Кельтские поселения

  • Ок. 800 г. до н. э. — устоялся кельтский уклад жизни.
  • 390 г. до н. э. — кельты разрушают часть Рима.
  • Ок. 279 г. до н. э. — кельты (галлы) нападают на греческий храм в Дельфах и подвергают его разграблению.
  • Ок. 278 г. до н. э. — появление кельтов в Малой Азии.
  • 58-51 гг. до н. э. — римский военачальник Юлий Цезарь покоряет кельтские племена в Галлии (современной Франции).
  • 343 г. н. э. — завоевание Британии римлянами.

Расселение кельтов

Существовало много кельтских племен. Они имели схожий язык и уклад жизни. Он сложился примерно к 800 г. до н. э. в местечке Гальштате (современная Австрия). Мало-помалу кельты расселились на большей части Европы, основав свои поселения в покоренных ими землях. Одно племя осело даже на полуострове Малая Азия (территория современной Турции).

Завоевание кельтов римлянами

Праздники кельтов

В честь победы в битве воины устраивали большой праздник. Их развлекали поэты-музыканты (барды), которые декламировали поэмы о храбрых деяниях кельтских героев и играли на арфах. На праздниках присутствовал вождь (военачальник) кельтского племени. Присутствующие ели жареных на вертеле поросят и пили вино из фляг.

Адрес: Нижний Новгород , ул.Алексеевская, 29/25 Телефон: 419-37-68

Время работы: 10.00 — 01.00, птн 10.00 — 02.00 сб 12.00 – 02.00 вск 12.00 – 01.00 (Кухня с 12.00 до 00.00)

Одной строкой: Хобгоблин, Белхавен, Гримберген, Шоколад стаут доброжелательно, уютно

Про ирландский паб «Кельтский дом « я могу написать не много, был здесь всего несколько раз. Но и умолчать о таком уютном клубном заведении будет преступлением перед гостями Нижнего Новгорода, да и перед некоторыми жителями, любящими хорошее вкусное пиво . Этот арт паб, с моей точки зрения, похож на модные нынче «семейные» моно кафе и привлекает, в первую очередь, атмосферой. Ассортимент пива не очень широк, зато, что называется, эксклюзивен. Это заведение еще называют иногда «Шемроком», в виду того, что оно имеет отношение к бару «Shamrock», которое когда-то давным-давно было на Покровке (тут не далеко) «под кинотеатром» Орленок.

Актуальный набор пива и время работы (слегка плавает) смотрите в «ВКонтакте»: http://vk.com/celtic_pub.

UPD 2016 Паб «реинкарнировал» в «29/25». По большому счету, ничего не изменилось. Набор пива примерно тот же: бывают интересные сорта, которые редкие для НН. Чуть-чуть обновилась обстановка и, похоже, кухня. Но… в общем, может нам просто не повезло, все, то есть совсем все, было жутко переперчено. Пока не решаемся еще раз проверить, хотя бутылочку «харвестоуна» можно бы зайти, выпить.

Кельтский дом: Шемрок

В первых же строках ответим «за пиво» . Здесь мы познакомились с « » и «Double chocolate stout», за что премного благодарны. Крайний раз пили «Belhaven» и «Hobgoblin», а вообще, как я понял, в последнее время этот irish pub тяготеет к продукции английской пивоварни “Wychwood” (Вичвуд). Что можно сказать, пиво, однозначно, вкусное. Замечу, правда, что выпил кружку «Хобгоблина» в другом ирландском пабе Нижнего Новгорода « », а потом в «Кельтском доме» и они показались разными. Не могу точно сказать, где лучше — там ярче горечь, здесь мягче вкус. С учетом того, что перед этими пабами мы пили в « » «ихнее» сладковатое пиво, чуть больше предпочтений в тот вечер я бы отдал «хобгоблину» в harat’s, но на объективность не претендую.

Какие еще сорта появляkbcm в «домике»: Гинесс, Смисвикс, Мальц энд Хопфен…

Белхавен бэст мне почему-то не глянулся, мой выбор – более яркие вкусы. «Страшилу» пока нигде, кроме как в «кельтском доме», не встречал, но и здесь еще не заценил. Dark Age покупал в магазине пенных напитков «Белое и черное» и второй раз «встретил» его в этом паб-клубе. Так что, кому хочется редкого на нижегородских просторах пива, можете попробовать обнаружить таковое в ирландском пабе на Алексеевской. Причем, цена на этот импорт чуть-чуть ниже (290 рублей), чем в «харатс пабе» или, к примеру, в «юнион джеке».

Обстановка, повторюсь, здесь клубная , неформальная. Два небольших зала в полуподвале (или, по другому, в цоколе) вместят, наверное, до 50 человек. Стены украшены бирдекелями, шарфами, дартсом и прочей «артибутикой». В данном случае, проще посмотреть фото, которые мы сделали в пабе.

Еда вкуснее , чем в ирландском пабе на Варварке. (Невольно получается сравнивать именно с «harat’s pub»ом, так как оба называют себя ирландскими:) и пересекаются немного пивным меню. Гренки за 150, супы от 180. Для пивного бара не дорого. Есть «пивная» и «мясная» тарелки на компанию за 550 и 450 рубликов. Особо много здесь не кушали, все таки заходим сюда именно за пивом:), так что и рекомендовать, и отговаривать по поводу «поесть», не буду.

