Что такое действия в пьесе. Театральный словарь. Смотреть что такое "явление" в других словарях

Театральные термины и понятия.

АВАНСЦЕНА - передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.

АГОН - соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии - диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.

АКТ - часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.

АКТЕР - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.

АМПЛУА - тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.

АНТАГОНИСТ - персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.

АНТИТЕАТР - драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.

АНТРАКТ - перерыв между действиями представления.

АПАРТЕ - язык персонажа, который адресован к самому себе (и соответственно публике).

АПЛОДИСМЕНТЫ - хлопание в ладони публики в знак одобрения того, что выполняется на сцене.

АРЛЕКИН - один из самых популярных персонажей итальянской "комедии масок".

АТЕЛАНА - коротенькая пьеса фарсового характера с постоянными персонажами (макк, буккон и др.).

БАЛАГАН - разновидность зрелищного народного искусства юмористического характера; временное сооружение для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

БИОМЕХАНИКА - термин употреблен В. Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий,

которые получены извне (актером от режиссера).

БОГ из МАШИНЫ (DEUS EX MACHINA) - неоправданное появление персонажа драмы, который изменяет ход действия и разрешает конфликт. В переносном смысле - неоправданный и неожиданный поворот сюжета.

БУРЛЕСК - форма комичного преувеличения, разговор о серьезных вещах в шутливой манере.

БУФФОНАДА - шутливая сценка, которая построена на преувеличении.

ВАРЬЕТЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, в котором выступают актеры разных жанров, преимущественно юмористического характера, эстрадный театр.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - зрелище, все что выставляется напоказ.

ОТЧУЖДЕНИЕ - прием установления дистанции в отношении к изображаемой реальности, в результате чего она появляется в новой перспективе, открывая в ней невидимые или черты, которые стали привычными.

ВОДЕВИЛЬ - жанровая разновидность комедийной драматургии, представление с куплетами и танцами, легкая комедия.

ГЕРОЙ - в драматургии и театре - главный персонаж; тип персонажа, который имеет исключительную силу и мощь.

ГИПОКРИТ - одно из названий актера в древнегреческом театре, который отвечал на вопрос хора.

ГИСТРИОН - актер в древнем Риме, который выступал без масок, в средневековье - путешествующий актер.

ГРИМ - искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица с помощью гримирующих красок (грима), пластичных и волосяных накладок, парика, прически и т. п,

в соответствии с требованиями роли.

ДЕВТЕРАГОНИСТ - актер, который исполняет вторую роль.

ДЕКЛАМАЦИЯ - искусство выразительного чтения вслух, иногда слишком театральная, искусственная манера актерского выполнения.

ДЕКОРАЦИЯ - элемент художественного оформления сценического пространства; создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа представления.

ДИВЕРТИСМЕНТ – представление, которое состоит из отдельных номеров или фрагментов, ряд концертныхномеров, составляющих особую - увеселительную - программу, даваемую в дополнение к какому-либо основномуспектаклю,концерту; балетныйспектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете илиопере, непосредственно не связанный с сюжетом; когда-то выполнялась в конце зрелища.

ДИАЛОГ - разговор между двумя или несколькими персонажами.

ДЕЙСТВИЕ - в зрелищном искусстве последовательность сценических событий, сумма поступков персонажей, из которых состоит сюжет, а также часть драматического произведения, тоже, что и АКТ.

ДИФИРАМБ - культовые песни в честь бога Дионисия, которые выполнялись хором и танцорами под руководством КОРИФЕЯ.

ДРАМА - драматургическое произведение вообщем, род литературы, жанр драматургии.

ДРАМАТУРГ - писатель, который пишет драматургические произведения - пьесы, сценарии и тому подобное.

ДРАМАТУРГИЯ - искусство создания произведений драматургического рода литературы, теория построения драматургических произведений.

ЕКІКЛЕМА - подвижная платформа в древнегреческом театре, которая выкатывалась на орхестру из помещения скены в тех случаях, когда требовалось показать события, которые происходили внутри дома, дворца или храма.

ЭКСОД - в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которой актеры и хор оставляли место игры.

ЭКСПОЗИЦИЯ - эпизод сценарной конструкции, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомление с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

ЭКСПРОМТ - импровизационная пьеса или, по крайней мере такая, которая претендует на импровизацию.

ЕОРЕМА - подъемная машина в древнегреческом театре.

ЭПИЗОД - самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, которая связана с его основной темой.

ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, сцена, которая заканчивает пьесу и идет после развязки.

ЭТЮД - в театральной педагогике упражнение, предназначенное для развития и совершенствования актерской техники.

ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ДЕЙСТВИЯ - требования к построению драматургического произведения, что существуют со времени классицизма: действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени вокруг одной главной истории.

ЖАНР - тип художественного произведения, который характеризуется похожими чертами, подчиненный определенным правилам.

ЖЕСТ - телесное движение, чаще волевое и контролируемое актером, который осуществляется ради значения, более или менее зависимого от текста, который произносится, или же совсем автономного.

ЗОНГ - средство отчуждения, музыкальный вставной номер, текст которого скорее произносится или монотонно читается, чем поется.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - техника драматической игры, когда актер играет что-нибудь непредвиденное, не подготовленное заранее и вымышленое во время действия.

ИНТЕРМЕДИЯ - дивертисмент (акробатический, драматический, музыкальный и т.д.), который играется в антрактах пьесы, междействие.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - личное понимание и ощущение произведения постановщиком или исполнителем, взгляд с другой стороны, тоже, что и ТРАКТОВКА.

ИНТРИГА - срок, который может означать основную ситуацию сюжета, злоумышление действия, коварные намерения одних действующих лиц относительно других, схему событий, которые отображают борьбу персонажей между собой.

КАБАРЕ - разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, где выступают актеры разных развлекательных жанров, то же, что и ВАРЬЕТЕ.

КАРНАВАЛ - массовый праздник, гуляние с переодетыми персонажами, развлечениями, конкурсами, с уличными процессиями, танцами и тому подобное.

КАРТИНА - единица пьесы, закончена самостоятельная часть акта.

КАТАРСИС - обязательный элемент трагедии, эмоциональная очистка через сочувствие, жалость и страх в момент их возникновения у зрителя.

КАТАСТРОФА - одна из частей античной трагедии, конец действия, гибель героя, трагическая развязка.

КВІПРОКВО - недоразумение, благодаря которому одного персонажа принимают за другого.

КОМЕДИЯ - один из главных жанров драматургии, в котором сюжет строится на смешных, комедийных ситуациях.

КОМЕДИЯ МАСОК (COMEDIA DELL"ARTE) - известная разновидность театрального зрелища в Италии 16-17 века, построенный на импровизации и буффонаде с использованием образов персонажей - "масок", характеры которых не изменяются.

КОМЕДИЯ ЕРУДІТА (COMEDIA ERUDITA) - ученая комедия, комедия интриги в Италии в эпоху возрождения, написанная гуманистами.

КОМПОЗИЦИЯ - средство, с помощью которого строится драматическое произведение, в частности текст, структура произведения, взаимосвязь отдельных ее частей.

КОНФЛИКТ - обязательный элемент структуры драматического произведения, столкновения противоположных идей и взглядов, обострения противоречий, которое имеет форму драматической борьбы.

КОРИФЕЙ - руководитель хора в античной трагедии, в дальнейшей истории - ведущий театральный деятель, классик театрального искусства, мастер своего дела.

КОТУРНЫ - в античном театре особенная актерская обувь с толстой подошвой для увеличения роста исполнителя, в переносном смысле "стоять на котурнах" - вести себя слишком надменно, пренебрежительно относиться к окружению.

ЛАЦИ - термин commedia dell "arte, разнообразные трюки, смешные номера и импровизации, которые никак не связаны с сюжетом.

ЛИБРЕТТО - сжатый перевод сюжета оперы или балета, любого представления.

ЛОА - в испанском театре пролог для акта-мистерии или комедии.

МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которая управляется сверху с помощью нитей или металлического прута актером-кукловодом.

МАСКА - специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды, голова мифологического существа и тому подобное), которая одевается чаще всего на лицо.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - чтение вслух стихов или прозы в музыкальном сопровождении.

МЕЛОДРАМА - разновидность драмы с сюжетом бытового характера, с преувеличенными эмоциями, неожиданными случайностями и обязательной победой добра над злом; пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для

выражения эмоций персонажа, который молчит.

МЕТАТЕАТР - театр, проблематика которого обращена к самому театру и который, соответственно, "говорит" сам о себе.

МЕТАФОРА - образное воплощение понятия, то же, что аллегория.

МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в соответствующих соотношениях друг к другу и с окружающей вещественной средой в тот или другой момент представления.

МИМ - особенный вид зрелища в античном театре, короткие сценки бытового и сатирического содержания; актер или актриса - исполнители пантомимы.

МИМЕСИС - имитация или изображение чего-нибудь.

МИМИКА - передача определенных чувств, с помощью мышц лица.

МИМОДРАМА - пьеса, в которой используется только пластичный язык тела.

МИРАКЛЬ - жанр средневековой религиозной стихотворной драмы морализаторского характера, сюжет которой базируется на "чуде", которое творят святые или Богоматерь.

МИСТЕРИЯ - религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия или на темы из жизни святых. Имеет массовый, глобальный характер.

МОНОЛОГ - речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ.

МОНТАЖ - процесс соединения частей в единое целое; драматургическая форма, в которой фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательных самостоятельных единиц.

МОРАЛИТЕ - средневековое драматургическое произведение с аллегорическими персонажами, которое имеет дидактично-поучительный характер.

МОТИВ - неделимая составная часть интриги, которая является автономной единицей действия.

МЮЗИКЛ - пьеса и театральное представление, что построенно на использовании разных зрелищных жанров: оперы, оперетты, балета, эстрады, драмы и тому подобное. Может быть построено не только на комедийном, но и на драматическом сюжете.

МЮЗИК-ХОЛЛ - вид театров, которые дают концертные представления с несложным сюжетом (ревю, обзор).

СВЕРХМАРИОНЕТКА - определение, которое было использовано Э.Г. Крегом для определения актера, которого он желает видеть в распоряжении режиссера.

НАРАТОР - ведущий, пересказчик, человек от театра, чтец, чаще всего встречается в эпической, романтичной драматургии, инсценировках, посредник между действующими лицами и зрителями.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - сумма поступков действующих лиц театрального представления на пути к определенной цели, тоже именно, что и единственное действие в драматургии.

ОБРАЗ - художественное представление о каком-то явлении или ситуации, средство и форма показа действительности в искусстве.

ОПЕРЕТТА – театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.

ПАНТОМИМА - представление, в котором передача информации происходит без слов,с помощью движений и мимики, то же что и МИМОДРАМА.

ПАРАБАЗИС - часть древнегреческой трагедии, когда хор выходит на авансцену, чтобы через своего корифея передать зрителям точку зрения автора, его несогласие с происходящим.

ПАУЗА - перерыв в разговоре, молчание.

ПЕРСОНАЖ - действующее лицо художественного произведения.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - воплощение определенной идеи в конкретный сценический образ персонажу, представление об абстрактном явлении в конкретном образе.

ПЕРФОМАНС - театр визуальных искусств, зрелище в котором художественным объектом становится тело исполнителей (боди-арт), окружающие бытовые вещи, как равноправные сочетают разные визуальные искусства (театр, танец, музыка, видео, поэзия и кино), происходит непосредственное общение с зрителями. Действие П. происходит не в театре, а в музеях или художественных галереях.

ПЬЕСА - литературное произведение, которое имеет драматургическую форму, которую можно читать и ставить в театре

ПОДТЕКСТ - содержание, которое не выражено в разговоре, но имеется в виду.

ПРЕМЬЕР - актер, который исполняет главные, важнейшие роли.

ПРЕМЬЕРА - первое театральное представление, первый показ.

ПРОЛОГ - часть, которая идет перед тектом пьесы, предисловие к пьесе.

ПРОТАГОНИСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет главную роль.

ПРОСЦЕНИУМ - ближайшая к зрителям часть сцены перед завесой, АВАНСЦЕНА.

ПСИХОДРАМА - техника психологического и психоаналитического исследования, с помощью которого делается попытка анализировать внутренние конфликты путем разыгрывания несколькими протагонистами импровизационного сценария с учетом некоторых правил.

