Заработок на рисовании. Не все так просто, как кажется. Исследование различных источников дохода

Здравствуйте, Яна)
Миллионное вам спасибо за ваши советы, мысли и мудрость!

Вот назрел у меня вопрос. Во многом благодаря вашим постам и книгам.
Не так давно я наконец нашла занятие, находящееся на перекрестке нравится-получается-хочу заниматься. И занятие это оказалось рисованием.


Тут надо сказать, что по образованию и профессии я никак не связана с творчеством. Тем не менее, меня всегда тянуло заниматься хэнд-мейдом, лепить, красить, вязать. В детстве я уроки рисования любила, нравилось срисовывать. Но вот так, чтобы прям рисовала - то нет. А недавно попробовала, и затянуло.
И вот пошел третий месяц, я стараюсь рисовать каждый день, когда по учебнику, когда срисовываю, когда просто всякие дудлы -зентанглы - мандалы рисую. Понимаю, что хочу развиваться в этом. И где-то в глубине души тлеет небольшой огонек - а вдруг-таки удастся сменить нелюбимую работу на что-то, связанное с творчеством.

И теперь, собственно, вопрос. Понятно, что сначала практика, базовые вещи, учеба-учеба-учеба.И сейчас рано говорить о чем-то конкретном. Но я совсем мало представляю, что дальше. Просто рисовать, смотреть на работы других и идти опытным путем? Если действительно ставить цель менять профессию, то куда начинать двигаться? Кем становятся люди, умеющие рисовать? Стокерами, дизайнерами, иллюстраторами? Какие есть направления? Их наверняка очень много, но может вы сможете хотя бы обозначить какие-то основные моменты) Спасибо!

Тут всякие дудлы) (http://happy-real-life.livejournal.com/) журнал можно не показывать.

Здравствуйте!
Задаваться вопросом, что именно вы хотите делать - никогда не рано. Потому что от ответа (отчасти) зависит решение, что вам лучше в себе развивать, над чем стоит работать.

Направлений действительно ного: иллюстрация, рисование и продажа оригиналов, продажа сувениров с вашими картинками (и отдельный вопрос, хотите ли вы изготавливать их сами). Стоки, написание и иллюстрирование книг, графические новеллы, иллюстрации для журналов. А если вы любите рисовать орнаменты, или что-то подобное, то еще есть возможность рисовать узоры для тканей, платков, ковровых покрытий, обоев и.т.д.

Предлагаю начать с того, чтобы собрать максимум возможных применений рисованию.
Дорогие читатели, пишите, что я еще не назвала?

Потом - искать в интернете образцы всего упомянутого, и прислушиваться к своим чувствам: от чего больше возникает ощущение "вот так я бы хотела".
Надо набрать побольше таких направлений, а потом сужать круг: что нравистя вам больше, а что еще больше?

Причем тут очень важный момент - честность! Очень многие вещи нам нравится смотреть у других, и даже ощущается некоторая зависть, что кто-то вот с этим прорвался. Но при честном взгляде на вопрос становится ясно, что самому такое делать не нраится. И мысль о том, что вот такое я буду делать каждый день на протяжении многих лет - вызывает скорее тоску. Это те вещи, которые нам нравятся у других. Это - прекрасно и полезно, но не пригодно для того, чтобы пытаться на это жить.

Круг желательно сузить до нескольких направлений. Желательно не больше десятка. И желательно очеьн конкретно сформулированных.например: "Рисовать картинки для футболок и продавать с ними футболки, которые будут печатать другие сервисы" или "рисовать оригиналы и продавать их, регулярно выставляясь в галереях".

По ходу, изучая образцы, что делают другие люди, попытайтесь вычитать из их сайтов, где именно нои продаются. Одни стоят на рынках, другие вылизывают интернетный магазин. Третьи ходят по галереям. У каждого свое, и многим некоторое из этого может очень нравиться, или наоборот. Все это надо примерять к себе. Вы бы могли представить себе ходить по симпатичным магазинчикам, и предлагать свой товар в комиссию? Или писать в издательства и редакции, и предлагать им свои рисунки? Или вам проще просто работать над каким-то магазином, и надеяться, что на него сами слетятся незнакомые люди с какой-то платформы?

