Леонид андреев писатель произведения. Андреев, Леонид Николаевич – краткая биография. Семья, детство и любопытные факты

Коми язык входит в финно - угорскую языковую семью, а с наиболее близким ему удмуртским языком образует пермскую группу финно-угорских языков. Всего в финно-угорскую семью входит 16 языков, которые в глубокой древности развились из единого языка-основы: венгерский, мансийский, хантыйский (угорская группа языков); коми, удмуртский (пермская группа); марийский, мордовские языки - эрзя и мокша: прибалтийско - финские языки - финский, карельский, ижорский, вепсский, водский, эстонский, ливский языки. Особое место в финно-угорской семье языков занимает саамский язык, который очень отличается от остальных родственных языков.

Финно-угорские языки и самодийские языки образуют уральскую семью языков. К с амодийским языкам относят ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, камасинский языки. Народы, говорящие на самодийских языках, проживают в Западной Сибири, кроме ненцев, проживающих также на севере Европы.

Венгры более чем тысячелетие назад переселились на территорию, окружённую Карпатами. Самоназвание венгров модьор известно с V в. н. э. Письменность на венгерском языке появилась в конце XII в., у венгров имеется богатая литература. Общее число венгров около 17 млн. человек. Кроме Венгрии, они живут в Чехословакии, Румынии, Австрии, Украине, Югославии.

Манси (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском округе Тюменской области. В русских летописях они вместе с хантами именовались югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек, однако лишь половина из них считает мансийский родным языком.

Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Письменность на хантыйском языке появилась в 30-х годах нашего века, однако диалекты хантыйского языка настолько различны, что между представителями разных диалектов общение часто затруднено. В хантыйский и мансийский языки проникло множество лексических заимствований из коми языка

Прибалтийско-финские языки и народы настолько близки, что говорящие на этих языках могут изъясняться между собой без переводчика. Среди языков прибалтийско-финской группы наиболее распространённый - финский, на нём говорят около 5 млн. человек, самоназвание финнов суоми. Кроме Финляндии, финны проживают и в Ленинградской области России. Письменность возникла в XVI в., с 1870 г. начинается период современного финского языка. На финском языке звучит эпос "Калевала", создана богатая оригинальная литература. В России проживает около 77 тыс. финнов.



Эстонцы проживают на восточном побережье Балтийского моря, численность эстонцев в 1989 г. была 1 027 255 человек. Письменность существует с XVI в., до XIX в. развивались два литературных языка: южно- и североэстонский. В XIX в. эти литературные языки сблизились на основе среднеэстонских диалектов.

Карелы живут в Карелии и Тверской области России. Карелов насчитывается 138 429 человек (1989 г.), родным языком владеет чуть больше половины. Карельский язык состоит из многих диалектов. В Карелии карелы изучают и пользуются финским литературным языком. Самые древние памятники карельской письменности относятся к XIII в., на финно-угорских языках по древности это вторая письменность (после венгерской).

Ижорский язык бесписьменный, на нём говорит около 1 500 человек. Ижорцы живут на юго-восточном побережье финского залива, на р. Ижоре, притоке Невы. Хотя сами себя ижорцы называют карелами, в науке принято выделять самостоятельный ижорский язык.

Вепсы проживают на территории трёх административно-территориальных единиц: Вологодской, Ленинградской областях России, Карелии. В 30-х годах вепсов насчитывалось около 30 000 человек, в 1970 г. 8 300 человек. Из-за сильного влияния русского языка, вепсский язык заметно отличается от других прибалтийско-финских языков.

Водский язык находится на грани исчезновения, т. к. говорящих на этом языке осталось не более 30 человек. Водь живет в нескольких деревнях, расположенных между северо-восточной частью Эстонии и Ленинградской областью. Водский язык бесписьменный.

Ливы проживают в нескольких приморских рыбацких деревнях на севере Латвии. Их число в ходе истории из-за опустошений во время II мировой войны резко сократилось. Сейчас количество говорящих на ливском языке всего около 150 человек. Письменность развивается с XIX в., однако в настоящее время ливы переходят на латышский язык.

Саамский язык образует отдельную группу финно-угорских языков, т. к. имеется много специфических черт в его грамматике и словарном составе. Саамы живут в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове в России. Их всего около 40 тыс. человек, в том числе около 2000 в Россия. Саамский язык имеет много общего с прибалтийско-финскими языками. Саамская письменность развивается на основе разных диалектов на латинской и русской графических системах.

Современные финно-угорские языки настолько отошли друг от друга, что на первый взгляд кажутся совсем не связанными друг с другом. Однако более глубокое изучение звукового состава, грамматики и лексики показывает, что в этих языках имеется много общих черт, которые доказывают былое единое происхождение финно-угорских языков от одного древнего праязыка.

Тюркские языки

Тюркские языки входят в алтайскую языковую семью. Тюркские языки: около 30 языков, а с мертвыми языками и локальными разновидностями, статус которых как языков не всегда бесспорен, – более 50; крупнейшие – турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский, уйгурский, татарский; общее число говорящих на тюркских языках составляет около 120 млн. человек. Центром тюркского ареала является Центральная Азия, откуда они в ходе исторических миграций распространились также, с одной стороны, на южную Россию, Кавказ и Малую Азию, а с другой – на северо-восток, на восточную Сибирь вплоть до Якутии. Сравнительно-историческое изучение алтайских языков началось еще в 19 в. Тем не менее общепризнанной реконструкции алтайского праязыка не существует, одна из причин – интенсивные контакты алтайских языков и многочисленные взаимные заимствования, затрудняющие применение стандартных компаративистских методов.

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно известные вещи. На мой взгляд, Леонид Андреев самый мрачный писатель русской литературы после Достоевского. Он не просто раскрывает во многих своих произведениях тщету человеческого стремления к счастью и свету, но иногда и призывает (как например, в рассказе «Тьма»): «Погасим же огни и все полезем во тьму! Стыдно быть хорошим!». Но этот призыв не значит, что писатель был сторонником «мирового зла», просто само время, в котором жил и творил писатель, не оставляло места для светлых переживаний.

Полагаясь на свое и в самом деле богатое воображение, Андреев во многих произведениях стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. Этот же прием Андреев применил и при создании «Рассказа о семи повешенных». Это произведение, по моему мнению, является самым искренним из всех, прочитанных мною, наиболее полно отражающим все грани творчества писателя.

Сюжет «Рассказа о семи повешенных» предельно прост и поэтому так трагичен: охранка, по доносу провокатора, арестовала членов «боевой летучей группы», готовившей покушение на министра. Пятеро революционеров, двое из которых - женщины, брошены в тюрьму. Создавая образы семи осужденных, Андреев показывал себя тонким мастером характеристики и психоанализа. Образы, нарисованные писателем, навсегда врезаются в память. Профессиональный революционер Вернер, жизнерадостный Сергей Головин, сосредоточенная Муся, заботливая Таня Ковальчук, несчастный Василий Каширин, лихой Цыганок, тупой Янсон - все они, как живые, предстают перед читателем. Всех их объединяет одно - близость смерти. Различно только отношение к ней. Кто-то из них «умер» еще до казни, а для кого-то смерти вообще не стало, как, например, для Вернера и Муси. У Андреева явно не хватает слов, чтобы передать ощущение бессмертия. Особое место занимает в рассказе глава «Поцелуй - и молчи», В ней с огромной силой показаны переживания Сергея Головина и его родителей на последнем свидании. Не хватает слов, захватывает дух от ощущения того неизбывного горя, той непередаваемой душевной муки, которую испытывают мать и сын на последнем свидании. Сюжет «Рассказа о семи повешенных», не очень сложен, его можно свести к трем этапам: суд, тюрьма, казнь.

И весь рассказ представляет собой картину непрерывно сменяющих друг друга психологических переживаний, основная тема которых - взаимоотношения человека и смерти. По стилю «Рассказ о семи повешенных» полностью характерен для творчества Леонида Андреева. Внутреннее напряжение при ровном темпе рассказа, драматизм повествования, сгущенность квасок, сплетение реального и иррационального - все это присутствует в этом рассказе. По-моему, он не только принадлежит к лучшим созданиям писателя, но и навсегда вошел в историю русской литературы.

К сожалению, творчество Л. Андреева было предано забвению. Да и сейчас редкий читатель открывает страницы его книг. А жаль, потому что своими творениями Л. Андреев формировал в человеке чуткость и внимание ко всем вопросам бытия. Я думаю, творческое наследие Л. Андреева еще будет оценено по достоинству. И мои современники, и будущие поколения будут открывать для себя смелые мысли Андреева о жизни, о вечном разуме Вселенной, о судьбе человека, об окружающем мире. Произведения Л. Андреева сложны для поверхностного восприятия, но тем они и прекрасны, потому что дают возможность остановиться и подумать над вечными проблемами.

Леонид Николаевич Андреев – великий русский писатель серебряного века, создавший ряд в равной степени значительных произведений, как в реалистической, так и в символической прозе. Он по праву считается одним из самых странных и загадочных авторов. Огромный талант: видеть интересное в обыденном, умение превращать самого, на первый взгляд, заурядного персонажа в личность, показывать нелицеприятные стороны человеческой души, способность заставить читателя любого возраста заглянуть в себя и побродить с очищающим фонарем в потемках собственной психики.

Несколько любопытных фактов из биографии помогут нам лучше разобраться в мыслях и чувствах автора. Это станет для нас настоящим путеводителем в мир его сумрачных произведений. Жизнь и творчество Леонида Андреева тесно переплетены.

Родился Л.Н. Андреев в Орловской губернии, которое было родиной многих талантливых авторов. По тем же улицам гуляли и И.А. Бунин, и И.С. Тургенев. Здесь родился знаменитый философ М.М. Бахтин.

Природа наделила Леонида Андреева не только талантом, но и безупречной внешностью. Как бы написал Ф.М. Достоевский: «обладал необыкновенной, страшной красотой». Многие прохожие оглядывались, когда он проходил мимо. Его рисовали И.Е. Репин, В.А. Серов, Л.О. Пастернак.

Учился Андреев, по собственному признанию, «скверно». Окончив гимназию, решил поступить в Петербургский университет на юриста, но был отчислен, поскольку в семье были финансовые трудности. Но, несмотря на это, Андреев занимался самообразованием и много читал. «Таланта у Леонида Андреева было больше, чем вкуса», — писал свои отзывы Чуковский.

1889 год стал одним из самых тяжелых в жизни юного Андреева, он переживает потерю отца, а также кризис первой несчастной любви. Все это оставило огромный отпечаток на нежной психике автора. В его душе появляется маниакальная идея уйти в иной мир, происходит первая попытка покончить жизнь самоубийством (ложится на рельсы). Однако фортуна улыбнулась Леониду Андрееву, и он остался жив, подарив миру массу произведений. Впоследствии он еще не раз попытается покончить с собой: такова его буйная, неугомонная натура. Вообще Андреев с пистолетом или бритвой в руках — это обычное зрелище для его близкого окружения. Он тот человек, который находился на протяжении всей жизни в плену у своих страстей. «Натура — кипяток». Он унаследовал и отцовский грех — алкогольную зависимость. Но, вкусив все обилие пороков и пройдя сквозь тернии самостоятельно, Леонид Николаевич подарил нам огромный букет проницательных текстов.

Феноменальные способности Леонида Андреева

Многие утверждают, что писатель обладал даром предвидения. За 2 месяца до смерти первой жены Шурочки Велигорской (она умерла после родов Даниила Андреева, который в будущем станет писателем) Леонид Николаевич создал знаменитую пьесу «Жизнь человека». Он читал ей это произведение — она бледнела. В этом тексте Л. Н. Андреев предвидел собственные страдания и мучения через некоторое время. Андрей Белый определил тональность этой пьесы, как «рыдающее отчаяние», а самого Андреева назвал человеком, «за которым хаос клубится».

Как Андреев относился к революции?

Андреев в своем творчестве предвидел и все события, которые происходили в России в начале ХХ века. Он был бунтарем по натуре своей. Выступал за то, что считал правильным и справедливым. Андреев еще в студенческие годы участвовал в антиправительственных кружках, а после всеми силами поддерживал и Первую Мировую войну, и Февральскую революцию. Изначально автор видел благо и расцвет демократии в период Октябрьской революции 1917 года, но, чем сильнее становилась власть большевиков, тем больше Андреев осознавал всю бессмысленность и неправильность сего действия. «Завоеватель Ленин ступает по лужам крови» — написал он в памфлете о Ленине. «Сердце не хочет биться, кровь не хочет течь, жизнь не хочет жить», — такую запись оставил Леонид Николаевич в своем дневнике в конце 1917 года.

Андреев не боялся преследований и наказаний, он открыто порицал, как собственное правительство, так и зарубежные власти. В статье «S.O.S» (сокращенное от «save our souls», в переводе: «Спасите наши души!») автор открыто упрекает правительства союзников за их отношение к «истерзанной России».

«Надо совсем не иметь чувства достоинства, чтобы умываться помоями вместо воды, чтобы с приятной улыбкой поглотить, как подсахаренный ананас, все те оскорбления и насмешки, глумливые издевательства и откровенные чистосердечные пинки, какими награждались представители всех союзных народов в большевистском Петрограде…»

Публицистика Леонида Андреева: анализ

Леонид Андреев был критиком по натуре своей. Его публицистические труды отличаются краткостью и едкостью. Например, в заметке, посвященной 25-летию со смерти Некрасова, Андреев искренне дал понять, что Некрасов не является его любимым поэтом, он вообще не любит стихотворений. Удивительно, что ранимую душу автора больше задевает проза. Почему так краток Андреев в своей заметке? Вероятно, он не хотел задеть своей неосторожностью, субъективностью чувств тех читателей, кому дорог гений Некрасова, но он не мог не подметить: «В настоящее время Некрасов, как мне кажется, уважаем более, чем когда-нибудь, и менее, чем когда-нибудь, читаем». Пусть кратко, зато искренно, не зря же сказал один известный писатель: «гремит лишь то, что пусто изнутри».

Гораздо больше Леонид Николаевич посветил строк Максиму Горькому, который часто выступал в роли наставника и критика, не раз давал советы юному Андрееву. Тем не менее, в «неосторожных мыслях» Андреев не «поет хвалебные дифирамбы» Алексею Максимовичу, а, напротив, активно критикует: «Основание художественной индивидуальности Горького – это его деспотизм»; «В его художественном царстве нет мира, и оттого там вечная «война всех против всех»»; «и подобно Хроносу, пожирающему своих детей, одного за другим, помаленьку проглатывает и Горький своих героев».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Леонид Андреев считается родоначальником экспрессии в русской литературе. Ниже мы собрали основные факты о жизни и представляем вашему вниманию краткую биографию Леонида Андреева.

Семья, детство и любопытные факты

Родился будущий писатель в городе Орел, отец его Николай Иванович Андреев был землемером-таксатором и достаточно состоятельным человеком, а мать Анастасия Николаевна Пацковская была дочерью одного помещика из Польши, который, правда, разорился.

Уже в маленьком возрасте Леонид интересовался чтением и литературой. В 1882 году поступил в орловскую классическую гимназию, где проучился вплоть до 1891 года. Ему близки были Шопенгауэр и Гартман, если говорить об их творчестве, и юноша с удовольствием читал их произведения. Творчество этих людей, несомненно, в будущем сильно повлияло на творческую биографию Леонида Андреева.

Леонид Андреев был наделен большой впечатлительностью и хорошим воображением, однако в юности это не всегда оказывалось полезным для него. Как-то раз в биографии Леонида Андреева произошел удивительный случай - находясь в порыве эмоций, и под большим впечатлением, Андреев решился попытать свою волю и мужество, для чего лег на железнодорожные пути в то время, как над ним прошел паровоз. К счастью семнадцатилетний юноша остался цел и невредим.

Образование и первые произведения в биографии Леонида Андреева

После окончания гимназии Леонид Андреев решил поступить в Петербургский университет и отучиться на юриста. В то время финансовое положение было крайне тяжелым, поскольку умер отец Андреева, а сам Леонид стал сильно выпивать. Бывали дни, когда он сидел впроголодь. Литературная биография Леонида Андреева началась с того, что живя в Петерберге, он начал писать свои первые произведения - это были небольшие рассказы. Однако опубликовать их не удалось, а редакция даже несколько усмехнулась, прочитав его первые труды.

Вскоре за большие задолженности по оплате обучения Леонида Андреева отчислили с Петербургского университета, и писатель отправился в Москву. Там он не опустил руки, потому что поступил снова на факультет по юриспруденции, только в Московский университет. Здесь с финансами было попроще, в Москве было много товарищей, которые помогали деньгами, а кроме того, как отметил позже сам Андреев, помощь оказывал и "комитет".

Говоря о биографии Леонида Андреева, нельзя не упомянуть о том, что в 1894 году Андреев испытал любовное разочарование, причем настолько сильное, что писатель даже пытался наложить на себя руки. Однако выстрел оказался неудачным. Леонид Андреев покаялся в содеянном в церкви, но приобрел пожизенный сердечный порок, который в будущем и стал причиной смерти.

Бедственные времена продолжились. Андреев снова был в сильной нужде. Кроме того, что нужно было обеспечивать себя, он кормил мать, а также помогал братьям и сестрам, которые также переехали в Москву. Приходилось зарабатывать чем придется, Андреев даже рисовал на заказ портреты.

Успехи в литературной биографии Леонида Андреева

В 1897 году Леонид Андреев прекрасно справился с выпускными экзаменами, и получил возможность работать адвокатом, чем он и жил до 1902 года. А сразу после этого перешел на работу в газеты "Курьер" и "Московский вестник", где работал журналистом. В биографии Леонида Андреева любопытно отметить, что под своими фельетонами он ставил подпись в виде псевдонима James Lynch.

Ощутимый рывок в творческой биографии Леонида Андреева произошел в 1898 году. Этот год отметился тем, что газета "Курьер" напечатала дебютное произведение Леонида Андреева "Баргамот и Гараська" (читайте краткое содержание "Баргамот и Гараська"). Андреев сказал, что по сути этот рассказ - подражание Диккенсу (читайте краткую биографию Чарльза Диккенса). Однако благодаря этому рассказу на Андреева обратил внимание Максим Горький (читайте краткую биографию Максима Горького). Горький предложил Леониду Андрееву вступить в объединение "Знание", которое составляли по большей части молодые писатели.

Если говорить о настоящей славе в биографии Леонида Андреева, то надо сказать, что она появилась в 1901 году, когда журнал "Жизнь" опубликовал рассказ Андреева "Жили-были".

Последние годы

После Октябрьской революции Андреев сказал, что он ее не смог понять и принять. А когда от России отделилась Финляндия, Леонид Андреев оказался в статусе эмигранта, в то время он пишет проникнутые ненавистью к большевикам сочинения "Дневник Сатаны".

От порока сердца, приобретенного в юности, Леонид Андреев умер в 1919 году в Мариоках.

Если вы уже ознакомились с биографией Леонида Андреева, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы. Кроме того предлагаем вам посетить раздел Биографии , где вы сможете прочитать о других популярных авторах.