Современные художники и их натюрморты. Известные натюрморты. Эксцентричный Винсент Ван Гог

Чтобы увидеть повседневную жизнь римлян и ощутить колорит Вечного города «на полную катушку», стоит отправиться на один из городских рынков. Будь то «блошка» или продуктовый базар, рынков в Риме множество. Сегодня BlogoItaliano отобрал для Вас 5 самых примечательных рынков Рима, куда непременно стоит наведаться, чтобы погрузиться в атмосферу Вечного города, а заодно привезти домой наглядное или вкусное напоминание о поездке.

MercatoMonti

MercatoMonti – не совсем рынок в привычном понимании этого слова: он расположился в гараже отеля Palatino и представляет из себя скорее некую коллаборацию местных умельцев. Его главная концепция – собрать под одной крышей талантливых людей, увлеченных искусством и модой. Благодаря его создательнице – Орнелле Чиккетти – в мир вышло немало перспективных дизайнеров.

Площадь рынка достаточно скромная, однако, несмотря на это, тут можно найти много интересного. Любителям небанальных и уникальных вещей здесь точно понравится, ведь многое из того, что выставлено на прилавках, не имеет аналогов. Основной ассортимент: украшения, предметы интерьера, одежда и аксессуары, и все это абсолютный handmade. 100% аутентично, никакого Китая.

Многое из того, что выставлено на прилавках MercatoMonti, не имеет аналогов

Оригинальные ожерелья, кольца, очки, сумочки, кошельки, необычные платья, авторские светильники, интерьерные скульптуры – и это лишь малый процент того, чем могут похвастаться энергичные ребята, выставляющие свои работы на прилавках.

Помимо прочего, продается и фабричная одежда, иногда попадаются хорошие вещи именитых брендов по весьма привлекательной цене. Найдутся и какие-то винтажные вещи и предметы, но их не так много.

Адрес : Via Leonina, 46, Grand Hotel Palatino

График работы: с сентября по июнь каждую субботу и воскресенье с 10:00 до 20:00

Mercato delle Stampe [рынок полиграфии]

Даже без знания итальянского несложно догадаться, чем торгуют на этом рынке Рима – здесь продают все, что связано с печатной отраслью и бумагой. Ценители литературы и книжного дела наверняка отыщут что-нибудь примечательное для своей коллекции.

Что касается именно книг, в основном это подержанные издания самых разных лет. Если повезет, можно урвать том XIX в., а, быть может, и старше. Как знать, а вдруг и раритет какой-нибудь встретится? Тут это вполне реально.

На Mercato delle Stampe можно найти раритетные издания

Увлекающимся культурой тоже советуем заглянуть сюда – погрузиться в изобилие прекрасных книг об искусстве, архитектуре, живописи. Конечно, гораздо интереснее и проще будет со знанием итальянского. Но и без оного вполне можно обойтись, ведь выбор хороших иллюстрированных изданий тут также велик.

Книгами ассортимент рынка не ограничивается. Еще тут есть марки, винтажные плакаты и постеры, гравюры с изображением римских пейзажей, газеты и журналы, географические карты, литографии известных картин и даже партитуры музыкальных произведений.

Адрес: Largo della Fontanella di Borghese, рядом с Piazza Borghese

График работы: Понедельник-суббота с 7:00-13:00

Mercato Testaccio [продовольственный рынок]

Крытый продовольственный рынок Рима в районе Тестаччо не слишком популярен у туристов, и именно поэтому он попал в обзор. Где еще можно так прочувствовать атмосферу города, если не на местном рынке? А Mercato Testaccio – самый что ни на есть традиционный рынок с шутливыми продавцами, громкими эмоциональными разговорами и свежайшими продуктами.

Здесь не избалованы заезжими гостями, это место для своих, а потому цены честные, не в пример туристическим районам. Если хотите окунуться в жизнь настоящего Рима, то непременно стоит посетить рынок Тестаччо.

На Mercato Testaccio цены на порядок ниже, чем в туристических районах

Чего тут только нет: сочные сладкие фрукты и ягоды, овощи, зелень, десятки видов сыров и мясных деликатесов, морепродукты, горячая выпечка и многое-многое другое. Здесь же и киоски с едой, где можно очень вкусно и недорого перекусить или даже пообедать. Ну, и, конечно, куда же без вина? Не забудьте в одной из энотек выбрать бутылочку вина к ужину.

Однако продукты – не единственное, что предлагает рынок. Помимо них, есть ряды с одеждой, обувью, украшениями и магазинчики авторских сувениров и товаров для дома. А раз в месяц здесь проводят «Open Day»: в этот день здесь играет музыка, центральный бар превращается в танцевальную площадку, прилавки – в место для аперитива, а завершает всю эту феерию сет от ди-джея. В день открытых дверей рынок работает до полуночи.

Адрес: в границах улиц Alessandro Volta, Beniamino Franklin, Zabaglia и Galvani. Вход есть с каждой стороны.

График работы: понедельник-суббота с 6:00 до 14:00

Porta Portese [блошиный рынок]

Porta Portese – одна из самых больших и известных барахолок в Риме, и уже хотя бы за это заслуживает отдельного упоминания. И еще, конечно, за неповторимый колорит: вот уж где действительно царит атмосфера традиционной Италии. Многие римляне приезжают сюда по воскресеньям даже не столько за покупками, сколько просто погулять и пообщаться.

Рынок очень большой: он протянулся вдоль улиц на несколько километров, разделившись на две ветки. На одной из них, что ближе к станции метро «Пирамида», продают новые и подержанные вещи: в основном – это одежда, обувь, сумки и прочие аксессуары. Цены просто смехотворные, но итальянское происхождение – часто спорное. Хотя, безусловно, и по-настоящему качественные вещи тоже встречаются, но их стоимость уже выше.

На Porta Portese вполне можно отхватить кожаные ботинки за 18-20 евро или куртку за 15. Кроме того, тут есть и прилавки, где распродают прошлогодние коллекции известных люксовых брендов по ценам в несколько раз ниже, чем в магазинах.

Porta Portese – одна из самых известных барахолок в Риме

Среди гор одежды затесались и сувенирные лавки. Каких-то оригинальных предметов в них нет, но зато цены гораздо приятнее, чем на туристических улицах, а товар тот же самый. Особенно актуально, когда подарков из поездки нужно закупить на целую толпу друзей и родных.

Вторая ветка рынка – весьма известное и излюбленное место среди охотников за антиквариатом. Не сказать, что тут сплошь раритетные вещи, но отыскать что-нибудь старинное можно.

Складывается впечатление, что оказался в каком-то хаосе: фарфоровая посуда соседствует со старой мебелью, одежда из бабушкиных сундуков – с кухонной утварью разного калибра… а еще книги, часы, картины, скульптуры, компакт-диски и пластинки, бижутерия… Список можно продолжать долго.

