Рисование в фотошопе: учимся работать с кистью и карандашом. Инструмент «Кисть» в Фотошопе

Приветствую вас мои дорогие читатели, точнее читатели моего блога. Сразу хотелось бы задать вам вопрос: вы умеете рисовать? Я имею ввиду действительно рисовать на уровне. Вот я лично нет, честно признаюсь. Ну не художник я. Но в детстве я очень любил каляки-маляки кисточкой на бумаге выводить и по рисованию у меня пятерки одни были.

Так к чему я клоню? Конечно же к инструментам рисования в нашем любимом графическом редакторе. Будем с вами учиться опять орудовать кисточками, но на сей раз цифровыми. Проще говоря вы узнаете как пользоваться кистями в фотошопе и почувствуете себя художниками. И не важно какая версия программы у вас стоит. Работа остается такая-же

Поэтому давайте выключим всю ненужную информацию в наших головках и приступим.


Ну что готовы приступить к рисованию? Тогда вперед.

Зажмите левую кнопку мыши на картинке, и не отпуская ее начинайте вести. Вы увидите как у вас получается синяя полоска. Здорово. Вот и пошло-поехало обычное классическое рисованию кистью. Но всё ли это? Конечно нет.

Параметры кисти


Свойства кисти

Зайдем в свойства "Кисти" и рассмотрим что такое "непрозрачность" . Нажмите на нее и поставьте, например 40% . Попробуйте нарисовать что-нибудь. Видите? Ваш рисунок стал как призрак, т.е. полупрозрачным. В некоторых случаях — это очень удобная и полезная вещь.

Параметр «Нажим» говорит сам за себя. Выберете классическую форму кисти (кружок) и не забудьте вернуть непрозрачность на 100 . Теперь измените нажим сначала на 60% и нарисуйте что-нибудь, затем на 30% и снова нарисуйте. Заметили разницу? Разница на лицо.

Вот в итоге какая интересная картина у нас получилась.

Примечание. Если вам не понравились ваши мазки и вы хотите отменить несколько действий, то надо несколько убрать последние действия с помощью «Истории».

Сохранение шаблона кисти

Если вы выбрали какую-либо кисть, размер и другие настройки, и вам она так понравилась, что вы захотите ее сохранить, то можно это сделать запросто.

Вверху, где свойства кисти есть стрелочка вниз. Нажмите на нее и вы увидите предустановленные шаблоны. Вам надо нажать лишь на значок создания шаблона и выбрать имя. Таким образом, если вы вдруг захотите снова воспользоваться этой кисточкой, то не надо заново искать саму кисть и выставлять размер и прозрачность. Вам нужно вызвать окно с шаблонами и выбрать то, что вы создали.

Прямое рисование кистью

Ай-ай-ай. Чуть не забыл очень важную фишку для рисования. Ведь все мы люди? И нарисовать ровную линию от руки ооочень сложно. Но в фотошопе всё упрощается. Вам просто достаточно зажать левую кнопку мыши, чтобы появился первый мазок, а затем зажать клавишу Shift . А дальше продолжайте вести линию с зажатым шифтом и не бойтесь, что рука дрогнет. Линия будет прямой.

Пример рисования (Дерево на траве)

Специально для этого урока я сделал небольшое видео, как быстро нарисовать простенький пейзажик. Одновременно с этим вы сможете закрепить работу с инструментом «Кисть» . Сразу говорю, что я не художник и не дизайнер, так что не обессудьте.

Еще раз повторю, что я не художник-дизайнер, так что можно не хаять мой рисуночек. Хотя...почему бы и нет? Можете застебать меня, я разрешаю))).

Ну вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Надеюсь, что он был полезен для вас. Но если у вас остались какие-то непонятки — я всегда на связи.

Кроме того вы можете просмотреть этот видеокурс по фотошопу , в котором всё рассказано от начала до конца в формате видеоуроков! Очень рекомендую, курс действительно качественный и стоящий. Каждый урок рассказан подробно и смотрится на одном дыхании.

Кстати не забудьте подписаться на обновления моего блога и будете в курсе самых свежих статей и новостей самыми первыми. Обещаю, спамить ене буду!!! Желаю вам плавать в фотошопе как рыба в воде, так что учитесь, тренеруйтесь, а мы с вами увидимся в следующих уроках. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.