РАМПА - край сцены, линия распределения театрального пространства на сцену и зал, в переносном смысле - сцена или театр вообще.

РЕВЮ - эстрадный обзор, представление, которое состоит из отдельных сцен и номеров, которые иногда соединены общей темой или легким сюжетом.

РЕЖИССЕР – специалист, в обязанности которого входит поставновка пьесы.

РЕКВИЗИТ - вещи сценической обстановки (за исключением декорации и костюмов), которыми пользуются актеры или манипулируют в ходе действия пьесы.

РЕПЕРТУАР - перечень произведений, которые выполняются в театре или с которым выступает отдельный исполнитель или творческий коллектив.

РЕПЕТИЦИЯ - работа с изучением текста и сценической игры, которую выполняют актеры под руководством режиссера, подготовка представления.

РЕПЛИКА - один из элементов сценического диалога, отрицания, ответ одного действующего лица другого.

РЕТРОСПЕКТИВА - сцена или мотив в пьесе, который предупреждает эпизод, который разыгрывается.

РЕЧИТАТИВ - напевная декламация, сочетание чтения вслух и пению.

РИТМ - последовательная и равномерная смена разнообразных элементов, которые составляют произведение.

РИТУАЛ - сформированный через обычай и установленный традицией порядок проведения какого-то действия, церемониал.

РАЗВЯЗКА - эпизод драматического произведения, который окончательно решает все конфликты и противоречия.

РОЛЬ - часть текста драматургического произведения, которая изображает определенного человека, совокупность текста и игры актера.

СИНКРЕТИЗМ - смесь разнообразных за материалами элементов сценария или представления, их соединённость.

СКЕТЧ - короткая сценка, обычно комедийного характера.

СКОМОРОХ - путешествующий актер Древней Руси.

СОБЫТИЕ - в драме поступок персонажа, который приводит к важным изменениям в судьбе действующих лиц, который является следствием предыдущих событий и готовит следующие.

СОЛИЛОКВИЙ - язык, обращенный к самому себе, то же, что и МОНОЛОГ.

СТАТИСТ - актер, который исполняет второстепенные роли, участник массовой сцены.

СТРУКТУРА - взаимосвязь составных частей единого целого, внутреннее построение, то, которое имеет определенную организацию.

СЦЕНА - площадка, фундаменты, на которых происходит действие театрального представления, а также часть драматургического акта или действия, еще зрелище или событие, а также театр вообще.

СОТИ - средневековая комичная пьеса, пьеса "дураков".

СЦЕНОГРАФИЯ - искусство художественного оформления сцены, представления, зрелища.

СЮЖЕТ - постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения.

ТЕАТР - особенный вид зрелищного искусства, в котором жизнь отображается с помощью драматического действия, а также сооружение, где происходят представления.

ТЕАТР В ТЕАТРЕ - вид представления, сюжетом которого является постановка театральной пьесы.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ - приспособление литературного материала к требованиям театрального искусства, перевода его в действенное зрелище, использование в показе различных технических средств и элементов оформления.

ТЕАТРОН - в древнегреческом театре, место, из которого зрители смотрят представление.

ТЕМА - самая главная проблема и определенный круг конкретных явлений художественного произведения, в котором происходит действие.

ТИП - литературный образ, в котором обобщаются отдельные черты внешности или характера персонажа, его социальной, национальной и профессиональной принадлежности.

ТРАГЕДИЯ - жанр драматургии, который имеет в основе очень обостренный конфликт, непримиримую борьбу, гибель главных героев.

ТРАГИКОМЕДИЯ - пьеса, которая имеет признаки как комедии, так и трагедии.

ТРИТАГОНІСТ - в древнегреческом театре актер, который исполняет третью роль.

ТРАКТОВКА - свое личное понимание чего-то, свой вариант, то же, что и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ФАБУЛА - сжатый перевод самых главных событий, которые складывают сюжет художественного произведения в их логической последовательности.

ФАРС - средневековая форма гротесковой драматургии, по содержанию и настроением иногда грубая и неприличная, сначала демонстрировалась как междудействие, впоследствии приобретает самостоятельное значение.

ФИГЛЯР - артист из народа, который выступал на городских площадях, показывал фокусы, акробатические номера, импровизированные представления.

ФИЕРИЯ - пьеса, основанная на эффектах магии, чуда, яркой зрелищности, в том числе с вымышленными персонажами, которые наделены сверхчеловеческой силой (феи, демоны, силы природы, мифологические существа и тому подобное).

ФРАГМЕНТ - мелкая часть целого, кусок какого-то произведения.

ХАРАКТЕР - совокупность черт и особенностей, присущие определённому человеку или явлению.

ХЕППЕНИНГ - форма современного театрализованного зрелища, когда не используются текст или заранее заданная программа, с использованием разнообразных технических средств и окружающей среды.

ХОР - коллективный персонаж античного театра.

ХОРЕВТ - участник древнегреческого хора.

ХРОНИКА - пьеса, построенная на основе исторических событий, иногда упомянутых в исторической хронике.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА - мнимая стена, которая отделяет сцену от зрительного зала.

гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

Отличное определение

Неполное определение

ТЕАТР

от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище),- 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.- одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.- иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.- иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме). Но при этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сценических произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.- иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал). содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и острокомедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V-IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дельарте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимулирует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII-первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож- мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнеподобия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность - многообразие школ и направлений, режиссерских систем,теорий сценического иск-ва, актерской игры.

Действие в театре, средство выражения в актёрском искусстве (подобно тому, как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художественной литературе и т.д.). Сценический образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценического искусства актёра определяется природой Д. как средства воплощения художественного образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через Д. Каждое Д. обусловлено его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Т. о., в Д. выявляется внутренний мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т.д.). В искусстве драматического актёра большое место занимают так называемые словесные Д., с помощью которых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматургии под Д. понимается развитие событий. Д. называется также законченная часть пьесы, спектакля (см. Акт ).

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени М.С. Ще́пкина при Ма́лом теа́тре, одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведёт историю от Московского...

    Москва (энциклопедия)

  • - физ. величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ. хар-к движения системы. Для механич...

    Физическая энциклопедия

  • - функционал, выражаемый определенным интегралом от функции, стационарные значения к-рого определяют действительное движение механич...