Если решите посетить этот рынок Рима, выделяйте на него всю первую половину дня. Чтобы найти действительно интересные вещи, нужно потратить немало времени. А вообще, лучше не питать на этот счет иллюзий, ведь такие рынки – всегда лотерея. Воспринимайте эту прогулку как осмотр еще одной городской достопримечательности.

Напоследок пара советов. Всегда торгуйтесь. Если уместно, конечно. Понятно, что от 1-2 евро скидывать нечего. Шопоголики со стажем говорят, что цену, бывало, уменьшали вдвое. Второй совет – берегите сумки и кошельки. Местные часто предупреждают, что по рынку ходят карманники. Впрочем, это просто меры предосторожности, актуальные для любого людного места.

Адрес: по Via Portuense от Via Ettore Rolli до арки Porta Portese, а также по Via Ippolito Nievo, Via Napoleone Parboni и Via Bargoni Angelo

График работы: воскресенье с 6:00 до 14:00, некоторые продавцы могут работать до 17:00

Mercato Trionfale [продовольственный рынок]

Самый большой рынок Рима и один из крупнейших в Европе. Его история насчитывает не одну сотню лет. Сегодня тут созданы комфортные условия для шоппинга: торговые ряды крытые и есть подземная парковка. Находится рынок неподалеку от Ватикана, поэтому частенько можно встретить монахинь, покупающих свежие продукты к трапезе.

Это настоящий гастрономический рай для туриста: самые свежие фермерские фрукты и овощи – как привычные нам, так и экзотические, грибы, мясо, рыба, сыры, молочные продукты, мед, сухофрукты и орехи, десятки видов круп и пасты, оливковое масло, вино. От такого изобилия просто глаза разбегаются.

А между тем на территории рынка около 300 прилавков. И, кстати сказать, многие являются здесь торговцами во 2-м и даже 3-м поколении, получив место по наследству. Некоторым продавцам уже за 80, хотя сразу и не поверишь.

Mercato Trionfale - настоящий гастрономический рай для туриста

Обязательно зайдите на рынок Трионфале, если хотите увезти с собой мясные деликатесы и сыры. Они тут отменного качества и стоят недорого (как и все остальное). Хамон, колбасы, копчености – всего в достатке. А уж про различные сорта местных сыров и говорить нечего. По Вашей просьбе покупки поместят в вакуумную упаковку (просто скажите «sottovuoto»), и Вы без проблем довезете все до родных краев.

Photos by: Davide Restivo, Umberto Rotundo, Omid Tavallai, adalberto tiburzi, Alessandro Malatesta, Antonio.

Говорят, что все пути ведут в Рим, и для шопоголика это утверждение тоже сохраняет свою актуальность. В итальянской столице вполне можно результативно провести отпуск – на всю мощность кредитной карты. Особенно, если знаешь, куда направить свои стопы в первую очередь, а какой квартал — просто обойти стороной. В Риме полно самых разных торговых заведений: это и крупнейшие торговые центры, на территории которых легко заблудиться; и магазины — как супермаркеты, так и специализированные, посвящённые одной торговой отрасли, или даже одной фирме; рынки всяческой направленности. Давайте бросим взгляд на это разнообразие и попробуем в нём как-то разобраться.

В данной статье мы с вами познакомимся с рекомендуемыми торговыми центрами Рима, узнаем о торговых улицах, где можно осуществить дорогой и недорогой шоппинг, рассмотрим некоторые магазины и их время работы. Ну и под конец статьи перечислим все блошинные рынки, которые только можно найти в Риме.

Parco Leonardo

Parco Leonardo, на сегодняшний день, самый крупный торгово-развлекательный комплекс, причём в масштабе всей Италии. Это – частный проект, построила его компания Леонардо Калтажироне, и, заметьте, новый объект получил имя «Леонардо». Имя, конечно, очень распространённое в Италии, даже аэропорт, по дороге на который стоит торговый центр, называется Фьюмичино, или – имени Леонардо да Винчи. В общем, решите сами, в честь кого назван объект, а мы можем констатировать, что, поскольку он сдан в эксплуатацию всего только в 2005-м году, то он вполне современен, занимает огромную территорию в 160 гектаров. Магазинов в нём около 250, расположены они на двух этажах огромного здания; на территории торгового центра, поскольку он всё-таки и развлекательный, имеется дворец развлечений площадью в 30 тысяч квадратных метров, в рамках которого посетителям предлагают побывать в зале игровых автоматов, развлечься в боулинг-центре мощностью в 16 дорожек, или посидеть в кинотеатре, имеющем 24 зала. Также Вы имеете возможность зайти на дискотеку, а также — подкрепить свои силы в многочисленных ресторанах, пиццериях и кафе. Что касается самого шоппинга, то здесь можно найти товары для массового покупателя итальянских производителей, а также не обойдены вниманием и известные торговые бренды, представляющие интерес для клиентов побогаче. Подробности о работе торгового центра можно найти на сайте parcoleonardo.it. Добраться до Parco Leonardo лучше всего на автомобиле, поскольку он стоит возле трассы, которая ведёт из Рима в аэропорт Фьюмичино. Но можно и воспользоваться поездом Leonardo Express.

Galleria Alberto Sordi

Galleria Alberto Sordi, находится в историческом районе города, на площади Palazzo Piombino, которая сама по себе относится к достопримечательностям города. Здание Galleria Colonna, как его в то время назвали, было построено в 1914 году именно как торговый центр, и с таким именем оно существовало долго. Заметьте, что в 2014 году ему исполняется 100 лет. Роль здания, выполненного в архитектурном стиле арт-деко, не ограничивалось только торговыми функциями, в его великолепных залах проводили политические дебаты во время различных компаний. Но затем, в 80-90 годы прошлого века, интерес к нему стал пропадать, в здании появились незаполненные площадки, и постепенно, без надлежащего внимания и ухода, оно начало ветшать, и так продолжалось до 2003 года, когда его реконструировали и превратили в современный молл, одновременно присвоив и новое имя. На этажах здания разместились бутики и магазины, в которых представлены самые известные марки, такие, как Calvin Klein, а также – многие итальянские, не причисленные к популярным, но пользующиеся заслуженной репутацией на местном рынке, например, — Massimo Dutti, Braccialini, Iannetti и другие. Погуляйте по этажам, полюбуйтесь архитектурным стилем, а попутно – познакомьтесь с ассортиментом представленных товаров. Подробности о торговле в Galleria Alberto Sordi Вы увидите на его сайте galleriaalbertosordi.it, где информация изложена на двух языках – итальянском и английском. Добраться до молла можно разными способами, выберите наиболее удобный для себя: метро до станций Spagna или Barberini, а также на автобусе. Перечень маршрутов и остановок, позволяющих добраться до молла:

— № 71, выходить на Piazza San Silvestro;
— № 64, выходить на Piazza Venezia;
— №№ 492, 175, выходить на San Claudio;
— № 62, выходить на Largo Chigi.

