Высотный снимок, выполненный беспилотным аппаратом, позволяет сравнить размеры описываемого сооружения с городскими домами и другими строениями. Стоя Аттала не только превосходит по протяженности храмы Акрополя, но сравнима и с размерами самого холма. Здание расположено в направлении с севера на юг, далее в южном направлении виден Акрополь. Это уже второй подобный подарок владык Пергама, предыдущая Стоя Эвмена скрыта за холмом, она протянулась между двумя театрами на южном склоне холма Акрополя.

Пергамское царство возникло на западной части территории нынешней Турции в 283 году до нашей эры, при распаде империи Александра Македонского. Аттал II Филадельф правил Пергамом в период ослабления государства, однако продолжал курс предшественников на покровительство искусствам и наукам. Его наследник и тезка, будучи бездетным и предвидя римскую гегемонию, отписал царство могущественной империи в собственном завещании. Стоя Аттала была обнаружена археологами в середине XIX века, а спустя столетие восстановлена практически в прежнем виде на средства Рокфеллеров.

Северный торец восстановленного здания поставлен на сохранившиеся фрагменты стен первоначального строения. Выступающий наружу фасад скрывает внутреннюю лестницу на второй этаж, такие переходы Стоя Аттала имеет с обеих оконечностей. Древние камни стали ареной деятельности любителей граффити, они же разрисовали вагоны городской железной дороги.

На переднем плане видны развалины более поздней Агоры – римской, сохраняемые в неприкосновенности наравне с руинами греческой торговой площади. Их тоже можно рассмотреть среди растительности, позади вагончиков.

Стоя Аттала на схеме и в натуре

Взаимное расположение различных древних объектов рассматриваемого района Афин изображено на прилагаемой схеме, где Стоя Аттала выделена ярким тоном. Для ориентировки на рисунках приведена шкала компаса с жирной северной стрелкой. В правом верхнем углу информационного планшета размещена схема помещений, проходов и колоннад здания со шкалой масштаба, позволяющей определить истинные размеры сооружения. Посетителям, знающим английский либо греческий языки, доступен пространный пояснительный текст, но основные моменты вполне понятны из чертежей.

Конструктивно Стоя Аттала является крытой двухэтажной колоннадой с запада и сплошной стеной с востока, открытая часть обращена к Агоре. Хорошая, ясная погода облегчает туристам проверку правильности ориентации по сторонам света, но затеняет детали сооружения. Среди зеленеющих деревьев и стриженных кустов стоят и лежат фрагменты колонн.

Помимо выполнения функций торгового центра, Стоя Аттала была местом прогулок и отдыха на скамейках, деловых и личных встреч. Отсюда горожане наблюдали за праздничными шествиями и другими мероприятиями.

Широким проходом и ограждающей стеной Стоя Аттала отделена от рыночной площади, развалины сооружений которой скрыты густыми древесными кронами.

Посетители находящегося в здании музея могут прогуляться в тени, отбрасываемой высоким строением на протяжении жаркого светового дня. Вдоль каменной стены ограждения выставлены громоздкие экспонаты большого веса, в основном детали декора. Здесь части колонн – основания и капители, постаменты памятников и подставки статуй. Красота резьбы по камню привлекает многих туристов.

Сама колоннада с прохода доступна для осмотра наилучшим образом. Колонны нижнего яруса принадлежат к дорическому ордеру – не имеют оснований внизу, наверху заканчиваются простейшими капителями. По римской традиции желобки – каннелюры выполнены не на всю высоту стволов колонн, чтобы не повредить их при перемещении товаров в здание. Меньшей высоты колонны верхнего яруса относятся к ионическому ордеру, судя по капителям с завитками (волютами). Опорный пояс, на котором покоится Стоя Аттала, используется туристами для отдыха.

Музей древней Агоры

Как и на схематичном изображении, на фотоснимках видны некоторые из 21 дверей помещений Стоя Аттала каждого этажа. В древнем варианте за каждой дверью располагалось отдельное помещение, используемое как торговая лавка. Городская казна древних Афин получала доход от сдачи в аренду своих торговых площадей предприимчивым купцам. Один из проемов в наши дни занят билетной кассой, пополняющей казну греческой столицы платой современных туристов за посещение Стоя Аттала с музеем Агоры. Вдоль стен и между колонн первого этажа размещены наиболее древние из найденных при раскопках скульптур.

Стоя Аттала после восстановления изолированных помещений уже не содержала, они были объединены в один длинный зал. В нем расположены выставочные витрины музейной экспозиции находок археологов, обнаруженных при раскопках.

Среди многочисленных экспонатов – изделия из глины и терракоты, стекла и камня, металла и керамики. Это вазы и сосуды других форм и назначения, разнообразные скульптуры – от бюстов и одиночных фигур до групповых изображений. Есть собрания украшений, в том числе драгоценных, нумизматическая коллекция, предметы повседневного обихода.

Особенно представительна коллекция керамических изделий, собранная при проведении археологических исследований территории античной Агоры. Здесь встречаются изделия из разных регионов Греции и сопредельных государств, попавшие в Афины в ходе оживленных торговых операций.

Сосуды часто восстанавливались из отдельных фрагментов ввиду исходной хрупкости материала. Греческие кувшины, вазы и блюда легко опознать по традиционному облику – коричневому рисунку на черном фоне, часто украшены и характерным орнаментом.

Экспозиция ювелирных изделий и монет несколько скромнее, наиболее ценные вещи по понятным причинам содержатся в более серьезных и надежных хранилищах. Однако и представленные украшения дают представление об уровне мастерства при обработке металлов, в том числе драгоценных.

Древние ювелиры владели не только простейшей ковкой, но и другими способами обработки. На экспонируемых изделиях просматривается использование чеканки и гравировки, штамповки и литейного процесса. Не все кольца и браслеты сохранили правильную форму, но это и невозможно в условиях утраты и длительного пребывания в тяжелых условиях.

Работа археологов не ограничивается поиском древних артефактов и их аккуратным извлечением из грунта. Проводятся исследования, направленные на установление времени производства того или иного изделия. Датировка осуществляется на основе сравнительного анализа примененных материалов, красок и типа рисунка, применяются современные методы анализа состава и времени происхождения сырья.

Одно из древнейших имеющихся в экспозиции изделий – полая статуэтка обнаженного юноши, используемая древней модницей как емкость для косметических масел. Определена примерная дата ее производства, это произошло в 540-м году до нашей эры.

На втором этаже Стоя Аттала содержит в основном скульптурные изображения римского периода греческой истории. Преобладают в экспозиции бюсты мужчин и женщин – изображения головы человека и верхней части туловища. Но последнее – не догма, часто ограничиваются шеей либо ключицами.

В осматриваемой экспозиции отдельная витрина выделена под полноценную жанровую скульптуру. Статуя хохочущего лесного духа – сатира, держащего за рога барана, выполнена из мрамора за 150 до нашей эры, уже в период подчинения греческих полисов могущественным римлянам.

Скульптуры римского периода размещены также в атриуме второго этажа Стоя Аттала – вдоль стены и возле колонн внутреннего ряда. Эти колонны – ионического ордера, тогда как во внешнем ряду установлены, как и на первом этаже, дорические. В дальнем торце протяженного атриума виднеется арочный выход на лестницу, по которой посетители спускаются к выходу из здания.

Находясь внутри Стоя Аттала, туристы по достоинству оценивают продуманное устройство древнего торгового и общественного центра. Конструкция обеспечивает защиту от осадков, а в жару здесь прекрасное проветривание без всяких кондиционеров.

Стоя Аттала была разрушена временно захватившими Афины германскими варварами (герулами) в 267 году нашей эры. Воссоздание грандиозного здания на старых фундаментах, в прежних размерах потребовало значительных затрат, но они оправданны. Миру сохранен облик центрального строения древних Афин, а в музее – материальные свидетельства жизни первого демократического общества.

Размеры стои составляют 115х20 метров. Строительным материалом послужили пентелийский мрамор и известняк .

В памятнике использовано несколько архитектурных ордеров . Внешняя колоннада цоколя стои выполнена в дорическом ордере , а внутренняя - в ионическом . Первый ярус включает ионический ордер и пергамский интерьер. Каждый из двух ярусов имеет по два прохода. А вдоль западной стены располагается 21 комната. В каждой из них есть дверной и оконные проёмы. С каждого фронтона стои можно подняться на верхний ярус по лестнице.

История

Стоа была воздвигнута в качестве дара Афинам от пергамского царя Аттала II, который здесь когда-то учился.

В 267 году стоа была разрушена племенем герулов . Её развалины надолго стали частью оборонительных укреплений города.

