Марсель пруст дорога к свану. Марсель пруст - по направлению к свану. Принципы организации художественной системы Пруста

В первые послереволюционные годы в России возникло новое литературное и художественное течение имажинизм (от французского image - образ), опиравшееся на искания русского авангарда, в частности, футуризма. литература серебряный век символизм

Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году Сергеем Александровичем Есениным, Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем и Анатолием Борисовичем Мариенгофом. В группу также вошли Иван Грузинов, Александр Кусиков (Кусикян) и Рюрик Ивнев (Михаил Ковалев). Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты» и небезызвестного в свое время литературного кафе «Стойло Пегаса». Имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 году на четвертом номере.

В Московском отделении Всероссийского союза поэтов 29 января 1919 года прошел первый поэтический вечер имажинистов. Вскоре они выступили со своей декларацией в воронежском журнале «Сирена» и московской газете «Советская страна», в которой были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов».

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (футуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов». Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 117

Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) Мариенгофа, «2Ч2=5. Листы имажиниста» (1920) Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов. Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 128

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между Есениным и Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма - художественного образа. 31 августа 1924 года Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты».

Бесспорно, что самое яркое дарование имажинистов - поэт С.А. Есенин. Он редко выступал на публике с речами о теории имажинизма, об основных его принципах и т.д. Он писал стихи, которые брал из своего сердца. То сердечная тоска или радость была в его строках, то обида и бессилие, то любовь к родным, к женщинам и к России.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить цикл стихов о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Это не тютчевская вера («В Россию можно только верить»). Не лермонтовская «странная любовь» («Люблю Россию я, но странною любовью…»). И даже не страсть-ненависть Блока («И страсть и ненависть к отчизне…») Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Имажинизм (от лат. imago - образ) – русское литературное направление начала 1920-х гг., которое провозгласило основой поэзии образность. Группа имажинистов была создана в Москве в конце 1918 под руководством эгофутуриста В. Шершеневича . Самым значительным представителем имажинизма был С. Есенин ; в группу входили также И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф , М. Ройзман, Н. Эрдман.

Имажинисты объявляли своим главным принципом примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Яркость образов, по мнению этого литературного течения, должна преобладать в искусстве над осмысленностью содержания.

Имажинизм и его представители

Первая «Декларация» имажинистов была напечатана 10.2.1919 в газете «Советская страна». Имажинисты утверждали здесь, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> – вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины».

В 1920 вышли в свет первые сборники имажинистов, например, «Плавильня слов». Для публикации своих многочисленных произведений они создали собственное полулегальное издательство «Имажинисты». В 1922-24 они выпустили четыре номера собственного журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Сами названия стихотворений Шершеневича, который говорил об «образе как самоцели», выражали теоретические замыслы автора, например, «Каталог образов» или «Лирическая конструкция».

Имажинисты продолжили начатую символистами дискуссию, выступая за обновление формы поэзии, однако, с несколько иными акцентами, чем у футуристов. Они выступали против идеологии в искусстве, что отчасти объяснялось их разочарованием революционном идеализме.

Главным для имажинистов были новизна, оригинальность и конкретность сравнений и метафор. Тенденция к шоковому воздействию на читателя, зачастую достигаемому с помощью отвратительных, вульгарных и непристойных образов, нашла себе параллель в распущенности, в богемном образе жизни.

Большевицкая власть, предпочитавшая лишенные лиричности публицистические стихи и признававшая истинной поэзией недолговечные пропагандистские вирши, относилась к имажинистам с подозрительностью и неприязнью.

В 1924 среди имажинистов начались разногласия; в 1927 группа распалась. В 1928 В. Шершеневич, ретроспективно анализируя имажинизм, назвал в числе важнейших работ «Буян-остров» А. Мариенгофа (1920), «Ключи Марии» С. Есенина (1919) и собственное «Дважды два пять» (1920).

Мотивы.

История

Происхождение

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм . По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму - англоязычной поэтической школе (Томас Эрнест Хьюм , Эзра Паунд , Томас Стернз Элиот , Ричард Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915) . Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Возникновение

Точкой отсчёта в истории имажинизма считается 1918 год , когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф , бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин . Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе.

Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов .

Расцвет

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Распад группы

Имажинизм фактически распался в 1925 году : в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице «Англетер », Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Последователи

К последователям имажинизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин , известная также как переводчица и мемуарист (мать Александра Есенина-Вольпина , математика и диссидента), Галина Владычина и др.

Основные имажинистские издания

  • 1918 - Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 - Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 - Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 - Сборник «Конница бурь»
  • 1920 - Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 - Анатолий Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 - Сергей Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 - В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 - Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 - Иван Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 - А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 - Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 - Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 - Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 - Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 - Сборник «Имажинисты»

Современные издания

  • Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

Напишите отзыв о статье "Имажинизм"

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - № 3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т. К. Есенин и имажинизм / А. Н. Захаров. Т. К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - № 11. С. 3 −40.
  • Крусанов А. В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И. А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111-152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А. А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Марков, В.Ф . «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Из книги «Очерк истории русского имажинизма». Пер. с англ. С. А. Швабрина // Звезда. - 2005. - № 2. С. 211-218.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э. Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103-115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 −23.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian Imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The Image Seekers: Analysis of Imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European Journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Unlimited Gaze. Essays in Honour of Professor Natalia Baschmakoff. Helsinki, 2009.