Палаты троекуровых. Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

«В последнее время ходили слухи о чудовищном проекте сломки… зданий и постройки на всем протяжении от Дома Союзов до Тверской гигантского небоскреба для Госбанка. Слухи эти встревожили всех любителей московской старины. Действительно, что может быть нелепее с точки зрения азбуки целесообразного городского строительства, как это ненужное строительное уплотнение и без того уплотненного центра, с неизбежным затемнением окружающей местности. Не застраивать небоскребами надо этот центр, а наоборот, раскрыть его следует, удалив мешающие наросты, облепившие со всех сторон усадьбы Голицына и Троекурова…»

Так писал И. Э. Грабарь в 1925 году. Но сквера не получилось, палаты Голицына и соседствующая с ними церковь Параскевы Пятницы были снесены, а чудом уцелевший один из главнейших дворцов петровской Москвы в 1935 году оказался отгорожен от города мрачной громадой здания Генплана.

В основе палат Троекурова находится постройка XVI века, показанная на плане Москвы 1626 года. Исследователи полагают, что от нее сохранились три сводчатых палаты в первом этаже южной части дома, однако их внешний облик неясен (не исключено даже, что они принадлежали двум отдельно стоящим постройкам). Предполагается, что всем домом уже тогда владел именитый княжеский род Троекуровых - потомков самого Мономаха. Скорей всего именно они капитально перестроили палаты в середине XVII века, превратив их в один из самых огромных дворцов города. В 1680 году дом пострадал в пожаре, сгорел деревянный верхний терем. К 1691 году палаты восстановлены и надстроены парадным каменным этажом, и с этого времени начинается их документальная история. Сохранилась запись о том, как боярина Ивана Борисовича Троекурова (в ту пору начальника Стрелецкого приказа и мужа родной сестры царицы Евдокии Лопухиной) в связи с новосельем государь пожаловал 40 соболями.

А прямо напротив Троекуровского дворца располагалась усадьба Василия Васильевича Голицына, знаменитого и всесильного фаворита Софьи, «дворцового воеводы и оберегателя царственной большой печати». С легкой руки Гиляровского утвердилось мнение о том, что два противостоящих дворца – свидетельство тщеславной борьбы политических противников. Однако, это не так. Василий Голицын начал строительство своего дворца в 1680-е, интерьеры были готовы к 1686-му, а еще через три года в документах появляется запись о том, что кровельный мастер Готфрид покрыл хоромы «медью по железной решетке». В этом же году карьера Голицына оканчивается - после Стрелецкого бунта он отправлен в пожизненную ссылку. Троекуров, напротив, поднялся именно в те дни - он по приказу скрывающегося в лавре Петра убедил Софью отступить от Сергиева Посада и вернуться в Москву. Когда страсти улеглись, Петр назначил Ивана Борисовича новым начальником Стрелецкого приказа, и, видимо, тогда Троекуров и приступил к надстройке своих палат. То есть их новый, барочный облик можно считать не знаком соперничества, а скорее - памятником победе над конкурирующим соседом.

В конце 1920-х годов Охотный ряд был объявлен территорией очередной стройки века: сначала здесь планировали разместить Дворец Советов, потом Госбанк. Искусствоведы слали чиновникам тревожные воззвания с просьбой сохранить уголок старой Москвы. Но тщетно. 27 июня 1928 года был снесен храм Параскевы Пятницы, следом уничтожены палаты Голицыных. Просто удивительно, что удалось уцелеть дворцу Троекурова. Он продолжал оставаться жилым домом, в котором по состоянию на 1956 год проживало 268 человек (89 семей).

Во второй половине пятидесятых началась реставрация, которой руководила архитектор Гали Алферова. Был полностью восстановлен богатый кирпичный декор на фасадах и в интерьерах памятника. Важное открытие Алферовой: на чердаке палат обнаружено белокаменное мощение, тянущееся вдоль периметра наружных стен. То есть это пол открытого, обнесенного парапетом гульбища, которое окружало деревянную светелку, стоящую на сводах палат. Кремль оттуда был виден как на ладони…

В 1960-е годы в палатах размещался Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки, но в 1980 году он съехал. Когда в 1994 году в бывшее здание СТО (Совета Труда и Обороны) въехала Госдума, дворец оказался на закрытой и охраняемой территории. Долгие годы городские и федеральные власти определяли, кто же должен содержать уникальный памятник архитектуры. Предполагался тут и зал для приема делегаций, и музей Госдумы, а брошенный памятник все ветшал и ветшал. Судьба его неясна до сих пор, а увидеть прекрасный дворец можно только через забор со стороны Георгиевского переулка.