Я не любитель такого время препровождения, но нужно отметить, что в «Кельтском доме» периодически проводят ирландские «вечеринки» с танцами и живой музыкой. Подробнее можно прочитать в группе «вконтакте» vk.com/celtic_pub, что там намечается, если соберетесь посетить это место.

ИТОГ . Продолжим следить за тем, какое пиво появляется в «ирландском домике» и будем заходить, познакомиться с новыми, для нас, сортами. Ну и вариант, зайти после того, как посидели, покушали в каком-нибудь кафе на Большой Покровской, за вкусным пивом, так же не отменяется.

Где находится паб-клуб

Кельтский дом находится на пересечении улиц Алексеевская и Грузинская. Ближе всего находятся остановка маршрутки номер 4, когда она двигается к площади Минина или трамвайная на Большой Покровской. Не так уж далеко идти и от Варварской, с одноименной остановки.

На самом деле, недалеко от любой площади «центрального нижегородского треугольника»: Горького, Минина и Пожарского, Свободы. Маршруты, проходящие через Варварку или Алексеевскую:

  • Трамваи 1, 2, 21
  • Автобусы 1, 3, 38, 40, 58, 61
  • Троллейбусы 13, 17, 31, 9
  • Маршруткит34, т4, т41, т47, т51, т6, т60, т7, т71 (Каргин), т72, т85, т97, т98

Кельты не прославили себя как зодчие, их архитектурные творения не поражают умы потомков. Они были скорее воинами, нежели строителями, скорее земледельцами, нежели творцами. Селились, подобно всем древним племенам на больших полянах, окруженных лесами и протекающей где-нибудь неподалеку рекой. Выбирали места, где можно было бы разводить скот, охотиться и сажать овощи, плодовые деревья и зерно. В качестве подручных инструментах для земледелия использовались ими же выкованные серпы, ножи, плуги. На охоту выезжали с кинжалами и луками, использовали и силки. Охоту вели как на мелкую дичь, так и на крупных зверей, вроде бурого медведя.

Страна кельтов была огромна на карте, но количество деревень и городов было совсем невелико. Цезарь насчитал всего лишь около четырехсот малых поселений. Стандартная кельтская деревня состояла всего из нескольких домов, в которых проживали многочисленные семьи. Деревня была огорожена обыкновенным деревянным забором. Самым укрепленным считалось жилье вождя, в нем обычно укрывались все кельты в случае опасности. У вождя, как и у других знатных галлов, дома были гораздо больше и уютнее, нежели у простых крестьян. Господский двор возводился с учетом места для хозяйственных пристроек и места под конюшни для лошадей и для скота. Лошадь уже в то время играла большую роль, как в господской жизни, так и в жизни земледельцев. Ее запрягали в повозки, на ней передвигались всадники, и на ней вспахивали земли. Поэтому обустройство фермы играло первостепенную роль для всякого знатного галла, на которого трудилось немало простого люда. Скотный двор весьма напоминал по своему строению современный, в который раз подтверждая теорию, что в своем развитии мы весьма недалеко ушли от предков. Центральную часть постройки разделял надвое широкий коридор, по обе стороны которого шли отсеки для скота.

Крупных поселений у кельтов было мало, но именно их описывал Цезарь, говоря об укреплениях галлов. Римляне называли галльские города оппидумами, а сами кельты дунумами. Оппидумов насчитывалось во времена Цезаря двенадцать. Весьма немного, учитывая размеры страны. Стены города были надежно укреплены. Они представляли собой конструкцию из поперечных и продольных толстых балок, скрепленных с помощью длинных гвоздей. Снаружи такая стена была обложена несколькими слоями камня, с внутренней стороны стену укрепляли насыпью, по которой в случае надобности обороняться могли подняться как пешие воины, так и всадники. Такому укреплению были не страшны огонь и удары тараном. И даже проходы в стенах были построены с военной хитростью. Такой проход при желании могли оборонять всего два воина, удерживая толпу осаждающих. Стены к середине прохода сжимались таким образом, что пройти в них могли одновременно максимум два человека.

Сам город состоял из нескольких кварталов, разделенных между богатыми галлами, ремесленниками и обычным народом. Богатые дома в среднем имели площадь около ста квадратных метров. Но, несмотря на широкие палаты и некоторые признаки роскоши, особых достижений в украшении не наблюдалось. Стены расписывали простейшими рисунками, не было ни мрамора, ни каменных колонн, присущих для интерьера южных стран. Мастерские также располагались в зависимости от достатка ремесленников. Престижным считалось иметь лавку ближе к центру. Там, как правило, находились мастерские ювелиров. Примерно в центре города, несколько обособленно, находился и городской рынок. Дома средних и бедных слоев имели четыре внешние стены, строились из дерева или камня (в зависимости от достатка), покрывались обычной соломой или римской черепицей. На пол также в зависимости от уровня клалась либо утрамбованная глина, либо битая черепица. Бедные галлы старались строить свои дома таким образом, чтобы большая часть стены уходила под землю, так было легче пережить суровые зимние морозы.

