Изложение по картине левитана весна большая вода. Описание картины И. Левитана «Весна. Большая вода. Описание картины Левитана И.И. «Весна. Большая вода»

Исаак Левитан – русский художник-пейзажист, который подарил миру большое количество замечательных своих работ и все они прекрасны, без исключения. Завораживает и картина Левитана «Весна — большая вода». Почему именно так назвал художник свою работу, начинаешь понимать, когда смотришь на картину. Ведь на ней автор запечатлел пробуждение природы, именно тот момент, когда в свои права вступает весна, когда солнце пригревает и снег начинает стремительно таять.

Это становится причиной выхода рек из берегов, которые своими водами затапливают прилегающие территории, будь это леса, луга, селения. Как раз весеннее половодье, или как в народе принято говорить, большая река, которая приходит, и изобразил Левитан на полотне «Весна — большая вода».

Левитан большая вода описание картины

Сейчас передо мной репродукция полотна Левитана «Большая вода» и по ней мне предстоит сделать описание картины. Чем сейчас и займусь.
Большую часть картины занимает вода. Куда ни глянь, куда ни посмотри, мы видим голубую, еще холодную, зеркальную воду, в которой отражается небо с облаками и от этого вода кажется бездонной. Вода затопила всю округу и даже дальние строения, возможно, это сараи, а может и сельские домики. Это и не столь важно, важно то, что они также в воде. В воде находится и небольшая молодая роща. Все тонкие деревья оказались «по колено» в воде. Они еще без листьев, ведь тепло только недавно вернулось на землю, но еще чуть-чуть и все они наденут красивые зеленые платья.

Слева мы видим полосу земли. Она имеет желтоватый цвет, возможно, это глина, а может яркое солнце залило своим светом землю и от этого она кажется светлой. Этот участок земли лишь еще больше подчеркивает голубизну воды, ее прозрачность.

Впереди мы видим лодку. Она стоит у берега. Возможно ее унесло течением, а может кто-то приплыл из сельчан, но сейчас она пустует, рядом нет никого, кто бы нарушал тишину.
Завершая свои размышления по поводу картины Левитана «Весна — большая вода», которые излагаю в сочинении, отмечу, что автор картины не упустил ни малейшей детали, изображая солнечный весенний день. Вот вам и деревья, что отражаются в воде, и тени, которые появились, благодаря солнцу, и тонкие ветки деревьев, которые стремятся ввысь к просторному небу, к солнечному теплу.

Сама картина сочная, яркая, так и слепит зрителей своим солнечным светом. И, несмотря на то, что вода затопила все вокруг, картина вызывает только положительные эмоции, эмоции радости и ожидания скорого настоящего тепла.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Цели : содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия их. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащённую эмоционально окрашенной лексикой. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию произведения

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.

Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов - излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

Иван Бунин. 1892.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает .

С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

2. Рассматривание картины

Посмотрите внимательно на картину.

Какие чувства она у вас вызывает?

Представьте себе, что вы оказались на берегу этой речки. Что вы чувствуете, слышите?

3. Анализ содержания картины

Как называется картина? Почему?

Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нельзя не почувствовать стремления художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых содержится своего рода сжатое повествование, характерны для И.И. Левитана: «Вечер. Золотой Плёс», «Деревня. Лунная ночь», «Солнечный день. Озеро», «Осенний день. Сокольники», «Осень. Солнечный день», «Сумерки. Стога»... Художник словно зовет зрителя «прочитать» изобразительный рассказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, которое вдохновляло его кисть.

Какие краски подобрал художник для этой картины?

Какие цвета преобладают?

Что самое яркое в картине?

Почему главные цвета голубой и жёлтый?

Как вы думаете, что привлекло внимание живописца в этом уголке природы?

Что же интересного увидел Исаак Ильич Левитан? (Слайд 1)

А почему вода кажется голубого цвета? (Слайд 2)

Какое небо? С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

Какие деревья оказались в воде?

Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?

Что вы можете сказать о погоде, которая стояла в тот день, когда художник писал картину?

Что ещё изобразил художник в этом уголке природы?

Что он этим хотел сказать?

Какие чувства у вас вызывает эта картина?

4. Составление плана сочинения

О чём можно сказать во вступлении?

Работа с учебником (С. 87, упражнение 178)

Какие предложения из упражнения можно использовать во вступлении?

О чём будем писать в основной части сочинения?

Что напишем в заключительной части сочинения?

В своей книге «Рассказы о русском пейзаже» В.Н. Осокин пишет: «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света, как потом назвал это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось описывать не прозой, а стихами или воссоздавать музыкой».

Примерный план

  1. Картина художника.
  2. Весенний разлив.
  3. Всё радуются весне!

5. Лексико-орфографическая подготовка (опорный лист)

1.Половодье.

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья.

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Одна берёзка изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины.

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.

