Какая лиса в сказках. Каким ещё персонажем в русских сказках выступает лиса. узнать повадки лисы из разных источниках

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Дубовомысского сельского поселения

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

Рассмотрено

на заседании ШМО

начальных классов

Протокол № 1

Проект

«Уж как шла лиса по лесу»

(образ лисы в русских народных сказках)

Составитель: Семенцова Л.К., учитель 1 класса;

2015 – 2016 уч/г.

Проблема: почему в русском народном творчестве лиса показана хитрой и изворотливой, почему она носит имя Лиса Патрикеевна?

Цель проекта: выяснить, соответствует ли сказочный образ лисы настоящему её образу.

Задачи проекта:

Закрепить знание русского народного фольклора (потешки, прибаутки, скороговорки, сказки);

Расширить представление о лисе как диком животном;

Развивать читательский интерес, речевые умения, творческие способности, память, внимание;

Формировать навыки работы в команде (развитие коммуникативных универсальных учебных действий, удовлетворение потребности в межличностном общении).

Модель реализации проекта

обучающиеся, учитель

3 этап

Формирование групп по интересам

09.09 – 11.09

обучающиеся, учитель

4 этап

Поиск информации. Работа с источниками русского народного фольклора.

Потешки – 1 группа,

Прибаутки – 2 группа,

Скороговорки – 3 группа,

Сказки – 4 группа.

14.09 – 18.09

обучающиеся, библиотекарь

5 этап

Оформление проекта. Подготовка к защите.

21.09 – 24.09

обучающиеся

6 этап

Защита проекта. Представление результатов работы (рисунки, устное сообщение, книги

25.09

обучающиеся

Прогнозируемый вывод:

Во всех произведениях образ лисы мало соответствует действительности. Учёные, наблюдая за ней, не нашли той понятливости, хитрости и находчивости, которые приписывает ей народная молва. При опасности лиса иногда паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, её легко обмануть. Если лисице не удаётся перехитрить врага, она убегает от него. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух. Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты. У лисиц много врагов.

Загадки о лисе

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса! А зовут ее...

Говорят, она хитра, кур уносит со двора.

Но зато красавица – всем ребятам нравится!

Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..

За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара.

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной - ….

Посмотрите-ка, какая – вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.

Рыжая птичница в курятник пришла,

Всех кур перечла и с собой унесла.

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом.

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

В сарай попала, кур пересчитала.

В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет.

Скороговорки

Лиса по лесу шла, лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – двое, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

Бежит лиса по шестОчку.

Лизни, лиса, песочку.

В лесу лиса под сосёнкой стелила постель лисёнку.

Из листьев постель для сына, а листья слетели с осины.

Потешка

Тень – тень, потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Поди, догоняй – ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке.

Нашла грамоту в охлопке.

Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Вот и села на пенёк и читала весь денёк:

Будто небо провалИтся и земля загорится,

Лисе негде будет жить – и пришлось с горя топиться.

Басни

    «Лиса и виноград»

    «Ворона и лисица»

Русские народные сказки

    «Лисичка – сестричка и серый волк»

    «Колобок»

    «Кот и лиса»

    «Лиса и заяц»

    «Петушок – Золотой гребешок»

    «Лиса и козёл»

    «Лиса и дрозд»

    «Медведь и лиса»

    «Лисичка со скалочкой»

    «Кот, петух и лиса»

    «Лиса – ночлежница»

    «Мужик, медведь и лиса»

    «Лисичка – сестричка и волк»

    «Овца, лиса и волк»

    «Лиса и тетерев»

    Лиса и журавль»

    «Звери в яме»

Григорий Афанасьев (с. Арка Хабаровского края) «Как лиса оленей пасла»

Сведения о лисе:

Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространённые – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато – оранжевый мех, белая грудка и чёрные «сапожки».

В холодных северных областях обитает чёрно – бурая лиса. Чёрная шерсть помогает ей лучше прятаться в тёмных хвойных лесах. Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60-90 см, хвоста – 40-60 см, масса самцов достигает 6 – 10 кг, самок – 5-6 кг.

Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полёвок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Не случайно появилась басня «Лиса и виноград».

Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учёными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов. Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой.

Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Учёные, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Если лисице не удаётся перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает. Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух. Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки её быстро догоняют. Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.

Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадётся очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей. Зайцев, птиц, опустошает гнёзда пернатых.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица – самка весной рожает 4 -6 (иногда больше) слепых детёнышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам добывают оба родителя. У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы. Но иногда их может обидеть даже обычный муравей.

Используемые материалы:

    Библиотечный фонд;

    Внеклассное чтение.1-2 классы: интерактивные занятия/авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 250 с.

    Детская энциклопедия. Москва. РОСМЭН.

    Интернет – ресурсы;

    Русские народные сказки, потешки, загадки.

Лиса в русских народных сказках стала олицетворением злого ума. Она красива, обольстительна, красноречива, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды. Чтобы достичь желаемого, рыжая бестия готова задействовать все свои козыри – обман, коварство, мошенничество, обольщение. В сказках лисица выступает в качестве негативного персонажа, который, пытаясь обхитрить положительного героя, сам становится жертвой, расплачиваясь за свою подлость и лицемерие.

Лиса в русских народных сказках

Почему лисе приписывают острый ум и изворотливость?

Хитрая лиса, как персонаж сказок, появилась в результате наблюдений простого народа за этим зверьком. В основном это рассказы охотников, которые лично видели проделки рыжей плутовки. Не раз она прикидывалась мертвой, чтобы поймать дичь. В роли пленницы она ведет себя аналогично, чтобы ослабить бдительность охотника и сбежать. Может упасть при выстреле оружия, как будто раненая, когда же ее забросят к остальной добыче, то в любой удобный момент она улизнет. Даже при серьезных ранениях лисицы умудрялись вылезти из мешка и удрать опять в лес. Поскольку она не наделена особой силой, чтобы выжить ей приходится прибегнуть к хитрости.

А охотятся за ней часто, то из-за красивого меха, то из-за ее разбойничьей деятельности. Она сама хороший охотник – ловкий, хитрый, бесшумный. Ее жертвы – зайцы, кузнечики, мыши, бабочки, рыба, майский жук, молодая косуля, а также домашняя птица и высиженные ею яйца. Из-за того, что она часто лазит по курятникам, хозяева домашней птицы ее невзлюбили. Именно поэтому в народе лиса приобрела образ ловкой злодейки-воровки.

Прозвища лисы в сказках

В сказках лисицу рисуют настоящей красавицей из-за ее роскошной рыжей шубки. И, несмотря на негативность персонажа, называют часто ласково «кумушка» или «сестричка». Подобные родственные связи она имеет с другим антигероем сказок – волком и другими животными, которых все равно также может дурачить. Есть и другая предпосылка этому прозвищу – лукавый женский образ, который встречался в народе. Хитрая и острая на язык кумушка или соседушка, которая была в каждом селе, способная засластить собеседника и достичь своих корыстных целей.

В одной из русских сказок лисе даже имя дают – Патрикеевна. Но оно не в честь женщины, а в честь наместника Новгорода князя Патрикея Наримантовича. Он прославился в народе, как хитрый и недобросовестный управитель, манипулирующий людьми и наживающийся в нечестный способ.

Образ лисы из народных сказок

В каждой из сказок выделяются конкретные черты лисички. Редко, когда она выступает жертвой. В основном это искусный обманщик и мошенник:

  • «Лиса и Журавль» отображает двуличие – внешнюю доброжелательность и гостеприимность, скрывающими равнодушие к чужим потребностям и расчет;
  • «Лисичка-сестричка и Волк» показывает авантюризм злодейки, ее склонность к озорству и насмешке, лицемерию даже со своими собратьями;
  • «Лиса – исповедница» - образ рыжей героини олицетворяет коварство и злопамятность;
  • «Петушок - золотой гребешок» и «Колобок» - героиня обманывает наивных добродушных персонажей ради своих корыстных целей;
  • «Лисичка со скалочкой» - раскрывает образ лисицы-мошенницы, жадной и бесчестной;
  • «Лиса и тетерев» показывает основные черты персонажа - лесть и обман, лицемерие;
  • «Снегурушка и Лиса» - одна из немногих сказок, где персонаж животного является положительным. Здесь она проявляет доброту и альтруизм, помогая Снегурушке.

Народ в сказках демонстрировал негативное отношение не к самому животному, а к тем качествам, которое оно символизирует.

1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.

«Образ Лисы в русских народных сказках»

Выполнила ученица 4 «В» класса

Чернатова Ева

Научный руководитель

Чернатова В.В.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..……………3

1.1. Актуальность выбранной темы……………………….………………...3

2. Основная часть…………………………………………………….……………….4-9

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках……………..………..…..4-6

2.2. Повадки настоящей лисы …………………………………………….... ..6-7

2.3. Сказочные черты характера Лисы………………………………….….8-10

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества………………..….11-13

3. Сочинение сказки о лисе и изготовление книжки……………………………..14

3.1. Работа над сочинением сказки……………………………..…………...

3.2. Подбор материалов для изготовления книжки……………….……….

3.3. Этапы работы……………………………………………………….

4. Заключение…………………………………………………………………………19

5. Информационные ресурсы…………………………………………………….......20

6. Приложения………………………………………………………….…........21-24

Введение.

Рыжей шубкою сверкает,
Волка дурит тут и там,
Мышек, зайчиков гоняет,
По полям, да по лугам.
Лицемерием известна,
Славится на все леса,
Вам, конечно же, известно
Что хитрее всех - лиса.

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных. Мне очень нравятся читать русские народные сказки. Я заметила, что главным героем многих русских народных сказок является лиса. И я очень заинтересовалась этим животным, потому что лиса в русских народных сказках интереснее других зверей. Она может льстить, хитрить, добиваться своей цели.

Я прочитала весь материал в домашней библиотеке о лисе. В городской библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю. Также в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы.

Мы с мамой решили сочинить свою собственную сказку о Лисе и сделать книжку. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Цель: сочинить сказку о лисе, изготовить книжку.

Задачи:

    Исследовать образ лисы в русских народных сказках.

    Познакомиться со сказками, в которых Лиса кого-то обманула.

    Проанализировать, почему Лису в русских народных сказках называют Патрикеевной.

    Выявить сказочные черты характера Лисы.

2. Основная часть.

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках.

Образ Лисы в русских народных сказках имеет много значений, потому что она может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Лиса всегда разная, и можно понять, почему она интересует человека, который наблюдает за ней. В Лисе и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству.

Свойство льстивости в характере Лисы проявляются в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. В сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, что не сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка.

Свойство воровства в характере Лисы можно увидеть в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.

В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию.

Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы . И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках иногда принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум», «Простота хуже воровства».

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления, сказка имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова « патриций », то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

700 лет назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, не довольны они были. Сеял князь вражду промеж народа, был причастен к формированию специальных дружин, которые разбойничали на торговых путях. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила она отчество знаменитого князя – Патрикеевна и стала Лисой Патрикеевной. Также Лису в русских народных сказках называют: Лисичкой-сестричкой, Лисонькой, Кумушкой.

2.2. Повадки настоящей лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые.

Среди бывалых охотников имеется много рассказов о рыжей плутовке - шустрой и хитрой лисе. И, что удивительно - это все соответствует действительности, поэтому, нельзя не восхищаться этим грациозным, шустрым и стремительным зверьком. И, дело тут даже не в красивом меховом одеянии лисы, а в её взгляде, который она незамедлительно бросает, замирая на месте и навострив приподнятые уши, как будто, она всегда все знает.

Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие- нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того, чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу. Если понаблюдать за этим замечательным охотником, лиса многому сможет научить! Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох

Не избегает близости человека, если ее не преследуют. А приближается лиса к человеку, потому что в зимнее время не может добыть себе еду. Лисица приспособилась жить в самых разных ландшафтах: от тундры и лесов до степей и пустынь и даже гор. В последнее время зверька все меньше смущает и присутствие человека – лисица неплохо чувствует себя не только в окрестностях сел и деревень, но и в пригородах и даже в больших городах.

Лисица – один из немногих видов животных, которые могут выжить в условиях хозяйственной деятельности человека, когда другие животные вынуждены уходить. Происходит это благодаря удивительным качествам лисы, которыми наградила ее природа. Поймать лису очень непросто. В большинстве случаев она просто убегает и уносит своих детенышей.

2.3.Сказочные черты характера Лисы.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Сказки, в которых Лиса кого-то обманула:

    «Колобок».

    «Лиса и волк».

    «Лиса и заяц».

    «Лиса и журавль».

    «Лиса и дрозд».

    «Лиса и рак».

    «Лиса и козёл».

    «Кот, петух и лиса».

    «Лисичка со скалкой».