Lunghezza, или Roma Est

Это большой и современный торгово-развлекательный комплекс, площадью в 136 тысяч кв. м, рассчитанный, в основном, на среднюю итальянскую семью. Имеется в виду, что семья в полном составе может прибыть в торговый центр, и, разбавляя процесс шоппинга развлечениями, предусмотренными для детей и взрослых, сможет в течение своего пребывания одеть всех членов семьи и приобрести товары для дома. По крайней мере, ассортимент предлагаемых товаров это позволяет. Что касается туристов, то для них представляет интерес магазин Apple Store . Он – самый крупный в Риме, и в нём представлен широчайший список товаров от Apple. Более подробно обо всех характерных особенностях торгового центра Вы сможете узнать на сайте romaest.cc, информация на котором изложена на двух языках – итальянском и английском. Сам комплекс расположен в восточной части Рима, как об этом и говорит его название, по адресу Via Collatina, 858. Добраться до него общественным транспортом весьма сложно, а вот на автомобиле – легко. Для этого, следуя по автостраде А24, надо свернуть на uscita Ponte di Nona, или, если Вы едете по кольцевой GRA, то – на uscita 14-15. Кроме того, от вокзала Termini отправляется шаттл, проезд на котором до Вашей остановки, Stazione Roma Tiburtina, стоит 4 евро, а ребёнок меньше одного метра ростом проедет и вовсе бесплатно.

CinecittaDue, или CinecittaDue Centro Commerciale

Этот торговый центр тоже имеет свою историю, он является одним из старейших в Риме, с 1983 года, и он до сих пор держит марку весьма любимого итальянскими покупателями. Название своё получил благодаря соседству с известной киностудией Cinecittà, которая, несмотря на некоторый упадок своей деятельности, регулярно проводит экскурсии, так что, отправившись за покупками, Вы можете предпочесть шоппингу кинематографическое мероприятие. Есть на территории торгового комплекса и галерея CinecittàDue Arte Contemporanea, в помещении которой для привлечения публики постоянно устраивают выставки современного искусства. Как видите, Вам даётся ещё один, дополнительный, шанс приобщиться к духовной пище, а затем уже – заняться прозаической деятельностью, то есть, шоппингом. Покупателям здесь предлагают товары известных брендов, таких, как H&M, Accessorize, Timberland, Calzedonia, Four Stroke, Geox, Motivi, Zara Kids и другие подобные. Есть много детских магазинов, бутиков, торгующих обувью и одеждой разных марок, косметикой, парфюмерией и другими товарами. Подробности Вы сможете узнать на сайте cinecittadue.com. Добраться до CinecittaDue можно посредством метро или на автобусах. На метро — выбрать линию А в направлении к Anagnina, ехать до остановки Subaugusta или Cinecittà. Что касается автобусов, то их от Термини отправляется масса, например, 502, 650 – и другие. Адрес торгового центра — Viale Palmiro Togliatti, 2 — 00173 Roma.

Сеть La Rinascente

Эта торговая сеть берёт начала в 1865 году, кода ей было положено начало в открытием магазина модной мужской одежды. С тех пор, претерпевая различные трудности, но попутно добиваясь всё больших успехов и расширяя ассортимент групп товаров, сеть торговых центров La Rinascente распространилась по всей стране, а в Риме, в том числе, имеются два магазина этой сети. Один из них расположен на территории Galleria Alberto Sordi, а другой, главный, находится на Piazza Fiume 5 и предлагает гораздо более широкий ассортимент своих элегантных товаров. На полках магазинов сети Вы сможете выбрать одежду, подходящую для каждого, отдельно взятого, члена Вашей семьи, причём — одежду различных брендов, от дорогих и престижных — до менее дорогих, рассчитанных на широкие слои населения, а также косметику, аксессуары, парфюмерию и товары для дома. Подробности о сети Вы найдёте на сайте rinascente.it, причём там присутствует раздел на русском языке. Доехать до торгового центра можно с помощью метро, выйти на остановке Barberini. Адрес — 198, Via Fiume Giallo.

Кроме перечисленных, в Риме находятся и другие торговые центры, которые стоит посетить. Например, такие:

  • Tor Vergata , по адресу 426, Via Schiavonetti;
  • Da Vinci , по адресу Via G. Montanari – Fiumicino,
  • Euroma2 на 83, по адресу via Cristoforo Colombo;
  • I Granai по адресу 60, Via Mario Rigamonti.

Магазины Рима и торговые улицы

В Риме среди магазинов есть дорогие, престижные, торгующие всемирно известными брендами, а есть и другого уровня, такие, которые призваны удовлетворить потребности среднего покупателя. В центре города, разумеется, расположены самые дорогие. Отчасти высота ценовой планки товаров является следствием дороговизны арендной платы в центральном районе Рима. Но дело заключается не только в этом, ведь сам товар на прилавках этих магазинов весьма дорог, это – товар люксовых марок, когда Вы платите за принадлежность к бренду. Магазины, торгующие подобным товаром, расположены на центральных улицах, таких, как известная Via Condotti , или Gregoriana , или di Leone , или Sistina , или Frattina , или Borgognona . Среди них – и площадь Piazza di Spagna . На улице Via Condotti, кроме всего прочего, расположены многие магазины часов дорогих марок, среди которых — Citizen , Rolex , Hogan , Patek Philippe , Omega и много других. Подробности о магазинах часов Вы можете обнаружить на сайте compro-orologi-roma.it/contatti-dove-siamo.

На той же улице, по адресу 73, via dei Condotti, располагается престижнейший в стране магазин Salvatore Ferragamo , предметом деятельности которого является изделия из кожи, будь то обувь, или сумки, или предметы верхней одежды.

Сумки марки Furla можно отыскать в магазинах в окрестностях площади Piazza di Spagna, на улицах via Nazionale, или на Via Cola Di Rienzo, или на той же и via dei Condotti. Если Вы посетите магазин Furla на улице Via Cola Di Rienzo, то не пройдите мимо такого соблазнительного торгового объекта, как Торговый центр Coin . Здесь Вы увидите образчики товаров от итальянских производителей, а также и изделия мировых брендов, в том числе и такие, о которых в России и Украине не слышали.

Модную и качественную обувь по весьма солидным ценам продают на улицах Via dei Due Macelli, Via del Tritone, и Via della Vite, а также и на площади Piazza Fiume. Менее дорогие марки вы сможете посмотреть в районе площади Piazza di Trevi.