    Математическая энциклопедия

  • - физическая величина, имеющая размерность энергии на время...

    Начала современного Естествознания

  • - 1) - система событий в литературном произведении, определяющая движение его сюжета...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА», эпиграмма, характеризующая иронич. отношение Л. к светскому обществу. Автограф неизв., в связи с чем принадлежность ее Л. долгое время вызывала сомнение...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - балконом в зрительной зале называются одиночные места, расположенные над большой средней Царской ложей, между ложами 3-го яруса...
  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в музыкальной пьесе повторение главной ее части, а также название знака повторения. Reprise - возобновление на сцене театральной пьесы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Конструкция в театре, 1) каркас для объёмных частей декорационных установок. 2) Невидимые зрителю постройки, представляющие собой станки из складных рам и накрывающих их сверху щитов...
  • - Трюм в театре, нижняя часть сцены, расположенная под сценической площадкой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 1 игравший...

    Словарь синонимов

"Действие (в театре)" в книгах

Глава первая ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (деятельность, действие, дробное действие; движения: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические)

Из книги Основы сценического движения автора Кох И Э

В театре

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

В театре Как-то пани Колбушевская, идя в театр, прихватила нового лакея. В театре во время спектакля все лакеи собирались в одном месте. Лакей пани Колбушевской попал в театр впервые и все время расспрашивал других лакеев о том, что происходит в театре и в зале.Когда

О театре

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам – кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

Действие (в театре)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

В театре

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

В театре Если хотите помочь театру, идите не в актрисы, а в зрители. Таллула Банкхед Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены. Оскар

О ТЕАТРЕ

Из книги Джордж Бернард Шоу. Афоризмы автора Шоу Бернард

О ТЕАТРЕ Театр играет не менее важную роль, чем церковь в Средние века, и гораздо более важную, чем церковь в наше время. Театр – это то место, которое объединяет людей. Театральная преемственность, от Эсхила до меня, столь же неуклонна и священна, как и более молодая по

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 5

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й округ, тел. 58885.

47. Действие высокой температуры. Общее действие

автора Левин Д Г

47. Действие высокой температуры. Общее действие Перегревание и тепловой ударДлительное пребывание человека в условиях высокой температуры окружающей среды ведет к общему перегреванию организма, резким проявлением которого является тепловой удар. Он нередко возникает

48. Действие низкой температуры. Местное действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

48. Действие низкой температуры. Местное действие Местное действие низкой температуры на какой-либо участок тела вызывает повреждение тканей – отморожение. Обычно страдают те участки, которые хуже снабжаются кровью – пальцы, ушные раковины, кончик носа. Отморожению

49. Действие низкой температуры. Общее действие

Из книги Судебная медицина автора Левин Д Г

49. Действие низкой температуры. Общее действие Охлаждение организма возникает вследствие длительного влияния сниженной температуры окружающей среды на всю поверхность тела. Оно может привести к смерти.На действие низкой температуры организм вначале отвечает

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ

Из книги Судебная медицина [Шпаргалка] автора Баталина В В

39. Токсическое действие химических веществ. Условия, определяющие токсическое действие ядовитых веществ Токсикологией называется наука о ядах и отравлениях. Различают токсикологию судебную, промышленную, пищевую, военную.Судебная токсикология рассматривает в

В театре

Из книги Город, где стреляли дома автора Афроимов Илья Львович

В театре По улице медленно двигалась черная машина с громкоговорителем.- Завтра отменяется комендантский час, - захлебывался диктор. - В городском театре состоится вечер единства русской и германской молодежи. Выступают лучшие артистические силы.На здании театра

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Часть VI. Действие, только действие

О театре

Из книги Повседневная жизнь американской семьи автора Баскина Ада

О театре Я полюбила маленькие американские театры. Они обычно антрепризные, то есть собирают труппу на три-четыре недели. Артисты дают один и тот же спектакль каждый вечер. И потом расходятся по своим постоянным рабочим местам - кто в офис, кто в магазин, кто в кафе. А кому

О театре

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

Авансцена - пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля.

Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Актер - живая связь между текстом автора, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. В истории театра эта трудная задача превращала актера то в личность, обожаемую и мистифицированную, то в существо, презираемое обществом с почти инстинктивным страхом. Долгое время термин «актер» обозначал действующее лицо пьесы; затем - исполнителя роли, ремесленника сцены, комедианта.

В западной традиции актер воплощает персонаж, выдавая себя за него, представляет его физическое присутствие на сцене, поддерживая подлинно «телесную» связь с публикой, которая призвана почувствовать непосредственно ощущаемую плотскую, а также эфемерную и неуловимую сторону его появления. В актера, как часто говорят, вселяется другое существо, преобразуя его. Отсюда романтический миф актера «от бога», для которого нет разницы между сценой и жизнью.

Впрочем, актер также может показать и расстояние, отделяющее его от роли. Здесь заключается старый спор между сторонниками «искреннего» актера, переживающего все чувства своего персонажа, и актера, способного усмирить и изобразить их.

На нашем сайте в разделе «Гостевая книга» зрителям предоставляется уникальная возможность задать вопросы актерам театра им. И.С. Тургенева, узнать от них все тонкости и тайны профессии .

Антракт - промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал. Этот «разрыв» означает возврат реального социального времени, разрушение иллюзии, возможность размышления. Антракт необходим для перемены декораций, во время длинной паузы, затемнения или изменений на глазах у зрителя.

В придворном театре эпохи Ренессанса у антракта было особое значение. Именно в это время зрители могли продемонстрировать друг другу свои шикарные туалеты.

Антракт - отдых для зрителей, но вовсе не для действия. Предполагается, что персонажи продолжают жить своей жизнью в перерывах между актами.

Антракт - это еще и психологическая необходимость для зрителя, внимание которого трудно удерживать без перерыва более двух часов. Кроме того, возвращение к действительности заставляет зрителя задумываться об увиденном, судить о театральной работе, обобщать и систематизировать множество впечатлений. Это момент пробуждения критичности. Неудивительно, что эпическая драматургия способствует увеличению таких пауз в спектакле, вынуждая публику «вмешиваться» в моменты разрушения иллюзии. И наоборот, спектакли, основанные на гипнотическом воздействии и подчиненные специфическому ритму, сегодня нередко вовсе отказываются от таких передышек.

