Что такое роман в произведении. Роман как литературный жанр. Романы и повести: примеры

Темы сообщений и сочинений

1. В чём за­клю­ча­ет­ся смысл на­зва­ния ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

2. В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»)?

3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

Многих волнует вопрос о воспитании. Что означает это понятие? Чем нужно заниматься с детьми? Почему некоторые из родителей отказываются от нравственных норм, воспитывая ребенка? Найти ответы на столь сложные вопросы мне помог Д.И. Фонвизин, автор комедии " Недоросль".


В своем произведении Фонвизин рассказывает о том, что госпожа Простакова плохо воспитывала своего сына. Она советовала, чтобы он бросил учебу и занимался накоплением денег. Главная героиня комедии считала, что в накоплении материальных благ и заключается смысл жизни. Она не развивала в своем сыне доброту и ум, а значит, плохо его воспитывала. Д.И. Фонвизин замечает, что на пустом месте обязательно вырастают "злонравия достойные плоды".


Да, для некоторых суть воспитания ребенка - это потакание любому его желанию. Простакова ни в чем не отказывала своему сыну, и это не могло не повлиять на характер Митрофана. Юноша несдержан, неблагодарен, привык к тому, что родные и слуги выполняли все его приказы беспрекословно. Так, Еремеевна выдала Митрофану пять булок, когда же она не разрешила ему съесть шестую, то была наказана Простаковой, для которой желание сына - закон. К сожалению, не все понимают важность воспитания.


Каким же образом, на взгляд автора, не должны воспитывать детей взрослые? Д.И. Фонвизин считает, что родители обязаны привить ребенку все лучшее. Простакова же давала неправильные советы, она доказывала, что наука не важна и знания не главное. Мать Митрофана считала учебу пустой тратой времени. По-моему, автор прав, такое воспитание может принести только худые плоды.


Человек, получивший неправильное представлениие о жизни, не может не вырасти непросвещенным человеком. Митрофан подчинялся материнской воле и не учился как подобает, поэтому и стал необразованным, не превзошёл родителей. Он, как и его мать, не признававшая важности науки, не мог ответить даже на самые простые вопросы. Из действия третьего явления седьмого мы узнаем, что Простакова учила своего сына обманывать, просила, чтобы он поучился для вида. Зачем ей это? Она считала, что, снискав уважение Стародума, Митрофан сможет жениться на Софье. Сын согласился с матерью, но с условием, что в будущем он никогда больше не будет учиться. Вот плоды безнравственного воспитания.


Д.И. Фонвизин в своей комедии высмеивает леность и невежество Простаковых, недоумевает по поводу порочного воспитания Митрофана и показывает отрицательные результаты неправильного отношения к детям.

5. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

6. Какие про­све­ти­тель­ские иде­а­лы от­ра­же­ны в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

7. Какие черты клас­си­циз­ма при­су­щи ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

8. Ка­ко­ва роль «го­во­ря­щих» имён и фа­ми­лий в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

9. Ка­ко­ва роль по­ло­жи­тель­ных пер­со­на­жей в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

10. Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Мит­ро­фа­ну? (По пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль».)

11. Ка­ко­во зна­че­ние по­след­не­го яв­ле­ния в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

Пример сочинения ученика (без исправлений).

Вопрос о смысле той или иной сцены в художественном произведении достаточно интересен. Каким образом автор строит сюжет? Почему писатель описывает те или иные происшествия из жизни героев? В чем смысл развязки произведения? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Драматург выражает свое мнение о каждом из героев комедии. Жизнь семьи Простаковых представлена им не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.

Автор строит свой сюжет традиционно, противопоставляя положительных и отрицательных героев. Простаковы и Скотинин вступают в конфликт с Софьей, Милоном, Правдиным и Стародумом. Создав такую систему образов, Фонвизин как бы советует читателю, на кого из героев нужно равняться. Похожим надо стараться быть на Стародума, который действительно отличался умом и мудростью. Дядя Софьи был добр по отношению к племяннице, и к другим он относился тоже с почтением. Соотносить свои поступки можно и с поведением Софьи, Милона и Правдина.

Истинное лицо всех отрицательных героев данной комедии драматург показывает в действии пятом, в последнем явлении. Автор приводит нас к мысли, что не все люди живут как надо, проявляя честность и уважая окружающих, и что зло будет обязательно наказано. Пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!». Этим автор хотел сказать, что не надо быть такими людьми, как Митрофан и его мать.

12. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

13. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Прав­ди­на?

14. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Ере­ме­ев­ны?

15. Кого из пер­со­на­жей ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» можно на­звать «зло­нрав­ны­ми не­веж­да­ми» и по­че­му?

16. Кто в пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на иг­ра­ет наи­бо­лее ак­тив­ную роль? По­че­му же она на­зва­на «Не­до­росль»?

18. Чему может на­учить зри­те­лей (чи­та­те­лей) Фон­ви­зин-дра­ма­тург?

Случается так, что мы не сразу можем понять основную суть произведения. В чем может заключатся его смысл? Как писателю удается передать читателю нужную мысль? Почему многие из нас не понимают того, что хочет донести до нас автор? Найти ответы на столь сложные вопросы можно, прочитав комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В своем произведении драматург уделяет особое внимание проблемам воспитания. Он высмеивает своих героев, потому что они не понимают важности воспитания. Понять смысл, заложенный автором, можно, проанализировав поведение героев.

Во втором действии четвертом явлении Фонвизин показывает, к чему приводит неправильное воспитание детей. Митрофан грубо разговаривает с Еремеевной, даже позволяет себе назвать ее «старой хрычовкой». Плохое поведение сына Простаковой доказывает, что мать не уделяет ему должного внимания. Он несдержан, неблагодарен, привык к тому, что его родные и слуги удовлетворяют все его потребности. К сожалению, не все читатели могут сразу понять, что автор хочет до нас донести мысль о необходимости отвественного воспитания и самовоспитания.

Что же, по мнению Фонвизина, является главным в воспитании и как мы об этом узнаем? Писатель считает, что только личным примером можно воспитать хорошего ребенка. В действии третьем явлении втором рассказывается, что Софья похожа на свою добрую мать, сестру Стародума. Племянница Простаковой отличается скромностью и почтением. Свое отношение к героине Фонвизин передает через своеобразие речевой ее характеристики, через раскрытие ее мыслей и чувств, а также позиция драматурга выражается в прямых высказываниях Стародума.

Если читатель получит неправильное представление о содержании произведения, то вряд ли поймет его смысл. Так чему же учит нас Фонвизин-драматург? Известный сатирик написал комедию «Недоросль», чтобы предостеречь тех родителей, которые потворствуют любому детскому желанию.

19. Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

20. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

21. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Пример сочинения ученика (без исправлений)

С давних пор люди задумываются над вопросом о характере человека. Что означает это понятие? Почему у человека формируется тот или иной характер? Чем мы похожи и различаемся? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

В своем произведении автор описывает жизнь невежественной семьи Простаковых и их поступки, добродетельных персонажей Стародума и Правдина, рисует огромные сцены, наполненные разговорами о нравственности, неустрашимости, жизни при дворе, долге дворянина. Фонвизин выражает сожаление по поводу того, что люди, которые должны служить примером в силу социального положения, имеют отрицательный характер.

И Простакова, и ее сын Митрофан не понимают, что обязаны по закону справедливости быть добрыми. Сын хозяйки имения, например, похож на мать, отличающуюся злым нравом и ведет себя как не подобает юноше. Например, разговаривая о кафтане, хозяйка дома грубит портному, оскорбляет его. И Митрофан также несносен и жесток со слугами. Обращаясь к Еремеевне, он унижает её, называя "старой хрычовкой", а ведь она намного старше его. Да, Митрофан, как и мать, считает себя вправе относиться к людям с высокомерием.

Характер, без сомнения, зависит от воспитания. Какой пример подают родители, так ведут себя и дети. Племянница Простаковой Софья - добрая и скромная девушка. Прочитав действие первое явление шестое, мы узнаем, что беседуя со своей тётей, сирота выражает к матери Митрофана уважение и не перечит ей, а пытается объяснить, что не сама писала письмо. Софья воспитанна и благонравна, она является продолжательницей традиций своих родителей.

Митрофан разительно не похож на невесту своего противника Милона и отличается от других своими поступками. В конце пьесы мы видим истинное лицо Митрофана. Он вырос злым и бездушным человеком. Разговаривая с Простаковой, баловень судьбы оскорбляет свою мать. Когда она начинает его обнимать и варажать свою любовь, отталкивает её. Любящая сына и заботящаяся о нем Простакова потрясена его поступком больше всех.

Митрофан превзошел свою мать, он стал ещё злее, чем она. Отношение Фонвизина к своему герою выражено открыто, в уста Стародума он вкладывает слова: "Вот злонравия достойные плоды!"

Роман это большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты: изображение Человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда - большой объем сравнительно с другими жанрами. Возникновение жанра или его предпосылок относят нередко к древности или Средневековью. Так, говорят об «античном романе» («Дафнис и Хлоя» Лонга; «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея; «Сатирикон» Петрония) и «рыцарском романе» («Тристан и Изольда», 12 век; «Парцифаль», 1198-1210, Вольфрама фон Эшенбаха; «Смерть Артура», 1469, Томаса Мэлори). Эти прозаические повествования действительно имеют некоторые черты, сближающие их с романом в современном смысле слова. Однако это скорее аналогичные, чем однородные, явления. В античной и средневековой повествовательной прозаической литературе нет ряда тех существеннейших свойств содержания и формы, которые играют определяющую роль в романе. Правильней будет понимать названные произведения античности как особенные жанры идиллической («Дафнис и Хлоя») или комической («Сатирикон») повести, а истории средневековых рыцарей рассматривать как своеобразный жанр рыцарского эпоса в прозе. Роман в начинает формироваться лишь в конце эпохи Возрождения. Его зарождение связано с той новой художественной стихией, которая первоначально воплотилась в ренессансной новелле, точнее - в особом жанре «книги новелл» типа «Декамерон» (1350-53) Дж.Боккаччо. Роман явился эпосом частной жизни. Если в предшествующем эпосе центральную роль играли образы героев, открыто воплощавших в себе силу и мудрость целого человеческого коллектива, то в романе на первый план выходят образы людей обыкновенных, в действиях которых непосредственно выражается только их индивидуальная судьба, их личные устремления. Предшествующий основывался на больших исторических (пусть даже легендарных) событиях, участниками или творцами которых выступали основные герои. Между тем роман (за исключением особенной формы исторического романа, а также романа-эпопеи) основывается на событиях частной жизни и к тому же обычно на вымышленных автором фактах.

Отличие романа от исторического эпоса

Действие исторического эпоса, как правило, развертывалось в отдаленном прошлом, своеобразном «эпическом времени», между тем как для романа типична связь с живой современностью или хотя бы с самым недавним прошлым, за исключением особого вида романа - исторического. Эпос имел прежде всего героический характер, был воплощением высокой поэтической стихии, роман же выступает как прозаический жанр, как изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности ее проявлений. Более или менее условно можно определить роман как жанр принципиально «средний», нейтральный. И в этом ярко выражается историческая новизна жанра, ибо ранее господствовали жанры «высокие» (героические) либо «низкие» (комические), а жанры «средние», нейтральные, не получили широкого развития. Роман явился наиболее полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Но при всех отличиях от предшествующих форм эпоса роман является наследником древней и средневековой эпической литературы, подлинным эпосом Нового времени. На совершенно новой художественной основе в романе, как говорил Гегель, «снова полностью выступает богатство и многообразие интересов, состояний, характеров, жизненных отношений, широкий фон целостного мира». Отдельный человек не выступает более как представитель определенной группы людей; он обретает свою личную судьбу и индивидуальное сознание. Но в то же время отдельный человек непосредственно связан теперь не с ограниченным коллективом, но с жизнью целого общества или даже всего человечества. А это, в свою очередь, приводит к тому, что становится возможным и необходимым художественное освоение общественной жизни сквозь призму индивидуальной судьбы «частного» человека. Романы А.Прево, Г.Филдинга, Стендаля, М.Ю.Лермонтова, Ч.Диккенса, И.С.Тургенева в личных судьбах основных персонажей раскрывают самое широкое и глубинное содержание общественной жизни эпохи. Причем во многих романах нет даже сколько-нибудь развернутой картины жизни общества как таковой; все изображение сосредоточено на частной жизни индивида. Однако, поскольку в новом обществе частная жизнь человека оказалась неразрывно связанной со всей жизнью общественного целого (хотя бы человек и не выступал как политический деятель, руководитель, идеолог), - совершенно «частные» поступки и переживания Тома Джонса (у Филдинга), Вертера (у Гёте), Печорина (у Лермонтова), госпожи Бовари (у Флобера) предстают как художественное освоение целостной сущности породившего этих героев общественного мира. Поэтому роман смог стать подлинным эпосом Нового времени и в наиболее монументальных своих проявлениях как бы возродил жанр эпопеи. Первой исторической формой романа, которой предшествовали новелла и эпопея Возрождения, явился плутовской роман, активно развивавшийся в конце 16 - начале 18 века («Ласарильо с Тормеса», 1554; «Франсион», 1623, Ш.Сореля; «Симплициссимус», 1669, Х.Я.К.Гриммельсхаузена; «Жиль Блаз», 1715-35, А.Р.Лесажа). С конца 17 века развивается психологическая проза, имевшая огромное значение для становления романа (книги Ф.Ларошфуко, Ж.Лабрюйера, повесть Мари Лафайет «Принцесса Клевская», 1678). Наконец, очень важную роль в формировании романа сыграла мемуарная литература 16-17 веков, в которой впервые стали объективно изображаться частная жизнь и личные переживания людей (книги Бенвенуто Челлини, М.Монтеня); именно мемуары (или, точнее, путевые записки моряка) послужили основой и стимулом для создания одного из первых великих романов - «Робинзон Крузо» (1719) Д.Дефо.

Роман достигает зрелости в 18 веке . Один из самых ранних подлинных образцов жанра-«Манон Леско» (1731) Прево. В этом романе как бы слились в новаторскую органическую целостность традиции плутовского романа, психологической прозы (в духе «Максим», 1665, Ларошфуко) и мемуарной литературы (характерно, что этот роман первоначально появился как фрагмент многотомных вымышленных мемуаров некоего лица). В течение 18 века роман завоевывает господствующее положение в литературе (в 17 веке он еще выступает как боковая, второстепенная сфера искусства слова). B романе 18 века развиваются уже две разные линии - роман социально-бытовой (Филдинг, Т.Дж.Смоллетт, Ш.Б.Луве де Кувре) и более мощная линия психологического романа (С.Ричардсон, Ж.Ж.Руссо, Л.Стерн, И.В.Гёте и др.). На рубеже 18-19 веков, в эпоху романтизма, жанр роман переживает своего рода кризис; субъективно-лирический характер романтической литературы противоречит эпической сущности романа. Многие писатели этого времени (Ф.Р.де Шатобриан, Э.П.де Сенанкур, Ф.Шлегель, Нёвалис, Б.Констан) создают романы, которые напоминают скорее лирические поэмы в прозе. Однако в это же время переживает расцвет особенная форма - исторический роман, который выступает как своего рода синтез романа в собственном смысле и эпической поэмы прошлого (романы В.Скотта, А.де Виньи, В.Гюго, Н.В.Гоголя). В целом период романтизма имел для романа обновляющее значение, подготовил новый его взлет и расцвет. На вторую треть 19 века приходится классическая эпоха романа (Стендаль, Лермонтов, О.Бальзак, Диккенс, У.М.Теккерей, Тургенев, Г.Флобер, Г.Мопассан и др.). Особенную роль играет русский роман второй половины 19 века, прежде всего романы Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. В творчестве этих величайших писателей достигает качественно нового уровня одно из решающих свойств романа - его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души, характерное для Толстого и Достоевского, не только не противоречат, но, наоборот, определяют это свойство. Толстой, отмечая, что в романах Достоевского «не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу», объяснял это так: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее» (Толстой Л.Н. О литературе). Роман Толстого и Достоевского оказал воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Крупнейшие романисты 20 века - Т.Манн, А.Франс, Р.Роллан, К.Гамсун, Р.Мартен дю Гар, Дж.Голсуорси, Х.Лакснесс, У.Фолкнер, Э.Хемингуэй, Р.Тагор, Р.Акутагава - явились прямыми учениками и последователями Толстого и Достоевского. Т.Манн сказал, что романы Толстого «вводят нас в искушение опрокинуть соотношение между романом и эпосом, утверждаемое школьной эстетикой, и не роман рассматривать как продукт распада эпоса, а эпос - как примитивный прообраз романа» (Собрание сочинений: В 10 томах).

В первые послеоктябрьские годы была популярна идея, согласно которой в новом, революционном романе главным или даже единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он превращался в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях Б.Пильняка). В литературе 20 века частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать так называемый «поток сознания» (М.Пруст, Дж.Джойс, школа «нового романа» во Франции). Но, лишенный объективно-действенной основы, роман, в сущности, теряет свою эпическую природу и перестает быть романом в подлинном смысле слова. Роман может действительно развиваться лишь на почве гармонического единства объективного и субъективно, внешнего и внутреннего в человеке. Это единство свойственно крупнейшим романам 20 века - романам М.А.Шолохова, Фолкнера и др.

В многообразии жанровых определений роман просматриваются две большие группы : тематические определения - автобиографический, военный, детективный, документальный, женский, интеллектуальный, исторический, морской, политический, приключенческий, сатирический, сентиментальный, социальный, фантастический, философский, эротический и др.; структурные - романы в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман с ключом, роман-сага, роман-фельетон, роман-ящик (набор эпизодов»), роман-река, эпистолярный и пр., вплоть до современных телеромана, фоторомана. Особняком стоят исторически сложившиеся обозначения романа: античный, викторианский, готический, модернистский, натуралистический, плутовской, просветительский, рыцарский, эллинистический и др.

Слово роман произошло от французского roman, что в переводе означает - первоначально произведение на романских языках.