Магазин Miu Miu , младшей сестры фирмы Prada, расположен по адресу 91, Via del Babuino. Популярный стиль молодёжной эклектики, так называемый «конфетный стиль», стоит недёшево, так как имеет множество поклонников.

Если Вы пройдётесь по улице Via del Corso, то сразу заметите, что цены в здешних магазинах на дизайнерские товары значительно ближе к вменяемым, нежели в подобных магазинах центральных улиц. Поэтому многие покупательницы, побродив по «золотому треугольнику» и полюбовавшись на ценники, сворачивают на улицу Via del Corso и приступают к реальному процессу покупок. К этому же разряду относятся и магазины, расположенные на улицах Via Nazionale, Via del Tritone, Via Cola di Rienzo, Via Vittoria и Via Barberinini, так что не забудьте заглянуть и сюда.

Если Вы — поклонник автомобильного спорта или просто любитель, сверните с улицы Via del Corso в неширокую улицу Via Tomacelli, и Вы найдёте там магазин завода Ferrari , один из крупнейших из его магазинов. В магазине можно присмотреть удачные сувениры любимой тематики для себя и своих товарищей по хобби.

Здесь же, на улице Vía del Corso, можно на каждом шагу увидеть магазины и бутики, торгующие одеждой, но для особо идейных шопоголичек покупка одежды – это священнодействие, которое можно совершать исключительно в храме нарядов – недавно открытом магазине Zara во дворце Palazzo Bocconi, насчитывающем 120 лет от момента постройки. Это здание после реставрации, со своими четырьмя этажами, эскалаторами, стальными колоннами и центральным атриумом, действительно производит впечатление чего-то необычного и парадного. Но и, побывав во дворце Palazzo Bocconi, не пренебрегайте и более приземлёнными заведениями, такими, например, как на Largo Goldoni , где Вы можете приобрести сумки, одежду, галантерею и прочее.

В окрестностях вокзала Термини, о котором мы здесь неоднократно упоминали, расположено немало магазинов, и Вам стоит их посетить, потому что цены в них на аналогичные товары могут быть значительно ниже, нежели в центральных магазинах. Этот эффект даёт разница в стоимости арендной платы, так как район вокзала Термини не считается центром города. Там недавно открыли торговый центр, вполне приличный, как считают посетители. Много товаров для молодёжи, есть и хороший выбор традиционных марок одежды и обуви, а режим работы – круглосуточный.

Посмотрим теперь на специализированные магазины, уделяющие внимание некоей отдельной группе товаров.

Магазины электроники Рима

Mediaworld , сайт — mediaworld.it. Имеет несколько магазинов в центре города. Их адреса — Via delle Vigne Nuove; на Viale della Primavera; 8, Via E. Ferri; via Platani.
Trony , сайт — trony.it. Имеет около 8 магазинов в Риме, в разных районах города. Самыми значительными можно считать те, которые находятся по адресу на 83, Viale Dell’ Oceano Pacifico; 46, Largo Agosta; 15, Via Riano.
Euronics , сайт — euronics.it. Их тоже несколько, но особого внимания достоин тот, который находится по адресу 475/479, Via Appia Nuova.

Есть ещё и другие, такие, как Pccity , Marcopoloshop , Expert-italia и Unieuro . Это – серьёзные фирмы, которые имеют в Риме не по одному магазину. Информацию об их местоположении и товарах Вы найдёте на сайтах соответствующих фирм.

Музыкальные магазины Рима

Магазины данной направленности можно найти в Риме по адресам: 145, Via Cavour; 184, Viale dei Quattro Venti; 60, Via Appia Nuova и 2, Via Botteghe Oscure. Кроме того, когда Вы были на улице Via del Corso, Вы могли заметить там магазины Ricordi Media Stores и Mondadori .

Спортивные магазины Рима

Что касается спортивных магазинов, то можно порекомендовать Rugby Sport , расположенный по адресу 8, Via Moricone. О других магазинах, торгующих товарами спортивного характера, можно узнать на сайте romaexplorer.it, а точнее — в разделе negozi_sportivi. Там представлен подробный список спортивных магазинов Рима с адресами и прейскурантом.

Ювелирные магазина Рима

В первую очередь – это магазин , расположенный, как и следует ему, на самой дорогой улице Рима 83, via Condotti. Другая известная марка, Tiffani & co , обосновалась на тоже очень престижной улице по адресу 118, Via Del Babuin, в окружении и других магазинов этого плана, торгующих не менее изысканными изделиями дорогих марок. В окрестностях рынка Campo dei Fiori, по адресу 86, Via Frattina, разместился магазин Pandora . Другой его магазин можете найти среди многочисленных магазинов, составляющих торговый центр Coin. А более подробные сведения о ювелирных магазинах Рима можно разыскать на сайте paginegialle.it, особенно, если перейти по вкладкам pgol/4-gioiellerie e oreficerie — vendita al dettaglio/3-Roma.

Антикварные магазина Рима

Между площадями Piazza del Popolo и Piazza di Spagna пролегает антикварная артерия Рима. Так называют улицу Via del Babuino, на протяжении которой можно с удивлением обнаружить целую галерею антикварных лавочек, торгующих античным и средневековым антиквариатом по совершенно заоблачным ценам. Есть и другие, например, такая антикварная галерея, как Paolo Antonacci Antichità , которая успела обзавестись собственной историей; или другая галерея с не менее известным именем Carlo Maria Biagiarelli , спецификой которой, в том числе, является древнерусский и советский период. Если тема Вас заинтересовала, посетите также улицу Via dei Coronari, которая известна в Риме как место, где можно приобрести предметы искусства.

Детские магазины Рима

Всё на тех же улицах Рима, таких известных, как Via Del Corso, и Via Del Babuino, и Via Del Tritone, и Via Cola Di Rienzo, можно купить для детей и одежду, и обувь, и игрушки, и различные аксессуары.

Вот список магазинов, которые могут удовлетворить Вашу потребность в детских товарах:

Original Marines , по адресу 14, Via Del Corso;
Pinco Pallino , по адресу 115, Via Del Babuino;
Benetton , по адресу 176, Via Nazionale;
Du pareil au meme , по адресу 211, Via marconi;

Если Вам этих торговых заведений недостаточно, то посетите сайт nelso.ru/it/roma/toy-stores/, там приведён несравненно более полный перечень магазинов детских товаров.

Время работы магазинов Рима

Начнём с того, что в августе в Рим, как и в Милан, ради шоппинга ехать не надо: все магазины закрыты, продавцы в отпуске, открыты только торговые центры. Граждане Италии в это время патриотично отмечают государственный праздник, который называется Ferragosto, поэтому не работают. По воскресеньям у магазинов выходной день, за исключением 31-го декабря, когда все торгуют до 22:00, или даже позже, до последнего покупателя.