Антракт в ОГАТ им. ИС. Тургенева обычно длится 15 минут. В это время публика может посетить буфет театра, расположенный на втором этаже, а также Музей истории орловской сцены.

Амплуа - тип роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры. В частности, различают комические, трагические амплуа.

Аплодисменты - откровенная встреча зрителя с исполнителем за пределами вымысла. В строгом смысле аплодисменты (хлопанье в ладони) — достаточно универсальное явление. Прежде всего, оно свидетельствует о так называемой физической реакции зрителя, который после вынужденной неподвижности высвобождает свою энергию.

Аплодисменты всегда выполняют функцию контакта, которая означает: «Я вас воспринимаю и оцениваю».

Привычка аплодировать актерам восходит к древности. Для такого рода деятельности древние греки даже придумали маленького очаровательного божка — Кротоса.

В XVII в. привычка хлопать в ладони была распространена на всей территории Европы. В некоторых культурах публика демонстрирует свое одобрение криками, свистом. Актеры ОГАТ им.И.С.Тургенева просят своих зрителей в этом смысле не отходить от русской традиции и законов вежливости.

Спорным является вопрос, можно ли аплодировать во время представления и таким образом разрушать иллюзию. Ведь аплодисменты — элемент остранения, вторжения реальности в искусство.

В настоящее время зрители охотно аплодируют актерам, их остротам, декорациям в начале действия, прерывают ход спектакля. Более интеллектуальная или «авангардистская» публика проявляет свой энтузиазм только после закрытия занавеса, чтобы не поощрять отдельные актерские или режиссерские находки, а благодарить сразу всех артистов по окончании спектакля, вызывая на сцену и режиссера, и художника-декоратора, и даже автора.

Бывает, что аплодисменты «поставлены» режиссурой.

Во все времена театральные антрепренеры оплачивали услуги профессиональной клаки, чтобы заставить публику благосклонно принять спектакль. В театре Тургенева такой практики нет. Так что будьте уверены в искренности порывов своих соседей по партеру или амфитеатру.

А вот выходы и уходы актеров со сцены «под занавес» могут быть инсценированы: актеры будто продолжают играть роль или разыгрывают комическую сценку, для того чтобы вызвать смех у публики.

Не забывайте, что артистам ОГАТ им. И.С.Тургенева очень важно мнение зрителя. Поэтому аплодисменты для них - самая дорогая награда!

Арьерсцена - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Бенефис - спектакль, устраиваемый в честь одного из актеров или работников театра как выражение признания мастерства бенефицианта. Чаще всего он проводится в связи с разного рода памятными событиями, юбилеями артистов.

Бенефисы в театре Тургенева - это всегда очень теплые и щедрые на сюрпризы встречи старых друзей, среди которых особое почетное место принадлежит зрителям.

Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Бутафория - специально изготовленные предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу...

Бутафоры академического театра имени И.С.Тургенева из нехитрых материалов, находящихся в их арсенале, творят настоящие чудеса. Порой даже превосходят по мастерству знаменитую фею, которая для своей не менее известной крестницы Золошки из тыквы соорудила карету. Не верите - убедитесь сами. Кстати, особенно яркими всегда получаются детские спектакли.

Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Это название возникло в XVII веке как контаминация двух песенных жанров.

В конце XV века появились песни, называемые val de Vire — буквально «Вирская долина» (Вир — река в Нормандии). В XVI веке в Париже развиваются voix de ville («голоса города») - строфические песни преимущественно любовного содержания.

В XVII веке возникают городские простонародные сатирические песни, исполнявшиеся с несложным инструментальным сопровождением или без него. Они-то и получили название vaudeville .

Во второй половине XVII столетия во Франции эти песни стали включать в небольшие театральные пьески, которые затем также стали называться «водевилями».

Грим - искусство придания актеру внешности, необходимой для роли.

Косметический грим используется в театре с XVI в. Среди основных его функций - «улучшение натуры». Такое привычное применение грима особенно приветствуется на сцене, так как это искусство состоит не столько в том, чтобы состарить персонаж, сколько в том, чтобы сделать его моложе.

Некоторые театральные традиции грима, например, в китайском театре, основываются на чисто символической системе соответствий различных цветов социальным характеристикам: белый - для интеллигенции, красный - для неподкупных героев, синий - для гордецов, серебряный - для богов.

Кроме того, грим - своего рода живой костюм актера, который соперничает с маской благодаря подвижности лица. Грим использует определяющую двусмысленность театрального представления: это смесь естественности и искусственности, вещи и знака.

Не характеризуя персонаж психологически, он способствует созданию театральных форм наравне с другими компонентами представления, становится равноправным эстетическим элементом спектакля.

Декорация - создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа действия.

Само происхождение термина (живопись, орнаментация, украшение) указывает на миметическую и живописную функцию декорационной инфраструктуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной.

Среди основных функций декорации - иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматургическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешел также и в этот вид искусства, став одним из самых распространенных его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощенных в поведении и поступках конкретных персонажей.

Интрига - основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.

Капельдинер - работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале.

Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Комедия - от греч. komedia - ритуальная песнь, сопровождающая кортеж в честь бога Диониса. Раннее этим словом обозначали любую пьесу независимо от жанра.

Согласно традиции, комедия определяется тремя критериями, противоположными трагедии: персонажи комедии - люди скромного положения, развязка - обязательно счастливая, конечная цель пьесы - смех публики. Отсюда ее адаптационная легкость в любом обществе, бесконечное разнообразие проявлений и трудность построения стройной теории комедии.

Комедия почти всегда приходит к оптимистическому заключению (свадьбе, примирению, признанию). Смех зрителя в ней - то смех сообщника, то смех превосходства: он защищает зрителя от трагической тревоги.

Всякая комическая пьеса является двойником и антиподом трагического механизма. Трагедия играет на наших глубинных тревогах, комедия - на защитных механизмах против этих тревог.

Оба жанра отвечают, таким образом, на один и тот же человеческий вопрос. Переход от трагического к комическому обеспечивается степенью эмоционального участия публики. В конечном счете, в комедии все противоречия разрешаются в шутливом или язвительном тоне, мир обретает свое равновесие.

Но восстановлению порядка и хэппи-энду должен предшествовать период неустойчивости, вслед за которым открывается оптимистическое заключение и финальное примирение.

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену.

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделенная от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Исторически ложа представляла собой небольшое помещение с отдельным входом, в некоторых случаях ведшим через небольшую прихожую, где можно было оставить одежду или даже провести время в антракте. Это помещение называлось аванложей. Ложи располагались как на уровне партера (ложи бенуара), так и на более высоких ярусах (первый из которых, наиболее престижный, назывался бельэтажем).

Во многих театрах предусматривались привилегированные ложи — царская (королевская, президентская), губернаторская, директорская, находившаяся в распоряжении руководства театра. Другие ложи чаще всего абонировались богатыми и знатными ценителями на весь сезон.

Преимущество ложи состояло не только в отдельном входе, но и в возможности наблюдать за сценическим действием, в меньшей степени обнаруживая себя.

Мелодрама - изначально - пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождались музыкой для выражения эмоций молчащего персонажа.

С течением времени мелодрама становится новым самостоятельным жанром. Показывая добрых и злых людей в трагических или трогательных ситуациях, мелодрама старается взволновать зрителя не столько значимостью текста, сколько сценическими эффектами.

В ней максимально выделены героические, сентиментальные и трагические стороны, умножены неожиданные развязки, узнавания и трагические комментарии героев. Повествовательная структура незыблема: любовь, предательство, приносящее несчастье, торжество добродетели, кара и награда, преследование как «стержень интриги».

Эта форма развивается в то время, когда постановка начинает навязывать зрелищные эффекты, подменять стройный текст неожиданными развязками.

Персонажи мелодрамы, четко подразделяемые на положительные и отрицательные, лишены возможности трагического выбора. Они преисполнены добрых или недобрых чувств, их не мучают сомнения, не раздирают противоречия.

Ситуации мелодрамы зачастую неправдоподобны, но четко очерчены: полное отчаяние или невыразимое счастье; жестокая участь героя, кончающаяся счастливой развязкой (в оптимистической мелодраме), или же мрачная и полная напряжения судьба, как в романе ужасов; социальная несправедливость или награда за добродетель и гражданскую доблесть.

Мизансцена - в широком, общепринятом смысле слова - совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров.

В узком смысле этим термином обозначается деятельность, заключающаяся в сведении в определенные временные и пространственные рамки различных элементов сценической интерпретации драматического произведения. Исходно в мизансцене выражена классическая концепция театрального произведения как единого гармоничного целого, которое не сводится к простой сумме материалов или сценических искусств, а является качественно новой единицей более высокого уровня. В мизансцене декларируется подчиненность каждого отдельного искусства или просто любого знака единому гармоничному началу, унифицирующей идее.

Требование объединяющей идеи с самого зарождения понятия мизансцены сопровождалось осознанием историчности текстов и постановки, пониманием того, что существует целая последовательность «конкретизации» одного и того же произведения.

Одним словом, это преобразование или, скорее, конкретизация текста через актера, через сценическое пространство, вложенная во временной отрезок, прожитый зрителем.

Пространство, если так можно выразиться, переложено на слова: текст по репликам запоминается и записывается в жестикуляционном пространстве актера. Артист ищет такие движения, такие позы, которые лучше всего соответствовали бы пространственной записи текста. Слова диалога, собранные в тексте воедино, теперь существуют разрозненно, они вписаны в сценическое пространство и время, их можно увидеть и услышать.

Мизансцена охватывает как среду, в которой существуют актеры, так и психологическое жестикуляционное решение роли. Любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи «действия»; доступ к пьесе для нас возможен только через такое режиссерское прочтение.

Мизансцена всегда предполагает фазу работы с актерами. Режиссер руководит актерами, объясняя, как они должны выглядеть на сцене в соответствии с его представлением о роли. Он вносит поправки в зависимости от сочетаемости их игры с игрой других актеров. Добивается того, чтобы жесты, интонации и ритм в мельчайших подробностях соответствовали всему дискурсу мизансцены, чтобы они вписывались в отрывок, сцену, в целый спектакль.

Нижняя сцена - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.

Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Партер (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест - зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности.

В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

Рампа - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком.

Режиссер - лицо, в обязанности которого входит постановка пьесы. Режиссер берет на себя ответственность за эстетическую сторону спектакля и его организацию, подбор исполнителей, интерпретацию текста и использование сценических средств, находящихся в его распоряжении. Появление этого термина обычно относят к первой половине ХLХ в.

В истории театра насчитывается множество более или менее законных предшественников режиссера.

В древнегреческом театре в роли дидаскала (от didiskalos — «учитель») нередко выступал сам автор представления, исполняя обязанности организатора.

В средние века за идеологическую и эстетическую стороны постановки мистерий нес ответственность руководитель театральной труппы. В эпоху Возрождения и Барокко спектакли нередко организовывали архитектор и декоратор сообразно собственным планам.

В XVIII в. эстафету принимают великие актеры. И только с расцветом реалистического театра функция режиссера переходит к профессионалам, превращается в самостоятельное искусство.

Реквизит - предметы сценической обстановки (за исключением декораций и костюмов), которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы.

Репертуар - совокупность пьес, исполняемых одним театром в течение одного сезона или какого-то периода времени; подбор пьес одного и того же стиля или одной и той же эпохи; совокупность ролей, которые в состоянии сыграть один актер, диапазон его актерских возможностей, его амплуа.

Репетиция - работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами под руководством режиссера.

Эта деятельность по подготовке спектакля занимает всю труппу и принимает самые различные формы.

Репетиции каждый раз происходят по-новому, творчески.

Роль - совокупность текста и игры одного и того же актера. Распределение ролей производится, как правило, режиссером в зависимости от особенностей исполнителей и возможностей их использования в пьесе.

Затем роль становится самим действующим лицом (роль злодея, предателя и т. д.), создаваемым актером. Когда роль не соответствует амплуа артиста, говорят о смешанной роли.

В любой пьесе встречаются так называемые основные и второстепенные роли. Отношение к роли складывается то по принципу подражания и идентификации (воплощение персонажа актером), то, напротив, по принципу различия и остранения.

Сцена - от греч. skene — балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены.

На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле — внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»).