    «Девочка и лиса».

    «Лисичка-сестричка и серый волк».

    «Петушок – золотой гребешок».

Много есть сказок, в которых Лиса обманывает, но есть одна русская народная сказка, в которой обманули саму Лису!

Русская народная сказка

«Как лису обманули».

Вот кума лиса пришла на село, украла у одного мужика свинью. Пошла в лес, опалила свинью, взвалила ее на спину и пошла дальше. Идет, а навстречу ей попадается волк. Вот волк сказывает: «Кума лиса, прими в часть!» - «Иди»,- лиса отвечает.

Пошли вдвоем. Навстречу им попадается медведь: «Кума лиса, прими в часть!» - «Ну, иди»,- лиса опять отвечает.

Вот они идут втроем. Шли, шли, сели отдыхать. Кума лиса и сказывает: «Как нам свинину делить?» И запела:

Еще вас не было на свете,

А я уже стара была, дети!

А волк в ответ:

Когда народился свет,

Я тогда был сед!

А медведь как рявкнет:

На мне нет ни одной сединки,

Нет вам свининки!

Взял свинью и пошел. Обманул-таки хитрую лису!

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества.

Лиса - это воплощение хитрости и изворотливости. В народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию. Более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный народ очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве. Некоторые из малых литературных форм о лисах мы попытались собрать, это: загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки про лису:

    Лиса все хвостом прикроет.

    Лисица от дождя и под бороной схоронится.

    Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

    Старая лиса дважды поймать себя не дает.

    Лиса сытнее волка живет.

    Лиса в свидетели выставила свой хвост.

    Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

    Хитра лиса, но еще хитрее кто ее ловит.

    Лиса семерых волков проведет.

    Каждая лиса о своем хвосте заботится.

    Старая лиса от молодых собак отгрызается.

    Спит лиса, а во сне кур щиплет.

    У доброй лисы по три отнорка.

    Близ норы лиса на промысел не ходит.

    Хитра, как Лиса Патрикеевна.

    Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.

    Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

    Лиса и во сне кур считает.

    Лиса кур не оборонит.

    Лиса придет - и курица раскудахчется.

    Лиса своего хвоста не замарает.

    Лиса хитростью берет.

    Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!

    Лисий хвост, да волчий рот.

    Лисица всегда свой хвост прячет.

Загадки о Лисе:

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)


Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!

(Лиса)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?

(Лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса )!

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее.... (Лиса)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Разгребёт из наста корку,
За мышами лезет в норку.
И на праздник в Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Эта хитрая… (Лиса)

3. Сочинение сказки о лисе.

У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Прежде чем начать сочинять сказку, необходимо составить поэтапный план работы:

    Определяю, какой будет сказка. (Сказка о животных)

    Вспоминаем её признаки.

    Придумываем главных героев сказки.

    Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.

    Этапы построения сказки.

    Записываем её.

    Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

    Придумываем иллюстрации к сказке.

    Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.

Виды сказок:

    Волшебные

    Бытовые

    О животных

В моей сказке главным героем будет лиса, поэтому это будет сказка о животных. Ведь в сказках о животных, действующими лицами являются сами животные. Они говорят, рассуждают и ведут себя, как люди.

Обычно, сказки начинаются с такого вступления:

«В некотором царстве, в некотором государстве…..»

«Жили-были…………..»

«За тридевять земель, в тридевятом царстве…….»

Сказка строится на следующих этапах:

    Зачин (начало сказки)

    Завязка.

    Кульминация.

    Развязка.

Текст сказки.

«Лисёнок Гоша».

Жил в одном лесу маленький лисёнок Гоша вместе со своей мамой Лисой. Гоша был очень веселый, добрый и любознательный лисёнок, а

самое главное, он не умел хитрить и обманывать.

В одно прекрасное утро лисёнок Гоша проснулся очень рано. Он выбежал на улицу и побежал к речке.

Ой, сколько здесь рыбки! – обрадовался Гоша. Но ему вовсе не хотелось их есть. Ему хотелось с ними поиграть! Рыбки плескались и брызгали на его мордочку. Это очень забавляло лисенка. Поиграв с рыбками, лисенок Гоша отправился дальше.

Возле старой березы увидел он белочку. Она собирала грибы, готовила запасы на зиму.