Кельты-язычники. Быт, религия, культура Росс Энн

Дома

Кельтские дома в плане были круглыми или прямоугольными. В докельтский период европейской первобытной истории (культура полей погребальных урн) предпочитали прямоугольные дома. Преобладают они и в гальштатской и латенской фазе. Круглые дома предпочитали в Западной Европе: они были обычными в Испании и Португалии и их продолжали строить вплоть до периода римского завоевания. Круглые дома мы находим также в Британии и Ирландии; их «родословная» восходит по меньшей мере к бронзовому веку, и наши данные заставляют предполагать, что это была строительная традиция Атлантического региона. В ирландских текстах упоминаются и прямоугольные постройки, однако можно думать, что речь идет о ритуальных строениях, в то время как обычный дом был круглым. Однако большой королевский зал, судя по всему, все-таки был прямоугольным. Археологам не удалось обнаружить в Европе круглые дома к востоку от Рейна. Страбон пишет о белгах: «Что же касается их домов – больших и куполообразных, – то они строят их из досок и плетней, набрасывая наверх массу тростника».

Рис. 30. Котел, висящий над огнем на железных цепях.

Видимо, это точная параллель к круглым домам островных кельтов. Одним из примеров является хорошо известный дом в Литл-Вудбери (рис. 29) и другие. Прямоугольные дома в Центральной Европе восходят еще к эпохе неолита, в то время как круглые дома вдоль Атлантического побережья имели предшественников по крайней мере в бронзовом веке. Круглый дом был постоянным жилищем, построенным из дерева, которое поддерживали столбы. В Центральной Европе пока таких домов на раскопках не находили.

Внутренняя обстановка таких кельтских домов должна была быть чрезвычайно грубой, и все наши данные предполагают, что кельты обожали украшать и выставлять себя напоказ, в то время как примитивное жилье их отнюдь не смущало. В круглых домах очаг располагался в центре комнаты, а в центре камышовой крыши было отверстие, через которое выходил дым. Над огнем висел огромный котел, подвешенный к матице дома (рис. 30); в нем варили огромное количество мяса, которое так любили кельты (в тех случаях, когда не жарили его на вертеле). Аристократия использовала хлеб в небольших количествах. Рыбу варили или пекли. Афиней, цитируя Посидония, упоминает о кое-каких гастрономических предпочтениях кельтов, и они хорошо засвидетельствованы и в ирландских текстах: «Пища их – немного хлеба и много мяса, вареного и зажаренного на углях или рожнах… Те из них, что живут по рекам и по побережью внутреннего и внешнего моря, питаются печеной рыбой, приправляя ее солью, уксусом и тмином».

Вдоль всей стены такого дома (по крайней мере, насколько мы можем судить по древним рассказам об ирландских домах) шли своеобразные отсеки, которые называли imdae. Это было нечто вроде спальных отделений, в которых происходили различные виды хозяйственной деятельности аристократического дома. Вероятно, если нужно было уединиться, то такое отделение можно было закрыть от остального зала ширмой, тканью, кожей или плетеным экраном. Если можно верить рассказам античных писателей о том, как галлы спали, то люди, видимо, спали вместе в таких отсеках и, несомненно, зачастую на полу. Вот что пишет Диодор Сицилийский: «В обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны».

Типичный диаметр круглого дома железного века составлял около 50 футов. Сами отсеки могли быть отгорожены плетеными или деревянными стенами. В так называемых «домах-колесах» на западных островах Шотландии (рис. 29) при постройке отсеков камень заменил дерево, поскольку на безлесном севере дерево было роскошью – отсеки отгораживали радиальными каменными стенками. Древнейшие ирландские саги соответствуют информации, которую дают нам античные авторы и планы и другие детали постройки кельтских домов, известные археологам.

Резиденция ирландского аристократа, вероятно, была достаточно мощной постройкой, которая включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку (по-ирландски «faithche») снаружи ограды; она, возможно, была и домашним пастбищем, и площадкой для военных игр и спортивной тренировки. Внутри ограды находилась собственно резиденция короля или аристократа и другие значительные постройки из дерева: жилища слуг, сараи и так далее. Основа ирландских домов, как и в других частях кельтского мира, была деревянной, причем деревянные планки клались внахлест; применялось и плетение из ивовых прутьев. Крышу поддерживали столбы, которые зачастую были украшены сложной резьбой; наверное, это было еще одним прекрасным средством, благодаря которому кельтские художники, нанятые для их украшения, могли показать свое мастерство. Снаружи имелись большие ворота и домик привратника, который следил за посетителями и разными задирами. В сагах всегда подчеркивается роль привратника: ничего жизненно важного не могло случиться без того, чтобы этого не увидел привратник. Первостепенную важность имело запирание ворот на закате; так поступали даже в домах простых свободных людей, то есть ремесленников высшего разряда.