В общем - когда вариантов останется совсем мало, надо пробовать. Т.к. только в практике становится ясно, насколько дело вам по-настоящему нравится. Ну и в этой фазе уже станет ясно, каких навыков вам не хватает, чему еще надо учиться что добывать из материалов и инструментов.

Желаю удачно найти свою мечту! :-)

Каждый человек рано или поздно задумывается о дополнительном заработке. Первое, что приходит в голову, - сделать бизнес на любимом увлечении. И это вполне реально.

Если вы неплохо рисуете и волей судьбы сидите дома или хотите получить дополнительный доход, возможно, вы уже задавались вопросом, как заработать рисованием. Действительно, это увлечение можно использовать не только для морального удовлетворения, но и для вполне реального заработка.

Сейчас продавать свое творчество стало намного проще, чем раньше, и для этого зачастую даже не нужно выходить из дома. Осталось только разобраться в деталях, взвесить риски и перейти от планов к действиям, а журнал Reconomica с удовольствием поможет вам в этом.

Меня зовут Степанцова Ольга Александровна, мне 22 года, живу в городе Благовещенске.

Многие из нас в детстве любили заниматься творчеством: кто-то хорошо играл на музыкальном инструменте, кто-то делал поделки, а кому-то нравилось рисовать. Талант есть внутри каждого человека, и насколько важно его раскрыть и реализовать говорить не приходится.

Известно, что рисование положительно влияет на нервную систему, а значит, и весь организм будет получать пользу.

Занимаясь творчеством, можно не только получать удовольствие, но и деньги, при этом тратить на это пару часов в день!

Первые публикации

Я всегда любила рисовать и делала это часто. Я просто сидела с листком бумаги и карандашом где угодно и сколько угодно, потому что мне это нравилось и с каждым разом получалось все лучше.

А для человека, занимающегося творчеством, необходимо, чтобы его работу увидело и оценило как можно больше людей, поэтому я решила публиковать свои лучшие работы в социальных сетях.

Сейчас это один из лучших способов показать, на что ты способен, да и на других посмотреть, поучиться новому. К слову, я использовала бумагу формата А4 и простые карандаши. Затраты на это меня не разоряли, тем более карандашей хватало надолго.

Мой рисунок.

Идея заработка

Однажды я пыталась придумать, что же подарить подруге на день рождения, и в голове возникла идея - почему бы мне не нарисовать ее? Подарок от души, сделанный своими руками, очень ценится.

В работу я вложила все умения, получила много похвалы и была окрылена. А заодно это было моей рекламой, и идея делать такие подарки на заказ основательно засела у меня в голове. Повышать своё мастерство приходилось с помощью интернета (изучение анатомии лица, техники рисования).

Погуляв по сети, я поняла, что этим можно и нужно зарабатывать, а самое главное - рисование портрета не занимало много времени и доставляло удовольствие!

Первая прибыль

После подаренного рисунка появилось несколько желающих приобрести портрет за деньги, или даже не совсем портрет, а что-то более необычное. Так, например, один парень попросил нарисовать ему робота.

Кстати, рисовать портрет по фото очень удобно, потому что фото постоянно, человек не меняет позу, как это может быть при рисовании с натуры, вдобавок можно работать тогда, когда удобно, и ориентироваться только на сроки заказчика.

Конечно, первые заказы были среди знакомых, но это давало хороший опыт и небольшую прибыль. Когда первая волна заказов прошла, я поняла, что необходимо делать больше рекламы и упор на незнакомых мне людей (ведь кого знала - всех перерисовала). Для этого я обещала быстрое выполнение работы (все это на странице социальной сети) и садилась рисовать, как только кто-то обращался.