6. Написание и проверка сочинения

Примерный вариант сочинения

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

Снег растаял. Вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Медленно течёт река. В сине-голубой воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.

День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.
Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

К изгибающемуся берегу причалена старенькая лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны – это надежда на хорошее лето, счастье.


«Весна. Большая вода» 1897 г. 64,2 x 57,5 см. Масло, холст.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Весна. Большая вода»

В 1897 году, за 3 года до смерти, И.И. Левитан написал картину под названием «Весна. Большая вода». Автор изобразил пробуждение природы от длительной зимней спячки, первым признаком которой является половодье. Прибережная зона затоплена водою, но она не вызывает чувство агрессивности. Наоборот, водяная гладь тихая и спокойная. Деревья, окруженные водой, словно застыли, небо цвета лазури.

Картина представлена в оптимистичном сюжете. Пришла весна, она все вокруг наполняет своей живительной энергией. Вода и сама словно оживает, она блестит и вбирает в себя силу весеннего пробуждения. Тонкие голубые, желтые, зеленые оттенки привносят в картину особый колорит. Наиболее разнообразные оттенки имеет голубой цвет: начиная темно-синем и заканчивая почти белым.

«Весна. Большая вода» — одна из наиболее жизнерадостных, лирических и красивых произведений автора, для ее написания используются чистые и светлые краски, которые показывают всю хрупкость и прозрачность весеннего дня. Очаровывает пора пробуждения природы, она вызывает ассоциацию с чем-то новым в жизни любого человека, это чувство, возможно, и привлекает поклонников художника.

Интересным нюансом является то, что художник изображает форму и цветовой «тембр» предметов живописными и насыщенными цветовыми пятнами. Именно такой подход создает эффект объемности. Это также говорит о высшей точке развития лирического русского пейзажа.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в Свеаборге. Сначала юноша обучался в Аракчеевском кадетском корпусе, затем перешел во второй Петербургский корпус. Все это время, начиная с ранних детских лет, Киселев увлекался рисованием. Эта любовь к живописи подтолкнула молодого человека к поступлению в Императорскую Академию художеств в 1861 году. В 1864 году Киселев окончил Академию, получив аттестат классного художника.
Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви.

Данная картина Левитана относится к наиболее известным и значительным его работам. Он изобразил реку во время весеннего паводка. Вода затопила все вокруг, она намного вышла из берегов. В воде оказалась березовая роща, поле, деревня. Вода в реке показана неподвижной. В ней отражаются, как будто в зеркале, небо и деревья.

Небо художник изобразил светлыми красками, голубыми тонами, что также говорит о приходе весны. В воде видны отражения ветвей и стволов деревьев. На переднем плане картины изображена лодка. Вдалеке видны деревянные избы, которые стоят на высоком берегу, а также затопленные постройки из дерева местных жителей. Очень красиво Левитан показал берег. Художник нарисовал его в желто-рыжих красках. Он извивается и уводит внимание за собой, вглубь затопленной деревни.

Надо очень сильно любить природу, родную русскую землю, искренне восхищаться ее красотой, чтобы суметь так точно показать березки. Каждое дерево красиво изогнуто, оно изящное и трогательное. Они будто тоже ожидают прихода весны, тепла. Невольно любуешься этим пейзажем, тонкими осинками. Небо показано высоко, солнце светит все ярче, греет все теплее. От картины так и веет весенним воздухом, еще прохладным, но с каждым днем становящимся все более теплым, по-настоящему весенним.

Весь пейзаж пронизан солнечным настроением пришедшей весны. Художник использовал только светлые тона, без добавления ярких красок. Он показал, что природа пробуждается от долгого зимнего сна и наполняется новой жизнью. Голубой цвет художник применил и для изображения неба, и для изображения реки, но сделал это разными оттенками, получилось удивительно красиво. Также Левитан использовал зеленые, желтые оттенки. Разнообразие оттенков просто поражает: от молочного до темно-голубого. Когда я смотрю на эту картину, вспоминаются или музыкальные произведения, или стихи о весне.

В этой статье расскажем о жизни и творчестве знаменитого художника Исаака Левитана, который был мастером пейзажей, красота которых поражает до глубины души. Талант, мастерство художника вызывают восторг и восхищение. Вашему вниманию будет предоставлено одно из многих произведений гения, а именно картина Левитана «Весна. Большая вода».

Биография художника

Исаак Левитан появился на свет в 1860 году в обедневшей еврейской семье. Совершенно недавно были обнаружены доказательства того, что Левитан не был родным ребенком, его усыновили в младенчестве, его отец приходился ему родным дядей. Этот факт объясняет в дальнейшем скрытность двух братьев и отсутствие записи о рождении художника.

Отец мальчика работал на строительстве переводчиком, в совершенстве владея немецким и французскими языками, в связи с этим ему предложили работу в Москве. В столицу семья переезжает в 1870-х годах, этот период связан с поступлением Левитана в Московское художественное училище. Мальчик учится легко, все давалось ему без труда, но при этом он проявляет невероятное усилие в работе. Семья не могла в полной мере оплачивать учебу молодого человека. Вскоре пришла беда: семья потеряла своего единственного кормильца-отца, оказавшись на грани бедности.

С учетом этого факта училище берет оплату на себя, так как талант молодого художника не должен был быть напрасно потерянным. Одаренный еврейский мальчик вызывал раздражение у русских преподавателей, Левитан не получает диплом художника, ему выдали документ с записью "учитель чистописания".

В те годы было совершено покушение на жизнь царя Александра II человеком еврейкой национальности. В связи с этим все евреи были высланы за территорию города Москвы и других крупных городов в том числе.

В течение всей своей жизни Левитан много и плодотворно работает. Художник оставил после себя ряд пейзажных полотен, мастерство которых впечатляет по сей день зрителя. Знакомство с А. П. Чеховым оставило большой след в жизни каждого из них. Дружба и соперничество объединяло этих двух мужчин. Чехов в своем художественном произведении «Попрыгунья» описал ситуацию, возникшую в жизни Левитана. Любовный треугольник художника был выставлен на обозрение публики, тем самым вызвал недовольство художника. Ввиду неспокойной жизни, бедного детства, напряженного труда здоровье художника резко ухудшается. Он умирает в 1900 году, оставив после себя много незаконченных работ, одно из них - известное «Озеро».

В 1897 году появилось знаменитое произведение Левитана «Весна. Большая вода». Картина пробуждения природы нежна и одновременно пронзительно реалистична, полная свежести, легкой лирики.

Пробуждение весны. Детальное описание картины

После долгой снежной зимы снега начинают таять, приближающаяся весна превращает их в воду. Каждый год в средней полосе России мы наблюдаем явление - половодье. В школьном сочинении по картине Левитана «Весна. Большая вода» обязательно следует описать этот момент. Холодная вода, затопив все прибрежные области, заполняет территорию равнин. Тихая радость, умиротворяющее спокойствие заполняют всю природу.

В описании картины Левитана «Весна. Большая вода» необходимо отметить, что художник показывает зрителю пробуждение после зимнего сна русской природы. В это время мы можем увидеть первые весенние краски, которыми с нежностью и осторожностью весна покрывает природу. Холодная, чистая и прозрачная вода подобна зеркальному полотну. Нежно и беззащитно смотрятся деревья на фоне разлившейся воды. И без того тонкие и стройные березки, освещенные весенним солнцем, кажутся розовыми, от этого кажутся еще более трогательными. Картина Левитана «Весна. Большая вода» наполнена светом и дышит началом весны. Именно передача света доподлинно удалась Левитану. Кажется, что свежее дыхание весны коснулось вашего лица. Ветхая старая лодочка прибилась на краю берега, вдали виднеются небольшие крестьянские дома, часть которых окружила растаявшая весенняя вода.

В сочинении по картине Левитана «Весна. Большая вода» необходимо показать связующую нить между зрителем и произведением художника, появляется возможность стать соавтором картины, углубившись в ее описание, изучив детали и особенности передачи игры света. Лодка, виднеющиеся вдали дома: все это наводит на мысли о жизни людей той эпохи. Высокая зеленая ель создает контраст с тонкими и еще голыми березами.

Цветовая палитра полотна

В своей картине «Весна. Большая вода» Левитан использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цветов. Преобладает голубая гамма, которая растворяет в отражении воды желтовато-серые стволы деревьев. Небо обнажено, легкие воздушные облака заполняют небесные дали. Пронзительные оттенки неба и растаявшей воды заметно разнятся, мы можем видеть переходы от темно-голубого цвета до бледного, почти белого оттенка. Картина Левитана «Весна. Большая вода» написана нежными и прозрачными красками. Краски настолько мягкие, как сама русская природа ранней весной.

Лирическое настроение от картины

Описание картины Левитана «Весна. Большая вода» производит позитивное впечатление, которое наполняет оптимизмом и вселяет надежду, связанную с весенним пробуждением природы, на новые перемены к лучшему. При этом создается впечатление невероятной хрупкости и такой естественности русской природы. Лирическое настроение заполняет все пространство. Вода, заполнившая собой все вокруг, напоит землю и даст начало новой жизни. Такие простые и одновременно бесценные фрагменты жизни запечатлены на картине Левитана «Весна. Большая вода».

Заключение. Итог

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы еще раз отметить, что описание картины Левитана «Весна. Большая вода» дается легко, полотно приносит удовольствие для восприятия. Отсутствует некая печаль, которая свойственна ранним работам художника. Все это указывает на то, что 90-е годы в творчестве художника прошли под девизом лиризма.

Творчество Левитана, картина «Весна. Большая вода», кстати, принадлежит Третьяковской галерее, на сегодняшний день актуально и интересно зрителю, поражает красотой, точностью передачи реальной жизни.