Так, когда король Конхобар, дядя Кухулина, отправился в дом кузнеца Кулана, чтобы воспользоваться его гостеприимством (на которое он имел полное право), Кухулин, который в то время был еще маленьким мальчиком, заявил, что предпочтет остаться дома, пока не закончит игру с другими мальчиками в Эмайн Махе, и уже потом придет в крепость Кулана: «По следам воинов, лошадей и колесниц отправлюсь я». Конхобар прибывает раньше, чем мальчик, в сопровождении множества своих дружинников, как и позволял ему закон по такому случаю: «Принял Кулан короля, и никто не был обойден почестями согласно его рангу, занятию, праву, деяниям и благородству. Свежие циновки из тростника постелили гостям, и принялись они пить да веселиться». Кулан, узнав, что никто другой больше не придет – поскольку король забыл о своем маленьком племяннике, – выпускает свою страшную сторожевую собаку, которая охраняла его жилище. Собака быстро бегает вокруг ограды: «Спустили пса с цепи и, быстро обежав окрестности, направился он к холму, где обычно лежал, сторожа дом, и улегся, положив морду на лапы». Приходит мальчик, собака нападает на него, и он убивает ее голыми руками. Это был один из величайших подвигов Кухулина, поскольку именно благодаря ему он получил свое имя, без которого герой не существует как личность. Это произошло так: король услышал лай собаки, вспомнил о мальчике и воскликнул:

«– О воины, лучше б и вовсе не быть нам на этом пиру!

– Отчего же? – воскликнули разом улады.

– Да ведь сгубил сейчас пес того мальчика, что решил идти следом за нами, сына моей сестры, Сетанту, сына Суалтайма.

Немедленно вскочили улады, и, хотя двери дома были отворены, все устремились в поле за ограду».

Кузнец, узнав о случившемся, был потрясен потерей собаки: «Лучше бы вовсе не звать мне вас в дом да не потчевать питьем и кушаньями, ибо отныне добро все равно что пустошь, а припасы уж не пополнятся. Верного слуги лишили вы меня, что стерег стада и отары моего скота». Мальчик добровольно вызывается играть роль сторожевой собаки для кузнеца, пока он не вырастит щенка – сына того самого пса – и он не станет достаточно взрослым, чтобы стеречь крепость. Услышав это, друид Катбад изрек: «Отчего бы теперь не носить тебе имя Кухулин?». Мальчик соглашается и обретает свое подлинное, героическое имя – Кухулин.

Это лишь одно из многих реалистичных описаний жизни, обычаев и домашнего быта древних ирландцев, которое вполне согласуется с другими источниками информации. Таким образом, основной социальной единицей в Ирландии, как и в Британии, был преимущественно изолированный круглый двор крестьянина с оборонительными сооружениями и другими постройками, а отнюдь не деревня с прямоугольными домами, как мы видим во многих районах кельтской Европы. Британский и ирландский тип изолированного дома был почти неизвестен в Европе в гальштатский и латенский периоды.

Вернемся к обстановке кельтского дома. Знатные люди сидели каждый в своем отсеке: там они обедали в окружении своих слуг и избранных дружинников. Обедающий мог видеть весь остальной зал и внимать общему веселью – музыке, чтению стихов и преданий, выступлениям акробатов и тому подобному; его защищали его собственные слуги и копейщики. Афиней, цитируя Посидония, судя по всему, описывает именно такую обстановку, говоря: «Кельты… принимают пищу за деревянными столами, под которые подкладываются охапки сена, так чтобы они лишь немного возвышались над землей… Когда обедают большой компанией, усаживаются в круг, а в середину, как предводитель хора, садится самый влиятельный, превосходящий всех или военным умением, или знатностью, или богатством. Рядом усаживается гость, а затем по обе стороны, согласно своему достоинству, занимают места остальные. Позади них становятся телохранители с длинными щитами, а напротив, усевшись в круг по примеру господ, пируют копьеносцы».

Поразительную параллель этому описанию мы находим в только что процитированном нами древнеирландском пассаже, где в доме Кулана, дабы принять короля и его спутников, постилают камыш и траву и люди рассаживаются, как и говорит Афиней, по своему первенству, в чем бы это первенство ни заключалось.

Конечно, должны были быть какие-то варианты в обстановке, особенно в тех случаях, когда речь шла о прямоугольном доме, в противоположность круглому. Мебель, видимо, была редкостью, и стульями в доримское время, во всяком случае во время еды, не пользовались. Античные авторы говорят о сундуках.

Есть данные и о том, что ирландские дома были двухэтажными. На уровне верхнего этажа была какая-то комната или закрытый балкон, выдававшийся наружу. Его называли grian?n, то есть буквально «солнечная комната», «светлица». В ней размещались женщины, и она, возможно, была расположена впереди, над общей жилой комнатой. Здесь женщины проводили время, шили, вышивали и сплетничали – вдали от своих драчливых и обидчивых мужчин. В загадочной саге «Пир Брикрена», которая может восходить к VIII веку, Брикрен строит великолепный дом, в котором намерен принять Конхобара и ульстерских героев. Но Брикрен – зловещий персонаж, который обожает ссорить других, – позаботился о том, чтобы не присутствовать на своем празднике. Он строит светлицу со «стеклянными» окнами, так что он может обозревать зал и наблюдать за тем, что там происходит. Один из забавных эпизодов в этой саге – самой длинной в уладском цикле после «Похищения быка из Куальнге» – касается женщин. Подвыпившие дамы вступают в соревнование за первое место среди уладских женщин в красоте, мудрости и красноречии. Три женщины произносят речь, восхваляя своих супругов; в пьяном возбуждении мужья вырывают столбы дома, чтобы позволить своим женам, которые вышли наружу, снова войти в дом. А Кухулин просто поднимает одну стену дома: теперь его жена и ее свита могут войти. Когда стена упала обратно на землю, вся крепость вздрогнула и светлица рухнула на землю. Несмотря на весь юмор и комический характер этой ситуации, описание дома с его легкостью и того, как расположена светлица, судя по всему, отражает подлинные предания об описанных нами постройках железного века.