В Тургеневском театре особое, очень трепетное отношение к сцене. Это место, куда непосвященным путь закрыт. Ступая на нее, служители Тургеневского дома словно дают обет играть от самого сердца, дарить все грани своего таланта публике.

Но и у зрителей есть уникальная возможность побывать на сцене, купив билет на спектакль «Любви прекрасная звезда»: места для публики оборудованы прямо на сценической площадке, что придает постановке особую камерность, интимность.

Сценография - у древних греков - искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники.

В эпоху Возрождения сценография — техника, состоящая в разрисовке холста задника.

В современном смысле слова это наука и искусство организации сцены и театрального пространства. Метонимически: собственно декорация, результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой, таким образом, стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

Театр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - форма исполнительского искусства.

Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены.

Театральное искусство - сочетание слов, содержащее все противоречия театра: автономно ли это искусство вместе со своими законами и эстетической спецификой или же это только совокупный результат (синтез, конгломерат или совмещение) нескольких искусств (живописи, поэзии, архитектуры, музыки, танца и жеста)? В истории эстетики существуют обе точки зрения.

1. Происхождение театра

Бесконечное богатство форм и театральных традиций, сложившихся на протяжении истории, возможность одного, даже самого общего, определения театрального искусства. Этимология греческого слова theatron, означавшего место, где собирались зрители, чтобы смотреть представление, лишь частично передает одно из слагаемых этого искусства. В самом деле, искусство, предназначенное преимущественно для зрительного восприятия, своего рода институционализированного созерцания, театр, тем не менее, часто сводился к искусству драматургии, литературному жанру, зрелищная сторона которого со времен Аристотеля рассматривалась в качестве аксессуара, неизбежно зависимого от текста. Множеству театральных форм и драматических жанров соответствует разнообразие материальных, социальных и эстетических условий театрального дела: что общего, например, между примитивным обрядом, бульварной пьесой, средневековой мистерией или спектаклем, созданным в индийской или китайской традиции?

Социологи и антропологи затрудняются выделить совокупность причин, определяющих потребность человека в театре. Но независимо друг от друга, а иногда и единодушно они указывали на стремление к подражанию; вкус к игре, как среди детей, так и взрослых, изначальную церемониальную функцию; потребность рассказывать истории и безнаказанно смеяться над тем или иным состоянием общества; наслаждение, испытываемое актером при перевоплощении. Происхождение театра, видимо, имело ритуальную или религиозную основу и индивид в числе группы лиц сам участвовал в церемонии, прежде чем поручил эту задачу актеру или священнику. Театр лишь постепенно отошел от своей магической или религиозной сущности и, для того чтобы бросить вызов обществу, ему следовало стать достаточно сильным и независимым: отсюда возникавшие в его истории трудности, которые характеризуют отношение к власти и закону. У современного театра нет ничего общего с культовым источником, за исключением некоторых экспериментов возвращения к мифу или к церемонии, которые вслед за экспериментами Арто ведут поиск первозданной чистоты театрального действия, а его формы настолько разнообразны, что он вполне отвечает многочисленным новым эстетическим и социальным функциям. Развитие театра тесным образом связано с эволюцией общественного и технологического сознания: не потому ли время от времени ему предсказывают неминуемую гибель ввиду засилья средств массовой информации и массового искусства.

2. Западная традиция

Если вопрос о сущности и специфичности театрального искусства всегда содержал в себе нечто идеалистическое и метафизическое, весьма далекое от реальной практики театра, то можно, по крайней мере, перечислить некоторые черты этого искусства, характерные для нашей западной традиции от Древней Греции до сего времени. Понятие «искусство» отличается от понятий «ремесло», «техника» или «обряд»: театр, даже если в его распоряжении имеются разнообразные технические средства (игра, сценография и т. д.) и определенное количество традиционных и незыблемых действий, выходит за рамки каждой из этих составляющих частей. Всякий раз он представляет действие (или миметическое представление какого-либо действия) благодаря актерам, воплощающим действующих лиц или показывающим их публике, собравшейся одновременно в одном месте, более или менее обустроенном. Текст (или действие), тело актера, сцена, зритель - такова необходимая цепь всякой театральной коммуникации. Каждое звено этой цепи принимает весьма различные формы. Иногда текст не соблюдается и заменяется нелитературным стилем игры, даже если это определенный, предназначенный для чтения текст; тело актера теряет свою функцию человеческого присутствия, когда режиссер-постановщик делает из него сюрмарионетку или когда оно заменяется предметом или сценическим механизмом, предусмотренным сценографией; сцена не обязательно оборудуется в здании, специально построенном для театральных представлений: городская площадь, ангар и т.д. прекрасно годятся для театральной деятельности; зрителя невозможно полностью исключить без того, чтобы не превратить театральное искусство в драматическую игру, в которой каждый участвует, как в ритуале, не нуждающемся в постороннем взгляде для его исполнения, или же в «сектантскую деятельность», полностью обособленную и не имеющую критического выхода к обществу…

Театральное представление предполагает целый комплекс директивных указаний, советов, распоряжений, содержащихся в театральной партитуре, тексте и сценических указаниях.

В различии между жанрами и их иерархии нет ничего твердого и окончательного. Так, современное театральное искусство категорически отрицает деление на три части: драма/лирика/эпос. Полярность трагедия-комедия, которая отмечается в двойной традиции жанров - «благородных» (трагедия, высокая комедия) и «вульгарных» (фарс, зрелище), - также теряет смысл по мере развития социальных отношений.

3. Театр в системе искусств

Большинство теоретиков согласны с тем, что театральное искусство располагает всеми художественными и технологическими средствами, имеющимися в данную эпоху. Крэг, например, дает такое (почти тавтологическое) определение: «Искусство театра не является ни искусством актерской игры, ни театральной пьесой, ни сценическим изображением, ни танцем... Это совокупность элементов, из которых состоят эти различные сферы. Оно слагается из движения, являющегося смыслом актерского искусства, слов, формирующих корпус пьесы, из линии и цвета, рождающих душу сценической декорации, из ритма, определяющего сущность танца»

В вопросе о взаимосвязи этих различных искусств не царит единодушие.

