Как открыть театральное агентство. Бизнес-план музея

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Помещение для музея.

Первым делом необходимо подыскать помещение, в котором будет организован музей. Решающую роль здесь играет тематика музея, какие экспонаты будут выставлены на обозрение, их размер, условия хранения и доступность обзора.

Например, если у вас в музее будут выставлены мелкие экспонаты, например посуда, украшения, предметы быта и всевозможные предметы старины, то возможно вам хватит небольшого помещения или секции в ТЦ, где все сможет разместиться. Если же ваши экспонаты имеют значительные размеры, будь то автомобили, скульптуры, садовые предметы, то здесь конечно нужно подумать о собственном здании с придомовой территорией.

Через агентство недвижимости подыскиваете для аренды нужное помещение, если конечно у вас в собственности нет своего. Цена будет зависеть от района, местоположения здания, инфраструктуры территории. Самым экономичным вариантом будет арендовать секцию в торговом центре. Но здесь следует учесть, что лучше всего подойдет тематика развлекательного характера или мелкие предметы, не требующие длительных экскурсионных сопровождений куратора или вы планируете совместить музей и выставку-продажу экспонатов.

Например, открыв музей детского творчества, выставляете самые интересные экспонаты, созданные детьми разного возраста, и предлагаете посетителям принять участие в пополнении выставки-коллекции. Например, предлагаете к продаже набор пластика для лепки, из которого ребенок может тут же создать поделку, своими руками.
Более серьезная тематика музея будет не совсем уместна в торговом развлекательном центре.

Для музея оптимальным будет собственное помещение, к примеру, коммерческая недвижимость, расположенная на первом этаже дома. В идеале, тематика музея должна соответствовать месторасположению арендуемого помещения. К примеру, музей экзотических насекомых в идеале должен располагаться рядом с парком отдыха и развлечений или зоопарком. Музей театральных костюмов, к примеру, уместнее было бы открыть недалеко от действующих театров в историческом центре города.

Если экспонаты вашего будущего музея занимают довольно много места, то можно подумать о музеи под открытым небом или в отдельно стоящем здании.
Например, на открытой территории можно организовать музей необычных садовых интерьеров или скульптур. Здесь лучшим вариантом будет участок в садово-парковой зоне или в ближайшем пригороде.

Персонал музея.

После того как определились с помещением нужно подумать о персонале. Сколько вам потребуется сотрудников. Здесь основными являются организатор-управленец, бухгалтер-кассир и экскурсоводы-консультанты. Если коллекция выставки долгие годы собиралась вами лично, то лучше вас пока никто не сможет рассказывать о ней и первое время гидом-экскурсоводом, видимо будете вы, взяв одного сотрудника в помощь.

Имея помещение и определившись с сотрудниками, пришло время открывать музей. Все, что вам понадобится для открытия, это расставить коллекцию экспонатов, подготовить описание к каждому предмету выставки, оригинально оформить фасад и можно открываться.
Для привлечения посетителей вам нужна яркая завлекательная вывеска. Продумайте рекламную компанию, проанализировав месторасположение, степень проходимости и тематику вашего музея.

Финансовый план.

Основные вложения в ваш бизнес будет аренда помещения и исходя из стоимости аренды нужно будет рассчитывать цены билета и определить для себя срок окупаемости.

Например, рассмотрим вариант секции в торговом центре:
Аренда секции - от 100 000 руб./месяц.
Посещаемость музея - 60 человек в день (усредненная цифра, так как в выходные и праздники больше, а в будние дни меньше).
Цена билета - 150 рублей.

Итого в день: 150 руб. х 60 человек = 9 000 руб./день;
Доход в месяц: 9 000 х 30 дней = 270 000 руб.

Вычитаем стоимость аренды из дохода: 270 000 -100 000 = 170 000 руб.
Вычитаем зарплату сотрудников (в среднем 40 000 руб.), таким образом, ваша прибыль составит 130 000 рублей в месяц.

Цифры, представленные в примере, являются ориентировочными, и могут в разы отличаться от ваших данных, так как сумма аренды может быть и 50 000 руб./месяц, а можно арендовать здание и за 500 000 руб./месяц.

Так и цены на билет, могут быть от 50 до 1000 рублей, в зависимости от тематики музея.
Возможно, у вас есть в собственности помещение, из которого вы планируете сделать музей, тогда расходы будут связаны только с ремонтом помещения и переоборудования его под музей.

Осталось решить некоторые бюрократические процедуры. Оформление юридического лица, получение разрешения на данный вид деятельности, согласование необходимых инспекций. Если вам это кажется слишком сложным, то можно обратиться в агентство по регистрации новых фирм, они подготовят все необходимые документы для открытия вашего музея.

Теперь все в ваших руках, сотворите из вашего хобби прибыльный музейный бизнес.

Читайте так же:




Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.

Без знаний о прошлом порой бывает сложно построить перспективы на будущее. Поэтому, если на предприятии ценится и почитается его история развития, то весь коллектив компании заслуживает большого уважения.

Помочь сохранить историю предприятия , а так же отразить его настоящую деятельность поможет идея создания музея и дальнейшее воплощение ее в реальность. Как правило, музей предприятия целесообразно организовывать на территории заведения или недалеко от центрального офиса компании. Корпоративный музей может послужить отличным местом для проведения экскурсионных программ сотрудникам, практикантам, студентам, и любым сторонним лицам, которым интересна история и вид деятельности предприятия. Кроме этого такой музей может стать отличным местом для проведения встреч с гостями и партнерами компании, для переговоров, для вручения наград отличившимся сотрудникам, местом встреч бывших работников и т.д. Музей предприятия – место, влияющее на культуру и развития коллектива с учетом его традиций и исторических ценностей.

Очень важно, чтобы музей предприятия поэтапно отражал основные исторические вехи развития компании и давал ясное представление о ее деятельности. Тематика корпоративного музея должна быть представлена в таком виде, чтобы она была понятна и интересна посетителям всех возрастов и профессий. Чтобы достичь этой цели необходимо правильно и грамотно определить основную концепцию музея и привлечь максимальное количество знатоков по истории предприятия, его основных достижений и т.д.

На сегодняшний день большой популярностью пользуются интерактивные музеи . Они позволяют посетителям не просто получать полезную информацию от экскурсовода, но и взаимодействовать с представленными экспонатами. Интерактивный корпоративный музей может стать своеобразной визитной карточкой не только предприятия, но и города, если его сделать открытым и доступным для его жителей и гостей.

Следует иметь в виду, что организация нового музея – это длительная и кропотливая работа многих специалистов. Помочь в создании музея предприятия могут бывшие работники компании, специалисты конкретных предметных областей, компаньоны архитекторы и дизайнеры, а так же спонсоры предприятия.

Над созданием музея, как правило, приходится трудиться непрерывно долгие годы, ведь история не стоит на месте. Важно не просто создать музей, главное его поддерживать и развивать, отражая все важные факты из жизни компании на современном этапе развития. В противном случае актуальность корпоративного музея очень быстро пойдет на спад и потеряет интерес посетителей.

Ключевые слова: О музеях предприятий, сохранить историю предприятия, музей предприятия, концепцию музея, интерактивные музеи, организация нового музея, важные факты из жизни компании, актуальность корпоративного музея

Чтобы открыть музей, нужно решить практически те же самые задачи, что и при открытии Фирмы.

Придумать идею, желательно конкурентоспособную, найти постоянные источники

Финансирования, помещение в проходимом месте, набрать профессиональные кадры и т. д.

ШАГ 1. ИДЕЯИ МОТИВАЦИЯ

Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству. После того как Экспонатов в коллекции достаточно, чтобы ее выставлять на всеобщее обозрение, стоит четко Определиться с мотивацией, она во многом будет определять будущую музейную политику. Хотите Ли вы Открыть Музей, чтобы демонстрировать свою коллекцию, или чтобы найти

Единомышленников и создать клуб по интересам, или вы хотите заработать (редкий случай, Пример - Музей водки).

ШАГ 2. ПОМЕЩЕНИЕ

Следующий шаг - помещение. «Помещение целесообразно приобретать в собственность, так Спокойнее, - считает Дмитрий Шнеерсон, директор частного Музея истории фотографии. - Главный минус арендованного помещения - вечно ползущие вверх арендные ставки». Есть и Другой путь - искать спонсора, например крупное предприятие или учреждение, которое могло бы В своем здании разместить музей, или пытаться получить помещение под учреждение культуры у Муниципальных властей на условиях льготной аренды. Так, ведомственным музеем стал Созданный по частной инициативе музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Автово, а Муниципальные помещения в аренду получили несколько музеев, в их числе Музей граммофонов И фонографов Владимира Дерябкина.

ШАГ 3. ПЕРСОНАЛ

Даже в небольшом музее должно быть не менее 5 Сотрудников. Второй Человек после директора - Условно - главный хранитель. Он должен разбираться в Фондах, вести учет, знать, где какой Предмет находится, когда и какие экспонаты стоит отреставрировать и т. д. Часто он же выполняет Функцию Куратора выставок и решает, какие именно экспонаты можно предложить на экспозицию. Также придется предусмотреть должность бухгалтера и уборщицы, может понадобиться и консервации экспонатов, компьютерщик для обслуживания техники И поддержания интернет-сайта, а также экскурсовод, желательно со знанием иностранного языка.

ШАГ 4. БЮДЖЕТ

Если музей работает в собственном помещении, то среди основных ежемесячных расходов - Зарплата, коммунальные платежи, реставрация, содержание сайта, полиграфия - листовки,

Афиши, брошюры. Затраты на покупку экспонатов у частного музея не нормированы. Даже Предположить, за какую сумму удастся приобрести новый предмет, заранее невозможно.

Некоторые экспонаты можно получить бесплатно: дарителям нравится, что их вещь будет Находиться в музее.

Распространяться о стоимости коллекции среди частных музейщиков считается небезопасным. «Как только мы станем рассуждать о том, что сколько стоит, люди решат, что мы получаем Подарки и продаем за бешеные деньги, - считает Дмитрий Шнеерсон. - Поэтому в нашем музее Вообще нет никаких платных Услуг. Билеты, книги, фотографии мы не продаем, Фотокамеры в Аренду не сдаем, иначе сразу начнутся подозрения, что это лавка, прикрытие серьезной Коммерческой структуре». Доходы музеев складываются из платы за вход и Экскурсии. Благотворительных пожертвований, реже - грантов на проекты. Чтобы зарабатывать и добиться Окупаемости, можно сдавать помещения в аренду, например, для проведения презентаций, Специальных мероприятий.

ШАГ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме оформления постоянной экспозиции, есть смысл проводить временные выставки из собственных фондов и в сотрудничестве с другими коллекционерами илидеятелями искусств. Это хороший информационный повод: анонсы выставок попадают в афиши СМИ, что увеличивает поток посетителей. Так, Музей истории фотографии проводит выставки российских и зарубежных фотографов, частный Музей кукол - выставки из частных коллекций. В негосударственном Музее Набокова также проводят концерты, читают лекции, играют спектакли.

Дмитрий Шнеерсон, директор Музея истории фотографии и председатель правления фонда эффективного распоряжения активами «Эра Фонд», открыл свой музей от большой любви к фотографии.

$2 - 5 тыс. - ежемесячные затраты на содержание частного музея в собственном помещении, не считая закупок экспонатов.

Опрошенные представители малого бизнеса считают, что говорить о последствиях кризиса можно будет только через пару месяцев. В целом он будет выражаться в поведении покупателей - они станут более требовательно относиться …

Например, одна из Угроз Предпринимателей - контрагенты, которые Пользуются кризисом в свою пользу. Совет экспертов - четко прописывать в договорах штрафные санкции. «Есть такое сейчас выражение - "косить под Кризис"». …

1. Финансовые затруднения (невозможность окупить вложения или снижение рентабельности Бизнеса). 2. По личным причинам («бизнес надоел», «необходимы инвестиции для реализации нового Проекта» и т. д.). 3. Перепродажа бизнеса как способ …