Из книги Нечистая сила автора Максимов Сергей Васильевич

1. ДОМА Хотя чертям для их похождений и отведена, по народному представлению, вся поднебесная, тем не менее, и у них имеются излюбленные места для постоянного или особенно частого пребывания. Охотнее всего они населяют те трущобы, где дремучие леса разряжаются сплошными

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Дома Кельтские дома в плане были круглыми или прямоугольными. В докельтский период европейской первобытной истории (культура полей погребальных урн) предпочитали прямоугольные дома. Преобладают они и в гальштатской и латенской фазе. Круглые дома предпочитали в

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

Из книги Нубийцы [Могущественная цивилизация древней Африки (litres)] автора Шинни Питер

ЖИЛЫЕ ДОМА Мы имеем весьма скудное представление о жилищах мероитов, поскольку было найдено очень мало остатков обычных домов. Строения царского квартала в Мероэ не могут считаться типичными для страны, большая часть народа которой жила так же, как живет и сейчас – в

Из книги Боги и люди Древнего Египта автора Уайт Джон Мэнчип

Дома Сначала мы осмотрели пирамиды и храмы Египта. Действительно, было бы просто невозможно не отвести им в нашем повествовании достойного места.Теперь мы вполне можем обратить внимание на менее значимые вещи и посмотреть, в каких домах жили древние египтяне, что было

Из книги В тылу врага автора Омельянович Александр

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

Дома № 89, 91 Ныне здание вместе с домом № 91 и двором между ними занимают закрытое акционерное общество «Маяк» и некоммерческое партнерство «Центр исследований и развития швейной отрасли». Здания объединены единой системой подачи энергоресурсов.Участок дома № 91 имел

Из книги Такая удивительная Лиговка автора Векслер Аркадий Файвишевич

Дома № 157–159, 161–163 Шестиэтажные жилые дома, объединенные высоким арочным проездом, возведены архитектором В. В. Поповым в 1938–1940 гг. Первые этажи выделены более темным цветом, шестые, отделенные от основной массы сложно декорированного фасада тягой, полностью лишены

Из книги автора

Дома № 193 и 195 В 1953–1956 гг. архитектор С. Б. Сперанский построил два одинаковых дома, фланкирующих новый проезд от проспекта им. И. Сталина на запад – проспект Героев (1962–1977 гг.), с 1977 г. – Ленинский проспект.Оба дома, хотя и в разной степени, связаны с именами деятелей

Из книги автора

Дома № 142 Дом № 142В 1840-1850-х гг. на участке ямщиков Ивана и Василия Петровичей Гороховых имелся одноэтажный каменный дом.В конце XIX в. участком владел Сергей Петрович Горохов, а в начале ХХ в. – Евдокия Васильевна Коваленко, жившая в доме № 34 по Вознесенскому проспекту. В

Из книги автора

Дома № № 154 и 156 Дом № 154Участок наследников ямщиков Анны Ивановны, Елены Яковлевны и Прасковьи Сидоровны Камчатовых. В 1865–1875 гг. купец 2-й гильдии Иван Тимофеевич Давыдов содержал здесь маслоочистительный завод, купчиха 2-й гильдии Пелагея Григорьевна Давыдова –

Из книги автора

Дома № 259 и № 261 Дом № 261В середине XIX в. участки принадлежали наследникам ямщика Петра Ивановича Плотникова (№ 246) и жены ямщика Настасьи Григорьевны Кирсановой (№ 248). В 1890 г. объединенным участком владел крестьянин Вологодской губернии Евграф Федорович Пелевин,

Из книги автора

Дома № 236 и № 238 Дом № 236Ныне под этим номером числятся три отдельно стоящие здания, используемые коммерческими предприятиями (включая дом № 2 по Тосиной ул. – их около 20).В середине XIX в. участок (№ 259) принадлежал ямщику Александру Гавриловичу Росадину, затем участком

Поезд от Лондона до станции Bangor (уэльское название – Gwynedd) идёт три с половиной часа. Между зелёных холмов, усыпанных мохнатыми овечками, руин кельтских святилищ, дубрав и прозрачных таинственных озёр, дорога пролетела незаметно.
И вот, нас уже встречает яркий и открытый новым приключениям музыкант, эколог и сказочник Эрик Мадерн. По пути в Кай Мабон он заинтриговал нас легендами и поверьями этих мест и рассказал историю своего знакомства с долиной божественной молодости. Так, по одной из версий, переводится название Кай Мабон. Но некоторые говорят, что Mabon (или Maponus) был Солнечным Божеством древней Великобритании, которому был посвящен Стоунхендж. Таким образом, Кай Мабон – это или укрытие древнего Бога Солнца или Дом божественной молодости.

