Обнажённая зелёные листья и бюст пикассо. Обнажённая, зелёные листья и бюст. Пабло Пикассо. «Серебряная Лиз», Энди Уорхол

Название, англ. : Nude, Green Leaves and Bust.
Оригинальное название : Nu au Plateau de Sculpteur.
Год окончания : 1932.
Размеры : 162 × 130 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Лондон, Галерея Тейт

Тридцатые года - самый сексуальный период в творчестве Пикассо, который служит в качестве полного и правдивого дневника его эмоционального состояния. Именно в это время он был под влиянием страсти к новой любовнице, которая была значительно моложе его самого - француженке Марии-Терезы Вальтер. Они познакомились в 1927 году в Париже. Официально художник был заключен узами брака с Ольгой Хохловой, а Мария-Тереза была утешением от канительной и раздраженной обстановки. Пикассо изо всех сил старался скрывать любовницу как в искусстве, так и в жизни, но полотна выдавали его с головой - на картинах стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Вальтер была очень важна для него, поскольку являлась воплощением мечты и подпитывала его творчество, в то время как реальность, олицетворенная в Ольге, не предоставляла никакого удовольствия. Через много лет Пикассо скажет, что «эта женщина была только моей, у нее была душа, которой я наделил ее». Она привнесла в жизнь художника ощущение риска, сюрреализма, маскарада и способствовала проявлению его плотских инстинктов. Мария-Тереза никаким образом не входила в общественную или интеллектуальную жизнь Пикассо. Блондинка Вальтер была чувственной, беззаботной и счастливой по своей натуре - в отличие от Ольги, которую Пабло изображал в этот период ужасной ведьмой с острыми зубами и искаженным телом. Чтобы отпраздновать эту немыслимую страсть Пикассо рисует Вальтер снова и снова, обычно изображая ее обнаженную, извитую, сексуально доступную. В течении восьми лет этой любовной связи ее изображение нашло свое воплощение в живописи, рисовании, скульптуре и гравюре. Влюбившись в Пикассо, девушка готова была прощать ему все: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Отношения между художником и музой продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной, Пабло продолжал поддерживать ее материально. А для самой Вальтер случайное уличное знакомство обернулось любовью всей жизни и, даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней, но этого так и не случилось. Спустя 4 года после смерти Пикассо его бывшая возлюбленная повесилась в гараже своего дома.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» считается важнейшим произведением искусства Пикассо в период между двумя мировыми войнами и бесспорно является одной из лучших картин 1932 года. Она была завершена к 8 марта во время пребывания любовников в Буажелу под Парижем, а в июне того же года была выставлена в галерее Жоржа Пети. Эта картина очень детальна, при этом объединяет и согласовывает затронутые Пикассо живописные идеи и эмоциональные темы. «Обнаженная, зеленые листья и бюст» несомненно является наиболее сложной и таинственной в серии работ с Марией-Терезой. Работа как будто отражает напряженный и деликатный человеческий треугольник, который он создал в своей личной жизни. Можно возвращаться вновь и вновь к этой увлекательной картине, чтобы обдумать ее скрытое значения и отношения между многими ее частями. Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Кожа натурщицы внеземного лавандового оттенка, а руки положены под голову, зеркально отражая растения над ней. Пикассо представляет Марию-Терезу в роли благотворной и лелеянной музы, как богиню секса и желания, что возлежит перед ним в глубоком восторженном сне; ее тело доступно и покорно к прикосновениям, в то время как внутренний поток мыслей остается неуловимым и таинственным. Он наблюдает за своей возлюбленной и защищает ее, одновременно подвергая необходимым жертвенным обрядам живописца - стремлению обладать и преобразовывать ее в искусство. Второй элемент полотна - изваяние Марии-Терезы в виде каменистого греческого бюста на стенде. В отличие от гладкости тела разоблаченной любовницы, бюст окрашен толстым слоем краски, имитируя текстуру штукатурки, и выглядит в качестве трехмерной статуи. Третьий элемент - растение филодендрона. Оно расположенно на заднем плане. но создается впечатление, что оно произрастает из плодородного и созревшего тела Марии-Терезы. Эта спящая женщина словно расширяется и раскрывается, как растущий цветок, в пределах упругого кокона ее кожи, а листья филодендрона растут из ее груди, словно она богиня королевства растений. Складки занавеса на заднем фоне ограждают спящую от света нового дня - солнца в левом верхнем углу. Кроме того, занавес может демонстрировать предосторожности Пикассо, к которым он прибегал, чтобы скрыть Марию-Терезу от Ольги и от любопытства большинства, за исключением нескольких ближайших друзей. Темно-синий тон создает ночное окружение, в котором бюст набирает волшебных качеств парящего яркого лунного шара, а Мария-Тереза возникает словно дремлющая лунная дева. Возле локтя своей любовницы Пикассо изобразил тарелку с яблоками - символ искушения и первородного греха. На картине есть фигура, которая не очевидна с первого взгляда, но вскоре обнаруживается в виде темного профиля, между бюстом и листьями растения - выражает присутствие самого Пикассо рядом с возлюбленной. Он наблюдает и охраняет свою спутницу, подчеркивая важность таинства их незаконных отношений. Фантомное присутствие художника символизирует то, что он держит под контролем свой объект любви. Энигма этой тени привязана к другому аспекту картины - к двум вертикальным черным полосам, которые проходят в области шеи и талии Марии-Терезы, то скрываясь, то выходя на первый план. Правая лента бежит вверх по обнаженному телу и затем закручивается вокруг бюста, объединяя таким аллегорическим образом жизнь и искусство в единое целое. Каждая полоса следует по своему курсу - та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния; левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P». Следовательно в картине инвертируются оба инициала художника. Пальцы рук обнаженной модели размещены под головой, в них можно проследить курсив буквы «M», а «W» виднеется в половой расселине. Таким образом Пикассо наносит свои инициалы на ее тело, изображает господство над своей пассией и провозглашает о ее влиянии на искусство художника. Это подтверждают слова, которые произнес ей Пикассо в момент их первого столкновения 1927 года: «Вдвоем мы совершим великие дела!».

В 1936 году «Обнаженную» приобрел у Пикассо его личный арт-дилер Поль Розенберг. Начавшаяся Вторая мировая война вынудила его закрыть свою парижскую галерею и бежать в Нью-Йорк. И поэтому в мае 1940 года дилер спрятал свои акции и обширную частную коллекцию в нескольких местах. К сожалению, некоторые убежища были разграблены нацистами, а вот склад, где хранилась «Обнаженная, зеленые листья и бюст», сохранился и остался нетронутым. После повторного открытия галереи, 2 января 1951 года Розенберг продает картину семье Броуди, коллекционерам из Лос-Анджелеса, за 17 000 долл. (в других источниках за 19 800 долл.). С тех пор она находилась в частном семейном владении и коллекционеры отказывались выставлять работу на показ, сделав исключение лишь единожды - в 1961 году, к 80-летию Пикассо. Броуди были настолько влюблены в это полотно, что даже запрещали кураторам музеев и фотографам делать цветные снимки произведения. После их смерти «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана аукционным домом Кристис 4 мая 2010 года за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). Хоть официально имя счастливчика не разглашалось, в числе наиболее вероятных покупателей считается российский олигарх Роман Абрамович. Тот факт, что полотно Пикассо ушло за столь высокую цену, можно считать неожиданным - ориентировочная стоимость варьировалась в пределах 70-90 млн. долларов.Таким образом, цена картины за шесть десятилетий выросла более чем в 5300 раз. В 2011 году владелец согласился выставить «Обнаженную» на публичное обозрение в художественном музее Лондона Тейт-Британия (картина передана музею в аренду сроком на 2 года).