В остальное время обычно магазины открыты для покупателей с 09:00 до 19:00 или 19:30, а днём у них перерыв, причём перерыв длинный, протяжённостью в 2,5 часа. Зная это, планируйте свой шоппинг так, чтобы Вы с умом распределили своё время на этот период. Например, стоит к этому моменту оказаться поблизости от торгового центра, который работает без обеда, да и пообедать Вам на его территории тоже есть где. Не 2 часа, конечно, у Вас уйдёт на обед, успеете и передохнуть, и пройтись по магазинам торгового центра. Полезно помнить, что табличка с надписью «Orario continuato» , прикреплённая на дверях магазина, информирует о том, что он работает круглосуточно. Ходят слухи, что на некоторых улицах магазины открыты и в воскресенье. Это касается магазинов, расположенных на улицах Via Nazionale, Via Cola di Rienzo, Via del Tritone, Via Vittoria и Via Barberinini. Как уже упоминалось, торговый центр в районе вокзала Termini работает круглые сутки, и этот факт подтверждён побывавшими там покупателями.

Блошиный рынок Рима

Блошиных рынков здесь много. Одни из них торгуют одеждой прошлых лет, и Вы воочию познакомитесь с направлением моды, например, 60-х 20-го века, когда все носили платья в горошек и завышенную талию. Вас могут снабдить не только одеждой, но и обувью тех лет, и сопутствующими товарами, например, аксессуарами. На такой товар цены невысоки.

Но есть блошиные рынки другой направленности, тематические. Вот, блошиный рынок Porto Portese , который считается самым большим в Европе, расположился сразу на нескольких площадях, и на каждой – своя тематика. Антикварная мебель, ковры, вышивка, изделия из серебра, хрусталь, светильники – это на площади Ippolito Nievo. Если Вам нужен винтаж – отправляйтесь на площадь Porta Portese. Там, правда, продаётся и посуда, но она тоже имеет своего покупателя. Часы работы рынка — воскресенье с 5 утра до 2 часов дня.

Винтажные аксессуары Вы можете подыскать на Portici и Soffitto Sotto . Здесь Вы найдёте большой выбор всяких винтажных мелочей: старинных брошей, очков, заколок и других интересных вещичек.

На рынке, расположенном на площади Piazza Augusto Imperatore, есть в продаже различные старинные инструменты, такие, как бинокли, камеры ещё из 19-го века, старинные приспособления. День работы рынка – тоже воскресенье, но не каждое, а через одно, причём отсчёт воскресений каждый месяц начинается заново. Приходить можно на протяжении всего дня: от 08:00 до19:00.
Есть ещё один, весьма известный и популярный блошиный рынок, который называется Garage Sale – Rigattieri per hobby al Borghetto Flaminio . Название выдающееся, но и сам рынок очень большой. Он расположился в помещении автобусного депо на площади Villa Borghese, а адрес его – 32, Piazzale della Marina. Здесь Вы можете купить что угодно, от какой-то старой мелочёвки, извлечённой из сундуков, до дизайнерской вещи люксового бренда, и стоить такая вещь будет совершенно не дёшево – тут цены знают. Сюда можно приходить тоже по воскресеньям, и придётся заплатить за вход 2 евро.

Следующий блошиный рынок — Market Associates , и сюда ходят за обувью и одеждой. Также здесь можно удачно раздобыть книги старых изданий, некоторые предметы культуры ушедших лет, которые с течением времени становятся бесценными. Расположен рынок по адресу 2, Via San Sebastiano, работает по воскресеньям, но начинает свой трудовой день не с утра, а с 15:00. И это очень удобно, так как предварительно можно обшарить другие рынки, а сюда прийти во вторую очередь.

Помимо перечисленных, имеются и другие блошиные рынки, которые все достойны Вашего внимания. Это Sala Valentino Hotel Valadier , Hotel Palatino , Vintage Market на Via Casilina; Valadier на 15, Via Fontanella; Monti на 46, Via Leonina.

Итак, Вы видите, сколько есть мест в Риме, чтобы не просто спустить деньги, но и получить от этого массу удовольствия. Даже беглый обзор даёт представление о масштабах такого социального явления, как шоппинг. И видно, что римские городские власти подошли к вопросу со всей серьёзностью. Ну ещё бы! Кому, как не им, следовало позаботиться о том, чтобы турист мог с максимальной лёгкостью опустошить свой кошелёк в пользу городского бюджета. И получить при этом свою порцию счастья.

Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание - пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа» , полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

Переходим к заключительной стадии этой серии постов о жанре натюрморта. Он будет посвящен творчеству художников России.


Начнем пожалуй с Федора Петровича Толстого (1783-1873). Натюрмортная графика Ф.П. Толстого, известного русского скульптора, медальера, рисовальщика и живописца, наверно, наиболее выдающаяся и ценная часть его творческого наследия, хотя сам художник говорил, что создавал эти произведения “в свободное от серьезных занятий время”.









Главное свойство натюрмортных рисунков Толстого — их иллюзорность. Художник тщательно копировал натуру. Он пытался, по его собственным словам, “со строгой отчетливостью передать с натуры на бумагу копируемый цветок так, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому цветку”. Чтобы ввести зрителя в заблуждение, Толстой использовал такие иллюзионистские приемы, как изображение капелек росы или полупрозрачная бумага, прикрывающая рисунок и помогающая обмануть зрение.


Илья Ефимофич Репин (1844-1930) также не раз обращался к такому мотиву натюрморта, как цветы. К таким произведениям можно отнести картину “Осенний букет” (1892, Третьяковская галерея, Москва), где художник с равным вниманием изображает осенний пейзаж, молодую женщину, стоящую на фоне золотистых деревьев, и скромный букет из желтых и белых цветов в ее руках.




И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной. 1892, Третьяковская галерея








История картины “Яблоки и листья” несколько необычна. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В.А. Серова. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт. Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы. Даже И.Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину “Букет цветов. Флоксы” (1884, Третьяковская галерея, Москва).



Валентин Александрович Серов (1865-1911) известен большинству из нас как художник, уделявший в своем творчестве внимание в области пейзажа, портрета и исторической живописи. Однако, следует заметить, что предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции. Чуть выше я уже упомянул его ученическую работу "Яблоки на листьях", 1879 года, выполненный под руководством Репина. Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Начинающий художник использовал низкую точку зрения, поэтому первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен.