Легендарное место

Я наткнулся на Кай Мабон совершенно случайно. Сразу же влюбился в это место. Но купить здесь землю было совершенно нереально.

Позже, во время медитации, у меня было видение о том, как мы могли бы возродить этот край

Поэтому я возвратился сюда… и обнаружил, что кто-то уже купил это место!
Словом, мне пришлось окончательно распрощаться с мечтой о том, что когда-нибудь я смогу стать владельцем этой земли.

Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Год спустя я случайно обнаружил, что Кай Мабон продаётся повторно. У меня всё ещё не было ни денег, ни работы, но зато я точно знал, чего хочу. Мне удалось организовать заём под залог участка. За день до подписания контракта я отправился туда, чтобы осмотреть место со всех сторон. Был влажный пасмурный июньский день. А я родом из местечка Эллис Спрингс в центральной Австралии, где солнце светит всегда! Что, чёрт возьми, я делал?!

Тем вечером я навестил хор, которым руководил мой друг. Кто-то принёс новую песню, чтобы спеть. Там говорилось: «Cпи, спи сегодня ночью и, может быть, твои мечты исполнятся, и когда грянет гром и пойдёт дождь, позволь ему литься, литься прямо на тебя… »

Божество на входе. Фото: Филиппп Перхов


К тому времени, как мы спели это несколько раз, я знал, что моя мечта исполнится. На следующий день подписал контракт с чистым сердцем. Пересёкся с несколькими своими друзьями и рассказал им, что я сделал.

Один из них спросил: «А ты знаешь, что за день был вчера? »

«Нет, не знаю », – ответил я

«Иванов день (самый длинный солнечный день в году, середина лета)».

Кельтская хижина. Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Теперь, 17 лет спустя, большая часть мечты стала реальностью. Не то, чтобы я точно знал, как именно это будет. На самом деле у меня было много надежд, догадок, смутных представлений о том, как это могло бы быть. Вместо того, чтобы разработать точный проект и следовать ему, я хотел позволить событиям развиваться своим естественным чередом. Это звучит наивно, но я хотел, чтобы место само подсказало мне, что именно нужно делать.

Влияние леса, реки, горы, озера очень сильно – они повсюду. Я хотел прислушаться к их посланиям, а также к тем людям, которые приехали сюда помогать, каждый со своими собственными желаниями и видением. Идеи рождаются сами, когда приходит их время. Одним требуются годы для осуществления, а другие реализуются за день.

Дом из самана (кобовая хижина). Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Очень важно понимать, что не всё должно быть сделано через один год или даже десять. Время – целая жизнь, возможно, несколько поколений придёт и уйдёт, прежде чем полностью раскроется потенциал этого места. Для меня очень важно творить красоту. Не показную красоту роскоши и богатства, а простую и естественную красоту. Это технологии, известные в наши дни, как природосберегающие.

Все наши экодома сделаны, главным образом, из древесины, камня, тростника, соломы, глины, извести. Они хорошо гармонируют с окружающей средой. Это настоящие островки бытия. В каком-то смысле в них чтятся наши предки – кельты, крестьяне , и в то же время это современные дома, в которых уютно и комфортно.

Домик хоббита.

Вход в домик хоббита. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Я часто думал о двух самых главных подарках Кай Мабон… Что важнее? Исцеление или вдохновение? В большинстве случаев неважно, чем вы заняты здесь. Вездесущие земля и река, лес и огонь исцелят и вдохновят вас.

Некоторые могли бы назвать это язычеством. Но я предпочитаю думать, что Кай Мабон – место, которое привлекает и питает все духовные культуры. Да,
у нас есть языческие и шаманские группы, но также есть и христиане, дзен-буддисты, даосы. Но есть и такие, кто приезжает просто писать, танцевать или петь, или найти себе пару, или отпраздновать день рождения или просто поразмышлять о жизни.

Одна вещь распространена среди большинства приезжающих сюда групп – творческое использование ритуалов и церемоний. Кажется, что старые традиции больше не работают, утратили свою силу, но многие не могут обойтись без них. Потребность в символическом использовании слов и действий для усиления опыта, придания особого значения и одухотворения человека очень глубока. В месте, подобном этому, можно создать ритуалы, которые воздают должное предкам, которые воспевают природу, ценят красоту, поддерживают традиции и отражают жизнь и мечты тех людей, которые вовлечены в их создание.

В конечном счёте, это открывает целостную картину мира, позволяет нам жить более гармонично и подготовить лучшее место для тех поколений, которые придут после нас.

Глиняная хижина. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

История

С тех пор как римляне пришли на эти острова 2 тысячи лет назад, труднопроходимые горы и пейзажи Уэльса (Cymru) стали убежищем для народов, рождённых в Британии. Эта народность Cymru известна как валлийцы. Этот угол Северо-Западного Уэльса – сердцевина родного валлийского языка Cymraeg, древнейшего в Европе. Сегодня только 20 % населения Уэльса свободно говорит на нём.