Оригинальное название

: Nu au Plateau de Sculpteur.

Год окончания: 1932.

Размеры

: 162 х 130 см.

Техника

: Холст, масло.

Местонахождение

: Лондон, Галерея Тейт

Творчество Пикассо в 30-е годы

Тридцатые года - самый сексуальный период в творчестве Пикассо, который служит в качестве полного и правдивого дневника его эмоционального состояния. Именно в это время он был под влиянием страсти к новой любовнице, которая была значительно моложе его самого - француженке Марии-Терезы Вальтер. Они познакомились в 1927 году в Париже. Официально художник был заключен узами брака с Ольгой Хохловой, а Мария-Тереза была утешением от канительной и раздраженной обстановки. Пикассо изо всех сил старался скрывать любовницу как в искусстве, так и в жизни, но полотна выдавали его с головой - на картинах стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Вальтер была очень важна для него, поскольку являлась воплощением мечты и подпитывала его творчество, в то время как реальность, олицетворенная в Ольге, не предоставляла никакого удовольствия. Через много лет Пикассо скажет, что «эта женщина была только моей, у нее была душа, которой я наделил ее». Она привнесла в жизнь художника ощущение риска, сюрреализма, маскарада и способствовала проявлению его плотских инстинктов. Мария-Тереза никаким образом не входила в общественную или интеллектуальную жизнь Пикассо. Блондинка Вальтер была чувственной, беззаботной и счастливой по своей натуре - в отличие от Ольги, которую Пабло изображал в этот период ужасной ведьмой с острыми зубами и искаженным телом. Чтобы отпраздновать эту немыслимую страсть Пикассо рисует Вальтер снова и снова, обычно изображая ее обнаженную, извитую, сексуально доступную. В течении восьми лет этой любовной связи ее изображение нашло свое воплощение в живописи, рисовании, скульптуре и гравюре. Влюбившись в Пикассо, девушка готова была прощать ему все: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Отношения между художником и музой продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной, Пабло продолжал поддерживать ее материально. А для самой Вальтер случайное уличное знакомство обернулось любовью всей жизни и, даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней, но этого так и не случилось. Спустя 4 года после смерти Пикассо его бывшая возлюбленная повесилась в гараже своего дома.


Важнейшее произведение в период между двумя мировыми войнами

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» считается важнейшим произведением искусства Пикассо в период между двумя мировыми войнами и бесспорно является одной из лучших картин 1932 года. Она была завершена к 8 марта во время пребывания любовников в Буажелу под Парижем, а в июне того же года была выставлена в галерее Жоржа Пети. Эта картина очень детальна, при этом объединяет и согласовывает затронутые Пикассо живописные идеи и эмоциональные темы. «Обнаженная, зеленые листья и бюст» несомненно является наиболее сложной и таинственной в серии работ с Марией-Терезой. Работа как будто отражает напряженный и деликатный человеческий треугольник, который он создал в своей личной жизни. Можно возвращаться вновь и вновь к этой увлекательной картине, чтобы обдумать ее скрытое значения и отношения между многими ее частями.