НАСТРОЙКА КИСТИ

Раз вы изменили параметры существующей кисти, и вам понравился результат и вы хотите сохранить эти изменения, вы должны сохранить кисть под новым именем. Чтобы сделать это, после того, как вы изменили параметры кисти, кликните на маленькую кнопку в углу рядом с корзиной. Введите новое имя для кисти, и ваша новая кисть появится в конце вашего списка кистей. Убедитесь, что правильно сохранили всю кисть – использовав функцию Сохранить Кисти (Save Brushes), - потому что если Photoshop «полетит», все настройки будут сброшены. Но если вы сохраните их, то можно будет просто перезагрузить их заново.

Создание новой кисти

Вот несколько шагов по созданию своей уникальной кисти.

1. Откройте новый файл с белым фоном. Создайте новый слой поверх него. Максимальный размер кисти может быть 2500х2500 пикселей.

2. Используя черный и серые оттенки, создайте рисунок, который станет вашей кистью. Вы можете создать цветную кисть, но она все равно будет преобразована в черно-белую, поэтому лучше начинать в серых тонах, чтобы изначально иметь представление о том, как кисть будет выглядеть в будущем. Белый будет полностью прозрачным, черный – полностью видимым, серые оттенки останутся в средней позиции.

4. Выберите свою новую кисть из списка и откройте окошко КИСТИ (BRUSHES). Настройте ее по своему желанию, добавляя рассеивание (scatter), колебание угла (angle jitter), все что угодно, чтобы придать кисти тот вид, который вам необходим. Когда вы закончите, не забудьте воспользоваться кнопочкой возле корзины, чтобы сохранить настройки. Затем сохраните всю кисть.

РЕЖИМЫ СМЕШИВАНИЯ КИСТЕЙ (BLENDING MODES)

Так же как и Слои (Layers) в Photoshop могут быть применены в разных режимах смешивания, при рисовании вы также можете настроить свою кисть на разные режимы смешивания. При рисовании поверх картины в таких режимах, результаты получаются совершенно другими, нежели при рисовании на новом слое поверх картины в том же режиме. Это происходит потому, что краска теперь накладывается и взаимодействует с цветом, который был нанесен ранее. Установить режим кисти можно на панели рядом с кистями (Brushes). Они сгруппированы по своему действию – затемнение, высветление, усиление контраста, инвертирование цветов, и специальные эффекты. Здесь представлены некоторые из наиболее используемых режимов, и описано их действие:

Умножение (Multiply):
В этом режиме все цвета затемняются.

Наложение (Overlay):
В этом режиме ваша картина становится более насыщенной. В зависимости от того, какой цвет вы используете – темный или светлый, - в этом режиме они будут становиться ярче или темнее, но всегда с более насыщенным характером, чем в режиме Умножения (Multiply). Отличный способ реалистично обыграть оттенки кожи.

Здесь вы видите три цвета, примененных в режиме Наложения (Overlay), для насыщения участков кожи вокруг носа, губ, глаз, и добавления теней.

Цветное Горение (Color Burn):
Данный режим очень сильно затемняет цвета, но при этом также сильно повышает их насыщенность. Используйте очень аккуратно, а то можно увлечься и загубить картину.

Цветная Увертка/Цветное Уклонение (Color Dodge):
В этом режиме краски становятся яркими, живыми и приобретают сияние. Хорош для спец. эффектов – при рисовании огня, горящих вспышек, плазменной энергии, взрывов.

Использование трех цветов в режиме Цветной Увертки (Color Dodge) для создания искр с горящими ядрами.

Линейная Увертка/Линейное Уклонение (Linear Dodge):
В этом режиме краски приобретают большую яркость более светлым, отбеливающим путем.

Три цвета, использованных в режиме Линейной Увертки (Linear Dodge), для высветления прядей волос.

ВОПРОС-ОТВЕТ:

Какой кистью лучше всего рисовать?
С чего вы взяли, что такая кисть существует? Рисуйте той кистью, которая вам больше по душе! Только помните, что чаще всего в практике рисования можно обойтись одной круглой твердой кистью (hard round brush). Одной из ошибок новичков является повсеместное использование аэрографа (airbrush), т.к. пытаются добиться эффекта мягкого фокуса. Это приводит к размытым краям и расплывчатой картинке, что не есть хорошо. Так как же тогда грамотно размывать картинку? Ответ в следующем вопросе:

Как смешивать цвета в Photoshop?
Лучший способ добиться плавного перехода между цветами при рисовании – это рисовать при низкой непрозрачности (Opacity). Photoshop как таковой не имеет «блендера». Но вы также можете использовать для этого инструмент Палец/Грязь (Smudge). Однако этот инструмент может оказать пагубное действие, и причины тому есть. При неправильном использовании он создает как бы грязные пятна. Но если настроить рассеивание (scatter), и намно-о-о-ого уменьшить интенсивность, вплоть до 8%, то можно добиться вполне хорошего размытия между цветами. Кисти с разными кончиками и разными настройками могут по-разному смешивать краски, от полосок до водяного размытия.