Для других теоретиков соединение различных искусств невозможно; в лучшем случае можно выстроить неструктурированный конгломерат; важно установить иерархию между средствами и соединить их для достижения желаемого результата и соответственно вкусу постановщика. Иерархия, предложенная Аппиа, - актер, пространство, свет, живопись - всего лишь одна из бесчисленных возможностей эстетики.

Еще одна группа теоретиков видит две стороны одной медали в концепциях Вагнера и Аппиа, критикуя при этом понятия театрального искусства как Gesamtkunstwerk или тотального театра и заменяя его театральной работой (Брехт). Сценические искусства существуют и имеют смысл лишь в их разнообразии и противоречиях. Постановка заставляет сцену сопротивляться тексту, музыка - лингвистическому смыслу, язык жестов - музыке или тексту и т. д.

4. Специфичность и границы театрального искусства

Краткий обзор теоретических работ о театре доказывает, что никакая теория не в состоянии свести театральное искусство к необходимым и удовлетворяющим всех слагаемым. Невозможно ограничить это искусство арсеналом технических средств. Практика ставит своей целью бесконечное расширение горизонта сцены: показ диапозитивов или фильмов, обращение театра к скульптуре, танцу или искусству пантомимы, политической пропаганде или событию. Таким образом, программа изучения театрального искусства разветвляется до бесконечности.

Пави П. Словарь театра. Издательство: Прогресс, 1991 год.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Трагедия (др.-греч. tragōdía, буквально — «козлиная песнь») - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Неслучайно большинство трагедий написано стихами.

Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.

Фарс - комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространенный в XIV-XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в 15 веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринужденное и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

Фойе - помещение в театре, кинотеатре, цирке, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления, а также для отдыха публики во время антракта.

Фойе ОГАТ им.И.С.Тургенева привлекает не только зимним садом, многообразием фотографий, рассказывающих о наиболее запомнившихся постановках, но и уникальным проектом «Театр в фойе», в котором идут спектакли для маленьких зрителей.

Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

При подготовке «Театрального словаря» использованы материалы интернет-ресурсов, а также «Словарь театра» П.Пави (Издательство: Прогресс, 1991 год)

Для начала пройдемся по основным определениям, с которыми вы столкнетесь, если решите написать пьесу.

Пьеса — это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса делится на акты и действия. Обычно в первом действии дается экспозиция и происходит завязка, в последнем действии происходит развязка.

Авторизованная инсценировка — это пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра: романа, повести, поэмы и пр.; и одобренная автором переработанного сочинения.

Акт — это законченная часть драматического произведения или театрального представления. Обычно в театре акты разделяются антрактами. В свою очередь акт может дробиться на более мелкие части: явления, эпизоды, сцены, картины.

Буфф — в драматургии — введение в ткань пьесы элементов скоморошества, шутовства или циркового представления.

Вымарка — в пьесе — часть текста, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Действие — законченная часть пьесы и спектакля, предполагающая развитие событий. Различают внешнее и внутреннее действия.

Внешнее действие — стремительное, сложное, запутанное развитие событий, не связанное с раскрытием характеров действующих лиц.

Внутреннее действие — изменения, происходящие в мировоззрении героев на фоне относительно простых событий.

Действующее лицо — персонаж, участвующий в пьесе.

Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Инсценировка имеет форму пьесы с логично построенным действием.

Интрига — в драматургии — способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием.

Картина — в драме, опере, балете — законченная часть акта. Картины отделяются друг от друга коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остается на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций.

Мелодрама — пьеса, отличающаяся: острой интригой; преувеличенной эмоциональностью; резким противопоставлением добра и зла; морально-поучительной тенденцией.

Одноактная пьеса — пьеса, все события которой укладываются в одно действие. Одноактные пьесы отличаются простотой экспозиции и простотой конфликта.

Пастушеская драма — в средневековой Европе — жанр небольших пьес, в которых идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Переделка — приспособление иностранной пьесы к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст. Переделка осуществляется путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

Пролог — вступительная часть пьесы, картина, предваряющая основное действие. Пролог:
— либо имеет аллегорический характер;
— либо передает события, подготавливающие основное действие.

Пуассардский жанр — вид пьес 18 века, в которых использовался грубый, простонародный жаргон.

Радиопьеса — самостоятельный род драматургических произведений, отражающих движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьбу. Обычно развитие действия радиопьесы определяет ее ведущий. Часто радиопьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды.

Режиссерский экземпляр — экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса, мизансцены спектакля, сценические эффекты, описания грима, костюма и т.д.

Ремарка — авторское примечание, пояснение или указание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. Ремарка содержит краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей.

Сцена — отдельная часть действия, акта, пьесы или спектакля.

Трагедия рока — жанр немецкой мелодрамы начала 19 века, в основе которого лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. Для пьес этого жанра характерны: запутанный сюжет; мистические видения, преследующие героев; роковые предзнаменования; таинственные предчувствия.

Трилогия — три пьесы, объединенные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора. При этом каждая из пьес трилогии представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Финал — заключительная сцена, является кульминацией всего произведения. В оперных финалах чередуются сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды.

Фольксштюк — жанр немецкой драматургии 18-19 веков; пьесы на сюжет из народной жизни, гротескно-комического или сатирического характера. Различают анонимные пьесы фольксштюк, ставившиеся непрофессиональными актерами и литературные драмы, ставившиеся на профессиональной сцене.

Эпизод — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.

Эпилог — сцена, завершающая пьесу и следующая после развязки. В драматургии эпохи Возрождения эпилог представляет собой обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий и резюмирующее идею пьесы. В драматургии середины 20 века эпилог часто помещается в начале действия.

Явление — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ПЬЕСЫ (как оформить пьесу):

Название произведения

количество действий (например, в двух действиях)

Действующие лица:

1-е Действующее лицо. (точка)

2-е Действующее лицо. (точка)

3-е Действующее лицо. (точка)

Действие первое
Картина первая

Начальная расширенная ремарка.

1-е Действующее лицо ((ремарка, оформляется курсивом, точка ставится за скобкой ).

Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, точка ставится внутри скобки. ) Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

2-е Действующее лицо. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом .)

Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

Если после расширенной ремарки идет Продолжение текста говорящего действующего лица (то он оформляется без абзацного отступа) .

3-е Действующее лицо (ремарка, курсивом ). Текст действующего лица.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Между расширенной ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Занавес (или Конец)