К чему меня это привело

Начиная когда-то с простых неказистых рисунков, я пришла к неплохим навыкам и постоянному доходу.

Имея опыт в рисовании, можно найти множество вариантов разной подработки:

  • Помимо портретов, существуют эскизы для тату, ими тоже интересуются.
  • Хорошая фантазия послужит инструментом к созданию смешных шаржей.
  • А если снять на видео процесс создания работы, то можно заработать на просмотре в интернете, ведь такие видео зачастую популярны.

И это тоже мой рисунок.

Многие видели художников, рисующих на улице портреты, а почему бы и нет? Все пути открыты!

Посчитаем доход

Исходя из конечного результата, могу сказать, что главной затратой является время на обучение и совершенствование, а покупку бумаги и карандашей, резинок, точилки я в учет не беру.

На начальном этапе портрет стоил 250 рублей (для начинающего художника), спустя время установилась окончательная цена - 500 рублей.

Если учесть, что в среднем ко второму месяцу я рисовала один портрет в день, то получится сумма равная 15 000 рублей (и это далеко не предел), при том, что работы выполнялись в свободное от учебы время и занимали 2-3 часа в день.

Стоимость можно повышать, но оставлять ее адекватной по отношению к своим способностям. Иногда в день было два заказа, а иногда ни одного.

Не все так просто, как кажется

Покупая готовый продукт, клиент и понятия не имеет, сколько сил потрачено на то, чтобы он вас нашел и захотел с вами сотрудничать.

Нарисовать - это не так сложно, как кажется, а вот сделать свою работу востребованной - это более серьезная задача.

Так или иначе приходится общаться с людьми, и было бы неплохо уметь это делать правильно (быть вежливым, тактичным, располагать к себе, создавать позитивную беседу).

Если вы любите рисовать и хотите попробовать подзаработать денег, то хочу дать несколько советов и рекомендаций, которые мне помогли:

  • Одно из моих любимых выражений, которым я часто руководствовалась: на каждого художника найдется свой ценитель искусства.

Это действительно так. Всегда найдется человек, которому понравится характер ваших работ, манера рисования и авторская изюминка (а она есть у каждого).

  • Заказчик любит видеть всю информацию сразу.

К примеру, посещая вашу страницу, он должен найти ответы на все интересующие его вопросы: цена, сроки, формат, техника рисования, примеры ваших работ. Это повысит вероятность того, что он захочет сделать заказ у вас.

  • Не нужно ничего бояться.
  • Создание портфолио.

Не нужно много писать о себе, лучше всего про вас скажут ваши работы. Оформите красиво свои рисунки, и они обязательно понравятся людям. Не нужно выкладывать все работы, выберите самые яркие, особенные и цепляющие по вашему мнению.

  • Обратите внимание на конкурентов.

Сделайте выводы для себя (относительно стоимости, качества работ).

  • Успешные люди преодолевают свою лень и страх. Не ленитесь, и все получится!

Говорят, настоящий художник должен быть голодным. Но, наверняка, ни один из них с этим не согласится. Существует масса способов заниматься любимым делом и при этом неплохо зарабатывать. Просто многие не знают, как это сделать. Или ленятся искать варианты. Для них и всех остальных художников мы предлагаем 7 способов заработка в интернете.

Сайт услуг

Самый простой способ заявить о себе широкой аудитории и показать свой талант – это личный сайт, где будет размещено портфолио и описаны предлагаемые услуги. Конечно, без грамотного продвижения веб-ресурса не обойтись, но интернет-маркетинг может принести довольно весомые результаты. Не забываем также и о группах в социальных сетях и личном блоге!

Биржи фриланса

Если помимо художественного таланта вы умеете складно излагать свои мысли, то стоит задуматься о написании специализированных статей. Для этого нужно зарегистрироваться на биржах фриланса, благо, их великое множество, например, fl.ru‎. Там всегда есть заказы по темам рисования, фотографии, художественных мастер-классов и им подобным. Ваш личный опыт, знания и, конечно, желание помогут в раскрытии любой из них. Итак, находим заказ, пишем текст и получаем оплату! На подобных сервисах также размещаются объявления о поиске веб-дизайнеров, художников-иллюстраторов, а также частные объявления: многие ищут мастеров, кто может нарисовать портрет по фотографии или репродукцию картины.

Фотобанки

Это специальные сервисы, где любой художник может выставить на продажу свои работы в электронном виде. При этом один и тот же рисунок может быть продан несколько раз, однако самим фотобанком с вас будет взята небольшая комиссия.

Создание информационных продуктов

Сайты по продаже работ hand-made

Существует масса интернет-площадок, где можно продать работы, сделанные своими руками. Самой популярной на просторах рунета является Ярмарка мастеров . В дополнение к личному он-лайн магазинчику можно вести свой блог, делиться новостями, публиковать собственные мастер-классы. Из зарубежных площадок стоит присмотреться к Etsy.com , которая является самой большой в мире. В «живое» сообщество входят более 30 МИЛЛИОНОВ (!!) ваших потенциальных покупателей. К тому же русский интерфейс позволяет быстро разобраться, что к чему.

Никто не будет спорить, что творческий процесс завораживает. Так почему бы не показать всему миру, как вы создаете шедевры? Снимите ролик на 2-3 минуты, добавьте немного спецэффектов, музыки и не забудьте указать свой сайт или группу. Большое количество просмотров и «лайки» вам гарантированы.

Специализированные сайты

Наверное, этот пункт нужно было поставить первым, так как специализированные сайты по продажам художественных работ – самый легкий и быстрый способ заработать на своем творчестве. Но мы действуем по принципу «Через тернии – к звездам» и не ищем легких путей, правда? Итак, три самых популярных ресурса, где вы можете разместить свои работы для продажи: Illustrators.ru , Hiero.ru и artmagazin.ru . Не благодарите) Всегда пожалуйста!

Чтобы успешно вести деятельность в интернете, необходима самореклама. Регистрируйтесь на форумах, вступайте в сообщества, выкладывайте свои работы, комментируйте, обсуждайте – станьте заметным! И не забывайте рисовать!

Петербургские карикатуристы сообразили на троих сайт по продаже иронических изображений

Для того, чтобы «весёлые картинки» приносили не только удовольствие, но и какой-никакой доход, художники-карикатуристы из Петербурга Вячеслав Шилов, Виктор Богорад и Игорь Алёшин запустили сайт Cartoonbank.ru. Не обладая ни малейшим бизнес-опытом, они на троих учредили компанию «Медиаграфика», которая продаёт газетам, журналам и сайтам оригинальные иллюстрации. Сейчас на их сайте более 32 тысяч изображений от 88 авторов из девяти стран. О том, как устроен сток лицензионных иронических изображений и каковы перспективы их бизнеса, порталу сайт рассказал карикатурист и гендиректор «Медиаграфики» Вячеслав Шилов.

46 лет, художник-карикатурист из Санкт-Петербурга, учредитель и генеральный директор компании «Медиаграфика» , развивающей банк карикатур Cartoonbank . Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, член Санкт-Петербургского творческого союза художников . Соучредители «Медиаграфики»: Виктор Богорад , 68 лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский электротехнический институт, почетный академик Российской академии художеств; Игорь Алёшин , 55лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский институт аэрокосмического приборостроения, работает программистом.


Как всё начиналось

В 90-х я работал штатным художником-карикатуристом в петербургских газетах, сначала в «Невском времени», потом в «Вечернем Петербурге», и там и там вёл ежедневную рубрику.