Здесь показано, как разные кисти могут выступать в роли размывателя (интенсивность 8%, 70%, 90%)

Можно ли для добавления теней и бликов использовать только лишь режимы Горение (Burn) и Увертку (Dodge)?
Горение и Увертка обладает своим действием, затемняя и высветляя цвета определенным образом, но при этом они вымывают цвета. Эти приемы больше подойдут для рисования, например, металла, и меньше – для таких вещей, как кожа, которые при использовании Горения и Увертки могут приобрести ужасный оттенок некачественного авто-загара. Лучше все таки добавлять тени и блики с помощью чистых цветов.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


1) горение/уклонение на серой основе
2) горение/уклонение на золотой основе
3) горение/уклонение на бежевой основе
4) бежевая основа с белого и цветных оттенков для света и тени

Читайте так же

Испробовал на практике новую кисть. Результаты меня очень порадовали! В плане удобства и лёгкости работы в процессе рисования она даёт весьма приемлемый результат, сильно экономя время. Может просто раньше я рисовал неправильно, но кисть и техника рисования мне очень понравилась. Спасибо B_z ( mr. tot) – его подсказка.

Настройки кисти

Опушу, как установить эту кисть, а за одно и как сделать свою кисть с нуля.

Заготовка

Чтобы создать кисть:

1. Cохраните заготовку, которая расположена выше.

2. Откройте эту картинку в фотошопе.

3. Edit – Define Brush Preset… (Редактирование – Определить кисть).

4. В конце списка кисти появится не настроенная кисть.

Как настроить кисть?

Opacity (Не прозрачность) устранавливаем в 100% никогда не изменяя его в процессе рисования.

В случае, когда требуется всё же использовать непрозрачность, то можно включить режим изменения прозрачности. Эта кнопка расположена рядом с Непрозрачностью (только в CS5, по-моему).

В других же версиях включить эту настойку можно в панели F5 , включив галочку ветки “Передача” , в которой настроена зависимость прозрачности от степени нажатия.

В ветке Форма отпечатка кисти панели F5 нужно участить Интервал как минимум до 10% или ниже , чтобы штрих выглядел единой фигурой.

При рисовании на первых порах лучше не включать изменение размера кисти от нажатия, а рисовать кистью со статичным размером – это экономит время и не уводит процесс рисование в опережение (есть возможность больше поработать над общим видом изображения без конкретики).

Прорисовка деталей

При прорисовке деталей, когда основная намечена можно включить зависимость размера от степени нажатия, а зависимость прозрачности выключить.

Что получилось у меня

Всё больше углубляясь в Фотошоп, каждый пользователь постепенно открывает для себя новые грани и возможности, которые не были доступны ранее. Это касается и некоторых, казалось бы, банальных инструментов. Однако спустя какое-то время становится ясно, что всё не так просто, как могло показаться вначале. Один из таких инструментов - кисть. Изначально кажется, что этот инструмент очень примитивен, а его возможности и область применения достаточно ограничены. На самом же деле это не так. В этой статье мы разберёмся, как рисовать кистью в Фотошопе и по-новому посмотрим на её использование. Давайте же начнём. Поехали!

Рассматриваем один из важнейших инструментов редактора

Если вам нужно изменить размер кисти, то для этого необязательно переходить в меню. Используйте клавиши квадратные скобки («[» и «]») на клавиатуре. Шаг увеличения или уменьшения составляет 5 пикселей. Чтобы изменять уровень жёсткости с шагом 25%, используйте указанные клавиши, зажав Shift.

Теперь рассмотрим панель кисти. Щёлкнув по соответствующей иконке, вы попадёте в окно с множеством настроек, но не стоит пугаться. Всё не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Кликнув по кнопке «Наборы кистей », можно просмотреть всю библиотеку инструментов этой группы. Далее идёт «Форма отпечатка…». В этом разделе задаётся диаметр. С помощью этой функции можно установить число пикселей кисти. Преимущество этого способа в том, что он не позволяет другим настройкам как-то повлиять на заданное значение. Иконка в виде закруглённой стрелки позволяет восстановить параметр по умолчанию.