Известная всем с детства картина "Девочка с персиками" выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она “Девочка с персиками”, а не “Портрет Веры Мамонтовой”. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета, интерьера и натюрморта. Художник уделяет равное внимание изображению девочки в розовой кофточке и немногочисленным, но умело сгруппированным предметам. На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. Любовно выписаны и другие вещи, находящиеся на дальнем плане: стулья, большая фарфоровая тарелка, украшающая стену, фигурка игрушечного солдата, подсвечник на подоконнике. Солнечный свет, льющийся из окна и ложащийся на предметы яркими бликами, придает изображению поэтическое очарование.












Михаил Александрович Врубель (1856-1910) писал: “И опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада”.


В Академии художеств любимым преподавателем Врубеля был Павел Чистяков, учивший молодого живописца "рисовать формой" и утверждавший, что объемные формы не следует создавать в пространстве тушевкой и контурами, их следует строить линиями. Благодаря ему Врубель научился не просто показывать натуру, а словно вести с ней задушевную, почти любовную беседу. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера “Шиповник” (1884).





На фоне изысканной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами. Отчетливо выделяется нежный белый цветок шиповника, оттененный сине-зеленой тканью, а листья растения почти сливаются с тускло мерцающим черным горлышком вазы. Эта композиция исполнена невыразимой прелести и свежести, которой зритель просто не может не поддаться.



В период болезни Врубель стал больше писать с натуры, причем его рисунки отличаются не только чеканностью формы, но и совершенно особенной одухотворенностью. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти.


Особенно примечателен в этом отношении рисунок “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Материал, из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения. Пульсация передается художником короткими перекрещивающимися штрихами, из-за чего фактура приобретает взрывчатость и напряженность. Таким образом, предметы приобретают невероятную заостренность, в которой и заключается истинная суть вещей .







Большого мастерства в создании натюрмортов-“обманок” достигли Г.Н. Теплов и Т. Ульянов. Чаще всего они изображали дощатую стенку, на которой были прорисованы сучки и прожилки дерева. На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. Кажется, что подобный набор предметов совершенно случаен, но на самом деле это далеко не так. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.


Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. На его жизнерадостных полотнах можно увидеть яркие атласные ткани, сверкающие медью самовары, блеск фаянса и фарфора красные ломти арбуза, виноградные грозди, яблоки, аппетитные кексы. Одной из его замечательных картин является "Купчиха за чаем", 1918 г. Невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Сверкающий самовар, ярко-красная мякоть арбузов, глянцевые яблоки и прозрачный виноград, стеклянная вазочка с вареньем, позолоченная сахарница и чашка, стоящие перед купчихой, — все эти вещи вносят в изображение праздничное настроение.








В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым "натюрмортам-обманкам". Многие натюрморты-“обманки”, несмотря на то, что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Но есть здесь и исключения. Например, “Натюрморт с книгами”, выполненный П.Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный “книжный шкаф”, и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.





Очень хорош “Натюрморт с попугаем” (1737) Г.Н. Теплова. С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене. Виртуозно передана древесина, голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева.





Г.Н. Теплов. “Натюрморт с попугаем”, 1737, Государственный музей керамики, усадьба Кусково



Русские натюрморты-“обманки” XVIII века свидетельствуют о том, что художники еще недостаточно умело передают пространство и объемы. Более важно для них показать фактуру предметов, словно перенесенных на холст из реальной действительности. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой, изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства.


В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А.Г. Венецианова, выступавшего против строгого разграничения жанров и стремившегося научить своих воспитанников целостному видению натуры.





А.Г.Венецианов. Гумно, 1821-23 г.


Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Художники показывали различные помещения дворянского дома: гостиные, спальни, кабинеты, кухни, классные комнаты, людские и т.п. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Тем не менее, Венецианов призывал своих воспитанников тщательно прорабатывать не только лица и фигуры людей, но и окружающие их вещи.


Предмет в живописи Венецианова не является аксессуаром, он неразрывно связан с остальными деталями картины и часто является ключом к пониманию образа. Например, подобную функцию выполняют серпы в картине “Жнецы” (вторая половина 1820-х, Русский музей, Санкт-Петербург). Вещи в венециановском искусстве кажутся вовлеченными в неспешную и безмятежную жизнь персонажей.


Хотя Венецианов, по всей вероятности, не писал собственно натюрмортов, он включал этот жанр в свою обучающую систему. Художник писал: “Неодушевленные вещи не подлежат тем разнообразным изменениям, кои свойственны предметам одушевленным, они стоят, держатся перед неопытным художником смирно, неподвижно и дают ему время точнее и рассудительнее вникнуть, всмотреться в отношения одной части к другой как в линиях, так в свете и тени самим цветом, кои зависят от места, занимаемого предметами ”.


Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету.


В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П.Е. Корнилова. В творчестве венециановцев есть и работы, которые по своей сути не являются натюрмортами, но, тем не менее, роль вещей в них огромна. Можно назвать, например, полотна “Кабинет в Островках” и “Отражение в зеркале” Г.В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.




Г.В. Сорока. “Кабинет в Островках”. Фрагмент, 1844, Русский музей, Санкт-Петербург


Натюрморты в этих произведениях выступают не самостоятельно, а как своеобразно скомпонованные мастером части интерьера, соответствующие общему композиционному и эмоциональному строю картины. Главным связующим элементом здесь является свет, мягко переходящий от одного предмета к другому. Глядя на полотна, понимаешь, насколько интересен окружающий мир художнику, любовно изобразившему каждый предмет, каждую самую мелкую вещицу.


Натюрморт, представленный в “Кабинете в Островках”, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы “земной суеты” (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.


Известным мастером предметных композиций первой половины XIX столетия был художник И.Ф. Хруцкий, написавший множество прекрасных картин в духе голландского натюрморта XVII века. Среди самых лучших его работ — “Цветы и плоды” (1836, Третьяковская галерея, Москва), “Портрет жены с цветами и фруктами” (1838, Художественный музей Белоруссии, Минск), “Натюрморт” (1839, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург).






В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался “ботанический натюрморт”, пришедший к нам из Западной Европы. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Большую известность во многих европейских странах получил художник П.Ж. Редуте, который считался “самым прославленным живописцем цветов своего времени”. “Ботанический рисунок” был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Подобные рисунки преподносились в подарок, украшали альбомы, что таким образом ставило их в один ряд с другими произведениями живописи и графики.


Во второй половине XIX века большое внимание изображению предметов уделял П.А. Федотов. Хотя он не писал собственно натюрмортов, мир вещей, созданный им, восхищает своей красотой и правдивостью.



Предметы в произведениях Федотова неотделимы от жизни людей, они принимают самое непосредственное участие в драматических событиях, изображенных художником.


Глядя на картину “Свежий кавалер” (“Утро после пирушки”, 1846), поражаешься обилию предметов, тщательно выписанных мастером. Настоящий натюрморт, удивляющий своей немногословностью, представлен на знаменитой картине Федотова “Сватовство майора” (1848). Осязаемо реально передано стекло: фужеры на высоких ножках, бутылка, графин. Тончайшее и прозрачное, оно как будто издает нежный хрустальный звон.








Федотов П.А. Сватовство майора. 1848—1849. ГТГ


Федотов не отделяет предметы от интерьера, поэтому вещи показаны не только достоверно, но и живописно тонко. Каждый самый обычный или не слишком привлекательный предмет, занимающий свое место в общем пространстве, кажется удивительным и красивым.


Хотя Федотов не писал натюрмортов, он проявлял несомненный интерес к этому жанру. Чутье подсказывало ему, как расположить тот или иной предмет, с какой точки зрения его представить, какие вещи будут выглядеть рядом не только логически обоснованно, но и выразительно.


Мир вещей, помогающий показывать жизнь человека во всех ее проявлениях, наделяет произведения Федотова особой музыкальностью. Таковы картины “Анкор, еще анкор” (1851-1852), “Вдовушка” (1852) и многие другие.


Во второй половине XIX века жанр натюрморта практически перестал интересовать художников, хотя многие жанристы охотно включали элементы натюрморта в свои композиции. Большое значение приобретают вещи в картинах В.Г. Перова (“Чаепитие в Мытищах”, 1862, Третьяковская галерея, Москва), Л.И. Соломаткина (“Славильщики-городовые”, 1846, Государственный исторический музей, Москва).






Натюрморты представлены в жанровых сценах А.Л. Юшанова (“Проводы начальника”, 1864), М.К. Клодта (“Больной музыкант”, 1855), В.И. Якоби (“Разносчик”, 1858), А.И. Корзухина (“Перед исповедью”, 1877; “В монастырской гостинице”, 1882), К.Е. Маковского (“Алексеич”, 1882). Все эти полотна ныне хранятся в собрании Третьяковской галереи.




К.Е. Маковский. “Алексеич”, 1882, Третьяковская галерея, Москва





В 1870-1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Огромную роль для дальнейшего развития русского искусства сыграли передвижники, стремившиеся показать в своих произведениях правду жизни. Художники стали придавать большое значение работе с натуры и потому все чаще обращались к пейзажу и натюрморту, хотя многие из них считали последний напрасной тратой времени, бессмысленным увлечением формой, лишенной внутреннего содержания. Так, И.Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В.М. Васнецову: “Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол”.


Тем не менее, многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров. Например, В.Д. Поленов, находившийся во Франции, писал И.Н. Крамскому: “Посмотришь, как тут дело идет, словно по маслу, работает каждый в своем роде, в самых различных направлениях, что кому по душе, и все это ценится и оплачивается. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону”.


Побывавший в 1883 году на выставке в Париже В.И. Суриков восторгался пейзажами, натюрмортами и картинами с изображением цветов. Он писал: “Хороши рыбы Гиберта. Рыбья склизь передана мастерски, колоритно, тон в тон замешивал”. Есть в его письме к П.М. Третьякову и такие слова: “А рыбы Жильберта — чудо что такое. Ну совсем в руки взять можно, до обмана написано”.


И Поленов, и Суриков могли бы стать прекрасными мастерами натюрморта, о чем свидетельствуют виртуозно написанные предметы в их композициях (“Больная” Поленова, “Меншиков в Березове” Сурикова).







В.Д. Поленов. “Больная”, 1886, Третьяковская галерея


Большая часть натюрмортов, созданных известными русскими художниками в 1870-1880-х годах, представляет собой произведения этюдного характера, показывающие стремление авторов передать особенности вещей. Некоторые подобные работы изображают необычные, редкие предметы (например, этюд с натюрмортом для картины И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, 1891). Самостоятельного значения такие произведения не имели.


Интересны натюрморты А.Д. Литовченко, выполненные как подготовительные этюды к большому полотну “Иван Грозный показывает свои сокровища послу Горсею” (1875, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник показал роскошные ткани из парчи, оружие, инкрустированное драгоценными камнями, золотые и серебряные изделия, хранящиеся в царских сокровищницах.


Более редкими в то время были этюдные натюрморты, представляющие обычные бытовые предметы. Такие произведения создавались с целью изучения строения вещей, а также являли собой результат упражнения в живописной технике.


Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Например, в картине И.Н. Крамского “Некрасов в период „Последних песен” (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. С.Н. Гольдштейн, занимавшийся исследованием творчества Крамского, пишет: “В поисках общей композиции произведения он стремится к тому, чтобы воссоздаваемый им интерьер, несмотря на его собственно бытовой характер, способствовал прежде всего осознанию духовного облика поэта, неувядаемого значения его поэзии. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома “Современника”, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека”.


Среди немногочисленных натюрмортов передвижников главное место занимают “букеты”. Интересен “Букет” В.Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево), по манере исполнения немного напоминающий натюрморты И.Е. Репина. Непритязательный по своему мотиву (мелкие полевые цветы в простой стеклянной вазе), он, тем не менее, восхищает своей свободной живописью. Во второй половине 1880-х годов похожие букеты появятся в живописи И.И. Левитана.






По-иному демонстрирует зрителю цветы И.Н. Крамской. Многие исследователи полагают, что две картины — “Букет цветов. Флоксы” (1884, Третьяковская галерея, Москва) и “Розы” (1884, собрание Р.К. Викторовой, Москва) — были созданы мастером во время работы над полотном “Неутешное горе”.


Два “букета” Крамской продемонстрировал на XII Передвижной выставке. Эффектные, яркие композиции, изображающие садовые цветы на темном фоне, нашли покупателей еще до открытия выставки. Обладателями этих произведений стали барон Г.О. Гинцбург и императрица.


На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К.Е. Маковского, названая в каталоге “Nature morte” (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием “В мастерской художника”). На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. Но эти фигуры — всего лишь детали, нужные автору для того, чтобы оживить натюрморт — множество роскошных вещей в мастерской художника. Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. Художник, увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение, главная цель которого — демонстрация богатства и роскоши.





Все предметы на картине словно собраны для того, чтобы поразить зрителя своим великолепием. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов — крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. О том, что это мастерская художника, напоминают кисти, помещенные в широкий кувшин на полу. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Украшением служат и дорогие ткани — парча, отороченная густым мехом, и бархат, из которого сшит занавес. Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого.


Из всего вышесказанного ясно, что во второй половине XIX столетия натюрморт не играл существенной роли в русской живописи. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Многие художники, исполнявшие натюрморты в рамках академической программы, в самостоятельном творчестве больше к этому жанру не возвращались. Натюрморты писали в основном непрофессионалы, создававшие акварели с цветами, ягодами, фруктами, грибами. Крупные мастера не считали натюрморт достойным внимания и использовали предметы только для того, чтобы убедительно показать обстановку и украсить изображение.


Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX-XX столетий: И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, В.Э. Борисова-Мусатова, М.Ф. Ларионова, К.А. Коровина. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр.





Но это был весьма своеобразный натюрморт, понимаемый художниками, работавшими в импрессионистической манере, не как обычная замкнутая предметная композиция. Мастера изображали детали натюрморта в пейзаже или интерьере, и им была важна не столько жизнь вещей, сколько само пространство, световая дымка, растворяющая очертания предметов. Большой интерес представляют также графические натюрморты М.А. Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью.


В начале XX века большую роль в развитии русского натюрморта сыграли такие художники, как А.Я. Головин, С.Ю. Судейкин, А.Ф. Гауш, Б.И. Анисфельд, И.С. Школьник. Новое слово в этом жанре сказал и Н.Н. Сапунов, создавший целый ряд картин-панно с букетами цветов.





В 1900-х годах к натюрморту обратилось множество художников самых разных направлений. Среди них были т.н. московские сезаннисты, символисты (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и др. Важное место предметные композиции занимали в творчестве таких известных мастеров, как М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Шевченко, Д.П. Штеренберг, сделавшие натюрморт полноправным среди других жанров в русской живописи XX века.



Одно перечисление русских художников, которые в своем творчестве использовали элементы натюрморта заняло бы немало места. Поэтому ограничимся приведенным здесь материалом. Желающие могут ознакомиться более подробно по ссылкам, приведенным в первой части этой серии постов о жанре натюрморта.



Предыдущие сообщения: Часть 1 –
Часть 2 –
Часть 3 –
Часть 4 –
Часть 5 –

И. Машков "Натюрморт" (1930)

Слово «натюрморт» с французского языка переводится как «мёртвая природа» (фр. nature morte).

О натюрморте

Всё, что уже не живёт, не дышит, что сорвано, срезано, но продолжает радовать человека своим существованием – всё это является предметом натюрморта.

Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. А раньше он был лишь украшением и выполнял утилитарную функцию.

Ранние натюрморты часто содержали скрытую аллегорию (иносказание), которая выражалась через обыденные предметы, наделённые символическим значением. Иногда в натюрмортах изображали череп, который должен был напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Аллегорический натюрморт назывался Ванитас (лат. vanitas , букв.: «суета, тщеславие»). Его композиционным центром традиционно является человеческий череп.

Бартоломеус Брейн Старший (I пол. XVI в.). Ванитас

«Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, - всё суета!».

Виллем Клас Хеда. Ванитас

Череп символизирует бренность человеческой жизни. Курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. Стекло символизирует хрупкость жизни. Ключи – власть домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Лист бумаги обычно с нравоучительным (часто пессимистическим) изречением. Например:

Hodie mihi cras tibi – сегодня мне, завтра тебе;

Memento mori – помни о смерти;

Aeterne pungit cito volat et occidit – слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон;

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum – всё разрушается смертью, смерть – последняя граница всех вещей;

Nil omne – всё - это ничего.

Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта – такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов.

С середины XVII в. натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение уже как самостоятельный жанр. И одним из самых первых выделился цветочный натюрморт, особенно в произведениях Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, а далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема во второй половине XVII в. Популярен цветочный натюрморт и у художников нашего времени.

Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческойдеятельности, музыкальные инструменты и др.

Рассмотрим некоторые наиболее известные натюрморты.

Виллем Клас Хеда (1594-1682) «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

В этой картине заметно виртуозное мастерство художника в передаче обычных, повседневных предметов быта. Хеда так изображает их, что очевидно, что он сам любуется ими: создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов.

На небольшом столе, покрытом богатой тяжёлой скатертью, мы видим лимон и любуемся его янтарной мягкостью, ощущаем аромат свежей ветчины и слышим звон сверкающего серебра. Завтрак окончен, поэтому предметы на столе – в естественном беспорядке.

Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина – чувственные радости, лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Картина заключает размышление о том, что следует позаботиться не только о теле, но и о душе.

Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Полотно не только красиво, оно ещё и рассказывает о скрытой «тихой жизни» предметов, увиденной внимательным взором художника.

Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Поль Сезанн (1830-1906) «Персики и груши» (1895)

Поль Сезанн "Персики и груши" (1895)

Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.

Каждый из предметов в данном натюрморте изображён с разной точки зрения. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты – сбоку, столик – снизу, а кувшин – одновременно с разных точек зрения. Сезанн стремится максимально полно показать форму и объём, свойственные персикам и грушам. Его приём основан на оптическом законе: тёплые цвета (красный, розовый, жёлтый, золотистый) кажутся нам выступающими, а холодные (синий, голубой, зелёный) – отступающими в глубь холста.

Форма предметов в натюрмортах Сезанна не зависит от случайного освещения, а становится постоянной, присущей каждому предмету. Поэтому натюрморты Сезанна кажутся монументальными.

Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Анри Матисс (1869-1954) «Голубая скатерть» (1909)

Анри Матисс «Голубая скатерть» (1909)

Знаменитый французский художник Анри Матисс в зарубежном искусстве XX в. занимает одно из ведущих мест. Но место это особое.

В самом начале XX в. Матисс стал главой первой новой группы в европейской живописи, которое назвали фовизм (от французского «дикий»). Особенностью этого направления была свобода в использовании любого цвета, произвольно выбранного художником, стремление к декоративной красочности. В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства.

Но через некоторое время эта группа распалась, и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матиссстремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в.

В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины.

Натюрморт в русской живописи

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Чаще всего он использовался как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Но в начале ХХ в. натюрморт в русской живописи получил расцвет и впервые стал равноправным жанром. Художники искали новые возможности в области цвета, формы, композиции натюрморта. Среди русских натюрмористов можно назвать И.Ф. Хруцкого, И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, И. Левитана, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Нестеренко и др.

Самым известным натюрмортом П. Кончаловского является его «Сирень».

П. Кончаловский «Сирень» (1939)

П. Кончаловский "Сирень" (1939)

П. Кончаловский в живописи был последователем Сезанна, он стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известность художник получил именно благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком кубизму и фовизму.

Его натюрморт «Сирень» полна этим праздничным цветом, радующим глаз и воображение. Кажется, что весенний аромат сирени доносится с полотна.

Гроздья сирени изображены обобщённо, но внутренняя память подсказывает нам очертания каждого цветочка в грозди и оттого живопись Кончаловского кажется реалистичной.

Не менее щедрым в изображении материальности мира, красочности палитры был и современник Кончаловского – И. Машков.

И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)

В этом натюрморте также буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.

Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I . Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение, и это мнение выражено им очень убедительно.

Натюрморт находится в Кремле, в приемной Президента РФ.