В «Невское время» как-то пришёл пухлый пакет с рисунками и предложением о сотрудничестве из США. Так до эпохи интернета делали несколько синдикатов карикатуристов в Америке - просто рассылали по редакциям картинки. Подумал - раз технология есть, можно применить её и у нас. И начал отправлять рисунки в газеты по всей России – почтой, в большом конверте формата А4. Примерно через год с начала рассылок изданий-клиентов было уже не меньше сотни. Если рисунки печатали, мне присылали деньги. Через какое-то время стал получать от рассылок гонорары - как несколько редакционных зарплат, и рост шёл вплоть до кризиса 98-го года. Тогда рухнул весь бизнес по стране, я тоже это на себе сразу ощутил.

Кстати, я даже устроил «наш ответ Чемберлену» - в какой-то момент набрался наглости, нашёл базу американских газет и разослал им по почте предложение о сотрудничестве. 99% не ответило, но штук пять от удивления опубликовали рисунки русского художника. Было забавно - присылали чеки из американской глубинки, я шел в «Балтийский банк», там тоже удивлялись, проверяли их месяц, а потом обналичивали. А одна газета вообще прислала в Питер редактора отдела путешествий, чтобы он написал о карикатуристах Петербурга. До сих пор дружим с этим журналистом, я спустя много лет потом в Америке с ним снова встретился удивительным образом.


Рисунок Вячеслава Шилова

Когда активно начал развиваться интернет, я вместо почтовых рассылок запустил электронные рассылки, открыв простенький сайт Best-cartoon.spb.ru - и привлёк к работе нескольких своих друзей-художников, чтобы у редакций был больший выбор иллюстраций.

Банк иронических изображений

Где-то в середине 2000-х у меня в голове засела идея более серьёзного ресурса по карикатуре - современного интернет-инструмента для подбора иронических изображений. Я поделился ею с другом и известным художником-карикатуристом Виктором Богорадом. А тот меня свёл с Игорем Алёшиным, который параллельно, как оказалось, тоже думал на эту тему. Игорь - отличный карикатурист, а по совместительству профессиональный программист, классный специалист, который в Штатах работал по контракту (до его отъезда мы встречались пару раз, было шапочное знакомство) и потом вернулся в Петербург. Так и случился наш проект на троих - Cartoonbank.ru .

Домен зарегистрировали в 2006 году, имя подобрали по аналогии с англоязычным сайтом журнала The New Yorker, известным ресурсом по юмору. Cartoon - это «карикатура» по-английски. Дословно получился «банк карикатур», хотя позиционируем официально мы себя как «Банк Иронических Изображений» - у нас на сайте целый список категорий, от коллажа до стрипа.


ООО мы открыли в 2010 году, тогда же запустили в закрытом режиме и сайт. Четыре года старт откладывался - боролись с сомнениями и вели подготовительную работу, не хотели создать что-то некачественное и непродуманное. Игорь Алёшин взял на себя всю техническую сторону вопроса - разработку и поддержку сайта; на мне - документация, контент, группы в соцсетях, общение с авторами, партнёрами, реклама; Виктор Богорад - дал деньги на старт, 100 тысяч рублей.

Мы даже не всё сразу потратили - оставили «подушку безопасности». Заплатили за оформление юрлица, хостинг, домен, аренду почтового ящика (оригиналы договоров с авторами получаем на него). Немного потратили на контекстную рекламу, но особого эффекта не увидели и отказались от неё.

В штате сейчас всего два человека - я и мой заместитель, имеющий право подписи на документах, чтобы моё отсутствие не ударяло по компании. Зарплаты у нас чисто символические. Офиса нет, он нам не нужен. Ещё мы пользуемся услугами бухгалтера на аутсорсинге.

Как всё устроено

Наш сайт - это посредник между художниками и редакциями. По сути это тот же фотобанк, только с карикатурами, вернее – с ироническими изображениями. При запуске на сайте было 6 тысяч картинок. Мы ещё до старта полусекретно рассказали о проекте друзьям-художникам, заключили с ними договоры, научили их ставить рисунки на сайт.