Программа предоставляет широкий спектр возможностей для рисования

Как вы уже поняли, в пунктах «отразить X» и «отразитьY» отображается оттиск по одной и другой проекциям. Параметр «Угол» позволяет регулировать угол наклона инструмента, а в пункте «Форма» можно изменять форму в пределах окружности. В настройках жёсткости и интервалов регулируется сила нажатия и расстояния между оттисками соответственно.

Следующий раздел - «Динамика формы». Здесь настраиваются колебания угла, формы и размера, а также минимальный диаметр и форма. Всё это соотносится с параметрами предыдущего раздела. Чем выше вы установите значение, тем более произвольными будут настройки.

Вы можете определить любые характеристики мазка

В пункте «Рассеивание» задаётся количество и расположение оттисков. Далее идёт раздел «Текстура». Там, соответственно, можно задать нужную текстуру для кисточки. Обратите внимание, что если у вас отмечен пункт «Текстурировать каждый отпечаток», то в таком случае текстура будет применяться отдельно к каждому оттиску. Для достижения обратного эффекта уберите галочку. Значение глубины оказывает влияние на контраст текстуры и кисточки.

Следующий пункт - «Двойная кисть», здесь настраивается оттиск из двух кистей. В разделе «Динамика цвета» можно установить два цвета - основной и фоновый, а программа уже самостоятельно подберёт необходимые оттенки при рисовании.

  • Добавить шумы;
  • Размыть края (эффект акварельных красок);
  • Получить эффект распылителя;
  • Сгладить края кисточки;
  • Защитить текстуру, чтобы каждый раз не менять предустановленную.

Регулирование значения непрозрачности - очень часто используемый приём, позволяющий сделать штрихи более или менее заметными. Нажав кнопку «Нажим управляет непрозрачностью», можно добиться интересного эффекта, однако, это работает только для владельцев планшетов. Эта функция позволяет изменять непрозрачность в зависимости от силы нажатия на экран.

Показан доступ к выбору текстуры и кнопки функций нажима

Отрегулировав нажим, можно получить эффект карандаша . Чем больше - тем насыщеннее и жёстче, чем меньше - тем светлее и мягче.

Функция «Нажим управляет размером» также предназначена для сенсорных экранов, как и рассмотренная выше. Только в этом случае, чем сильнее вы давите на экран, тем больше будет след от кисти, и наоборот.

Некоторые пользователи сталкиваются с проблемой при работе с кистями. Если вы не знаете, почему именно не работает кисть в Фотошопе, то дело, скорее всего, в режиме наложения. Измените этот параметр - и вы снова сможете полноценно использовать этот инструмент. Также проблема может возникнуть из-за маски слоя . Белая кисть не будет рисовать на белой маске. Обязательно учитывайте все эти факторы.

Теперь вы будете знать, как пользоваться кистью в Фотошопе. Разобравшись со всеми тонкостями параметров, вы сможете эффективнее применять этот инструмент для решения самых разных задач. Пишите в комментариях, была ли полезной для вас эта статья, и делитесь с другими пользователями своим опытом применения кистей в Photoshop.

​Чтобы освоить цифровую живопись на высшем уровне, вам необходимо знать разнообразные правила рисования. В сегодняшнем уроке мы будем говорить о том, что лучше использовать - твердую или мягкую кисть Adobe Photoshop. Я покажу вам разницу между ними и способы применения, которые лучше всего подходят для каждой кисти.

Но я уже могу рисовать...

Логично предположить, что если вы можете рисовать на бумаге, то сможете рисовать и в Photoshop, так ведь?

Ну, не совсем.

Я видел многих отличных традиционных художников, которые переходили на цифровое рисование с большими трудностями. По правде говоря, цифровая живопись требует больше, чем просто знание базовых принципов. Для этого вида творчества необходимо полноценное понимание используемого программного обеспечения и безграничного потенциала этих инструментов.

Как видите, чтобы рисовать на компьютере вам необходимо перепрограммировать свое мышление на понимание того, что рисунок можно изменить в любое время. Как только вы начинаете лучше разбираться в инструментах, эта особенность становится приятной, а не отягощающей.

Жесткие кисти & Мягкие кисти

Итак, что представляют из себя жесткие и мягкие кисти? Жесткость кисти непосредственно указывает на то, насколько четкими являются ее края. Чем выше процент жесткости, тем точнее штрих. Для более размытого края достаточно просто снизить параметр Жесткость (Hardness).

Непрозрачность (Opacity) также играет важную роль в определении мягкой или жесткой натуры стандартной круглой кисти. Чем выше Непрозрачность , тем больше краски.

Вот настройки, которые я рассматриваю для Жесткой и Мягкой кисти.

Жесткие кисти

  • 50-100% Жесткость (Hardness)
  • 50-100% Непрозрачность (Opacity)

Мягкие кисти

  • 0-50% Жесткость (Hardness)
  • 0-50% Непрозрачность (Opacity)

Вы заметите, что здесь есть "золотая середина", что-то между обеими типами кистей. 50% Жесткость станет отличной настройкой для рисования даже мелких деталей без необходимости волноваться о том, что края будут слишком размытыми.

Чтобы показать вам, какие настройки работают лучше всего в определенных ситуациях, давайте рассмотрим эти примеры.

Эскизы

Давайте начнем с эскизов. Они всегда должны выполняться Жесткой кистью (Hard Brush) - обычно около 100% Жесткости (Hardness). Иногда можно увидеть художников, которые регулируют настройки для получения более суженного конца кисти, но эта настройка просто придает штрихам вид обычного карандашного рисунка.

Сохраняя края кисти жесткими, вы получите чистые и опрятные эскизы.

Мягкая кисть (Soft Brush) делает мелкие детали рисунка менее заметными, в особенности из-за смешивания размытых зон.

Block in Colors

В цифровой живописи есть понятие "block in colors". Это процесс создания основной цветовой схемы для рисунка. Обычно для этого процесса используется Жесткая круглая кисть (Hard Round Brush) с Жесткостью (Hardness) 50-100% , чтобы наложить первичные цвета на эскиз.

Затем художник продолжает, добавляя цвета при помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) с Жесткостью (Hardness) 0-50% .

Если в этой же ситуации начать с Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) можно будет заметить, что цвета смешались и стали мутными. Вам также придется потратить намного больше времени, применяя множество цветных слоев просто чтобы получить такой же эффект как при использовании Жесткой круглой кисти (Hard Round Brush).

Большинство вещей в природе обладает определенной фактурой и весом. Намного труднее передать эту идею используя только Мягкую кисть (Soft Brush).

Поэтому думайте о цифровой живописи как о прекрасной скульптуре. Сначала обозначьте основы Жесткой кистью (Hard Brush), а затем смягчите все, что необходимо Мягкой кистью (Soft Brush).

Финальные штрихи

Визуально, кусочек хлопка и алмаз имеют две совершенно разные текстуры. Однако, большинству деталей, которые вы рисуете, потребуется некоторая форма четкости - как у алмаза.

Когда видите, что рисунок почти закончен, поднимите значения Жесткости (Hardness) и Непрозрачности (Opacity). Используйте более твердую кисть, чтобы нарисовать те самые финальные детали.

Так что, я должен использовать только жесткую кисть?

Нет, но при рисовании именно жесткой кистью вы будете чувствовать себя более комфортно, чем при использовании мягкой кисти. Стоит учитывать, что мягкая кисть - это инструмент, который помогает отполировать все детали после работы жесткой кистью. Попробуйте использовать "золотую середину" (50% Жесткости) и просто регулировать настройки в соответствии с нуждами конкретного рисунка.

Список способов применения для Жесткой и Мягкой кисти

Если вы испытываете проблемы и чувствуете, что ваш рисунок выглядит неправильно, причина может быть в выборе кисти. Держите этот список как напоминание того, какие детали лучше рисовать каждой кистью.

Жесткая кисть подойдет для:

  1. природа: общий ландшафт и детали, такие как трава, камни, деревья и т.д.
  2. одежда и аксессуары
  3. общие черты лица
  4. волосы
  5. формирование любого другого материала

Мягкая кисть подойдет для:

  1. природа: небо, облака, дым, туман и т.д.
  2. создания гладкой кожи
  3. полировки текстур
  4. общего смешивания цветов (после color blocking)

Восприятие глубины

Единственный случай, когда вам потребуется очень активно использовать мягкую кисть - работа с восприятием глубины. Восприятие глубины - действительно классный эффект, при использовании которого объект кажется ближе или дальше от нас в зависимости от того, какие детали размыты.

Однако, по правде говоря, вы можете получить тот же эффект при использовании других инструментов, например, Размытие по Гауссу (Gaussian Blur). Не волнуйтесь, мы опишем работу с различными инструментами в цифровой живописи в одном из следующих уроков!

Вывод

Чтобы быть успешным в работе над цифровыми рисунками, уделяйте внимание основам. Вы можете избавиться от проблем, просто отрегулировав настройки определенного инструмента. Старайтесь делать частые перерывы, чтобы иметь возможность взглянуть на свою роботу под новым углом и завершить ее идеально. Удачи!