Привет! – радостно крикнул ей Гоша. Но белочка не отвечала. Тогда он решил помочь ей. Но как только Гоша сорвал несколько грибов, Белочка закричала:

Не смей воровать мои грибы!

Гоша положил грибы в корзинку к Белочке и зашагал дальше.

Лисенок немного расстроился, что не смог подружиться с Белочкой. Ему стало очень грустно. Он сел на пенек и хотел заплакать. Как вдруг красивая Бабочка села на нос лисенку. Гоша очень обрадовался и побежал за ней по лесу. Он так весело играл с Бабочкой, что не заметил, как наступил вечер.

Гоша немного устал, играя с Бабочкой и сел отдохнуть в небольшом овраге. Тёплый ветерок приятно обдувал его. Лисёнок ловил каждый лесной звук, доносящийся до него, с жадностью вдыхал запахи цветов и травы. Он даже закрыл глаза от удовольствия!

«Как здорово!» - подумал он.

Вдруг в кустах послышались шорохи.

- «Кто здесь?» - неуверенно спросил Гоша. Но

ему никто не отвечал. Шорохи затихли не на

долго и послышались опять.

- «Я всё равно тебя не боюсь!» - громче сказал

лисёнок.

Привет, дружище! – послышалось из кустов.

Кто это? – испугано ответил Гоша.

Это я, енот Тишка! Что ты здесь делаешь совсем один?

Я так хорошо играл с Бабочкой, что заблудился, а она куда-то улетела.

Пойдём ко мне в гости, я угощу тебя малиной.

Гоша очень обрадовался и весело зашагал в гости к еноту Тишке.

Лисёнок Гоша и енот Тишка так подружились, что все дни проводили вместе. Они ходили на реку, играли в салочки, собирали грибы, ягоды. Им было так хорошо и весело вместе!

Но вот наступила осень. Лес начал потихоньку пустеть. Гоша вспомнил про родной дом, маму Лису, и ему так захотелось к ней!

Простившись со своим другом Тишкой, лисёнок Гоша отправился домой.

Долгим оказался путь в родные места. Шёл лис через овраги и болота, поля и реки. В воздухе уже кружились снежинки, а он все шёл и шёл…

Добрался Гоша до своей норы только зимой. Вышла его встречать мама Лиса.

Ой! – воскликнула она, - «Ведь это уже не лисёнок Гоша, а настоящий лис Георгий!»

Лиса, Лисица - В мифопоэтических традициях образ Лисы выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» - о хитром человеке; англ. fox - «хитрец» (при основном значении - «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с Лисой в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом Лисы обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом; Лиса нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому она не связывается с мифологическими персонажами высших уровней (ср. редкое исключение - Лиса как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари , обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека).
Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции Лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Лисой - тремя звёздами в созвездии Скорпиона (ср. также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»). Широко распространены истории о превращении Лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках Лисы. существуют сюжеты, связывающие ее с вороном , творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них Лисе противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с Лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение Лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о Лисе обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию Лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк , заяц, петух и т. п.),- с другой. Именно в этой функции Лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах - фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции Лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. Так же Лисица имеет отчество Патрикеевна, потому что символом святого Патрика в Ирландии является именно она.
В Западной Европе складывается начиная с 11 в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. появилась немецкая, а в сер. 13 в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»), Сходные циклы о Лисе известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве ее в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции Лиса считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Лисы придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Лис). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Лисы.
В большинстве мифологий лисица – это символ хитрости и плутовства.
Лисица в корейской мифологии обладает способностью околдовывать людей; самые опасные лисицы это столетние: они иногда превращаются в злых женщин и нередко ночью показывают ложные огни, вследствие которых путешественники теряют дорогу и погибают; или же лисицы эти очаровывают людей до того, что они начинают хворать и постепенно сходят с ума.

У народов Европы лиса олицетворяла также такие порочные качества, как лицемерие, коварство и злобное лукавство. Китайцы и японцы добавили к этому отrалкивающему символическому
портрету некоторые пикантные штрихи, объявив лису эротическим символом обольщения и наделив ее мистической способностью к трансформации.
В мифолоrии коренных народов Америки образ лисы оценивается в целом положительно. Калифорнийские индейцы возвели серебристую лисицу в paнr культурноrо rероя, а чибча¬муиски устpaивали в честь ряженоrо лиса Фо развеселый праздник, отмечая ero приход ритуальными попойками. В Китае покровительницей лис считалась добрая Вися Юаньцзюнь «Госпожа лазоревой зари»).
В Японии белый лис был священным животным боrа риса Инари. Однако все эти примеры ¬ лишь исключение из общеrо правила, так как в большинстве культур лиса являет обманчивый лик дeмоническоrо существа.
Окрас лисьеrо меха всеrда вызывал acсоциации с огнем. Связь оrненно¬рыжей лисицы с ryбительной стихией оrня отчетливо прослеживается в мифах мноrих народов. Китайцы верили, что лисы по ночам высекают пламя собственным хвостом; скандинавы сделали лису спутницей Локи, хитроrо и KOBapHoro боrа оrня; римляне, видевшие в лисах злобных дeмонов оrня, во время цереалий (празднеств в честь боrини плодородия Цереры) привязывали к хвостам плененных животных зажженные факелы и rоняли нeсчастных по полям. Как ни странно, они полаrали, что травля подпаленных зверюшек защитит их посевы от оrня, хотя библейский rерой Самсон давно доказал обратное. В Ветхом Завете содержится pacсказ о том, как Самсон, желая примерно наказать злокозненных филистимлян, изловил однажды 300 лисиц, связал их попарно хвостами, привязал к каждой паре по зажженному факелу и выпустил всю пылающую свору на вражескую жатву.
В мифолоrии Китая, Кореи и Японии лисы заклеймены как опасные оборотни. Даром перевоплощения владеет китайский демон rуй и оборотень Цзин, японский вампир кокитено и корейский символ коварства ¬ старый лис кумихо. Живут демонические существа поблизоси от заброшенных моrил. Способность к оборотничеству приходит к ним с возрастом: к пятидесяти rодам лиса приобретает способность превращаться в женщину, к ста rодам ¬ в мужчину, а к тысячелетнему юбилею она отращивает девять хвостов и достиrает бессмертия. Ритуал перевоплощения, описанный в древних китайских трактатах, выrлядит следующим образом: рыжая бестия кладет себе на rолову человеческий череп и кланяется созвездию Большой Медведицы до тех пор, пока не превратится в человека. Наибольшую опасность среди оборотней представляют китайские женщины¬ лисы, непревзойденные соблазнительницы, крадущие жизненную энерrию человека посредством половых сношений с ним. По свидетельству мудреца Цзи Юня, эти дьяволицы столь ненасытны в любовных утехах, что моryт быстро свести в моrилу caMoro цветущеrо мужчину.
Свое рыжее чудище есть и в древнегреческой мифолоrии. Злобная тевмесская лиса, пожиравшая детей и разорявшая окрестности Фив, выrлядит символом нeуловимости, так как именно этим качеством наrрадили ее боrи. Лиса¬ людоедка творила свои черные дела до тех пор, пока ее след не взял медный пес Лайлапс, нa¬деленный божественным даром настиrать любоrо зверя. В итоrе возникло неразрешимое противоречие, yrpожавшее aвторитету олимпийских боrов. Парадоксальную поrоню прекратил Зевс, превративший необыкновенных животных в сияющие созвездия.
В христианской релиrии лиса изображается пособницей caмoro Сатаны: во¬ первых, из¬за ее дьявольских уловок, а во¬ вторых, из¬за оrненно¬рыжеrо меха, напоминающеrо пуrливым обывателям об адском пламени. Ассоциации лисы с нeчистым духом наиболее заметны в Bepx-ней Австрии, rде бытовало недоброе пожелание: «Лис тебя побери!»
В сатирической литературе лиса персонифицирует ловкого обманщика (средневековый «Роман о Лисе», мноrочисленные сказки и басни).
В истории символический образ хищнoro зверя наделен более боrатым coдepжанием. Мессенский rерой Аристомен (VII век до н.э.), поднявший знамя восстaния против завоевателей ¬спартанцев, своим чудесным спасением был обязан именно лисе. В одном из боев он, раненный в rолову, попал в плен. Спартанцы, озлобленные понесенными потерями, обрекли вождя повстанцев и 50 ero товарищей на страшную смерть: всех их, одноrо за дpyrим, живыми сбросили в пропасть Кэадас. Растяrивая удовольствие, палачи казнили Аристомена последним, но как раз это ero и спасло: упав на груду разбитых тел, rерой по неимоверному стечению обстоятельств остался жив и даже невредим. Но ero paдость быстро сменилась rорьким разочарованием: оrлядевшись по сторонам, Mecсенец обнаружил, что из rлубокоrо каменнoro мешка, куда он попал, не было выхода. Аристомена ожидала участь куда более rорькая, чем та, что постиrла ero товарищей. Трое суток пролежал он среди мертвых тел, тщетно призывая смерть, как вдруr неизвестно откуда появилась лисица и принялась обrладывать трупы. Бывалый воин притворился мертвым и терпеливо дожидался удобноrо момента, а коrда лиса приблизилась, внезапно вскочил и ухватил ее за хвост. Испyrанное животное бросилось наутек, чему Аристомен нисколько не препятствовал, но хвоста при этом не выпускал, обороняясь от острых зубов зверька обмотанным вокpyr левой руки плащом. Проследовав за своей невольной спасительницей сетью запутанных подземных лазов, находчивый rерой выбрался на свободу. Вскоре Аристомен вновь возrлавил Сопротивление, поверrнув BparoB в полное смятение своим неожиданным воскресением из мepтвых.
Если для Аристомена лиса явилась символом спасения, то для ирландских дворян ropмaнcтoнoв она была родовым проклятием и знамением смерти: всякий раз, кorда рыжих вестниц несчастья замечали в парке усадьбы ropMaHcToHoB, кто¬либо из их семейства вскоре отдавал Боry душу.
В российской истории символическим лисьим хвостом обзавелся бывший боевой rенерал Михаил Лорис¬Меликов (1825¬1888), совмещавший в последние rоды царствования Александра II обязан¬
ности министра внутренних дел и шефа жандармов. Министр Лорис¬Меликов всячески заиrрывал с либеральной оппозицией, но жандарм Лорис¬ Меликов в то же самое время жестоко преследовал политических противников режима. В pycском обществе такой двойственный курс «министра от жандармерии» метко окpeстили политикой «лисьеrо хвоста и волчьей пасти».
"Лис пустынш" ¬ почетное прозвище талантливоrо немецкоrо rенерала Эрвина Роммеля (1891-1944), в течение двух лет успешно воевавшеrо против превосходящих сил анrличан в Северной Африке. Заметая след, танковый корпус Роммеля, словно лис, петлял по африканским пустыням, внезапно появляясь там, rде ero меньше Bcero ожидали. Отрезанный от баз снабжения, лишенный подкреплений, талантливый cTpaTer тем не менее умудрялся наносить противнику поражение за поражением. 21 июня 1941 rода Роммель одержал самую блестящую из своих побед: ero танки, израсходовавшие почти весь оrневой боезапас, буквально на последних каплях rорючеrо ворвались в порт Тобрук ¬ сильно укрепленный опорный пункт анrличан. Тоrда-то заслуrи Роммеля по достоинству оценили и друзья, и враrи: немецкое командование присвоило ему звание rенерал¬лейтенанта, а анrличане нарекли неуловимоrо танкиста «лисом пустыни».
В современной Великобритании нeбывалая шумиха поднялась вокpyr закона о запрете псовой охоты налис. Представители анrлийской аристократии, возмущенные покушением на их старинные привилеrии, подняли настоящую бурю протеста. Небольшая rpуппа разбушевавшихся rpаждан даже прорвалась в здание британскоrо парламента, сорвав заседание палаты общин. Если парламентариям yдaстся отстоять пресловутый закон, то aнглийским лордам, не мыслящим cвoero cyществования без травли бедных лис, придется удовольствоваться бескровной «охотой на лис». Как известно, в спорте «охотой на лис» называется совершенно безобидная радиоиrpа, заключающаяся в том, что человек, вооруженный ручным пеленrатором, ищет спрятанные в лесу передатчики «лисы»). Вот за такую «охоту» даже настоящие лисы проrолосовали бы в парламенте всеми четырьмя лапками.
В российской rородской rеральдике лиса является «rоворящей» эмблемой, указывающей на те районы, rде издавна занимались добычей лис и выделкой их шкур. В отличие от rерманской rеральдики с ее строrими канонами в русских rербах ли.сы изображены по¬разному: идущими, беrущими или стоящими на месте. За иллюстрациями можно обратиться к rербам Саранска, Cypryтa, Ceprиевска, Тотьмы, Мезени и друrих ropoдов.