С самого начала решили, что работы будут определенного уровня и качества. Да, были те, кто обиделся или расстроился, что мы не взяли его рисунки, но у нас идёт ступенчатый отбор и первая ступень - приём в проект автора. Сейчас на сайт принято 88 авторов из девяти стран, но гораздо больше художников мы не взяли. Вежливо, но отказываем. Решение коллегиальное - по голосованию, и результат в целом нам нравится. У нас уже больше 32,5 тысяч изображений.


Рисунок Виктора Богорада

По договору автор передаёт нам на свои работы неисключительные права. Мы это право передаём покупателю - с помощью лицензии на выбранное изображение. 250 рублей стоит лицензия ограниченная - для сайтов и для газет с небольшим тиражом. 500 рублей - для изданий с тиражом больше 15 тысяч экземпляров. Есть ещё расширенная лицензия, для коммерческого использования, например, для рекламы или печати на футболках или других носителях (в этом случае можно печатать неограниченный тираж для последующей продажи), она стоит 2500 рублей.

Гонорар художника составляет 40 процентов от стоимости его работы

Причём мы «копим» до 5 тысяч рублей совокупных гонораров, а потом их выплачиваем, иначе было бы очень замороченно с документами - перечислять каждые 40 процентов от 250 рублей. Суммы небольшие, а банк с проводки каждой платёжки берёт деньги, это банально разумная экономия. Остальное идёт нам: на поддержку ресурса, бухгалтерию, налоги (мы работаем «вбелую» и платим все отчисления), цифровую обработку изображений (заказываем такую услугу при необходимости). По факту, остаётся немного.

Любопытная коллизия с авторами-иностранцами. У нас расчёты только в рублях и только на рублёвую карту мы можем перечислять гонорары. Да, у нас есть художники из США, Израиля, Канады, но все они - бывшие соотечественники, и у есть них мамы, братья или друзья, у которых есть карты, выданные банками в России, рублёвые. Вот на них и переводим гонорары. Пока так решаем вопрос, выкручиваемся, они доверенности пишут. А вот бразилец, итальянец, португалец к нам просились в «Картунбанк» - и не можем взять! Тормозит нас валютный контроль.

Первое время, а начинали мы с двадцати продаж в месяц, своими деньгами приходилось скидываться, чтобы покрыть расходы. Цены на лицензии мы не меняли с момента запуска, поэтому сейчас думаем и их повышать, а также расширять круг лицензий. Авторы начинают роптать, мол, слишком дешёво продаете - и они правы со своей точки зрения.

На сегодня в среднем 100-130 продаж в месяц - уже норма. По деньгам это 30-40 тысяч рублей, что позволяет ресурсу жить полноценно и независимо, но не приносит нам ощутимую прибыль. Хотя мы на бешеные доходы и не рассчитывали - у нас же бизнес на стыке с искусством. Делаем сайт в своё удовольствие, а зарабатываем на хлеб мы другими способами, как и раньше, до «Картунбанка».


Рисунок Игоря Алёшина

Максимально мы смогли продать 200 изображений в месяц. И мы до сих пор доотдаём те 100 стартовых тысяч - совсем немножко осталось. Как правило, более активно покупают картинки к праздникам, к предвыборным кампаниям.

Мы подключили платежную систему Robokassa от московского банка «Океан», чуть позже - Paypal, когда он стал работать в РФ. Первые клиенты только по договору работали - мы заключали договор по безналичному расчёту, выделяли им «электронные деньги», а они оплачивали в течение месяца картинку. А сейчас - хоть с мобильного телефона смской оплачивай, хотя по договорам с юрлицами мы тоже продолжаем работать.

Меньше рынок – меньше покупок

Автор сам выставляет свои картинки на сайт, у нас разработана подробная инструкция. Для него это - архив изображений, который доступен в любое время и в любой точке земного шара. Есть зависимость: чем больше картинок выставлено, тем выше продажи.