Палаты Троекуровых могли бы стать украшением Охотного Ряда — улицы, которая, возможно, больше других изменила свой вид в XX веке. До революции на месте здания Госдумы стояли церковь Параскевы Пятницы и палаты Голицына. Оба здания в 1930-х годах снесли (палаты Голицыных, по старой советской традиции, предварительно отреставрировали). Соседние палаты по неизвестной причине уцелели.

Sigwald/Wikimedia Commons Обтянутые фальш-фасадом «Палаты Троекурова», 2015 год

Их построил для себя могущественный глава Стрелецкого приказа Иван Троекуров, получивший должность за то, что во время стрелецкого бунта 1689 года перешел на сторону Петра I. На новоселье царь подарил соратнику сорок соболей.

На протяжении столетий владельцы здания менялись. Сложно представить, но в середине XX века во дворе нынешней Госдумы даже были коммуналки. Так, в 1956 году там проживало 268 человек (89 семей). В 1990-е доступ на территорию двора закрыли, и палаты оказались никому не нужны. Редкие экскурсанты могли разглядывать фальшфасад некогда блестящего памятника архитектуры XVII века исключительно из-за забора.

Николай Малышев/ТАСС «Палаты Троекурова», 2001 год

В Москве несколько десятков палат XVI-XVII веков, но на виду лишь единицы. Старый английский двор и палаты бояр Романовых отреставрированы и открыты для туристов. Но для того, чтобы увидеть львиную долю их менее статусных собратьев, надо прилично извернуться. Многие палаты скрываются во дворах, как, например, Стрелецкие палаты в Лаврушинском переулке (со всех сторон они окружены серой махиной «писательского дома») или палаты Сверчковых в одноименном переулке, похожие на сказочный теремок из-за разномастных окон. Кстати, именно в этих палатах после 1779 года находилась школа чертежников, где в том числе преподавал сам Василий Баженов, тут же изготавливали детали для огромной деревянной модели Большого Кремлевского дворца, которую потом в качестве «пробника» отвозили в Петербург для одобрения императрицы. С 1813 года в Сверчковых палатах работала знаменитая Комиссия для строений, созданная по приказу Александра I для восстановления Москвы в едином стиле после наполеоновского пожара. А с 1865 года в палатах жил основоположник знаменитой династии кондитеров Абрикосовых и его многочисленное семейство, позже занявшее почти все дома в нынешнем Сверчковом переулке.

museum.histrf.ru «Стрелецкие палаты» в Лаврушинском переулке

Допетровская архитектура в Москве похожа на Ватикан или Лесото — это практически всегда анклав, окруженный более поздней застройкой.

За три столетия городская ткань драматически уплотнилась, и там, где раньше были сады, луга или просто пустыри, выросли дома. Те же палаты Сверчковых когда-то стояли на берегу пруда — сейчас на его месте школа. Такая вот московская диалектика «из грязи в князи» и наоборот. Некогда самые роскошные строения в городе (каменное зодчество вплоть до конца XIX века было чрезвычайно затратным, и город в большей своей части был деревянным) оказались вытесненными из поля зрения второстепенными зданиями.

Но Москва — город загадочный, поэтому палаты здесь скрываются не только за домами, но и в самих домах. Дело в том, что на протяжении столетий у участка, где находится старинная постройка, могли смениться десятки владельцев, каждый из которых хотел переделать принадлежащую ему домину на свой лад. До середины XIX века памятники старины не вызывали у московских властей трепета, и их можно было беспрепятственно перестраивать, чем и пользовались владельцы участков. Ими двигали два мотива — архитектурная мода и рачительность. Вместо того чтобы сносить морально устаревшее здание, его перелицовывали на современный манер — штукатурили, украшали колоннами и лепниной, добавляли крыльца и флигели. Так к строгой кладке XVII века прирастали барочные наличники, как у палат Аверкия Кириллова, или ампирные мезонины, как у палат в Среднем Овчинниковом переулке. В итоге получался этакий дом-матрешка с элементами разных эпох — где в подвалах может быть и XV, и XVI века, в первых этажах XVII век, в остальном XVIII и XIX века.

Михаил Джапаридзе/ТАСС Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, 2014 год

За столетия палаты меняются до неузнаваемости, и со стороны сложно понять, какой эпохи строение перед вами. То, что кажется классицизмом или ампиром, может запросто оказаться XVII веком. Что делать?

Можно, например, проникнуть во двор под замком — как с палатами на Хитровке, скрытыми от улицы угрюмого вида домом, где Данила Багров забирал оружие у Фашиста в «Брате-2». На стенах оригинальные изразцы времен Алексея Михайловича.

К слову, это, пожалуй, единственное в Москве жилое здание такого возраста — первый этаж дома был построен в середине XVII века. Причем древняя кладка обнаружилась лишь после того, как от ветшающего дома отвалился солидный кусок штукатурки. В доме в начале 1870-х годов размещались пять чайных, а также скобяная, винная и овощная лавки, квартиры небогатых торговцев и ремесленников, ночлежки и даже покойницкая. Бытописатели того времени отмечали, что ночлежки в этом доме были еще приличными относительно остальных домов на Хитровке: там могли жить мелкие торговцы, ремесленники и переписчики театральных пьес, придававшие, по выражению Гиляровского, дому характер «аристократический и скромный».

Вариант с проникновением во двор под замком кажется слишком экстремальным (и незаконным), поэтому можно просто заглянуть в окна — как в 1-м Кадашевском переулке. Там легко обнаружить нетипичные для более поздних веков сводчатые потолки. Можно обойти дом с другой стороны — как в Толмачевском переулке. У здания, расположенного там, сбоку из-под усадьбы XIX века «вылезают» кирпичные наличники века XVII.

Иногда старинные палаты маскируются под относительно современные здания. Так, например, произошло с Тургеневской библиотекой, которая считалась памятником архитектуры XVIII-XIX веков, пока в 2000-х в ее составе не обнаружилось еще одно полноценное здание. Заметить скрытые палаты также можно, если приглядеться к окнам — как в палатах Гурьева, которые вроде бы обычный доходный дом, но первый этаж расположен подозрительно низко. В итоге здание представляет собой своеобразный «слоеный пирог», собравший культурный слой за три века. Впрочем, в сами окна можно даже не заглядывать, а просто посмотреть на них и попытаться поискать странности. Именно с таким настроем стоит подойти к метеостанции Балчуг, классический облик которой наполняют новыми смыслами несимметричные окна, намекающие на перестройки более ранние, чем XVIII век.

mmsk.ru «Палаты Сверчковых.» Главный фасад

В общем, палаты, в отличие от палаток, в Москве никто не запрещал — как и их поиски, в которых внимательному читателю можно теперь пожелать удачи. Благо впереди еще месяц лета.

Дом Троекурова располагается в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, 6 линия, 13. Поразительно, как хорошо сохранился до нашего времени этот старинный Троекуровский особняк – уникальный образец каменных построек петровской эпохи, своего рода первый типовой «образцовый» петербургский проект. Именно такими типовыми домами «для именитых» владельцев и был застроен Петербург в середине XVIII века.

Согласно историческим сведениям, государь Петр I издал указ, по которому застройка Петербурга строго регламентировалась социальным и материальным положением каждого жителя города, имеющего возможность возвести частное жилое строение. Новый дом должен был строиться по одному из настоятельно рекомендуемых «образцовых проектов», которых было всего три: для «именитых», для «зажиточных» и для «подлых».

По мнению историков и экспертов, Троекуровский дом – это второе каменное строение Санкт-Петербурга после Меншиковского дворца. Этот особняк был выстроен в 30-х годах ХVIII века для купца Алексея Троекурова, служившего стольником Петра I, первым архитектором той эпохи Доменико Трезини. Дом отмечен памятной доской как памятник архитектуры, построенный в 1720-1730 годах по “образцовому проекту”. Дом Троекурова – образец раннего петровского барокко, еще не обросшего вычурными формами и украшениями.

Дом изначально строился двухэтажным, но первый этаж «ушёл» в землю и сейчас это скорее полуподвал, где сегодня размещается кафе-бар “У Троекурова”. Особняк Троекурова сам по себе небольшой, но очень уютный, двухцветный (жёлто-белый), расположенный рядом с Трёхсвятительским храмом. По фасаду дома компактно расположены девять мелко расстеклованных окон с рельефным фигурным обрамлением, разделенных неглубокими филенками. Мезонин, завершающий центральную часть здания дома, прекрасно передаёт характерные для начала века архитектурные веяния и придаёт дому характер некой парадности. Центральную часть и углы дома архитектор подчеркнул рустованными лопатками, придающими дополнительный парадный штрих к общему впечатлению, производимому домом.

После смерти Троекурова дом перешёл к его вдове и дочери. Впоследствии дом многократно перепродавался и в 1808 году был выкуплен городскими властями "для жительства вице-губернатора". Во второй половине XIX века дом был передан Министерству Финансов, а затем снова продан частным владельцам. За свою почти трехсотлетнюю историю дом Троекурова повидал множество владельцев: это и графиня Салтыкова, и статс-советник Курбатов, и принц Штерке, и даже дети, воспитанники привилегированного приюта. В послереволюционное время в доме были устроены коммунальные квартиры.

В 1968 году в преддверии международной выставки дом Троекурова решено было отдать под снос. Однако, благодаря группе энтузиастов (архитекторы В.А. Бутми, М.В. Йогансен, историк И.А. Бартенев, преподаватели и студенты Художественной академии) здание было сохранено. В 1969 году группа реставраторов под руководством И.А. Бартенева и М.В. Йогансена в доме Троекурова провела реставрационные работы, благодаря которым облик фасада приблизился к первоначальному облику здания.

Сейчас в нем находится трехзвездочная гостиница с паркингом на пятьдесят автомобилей. Гостиница всё больше и больше обретает популярность, в том числе и потому, что располагается в одном из первых каменных зданий Петербурга. Фасад дома сохранен в первоначальном виде, зато полезную площадь здания смогли увеличить в несколько раз.

6-я линия ВО, 13

Участок дом №13 на Васильевского острова в 1721 году был отдан стольнику Петра I князю Алексею Ивановичу Троекурову. В 1723-1730 годах здесь для него было построено каменное одноэтажное здание с мезонином. Авторство проекта дома приписывается , здание подходит под описание типового дома, проекты которого составлял архитектор.

Стольник Петра I Троекуров переселился сюда со , когда там начали вести казённое строительство. Взамен первого участка в столице ему был отдан именно этот.

После смерти Троекурова домом владели его вдова и дочь. Далее он неоднократно перепродавался. В 1808 году здание было выкуплено государством "для жительства вице-губернатора". В середине XIX века здание передали Министерству Финансов, затем снова продали частным владельцам. В 1868 году архитектором Н. А. Мясоедовым были изменены облик фасада (он стал оформленным в стиле эклектики) и планировка помещений. В 1871 году в доме Троекурова разместился Совет детских приютов.

В 1910х годах здесь находился Совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. После 1917 года дом снова стал жилым. В 1968 году перед международной выставкой "Инрыбпром" дом Троекурова попал в список сносимых. Тем не менее благодаря группе энтузиастов (историк архитектуры И. А. Бартенев, архитектор В. А. Бутми, М. В. Иогансен, преподаватели и студенты Академии художеств) здание было сохранено. Дом реставрировали в 1968-1969 годах, изначально кровля была более крутая, покрытая черепицей.

До недавнего времени это здание носило статус памятника федерального значения. Однако участок земли является крайне привлекательным для бизнеса, федерального статуса дом лишили. На перестройку здания претендовала одна из фирм, которая заявляла о коренной перестройке здания, о сохранении только фасада дома. Фирма даже успела получить разрешение на строительство, но прокуратура обнаружила массу нарушений в этом деле. После долгих разбирательств дом Троекурова всёже был реконструирован.

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году. Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах. Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке, разработанные Д. Трезини.
1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.
Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.
1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.
Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.
1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина - парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.
архитектор Н. А. Мясоедов
1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.
1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.
После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.
1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века - церкви Трех Святителей Вселенских, собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.
архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев
Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».
Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова».Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года
Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»