Описание картины

Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Кожа натурщицы внеземного лавандового оттенка, а руки положены под голову, зеркально отражая растения над ней. Пикассо представляет Марию-Терезу в роли благотворной и лелеянной музы, как богиню секса и желания, что возлежит перед ним в глубоком восторженном сне; ее тело доступно и покорно к прикосновениям, в то время как внутренний поток мыслей остается неуловимым и таинственным. Он наблюдает за своей возлюбленной и защищает ее, одновременно подвергая необходимым жертвенным обрядам живописца - стремлению обладать и преобразовывать ее в искусство. Второй элемент полотна - изваяние Марии-Терезы в виде каменистого греческого бюста на стенде. В отличие от гладкости тела разоблаченной любовницы, бюст окрашен толстым слоем краски, имитируя текстуру штукатурки, и выглядит в качестве трехмерной статуи. Третий элемент - растение филодендрона. Оно расположенно на заднем плане. но создается впечатление, что оно произрастает из плодородного и созревшего тела Марии-Терезы. Эта спящая женщина словно расширяется и раскрывается, как растущий цветок, в пределах упругого кокона ее кожи, а листья филодендрона растут из ее груди, словно она богиня королевства растений. Складки занавеса на заднем фоне ограждают спящую от света нового дня - солнца в левом верхнем углу. Кроме того, занавес может демонстрировать предосторожности Пикассо, к которым он прибегал, чтобы скрыть Марию-Терезу от Ольги и от любопытства большинства, за исключением нескольких ближайших друзей. Темно-синий тон создает ночное окружение, в котором бюст набирает волшебных качеств парящего яркого лунного шара, а Мария-Тереза возникает словно дремлющая лунная дева. Возле локтя своей любовницы Пикассо изобразил тарелку с яблоками - символ искушения и первородного греха. На картине есть фигура, которая не очевидна с первого взгляда, но вскоре обнаруживается в виде темного профиля, между бюстом и листьями растения - выражает присутствие самого Пикассо рядом с возлюбленной. Он наблюдает и охраняет свою спутницу, подчеркивая важность таинства их незаконных отношений. Фантомное присутствие художника символизирует то, что он держит под контролем свой объект любви. Энигма этой тени привязана к другому аспекту картины - к двум вертикальным черным полосам, которые проходят в области шеи и талии Марии-Терезы, то скрываясь, то выходя на первый план. Правая лента бежит вверх по обнаженному телу и затем закручивается вокруг бюста, объединяя таким аллегорическим образом жизнь и искусство в единое целое. Каждая полоса следует по своему курсу - та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния; левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P». Следовательно в картине инвертируются оба инициала художника. Пальцы рук обнаженной модели размещены под головой, в них можно проследить курсив буквы «M», а «W» виднеется в половой расселине. Таким образом Пикассо наносит свои инициалы на ее тело, изображает господство над своей пассией и провозглашает о ее влиянии на искусство художника. Это подтверждают слова, которые произнес ей Пикассо в момент их первого столкновения 1927 года: «Вдвоем мы совершим великие дела!».


Судьба картины

В 1936 году «Обнаженную» приобрел у Пикассо его личный арт-дилер Поль Розенберг. Начавшаяся Вторая мировая война вынудила его закрыть свою парижскую галерею и бежать в Нью-Йорк. И поэтому в мае 1940 года дилер спрятал свои акции и обширную частную коллекцию в нескольких местах. К сожалению, некоторые убежища были разграблены нацистами, а вот склад, где хранилась «Обнаженная, зеленые листья и бюст», сохранился и остался нетронутым. После повторного открытия галереи, 2 января 1951 года Розенберг продает картину семье Броуди, коллекционерам из Лос-Анджелеса, за 17 000 долл. (в других источниках за 19 800 долл.). С тех пор она находилась в частном семейном владении и коллекционеры отказывались выставлять работу на показ, сделав исключение лишь единожды - в 1961 году, к 80-летию Пикассо. Броуди были настолько влюблены в это полотно, что даже запрещали кураторам музеев и фотографам делать цветные снимки произведения. После их смерти «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана аукционным домом Кристис 4 мая 2010 года за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). Хоть официально имя счастливчика не разглашалось, в числе наиболее вероятных покупателей считается российский олигарх Роман Абрамович. Тот факт, что полотно Пикассо ушло за столь высокую цену, можно считать неожиданным - ориентировочная стоимость варьировалась в пределах 70-90 млн. долларов.Таким образом, цена картины за шесть десятилетий выросла более чем в 5300 раз. В 2011 году владелец согласился выставить «Обнаженную» на публичное обозрение в художественном музее Лондона Тейт-Британия (картина передана музею в аренду сроком на 2 года).