Одна и та же картинка может продаваться по девять-десять раз, есть у нас такие хиты. В лидерах - Виктор Богорад и Игорь Кийко, у них за всё время существования проекта продалось более чем по 800 карикатур, они получают по несколько выплат в год. И одна из причин этого - они поставили на сайт больше всех рисунков, не поленились.

Всего за время работы проекта продано около 7000 лицензий разного типа

Изначально мы ориентировались в основном на газеты, хотя осознавали, что пресса уходит в интернет. За последнее время ситуация на рынке СМИ сильно изменилась не в лучшую сторону. Это лет 15 назад рынок СМИ был насыщен, с удовольствием печатали карикатуры на остросоциальные темы, и даже выпускали юмористические пятничные приложения. Сейчас больше «рулит» интернет, а газеты массово закрываются.

Тенденция нас не радует: меньше рынок - меньше покупок. К тому же те издания, что ещё на плаву, избегают карикатур. Виной тому политическая чехарда. Искусственно раздутые пропагандой скандалы с «Шарли Эбдо» неприятным эхом откликаются у нас. Редакции стали побаиваться карикатур - как бы чего не вышло, такой неосознанный страх и в целом нездоровая ситуация, настороженное отношение к карикатуре.

Некоторые неприятные и странные законы, принятые нашей Госдумой в последние годы, тоже не добавляют оптимизма. Можно сказать, всё это ударяет по нам как по бизнесу. Мы уже поставили значок 18+ на сайт от греха подальше. Теперь вот думаем, как бы чьи-нибудь чувства не осквернить - карикатуры у нас есть довольно ехидные, один Ёлкин чего стоит, есть и про религию и про наших небожителей.


Рисунок Сергея Ёлкина

Мы даже разместили на сайте предупреждение: если вас, уважаемый посетитель проекта, вдруг посетит неконтролируемый приступ обиды, напишите нам, мы обязательно рассмотрим ваш случай! Да, до смешного доходит, а что делать? Но пока не обращались - видимо, лень писать или пока дураком себя выставлять никто не хочет.

И в то же время у нас сложился круг постоянных клиентов: есть сайт, который стабильно покупает до 30 изображений в месяц для своего юмористического отдела, есть наши любимые друзья - журнал «Красная Бурда», постоянные клиенты. Из газет с нами постоянно сотрудничают «Новая газета» (Петербург), «Труд», «Парламентская газета», даже из далёкого Биробиджана покупают. Скачивают работы и из-за границы - из Литвы, Германии, Швейцарии; кто - не знаем, думаем, бывшие соотечественники.

Больше чем сайт

Ещё Cartoonbank работает как бренд - на нас выходят организаторы выставок, конференций, наши художники ездили в Польшу, Германию, они участвуют в международных семинарах как представители проекта. Меня приглашали в Китай как руководителя проекта, и я в институте анимации читал лекцию, где примером служили работы наших художников - рассказывал про гэги, которые они используют в рисунках. Так что «Картунбанк», во многом, имиджевый проект.


Рисунок Бориса Эренбурга

Некоторые авторы нам пишут с благодарностью - мы стали снова рисовать для людей, а не в стол! Это как помощь художникам, как точка приложения их творчества. За время нашей работы, к сожалению, трёх авторов уже не стало. С родственниками двух из них мы перезаключили договор - причём им отчисляем 50 процентов, то есть, по сути, на них сами не зарабатываем, но это поддержка семей, и как будто этот автор, он до сих пор с нами, через его картинки.

Как ещё можно заработать

У нас несколько возможностей зарабатывать, помимо продаж картинок в СМИ, и мы как раз очень нацелены на эти формы сотрудничества. Правда, мы думали, что всё пойдет быстрее и веселее - и заказы на нас хлынут, когда мы наберём большое количество изображений. Однако постоянно-интенсивного потока мы не наблюдаем. Почему? На мой взгляд, причин несколько. Первое - стагнация в связи с отношением к карикатуре, которое в целом поменялось в худшую сторону. Второе - много картинок попросту воруют, увы. Третье - недостаточная «раскрутка» наших возможностей, при том, что их немало.

1. Печать наших изображений на разных носителях - сумках, футболках, кружках и т.д. У нас заключено партнёрское соглашение, но только с одним сайтом, который этим занимается. На нашем ресурсе размещена его «кнопка» - клиент может тут же увидеть, как изображение будет выглядеть на вещи, и сделать заказ. Партнёры все изготавливают «под ключ», наша - только картинка. Кстати, с сайта этого партнёра на «Картунбанк» идут посещения, они же тоже пиарят услугу. Стоимость картинки для этих целей (а это считается индивидуальным заказом, а не неограниченным тиражом для продажи) - 250-500 рублей.

2. У нас можно заказать полноценную выставку . Любой тематики. Покупай лицензии - делай принты, оформляй в багет - и готово. Так, например, с Гатчинским музеем у нас был совместный проект, и с Музеем Ленобласти - оба вполне успешные. Был проект с Планетарием - там работы демонстрировались в режиме выставки на огромный экран. Выставку может сделать любая организация - хоть стоматологическая клиника, хоть золотопромышленная компания: повесили в офисе или конференцию провели с необычным таким дополнением. У нас рисунков - на какой угодно запрос. Лицензия стоит всего 500 рублей (пока).


Рисунок Олега Дергачёва

3. Можно печатать календари с нашими рисунками . Такие заказы тоже были, но их по пальцам сосчитать.

5. Наши художники могут давать мастер-классы по карикатуре . Как-то нас попросили провести мастер-класс для детей в Эрарте, это музей современного искусства в Петербурге, за не очень большие, но деньги. В другой раз попросили «выделить» официально карикатуристов на уличный фестиваль рисовать шаржи. Даже в Смольный однажды приглашали, на конференцию для СМИ, мы там отчасти себя пиарили, но авторам заплатили как за участие в проекте, по договору.

6. С картинками «Картунбанка» можно издавать юмористический журнал целиком , и, представьте, к нам однажды обратился издатель - и даже выпустил отличный пилотный номер - тиражом 10 экземпляров. Дальше этого, правда, у него дело не пошло, он занялся организацией концертов, а не сбором рекламы для журнала. Однако возможность-то сохраняется!

7. Можно печатать открытки-карикатуры . У нас есть свой опыт - один из авторов (я ему тоже помогал, было интересно) вложился в печать открыток - всего 38 наименований, потратил 60 тысяч рублей. Себестоимость печати одной открытки, кажется, тогда была 3 рубля. Продавались они по 15 рублей за штуку в магазины, а те накручивали свою комиссию, и до покупателя открытка доходила за 30-50 рублей. Деньги довольно быстро были «отбиты». Перспектива, кажется, есть, но это отдельное направление бизнеса, которым надо заниматься серьёзно, а ни у партнёра, ни у меня не было на это ни времени, ни сил. Мы же ещё и художники - работаем со своими личными заказчиками постоянно. Но это направление бизнеса, в принципе, может кто угодно развивать через «Картунбанк» - купил картинку за 2500 рублей (а с системой скидок и того дешевле) и печатай хоть 10 тысяч открыток на продажу - дарю идею!


Рисунок Вячеслава Шилова

8. С помощью наших иллюстраций можно оформлять книги - мы продаём всего по 250 рублей картинку для книг.

9. Наш рисунок можно вмонтировать в постоянный дизайн сайта , но это уже будет коммерческая лицензия за 2500 рублей.

10. Когда в стране была активная политическая жизнь, во время выборов часто карикатуры покупали для листовок , по 2500 рублей, тоже как рекламу, политическую. Просили пакет документов - лицензии, договор - это мы всегда без проблем предоставляли. Последние года два никакой активности в этом плане нет, но сама возможность не исчезла.