C 11 по 13 столетие графство Гуинет и Сноудония были главным центром сопротивления уэльсцев норманнам. Менее чем в миле от Кай Мабон находится замок Долбадерн, построенный Луэллином Великим для того, чтобы охранять главную дорогу в горы.

В конце 18 столетия в Сноудонии был обнаружен сланец. Более ста пятидесяти лет он добывался здесь поблизости и использовался в Великобритании, а также отправлялся по всему миру. Это был уэльский сланец, которым выстилали крыши в городах, построенных, чтобы дать жильё рабочей силе промышленной революции. Карьер Dinorwic был когда-то самым большим сланцевым карьером в мире. Не выдержав падения спроса и конкуренции, он был закрыт в 1969 году и теперь представляет собой сложную систему утёсов, каньонов, туннелей и наклонных поверхностей,
на которые природа уже наложила свой отпечаток. Думаю, каждый будет впечатлён гигантской работой, проделанной уэльскими рабочими, но в то же время будет потрясён трудностями, которые они выносили.

На склоне Fachwen было приблизительно сорок домов, которые теперь пришли в упадок, где проживали рабочие карьера со своими семьями. Свой доход они увеличивали, разводя свиней, цыплят и выращивая сады.

На противоположном берегу реки от Кай Мабон находятся руины старых мучного и шерстяного заводиков. Также здесь производились грифельные доски для школ. В устье реки были пришвартованы несколько лодок, чтобы перевозить товары через озеро в Ланберис. Как рассказывают, женщина, жившая
в одном из домов при заводе, родила прямо в лодке, по пути через озеро. После 1969 года многие жители из домов на склоне Fachwen перебрались
в муниципальные дома с современными удобствами в соседних деревнях. Десять лет спустя Fachwen стали скупать приезжие. Захватывающая панорама гор манила очень многих.

Как мы начинали

В 1987 и 1988 годах в Кай Мабон было проведено два семинара по пермакультуре. В 1989 году здесь прошёл обряд посвящения первых пионеров-поселенцев. В тот год было заложено основание нашего центрального кельтского дома. В 1990 году была начата работа по кладке каменной стены. Это заняло три года при работе в течение одной недели каждое лето. Летом 1994, с помощью бывшего кровельщика Ника МакСмита, Джейка Кина из Дорсета и многих других добровольцев, была закончена крыша.

Гринмен – его нарисовал на своём доме Эрик Мадерн. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Завершение строительства стало своего рода катализатором дальнейших событий. В 1995 был построен каркас Сарая (крыша, пол, стены), в следующем году конструкция дополнилась дверями и окнами красивого дизайна. В 1997 году с участием всё того же кровельщика Ника МакСмита был спроектирован и построен ультрасовременный биотуалет, двухкамерный, с системой сухого компостирования.

В 1998-99 годах строили дома из соломенных блоков, с крышами, обмазанными глиной. В 2000 году мы построили пагоду и приобрели геодезический купол. 2001 был спокойным годом – мы построили пару новых террас и приобрели монгольскую юрту и иранскую юрту.

Огонь и Феникс

«Дорогие друзья!

Как вы, вероятно, знаете, главный кельтский дом Кай Мабон сгорел дотла в день весеннего равноденствия, 20 марта 2002 года. К счастью, никто не пострадал. Это не было поджогом, и это не было следствием ошибки, которая могла быть допущена при проектировании. Причиной пожара, скорее всего, стала оставленная без присмотра свеча, и семь часов спустя, как свеча полыхало всё здание. Я предполагаю, что воск, капавший со свечи, медленно распространял пламя на окружающую обстановку и, постепенно, добравшись до соломы, огонь вспыхнул с огромной силой. Женщины находились в этот момент в Сарае и были заняты работой. Первое, что они увидели потом, было яркое оранжевое пламя в окне. Дом пылал.

Я находился в Честере тогда и был глубоко потрясён, получив новости. Но когда на следующий день вернулся домой, это было сильнейшее испытание – бессильно смотреть на кучи пепла, обугленные стропила и оплавленный металл, оставшиеся от чудесного дома.

Около тридцати секунд я рассматривал возможность восстановления, но отклонил эту идею. Кельтский дом был первым зданием, которое я построил здесь, и он был сердцем этого места.

Уникальное красивейшее строение. Солома ниспадала красивыми волнами, мерцающие огни и фонари создавали магическую атмосферу в течение многих замечательных вечеров. За семь
с половиной лет здесь побывали более четырёх тысяч человек.

Я думаю, что большинство из вас хранит свои особые воспоминания. Для меня это было место душевного близкого общения. Бесчисленные неспешные беседы возле огня, моменты глубокой близости, которую оберегали стены, словно защищающие объятия. Сколько прекрасных рассказчиков побывало здесь, чтобы вдохновить и развлечь нас. Это место было наполнено песнями и звуками прекрасной музыки, поэзией и смехом. Были моменты глубокого пробуждения и трансформаций. Пары женились и рожали детей.

Так или иначе, это воссозданное древнее место было убежищем от беспокойного проблемного мира, в котором мы могли снова соединиться с более простой, древней и более мудрой частью нас самих. Частью, которой обладают дети, подростки и взрослые, которые ещё не перестали быть детьми.