Следы существования стои Аттала были обнаружены в ходе раскопок, которые проводились Греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами.

В 1950 году стоа была воссоздана Американской школой классических исследований в Афинах (англ.) русск. при поддержке Рокфеллеров в качестве Музея античной агоры.

Музей античной агоры

Большая часть экспозиций посвящена афинской демократии . Собрание музея включает в себя предметы из глины , бронзы , стекла , изваяния, монеты и надписи, относящиеся к периоду с VII по V век до н. э. , а также керамику эпох Византийской и Османской империй .

Напишите отзыв о статье "Стоя Аттала"

Литература

  • Coulton J. J. The architectural development of the Greek stoa. - Oxford: Oxford University Press , 1976.
  • Thompson, Homer A.; Frantz, Alison. . - Athens: ASCSA (англ.) русск. , 1992. - 30 p.
  • Lauter H. Die Architektur des Hellenismus. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1986. - P. 113‑132. - ISBN 3-534-09401-8 .
  • Wharton, Annabel Jane. . - Chicago: University of Chicago Press , 2001. - P. 58.

Координаты : 37°58′30″ с. ш. 23°43′27″ в. д.  /  37.97500° с. ш. 23.72417° в. д.  / 37.97500; 23.72417 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Стоя Аттала

«Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]
Княжна подумала, задумчиво улыбаясь (при чем лицо ее, освещенное ее лучистыми глазами, совершенно преобразилось), и, вдруг поднявшись, тяжело ступая, перешла к столу. Она достала бумагу, и рука ее быстро начала ходить по ней. Так писала она в ответ:
«Chere et excellente ami. Votre lettre du 13 m"a cause une grande joie. Vous m"aimez donc toujours, ma poetique Julie.
L"absence, dont vous dites tant de mal, n"a donc pas eu son influenсе habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l"absence – que devrai je dire moi, si j"osais me plaindre, privee de tous ceux qui me sont chers? Ah l si nous n"avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez vous un regard severe, quand vous me parlez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamiene pas. Me parait seulement que l"amour chretien, l"amour du prochain, l"amour pour ses ennemis est plus meritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspire les beaux yeux d"un jeune homme a une jeune fille poetique et aimante comme vous.
«La nouvelle de la mort du comte Безухой nous est parvenue avant votre lettre, et mon pere en a ete tres affecte. Il dit que c"etait avant derienier representant du grand siecle, et qu"a present c"est son tour; mais qu"il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j"ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un coeur excellent, et c"est la qualite que j"estime le plus dans les gens. Quant a son heritage et au role qu"y a joue le prince Basile, c"est bien triste pour tous les deux. Ah! chere amie, la parole de notre divin Sauveur qu"il est plus aise a un hameau de passer par le trou d"une aiguille, qu"il ne l"est a un riche d"entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accable de cette richesse, que de tentations n"aura t il pas a subir! Si on me demandait ce que je desirerais le plus au monde, ce serait d"etre plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille graces, chere amie, pour l"ouvrage que vous m"envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu"au milieu de plusurs bonnes choses il y en a d"autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me parait assez inutile de s"occuper d"une lecture inintelligible, qui par la meme ne pourrait etre d"aucun fruit. Je n"ai jamais pu comprendre la passion qu"ont certaines personnes de s"embrouiller l"entendement, en s"attachant a des livres mystiques, qui n"elevent que des doutes dans leurs esprits, exaltant leur imagination et leur donnent un caractere d"exageration tout a fait contraire a la simplicite chretnne. Lisons les Apotres et l"Evangile. Ne cherchons pas a penetrer ce que ceux la renferment de mysterux, car, comment oserions nous, miserables pecheurs que nous sommes, pretendre a nous initier dans les secrets terribles et sacres de la Providence, tant que nous portons cette depouille charienelle, qui eleve entre nous et l"Eterienel un voile impenetrable? Borienons nous donc a etudr les principes sublimes que notre divin Sauveur nous a laisse pour notre conduite ici bas; cherchons a nous y conformer et a les suivre, persuadons nous que moins nous donnons d"essor a notre faible esprit humain et plus il est agreable a Dieu, Qui rejette toute science ne venant pas de Lui;que moins nous cherchons a approfondir ce qu"il Lui a plu de derober a notre connaissance,et plutot II nous en accordera la decouverte par Son divin esprit.
Один из ярчайших архитектурных изысков археологического заповедника Афин.

Прототипы многоэтажных торговых центров существовали еще в Древней Греции! Один из первых появился в Афинах в 159 году до нашей эры! Похожи ли древние торговые галереи на современные? Какие технологии использовали древние архитекторы при построении Стои Аттала в Афинах, почему эта колоннада сохранилась до сегодняшних дней и какое значение она имеет для Евросоюза?

Стоя (крыть) - у древних греков то же, что y римлян, т.е. крытая колоннада. Колоннады возводились при храмах, домах, гимнасиях и на рынках и служили общественным местом отдыха, прогулок и собраний. Обыкновенно колоннады имели с одной стороны стену и были крыты: ряд колонн шел вдоль другой стороны. Стены колоннад иногда разрисовывались: в Афинах была особенно известна "Пестрая" колоннада, украшенная кистью Полигнота.

Нередко Стоя имела два ряда колонн (в Пирее), в Афинах, в которой заседал архонт-царь, была разделена тремя рядами колонн на 3 части (аллеи), из которых средняя заканчивалась полукругом. Эта колоннада была прототипом римских базилик, которые от нее получили свое наименование. В Афинах название стоя имели многие здания вышеописанного типа, напр. магазины, амбары.

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Аттал, удачливый полководец и дипломат, преданный своему царственному брату Эвмену II, в 159 г. до н. э. построил в Афинах великолепную стою с видом на агору. Она была обнаружена американскими археологами. Среди руин этой двухъярусной галереи была найдена часть мраморной головы, которая, очевидно, является изображением человека, по чьему заказу возвели это великолепное строение.

Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. Рыночная площадь, представлявшая собой продолговатый прямоугольник, с трех сторон была обнесена колоннадой и рядом лавок, с четвертой стороны замыкалась расположенной по другую сторону главной улицы священной стоей. Предполагается, что это двухэтажное здание служило своего рода торговым центром, на каждом этаже которого размещалось по 21 лавке.

Стоя, в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стои нередко украшались статуями и живописью. Стоя была сооружена около 150 г. на месте более ранней постройки и представляла собой длинную узкую галерею, разделенную на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной. Своей открытой, т. е. обрамленной колоннами стороной стоя была обращена в сторону рынка. Окруженная колоннадой, вымощенная мраморными плитами площадь была устроена с восточной стороны от старого рынка. В ее возведении участвовали римские архитекторы, о чем свидетельствует дорогостоящий материал и отсутствие каннелюр в колоннах.

Кроме того, помпезный италийский вкус выдает слишком большая для Греции высота опор – 4,65 м. В углубленных портиках по традиции располагались лавки. Монументальные пропилеи западного входа по принципу дорического ордера включали в себя портик с четырьмя колоннами и расширенный проход для повозок. К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. экклесиастерий - здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны места для магистратов, с трех других - места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие того, как это было в театре, с той, однако, разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений. Экклесиастерий вмещал до 500 человек.

В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде, стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разного вида капителей - дорические, ионические и египетские.

В настоящее время в здании располагается музей, коллекция которого чрезвычайно важна, поскольку состоит преимущественно из предметов обихода, обнаруженных во время раскопок на древнегреческой Агоре. Экспозиция дает возможность составить подробное представление о повседневной жизни древних Афин. Характерной особенностью Музея Афинской агоры является то, что большинство его экспонатов тесно связаны с Афинской демократией, поскольку Агора служила центром общественной жизни Древних Афин.

Стоа Аталосса обнаружена в ходе раскопок, проведенных греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами. В 1953-1956 годах первоначальный вид стоа реконструировали специально для того, чтобы в ее помещении разместить коллекцию находок на территории Агоры, среди которых интерес представляют спар.танский бронзовый щит, взя.тый афинянами в качестве трофея, рельеф с афинским Законом Демократии, а так.же коллекция монет и скуль.птур, находки от колодцев, депозитов, похорон, семинаров и прибежищ, глина, бронза, кость, слоновая кость, и стеклянные объекты, глиняная посуда, коллекция амфор.

Ко всему прочему, в Стое Аттала в апреле 2003 г. был подписан акт о присоединении к Евросоюзу восьми стран Восточной Европы, Кипра и Мальты. В 1957 году греческое государство взяло на себя ответственность за управление и обеспечение безопасности в музее, а также за дальнейшие археологические раскопки.