Картина «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо в первый раз за последние 50 лет выставлена на всеобщее обозрение в лондонской галерее Tate Modern. Это произведение было куплено в 2010 году на аукционе Christie’s за рекордную сумму — почти $106,5 млн.

В прошлом году любители живописи обсуждали сенсационную продажу на престижном аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Неизвестный покупатель по телефону приобрел картину великого художника-модерниста Пабло Пикассо, побив все рекорды стоимости произведений искусства, когда-либо проданных в мире.

Рекордная продажа Christie s

Живописное полотно «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» принадлежало вдове известного коллекционера – Сидни Фрэнсис Броуди. После смерти мужа в 2009 году она выставила на торги несколько произведений Пабло Пикассо, Альберта Джакометти, Анри Матисса и Жоржа Брака.

Стартовая цена картины Пабло Пикассо на аукционе Christie’s составила $90 млн. Неизвестный вел торги по телефону, в результате стал автором сенсации, купив самое дорогое произведение искусства в мире.

Напомним, что до этого самым дорогим шедевром в мире считалась скульптура «Шагающий человек» Альберто Джакометти, стоимость которой составила $104,3 млн.

Тайна Пабло Пикассо

Знаменитый художник создал «Обнаженную на фоне бюста и листьев» в 1932 году. Считается, что моделью Пикассо служила его возлюбленная — Мари-Терез Вальтер. Он писал целую серию сюрреалистических работ с обнаженной моделью в тайне от своей жены – русской балерины Ольги Хохловой.

По мнению искусствоведов, любовница Матисса — Мари-Терез Вальтер — представлена в облике древнегреческой нимфы Дафны, возлюбленной Аполлона. Рядом с обнаженной женщиной находится бюст, для которого она позировала ранее.

В 1936 году картину Пабло Пикассо приобрел известный дилер произведений искусства Поль Розенберг. В 1951 году он продал ее в частную коллекцию Сидни Ф. Броуди.

На всеобщее обозрение «Обнаженная» была выставлена всего один раз в 1961 году, в честь 80-летия Пабло Пикассо.

Выставка Пикассо в лондонском музее

Два года самое дорогое полотно в мире кисти Пабло Пикассо будет демонстрироваться посетителям Галереи современного искусства Tate Modern. Вызывает удивление, как удалось работникам самого молодого музея Лондона уговорить неизвестного обладателя картины выставить ее на всеобщее обозрение.

Безусловно, самое дорогое произведение искусства в мире привлечет в Галерею Tate Modern еще большее число посетителей. Ведь согласно опросу, проведенному газетой The Times в 2009 году, Пабло Пикассо является одним из самых популярных художников мира за последние 100 лет. Интересно, что работы Пикассо чаще всего похищают из музеев и личных коллекций всего мира.

Галерея Tate Modern была открыта в британской столице в 2000 году в здании бывшей электростанции. Благодаря умелой PR-кампании, она быстро стала одной из самых популярных выставочных площадок Лондона. В фондах Tate Modern представлены лучшие работы британских и зарубежных художников трех последних столетий.

Ирина Бабкина

Говоря, что та или иная картина бесценна, мы нисколько не лукавим. Одни удачные аукционные торги могут стуком молотка в секунды поднять цену на полотно и поставить новый рекорд. Так случилось майским вечером в аукционном доме Christie’s, когда сразу ряд всем известных шедевров значительно подорожал в цене. А полотно Пикассо установило новый мировой рекорд. Мы решили вспомнить, какие еще полотна были проданы с таким же размахом.

Цена: $179,4 млн

Торги: 2015 год

Этот май запомнится в аукционном мире надолго: побит ценовой рекорд на произведение искусства. Борьба длилась всего 20 минут, и молоток аукционного дома Christie’s зафиксировал продажу картины Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» за головокружительную сумму – 179,4 млн долларов. Стартовая цена картины, написанной Пикассо в 1955 году, равнялась 100 млн долларов. Счастливым покупателем стал инкогнито, участвовавший в торгах по телефону.

Любопытный факт: в этот вечер был побит не просто ценовой рекорд, а рекорд, однажды поставленный на торгах Christie’s. Дело в том, что в 1997 году полотно уже участвовало в торгах, получив предварительную оценку экспертов в 10–12 млн долларов, а окончательная сумма тогда достигла 31,9 млн долларов. Однако «Алжирские женщины (версия О)» стали не единственной картиной Пикассо, проданной в этот вечер. С молотка ушли еще два полотна: живописный «Женский портрет» был оценен в 67,365 млн долларов, а графическая работа «Сидящая женщина» была продана за 4,309 млн долларов.

Цена: 106,5 млн долларов

Торги: 2010 год

Опять же в мае, но 2010 года, аукционный дом Christie’s поставил ценовой рекорд, сделав картину Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» самым дорогим из полотен художника, когда-либо уходивших с молотка. В тот вечер цена достигла 106,5 млн долларов. Кстати, картина была написана всего за один день – 8 марта 1932 года. Будучи в собственном замке в Нормандии, художник готовился к больший выставке по случаю его 50-летия. Он был охвачен чувством к молодой француженке Марии-Терезе Вальтер – период получился плодотворным, откровенным, ярким. Картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст» получила оценку экспертов как одно из важнейших произведений художника. А как мы уже знаем, этот ценовой рекорд в 2015 году был побит «Алжирскими женщинами (версия О)».

Цена: 142,4 млн долларов

Торги: 2013 год

Рассказывая про картины, получившие высшие оценки на аукционных торгах, обязательно стоит рассказать и о шедевре «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» Бэкона. Написанный в 1969 году триптих впервые был выставлен на торги в 2013-м. Предварительная оценка равнялась 85 млн долларов. Но Christie’s умеет удивлять: тот вечер, а точнее, всего 6 минут борьбы, завершился новым рекордом в истории аукционных продаж, который, как теперь известно, продержался целых два года. Триптих Бэкона продали за 142,4 млн долларов. Любопытный факт: триптих пережил период, когда три части оказались в руках разных владельцев. Более того, их разделяли километры: Япония, Париж, Рим стали новым пристанищем для когда-то единого целого. Воссоединение состоялось в конце 1980-х, а уже в 1999-м три части были выставлены на общественный показ.

Цена: 33,6 млн долларов

Торги: 2008 год

Теперь и о самом Люсьене Фрейде, кстати, дальнем родственнике того самого Фрейда, стоит рассказать. Дело в том, что художники Бэкон и Фрейд были знакомы с 1945 года. Порой становились персонажами картин друг друга. Так Фрейд оказался и на упомянутом ранее триптихе. Полотна Фрейда тоже не обошла участь аукционных торгов. Так, в 2008 году картина Фрейда под названием «Спящая соцработница» была куплена Романом Абрамовичем за 33,6 млн долларов. В тот момент это была рекордно высокая цена на картину живущего художника (Фрейд скончался в 2011-м).

«Серебряная Лиз», Энди Уорхол

Цена: 28,165 млн долларов

Торги: 2015 год

Снова вернемся к нашумевшему аукциону Christie’s, состоявшемуся 11 мая 2015 года. Среди выставленных в этот вечер на торги шедевров не затерялся и отец поп-арта Энди Уорхол. Шелкография «Серебряная Лиз» – портрет Элизабет Тэйлор, созданный Уорхолом в 1963 году, как говорят, под впечатлением от просмотра «Клеопатры». Произведение 20 лет томилось в частной коллекции. Но в 2010 году все-таки оказалось на торгах. Тогда пределом цены стали 10 млн долларов. В 2015-м к картине отнеслись с большим вниманием – она продана за 28,165 млн долларов.

Цена: £ 20–30 млн (предварительная оценка)

Торги : 2015 год

Но все перечисленное выше уже история. А в будущем, причем ближайшем, нас ждут торги в категории «Импрессионисты и современное искусство». Аукционный дом Sotheby’s назначил встречу с прекрасным на 24 июня 2015 года. Звездой вечера станет «Супрематическая композиция № 18» Казимира Малевича. Картина была написана в 1915-м и никогда ранее не выставлялась на торги. Более того, за последние 25 лет лишь трижды аукционный молоток простучал в честь картин Малевича. В 2008 году торги полотна «Супрематическая композиция» (1916) достигли рекордной цены в 60 млн долларов. Удастся ли в этот раз побить поставленный в 2008-м ценовой рекорд, узнаем уже очень скоро. Но до дня X можно успеть увидеть полотно еще раз в привычной музейной обстановке: общественный показ полотна пройдет в Гонконге с 28 по 31 мая, а в Лондоне с 19 по 24 июня.

Газета The Times в 2009 году признала его лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Полотна Пикассо занимают первое место по «популярности» среди похитителей и бьют все рекорды по продаже на аукционах. Кстати, совсем недавно, в мае этого года, одна из его картин снова возглавила список самых дорогих произведений искусства – она была продана за беспрецедентные 179,3 миллиона долларов!

Алжирские женщины, 1955 год

Продана за $179.3 млн. 11.05.2015

Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. В 1956 году, через год после написания, всю её за $212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства. Одиннадцать работ из серии Алжирских женщин были проданы Салли и Виктором Ганцами ещё при жизни последнего - в музеи и в частные руки, а оставшиеся четыре работы, в том числе и итоговая Version O, были проданы уже после смерти обоих Ганцев. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за $32 млн. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис, и на этот раз она побила все рекорды - была продана за $179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах.

Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год

продана за $106.5 млн. 05.05.2010

Одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер.

Серия портретов спящей Мари-Терез как богини секса и желания была выполнена художником в тайне от жены, Ольги Хохловой, во время пребывания с подругой в Буажелу под Парижем.

В 1936 году полотно приобрёл нью-йоркский дилер Поль Розенберг, после чего в 1951 году оно было продано в частное владение американскому девелоперу Сидни Ф. Броуди.

После смерти Броуди картина в марте 2010 года была выставлена на торги аукционным домом Кристис и впоследствии продана неизвестному коллекционеру за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). На тот момент она стала самым дорогим произведением искусства из числа проданных когда-либо с аукциона.

Мальчик с трубкой, 1905 год

продана за $104.1 млн. 04.05.2004

Картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо в 1905 году, в так называемый розовый период его творчества. Она изображает неизвестного мальчика в венке из роз, держащего в левой руке трубку.

Портрет долгое время служил «гвоздём» собрания американского коллекционера Дж. Уитни. При распродаже коллекции в 2004 году «Мальчик с трубкой» был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную на тот момент цену в 104 миллионов долларов, побив державшийся 15 лет рекорд «Портрета доктора Гаше» кисти Ван Гога.

Этот рекорд продержался 6 лет, до мая 2010 года.

Дора Маар с кошкой 1941 год

Продана за $95.2 млн. 03.05.2006

Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была музой художника, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны».

В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил $15 000. С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в $50 - $70 млн. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за $95,216,000. Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

Бюст женщины (женщина в сеточке для волос), 1938 год

продана за $67.4 млн. 11.05.2015

Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.

Реакция Пикассо на ее нервенный характер наложилась на общее ощущение художника от эпохи нарастания предвоенных настроений, а потом и кошмаров войны - и в истории искусств появился такой феномен, как изломанные, искореженные образы Доры.

Историю жизни картины найти не удалось. Известно только, что она была продана на аукционе в Нью-Йорке в мае этого года более чем за 67 миллионов долларов.