Сегодняшние новости – за два последних месяца Феникс возродился. Это было выдающееся время! В течение 4 недель строительства приехало множество людей, чтобы протянуть руку помощи, одни – на несколько часов, другие – более чем на неделю. Некоторые особенно мужественные, упорные возвращались несколько раз, стремясь, возможно, почувствовать невероятную атмосферу (один друг сказал, что это были наиболее жизнеутверждающие 24 часа за все годы). Но ничего
из этого не было бы возможно, если бы не великодушие более чем 50 человек, которые сделали пожертвования, позволившие нам купить материалы и покрыть многие другие расходы.

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал нам.

В новом доме мы использовали различные усовершенствования. Стена, которая наиболее пострадала от огня, была заново переложена и оштукатурена известью. Она теперь сияет белизной. Вниз мы положили несколько огромных сланцевых плит, получился красивый пол; каждая плита имеет своё имя. Под полом проходит керамический воздуховод, поставляющий воздух к очагу. Крыльцо – роскошная конструкция, сделанная из изогнутых дубовых ветвей, покрытых кельтскими орнаментами с несколькими красиво изогнутыми тисовыми досками. Соломенная крыша выглядит великолепно.

Сейчас, пока я пишу, нужно ещё 2-3 дня, чтобы всё доделать и покрыть соломой. В прошлый уикенд случилась небольшая задержка – на крыше обосновался рой пчёл. Мы решили считать это благословением, но это означало, что мы не можем закончить работу тогда, когда мы надеялись.

Вход в один из экодомов. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Позже Давид, который делал окна и двери в Сарае, сделает специальные двери и здесь. Ещё нам нужно восстановить подушки, коврики, циновки».

Архитектура

Кобовая или саманная хижина

В марте 2004 мы начали закладку фундамента для этой хижины. Тогда, в апреле, 30 человек приехали, чтобы принять участие в семинаре по саманному строительству. Под опытным руководством Иэнто Эванса и Линды Смайли (соавторы книги «Дом своими руками»/The Hand-Sculpted House) мы начали возводить стены нашей прекрасной хижины. На строительство ушёл ровно год.

Круглый дом

Прототипом Круглого дома (фото на обложке ) является жилище неолитического и железного веков. В Сноудонии есть много мест, отмеченных на карте как круги хижин.

Кай Мабон. Эрик в Кельтской хижине. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Дом из самана. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Дом из самана. Кобовая хижина. Фото: Филиппп Перхов

Обычно это кольца из обломков камней, поросшие ежевикой и папоротником-орляком. Когда-то они были каменными стенами вокруг хижины с конической соломенной крышей, сделанной из водного тростника или даже папоротника-орляка.

Круглый дом Кай Мабон – это реконструкция одного из таких древних жилищ. Это круг диаметром приблизительно 6 ярдов (около 5,5 метров), что является самым распространённым размером кельтских круглых домов. Каждое такое жилище предназначалось для одной семьи, где они готовили пищу, ткали, хранили вещи, спали и общались.

Первый Круглый дом был построен за четыре года: три из них ушло на строительство каменной стены (мы работали по неделе летом), и пять недель летом 1994 года ушло на крышу. У него были сухие каменные стены, земляной пол и довольно рыхлая соломенная крыша, через которую проходил дым от очага. Второй Круглый дом был построен за 2 месяца, после того, как сгорел первый дом. У него стены с известковой кладкой и оштукатуренные, сланцевый пол и плотная соломенная крыша. Стропила из еловых сучьев, круглые ореховые балки и солома из водного тростника. Дом должен простоять лет 20-30, прежде чем что-нибудь будет нуждаться в замене.

Второй дом был усовершенствован разными способами. В этот раз мы очень тщательно сделали соломенную крышу, скрепляя солому между собой и используя стальные пруты, так что крыша стала непроницаема для дыма, и курить внутри стало уже невозможно. Нам пришлось сделать отверстие для дыма в центре крыши и предстоит сделать ещё много всего по мелочи, чтобы свести к минимуму вероятность задымлённости. Но, тем не менее, этот Круглый дом такое же прекрасное место для посиделок вокруг огня, с песнями, историями и беседами, как и первый.

Студия, Сарай и кухня

Изначально в этой части территории располагался сарай с сеном и смежное помещение для дойки. В 1995 мы расширили сарай, используя традиционные двухслойные блоки из шлакобетона. Теперь основной зал служит местом совещаний, проведения больших застолий, студией для танцев и универсальным центром нашего мира, будучи единственным зданием в поселении, где есть электричество. Из комнаты для доения мы сделали кухню, довольно простую, но достаточную для того, чтобы обслужить до 30 человек.

Здесь установлены такие же роскошные, не уступающие по красоте Круглому дому, двери и окна, изготовленные Дэвидом Хьюсом. Главные двойные двери из ясеневого дерева, росшего на расстоянии всего 30 метров отсюда. Стены дома мы сделали немного наклонными, и кажется, что здание растёт из земли.

Целиком статью Эрика Мадерна читайте во 2-ом номере журнала.
Где купить журнал «Экодом» .

Кай Мабон

1 of 10


Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов


Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов