Автор картины 3 царевны подземного царства. Описание картины художника васнецова три царевны подземного царства. Краткое описание картины художника Васнецова – кто эти три царевны

1884 г. Холст, масло. 164 х 297 см. Государственный музей русского искусства

Описание картины Васнецова В.М. «Три царевны подземного царства»

В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».

Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.

Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.

Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Виктор Васнецов

Три царевны подземного царства

Предыстория

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.

Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники.

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)

В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробужденного края».

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

photo_28.11.2016_14-56-34.jpg

photo_28.11.2016_14-56-44.jpg

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1881. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Виктор Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сюжет

Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева. В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем.

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки - дочерей) Ворона - Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.

Фрагмент обложки книги «Русские народные сказки» Александра Афанасьева

Автор

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова - с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.

Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

Васнецов.jpg

проект пристройки.jpg

Автопортрет. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). 1873. Государственная Третьяковская галерея
Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым. 1899–1901. Москва, Лаврушинский переулок

Золотая царевна

Согласно русской народной сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая - самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь - распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Северорусская (Новгородская, Архангельская губернии) коруна. XIX век. Собрание Натальи Шабельской

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ - царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».

Вторая половина XIX века - это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

Утро стрелецкой казни. Фрагмент. Василий Суриков. 1881. Третьяковская галерея. Москва. Стрелецкая жена одета в традиционную для Руси ферязь, а солдаты Петра I - в европейские костюмы. Так Суриков противопоставляет уходящую в прошлое Древнюю Русь пришедшей ей на смену Петровской эпохе.

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля - «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.

Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей - более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой).